87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")
Рабочие завода на фоне инкубатора, начало 1930-х
Один из первых цехов завода, 1930-е
Новая специализация была обретена в 1933 году. По решению ЦК РКИ Наркомзема СССР организация вошла в состав Треста ремонтных предприятий и получила название «Красно-Пахорский ремонтный завод». В то же время произошёл переход к производству подвижных ремонтных средств для различных видов техники. С 1935 года завод трудился на благо Советской армии и выполнял специальные заказы для управлений РККА (ВВС, Артиллерийского, Санитарного, Картографического). С 1937 года осуществляется выпуск мастерских для ремонта бронетанковой техники типа «А».
Нельзя не отметить роль завода в обороноспособности Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны. В военный период предприятием было изготовлено 5748 подвижных ремонтных мастерских на базе автомобильной техники. За вклад в борьбу с гитлеровскими захватчиками более двухсот работников были награждены соответствующими орденами и медалями. В 1941 – 1942 гг. предприятие передано в ведение Главного автобронетанкового управления Красной Армии МО СССР и переименовано в «Автобронетанковый ремонтный завод №90», с того времени оно официально подчинено вооруженным силам.
Ремонт танка Т-34-76 в полевых условиях, Белорусский фронт. Июнь 1944 года.
В послевоенное время спектр производимого оборудования и техники регулярно расширялся. В период с 1946 по 1980 гг. начался выпуск мастерских типа ТРМ-А-49, ТРМ-Б-49, электрогазосварочных мастерских, подвижных станций для зарядки и ремонта аккумуляторов, мастерских по ремонту оптики. Одна из основных задач предприятия – испытание усовершенствованных типов мастерских для обслуживания бронетанковой и автомобильной техники (на базе шасси ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131). В 80-е годы «90 экспериментальный завод» освоил производство комплектов командно-штабных машин на базе шасси УРАЛ-375.
Благодаря профессионализму и трудовой дисциплине персонала завод внес существенный вклад в техническое оснащение отечественных войск. Подвижные ремонтные мастерские стали незаменимой опорой в эксплуатации автобронетанковой техники СССР и России. Деятельность предприятия по достоинству была оценена зарубежными партнёрами: с 1970 по 2000 гг. «Бронетанковый ремонтный завод № 90» экспортировал продукцию в более чем 30 стран мира.
Танкоремонтная мастерская ТРМ-Б-49
В 1990-е и 2000-е годы предприятие (с 2001 года – ФГУП «90 экспериментальный завод») продолжило активную производственно-испытательную деятельность: разрабатывались мастерские для ремонта и обслуживания последнего поколения (КМ-4320М, ТРМ-95У, МЭС-95 на шасси автомобиля УРАЛ-43203, а также ТРМ-80, МТО-80, ТРМ-90У, МЭС на шасси автомобилей ЗИЛ-433422 и ЗИЛ-131). В эксплуатацию введены участки технического обслуживания в универсальных кузовах-фургонах КМ-131К и КМ-4320К без шасси.
Мастерская технического обслуживания МТО-80
С 2007 года предприятие выведено из состава Министерства обороны и реорганизовано в АО. Сейчас «90 экспериментальный завод», расположенный в поселке Птичное уже почти 90 лет, можно считать «ветераном» отечественной военной промышленности. Организация находится в стадии активной модернизации: современная политика его руководства сочетает в себе традиции стабильно качественного производства и прогрессивные экономические решения. В перспективе у завода-«долгожителя» – очередная веха промышленной истории, разработка и испытание новых видов техники, а также расширение сферы предлагаемых услуг.
Литература:
- Усов М. История одного оборонного предприятия // Техника и вооружение. – М.: РОО «Техинком», 2005. – Вып. 6, 7;
- Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. – М.: Изд. Дом «Оружие и технологии», 2003. – Т. VII. – С. 686.
Информация