ТУ-95МС: ракетоносец ядерной триады

28
Оружие, которое, как все мы надеемся, никогда не будет пущено в ход, вызывает к себе особое отношение, сродни священному трепету. Если поступит приказ, этот самолет раскроет створки в нижней части фюзеляжа и отправит по заданным адресам шесть ракет с ядерными боеголовками. Что потом будет с этим самолетом, его экипажем и всем миром, лучше не задумываться.


Стратегический ракетоносец Ту-95МС на девиационном кругу аэродрома «Раменское»



Ту-95МС в нашей прессе часто стали называть «Медведем». Что ж, для могучей машины название хоть куда, хотя придумали его не в России. «Медведем» (по-английски Bear) самолет обозвали в НАТО. Там нашей авиатехнике придумывают самые экзотические кодовые имена, но одно правило действует жестко: первая буква должна соответствовать первой букве названия класса летательных аппаратов. Например, МиГ-29 — Fulcrum, потому что он истребитель (Fighter), Ил-76 — Candid, потому что он транспортник (Cargo aircraft). А буква «B» в слове Bear означает Bomber (бомбардировщик). Вот и мы по привычке называем Ту-95МС бомбардировщиком. Но это неверно. Бомбить он не умеет, и бомбы в него складывать некуда.


Ту-95МС нередко летает в сопровождении истребителей
В парадном строю это истребители ВВС России, а во время боевого дежурства — истребители наших «вероятных партнеров».


Дотянуться до Америки

Если почитать западные публикации, то можно заметить, что авторы отзываются о самолетах 95-го семейства с большим уважением. И никого не смущает, что эта конструкция фактически послевоенных лет, с турбовинтовыми двигателями, до сих пор находится на вооружении и признается эффективным элементом российской ядерной триады. Правда, обычно те же западные авторы не без ехидства добавляют, что Ту-95 — это очень удачное развитие «боинговского» B-29 Superfortress («Суперкрепость»). Действительно, дальняя тяжелая бомбардировочная авиация послевоенного поколения началась с Ту-4 — сделанного КБ Туполева методом обратного проектирования (reverse engineering) клона B-29.


В отличие от ранних классических Ту-95, буквально ощетинившихся пушками, у Ту-95MC,
как и у Ту-142, всего две спаренных 23-мм пушки, размещенных в корме. Разумеется, эта пушечная установка не обеспечивает защиту самолета от современных средств ПВО, и в воздушный бой Ту-95МС лучше не вступать.


Однако останавливаться на этом пути было нельзя. Имея военно-воздушные базы неподалеку от западных, южных и восточных границ СССР, американцы могли рассчитывать нанести бомбовые удары по советским городам, не прибегая к помощи самолетов с трансконтинентальным радиусом действия, а вот нам они были нужны позарез. Поэтому, разумеется, используя конструкторские наработки времен клонирования «суперкрепости», туполевцы взялись выполнять приказ Сталина о создании самолета, который мог бы долететь до США, отбомбиться и вернуться на базу. Промежуточным этапом на этом пути стал дальний бомбардировщик Ту-85 — в нем уже угадываются черты будущего «Медведя», но эта машина так и осталась экспериментальной. Причина — поршневые двигатели, которые делали самолет чрезвычайно тихоходным, а значит, легкой добычей нарождающейся реактивной истребительной авиации. Повышение скорости могли дать только турбовинтовые или турбореактивные двигатели. Тогда, в начале 1950-х, за проектирование межконтинентального стратегического бомбардировщика взялись сразу два КБ: туполевцы сделали ставку на турбовинтовые двигатели (будущий Ту-95), а ОКБ-23 Мясищева отдало предпочтение турбореактивной силовой установке (бомбардировщик М-4). В те же самые годы американцы разрабатывали реактивный восьмимоторный B-52, который шел на смену поршневому гиганту B-36. Ту-95 совершил первый полет в том же 1952 году, что и B-52. М-4 полетел позже, но также был принят на вооружение, правда, ненадолго — радиус действия оказался маловат. А вот конструкция Ту-95 наряду со своим заокеанским визави B-52 переживает уже седьмой десяток лет. Да, но когда же Ту-95 перестал быть бомбардировщиком?


[i]Полеты «Медведя» заставляют нервничать политиков некоторых стран —
достаточно вспомнить реакцию на недавнее прохождение Ту-95МС над Ла-Маншем.[/i]

Обновление классики

Под ногами прозрачный и очень скользкий лед. Сказалась неустойчивая зимняя погода. Снег тает, вода растекается по бетону и вскоре, замерзая, превращается в каток. Мы на аэродроме «Раменское» в Жуковском. Аэродром находится под общим руководством ЛИИ им. Громова, но вокруг этого испытательного поля издавна сложился целый кластер из филиалов знаменитых авиационных КБ. Темнеющей полосой уходит сплошная, напитанная снегом облачность. Похолодало, и невысоко над горизонтом вспыхнуло солнце. В боковом зимнем свете стратегический гигант смотрится особенно впечатляюще. Задранный кверху нос (фирменная фишка туполевских машин), киль, уходящий в небо, могучие двигатели со спаренными винтами, подвешенные к длинным узким крыльям. Площадка на аэродроме — это так называемый девиационный круг. Аэродромный тягач постепенно перекатывает самолет по кругу, вокруг машины суетятся техники. На девиационном кругу отлаживают навигационное оборудование, выставляют магнитный курс. Это одна из последних стадий работ по модернизации боевой машины. Один за другим в Жуковский прилетают «Медведи», находящиеся на службе российских ВВС, и в знаменитом ангаре, помнящем самого Андрея Николаевича Туполева, Ту-144 и практически все остальные машины КБ проходят модернизацию. О характере модернизации на предприятии говорят скупо — по понятным причинам. Рассказывают, что системы управления переведены на «цифру» — правда, в кабине все еще привычная стрелочная индикация. Возможно, на следующем этапе модернизации мы увидим уже «стеклянную кабину». Усовершенствованы системы навигации, связи, топливная система. Все это работает на более эффективное использование ракетного оружия. Единственная модификация Ту-95, находящаяся сегодня в строю ВВС, — Ту95МС. Это не бомбардировщик. Это ракетоносец. В грузоотсеке он везет с собой пусковое устройство — специальный вал, к которому крепятся шесть крылатых ракет класса «воздух-земля», способные нести ядерные БЧ. А еще стоит заметить, что Ту-95МС — это не совсем тот самолет, который строили в 1950-х годах, и даже не совсем Ту-95.


Кабина пока сохраняет традиционный вид, но системы управления самолетом заменяются на современные электронные
Постепенно модернизацию проходит весь наличный парк Ту-95МС. Только за 2014 год в ВВС России было передано восемь модернизированных Ту-95МС, еще более десяти поступит в строй за 2015?2016 годы.


Морские традиции

1950-е годы отметились в истории не только появлением супербомбардировщиков, но и колоссальным прогрессом зенитно-ракетной техники и сверхзвуковой истребительной авиации. Уже к началу 1960-х стало понятно, что дозвуковой самолет не прорвется через ПВО вероятного противника, чтобы отбомбиться по его территории, даже несмотря на шесть спаренных пушек АМ-23 на трех стрелковых установках — на корме, внизу и сверху фюзеляжа. В конце 1950-х появились первые экспериментальные модификации Ту-95 в варианте ракетоносца (Ту-95K) — под крылатые ракеты Х-20. Правда, дальность этих ракет была невысока — 600 км.


Ту-95 оснащен самыми мощными в мире серийными турбовинтовыми двигателями НК-12 в последних модификациях,
развивающих по 15 000 л. с. Каждый двигатель оснащен двумя соосными винтами, вращающимися в разные стороны. Двигатель не только мощный, но и очень шумный.


В 1970-е, однако, появились крылатые ракеты нового поколения — изделия X-55 дубнинского КБ «Радуга», и задача турбовинтовому гиганту снова нашлась. Дело в том, что эти дозвуковые ракеты имеют дальность до 2500 км, что позволяет выпускать их вдали от зоны ПВО противника. Дальше ракета идет на малой высоте, огибая складки местности, не появляясь на радарах: сбить ее чрезвычайно трудно. Таким образом, самолет-ракетоносец смог бы стать своего рода мобильной пусковой платформой, скорость, маневренность и средства защиты которой не имели бы решающего значения. Поначалу туполевцы экспериментировали с уже выпущенными Ту-95, пытаясь переоборудовать их в ракетоносцы. Однако ресурс этих самолетов был уже невелик, так что было принято решение начать новую производственную линейку — ракетоносцев Ту-95МС. Причем, что интересно, за основу новой модификации был взят не бомбардировщик Ту-95, а дальний противолодочный самолет Ту-142М (конечно, конструктивно восходящий к Ту-95). Ту-95МС производился примерно десять лет (с начала 1980-х до начала 1990-х), и сейчас в строю ВВС находится несколько десятков машин. С 2007 года, когда Россия после длительного перерыва возобновила воздушное патрулирование самолетами дальней авиации, Ту-95МС остается одной из главных составляющих воздушной части ядерной триады.


МКУ — многопозиционная катапультная установка —
заряжается шестью ракетами «воздух-земля» типа X-55. Существовала модификация Tу-95MC, способная нести дополнительно еще десять ракет на внешних подвесках, однако в настоящее время международные договоры запрещают такой вариант вооружения.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    25 сентября 2016 07:26
    А еще был Ту-95В (существовал в единственном экземпляре). Был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте — 50 мегатонн. После испытания знаменитой "Царь-бомбы" 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.
  2. +3
    25 сентября 2016 07:42
    Спасибо за статью. Прочел на одном дыхании. История, блин...
  3. +9
    25 сентября 2016 07:42
    М-4 полетел позже
    М-4 стал первым в мире стратегическим реактивным бомбардировщиком, поступившем в войска, опередив В-52 и Ту-95
    Двигатель не только мощный, но и очень шумный.
    Шумность не от двигателей а от винтов, вращающихся с громадной, сверхзвуковой скоростью.
  4. +22
    25 сентября 2016 07:56
    Да неужели? Наконец-то дождался адекватной статьи про этот самолёт без откровенных ляпов.
    Сам прослужил 23 года на этих самолётах. Начинал на Ту-95К, а затем начали переход на Ту-95МС.
    Могу сказать одно - кто хоть раз связывался с этими самолётами, то любовь к ним остаётся на всю жизнь. Хотя пришлось послужить и на Ту-160, и на Ту-22М3. Достойная машина и рядом с ней чувствуешь Человеком.
  5. +6
    25 сентября 2016 08:06
    шумные, шумные.. да это же песня, узнаешь издалека. особо интересно звучит процесс запуска
  6. +6
    25 сентября 2016 09:06
    "...международные договоры запрещают такой вариант вооружения. "
    Это в мирное время, я думаю, понадобиться...- вооружим "по полной схеме".
  7. +2
    25 сентября 2016 09:12
    Цитата: УВБ
    М-4 стал первым в мире стратегическим реактивным бомбардировщиком, поступившем в войска, опередив В-52 и Ту-95

    Да, хотя американец отстал всего на 4 месяца.
  8. +6
    25 сентября 2016 09:22
    В Монинском музее увидел воочию. Был очень впечатлён
  9. +1
    25 сентября 2016 09:24
    Нужно сделать "Бомбовоз" на базе Ил-96-400Т, с гражданскими агрегатами и ресурсом и экипажем из 2-4 человек и нормальными условиями для отдыха...и отсеками под боеприпасы разной длины и толщины..
    1. +2
      25 сентября 2016 11:40
      Есть варианты переоборудования Ил-76 в бомбовоз штатными средствами.
    2. +3
      25 сентября 2016 13:05
      Цитата: Zaurbek
      Нужно сделать "Бомбовоз" на базе Ил-96-400Т, с гражданскими агрегатами и ресурсом и экипажем из 2-4 человек и нормальными условиями для отдыха...и отсеками под боеприпасы разной длины и толщины..

      winked Интересно, при модернизации, маленькую кухоньку и туалет там не ставят ?
      Вообще удивляет:
      разработали громаднейший самолёт, с межконтинентальной дальностью полёта, который в воздухе, с дозаправками, может висеть чуть-ли не сутками, а установить туалет не посчитали нужным.
      1. 0
        25 сентября 2016 16:16
        Там есть куда пописать.
      2. +2
        25 сентября 2016 18:51
        Цитата: Bad_gr
        Интересно, при модернизации, маленькую кухоньку и туалет там не ставят ?

        Вот на этой не маленькой птичке - А-50, экипаж которой состоит из 15 человек, туалета нет! Видимо кто то решил, что нашим военным, привыкшим "стойко переносить все тяготы и лишения службы" он не нужен! lol
        1. 0
          25 сентября 2016 19:22
          И самолет типа А-50/100 лучше делать на базе ИЛ-96...
      3. +2
        26 сентября 2016 17:46
        Это кто ж вам рассказал про отсутствие туалета на Ту-95МС? Какой либероид? Просто летуны не особо любят пользоваться им, предпочитают сходить до полета, а во время оного едят то, что не вызывает желания сходить "по-большому". Потому как амбре еще то и выносить после полёта по традиции тому кто пользовался. Из остальных удобств индивидуальные писсуары на 2 л, электрокипятильник и электродуховка. И возможность в полёте немного размять ноги в центральном проходе.
    3. +2
      25 сентября 2016 16:23
      Уже проходили подобное. Лучше делать сразу специализированный самолет, что вовсе не исключает применения на нем агрегатов с других машин. Самое дорогое в самолете - БРЭО и двигатели, а не планер. Создание нового двигателя с нуля ничуть не проще создания всего остального в самолете вместе взятого.
      1. 0
        25 сентября 2016 19:23
        Специализированным будет фюзеляж.... а крыло, двигатели, хвостовое оперение, шасси... серийное.
    4. +1
      25 сентября 2016 18:05
      Цитата: Zaurbek
      Нужно сделать "Бомбовоз" на базе Ил-96-400Т, с гражданскими агрегатами и ресурсом и экипажем из 2-4 человек и нормальными условиями для отдыха...и отсеками под боеприпасы разной длины и толщины..

      Это такая типа "шутка юмора"? wassat
      1. 0
        25 сентября 2016 19:21
        Чем Ил-96, как планер проигрывает Туполеву?
        1. +2
          25 сентября 2016 20:24
          Цитата: Zaurbek
          Чем Ил-96, как планер проигрывает Туполеву?

          О чем тут говорить? Ил-96 пассажирский широкофюзеляжный дальне магистральный самолет - Ту-95 стратегический ракетоносец. Каждый создавался для выполнения своих специфических задач и пусть этим занимаются.
          «В одну телегу впрячь не можно осла и трепетную лань…»
          1. 0
            26 сентября 2016 07:45
            С точки зрения планера - бомбовоз (типа Ту-95 или Б-52) не отличается от грузовых самолетов типа Ил-96-400Т или Б-747 карго. Скорее проигрывает им, ткт гражданские моложе на 40 лет
  10. +3
    25 сентября 2016 12:58
    ....НК-12 в последних модификациях,
    развивающих по 15 000 л. с. Каждый двигатель оснащен двумя соосными винтами, вращающимися в разные стороны. Двигатель не только мощный, но и очень шумный.....

    Это не двигатель очень шумный, а винты. Кончики лопастей вращаются со скоростью 1,6М, а значит есть и участки лопасти с переходным периодом от дозвуковой скорости на сверх звук. Вот всё это хозяйство и шумит.
    Вроде бы на Ту-95 при модернизации ставят новые винты (само-собой + дальность) , но по их шуму данных не попадалось.
    1. +2
      25 сентября 2016 18:06
      Вы ведёте речь о так называемых " утяжелённых" винтах. Они с завода шли в ЗИПе 1:1 к самолётам Ту-95МС-16. Т.е предполагалось их использование для варианта с подвеской ракетного вооружения на внешних АКУ.
      Поскольку сейчас идёт активная доработка данных самолётов под ракеты Х-101, то и встал вопрос с винтами.
      А вот внешне вы их от старых не отличите неопытным взглядом.
      Ранее были разработки серповидных винтов для двигателя НК-12МП, даже на летающей лаборатории их испытывали, но что-то пока про них не слышно.
  11. +1
    25 сентября 2016 14:57
    Конечно же, пока есть возможность эти самолеты необходимо использовать, в том числе и модернизировать, но и так же надо как можно быстрей готовить ему современную замену.
  12. +6
    25 сентября 2016 15:02
    Цитата: sub307
    "...международные договоры запрещают такой вариант вооружения. "
    Это в мирное время, я думаю, понадобиться...- вооружим "по полной схеме".

    Автор немного погрешил против истины. Был запрещен вариант, который мог нести 16 ракет, в т.ч. 10 на подвеске. Как и внешняя подвеска на америкнаком В-1В. Сейчас же ТУ-95МСМ имеет подвески для ракет Х-101 именно на крыльях, т.к. ракета не влазит в бомболюк
  13. 0
    25 сентября 2016 20:17
    Цитата: Штык
    Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте — 50 мегатонн. После испытания знаменитой "Царь-бомбы" 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.

    Вообще-то у "царь-бомбы" (АН602) расчётная мощность превышала 100 Мт, но на единственных испытаниях не решились на такой бум, поэтому часть урановых элементов была заменена на свинцовый массовый эквивалент. Мощность взрыва составила 57-59 мегатонн.
  14. 0
    1 октября 2016 01:56
    Мощная машина. Видел недавно фото этого самолета, где на крыльях были дополнительные точки крепления с ракетами.
  15. 0
    29 июня 2017 15:34
    Это один из мощнейших компонентов нападения, сдерживания, обладающий самым современным вооружением. И он еще долго будет служить.