Проект тактического ракетного комплекса «Точка»

12
В 1963 году были в нашей стране завершены работы по определению путей развития тактических ракетных комплексов. По результатам специальной научно-исследовательской работы «Холм» были сформированы два основных варианта подобных систем. С использованием результатов исследований было решено разработать два новых проекта. Один из перспективных ракетных комплексов получил обозначение «Ястреб», второй – «Точка».

По имеющимся данным, научно-исследовательская работа «Холм» показала, что наибольшие перспективы имеют ракетные комплексы с ракетами, использующими автономное инерциальное наведение или управление по радиоканалу. При этом специалисты отдавали предпочтение оружию с собственными системами наведения, не требующими дополнительного управления со стороны. Проверить новые идеи предлагалось в рамках двух проектов. Радиокомандное управление ракеты следовало реализовать в рамках проекта с шифром «Ястреб», а инерциальная система наведения должна была использоваться ракетой комплекса «Точка».



Необходимо отметить, что проект «Точка», разработка которого началась в первой половине шестидесятых годов, имеет опосредованное отношение к одноименному ракетному комплексу, созданному к началу семидесятых. Более старый проект повлиял на развитие более нового, однако нет оснований считать систему 9К79 «Точка» прямым развитием ранее созданного комплекса.

Проект тактического ракетного комплекса «Точка»
Предполагаемый облик самоходной пусковой установки комплекса "Точка". Рисунок Militaryrussia.ru


Разработка проектов «Точка» и «Ястреб» была поручена ОКБ-2 (ныне МКБ «Факел»), возглавляемому П.Д. Грушиным. Также к работам привлекались несколько других научно-исследовательских и проектных организаций. Их задачей была разработка тех или иных радиоэлектронных систем, пусковых агрегатов и т.д. В частности, ОКБ-221 завода «Баррикады» (г. Волгоград) и Брянский автомобильный завод отвечали за создание самоходной пусковой установки, а КБ-11 должно было представить проект специальной боевой части с требуемыми параметрами.

Предварительная проработка двух ракетных комплексов началась в соответствии с решением Комиссии ВСНХ по военно-промышленным вопросам от 11 марта 1963 года. В феврале 1965 года Совет министров СССР постановил начать эскизное проектирование. Первые варианты проектов следовало завершить к третьему кварталу того же года. В дальнейшем предполагалось подготовить полноценные проекты и довести новые комплексы до стадии полигонных испытаний.

В проекте «Точка» предлагалось использовать достаточно экономный подход к созданию отдельных элементов ракетного комплекса. Все его составляющие должны были основываться на существующих изделиях. Так, предлагалось строить самоходную пусковую установку на базе одного из новых шасси, а ракета с обозначением В-614 должна была стать развитием зенитной В-611 из состава комплекса М-11 «Шторм». При этом для использования в составе комплекса «Точка» существующие изделия нуждались в тех или иных доработках.

В рамках проекта «Точка» было решено отказаться от разработки совершенно новой машины-носителя ракеты. Самоходную пусковую установки для этой системы планировалось строить на основе уже разработанного шасси, а при разработке специального оборудования использовать существующие агрегаты других ракетных комплексов. Такой подход в будущем позволял упростить выпуск серийной техники, а также облегчить ее эксплуатацию в войсках.

В качестве основы для самоходной пусковой установки было выбрано специальное шасси ЗИЛ-135ЛМ, производство которого в то время готовилось на Брянском автомобильном заводе. В отличие от базовой модели своего семейства, это шасси не имело возможности пересекать водные преграды вплавь, но могло перевозить ракету и прочее специальное оборудование. Характеристики машины ЗИЛ-135ЛМ полностью соответствовали предъявляемым требованиям.

Шасси ЗИЛ-135ЛМ имело оригинальную конструкцию с нестандартной архитектурой силовой установки и ходовой части. На раме машины крепился корпус бескапотной компоновки с кабиной экипажа переднего расположения и моторным отсеком, помещенным за ней. В моторном отсеке помещались два дизельных двигателя ЗИЛ-375Я мощностью по 180 л.с. каждый. Каждый из двигателей сопрягался с собственной системой трансмиссии, передававшей крутящий момент на колеса своего борта. За счет этого повышались основные характеристики подвижности и грузоподъемность.

Ходовая часть специальной машины так же отличалась необычной конструкцией и внешним видом. Использовались четыре моста, расстояние между которыми было отличающимся: два центральных моста размещались максимально близко друг к другу, тогда как передний и задний были удалены от них. Центральные мосты не имели упругой подвески, а управляемые колеса передней и задней оси получали торсионную подвеску с независимыми гидравлическими амортизаторами.

При собственной массе 10,5 т машина ЗИЛ-135ЛМ могла перевозить до 9 т различных грузов. Также имелась возможность буксировки прицепов большего веса. Максимальная скорость по шоссе достигала 65 км/ч, запас хода – 520 км.

Проектом самоходной пусковой установки предусматривалось оснащение имеющегося шасси рядом специального оснащения. Так, для горизонтирования во время стрельбы шасси следовало комплектовать опорами-домкратами. Кроме того, на пусковой установке должно было присутствовать оборудование для топопривязки и подготовки ракеты к стрельбе. Наконец, в кормовой части шасси должна была помещаться качающаяся направляющая для ракеты.


Запуск ракеты В-611 комплекса "Шторм". Фото Flot.sevastopol.info


Для новой ракеты была разработана балочная направляющая достаточно простой конструкции. Она представляла собой балку достаточной длины с креплениями для установки ракеты. За счет пазов и другого оснащения верхней поверхности направляющая должна была удерживать ракету в требуемом положении, а также обеспечивать правильное ее движение при первоначальном разгоне. Для подъема на требуемый угол возвышения направляющая получила гидравлические приводы.

В состав ракетного комплекса «Точка» могла быть включена транспортно-заряжающая машина. Сведения о существовании подобного проекта не сохранились. Как следствие, неизвестны и предлагаемые особенности такой машины. Вероятно, она могла строиться на том же шасси, что и самоходная пусковая установка, и получать соответствующий набор оборудования в виде креплений для перевозки ракет и крана для их перегрузки на пусковую установку.

Разрабатывать баллистическую ракету под обозначением В-614 предлагалось на базе зенитной В-611, создававшейся в то время. В-611 или 4К60 изначально разрабатывалась для использования в составе корабельного зенитного ракетного комплекса М-11 «Шторм». Характерной особенностью этого изделия была сравнительно большая дальность стрельбы на уровне 55 км и относительно тяжелая 125-кг боевая часть. После анализа возможностей было установлено, что ряд доработок позволит превратить зенитную ракету для кораблей в баллистическую класса «земля-земля», пригодную для использования в составе сухопутного комплекса.

В исходном варианте ракета В-611 имела корпус длиной 6,1 м и максимальным диаметром 655 мм, состоявший из нескольких основных секций. Головной обтекатель имел коническую форму и сопрягался с цилиндрическим центральным отсеком. В хвостовой части корпуса имелось коническое сужение. Зенитная ракета имела набор Х-образных крыльев в задней части цилиндрической секции корпуса. В хвосте располагался набор рулей. В проекте В-614 конструкцию корпуса пришлось немного доработать. Ввиду иных параметров боевой части, отличавшейся большим весом, головной обтекатель ракеты пришлось оснастить дополнительными аэродинамическими дестабилизаторами малого размера.

Баллистическая ракета могла сохранить твердотопливный двигатель базового изделия. В проекте В-611 использовался двухрежимный двигатель, обеспечивавший первоначальный разгон ракеты со сходом с направляющей, а затем поддерживавший требуемую скорость полета. Зенитная ракета могла разгоняться до 1200 м/с и лететь с крейсерской скоростью 800 м/с. Дальность полета изделия В-611 составляла 55 км. Интересно, что имеющийся запас топлива обеспечивал длинный активный участок, равный максимальной дальности стрельбы. Такие параметры двигателя представляли большой интерес с точки зрения разработки баллистической ракеты.

Ракеты В-611 зенитного комплекса «Шторм» и В-612 тактической системы «Ястреб» предлагалось оснащать радиокомандной системой управления. Изделие В-614, в свою очередь, должно было получить автономные приборы управления на основе инерциальной системы. С их помощью ракета имела возможность самостоятельно отслеживать параметры полета и удерживать требуемую траекторию на всем протяжении активного участка полета. Далее должен был осуществляться неуправляемый полет до точки падения.

Вооружение перспективных ракетных комплексов планировалось оснастить специальными боевыми частями. Эти изделия были заметно тяжелее штатной фугасной боевой части ракеты В-611, что привело к доработкам конструкции корпуса. Мощность специального боезаряда, разрабатывавшегося для изделия В-614, неизвестна.

Согласно требованиям заказчика, ракетный комплекс «Точка» должен был обеспечить поражение целей на дальностях от 8 до 70 км. За счет систем управления планировалось довести точность поражения целей до требуемого уровня. Специальная боевая часть достаточной мощности могла компенсировать отклонение от точки прицеливания.

Благодаря наличию собственных систем управления ракеты, комплекс «Точка» не должен был отличаться от других систем своего класса. Прибыв на позицию, экипаж должен был осуществлять топопривязку, а затем рассчитывать полетную программу ракеты и вводить ее в систему управления. Одновременно с этим производилось вывешивание боевой машины на опорах с последующим подъемом пусковой направляющей на требуемый угол возвышения. После завершения всех необходимых процедур расчет мог производить пуск ракеты. Затем, сразу после пуска, имелась возможность перевести комплекс в походное положение и уйти с огневой позиции.


Ракетный комплекс 9К52 "Луна-М" на позиции: схожим образом должна была выглядеть система "Точка". Фото Rbase.new-factoria.ru


Ориентировочно в 1965 году был разработан эскизный вариант проекта «Точка», после чего работы были остановлены. Точные причины этого неизвестны. Вероятно, на судьбе разработки сказались те же факторы, которые привели к остановке создания комплекса «Ястреб». Избранный способ создания перспективной баллистической ракеты с максимально возможным использованием агрегатов изделия В-611 не оправдал себя. Несмотря на все доработки, зенитная ракета не могла стать подходящей основой для системы класса «воздух-воздух». По этой причине дальнейшие работы по проекту «Точка» в существующем виде были отменены.

Насколько известно, проект ОКБ-2 / МКБ «Факел» с шифром «Точка» был закрыт в середине шестидесятых годов. Разработка находилась на ранних стадиях, из-за чего сборка и испытания отдельных элементов ракетного комплекса не осуществлялась. Таким образом, все выводы о перспективах проекта были сделаны только по результатам теоретической оценки проекта, без опытов и проверки на практике.

Интересно, что проект «Точка» не был забыт и все же привел к появлению определенных положительных результатов. Вскоре после завершения работ ОКБ-2 передало всю имевшуюся документацию по этому проекту коломенскому Конструкторскому бюро машиностроения. Специалисты этой организации во главе с С.П. Непобедимым, проанализировав документы, изучили чужой опыт и наработки. Вскоре КБМ начало разработку нового проекта перспективного тактического ракетного комплекса. В нем планировалось использовать определенные идеи старого проекта «Точка», которые были пересмотрены и доработаны с учетом требований заказчика и собственного опыта коломенских конструкторов.

К 1970 году проект комплекса от КБМ был доведен до испытаний опытной техники. Ранее эта разработка получила обозначение «Точка» и индекс ГРАУ 9К79. Через несколько лет комплекс 9К79 «Точка» был принят на вооружение и поступил в серийное производство. Эксплуатация подобных комплексов нескольких модификаций, использующих управляемые баллистические ракеты семейства 9М79, продолжается до сих пор. Даже сейчас они остаются основными системами своего класса в российских ракетных войсках и артиллерии.

Проект тактического ракетного комплекса «Точка» создавался с целью реализации новых оригинальных идей, касавшихся подхода к разработке ракет и их систем управления. В исходном виде проект имел массу недостатков, которые не позволили ему выйти из ранних стадий. Тем не менее, всего через несколько лет после прекращения работ эта разработка поспособствовала появлению нового ракетного комплекса, который был успешно доведен до серийного производства и эксплуатации в войсках.


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-260.html
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 октября 2016 16:10
    Отвратительный комплекс,с точки зрения расчёта,на него выделялось мало спирта,хватало только ком батареи.
    1. +3
      6 октября 2016 16:13
      Кому что,кому спирт жрать до ополоумевшего состояния,а кому служить и обслуживать,дабы попадать куда надо-700 грамм спирта в одну харю,не многовато ли?
    2. +1
      18 октября 2016 20:50
      зато полтонны бензина 93ого!!!))) меняй-нихАчу))) хошь на спирт, хошь на коньяк с портвейном. у нас меняли на осетинскую араку)))
  2. +1
    6 октября 2016 16:26
    Цитата: Кровопийца
    Кому что,кому спирт жрать до ополоумевшего состояния,а кому служить и обслуживать,дабы попадать куда надо-700 грамм спирта в одну харю,не многовато ли?

    Вы наверное один были островком трезвости и не жрали спирт до "ополоумия"?Службу никто не отменял,были молодые и спирт жрали не во вред себе и службе.
    1. +2
      6 октября 2016 16:29
      Не был,выпивал,однако среди комабтр Точки,стоявшей у нас через забор,в ГСВГ,алкашей не наблюдал ни одного.
      Регламент,проводили так как написано,а не унутрь и выдохом контакты сушили...У вас иначе?Ну наверно унутренний округ,безделье,лень и пьянь через день.
      1. 0
        7 октября 2016 09:37
        унутрь и выдохом контакты сушили

        Называется "объемная протирка" wink
  3. +2
    6 октября 2016 17:31
    Цитата: РПК
    Отвратительный комплекс,с точки зрения расчёта,на него выделялось мало спирта,хватало только ком батареи.

    На тот комплекс, о котором статья вообще спирт не выделялся, даже для командира батареи. Ибо никогда не был реализован
  4. 0
    6 октября 2016 19:35
    Цитата: Кровопийца

    Регламент,проводили так как написано,а не унутрь и выдохом контакты сушили...У вас иначе?Ну наверно унутренний округ,безделье,лень и пьянь через день

    До перестройки,со спиртом проблем не было,расчёты считали спирт как должное.Пили умеренно,в меру испорченности.., обязательно в компании,по выходным.Особо рьяные,но такой был один,не буду показывать пальцем по понедельникам,конечно бывало испытывали затруднения,до обеда.
    После начала перестройки,на регламент ПУ Пионер,командиру дивизиона уже давали не канистру спирта,а банку,стыдно сказать, на дне. И после работ,когда требовалось с устатку принять,приходилось просить по человечески,пол фляжки. Если скажешь,положен,отказ был категоричным.Разъёмы мыли,но на стенде,на работах на ПУ,когда было многолюдно,когда проверяющие и что бы не палится.И то на Системах управления,на СЭС уже не мыли,глупо,разъёмы крупные на них спирт не влиял.
    На Пионерах офицеры уже не спивались.До нас стоял жидкостной комплекс 64й.Там без спирта нельзя.Ядовитые компоненты,внутренний регламент ёмкостей в противогазах.Отравления постоянные,пары,в защите,промывка шлангов.Постоянная опасность.Не позавидуешь ребятам.
  5. +1
    6 октября 2016 19:39
    Цитата: Старый26

    На тот комплекс, о котором статья вообще спирт не выделялся, даже для командира батареи. Ибо никогда не был реализован

    На испытаниях выделялся по любому,промыслы и военная приёмка,друг за дружкой постоянно пасли и малейшие косяки раздувались до претензий.
  6. 0
    6 октября 2016 22:01
    Цитата: РПК
    Цитата: Старый26

    На тот комплекс, о котором статья вообще спирт не выделялся, даже для командира батареи. Ибо никогда не был реализован

    На испытаниях выделялся по любому,промыслы и военная приёмка,друг за дружкой постоянно пасли и малейшие косяки раздувались до претензий.

    Испытаний НЕ БЫЛО. Это бумажный проект
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    7 октября 2016 11:58
    Про Зил-135ЛМ есть неточности:
    - двигатель зил-375 не дизель, а карбюраторный, бензин АИ-93
    1. 0
      18 октября 2016 20:48
      яя, натюрлих. 520литров!