Автомобили-ветераны

20
На прошедшем форуме "Армия-2016" в экспозицию также были включены образцы военной ретротехники. Цель статьи не вдаваться глубоко в технические тонкости и в историю развития, а всего лишь очень кратко рассказать о выставленных образцах, одни из которых внесли свой вклад в победу во Второй мировой войне, другие стали очередным этапом на пути развития армейских автомобилей. И лишь для последнего образца приведено более подробное описание.

ГАЗ-АА / ГАЗ-ММ
Автомобили-ветераны




Этот автомобиль ведёт свою историю от полуторатонного грузовика Ford-АА образца 1929 г. 1 февраля 1930 г во временных сборочных мастерских завода "Гудок Октября" в Нижнем Новгороде из импортных деталей были собраны первые 30 машин Ford-AA. В связи с тем, что в грузовике Ford-АА ряд узлов не соответствовал эксплуатации в нашей стране, в его конструкцию были внесены изменения и 29 января 1932 г с главного конвейера нового автозавода в Нижнем Новгороде сошла первая грузовая автомашина полностью советского производства под маркой Н.А.З. В октябре 1932 г Нижний Новгород был переименован в Горький и НАЗ (Нижегородский автомобильный завод) стал ГАЗ (Горьковский автомобильный завод), а машина получила индекс ГАЗ-АА. В 1938 г на грузовом автомобиле ГАЗ-АА стали устанавливать двигатель увеличенной мощности и внесли многие другие усовершенствования, после чего он получил обозначение ГАЗ-ММ. Внешне ГАЗ-ММ не отличался от своего предшественника.

ЗиС-5


В декабре 1933 г Московский автозавод имени Сталина вместо прежнего 2,5-тонного грузового автомобиля АМО-3 перешёл на выпуск 3-тонного грузовика АМО-5 (ЗиС-5). По сравнению с предыдущей моделью АМО-3 конструкторы пошли по пути предельного упрощения конструкции и придания ей живучести и долговечности. Из конструкции были практически исключены цветные металлы и оставлены только сталь, чугун, дерево. ЗиС-5 стал первым российским автомобилем, на котором в качестве серийного оборудования устанавливался компрессор для накачки шин. ЗиС-5 достаточно быстро заслужил репутацию простой, очень надёжной и ремонтнопригодной машины. В феврале 1942 г выпуск таких грузовиков начался в Ульяновске, куда было эвакуировано оборудование с ЗиСа. С июня 1942 г ЗиС-5В стали изготовлять и на Московском автозаводе, где снова развернулось производство автомобилей. С июля 1944 г выпуск этих грузовиков начали на Урале, на заводе в городе Миассе. На московском заводе ЗиС-5В выпускался до 1946 г. На Миасском автозаводе выпуск ЗиС-5 в упрощённом варианте продолжался до 1958 г.

Studebaker US6


В конце 1941 года компания Studebaker Corp. of America начала выпуск армейских трёхосных автомобилей повышенной проходимости Studebaker US6 для американской армии. Но командование сочло эти машины как не совсем стандартные для американской армии и предпочло направлять их в основном союзникам. Около половины всех произведённых грузовиков было поставлено в СССР по ленд-лизу. Автомобили поступали как в собранном, так и в разобранном виде. Studebaker стали самыми распространёнными импортными грузовиками в Красной Армии в период Великой Отечественной войны. В Красной Армии бортовые автомобили Studebaker применялись как транспортные машины и артиллерийские тягачи. Имелись также самосвалы, автоцистерны и седельные тягачи. Шасси широко использовалось в качестве базы для боевых машин реактивной артиллерии.


БМ-13Н "Катюша" на шасси ЗиС-151


В связи с тем что во время войны производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, в конструкцию установки вносились изменения, обусловленные принятой на этих предприятиях технологией производства. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, которая могла устанавливаться на любое соответствующее шасси. В качестве базового шасси был принят грузовой автомобиля повышенной проходимости Studebaker US6. С 1948 г эту пусковую установку стали устанавливать на шасси ЗиС-151, затем ЗиЛ-157 (БМ-13НМ), позже на ЗиЛ-131 (БМ-13НММ). При этом артиллерийская часть машин БМ-13Н, БМ-13НМ и БМ-13НММ была совершенно одинаковая.

ГАЗ-63


В 1948 г развернулось серийное производство автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63, который стал первым серийным советским вездеходом, получившим привод на все колеса, одинаковую колею передних и задних колес, лебедку для самовытаскивания на переднем бампере (ГАЗ-63А) и одинарную ошиновку задних колёс. В первую очередь ГАЗ-63 предназначался для армии и поэтому сразу же в больших количествах стал поступать в войска. Грузовой полноприводный двухосный автомобиль ГАЗ-63 предназначался для перевозки личного состава и грузов массой до 2 т по шоссейным дорогам и грузов массой до 1,5 т по плохим дорогам и бездорожью. Основной прицеп - одноосный ГАЗ-705 грузоподъёмностью 1 т. Автомобиль также мог транспортировать за собой легкие и средние орудия и двухосные специальные низкорамные прицепы с оборудованием. Воинские модификации ГАЗ-63 имели экранированное электрооборудование, не создающее радиопомех, и средства светомаскировки.

ЗиЛ-157


В 1958 г с конвейера Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва сошёл последний полноприводный грузовой автомобиль ЗиЛ-151 и автозавод перешёл на производство новых грузовых автомобилей высокой проходимости, со всеми ведущими мостами, ЗиЛ-157. В отличие от ЗиЛ-151 новый автомобиль получил односкатную ошиновку и систему регулирования давления воздуха в шинах, значительно повысивших его проходимость. Для регулировки давления воздуха в шинах на наклонном полу по центру кабины устанавливался блок шинных кранов, состоящий из 6 вентилей с маховиками, каждый из которых предназначался для регулирования давления воздуха в одной из шин. Грузоподъёмность автомобиля при эксплуатации по смешанным дорогам, а также по грунтовым дорогам составляла 2,5 т. При эксплуатации автомобиля по дорогам с твёрдым покрытием без длительных объездов по грунту вес перевозимого груза мог быть увеличен до 4,5 т. В кузове вдоль боковых бортов устанавливались откидные скамейки, которые в поднятом положении увеличивают высоту основных бортов. На этих двух скамейках могли разместиться 16 человек. Все автомобили, сходившие с конвейера, окрашивались в защитный тёмно-зелёный цвет. ЗиЛ-157 состоял на вооружении армий Советского Союза, стран Варшавского договора, а также ряда стран Ближнего Востока, Азии и Африки.

ЛуАЗ-967М


В 1956 году перед Борисом Фиттерманом была поставлена задача создать лёгкий полноприводный плавающий транспортёр с двухцилиндровым двигателем от тяжёлого мотоцикла М-72. Экспериментальный транспортёр был создан в этом же году. Изготовление транспортёра планировалось вести на мотоциклетном заводе в городе Ирбите, но в верхах решено было использовать проект для начала автомобильного производства на Украине и предприятием, ориентированным на военные нужды, стал Луцкий механический завод (ЛуМЗ). До этого времени завод занимался ремонтов тракторов, затем изготовлял специализированный подвижной состав - передвижные мастерские, автолавки, фургоны-рефрижераторы. К 1960 году был готов прототип будущего транспортёра - НАМИ-032С. Выпуск транспортёра переднего края ЛуАЗ-967М был освоен в 1975 году и продолжался до 1991 года.



Плавающий автомобиль-транспортёр повышенной проходимости ЛуАЗ-967М использовался медицинской службой как транспортёр переднего края для эвакуации раненых, а также применялся для механизации вспомогательных транспортных работ. Открытый цельнометаллический водонепроницаемый кузов автомобиля со съёмным тентом имеет откидывающийся задний борт и раму ветрового стекла. Капот установлен на специальных передних петлях, которые позволяют при поднятии капота на 90 град снять его с автомобиля. В закрытом положении капот крепится к кузову застёжками, расположенными на боковых стенках. В верхней передней части капота имеется люк забора воздуха для охлаждения двигателя, а на боковых стенках капота отверстия для отвода горячего воздуха. Откидной задний борт в откинутом положении может удерживаться цепями в горизонтальном положении. Для предотвращения попадания воды при преодолении водных преград по всему контуру борта установлен резиновый уплотнитель. Рулевое управление и сиденье водителя установлено по центру автомобиля.


Два полумягких пассажирских сиденья, расположенные по бокам и чуть впереди сиденья водителя могут складываться в проёмы пола кузова и в сложенном положении образуют настил грузовой платформы. Для преодоления вязких участков, окопов и других препятствий на наружных боковинах автомобиля на специальных кронштейнах навешены быстросъёмные трапы, которые в зафиксированном поднятом положении увеличивают высоту бортов. Для установки трапов по ширине колеи автомобиля имеются две дуги, которые продеваются в петли навески и фиксируются пружинными кольцами. На бортах кузова также предусмотрены места для крепления сапёрной лопаты и топора. Тент для укрытия автомобиля - стояночный быстросъёмный, имеет дугу, которая устанавливается на спинку сиденья водителя. Аккумуляторная батарея 6СТ-45ЭМ установлена под крышкой пола кузова справа сзади от сиденья водителя. Рама ветрового стекла откидная и в поднятом положении крепится двумя распорками, а в откинутом положении укладывается на капот.



Силовой агрегат представляет собой конструкцию, включающую двигатель, сцепление, коробку передач с главной передачей и дифференциалом. Силовой агрегат в сборе с приводным валом и редуктором заднего моста крепится к раме в трёх точках: две точки крепления двигателя, одна точка - крепление заднего моста. Двигатель - V-образный, 4-цилиндровый, четырёхтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, модели МеМЗ-967А с уравновешивающим механизмом. Балансирный механизм с закреплёнными на нём противовесами расположен внутри распределительного вала. Рабочим объёмом двигателя - 1197 см куб, степень сжатия - 7,2, мощность - 37 л.с. при 4100-4300 об/мин. Охлаждение двигателя воздушное, от осевого отсасывающего вентилятора, расположенного в развале цилиндров. На переднем конце коленчатого вала установлен центробежный маслоочиститель. Крышка маслоочистителя используется одновременно как шкив привода вентилятора и лебёдки. В систему смазки двигателя включены основной и дополнительный масляные радиаторы воздушного охлаждения, включенные параллельно. Основной радиатор расположен на двигателе в развале цилиндров. Генератор установлен внутри вентилятора охлаждения двигателя и имеет с вентилятором общий привод. Для пуска двигателя при низкой температуре используется установка для предпускового подогрева. Для пуска двигателя в холодное время года в тех случаях, когда ограничено время подогрева, предназначено пусковое приспособление 5ПП-40А с капсулами, наполненными легковоспламеняющейся жидкостью "Арктика".



Сцепление - сухое, однодисковое, с расположенными по периферии цилиндрическими пружинами, с гидравлическим приводом выключения. Пятиступенчатая коробка передач состоит из основной четырёхступенчатой коробки и понижающей передачи, размещённой в отдельном картере, прикреплённом к картеру коробки передач через переходную пластину. Понижающая передача включается только после включения заднего моста. Основной ведущий мост - передний, задний с блокировкой дифференциала - отключаемый. Главная передача переднего ведущего моста размещена в коробке передач. Крутящий момент от коробки передач к редуктору заднего моста передаётся через приводной вал, находящийся в кожухе, который жёстко соединяет силовой агрегат и редуктор заднего моста. На концах приводного вала установлены компенсационные муфты, а сам вал вращается в масле.



Для увеличения дорожного просвета и повышения тем самым проходимости автомобиля применены колёсные редукторы. Колёсные редукторы - шестерёнчатые, одноступенчатые, с наружным зацеплением, расположены в дисках колёс. Крутящий момент от полуосей к колёсным редукторам передаётся через карданный шарнир. Подвеска автомобиля - независимая, торсионная с продольным расположением рычагов; снабжена четырьмя телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.


Тормоза - барабанные, с раздельным гидравлическим приводом на передние и задние колёса. Стояночный тормоз с тросовым приводом действует на колодки задних колёс.


Топливный бак ёмкостью 34 л расположен под полом кузова в задней части автомобиля. Применяемое топливо - бензин А-76. Глушитель, имеющий ограждение, крепится спереди к днищу автомобиля. Запасное колесо закреплено на полу кузова за сиденьем водителя.


Для эвакуации раненых с поля боя в передней части машины установлена лебёдка, предназначенная для подтягивания раненых на волокуше к машине. Привод лебёдки осуществляется от шкива коленчатого вала двумя клиновидными ремнями. Размотка троса с барабана лебёдки производится вручную санитаром-носильщиком. При намотке трос лебёдки укладывается на барабан тросоукладчиком. Максимальное усилие на тросе лебёдки - 200 кгс. Длина троса - 100 м. При перевозке раненых вдоль бортов устанавливаются двое носилок. Мягкая подстилка для перевозки раненых изготовлена из поролона и обшита брезентовой парусиной. При необходимости подстилка разворачивается на полу. Размеры её соответствуют площади пола. Бачок для питьевой воды ёмкостью 3 л установлен в гнезде левого борта кузова (может быть заменён канистрой на 10 л). Для ухода за тяжелоранеными в комплекте транспортёра предусмотрен поильник. В ЗИП под левым убирающимся сиденьем хранятся два привязных ремня, предназначенных для фиксации раненых к носилкам. Санитар-носильщик усаживается в кузове, используя свёрнутую подстилку или тент. Для уменьшения габаритной высоты транспортёра рама ветрового стекла опускается на капот, а конструкция сиденья водителя и рулевой колонки позволяет водителю-санитару управлять автомобилем в положении лёжа при минимально устойчивой скорости, тормозить при этом необходимо стояночным тормозом. При выполнении медико-санитарных работ по обслуживанию войск или населения автомобиль должен иметь опознавательные знаки "Красный Крест" (по одному на каждом из бортов и на ветровом стекле).


На дорогах с сухим и твёрдым грунтом автомобиль может быть использован для работы с одноосным прицепом полной массой до 300 кг (без тормозов), имеющим тягово-сцепное устройство типа шкворень-петля. Автомобиль-транспортёр ЛуАЗ-967М способен преодолевать водные преграды глубиной до 450 мм с твёрдым дном, передвигаясь по дну на колёсах, более 450 мм - на плаву. Движение на плаву со скоростью до 4 км/час происходит за счёт вращения колёс при включенной второй передаче. Изменение направления движения осуществляется поворотом передних колёс. Для откачки воды из кузова в моторном отсеке установлен насос производительностью не менее 25 см3/сек, а в днище кузова расположены шесть сливных пробок.


Краткая техническая характеристика автомобиля-транспортёра ЛуАЗ-967М:
Колёсная формула - 4Х4
Грузоподъёмность - 300 кг + водитель (100 кг)
Снаряжённая масса - 950 кг
Полная масса - 1 350 кг
Максимальная скорость - 75 км/час
Наименьший радиус поворота с отключенным задним мостом по следу переднего внешнего колеса - 5 м
Длина - 3 682 мм
Ширина: по кузову - 1 500 мм, по навесным трапам - 1 712 мм
Высота: при поднятой раме ветрового стекла - 1 600 мм, при опущенной раме - 1 230 мм
База - 1 800 мм
Дорожный просвет - 285 мм
Колея - 1 325 / 1 320 мм
Угол въезда - 33 град
Угол съезда - 36 град
Погрузочная высота - 800 мм
Тип рулевого механизма - глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Шины - низкого давления, с протектором повышенной проходимости 150-330 (5,90-13), модель ИВ-167



Конечно, у всех этих автомобилей своя богатая история и интересные технические особенности, и люди, сберегающие и восстанавливающие автомобильную историю, достойны всеобщего уважения.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 октября 2016 06:36
    Большое спасибо!
    Кажется все знаешь, но статью прочитал на одном дыхании!
  2. +1
    22 октября 2016 08:15
    Статья великолепная
    В декабре 1933 г Московский автозавод имени Сталина вместо прежнего 2,5-тонного грузового автомобиля АМО-3 перешёл на выпуск 3-тонного грузовика АМО-5 (ЗиС-5)

    Интересно а кто был прародителем Захара?
    1. +2
      22 октября 2016 10:43
      Цитата: Хапфри
      Интересно а кто был прародителем Захара?

      Сначала был американский «Отокар» — не самый известный и популярный американский грузовик. Зато простой и недорогой, что для нашей страны в конце 1920-х было куда важнее. Под новую модель завод АМО, близ Тюфелевой рощи, в 1931-м не просто реконструировали, по сути — перестроили . Вначале был АМО-2 — собранный целиком из импортных деталей. Потом пошел АМО-3 — с иным задним мостом, батарейным, а не от магнето зажиганием и некоторыми другими изменениями, по комплектующим уже полностью отечественный. Ну а следующая модель, АМО-5, была уже сильно модернизирована советскими конструкторами во главе с Е.И. Важинским.
      Увеличили рабочий объем двигателя c 4,9 до 5,6 л, подняли мощность с 60 л.с. до вполне солидных по тем временам 73 л.с., повысили грузоподъемность с 2500 до 3000 кг. Одновременно конструкцию упростили: среди прочего отказались от гидравлических тормозов на передних колесах — их посчитали слишком сложными для наших условий. Механический привод был куда проще не только в изготовлении, но и в ремонте. Первый модернизированный грузовик на заводе уже имени Сталина собрали летом 1933-го, 1 октября ЗИС-5 поставили на конвейер, ну а массовое производство развернули год спустя.
  3. 0
    22 октября 2016 08:25
    Но командование сочло эти машины как не совсем стандартные для американской армии и предпочло направлять их в основном союзникам. Около половины всех произведённых грузовиков было поставлено в СССР по ленд-лизу.

    При чем тут вообще армия. Двигатели у них были несвременные с невысокой степенью компрессии. Поэтому в Америке эти машины не находили сбыта.
    В СССР же были большие проблемы с качественным топливом, так что Студер для нас был находкой
    Было поставлено 100 000 Студеров. Они же послужили протопипом для послевоенных творений ЗиЛовских конструкторов.
    1. 0
      22 октября 2016 10:31
      Цитата: Хапфри
      Они же послужили протопипом для послевоенных творений ЗиЛовских конструкторов.

      А кабину позаимствовал ГАЗ. smile
      1. +4
        22 октября 2016 13:38
        Цитата: Штык
        А кабину позаимствовал ГАЗ

        А также капот аллигаторгного типа. А это я и моя Маша !
    2. +1
      22 октября 2016 14:06
      Цитата: Хапфри
      При чем тут вообще армия. Двигатели у них были несвременные с невысокой степенью компрессии. Поэтому в Америке эти машины не находили сбыта.

      Ну вообще-то US в армии США того времени обозначал носитель оружия и машина делалась по армейским требованиям. На вооружении состояла в Инженерном корпусе армии США. Да машина не стандартная, только не по тем причинам которые вы указали. Двигатель Геркулес JXD не был стандартизован армией США, потому как был нижнеклапанным. Проблемы с нашими ГСМ были характерны для всех машин ленд-лиза и Студебекера в том числе. Просто машин оказалась прочнее других. Степень компрессии не такого понятия. Есть степень сжатия и компрессияЭто две разные вещи. http://365cars.ru/soveti/stepen-szhatiya-dvigatel
      ya.html
      А компрессия измеряется вот таким прибором.
  4. 0
    22 октября 2016 10:18
    Может не все знают, но по крайней мере в 60 - 70 хх. годах , в Саветской армии было 3 автомобильных полка - 6-й, 56-й и 8-й. не считая многочисленных автобатов. Два из них 6-й и 56-й находились в ГСВГ ( в 56-м довелось служить). В нашем полку было примерно 700 машин, основа - транспортные Урал-377 с немецкими 5 тонными прицепами. В 6-м была еще рота тяжелых Маз-537 с тралами для перевозки танков.
    Уралы на марше, фото из дембельского альбома.
  5. +1
    22 октября 2016 10:24
    Урал-377
    (1962-1983 гг.)


    Формально 7,5-тонный грузовик "Урал-377" (6x4) с задними ведущими колесами и деревянной грузовой платформой длиной 4,5 м с откидными бортами являлся народнохозяйственным вариантом армейского автомобиля "Урал-375", но и он служил в Вооруженных Силах СССР, братских и союзных стран. Первые образцы новой машины появились в 1962 году, их серийный выпуск начался через три года. Автомобили 377-й серии также оснащались 180-сильным бензиновым двигателем, но получили передний неведущий мост от грузовика МАЗ-500 и не имели систем экранирования и изменения давления в шинах. Благодаря сохранению всех односкатных колес и высокого дорожного просвета они обладали достаточно высокой проходимостью на дорогах с плохим покрытием и могли буксировать прицепы массой до 10,5 т. Именно для этой машины была создана первая полностью закрытая 3-местная цельнометаллическая кабина, монтировавшаяся затем на всех военных версиях. Дорожный бортовой автомобиль 377Н снабжался широкопрофильными шинами с универсальным рисунком протектора, вариант 377К был создан для эксплуатации на Крайнем Севере. Параллельно с грузовиками разрабатывались и выпускались седельные тягачи 377С и 377СН для работы с полуприцепами полной массой 18,5 т в составе 22,5-тонных автопоездов. Автомобилей 377-й серии собрали 71 тыс. экземпляров.
    Бензин правда любил кушать отменно и не какой нибудь - 93-й!
    1. 0
      22 октября 2016 11:28
      Цитата: Штык
      Урал-377
      (1962-1983 гг.)


      Формально 7,5-тонный грузовик "Урал-377" (6x4) с задними ведущими колесами и деревянной грузовой платформой длиной 4,5 м с откидными бортами являлся народнохозяйственным вариантом армейского автомобиля "Урал-375", но и он служил в Вооруженных Силах СССР, братских и союзных стран. Первые образцы новой машины появились в 1962 году, их серийный выпуск начался через три года. Автомобили 377-й серии также оснащались 180-сильным бензиновым двигателем, но получили передний неведущий мост от грузовика МАЗ-500 и не имели систем экранирования и изменения давления в шинах. Благодаря сохранению всех односкатных колес и высокого дорожного просвета они обладали достаточно высокой проходимостью на дорогах с плохим покрытием и могли буксировать прицепы массой до 10,5 т. Именно для этой машины была создана первая полностью закрытая 3-местная цельнометаллическая кабина, монтировавшаяся затем на всех военных версиях. Дорожный бортовой автомобиль 377Н снабжался широкопрофильными шинами с универсальным рисунком протектора, вариант 377К был создан для эксплуатации на Крайнем Севере. Параллельно с грузовиками разрабатывались и выпускались седельные тягачи 377С и 377СН для работы с полуприцепами полной массой 18,5 т в составе 22,5-тонных автопоездов. Автомобилей 377-й серии собрали 71 тыс. экземпляров.
      Бензин правда любил кушать отменно и не какой нибудь - 93-й!

      Но с Урал 375 не сравнить, намного меньше.
      1. 0
        22 октября 2016 12:17
        Цитата: амурец
        Но с Урал 375 не сравнить, намного меньше.

        Ну правильно, у 377-го только задние ведущие. Но с прицепом аппетит тоже хороий! hi
  6. 0
    22 октября 2016 10:42
    было бы очень познавательно еще и видео тест драйвов этих автомобилей.
  7. +2
    22 октября 2016 11:25
    [quoteДля эвакуации раненых с поля боя в передней части машины установлена лебёдка, предназначенная для подтягивания раненых на волокуше к машине. Привод лебёдки осуществляется от шкива коленчатого вала двумя клиновидными ремнями.quote]
    Когда проводилась распродажа армейского имущества, продавались и ЛуАЗ-967М. Но почему-то мне запомнилось что привод лебёдки на тех машинах был от 12-ти вольтового электродвигателя и владельцы Нив старались купить такую лебёдку. Сам я ставил подобный агрегат другу, на его Ниву.
  8. +3
    22 октября 2016 14:57
    Когда то заинтересовался ЛуаЗом. Начал "вентилировать" тему в интернете. Натолкнулся на форум завода. Вернее пользователей продукции завода - "луазиков". Так там люди реально упрашивали руководства завода восстановить производство ТПК и проекта "геолог" (Кто не в курсе - такой же ТПК, но трехосный". Руководство развело руками - оснастка уничтожена...
    1. 0
      23 октября 2016 01:32
      Цитата: Вождь краснокожих
      Так там люди реально упрашивали руководства завода восстановить производство ТПК и проекта "геолог" (Кто не в курсе - такой же ТПК, но трехосный". Руководство развело руками - оснастка уничтожена...

      Если не возражаете? То помогу вам.
      ЛуАЗ-1901-Геолог.
  9. +1
    22 октября 2016 20:09
    отличная статья по больше таких бы. обеими руками плюсы. такой луаз у нас в городе ездит один. блин классная машинка очень хочется такуюже
  10. 0
    14 декабря 2016 21:48
    Ладно хоть у военного Урала нет в названии западного слова Некст и название на решетке написано русскими буквами.
  11. 0
    9 января 2017 23:42
    Несмотря на неказистый вид и небольшую мощность двигателя, проходимость у этого малыша потрясающая.