Великолепная семерка

45
В октябре 1961 года в 642-м гвардейском авиационном полку истребителей-бомбардировщиков Одесского военного округа (аэродром Мартыновка в Николаевской области) завершились войсковые испытания созданного в ОКБ Павла Сухого самолета Су-7Б.

Сверхзвуковой (максимальная скорость – 2150–2200 км/ч) истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе не получившего широкого распространения фронтового истребителя Су-7 (без литеры после цифры), был официально принят на вооружение еще в начале года. Спешка объяснялась, наверное, тем, что советским ВВС позарез была нужна машина, призванная заменить использовавшиеся в данном качестве «эрзацы» – дозвуковые истребители МиГ-15бис и МиГ-17Ф.



Су-7Б в разных модификациях на весьма продолжительное время стал главным ударным комплексом отечественной фронтовой авиации, сразу же потеснив «одноклассника» – сверхзвуковой бомбардировщик Як-28, уже не говоря об устаревшем Ил-28. К 1965 году в боевом составе ВВС СССР числилось 450 Су-7Б, самолетов Як-28 в ударно-бомбардировочном варианте было построено около 350. Всего же истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БМК и Су-7БКЛ выпустили 1342 штуки. Плюс 365 учебно-тренировочных «спарок» Су-7У.

Новые «сушка» и Як рассматривались в первую очередь как носители тактического ядерного оружия. Су-7Б оснащался размещаемой на внешней подвеске компактной специальной авиабомбой 8У69 («244Н») мощностью 5 килотонн и массой около 500 килограммов, а Як-28 (как и Ил-28) – гораздо более тяжелой (1200 кг) и требующей внешнего обогрева 30-килотонной РДС-4 на внутрифюзеляжной подвеске.

Для применения ядерного оружия Су-7Б был снабжен электромеханическим прибором для бомбометания с кабрирования ПБК-1, автоматически определявшим момент сброса, предусматриваемого на скорости 1000–1050 километров в час при маневре с резким набором высоты от малой до 3500–4000 метров. Су-7Б задействовались в полигонных испытаниях авиационных ядерных боеприпасов.

Великолепная семеркаВ последующем ядерный арсенал Су-7Б пополнили спецбомбы РН-24 и, наконец, РН-28, «миниатюризированные» до массы 250 килограммов. Однако ядерным оружием арсенал не ограничивался: вдобавок к двум встроенным 30-мм пушкам НР-30 «универсального» калибра, оптимизированного для поражения как воздушных, так и наземных целей, в том числе легкобронированных, «сушка» несла довольно разнообразное обычное подвесное вооружение. Его варианты для усовершенствованной модификации Су-7БКЛ с колесно-лыжным шасси и увеличенным до шести (против прежних четырех) числом точек подвески включали 160 57-мм неуправляемых ракет С-5 в четырех 32- и двух 16-зарядных блоках, 42 134-мм НУР С-3К в шести семизарядных пусковых консолях, шесть тяжелых 240-мм НУР С-24, четыре 500-килограммовые и две 250-килограммовые авиабомбы или шесть 100–250-килограммовых, напалмовые баки и т. д. По сведениям зарубежных источников, истребители Су-7Б могли вооружаться и управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» Р-3С с инфракрасной головкой самонаведения. Ближе к закату своей карьеры Су-7Б получили подвесные станции радиоэлектронной борьбы.

Простой по устройству, но не самый легкий в пилотировании Су-7Б удостоился среди личного состава ВВС шуток типа «Хвост и крылья на трубе – это «сушка»-семь и «бе». Хотя правды ради нужно сказать, что «крылатыми трубами» были и МиГ-21, и Су-9, и Су-11. Иностранные эксперты давали Су-7Б разные оценки. Так, автор Air Warfare in the Missile Age («Воздушная война в ракетную эпоху») американец Лон Нордин отмечал: «Су-7Б был разработан как средство доставки на сверхзвуковой скорости тактического ядерного оружия и в силу этого обладал скромным боевым радиусом при максимальной нагрузке обычными боеприпасами». Максимальная масса боевой нагрузки (2000–2500 кг) в последнем случае уступала таковой у ряда западных тактических истребителей того времени. Так, существенно более легкий, чем Су-7Б и его модификации, американский F-5A Freedom Fighter поднимал 2812 килограммов ракетно-бомбовой нагрузки, превосходя в этом даже усовершенствованные модели «сушки» на 312 килограммов. Но вражеский самолет значительно проигрывал нашему в максимальной скорости на большой высоте – более чем на 600–700 километрах в час, хотя для истребителей-бомбардировщиков это не столь существенно.

Серьезными недостатками Су-7Б были, пожалуй, его невсепогодность и невозможность эффективного боевого применения ночью.

Впрочем, многие западные эксперты неизменно подчеркивали прочность конструкции Су-7Б, его надежность и хорошие летно-тактические характеристики на малых высотах. Плюс сравнительно невысокую стоимость – это сыграло свою роль при довольно успешном выходе Су-7Б на международный рынок военной авиатехники (конечно, некоторые государства, оцениваемые Москвой как симпатизанты, получили эти самолеты на чрезвычайно льготных условиях или с учетом последующего списания долга и вовсе бесплатно).

В результате использования в локальных войнах Су-7Б стал настоящим «фронтовиком». Его применяли в боевых действиях ВВС Египта, Сирии, Ирака, Алжира, Индии и Афганистана. В эти страны, а также во Вьетнам, КНДР и Южный Йемен он поставлялся в коммерческом варианте Су-7БМК, на котором отсутствовало оборудование, позволявшее использовать машину в качестве носителя ядерных бомб. Зато летчики Войска польского и Чехословацкой народной армии на своих Су-7БМ и Су-7БКЛ знали, что делать в случае третьей мировой. Имелась в виду возможность передачи странам Варшавского договора тактического ядерного оружия под советским контролем (подробнее – «Ядерное братство»). Су-7Б получили также ВВС Румынии и Венгрии, но предусматривалось ли их применение в особо ударном варианте – неизвестно.

Передав служебную эстафету своей глубокой модификации с изменяемой стреловидностью крыла Су-17 (в это семейство входят также экспортные Су-20 и Су-22), ветеран Су-7Б оставался – уже конечно, меньшим числом – в боевом строю ВВС СССР до 1989 года, малость не дожив до распада Советского Союза. Это, безусловно, была этапная машина, оставившая яркий след в истории отечественной авиации.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    22 октября 2016 06:03
    На фоне Мигов СУ-7 поражал своими размерами. Обладал самобытной красотой и элегантностью, которая сразу же западала в души как пилотов так и школьников. В связи с чем первые всегда вспоминали о '7' с теплотой последние штанами обтирали живые экземпляры у Окружных домов офицеров (среди них был и я). Причем надо было еще забраться на эту "махину".
    1. +9
      22 октября 2016 14:06
      Я не мало поездил по Афганистану (Андроповские времена) и обратил внимание, что Су-7б в основном были с Афганскими флагами, а наши летали на МиГ-21.
      По поводу «Хвост и крылья на трубе – это «сушка»-семь и «бе»:
      если заглянуть в сопло движку сушки, то лопатки турбины видятся, ориентировочно, в районе крепления крыльев. То есть , труба форсажной камеры занимает, где то, треть самолёта.

  2. +1
    22 октября 2016 06:11
    По размерам больше конечно миг-21 но не сильно, относительно скорости наверно поменьше 2000 км\ч
    1. +1
      22 октября 2016 07:12
      сверхзвуковые Су-7/9/11 появились гораздо раньше МиГ-21 и скорость у них побольше
      у первых МиГ-21 она была всего 1,7маха у сушек от 2 до 2,3
    2. 0
      22 октября 2016 07:20
      по размерам он гораздо больше как и по весу, дальности, скорости и длительности полета со сверхзвуковой скоростью

      МиГ-21 с изменяемой стреловидностью вообще не было, как и долго он не мог нести ракеты с РЛС ГСН и уступал в БРЭО
      арабам С-7 поставлялись без БРЭО, управляемые ракеты они вообще вынуждены были покупать у немцев
      потом еще обижаются чегой-то Садат переметнулся под США
      1. +3
        22 октября 2016 07:43
        Цитата: Simpsonian
        МиГ-21 с изменяемой стреловидностью вообще не было,

        Су-7 тоже не было с изменяемой стреловидностью. Это появилось на Су-17.
        Служить на них не служил, но ещё до училища работал на АРЗ на котором их ремонтировали. Как и всё у КБ Сухого того времени поражала продуманность конструкции при столь малых размерах. А также его живучесть в очень непростых ситуациях.
        А на Су-22М4 (Су-17М4) поляки до сих пор летают вполне себе успешно.
        1. +2
          22 октября 2016 10:02
          появилось на Су-7Б, размеры как раз были большие

          это самолет который опередил свое время лет на 10-15
          1. +1
            22 октября 2016 19:39
            Цитата: Simpsonian
            появилось на Су-7Б

            Приснилось что ли? С какого перепуга?
            1. 0
              9 ноября 2016 19:22
              нет, в википедии прочитал...
              1. 0
                9 ноября 2016 19:40
                там правда написано не совсем правильно - в Дормодедово показывался Су-7ИГ с переменной стреловидностью, Су-17 вышел позже.
  3. 0
    22 октября 2016 07:10
    оптимизирован для поражения воздушных и наземных целей включая бронированные это 25-27мм но никак не 30
    литера "Б" значит бомбардировщик

    на МиГ-23 и МиГ-25 калибр был не больше 23мм
    1. 0
      22 октября 2016 22:37
      Цитата: Simpsonian
      оптимизирован для поражения воздушных и наземных целей включая бронированные это 25-27мм но никак не 30
      литера "Б" значит бомбардировщик

      на МиГ-23 и МиГ-25 калибр был не больше 23мм

      Миг-23 фронтовой истребитель, а Миг-25 разрабатывался как перехватчик, для них основной целью были самолеты противника, Су7б истребитель-бомбардировщик его задачами могли цели на земле. Тем боле надо помнить, что "сушка" была ровестником Миг-19, который в первых модификациях не имел пушечного вооружения.
      1. 0
        24 октября 2016 16:34
        Во-первых, МиГ-25 вообще не имел пушечного вооружения.
        Во-вторых, на МиГ-23 ставили ГШ-6-23, а эта штука, несмотря на свои 23 мм, обладает мощностью, превосходящей два ствола по 30 мм на Су..
        1. 0
          9 ноября 2016 19:27
          имел, обычно летали без снарядов, потому что были случаи их перегрева

          на МиГ-23 стояла обычная ГШ-23Л
      2. 0
        9 ноября 2016 19:35
        он был еще и истребитель, не только бомбардировщик
        30мм нужен для того чтобы колоть танковую броню как А-10 или Су-25, это не оптимизированный калибр для того и другого, оптимизированный это 25мм
    2. +3
      22 октября 2016 23:03
      изначально на МиГ-23 пушек ставить не планировалось, но ситуация изменилась и 23-ка получила гатлинговскую шестистволку ГШ-6-30 клибра 30мм, на МиГ-25 тоже не планировалось устанавливать бортовую артилерию, но в рамках некоторой серии было выпущена партия Фоксов с ГШ-6-23, потому как ГШ-6-30 "напрягала" планер при скоростях трёх звуков, однако на МиГ-31 ГШ-6-30 устанавливается штатно
      1. 0
        9 ноября 2016 19:32
        ГШ-6-23 стоит на МИГ-31, калибра 23мм а не 30
  4. +3
    22 октября 2016 09:08
    Хорошая статья. Правда , я застал их уже в качестве учебных пособий. В основном разобранных, с частично снятой обшивкой ( для наглядности). Только вот сравнение с F-5 не совсем корректно. Су-7 чаще сравнивали с истребителем-бомбардировщиком F-105. А F-5 с МиГ-21. И спасибо автору- не предполагал , что " ядрёную" бомбу втиснули в 250 кг.
  5. +3
    22 октября 2016 11:24
    Слишком большая и очень информативная статья статья, аж замучался читать её до конца. laughing
    1. +4
      22 октября 2016 11:42
      Цитата: 0255
      Слишком большая и очень информативная статья статья, аж замучался читать её до конца.

      Не вы один... lol
      1. +2
        22 октября 2016 11:45
        Цитата: Bongo
        Не вы один...

        Сергей, напишите нормальную статью про Су-7, ваши статьи приятно читать good
        1. +6
          22 октября 2016 12:08
          Цитата: 0255
          Сергей, напишите нормальную статью про Су-7, ваши статьи приятно читать

          Спасибо, Константин!
          Не вижу смысла request Про этот самолёт уже много написано до меня. Предпочитаю освещать темы не избитые. Кроме того, про отечественные истребители-бомбардировщики цикл уже был.
          Советская истребительно-бомбардировочная авиация
          Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 1-я
          Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 2-я
          1. +3
            22 октября 2016 12:29
            Спасибо за ссылки hi
            1. +3
              22 октября 2016 12:42
              Цитата: 0255
              Спасибо за ссылки

              Всегда пожалуйста! drinks
  6. +3
    22 октября 2016 15:00
    "Передав служебную эстафету своей глубокой модификации с изменяемой стреловидностью крыла Су-17"
    Я служил под Комсомольском и полёты Су-7 служили нам как-бы развлечением, когда стояли на посту в карауле. И можете представить мой шок, когда однажды у меня над головой, начали отклонятся крылья. Это не забывается до сих пор, прошло с той поры 45 лет.
  7. +2
    22 октября 2016 16:57
    Благодаря их труду, при помощи их знаний и опыта, сейчас мы строим то, о чём в своё время Циолковский мог только мечтать. Так отдадим дань памяти тем, кто ценою собственной жизни пролагал путь к невозможному.
  8. +1
    22 октября 2016 19:17
    "Приварили хвост к трубе получился Су 7Б" (с)
    Типичный "эрзац самолёт" когда было нужно быстро и в лоб получить результат.
    1. +1
      10 ноября 2016 22:47
      не "трубее" МиГ-21, который появился много позже
  9. +7
    23 октября 2016 08:54
    Цитата: Даос
    "Приварили хвост к трубе получился Су 7Б" (с)
    Типичный "эрзац самолёт" когда было нужно быстро и в лоб получить результат.

    Поздравляю! love Во сморозил! Во глупость-то! Абы засветиться! Абы ознаменовать себя, как говорил Федор Михалыч!
    В самом начале 60-х серийный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия со скоростью в 2 маха - это такой хайтек который способны были повторить еще 2-3 страны, остальные "развитые" европейские страны даже мечтать о таком не могли. Про "недоразвитые" упоминать не будем. И это называется "эрзац"? Ну, сейчас, конечно, начнутся вопли о том какой это был плохой самолёт и о моей безграмотности. Поэтому поздравляю заранее!
    1. +1
      23 октября 2016 14:10
      А при чём тут вопли? и с чего вы взяли что я его осуждаю...Это просто константация... Для начала, машинку эту я трохи знаю... в своё время на него в моём училище техников готовили и на технологическом курсе он у нас стоял... Аппарат действительно "эрзац" когда "я его слепила из того что было"... Взяли движок (хороший мощный но очень большой) и попытались на его базе сделать самолёт... Сделали... (иллюстрация немудрёного тезиса что с хорошим движком и забор взлетит) но о эксплуатации почти не думали... В итоге получилась "промежуточная машина" которую через нное время довели до ума создав действительно неплохой ИБ с изменяемой геометрией Су17... А "семёрка"... ну она так и осталась темой для шуток и мата для технического состава... Так чего в моей ремарке глупого? Шутку про "трубу" не я придумал...
      1. +1
        10 ноября 2016 22:53
        в результате получилась очень практичная машина которая получилась гораздо раньше других, и истребитель-бомбардировщик Су-7 ВВС отличался от перехватчика Су-9/11 ПВО только крылом
        Су-17 уже такой трубой не был и поэтому был просто неуниверсальным фронтовым и только бомбардировщиком
  10. +2
    23 октября 2016 09:00
    Автору спасибо! Статья качественная.
  11. +1
    23 октября 2016 23:29
    Шутку эту я давно слыхал. Шутка есть шутка. Шутить и сам люблю. Но вы же серьезно про эрзац. Может я чего не понимаю, но "эрзац самолёт" означает дословно, что это вообще не самолёт, а его заменитель. Не понимаю как такое можно сказать об аппарате имевшем по тем временам рекордные показатели. Эрзац и рекордный, извините, но это скорее антонимы, а не синонимы. Понимаю, что аппарат, по-видимому, был сыроват, как, впрочем, многие аппараты того времени, поскольку был наследником очень аварийного Су-7 и поскольку гонка вооружений она и есть гонка.
    1. +1
      24 октября 2016 09:58
      Потому что это и был "заменитель"... как многие машины того времени... по ряду причин, и по отсутствию времени на доводку и по непониманию собственно задач... И просто потому что И тот же Як 28 так и не был принят на вооружение (тоже угрёбище ещё то) но при этом строился довольно большой серией и находился в полках. Это не плохо и не хорошо это было... Относиться к этим машинам как к полноценным я простите как технарь не могу. Но понимаю почему зачастую приходилось многое делать по "временной схеме" (кстати нет ничего постоянней чем временное как те же жилые бараки) ... Поэтому не осуждаю а скорее вспоминаю...
      1. 0
        10 ноября 2016 23:00
        собственно задачи обычно ставили не те кто делал самолет
        когда к Сухому прислушались (к тому кто там в то время делал этот самолет), наконец получился Су-27
        но в процессе затравили мужика до дурки
        а заказчег, которого туда как раз было надо поместить, утверждал что перехватчику маневренным быть не нужно - давайте снова трубу, все остальное, это лишние деньги yes
    2. 0
      24 октября 2016 16:48
      При всех несомненных достоинствах Су-7Б/ БМ / БКЛ, каждый раз, когда доводилось беседовать с людьми, которым приходилось заниматься обслуживанием сего аппарата, самым "страшным" местом в их рассказах обычно было - замена двигателя. belay belay
      1. 0
        24 октября 2016 21:25
        Там много было "тараканов".... и с движком и с системой управления... и баки текли... а сколько технарей без пальцев осталось из за "долбанутой" системы герметизации фонаря...
      2. 0
        29 октября 2016 12:43
        Да. Наши технари плакали, когда во Вьетнаме увидели, как легко и непринуждённо можно заменить двигатель на F-5(E?), которые американцы просто бросили.
        Это потому, что русские до сих пор переводят американский термин maitainability ("обслуживаемость"), как "ремонтопригодность".
        Справедливости ради следует сказать, что суховцы на машинах третьего поколения Су-24 и Су-17 попытались как-то изменить неприглядную ситуёвину. Но чёт, когда сравниваешь диаметр пневматиков и высоту "отечественных" изделий со штатовскими, понимаешь, что русские не изучают требований руководящих документов министерства обороны США в отношении этой самой maitainability. И напрасно.
        1. +1
          10 ноября 2016 23:04
          может быть просто кто-то не знает что отечественные изделия могли взлетать даже в грязь с грунтовых полос, а омериканские только с чистых бетонок?
  12. 0
    24 октября 2016 21:05
    А я вот покритикую статью. Если уж начинать статью с того, что в Одесском округе завершились испытания, то нужно что то интересное о них и написать - как испытывали, какие сложности были, каких результатов добились. В самой статье много ядерных бомб но нет особенностей самой машины - поведение на посадке либо сложности выполнения пилотажа, со штопором как было, не хватает хотя бы пары воспоминаний летавших на ней летчиков. Пушка Су-7Б нужна была больше для боя с самолетами, попасть с этого самолета в БТР на поле боя весьма сомнительно что летчик вообще ее увидит, в то время применялась тактика бомбардировки и обстрела НУРами по площадям эскадрильями. При этом как то читал, что с этого самолета отрабатывалось бомбометание топмачтовым способом, причем на суше. Испытатель по крайней мере в ангар попал.
    1. 0
      10 ноября 2016 23:07
      в колонну из БТР на марше попадали без вопросов

      был нехороший момент на учениях когда и не по колонне, от удара пары самолетов получилось 64 погибших сразу
  13. 0
    24 октября 2016 21:45
    Кстати вспомнилась книга Стрелы разламывают небо, про освоение Су-7Б в строевых частях. Написана исключительно!!
  14. 0
    29 октября 2016 02:01
    Конструктор - Сухой, самолёт "сырой", а техник "мокрый".
    А так, всё правильно. Странный самолёт.
  15. 0
    29 октября 2016 12:46
    И последнее. На Су-7 совершён первый побег на Запад. Некий техник самолёта сумел взлететь и катапультироваться над ФРГ.
    1. 0
      10 ноября 2016 23:11
      техник ВВС СССР? в 1956 взбунтовались почти все венгерские ВВС на МиГ-15, просто побеги были и до этого.