Мобильное бесстрашие

9
Бронеавтомобиль с приданными ему легковым автомобилем, грузовиком и мотоциклом составляли броневое отделение. Три таких и одно запасное объединялись в броневые (автопулеметные) взводы. Последние придавались армейским корпусам.

Бронеавтомобили вели разведку, действовали совместно с конницей, поддерживали огнем пехоту, совершали рейды, защищали фланги, применялись для захвата рубежей, удара в тыл, преследования противника. Во многих боях именно действия броневиков оказывались определяющими.



Засада – то, что надо

В Томашовской операции 13–16 июня 1915 года отличился 14-й автопулеметный взвод – одно из самых доблестных броневых подразделений русской армии в годы Первой мировой.

В той операции армейской группы В. А. Олохова и 3-й армии Северо-Западного фронта наши войска выполняли важнейшую задачу – требовалось остановить германское наступление, которое развивалось на наиболее опасном операционном направлении. Ситуация, в которой оказались русские армии летом 1915-го в целом и в Томашовском сражении в частности, была крайне неблагоприятная. Сковать, остановить противника любым способом, сорвать его «летние стратегические Канны» по окружению русских армий в Польше – важнейшая задача, стоявшая на том этапе.

15 июня взвод (два пулеметных бронеавтомобиля «Остин» первого образца – английского производства, но с броней Ижорского завода) прибыл в Томашов (Польша), где получил задачу прикрыть отход лейб-гвардии Волынского полка.

К вечеру подразделение разместилось в засаде – фронтом к своим отступающим частям. Командир взвода принял тактически грамотное решение – примерившись к местности, он решил прикрыть отходившие части от наседавшего противника. Когда показались первые германские разъезды, автопулеметный взвод, подпустив неприятеля на 40 шагов, открыл огонь и полностью уничтожил передовой отряд. Противник приостановил преследование и, развернув орудия, открыл по броневикам огонь. Успешно маневрируя под сильным артиллерийским огнем, взвод отошел на километр к северу и вновь встал в засаду.

Действуя на новой позиции, броневики метким огнем рассеяли вражескую кавалерийскую часть. Чтобы не рисковать машинами, оставляя их на позиции в ночное время, командир вывел взвод из боя и отвел к северу.

На следующий день он решил вновь применить отлично зарекомендовавшую себя тактику засадного боя.

16 июня к северу от деревни Криница бронеавтомобили встали в засаде на шоссе, прикрывая отход частей 2-го Кавказского армейского корпуса. Офицер 13-го лейб-гренадерского Эриванского царя Михаила Федоровича полка Кавказской гренадерской дивизии К. Попов позднее вспоминал: «Идя по шоссе, мы прошли мимо двух бронированных автомобилей, замаскированных ветками. Их присутствие здесь было весьма уместно, но работы броневиков за всю германскую войну мне ни разу не пришлось видеть». Когда противник численностью до батальона повел наступление вдоль шоссе, он был расстрелян метким пулеметным огнем русских бронеавтомобилей.

Ведя арьергардный бой, взвод действовал инициативно и самостоятельно, применив необходимые тактические приемы. Правильная оценка обстановки и удачный выбор позиций для засад дали возможность полностью выполнить возложенную на подразделение задачу. Замечательны были тактический эффект от действий взвода, его боевая устойчивость и огневая мощь – наступавшие подразделения противника уничтожались почти полностью.

Сам погибай…

14-й автопулеметный взвод принял активное участие в Таневском сражении 18–25 июня 1915 года – операции 3 и 4-й армий русского Северо-Западного фронта против 4-й австро-венгерской и 11-й германской.

Мобильное бесстрашие18 июня автопулеметный взвод поддерживал действия 279-го пехотного Лохвицкого полка 70-й пехотной дивизии 14-го армейского корпуса. Подразделение получило от командира полка следующую боевую задачу: «Выехать вперед в направлении д.д. Бжаница – Пустынь и обстрелять противника, разворачивающегося впереди д. Пустынь и скопляющегося у костела».

Артиллерийский огонь австрийцев был беспорядочен и слаб, чувствовалось отсутствие наблюдательных пунктов. Бронемашины взвода пошли в атаку задним ходом, и с дистанции 100–150 шагов отбросили австрийцев в лес, но остановились, израсходовав весь запас воды, необходимый для охлаждения пулеметов. Набрав воду, взвод вторично пошел в атаку. Во время второй атаки бронеавтомобили прорвались глубже в расположение противника – был обстрелян резерв австрийской пехоты численностью до трех батальонов.

20 июня автопулеметному взводу было приказано поддержать наступление 70-го пехотного Рязанского полка 18-й пехотной дивизии. Элемент тактической внезапности был утрачен, но взвод пошел в атаку, так как обстановка требовала помочь крайне утомленной пехоте. При первой же атаке один бронеавтомобиль был разбит прямым попаданием, а у второго сбита башня. Документы засвидетельствовали геройскую гибель экипажей русских броневиков: «После того как шофер был ранен, а помощник его убит, желая спасти остальных членов экипажа, младший унтер-офицер Василий Скрыпник самоотверженно стрелял из пулемета до тех пор, пока не был сам убит и взорван автомобиль. Ефрейтор Сергей Антипин самоотверженно подавал патроны пулеметчику, пока не был убит пулей в лоб, и сгорел во взорвавшемся автомобиле».

При сложившейся тактической обстановке появление броневиков в районе, где они уже ранее действовали, для противника неожиданным быть не могло. В результате броневики 14-го взвода погибли. Но обстановка требовала присутствия бронемашин на поле боя, и они пошли в атаку, невзирая на то, что их ожидала верная гибель.

Замыкатели «котлов»

Одним из важнейших сражений кампании 1914 года на Русском фронте была Лодзинская битва 29 октября – 6 декабря. Начавшись с попытки окружить войска 2-й русской армии, она привела к тому, что неприятелю пришлось думать о спасении своих окруженных корпусов – ударной группы 9-й германской армии. Это единственная в Первую мировую удачная для русской армии операция на окружение крупной группировки войск противника. В «котле» германцы потеряли 42 тысячи человек или около 90 процентов от состава ударной группы, но ее остаткам удалось вырваться из окружения.

Во время Лодзинской битвы ключевое значение имели действия так называемого Ловичского отряда – именно он замкнул кольцо окружения вокруг германской ударной группировки Р. фон Шеффер-Бояделя. Активное участие в операциях отряда приняли восемь бронеавтомобилей 1-й автопулеметной роты.

9 и 10 ноября шесть пулеметных бронемашин прорвались через занятый вражескими войсками Стрыков, в то время как два пушечных бронеавтомобиля артиллерийским огнем и маневром поддержали наступление 9 и 12-го туркестанских стрелковых полков 3-й Туркестанской стрелковой бригады. Германцы, оказавшись в тисках двух бронегрупп, не только были выбиты из города, но и понесли очень тяжелые потери.

20 ноября на заключительном этапе Лодзинской битвы 1-я автопулеметная рота в полном составе встала в засаду вдоль дорог на стыке между 5-й армией и левым флангом 19-го армейского корпуса – у Пабьяниц. В итоге на рассвете 21 ноября пятью русскими бронеавтомобилями были уничтожены два полка германской пехоты, пытавшихся начать окружение левого фланга 19-го армейского корпуса. Пушечный бронеавтомобиль роты эффективно расстрелял выдвигавшуюся на позицию германскую батарею.

В лодзинских боях совершил подвиг командир 4-го автопулеметного взвода штабс-капитан Гурдов. Документ свидетельствует: «Автомобили подкатили в момент, когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Немцы подступили вплотную к шоссе. В это время штабс-капитан Гурдов врезался в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100–150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния пули решетили броню. Все люди и штабс-капитан Гурдов ранены. Обе машины выведены из строя. Четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов с помощью раненых пулеметчиков на руках откатил обе машины до наших цепей, откуда они были уже отбуксированы».

Второе Праснышское сражение 7 февраля – 17 марта 1915 года знаменательно тем, что была стабилизирована стратегическая обстановка на северо-западном направлении. Русские войска одержали решительную победу над равноценным противником. В значительной мере были устранены последствия тактически неудачного августовского сражения: первоначальные боевые успехи германцев в зимней операции в Мазурии сменились их поражением от войск 12 и 1-й армий. Этот наш успех наряду с другими факторами расстроил весь германский план весенней кампании 1915 года.

Во время Второго Праснышского сражения в феврале 1915 года три атаки немцев в районе Прасныша русская пехота отбила при поддержке броневиков. Они врывались в боевые порядки наступавшей германской пехоты и в упор ее расстреливали, а при отступлении немцев из-под Прасныша содействовали развитию успеха, не давая врагу возможности остановиться и привести себя в порядок: «В ночь с 12 на 13 февраля 1915 года, в один день перекинувшись из Старожеб через Пултуск под Прасныш, пройдя маршем 120 верст, отряд 1-й автопулеметной роты из четырех пулеметных и одного пушечного автомобиля ворвался на укрепленную позицию немцев у с. Добржанково. Потеряв три машины со всею прислугою, расстрелянные с 30 шагов, занял два моста, отрезав путь отступления немцев». В результате 2 и 3-му сибирским стрелковым полкам 1-й Сибирской стрелковой дивизии сдалось в плен до бригады германской пехоты.

Русские броневики решали комплексные боевые задачи, позитивно влияя на важнейшие операции маневренного периода мировой войны на Русском фронте.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    23 октября 2016 06:33
    Спасибо!
    Броневики себя ярко проявили в ходе гражданской войны. Их мобильность была бесценна. Как и другой опыт тачанки.
    Хочу обратить внимание, что часть броневиков оборудованых на задней оси гусиницами Кегресса носили названия "полутанк" или даже "танк русского типа".
    1. +7
      23 октября 2016 06:45

      В Полше на вооружении они оставались до конца 30-х годов.
      1. +3
        23 октября 2016 11:46
        Машина в советском камуфляже!

        А вот предположительный польский вид трофейной машины - бывшей "Вся власть Советам - Украинец"!
    2. +1
      23 октября 2016 11:47
      Остин-Кегресс (также Остин-Путиловец-Кегресс) — русский полугусеничный бронеавтомобиль. Первый русский серийный образец полугусеничной боевой машины. Проект разрабатывался в 1916—1917 годах в Российской империи на основе бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» и гусеничного движителя конструкции А.А. Кегресса. Однако началу массового производства бронеавтомобилей помешали события 1917 года. Постройка машин началась лишь в начале 1919 года. До конца марта 1920 года на Путиловском заводе было построено 12 экземпляров бронеавтомобилей «Остин-Кегресс», применявшихся частями РККА в боях Гражданской и Советско-польской войн. На вооружении РККА бронеавтомобили состояли вплоть до 1933 года.
  2. +5
    23 октября 2016 08:20
    Бронеавтомобили вели разведку, действовали совместно с конницей, поддерживали огнем пехоту, совершали рейды, защищали фланги, применялись для захвата рубежей, удара в тыл, преследования противника. Во многих боях именно действия броневиков оказывались определяющими.

    О самих бронеавтомобилях, о технических решениях принятых при строительстве броневиков, о недостатках русской автомобильной промышленности царского времени написано очень много, а вот о тактике применения, о людях которые воевали на них я прочитал впервые.
    1. +6
      23 октября 2016 10:26
      Согласен: информации о ТТХ броневиков, их сильных или слабых сторонах много писалось,а о применении нет
  3. 0
    23 октября 2016 11:46
    . Со столь близкого расстояния пули решетили броню

    То есть бронезащита все таки была недостаточной.
    Немецкие войска имели 37 мм пушки использующиеся для пробития щитка Максима
  4. +16
    5 января 2017 08:43
    Очень интересная статья, спасибо!
  5. 0
    6 апреля 2017 14:47
    не понимаю, как из таких башен вести прицельный огонь
    ничего же не видно!