Тест-драйв танка «Пантера»

92

«Тише, тише давай!» — командует сотрудник музея, хотя мы и так ползем как черепаха. Танк не предназначен для езды по асфальту — по земле гораздо комфортнее.

В 1942—1945 годах немцы изготовили почти 6000 танков PzKpfw V, более известных как «Пантера». Но до наших дней дошло всего двадцать девять машин, причем на территории России хранится, по официальным данным, лишь один подобный танк. Редакции «Популярной механики» довелось на нем прокатиться.



С одной стороны странно: Советскому Союзу досталось несколько сотен трофейных «Пантер» — как непосредственно во время войны, так и по ее окончании. Первый PzKpfw V использовался войсками Красной армии уже осенью 1943 года на Курской дуге (в 59-м отдельном танковом полку). Но в эксплуатации трофейной машины были как плюсы, так и минусы. Преимущества танка заключались в великолепном вооружении: немецкая 75-мм пушка KwK 42 позволяла поражать цели на значительно больших расстояниях, чем могло любое советское орудие аналогичного класса. В связи с этим немецкого зверя планировали использовать в качестве истребителя танков.
Был даже издан официальный документ — «Краткое руководство по использованию трофейного танка T-V («Пантера»)". Но жизнь внесла свои коррективы. «Пантера» оказалась слишком сложной в эксплуатации и неудобной в ремонте — катастрофически не хватало запасных частей (точнее, их не было вовсе), к тому же танк требовал значительно более высококачественного топлива, чем советские машины. Поэтому трофейные «Пантеры» широкого применения не получили и использовались лишь эпизодически (в отличие от предшественников Pz. III и Pz. IV). В принципе, схожие недостатки «Пантер» отмечали и немецкие танкисты: танк был сыроватым, недоведенным до идеала, и процент технических отказов среди Pz.V был выше, чем среди других немецких машин.


Камуфляж «Пантеры» выдает в ней один из танков 5-й танковой дивизии СС «Викинг»,
но это фантазия реставраторов: в советское время все трофейные танки были перекрашены в зеленый цвет.


А после войны «Пантеры» в Союзе оказались совсем не нужны. Их использовали по-разному. В основном — для расстрела целей во время учений и испытаний на полигонах. Иные просто отправились на переплавку. В итоге сохранился только один подобный танк, который сразу после войны целенаправленно передали в Музей боевых машин (ныне — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). Там, в покое и благополучии, PzKpfw V Ausf. G и достоял до наших дней — как ни странно, именно это сделало машину действительно уникальной.

Все родное
Как уже упоминалось, в мире сохранилось 29 «Пантер», из них 12 — модификации G. Именно такая машина хранится и в Кубинке. Больше всего танков во Франции — аж семь штук, по шесть сохранилось в США и Великобритании.


Циммеритовая обмазка бортов — оригинальная, с военных времен. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин
Осенью 1944 года от такой обмазки отказались, что тоже помогает в датировке «Пантеры». Когда танк находится в походном положении, специальный зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции. Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков позволяла танку двигаться очень плавно и равномерно распределять нагрузку на грунт. С другой стороны, сложность конструкции вызывала множество проблем при ремонте.


Проблема в том, что история данной конкретной «Пантеры» неизвестна, и отследить ее практически невозможно. Специалисты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны лишь само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных машин, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G пошла в серию) и не в 1945-м (потому что на поздних машинах G была изменена форма маски орудия).

В принципе, можно было бы определить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было великое множество камуфляжей, вплоть до того, что вопрос о покраске решал командир подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные машины безжалостно перекрашивали в зеленый цвет — поэтому изначального камуфляжа не сохранилось. Сегодня «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (точнее, в одну из разновидностей камуфляжа этой дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически достоверная реконструкция.

Вот тут-то и кроется уникальность. Собственно, кроме окраски, все в танке — родное. Вообще все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще некоторые «расходные» детали). Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, приборы — даже ключ зажигания оригинальный, даже кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большинство зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки позволяет точно представить себе, как выглядел танк тогда.



Вообще, если бы не обязательная для музейного экспоната демилитаризация, танк мог бы воевать хоть завтра. Он не просто на ходу — он готов к активным действиям. Работают двигатель и система охлаждения, ничего не подтекает. Конечно, есть определенная усталость металла — все-таки «Пантере» уже без малого 70 лет. Но хорошие условия хранения и очень качественная реставрация сделали свое дело — танк как будто только что с конвейера.

Труды и заботы

У реставрации «Пантеры» было два основных этапа. Первый — в 1990-х, когда полвека находившуюся «на приколе» машину перебрали подетально и поставили на ход. В архиве музея хранятся снимки той реставрации — танк, разобранный, как детский конструктор. Уже тогда специалисты отнеслись к технике с должным пиететом: ничего не было выброшено, каждая деталь бережно приведена в идеальное состояние и возвращена на законное место.



Но время шло, и несколько лет назад в ходе преобразований музея было решено довести танк, который вроде как официально был на ходу, до ума. Сразу же обнаружились подводные камни. «Пантера» завелась, но в систему смазывания начала попадать вода, то есть возникли трещины в масляной магистрали или разошлись прокладки, но в любом случае стало понятно, что двигатель требует капитального ремонта.

В самом музее соответствующего оборудования не было — все-таки тут нужны станки и инструменты высокой точности, плюс как минимум испытательный стенд, и Maybach отправился на ЗИЛ, где его разобрали на части — так же, как десять лет назад сам танк. Износившиеся детали, не подлежащие реставрации, заменили, все вычистили, привели в отличное состояние и прогнали на испытательном стенде — немцы в 1944-м не сделали бы лучше. Параллельно с ремонтом двигателя в Кубинке шла реставрация танка — исправлялись ошибки, сделанные мастерами в 1990-х, добавлялись какие-то элементы, сломанные траки заменили на оригинальные, найденные поисковиками на местах боев и сохранившиеся практически в идеальном состоянии.



В мае 2013 года машина была закончена. Надо сказать, что изначально была идея сделать совершенный, «картиночный» музейный экспонат, как для учебника по эксплуатации танка. То есть навесить весь шанцевый инструмент (в запасниках достаточно оригинальных немецких лопат и кирок), запасные траки на специальные крючья, изготовить и разместить внутри масштабную копию снаряда и оформить танк в цветах и знаках культовой танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

Но от этой идеи пришлось отказаться по удивительной причине — танк оказался настолько востребованным, что тянуть дальше с окончанием реставрации было просто нельзя. Он потребовался и на фестивале «Поле боя», и на других военных шоу — конечно, единственная в стране «Пантера», да еще и на ходу. А шанцевый инструмент навешивать не стали, потому что в таком случае танк пришлось бы поставить за ограждение на значительном расстоянии от посетителей музея. Мало ли кому саперная лопатка понадобится — не уследишь. Но и без дополнительной навески «Пантера» внушает уважение.

Личный опыт

Когда «ползаешь» по танку, забираешься внутрь, дотрагиваешься до органов управления, ощущения совсем другие, нежели когда просто рассматриваешь старые фотографии. Внутри он очень прост — вопреки распространенным легендам о кондиционерах и невероятном комфорте, предлагавшихся немецким танкистам. Аскетичная, очень плотно скомпонованная, довольно неудобная внутри боевая машина. Единственная уступка — набитые конским волосом и отделанные натуральной кожей мягкие сиденья (к слову, «тридцатьчетверки» иногда выходили с заводов вообще без сидений, танкисты подкладывали под себя свернутые ватники).



Но в остальном — машина для боя, а не для отдыха. Поражает качество сборки. Оно немецкое — именно в том смысле, какой мы вкладываем в это слово сегодня, то есть идеальное: фаски сглажены, уголки ровненькие, точность монтажа потрясающая. При этом прогрев термосифонного подогревателя для запуска двигателя зимой осуществлялся с помощью паяльной лампы, что в рамках общей сложности и технологичности конструкции смотрится довольно дико. Впрочем, на еще более совершенных «Тиграх» было так же.


Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. D (количество — 2)
Нидерланды: танк-памятник в Бреде Швейцария: Panzermuseum Thun в городе Тун


Снаружи танк интересен огромным количеством каких-то крепежей, деталей, назначение большинства которых с первого взгляда совершенно неясно. Ну хорошо, вот тут явно крепилась лопата, тут — запасной трак для гусеницы, а это что? Штука в том, что, когда танк поступал в распоряжение экипажа, танкисты практически всегда модернизировали его по собственному усмотрению. Снаружи приваривались крепежи, например, для касок, различного инструмента, не входящего в изначальный боекомплект, даже порой ящики для шинелей или личных вещей, «багажники». Поэтому, если поставить рядом пять «Пантер», вряд ли найдутся хотя бы две одинаковые.

Когда забираешься в танк впервые, первые пять минут боишься наступить на какой-нибудь элемент, опасаешься дотронуться до чего-либо внутри: это же музейный экспонат, ему 70 лет, с ним нужно крайне осторожно… Лишь потом приходит осознание: это же танк. Он же выдерживает попадание снаряда. Какой вред могут причинить ему твои кроссовки? Вот тогда, когда осознаешь, что это мощная боевая машина, а не экспонат за стеклом, начинаешь относиться к машине совсем иначе. Как танкист.


Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. G (количество — 12)
Великобритания: по одному экземпляру в Bovington Tank Museum (Бо- вингтон) и Defence College of Management and Technology (Шрайвенхэм). США: по два экземпляра в US Army’s National Armor & Cavalry Museum (Форт-Беннинг) и Patton Museum of Cavalry and Armor (Форт-Нокс). Нидерланды: Oorlogsmuseum Overloon в Оверлоне. Россия: Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Франция: Musée des blindés de Saumur (Сомюр). Бельгия: Танки-памятники в Уффализе, Селле и Гранмениле.



Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. A (количество — 15)
Франция: два экземпляра в Musée des blindés de Saumur (Сомюр), один в Overlord Museum (Кольвиль-сюр-Мер), два танка-памятника в Па- риже и один экземпляр на свалке техники в городе Мурмелон-ле-Гран. Германия: по одной машине в Deutsche Panzer- museum Munster (Мунстер) и Auto- und Technik- museum Sinsheim (Зинсхайм). США: по одному экземпляру в US Army’s National Armor & Cavalry Museum (Форт-Беннинг) и Military Vehicle Technology Foundation (Портола-Валли). Великобритания: три машины в частном собрании The Wheatcroft Collection и одна в частном собрании Rex & Rod Cadman Collection. Канада: Canadian War Museum в Оттаве.


В Кубинке еще достаточно уникальных танков, которые очень хочется поставить на ход, превратить из стационарных экспонатов в живые машины. Техника должна работать — в данном случае, конечно, на мирном поприще. «Пантера» — один из многих танков в реставрационном ряду, и потому хранителям музея — удачи!

Благодарим за помощь в подготовке материала Центральный музей бронетанкового вооружения и техники МО РФ и нашего консультанта Андрея Черняева
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +39
    22 октября 2016 15:07
    Господи! Как подумаю, сколько "с горяча" переплавили, отправили на слом, расстреляли... - сердце кровью обливается! А теперь радуемся каждому ржавому обломку, найденному в болотах или на дне реки! А в музеях и на киностудиях зачастую дешевые и бездарные подделки!
    1. +8
      22 октября 2016 15:36
      Цитата: Вождь краснокожих
      Господи! Как подумаю, сколько "с горяча" переплавили, отправили на слом, расстреляли... - сердце кровью обливается! А теперь радуемся каждому ржавому обломку, найденному в болотах или на дне реки! А в музеях и на киностудиях зачастую дешевые и бездарные подделки!

      Хоть и банально, но правда: имеючи не храним- потерявши плачем.
      Пантера мне всегда нравилассь, кроме ходовой. С опорными катками всегда было много проблем. Особенно зимой.
      1. +7
        22 октября 2016 16:30
        Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков позволяла танку двигаться очень плавно и равномерно распределять нагрузку на грунт. С другой стороны, сложность конструкции вызывала множество проблем при ремонте
        Но это и была главная проблема с замерзанием грязи между катков. Вообще не понимаю, как по жизни прагматичные немцы могли допустить такое, хотя глядя на немецкое исполнение "Форда-Транзита", с его ручником на задние дисковые колодки (для версии вен), начинаешь понимать, что история ничему не учит, тоже механизм замерзает после езды по влажным дорогам, не рекомендую ставить на ручник в морозы, особенно в больших городах при использовании реагентов при минусе!
        1. +6
          22 октября 2016 17:03
          Но это и была главная проблема с замерзанием грязи между катков.
          У них были узкие штампованные диски. А вес танка до 45 т. Отсюда и "шахматы"
          1. +1
            22 октября 2016 20:29
            Цитата: Хапфри
            У них были узкие штампованные диски. А вес танка до 45 т. Отсюда и "шахматы"

            Вся прелесть такого расположения катков - плавность хода и более равномерное распределение нагрузки! Уж если ФАУ строили, то катков бы наделали любых. smile
            А если мороз прихватил то, что набилось между катков, то да - кирдык!
      2. +8
        23 октября 2016 04:45
        Вот вам пожалуйста тест-драйв танка Пантера от Ивана Зенкевича:
        1. 0
          23 октября 2016 16:11
          Положем обзор мехвода Т34 был так же не фонтан. Что лобовая выдерживал а попадание 120 мм впечатляет
          Давно ещё читал,что мол Гитлер велел тупо скопировать нашу Т34,но не осилили и пр.
    2. +4
      22 октября 2016 16:42
      глупо и бездарно профукали все трофеи..
    3. +12
      22 октября 2016 17:03
      ну что поделать, после войны стране нужно было сырье, а там в ход уже шло все....
    4. +12
      22 октября 2016 20:54
      Цитата: Вождь краснокожих
      Как подумаю, сколько "с горяча" переплавили, отправили на слом, расстреляли... - сердце кровью обливается!

      Вы лучше подумайте о том ,как на тот момент народу осточертела война и на кой чёрт фронтовикам(имею в виду всех прошедших ВОВ) было оставлять 300 каких то там пантер или тигров!
      Но могу Вам с уверенностью сказать,что до 91г. экземпляров трофейной техники было больше.Напр.на украине и в Крыму.
    5. +10
      23 октября 2016 13:41
      Как подумаю, сколько "с горяча" переплавили, отправили на слом, расстреляли... - сердце кровью обливается!


      последний в РФ Як-3 летчика Еремина, стоявший в музее ОКБ Яковлева продан в Америку. Никто за это не ответил. У русских нет ни одного Яка. Вот такие пироги.

      1. +14
        24 октября 2016 17:30
        Як-3 Еремина заводской №1376, имитирующий подаренный ему Ф.Головатым самолет заводской №1712, в США не продавался, а был направлен на экспозицию, незаконно удерживался, но в 2016 году был возвращен в Россию.
  2. +7
    22 октября 2016 15:16
    Был в танковом музее в Кубинке. Больше всего посетителей, как я заметил , в ангаре с немецкой техникой.
    1. +3
      22 октября 2016 22:03
      а чего вы хотите? даже 1 немецкий минный тральщик уже выносит мозг
  3. +10
    22 октября 2016 15:33
    Ну что, начнем срач? lol
    Как представители тевтонского гения объяснят то, что т-5 и т-6 сразу после войны пошли в мартены? Ведь т-4 почему то катались до 60 годов.
    1. +5
      22 октября 2016 17:11
      Как представители тевтонского гения объяснят то, что т-5 и т-6 сразу после войны пошли в мартены?
      Это в СССР-е. Для СССР это были очень сложные машины, советская промышленность не могла их освоить, а ремонт был делом муторным. Во Франции Пантеры состояли на вооружении
      В СССР-е Пантера послужила источником вдохновения при создании Т-54.
      1. +15
        22 октября 2016 17:27
        Цитата: Хапфри
        В СССР-е Пантера послужила источником вдохновения при создании Т-54.


        Как не надо делать танки, это точно. Вы посмотрите сравнение Т-44 с пантерой. Есть фото.
        1. +1
          23 октября 2016 12:12
          Т 44?
          Много сделали?
          Не интересовались почему?
          Фото? В танке важно не фото
      2. avt
        +18
        22 октября 2016 18:40
        Цитата: Хапфри
        Пантера послужила источником вдохновения при создании Т-54.

        wassat fool Вот уж воистину пословица гласит -
        Дураков не сеют, не пашут, они сами родятся.
        Ну и к чему эти мертвому припарки в виде
        Цитата: chenia
        Вы посмотрите сравнение Т-44 с пантерой. Есть фото.

        Опять же - зачем ему матчасть учить и вообще не то что чертежи , документы , ну разные постановления о создании образцов вооружения ГКО читать, да и фотки в сравнении разглядывать ? Народная мудрость уже ДО появления даже аглицких танков Первой мировой уже всё сказала -
        Дурака учить - только портить.
        Учился читать да писать, а выучился петь да плясать
        1. +1
          23 октября 2016 12:17
          Опять же - зачем ему матчасть учить и вообще не то что чертежи

          Вот чертежи и смотрите
          Где люк механика водителя? Как установлен двигатель? То что башня блином. Вот и вся разница
          Вам, колхозникам, еще учиться, учиться и учиться.
          1. +1
            23 октября 2016 20:32
            "...Товарищи ученые! Не сумневайтесь, милые:
            Коль что у вас не ладится - ну, там, не тот aффект, -
            Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
            Денечек покумекаем - и выправим дефект..." В.С.Высоцкий
      3. +13
        22 октября 2016 20:39
        Цитата: Хапфри
        Это в СССР-е. Для СССР это были очень сложные машины, советская промышленность не могла их освоить, а ремонт был делом муторным. Во Франции Пантеры состояли на вооружении
        В СССР-е Пантера послужила источником вдохновения при создании Т-54.


        Аж заржал в голос.
        Ис-2 был, Ис-3 был... А пантера очень нужная но слишком сложная. Ис-3 и Пантера что же лучше?
        Расскажите, желательно со ссылками, вернее не желательно а обязательно в чём же т-54 копировал Пантеру?
        1. +1
          23 октября 2016 12:10
          Расскажите, желательно со ссылками, вернее не желательно а обязательно в чём же т-54 копировал Пантеру?

          Много чего. Компоновка и т д . Конструктивные решения.
          Это длинный разговор. Но Т34 предком Т54 не был
          Знания даются трудом. Если вы трудиться не хотите это ваши проблемы.
          Т 34, ИС 2, это простые машины военного времени, ИС 3 вообще неудачный танк, его не любили.
          ИС-ы и Тигры это как "Волга" и "Мерседес". По размеру вроде одно и то же.
          1. +6
            24 октября 2016 06:21
            Много чего? Ну хоть что-нибудь скажите) Наклонная броня? Она от т-34 и т-44. Расположение двигателя и трансмиссии? От т-44, нет ни передней трансмиссии, ни шахматной подвески, ни продольного расположения двигателя. Массивная башня с округлыми формами? Ею на пантерах даже не пахнет. Вооружение? Нет, предпочли увеличение калибра, а не повышение начальной скорости снаряда на малых калибрах. Люк мехвода? Ахахах, на т-34 люк расположен так только от недостатка места, даже на кв-1 люки расположены наверху, нету влияния пантеры))) Ну где, где копирование пантеры?
          2. +7
            24 октября 2016 08:59
            Конечно т-34 не был предком т-54)) А пантера точно была! Диванный теоретик? Предком т54 был т-44, который, кстати, стоял на вооружении СА и выпускался серийно, пусть и не столь массово. Предком т-44 стал Т-43, именно на этой машине компоновка т-44 и т-54 основывалась. Хоть он и остался прототипом, его литую башню поставили на т-34-85. А уж предком т-43 был тот самый т-34)) Так что пантера ваша боком никаким к советским танкам не относится. Хотя чисто внешне и по боевым качествам очень Пантеру люблю.
            1. +5
              25 октября 2016 20:44
              Т5 - вообще танк бестолковый, фашикам надо было не Пантеру пилить теряя время и распыляя ресурсы, а допиливать дальше Т4. у него потенциал модернизации был огромный. но нет, фашики хотели убервафлю иметь.
              Кста, Барятинский со мной согласен :).
              а так танк красивый и пушка хорошая вот и все его достоинства.
      4. +8
        23 октября 2016 16:00
        Для СССР не было необходимости их осваивать ,так-как в танкостроении СССР обогнал Германию и глупостей про вдохновляющий германский "гений" -бабушке своей расскажете! Учите историю!
      5. +2
        24 октября 2016 06:29
        Цитата: Хапфри
        Как представители тевтонского гения объяснят то, что т-5 и т-6 сразу после войны пошли в мартены?
        Это в СССР-е. Для СССР это были очень сложные машины, советская промышленность не могла их освоить, а ремонт был делом муторным. Во Франции Пантеры состояли на вооружении
        В СССР-е Пантера послужила источником вдохновения при создании Т-54.

        Во Франции после войны не было своих танков и современной танковой промышленности, вот и гребли все подряд, даже пантеры. А пц-4 даже в 60-х продолжали воевать с шерманами и т-34. Только вот "лучшие танки вайны!11" тигры, пантеры и королевские тигры все пошли на металл.
    2. +13
      22 октября 2016 21:26
      Приветствую коллеги!Пантеры разрабатывались под впечатлением от нашего Т 34(отсюда рациональные углы корпуса и башни).Сохранять трофейные машины после войны не было смысла-советская школа танкостроения за время войны ушла далеко в перед(Т44 и ИС3 как факт)Опять же разрушенной стране требовалась высоко качественная сталь.Вот кстати фото первого выезда панцера на территорию музея из ремзоны-вечер 25июня 2013.
  4. +2
    22 октября 2016 15:50
    Ух ты! Респект специалистам музея.
    1. +12
      22 октября 2016 16:14
      Цитата: Леонид Хар
      Ух ты! Респект специалистам музея.

      Да и специалистам ЗиЛа. Перебрать такой двигатель,не имея запчастей, это многого стоит. Говорю как профессиональный моторист.
  5. +3
    22 октября 2016 15:50
    Это хорошо что на ходу, значит жива, а не просто железная коробка.
  6. +2
    22 октября 2016 16:04
    Как представители тевтонского гения объяснят то, что т-5 и т-6 сразу после войны пошли в мартены? Ведь т-4 почему то катались до 60 годов.[/quote]
    1. +3
      22 октября 2016 16:08
      камрад, извините, но глупый пост написали.. 4-е пазики немцы поставляли. когда у них была возможность экспорта. Когда дело дошло до Т-5 и Т-6 у них такой возможности не было....
      1. +5
        22 октября 2016 16:43
        Вермахт поставлял Т-4 в Израиль? belay
        Гитлер в аду перевернулся пару раз.
        1. +1
          23 октября 2016 12:00
          Вермахт поставлял Т-4 в Израиль

          Чехи по приказу Сталина
  7. +4
    22 октября 2016 16:12
    Немецкие танкисты у танков Pz.Kpfw.V Ausf.A «Пантера» из 6-й роты 5-го танкового полка 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (6.Kompanie / SS-Panzer-regiment 5 / 5.SS-Panzer-Division «Wiking») на полигоне в Польше.
    Может быть один из этих?
  8. +20
    22 октября 2016 16:40
    Пишу по памяти оценки нашего танкиста воевавшего на трофейной "Пантере":
    двигатель - дрянь, ходовая - дрянь, мощная броня - низкого качества, хорошая пушка, очень хорошая оптика, - в танке просторно, удобно.
    От себя: танк - печать ментальности - не ездить немцы на нем собирались, - стрелять, а в России что бы стрельнуть доехать еще нужно.
    Для скулящих по утраченным "Пантерам", но подумайте с точки зрения того времени, ну зачем эту дрянь поверженного врага было массово сохранять, неизбежно тратя скудные послевоенные ресурсы? - хотя что то для истории и сохранили.
    1. +5
      22 октября 2016 20:39
      Цитата: ando_bor
      ну зачем эту дрянь поверженного врага было массово сохранять, неизбежно тратя скудные послевоенные ресурсы?

      Если бы законсервировали несколько штук для музеев, "скудные послевоенные ресурсы" не пострадали бы. Уничтожали не только "дрянь поверженного врага", но и редкие образцы своей военной техники. Просто никто не думал, что когда то это будет интересно будущим поколениям - такой вот подход request
    2. +2
      23 октября 2016 16:24
      Действительно в ту пору были дела по важнее чем немецкую технику хранить,а ещё играл роль психологический факт: техника врага и ее беречь?!
  9. +6
    22 октября 2016 16:54
    Только в Проскуровско-Черновицкой операции наши войска захватили множество Пантер(видел архивные фотографии). Тогда, в марте 1944 года,войска 1-го Украинского фронта, под командованием маршала Жукова, оперативно окружили проскуровскую группировку врага, перерезав единственную дорогу с твердым покрытием в районе Ярмолинцев, ведущую в Каменец-Подольский, по которой отступали гитлеровцы.Каменец-Подольский к тому времени был уже занят нашими войсками,как,кстати, и Черновцы. Шоссе и железная дорога ведущие в Тернополь ,тоже были перерезаны в районе Волочиска. Гитлеровцы были вынуждены бросить всю технику и удирать пешком через поля,поскольку стояла страшная распутица и никакая техника не могла ехать по русской грязи,кроме,конечно, Т-34.Преследовать их просто не хватало сил. Техника,конечно,большая часть ее была выведена из строя,стояла затылок в затылок на протяжении нескольких десятков километров.
    1. +4
      22 октября 2016 20:23
      А вы даже не заметили, что немцев бил Украинский фронт. Переверните все архивы и вы нигде не найдёте Русского фронта. Их просто не было. Войну выиграла Америка и Украина, а Россия и остальные - примазались.
      1. +7
        22 октября 2016 21:04
        Цитата: zenion
        что немцев бил Украинский фронт. Переверните все архивы и вы нигде не найдёте Русского фронта.

        это стёб?
        Были и Воронежский и Брянский и Волховский. Фронты назывались по территориальности ,проводимых операций, а не по нац.признаку. wink
        1. +2
          23 октября 2016 16:49
          А еще: Карельский,Ленинградский фронта
      2. +5
        22 октября 2016 21:31
        zenion-это что было?Сегодня как то с шуткой юмора тяжеловато?
      3. +2
        22 октября 2016 23:48
        Он прикалываеться!
      4. +6
        23 октября 2016 00:04
        А как же гусики?
      5. 0
        23 октября 2016 16:08
        Украинских фронтов было вообще-то четыре ,а Белорусских три ,Прибалтийских два ,только специально для таких идиотов как вы сообщаю, это не значит что эти фронты комплектовались по нац. признаку-это оперативно-стратегические формирования РККА на конец войны !
      6. +4
        23 октября 2016 16:46
        Господин Зенон, считайте что мы оценили ваш юмор. А от имени незалежных и всех кретинов не учивших и не желающих знать Историю, благодарность
        Думаю в Израиле многие хорошо помнят историю им и тем более погибшим оскорбительно подобное утверждение
      7. +2
        25 октября 2016 18:31
        В современной истории русофобами назначено, что Украина, Беларусь и США победили фашизм, а у русских был только Сталинград и Ленинград! К сожалению история переписывается в угоду политикам. После смерти Рузвельта было дано указания о ротации личного состава войск США, которые воевали с гитлеровцами и имели контакты с Советской армией.
      8. Комментарий был удален.
      9. 0
        20 февраля 2017 18:10
        а сколько было Украин тогда. Фронтов украинских аж 4.
  10. +2
    22 октября 2016 17:25
    Цитата: Andreitas
    Был в танковом музее в Кубинке. Больше всего посетителей, как я заметил , в ангаре с немецкой техникой.

    И это правда! Наибольшее посещение именно немцев, да там и есть посмотреть на что!! Остальные ангары просто мелочь по сравнению с танками третьего рейха.
    1. +2
      22 октября 2016 21:06
      Чё то , а ангар Советской техники или напр. вот такая вафля
      1. +2
        22 октября 2016 23:46
        Это польская танкетка 30-х годов.
        1. +1
          23 октября 2016 00:02
          Ну да , только танкеткой назвать я бы её не осмелился laughing скорее бронированый моцик)))))
    2. +1
      23 октября 2016 16:10
      Да ладно мелочь, что-то не заметил, из четырёх ангаров только один немецкий!
  11. 0
    22 октября 2016 19:05
    Bолна зависти захлестнула меня. Даже скулы свело. Я тоже хочу
    1. +1
      22 октября 2016 19:25
      Зависть белая и добрая
    2. +6
      22 октября 2016 20:46
      Цитата: костя андреев
      Bолна зависти захлестнула меня. Даже скулы свело. Я тоже хочу

      Кто хочет, тот строит и катается в свое удовольствие! smile
      Житель Свердловской области Александр Порубайко построил в переулке рядом со своим домом действующую копию немецкого танка Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 по самостоятельно добытым чертежам, используя запчасти от тракторов и грузовиков. Танк ездит, поворачивает башню, меняет угол наклона пушки. Вот только брони у него нет. Но и без нее машина весит десять тонн, по дорогам общего пользования на такой технике ездить нельзя.
      1. +6
        22 октября 2016 20:56
        Цитата: Штык
        Кто хочет, тот строит и катается в свое удовольствие!

        А это вообще серьёзная самоделка!
        Подборка фотографий, как создавался самодельный "Тигр" !
        http://4funny.ru/tank-tigr-vi-svoimi-rukami-69-fo
        to/
      2. +4
        22 октября 2016 22:58
        Не понимаю я этого парня. Кем он себя представляет , когда сидит в своем танке? Немецким танкистом? Похоже на героизацию нацистов. Одно дело сделать макет для киностудии, другое дело воссоздать вражескую технику для пацанов своего района.
        1. +5
          23 октября 2016 08:31
          Цитата: sogdianec
          Не понимаю я этого парня. Кем он себя представляет , когда сидит в своем танке? Немецким танкистом? Похоже на героизацию нацистов. Одно дело сделать макет для киностудии, другое дело воссоздать вражескую технику для пацанов своего района.

          Вы наверно никогда не улыбаетесь ? Печально ...
          Цитата: sogdianec
          Похоже на героизацию нацистов

          И в детстве когда пацаны в войнушку играли, тоже хмуро стояли в сторонке и не понимали ...
        2. +6
          23 октября 2016 11:54
          Не понимаю я этого парня. Кем он себя представляет , когда сидит в своем танке? Немецким танкистом? Похоже на героизацию нацистов

          Похоже на серьёзное увлечение.
          Лучше сидеть на продавленном диване с трехдневной щетиной на мосе и пить кислое пиво?
          1. +3
            23 октября 2016 12:10
            Цитата: Хапфри
            Не понимаю я этого парня. Кем он себя представляет , когда сидит в своем танке? Немецким танкистом? Похоже на героизацию нацистов

            Похоже на серьёзное увлечение.
            Лучше сидеть на продавленном диване с трехдневной щетиной на мосе и пить кислое пиво?

            И во всем искать происки врагов (в кислом пиве - тоже) bully
            1. +3
              23 октября 2016 12:26
              Цитата: Штык
              Похоже на героизацию нацистов

              У меня на электронном пропуске наклеена вот такая штука laughing
              Охрана ржет! Это тоже "героизация нацистов"? smile Или сразу = измена Родине ?
              1. +4
                23 октября 2016 12:42
                Цитата: Штык

                У меня на электронном пропуске наклеена вот такая штука laughing

                Ничего тут странного нет Штык среди евреев частенько встречаются такие как вы преклоняющиеся перед нацизмом.
                Вот на Украине евреи даже у Яроша в Правом Секторе воюют.
  12. 0
    22 октября 2016 21:07
    что-то я не понял в Бельгии стоят как памятники фашистские танки?
    1. +5
      23 октября 2016 10:05
      Цитата: кволту
      что-то я не понял в Бельгии стоят как памятники фашистские танки?

      Ну вот в Словакии. Не нравится?
      Памятник на месте боёв за Дуклинский перевал, Словакия
      В ходе боёв за Дуклинский перевал убито и ранено 131 910 человек.
      Вот такая дань воинам, отдавшим свою жизнь за освобождение региона от фашизма.
  13. +2
    22 октября 2016 21:14
    Цитата: zenion
    А вы даже не заметили, что немцев бил Украинский фронт. Переверните все архивы и вы нигде не найдёте Русского фронта. Их просто не было. Войну выиграла Америка и Украина, а Россия и остальные - примазались.

    Как говаривал Лёлик в "Бриллиантовой руке" : " Иди"от - это надолго..." lol
    1. +2
      23 октября 2016 11:57
      Как говаривал Лёлик в "Бриллиантовой руке" : " Иди"от - это надолго..."

      Это " Хохолус вульгариус" в период гона
  14. +1
    22 октября 2016 21:31
    На "ю-тубе" на канале Ивана Зенкевича есть тест-драйв этой "пантеры" и ещё многих танков музея в Кубинке, которые на ходу. Если кому интересно - посмотрите. Очень захватывающее зрелище...
    P.S. Хотел вставить видео - не получается... Говорит "недопустимое". Раньше всё вставлялось на раз, а теперь "недопустимо"! Это не есть гут...
  15. +1
    22 октября 2016 21:47
    Наверняка половину украли разного рода чиновники. Не верю я в восстановление любой исторической модели - все деньги украдут все равно. Замена на "что смогли из не разворованного", вот это правдоподобнее.
  16. +1
    22 октября 2016 23:56
    Пантера как Пантера.
    А вот гусятки лучше!
    1. 0
      23 октября 2016 11:50
      Пантера как Пантера.
      А вот гусятки лучше

      А кошечки, кошечки где? И где щеночки с бантиками?
  17. +6
    23 октября 2016 00:01
    Вот ещё пара снимков поникших панцеров:
  18. 0
    23 октября 2016 00:04
    Вот интересно а были ли гибриды т-34 с башней или хотя бы с пушкой от т-V раз оная так хороша?
    1. 0
      24 октября 2016 09:19
      не было. Ибо погон башни Пантеры гораздо больше, чем у т-34,
  19. 0
    23 октября 2016 00:08
    Наши танки и парочка прощай Родина.
  20. +1
    23 октября 2016 00:09
    Цитата: Товарищ Ким
    Наши танки и парочка прощай Родина.

  21. 0
    23 октября 2016 00:15
    Цитата: Товарищ Ким
    Цитата: Товарищ Ким
    Наши танки и парочка прощай Родина.


    ещё архивные фото бронетехники:


  22. 0
    23 октября 2016 00:17
    Цитата: Товарищ Ким
    Цитата: Товарищ Ким
    Цитата: Товарищ Ким
    Наши танки и парочка прощай Родина.


    ещё архивные фото бронетехники:



    Фрицы:



  23. 0
    23 октября 2016 00:22
    Цитата: Товарищ Ким
    Цитата: Товарищ Ким
    Цитата: Товарищ Ким
    Цитата: Товарищ Ким
    Наши танки и парочка прощай Родина.


    ещё архивные фото бронетехники:



    Фрицы:




    После капитуляции:



  24. 0
    23 октября 2016 16:35
    Очень интересная информация,а ещё видио это вообще супер.
    Было бы очень хорошо подготовить цикл подобных передач и о других экспонатах, хотя бы самых интересных и редких.
    Тут на страницах"Обозрения" был рассказ про израильский Меркаву, теперь вот о "Пантере"
  25. +1
    23 октября 2016 23:31
    Цитата: Хапфри
    Не понимаю я этого парня. Кем он себя представляет , когда сидит в своем танке? Немецким танкистом? Похоже на героизацию нацистов

    Похоже на серьёзное увлечение.
    Лучше сидеть на продавленном диване с трехдневной щетиной на мосе и пить кислое пиво?


    С этого и начинается пропаганда и героизация нацистов. Сегодня танк нацисткий кому то нравится и он его воссоздал и наверно горд этим. Завтра толпе малолеток понравится эсэсовская форма и они ее наденут на парад. "А чо красиво же, не то что убогие красноармейские бушлаты и ватники." Да и кресты германские на груди кому то милее, чем наши награды. Я понимаю исторический и технический интерес восстановить старую технику или создать макет для нужд кинематографа, но это исключение.
    1. +3
      25 октября 2016 15:30
      "Сегодня слушает он джаз, а завтра родину продаст". fool
      1. 0
        25 октября 2016 20:58
        Ну да, крайности... Однако, коробит когда читаешь :"оформить танк в цветах и знаках КУЛЬТОВОЙ танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»" (из текста статьи). Вас нет? no
  26. 0
    24 октября 2016 09:59
    Во времена моего студенчества и военной кафедры. Студентов ежегодно отправляли на полигон ПРУДБОЙ в Волгоградскую область, причем ехали на своей броне (университетских БТР 70-80). Я уже таких сборов не застал, у нас были попроще стрельбы, но нам рассказывали в конце 80-х на полигоне стояли танковые колонны для отработки авиации. Так в этих колоннах были самые разные танки включая немецкие ТИГРЫ. Фоток с сожалению не нашел
  27. 0
    26 октября 2016 03:23
    Цитата: Хапфри
    Много чего. Компоновка и т д . Конструктивные решения. Это длинный разговор.

    Так напишите статью об этом, или цикл статей, с деталями и в подробностях - "Как мы копировали "Пантеру"". А то без аргументов подобные заявления не внушают доверия.
  28. +1
    28 октября 2016 10:25
    Статья супер, автору спасибо!!!
    Был в Кубинке в 11-м году, но к сожалению Пантеру не видел.
    Маус, Тигер-2, Дора стояли, а вот Пантеры почему-то не было (((
    Попозже загружу пару фоток (диск дома) :)
  29. +1
    28 октября 2016 21:06
    Цитата: Вождь краснокожих
    , сколько "с горяча" переплавили, отправили на слом, расстреляли... - сердце кровью обливается! А теперь радуемся каждому ржавому обломку,

    И мы в 80-ых, на полигоне с Т-72 расстреливали "ИСУ-152" и "Фердинанд" .
  30. 0
    15 марта 2017 17:22
    Цитата: voyaka uh
    "Сегодня слушает он джаз, а завтра родину продаст"

    И что характерно! Да, многие таки продали. А начинали действительно - с джаза и шмоток. Ясное дело - за всё хорошее против всякой х...ни.
  31. 0
    13 августа 2017 17:04
    Вместо того, что бы на Мосфильм, отправляли на переплавку. Мозгов явно не хватало.