Одна из крупнейших катастроф Великой войны

49
Одна из крупнейших катастроф Великой войны

100 лет назад, 26 октября 1916 года, в Архангельском порту на участке Бакарица при разгрузке корабля с взрывчаткой и боеприпасами произошел один из крупнейших в истории неядерных взрывов, унесший по официальным данным более 600 жизней. Это была крупнейшая в истории города техногенная катастрофа.

В порту Архангельска при разгрузке взорвался пароход «Барон Дризен», прибывший из Англии с грузом металлов, машин и боеприпасов, включая, химическое оружие и взрывчатку. На момент катастрофы в его трюмах оставалось 1600 тонн груза.



В полдень, когда грузчики разошлись на обед, на пароходе произошли два последовательных взрыва — сначала в носовой части трюма, где были сложены снаряды, а затем, в результате начавшегося пожара, и в кормовой части, где находилась взрывчатка. Взрывы были такой мощи, что на расстоянии нескольких километров в домах вылетели оконные стекла, распахнулись двери, а содрогание земли ощущалось даже в соседних Холмогорах — более чем за 60 километров. На месте причала, где стоял «Барон Дризен», образовались две огромные воронки диаметром более 40 и 60 метров. Взрывной волной были уничтожены находившиеся рядом английский пароход «Эрль-оф-Форфер», 100-тонный кран, буксирный пароход «Рекорд», здания электростанции и пожарного депо. Были повреждены еще два крана и соседние причалы.

В результате взрывов начался пожар. Ветер разнес огонь на десятки соседних бараков, складов и других деревянных зданий. В частности, сгорела дотла почтовая баржа с международными посылками. Было уничтожено много грузов, в том числе уже разгруженная взрывчатка и снаряды, что спровоцировало новые взрывы, продолжавшиеся в течение нескольких часов. Погибли сотни людей — русских и иностранных моряков, портовых рабочих и простых жителей, оказавшихся неподалеку, включая женщин и детей. Число раненых составляло более тысячи.

Из доклада начальника архангельского порта Веретенникова известно, что взрывы унесли жизни 650 человек, ранено было 839. Однако, судя по всему, это заниженные цифры. На самом же деле могло погибнуть и пропасть без вести более тысячи человек. Среди них люди 14-й архангельской пешей дружины, костромской и тамбовской дружин, флотского полуэкипажа, слушатели офицерской стрелковой школы, моряки «Чесмы», стрелки отдельной караульной команды, мобилизованные на строительство железной дороги и портовых сооружений рабочие и т. д.

При изучении причин трагедии следственная комиссия пришла к выводу, что это была диверсия. Согласно архивным документам и воспоминаниям очевидцев, в подрыве судна был изобличен боцман Павел Полько, который позже сознался, что был подкуплен во время стоянки в Нью-Йорке германским агентом.

Таким образом, в октябре по России было нанесено два мощных удара. Так, судя по всему, вражеские агенты 7 октября 1916 года смогли уничтожить один из самых современных кораблей русского флота, флагман Черноморского флота линейный корабль «Императрица Мария». На линкоре произошёл взрыв порохового погреба, после чего последовала серия взрывов и судно затонуло. Погибли и были ранены сотни людей. Взрыв на «Бароне» стал вторым мощным ударом по Российской империи. Эти две катастрофы стали своего рода «знаками», символизирующими приближающийся конец империи Романовых.

Меры безопасности

Стоит отметить, что во время войны в Архангельске, имевшем стратегическое значение для Российской империи, были предприняты беспрецедентные ранее меры безопасности. Деятельность порта контролировал отдел армейской контрразведки, безопасность железной дороги и внутренних путей обеспечивало отделение Московско-Архангельского жандармского полицейского управления. О проделанной работе эти ведомства отчитывались ежемесячно лично главноначальствующему Архангельска и Беломорского водного района вице-адмиралу А. П. Угрюмову.

Приходилось учитывать то, что в деревянном городе пожары были обычным делом. Не исключали возможность и появления диверсантов. Особенно много усилий было направлено на борьбу с потенциальными шпионами. Однако полностью обеспечить безопасность было нельзя. Сказывались традиционные для России проблемы. Во-первых, спешность, с которой строились в Архангельске казенные портовые районы и военный порт, не позволила выполнить эти работы с должной секретностью. Все население города так или иначе было связано с портом. Сведения о количестве и качестве доставляемых в Архангельск грузов, условиях и месте их хранения практически невозможно было сохранить в секрете (схожая проблема была и на Черном море). Так, по мнению различных столичных комиссий, утечка информации в значительной мере шла через местных жителей.

Во-вторых, Архангельск оказался фактически единственным морским портом, через который в Россию доставлялись государственные и частные грузы, выезжали и въезжали многочисленные русские и иностранные чиновники, военные и гражданские. Деятельность многих иностранных консульств в Архангельске во время войны расширилась. Здесь даже появились новые консульские учреждения, в частности американское. В таком людском потоке отследить шпионов была сложно.

Кроме того, в самом городе проживало немало выходцев из Европы. В частности, прибалтийских (остзейских) немцев, которые сохранили свой менталитет и разговаривали между собой преимущественно на немецком языке. В канцелярию полицеймейстера, губернатора, главноначальствующего с началом войны и на патриотической волне приходило множество анонимных доносов на якобы шпионскую деятельность этих «архангельских немцев». В 1915 году, когда русская армия потерпела тяжелое поражение, количество таких доносов особенно выросло.

Также стоит отметить, что власти не могли организовать должную охрану портового района из-за отсутствия единоначалия в этом вопросе. Так, перегрузочный портовый район Бакарица состоял в совместном ведении военного и морского ведомств. Но район железнодорожных путей находился в ведении железнодорожной полиции. Общая охрана Бакарицы была делом Московско-Архангельского жандармского полицейского управления железной дороги, а охраной грузов государственной важности занимались военное и военно-морское ведомство.

В 1916 году были введены ограничения на доступ на территорию порта и выход с его территории. Команды нейтральных судов вообще не имели права покидать палубу на все время стоянки. Контроль над портовыми рабочими осуществлялся с помощью номерных блях. Рабочие сдавали нанимателю свои паспорта, которые тот обязан был передать в жандармское управление. Взамен они получали бляхи, которые надо было предъявлять охраннику при входе и выходе с территории порта. При увольнении рабочих бляхи вновь обменивались на паспорта. Весь портовый район Бакарицы был обнесен забором с тремя охраняемыми воротами — для рабочих, для нижних чинов и для пропуска железнодорожных составов. Однако всё сопровождалось традиционным для России разгильдяйством. Охранявшие заборы часовые стояли на таком расстоянии, что не имели возможности даже видеть друг друга. То есть была возможность их преодолеть. Командированный в Архангельск инженер обратил внимание, что охранник пропустил их, даже не потребовав пропуска, хотя не знал их в лицо, — только благодаря их форменным фуражкам. Не существовало охраны трапов при разгрузке; пытались ставить часовых, но они стали заниматься контрабандой и воровать.

В 1916 году в городе прошло несколько совещаний, посвященных вопросам охраны казенных грузов, и в том числе противопожарной охране порта. Из имевшихся в Архангельском порту 32-х буксирных пароходов пять были оборудованы как противопожарные. В Англии было приобретено для Архангельского порта несколько пожарных автомобилей. Кроме городских пожарных частей, были созданы хорошо укомплектованные части в портовых районах — на Бакарице и в Экономии.

Таким образом, власти осознавали опасность возможных диверсий или аварий и меры для защиты порта и кораблей предпринимались. Однако предотвратить трагедии с тяжелейшими последствиями не удалось.


Склады на Бакарице, куда в годы Первой мировой войны сгружали с пароходов военные грузы

Взрыв парохода

Пароход Северного пароходного общества «Барон Дризен» (реквизированное германское торговое судно) пришел в Архангельск 17 октября 1916 года из Нью-Йорка с 4 тысячами тонн военных грузов. Команда этого, ходившего под русским флагом парохода, набранная в портах Америки, была интернациональна. Но все офицеры, включая капитана, были российскими подданными.

Пройдя все необходимые при входе порт формальности, пароход, доставивший важнейший государственный груз, был сразу же поставлен под разгрузку на Бакарицу к причалу № 20. Спустя девять дней с корабля были выгружены сотни тонн различных боеприпасов, в том числе 200 тонн удушливых газов. На момент катастрофы оставалось 1,6 тыс. тонн взрывчатых веществ, а также металлы и различное оборудование.

В полдень 26 октября, когда все рабочие разошлись по баракам на обед, на пароходе произошел сильный взрыв — сначала в носовой части трюма, где находились снаряды. Затем, из-за начавшегося пожара, взорвалась и корма, где хранилась взрывчатка. Взрывы был такой мощности, что на месте береговых креплений причала № 20 возникла огромная воронка диаметром более 60 метров, наполненная водой, в которой плавали обломки свай. Рядом была другая воронка диаметром 40 метров. Напротив причала располагалось британское судно «Эрль-оф-Форфер», разгрузка на котором была почти закончена. Взрывной волной у него были снесены все палубные надстройки, мачта и труба. Восстановить его уже было нельзя, поэтому казна вынуждена была выплатить его владельцам компенсацию.

Кроме того, затонули стотонный кран и буксирный пароход «Рекорд»; были повреждены еще два крана и соседние причалы. Полностью сгорела почтовая баржа с международными посылками. Находившееся недалеко от причала № 20 каменное здание электростанции взрыв разрушил полностью. Сильно пострадало и здание пожарного депо, которое, обрушившись, погребло под своими руинами нескольких человек. Начавшийся в результате взрывов пожар усилился ветром, и вскоре огонь перекинулся на расположенные рядом деревянные постройки — 27 бараков и 5 вспомогательных строений. Погибло много грузов, часть из них была засыпана землей или утонула.

У пристаней и на реке в это время стояло 49 судов, некоторые из них тоже имели на борту взрывчатые вещества. Грузы, находившиеся на пристани, взлетели на воздух. Взрывы следовали один за другим — в несколько минут Бакарица превратилась в ад. На воздух взлетали целые вагоны с боеприпасами, разбрасывая снаряды, рвавшиеся в воздухе или при ударе о землю. Горящие ящики с патронами трещали, как пулеметы, и рассеивали во все стороны пули. В результате обломки, падавшие с большой высоты, причинили немалый ущерб стоявшим вблизи пароходам.

После первого взрыва к месту катастрофы были направлены все имевшиеся на тот момент в Архангельске тральщики, буксиры, и пожарные команды (старшеклассники гимназий и училищ). Уже через 30 минут после первого взрыва на Бакарицу прибыли Главнач Угрюмов и его помощник по технической части Федоров. К тому времени на территории порта остались только несколько офицеров и часть портовых, таможенных и железнодорожных служащих, многие из которых были ранены. Дополнительные спасательные силы и медицинская помощь прибыла из Вологды на специальном поезде. Из Йоканьги в Архангельск вышел крейсер «Виндиктив», взяв на борт всех плотников и рабочих, каких только удалось собрать. Одним из первых к месту катастрофы на моторном катере пришел начальник охраны военного района капитан 2 ранга Поливанов. Он, несмотря на продолжавшие взрывы и падающие кругом обломки, при помощи буксиров начал отводить от пристаней пароходы и ставить их в безопасные места.

Спасать выживших приходилось в сложнейших условиях. С особой опасностью были связаны работы по эвакуации из зоны пожара резервуаров с отравляющими газами, которые были выгружены прямо на пристанях. Большое мужество проявили служащие санитарного поезда, которые занимались эвакуацией многочисленных раненых: производили поиски оставшихся в живых, организовывали доставку раненых на Соборную пристань, а оттуда распределение по лазаретам. Для приема раненых в городе были приготовлены все 19 лазаретов. Продолжались пожары и взрывы ещё несколько дней. Фактически они прекратились только тогда, когда на Бакарице сгорело всё, что могло гореть.

К сожалению, жертв было очень много. В момент взрыва большинство обитателей Бакарицы держались скученно: было обеденное время, и рабочие находились в своих бараках, а офицеры и служащие в столовой. Столовая пострадала меньше, но и там стеклами от выбитых окон многие были ранены. Бараки же почти все сгорели, превратившись в братские могилы для сотен рабочих. Согласно официальным рапортам следственной комиссии число погибших составляло более 600 человек, а раненых и обратившихся в лазареты — от 829 до 1166. Из иностранцев 51 человек погиб и 15 были ранены. В основном это были англичане (27 погибших и 15 раненых). Многие легкораненые рабочие сразу же разбежались по своим деревням. В условиях войны власти постарались скрыть масштабы катастрофы. В результате военная цензура и правительственная комиссия, которая вела закрытое расследование причин и установление виновников взрыва в архангельском порту обходили вопрос о жертвах.

Также было очевидно, что катастрофа не только погубила сотни жизней, но привела к огромным материальным потерям. По приблизительным подсчетам, взорвалось или было уничтожено около 30 тыс. тонн военных грузов. Эта цифра дает представление о страшной силе взрывов и пожаров. Убытки составили 80 миллионов золотых рублей (огромная по тем временам сумма). Многие пристани были серьезно повреждены и требовали перестройки. В районе взрыва на пространстве в половину квадратного километра вся земля была изрыта. Все, что здесь находилось: бараки, складские помещения, подъездные пути и прочее, было уничтожено взрывами и сгорело.


После взрыва на Бакарице

Причины трагедии

Сразу же после катастрофы «Барона» была назначена следственная комиссия для расследования причин произошедшего под началом адмирала Маниковского. В этом же месяце в Севастополе по невыясненной причине погиб новейший линкор русского флота - «Императрица Мария» (Как погиб флагман Черноморского флота линкор «Императрица Мария»). Кроме того, таинственные взрывы произошли также на нескольких кораблях союзных флотов. Также были отмечены случаи саботажа, пожаров и взрывов на пароходах, перевозивших союзникам военные грузы из США. В Америке германские шпионы работали очень активно. Там даже произошло несколько случаев саботажа на заводах, производивших военную продукцию.

Таким образом, всё говорило о том, что это диверсия. У немцев был мотив и возможность. А ряд схожих случаев саботажа, пожаров и взрывов заставлял предположить, что взрыв на «Дризене» не случайность, а также дело рук вражеских агентов. С учётом того, что пароход только пришел из Нью-Йорка, не исключалось, что проникшие там на его борт агенты упрятали в трюм адскую машину с часовым механизмом.

Основываясь на показаниях свидетелей и мнении экспертов, случайную причину пожара на пароходе «Барон Дризен» комиссия отвергла. Все указывало на «злой умысел», на «взрыв с помощью адской машины электрическим способом или с помощью бикфордова шнура с капсюлями гремучей ртути». Следствие по этому делу было проводить крайне сложно, так как все возможные улики были уничтожены. Однако, следователи практически сразу вышли на «германский след». Выяснилось, начальником разгрузочных работ в Архангельском порту на тот момент был Эдмунд Мелленберг - немец по происхождению. Более того, в документах жандармерии в отношении его имелась пометка: «Причастен к делу военного шпионажа в пользу Германии». Кроме того, комиссия обратила внимание на тот факт, что утром, за несколько часов до взрыва, капитан Ф. Дрейман, старший помощник Д. Акман и третий помощник Н. Козе (немцы по национальности), покинули пароход. В момент взрыва они находились на другом берегу реки, в городе. То, что командный состав корабля покинул судно в начале его разгрузки, показалось странным. Капитана и его подручных арестовали.

Но явных улик против них не нашлось, и точную причину взрыва не установили. По приговору окружного архангельского суда главные подозреваемые остались на свободе. В том числе и Дрейман, и Мелленберг. По секретному приказу морского министра Григоровича Дреймана, Акмана и Козе освободили, установив за ними негласный надзор, а Мелленберга восстановили на службе. Стрелочником стал боцман Павел Полько - единственный из команды «Барона Дризена», кто чудом уцелел из оставшихся на судне моряков (по словам боцмана, его выбросило за борт взрывной волной). Он на допросах признался в совершенной диверсии. Его приговорили к расстрелу, но после революции освободили.

Начавшаяся революционная неразбериха окончательно похоронила дело. В марте 1917 года Временное правительство создало чрезвычайную следственную комиссию, которой надлежало учинить расследование противозаконных действий бывших министров. В числе наиболее громких дел были: гибель новейшего линкора «Императрица Мария», а также о взрывы на Бакарице и Экономии. Так, пароход «Семён Челюскин» взорвался 13 января 1917 года в районе порта Экономия в Архангельске, погибли и были ранены сотни человек. Считалось, что новая архангельская трагедия стала результатом германской диверсии.

Комиссия с санкции Временного правительства взяла под стражу морского министра И. К. Григоровича. При аресте в квартире адмирала нашли многочисленные документы по катастрофам в архангельском порту. Был сделан вывод о том, что морское министерство все же пыталось замять следствие, чтобы не выносить сор из избы. Однако ничего серьёзного накопать не удалось. Кроме того, передача документов из морского ведомства следователям комиссии постоянно саботировалась под разными предлогами. Таким образом, как и при царе, следствие покатилось к свертыванию, и комиссия так и не довела до конца дела, начатые по морскому ведомству. После Октябрьской революции комиссия была ликвидирована, а всю судебную и следственную деятельность по делам досоветского периода прекратили вообще. Преступники так и не были наказаны.

В результате причинами трагедии могли быть, как извечные русские безалаберность и беспорядок, за что должно было ответить высокое начальство, поэтому следствие и пришло в тупик. Так и диверсия, для которой имелись все условия. К примеру, приходу «Барона Дризена» из-за просчетов в организации разгрузки на причалах скопилось огромное количество других боеприпасов, что резко увеличило масштабы катастрофы. К тому же охрана не проявляла должной бдительности, чем могли воспользоваться злоумышленники.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 октября 2016 06:53
    Ага, а взрыв на "Форте Стайкине" в Бомбее стал первым гвоздём в гроб Великобритании wassat
    С точки зрения людей,такие взрывы - цепь случайностей. С точки зрения небес - закономерность feel
    В любом случае работа с ВВ и химией должна проводится на высоком уровне техники безопасности с исключением безлаберности и возможных диверсий soldier
    1. +2
      27 октября 2016 07:21
      Безалаберность и разгильдяйство, в условиях войны легко списать на происки врага. Хватит смелости, чтоб выяснить настоящую причину взрыва, что-бы это больше не повторилось.
    2. 0
      27 октября 2016 11:07
      Цитата: рюрикович
      Ага, а взрыв на "Форте Стайкине" в Бомбее стал первым гвоздём в гроб Великобритании

      Вторым же! Первым стал взрыв "Монблана" в Галифаксе.
      1. 0
        27 октября 2016 17:49
        Это не столь важно winked Если предположить, что "Монблан" был первым гвоздём в Первую мировую, а "Форт Стайкин" вторым во Вторую Мировую, так не слишком ли длинные похороны в почти 40 лет wink ?
        1. +1
          28 октября 2016 19:28
          Цитата: рюрикович
          Если предположить, что "Монблан" был первым гвоздём в Первую мировую, а "Форт Стайкин" вторым во Вторую Мировую, так не слишком ли длинные похороны в почти 40 лет

          Покойница отчаянно сопротивлялась. Но могильщики всё же оказались сильнее. laughing
    3. +7
      27 октября 2016 12:05
      Цитата: рюрикович
      Ага, а взрыв на "Форте Стайкине" в Бомбее стал первым гвоздём в гроб Великобритании

      Вот именно, следуя логике автора, взрыв линкора Новороссийск (урожденный Джулио Чезаре) в том же Севастополе - это какой по счету гвоздь в гроб СССР? Не следует искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.... Излишнее увлечение конспирологией не делает доводы автора убедительней...
      Не случайно, в свое время старый мудрый генерал Драгомиров заметил:"Нам героев не надобно, нам бы от раздолбаев избавиться.... yes "
    4. 0
      18 января 2024 12:41
      Встречал мнение, что пароход специально причалили поближе к пожарному депо, так как чиновники не понимали силы возможного взрыва, и хотели облечить тушение. Но в итоге пожадное депо было снесено.
  2. +1
    27 октября 2016 08:41
    Многие легкораненые рабочие сразу же разбежались по своим деревням. В условиях войны власти постарались скрыть масштабы катастрофы. В результате военная цензура и правительственная комиссия, которая вела закрытое расследование причин и установление виновников взрыва в архангельском порту обходили вопрос о жертвах.
    Теперь понятно, что СМЕРШ и НКВД-МГБ могли бы и жестче работать. Но и известной деятельности хватило для Победы.
  3. +13
    27 октября 2016 08:45
    Скажем дружно спасибо нашему святому царю Николашке, который вместо планов Александра III построить порт на Мурмане, решил построить крупный военный и торговый порт на Балтике, который по понятным причинам на время войны становился просто не дееспособным. А доступ к черноморским портам перекрыла Турция. Видно Николашка также лобызался с пашой как Путин с Эрдоганом. И потому все товары, а именно снаряды и патроны, взрывчатка, ружья, пулеметы и даже уголь (!!!) из Англии пришлось ввозить через маленький замерзающий порт в Архангельске, а потом вывозить по одноколейке. Вот и результат - нагромождение товаров, в особенности оружия, которое не успевали просто вывести по одноколейной дороге. И после этого мне будут рассказывать, что у нас экономика царской России развивалась семимильными шагами, потому не хватало патронов даже к одной винтовке на троих. Эта фраза, появилась именно в эту войну, а не в Великую Отечественную, как показывает Бондарчук с Михалковым.
    1. +3
      27 октября 2016 11:09
      , в особенности оружия, которое не успевали просто вывести по одноколейной дороге.

      У нас с перевозками вобще беда была.
      По построенной Царём Николаем через всю Сибирь дороге не успевали Ленд лиз везти на американских паровозах ( подарок союзников), который перед этим советскими кораблями типа Либерти (90 шт, подарок союзников) завозили в крошечные необорудованные порты Дальнего Востока.
      1. +3
        27 октября 2016 11:49
        А вы уверены, что это подарок а не покупка оплаченная золотом и кровью солдат.(как не высокопарно это звучит).
        Прежде чем писать не могли бы вы привести данные на какой грузооборот насчитывалось эти жд пути в мирное время и на сколько превзошли эти показатели в военное.п росвеитите меня, я например не знаю.и почему использовались эти порты?
        1. +1
          27 октября 2016 12:24
          А вы уверены, что это подарок а не покупка оплаченная золотом и кровью солдат.

          Чего покупка то? Что собирались покупать? Война уже шла во всю.
          Порты на Дальнем ВостОке в мирное время если и использовались то только для поставок оборудования из Штатов для местных предприятий и икры , золота и пушнины обратно. Или леса в Японию. Как и сейчас это была не развитая территория. В военное время через эти порты прошла половина всего ленд лиза. Машинист следующего паровоза видел огни предыдущего состава.
          1. +2
            27 октября 2016 12:56
            А технику американцы бесплатно посылали или за неё все таки Союз платил. Про паровоз который видел огни впереди идущего, все знают.
            только не могу понять, к чему вы это городили. умом похвастаться, (так я это видел, недавно когда вы утверждали, что большая высота снижает потери бомбандировщиков)
            Я вам объясню, что вы хотели сказать, Вы хотели сказать, что пропускная способность дороги превысила расчетную, и никто не планировал их так использовать, но вследствии отсутствия выбора пришлось, и дорога справилась.
            да и после войны тоже нагрузка на эти порты упала, соответственно и пропускная способность пришла в норму, вот и всё
            По моему прои
            1. +5
              27 октября 2016 14:42
              Цитата: костя андреев
              А технику американцы бесплатно посылали или за неё все таки Союз платил.

              По ленд-лизу - бесплатно. С обязательством вернуть или заплатить за не возвращённые товары гражданского назначения после окончания войны.
              И вот вокруг стоимости этого невозврата и разгорелись дискуссии. В итоге, с учётом инфляции за 60 лет, СССР и РФ оплатили доли процента.

              Кроме того, СССР покупал за золото товары, которые не поставлялись по ленд-лизу. И экономил на доставке, отправляя их с ленд-лизовскими грузами. smile
              1. +3
                27 октября 2016 15:11
                Уважаемый, бесплатно в нашей жизни и тем более в экономике ни чего не бывает. и уж тем более, во время войны.
                По поводу дисскуссии, то там как мне думается высокие договаривающиеся стороны кинули друг друга, предьявы друг другу кинули (как молодеж говорит)хотя мы по моему еще должны и платим.
                Ну а ваш третий пункт, так тут много казуистики. так как золото. никель меха и прочее, все равно вкладывалось в экономику и работало.
                думаю, что США остались не в накладе.

                А вообще это очень здорово. снабжаешь бесплатно воюющие страны, но при этом заводы работают. станок печатает, и все тебе должны. Молодцы американцы, таланты
                1. +1
                  27 октября 2016 16:02
                  Цитата: костя андреев
                  Уважаемый, бесплатно в нашей жизни и тем более в экономике ни чего не бывает. и уж тем более, во время войны.

                  Как раз во время войны бывает. Просто получатели платят не золотом, а кровью: США вооружали тех, кто за них воевал.
                  Ибо вследствие излишнего межвоенного изоляционизма США подошли к ВМВ фактически без армии - только флот и ВВС. И судорожно с 1939 по 1942 формировали наземные силы в сотню дивизий, имея в качестве стартовой базы 3 расчётные дивизии и 2 бригады морской пехоты (с соответствующим количеством резервистов и мощностями ВПК). Даже у СССР в 1939 стартовые условия для развёртывания массовой призывной кадрово-кадрированной армии были лучше.
                  1. 0
                    27 октября 2016 16:16
                    Уважаемый Алексей в основном с вами соглашусь.однако когда вы пишете про формирование сил. Необходимо отметить и соседей бывших у СССР и США.
                    Да и про изоляционизм тоже вопрос спорный(я не про конспералогические версии).
                    1. +1
                      28 октября 2016 19:36
                      Цитата: костя андреев
                      Уважаемый Алексей в основном с вами соглашусь.однако когда вы пишете про формирование сил. Необходимо отметить и соседей бывших у СССР и США.

                      Так про соседей вещали как раз изоляционисты: зачем нам армия. если у нас с одной стороны - Канада, а с другой - Мексика; если кто к нам полезет с других континентов - отобьёмся флотом да авиацией. А "глобалисты" во главе с ФДР наоборот вещали: отсидеться не удастся: либо придётся завтра воевать на суше за пределами сферы доктрины Монро, либо послезавтра усилившаяся Ось придёт в Америку (для своего круга аргументы были другими: если вмешаться вовремя в войну в Европе, то можно будет после войны снять все сливки c победы - чего не удалось в ПМВ; но для армии придётся повоевать).
                      Собственно, армейский вопрос (и проистекающий из него вопрос вмешательства силами армии в заварушки на других континентах) был, пожалуй, единственным. по которому эти 2 течения расходились. По вопросам строительства флота, ВВС и продажи оружия воюющим странам позиции глобалистов и изоляционистов расходились незначительно..
                  2. 0
                    28 октября 2016 17:53
                    Верно:США к войне не готовили лист, точнее думали обойтись флотом или отсидеться за океаном.
                2. 0
                  28 октября 2016 07:11
                  думаю, что США остались не в накладе

                  США за счёт военных заказов вышли из кризиса, подняли экономику, разработали новые технологии....
                  Но ленд лиз был бесплатен.
                  Треть пороха была американской, аллюминий, авиабензин, каучук. ...
                  1. 0
                    28 октября 2016 18:03
                    Г. К Жуков вспоминал в 1956: у нас весной 1942 не было даже пороха для винтовочных патронов. Очень многого в Советском Союзе еще не производили.
                    Вспомните тост Сталина:"За американские моторы, без которых мы бы не выиграли войну"
                  2. +1
                    28 октября 2016 19:39
                    Цитата: Хапфри
                    Треть пороха была американской

                    40% на 1944 год. И 100% зависимость по некоторым компонентам для производства порохов.
                    Цитата: Хапфри
                    авиабензин

                    ЕМНИП, чуть ли не 2/3 - если вычесть из нашего производства смесевый бензин, получавшийся путём смешения нашего и ленд-лизовского и записывавшийся полностью в наше производство (этакий "двойной учёт").

                    Статистика вообще хитрая штука: в отечественное производство грузовиков, например, записали сборку "студеров" и прочих из импортных машкомплектов.
            2. 0
              27 октября 2016 21:26
              недавно когда вы утверждали, что большая высота снижает потери бомбандировщиков)

              Да представьте. Зенитная артилерия на больших высотах малоэффективна.
              Снаряд летит очень долго. За это время цель уже переместится....
              1. 0
                28 октября 2016 04:38
                Цитата: Хапфри
                Да представьте. Зенитная артилерия на больших высотах малоэффективна.
                Снаряд летит очень долго. За это время цель уже переместится....

                Система зенитного огня на больших высотах? Бомбер с большой высоты не попадает в цель? Не, не слышал...
                1. 0
                  28 октября 2016 07:16
                  Бомбер с большой высоты не попадает в цель? Не, не слышал...

                  Вы не поняли. Я как раз и утверждал что бомберы идущие на большой высоте несут меньшие потери.
                  Где я сказал что бомбер с большой высоты не попадёт в цель?
                  Тем более над целью они снижались. Проблемой было эту цель найти.
            3. +1
              28 октября 2016 07:21
              только не могу понять, к чему вы это городили

              К тому что , извините уж, Николай II дорог не построил сколько надо и припасов не припас что б хватило и СССР -ру.
              1. 0
                28 октября 2016 18:11
                Вспомнил анекдот:"чукча говорит - плохой царь не смог на 60 лет запас сделать".
                А если серьезно то: все грузы поставляемые по ленд-лизу шли через транспорсиб построе6ный по приказу Императора.
                Сами помните,когда БАМ построили
      2. +1
        27 октября 2016 14:51
        Цитата: Хапфри
        У нас с перевозками вобще беда была.
        По построенной Царём Николаем через всю Сибирь дороге не успевали Ленд лиз везти на американских паровозах ( подарок союзников), который перед этим советскими кораблями типа Либерти (90 шт, подарок союзников) завозили в крошечные необорудованные порты Дальнего Востока.

        У нас в ВОВ и на Севере проблема с грузами была. Точна та же, что и в ПМВ - не успевали вывозить доставленное конвоями.
        Вот только, в отличие от ПМВ, проблему эту решили уже в 1942. Прислали Уполномоченного ГКО с маузером - и он наладил работу, разгрёб причалы и склады. smile
      3. +3
        27 октября 2016 18:23
        Цитата: Хапфри
        , в особенности оружия, которое не успевали просто вывести по одноколейной дороге.

        По построенной Царём Николаем через всю Сибирь дороге не успевали Ленд лиз везти на американских паровоза.

        Причем транссибирская железная дорога и Николай II. При последнем царе ее достраивали и не более того. Инициатором транссиба был Александр III и его двор. А построил ж/д Русский народ, впрочем и на Мурманск тоже.
        Порт в Либаве был страшной ошибкой Николая II, которая возможно стоила нам Порт-Артура.
        1. 0
          28 октября 2016 10:03
          Цитата: Котище
          Порт в Либаве был страшной ошибкой Николая II, которая возможно стоила нам Порт-Артура.

          Так и Порт-Артур был страшной ошибкой. Доверили, панимаишь ©, дело выбора базы флота гражданским чиновникам из МИД. smile
      4. 0
        29 октября 2016 18:06
        Хапфри
        про "Эдинбург" для начала почитайте - прежде чем про "подарки" писать...Эти "подарки" золотом, платиной и пушниной оплачивались.Мы им за эти "подарки" еще 90-е должны были,Сталин платить отказался
        "Подарки" fool fool fool fool fool fool
        1. 0
          31 октября 2016 09:54
          Цитата: свой1970
          про "Эдинбург" для начала почитайте - прежде чем про "подарки" писать...

          Почитайте сначала - с какого времени на СССР был распространён закон о ленд-лизе.
          Первые поставки в СССР шли за деньги.
          Цитата: свой1970
          Мы им за эти "подарки" еще 90-е должны были,Сталин платить отказался

          Так и СССР с РФ фактически платить отказались. Ибо реально, с учётом инфляции, оплачены были доли процента: баксы конца 40-х и баксы 80-х - 90-х - это совсем разные деньги. smile
    2. +5
      27 октября 2016 13:41
      Цитата: Инжeнeр
      Скажем дружно спасибо нашему святому царю Николашке, который вместо планов Александра III построить порт на Мурмане, решил построить крупный военный и торговый порт на Балтике

      30 августа 1892 года именно Император Александр III утвердил проект базы в Либаве, а 19 октября поддержку императора получил план строительства укреплений там. Император Александр III лично прибыл в Либаву и произвел закладку базы.

      Во исполнение воли отца Николай строил и Либаву и порт АЛЕКСАНДРОВСК (ныне Полярный) в бухте Екатерининской на Кольском полуострове 7 июня 1899 года Николай II утвердил следу­ющее мнение Государственного Совета: "Го­родскому поселению и порту при Екатеринин­ской гавани присвоить название "АЛЕКСАНДРОВСК", а Кольский уезд в нынешних его границах переименовать в Александров­ский" (Третье Полное собрание законов Рос­сийской империи, № 17123).
      Цитата: Инжeнeр
      из Англии пришлось ввозить через маленький замерзающий порт в Архангельске, а потом вывозить по одноколейке

      Архангельск использовался потому, что туда была проложена железная дорога, а в сторону Александровска от Санкт-Петербурга не было ничего-никто и никогда в мире еще ж/дороги по вечной мерзлоте не прокладывал. Да и огромные средства ушли на строительство Транссиба, которое Николай начал и довел до конца, который сохранил России Дальний Восток. И именно при Николае была построена первая в мире ж/дорога за Полярным Кругом-Мурманская к Романову-на Мурмане.
      Цитата: Инжeнeр
      у нас экономика царской России развивалась семимильными шагами,


      Об этом говорит Всемирная выставка в Париже 1900 года, которую посетили 50 млн человек и где экспозиция России была самой большой и занимала 24 000 м2
      Из представленных на выставке 18 тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации.
      За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва
      "Это чудо!"-такую характеристику дал известнейший мостостроитель Эйфель мосту русского инженера Лавра Проскурякова-самому длинному мосту в Евразии. Он совместно с Маркони, Дизелем полдня изучал экспозицию России.....
      1. +2
        27 октября 2016 22:23
        Извините, но те кто вещает про железную дорогу по вечной мерзлоте, вероятно имеет в виду Тюмень, а не Мурманск. Это не уменьшает героизма строителей и железнодорожников, но вечная мерзлота там исчезла около 3000 лет назад, поверьте мне, я родился и вырос на Кольском полуострове и хорошо знаю историю малой родины
        1. +1
          27 октября 2016 22:42
          Цитата: 3x3zsave
          по вечной мерзлоте, вероятно имеет в виду Тюмень, а не Мурманск.


          Из учебника: "вечная мерзлота на карте России: по Кольскому полуострову, по его центральной части, проходит ее южная граница. Далее мерзлота пересекает близ полярного круга Восточно-Европейскую равнину,- Читайте подробнее на SYL.ru: http://www.syl.ru/article/197798/new_vechnaya-mer
          zlota-vechnaya-merzlota-na-karte-rossii
          1. jjj
            0
            28 октября 2016 10:46
            Скажу немного по дорогам.
            В Первую Мировую из Архангельска в Вологду шла УЗКОКОЛЕЙКА.
            Перед Великой Отечественной в срочном порядке была построена дорога от станции Обозерская в направлении Онеги, но не заходя в нее, и далее вдоль Белого моря к Кольскому полуострову и выходом на Мурманск.
            От станции Исакогорка была построена дорога в Молотовск к глубоководному порту. Известные "Либерти" в Архангельск не заходили. Мешало мелководье Березового Бара в устье Северной Двины. Поэтому главными портами по приему ленд-лиза были Молотовск и Мурманск, а не Архангельск
  4. +6
    27 октября 2016 09:09
    извечные русские безалаберность и беспорядок
    А вот интересно сможет автор написать такое в отношении французской нормандии, или немецкого лк блюхер, или американского парохода взорвашегося на реке, или титаника или парома эстония.
    Нет не сможет, потому как безалвберность и беспорядок это отличительная черта русских по мнению вот таких авторов. А остальные нации это эталон и недоразвитые русским еще развиваться и развиваться.
  5. +4
    27 октября 2016 09:22
    Вряд-ли взорвалось 1600 тонн взрывчатки. Взорвалось не более 300-500 тонн. Если бы взорвалось 1600 тонн взрывчатки (правда не понятно какой-тип ее неизвесен из того, что привел автор) то город был бы полностью уничтожен-досталось бы и противоположной стороне как например при взрыве парохода "Монблан" в Галифаксе. Кстати, а это не единственная взрывная катастрофа происшедшая в Архангельском порту во время первой мировой войны. В 1917 году также взорвались пароходы «Семен Челюскин» (автор о нем упоминает) и «Байропия» и портовые склады в архангельском порту Экономия. Погибло около 300 человек.
    1. jjj
      +1
      28 октября 2016 10:50
      Бакарица находится на левом берегу Северной Двины. На момент Первой мировой - это даже за городской чертой. Поэтому Архангельску ничего не угрожало. Напротив Бакарицы на правом берегу находится район Фактория - традиционное место промысловиков и лесопильные заводы. Места тоже малолюдные
  6. +2
    27 октября 2016 09:44
    Плодовитый автор,жжет не по детски.
    Перец конечно хорошо но в меру.
    Ошибки были есть и будут во время боевых действий,их бывает больше или меньше,тут играет роль личности и не в последнюю очередь.
    Историкам не позавидуешь,оставаться беспристрастным в материалах о войне,трудно уйти от личных предпочтений и взглядов.
    1. +2
      27 октября 2016 10:46
      Цитата: кеп
      лодовитый автор,жжет не по детски.
      Перец конечно хорошо но в меру.
      Ошибки были есть и будут во время боевых действий,их бывает больше или меньше,тут играет роль личности и не в последнюю очередь.
      Историкам не позавидуешь,оставаться беспристрастным в материалах о войне,трудно уйти от личных предпочтений и взглядов.


      Совершенно верно - автор постоянно передергивает насчет "шпиенских историй".
      В большинстве своем взрывы на химически опасных производствах, складах, погребах хранения и при транспортировке - это нарушение технологии производства, транспортировки и хранения и раздолбайство!

      Вспомните серии взрывов на складах хранения БК в России в предыдущие годы - в большинстве случаев они начались при "утилизации" старых боеприпасов - кто то не там закурил, кто то уронил ящик с боеприпасом, где то развалился штабель - сгнили ящики и т.п. Только в одном случае был виноват внешний пожар - в остальных - РАЗДОЛБАЙСТВО при работе и хранении взрывчатых веществ!

      Человек привыкает ходить на "бочке с порохом" - притупляется чувство опасности и он не осознано выкидывает какую-либо глупость.
  7. +4
    27 октября 2016 10:28
    Сразу же после катастрофы «Барона» была назначена следственная комиссия для расследования причин произошедшего под началом адмирала Маниковского. В этом же месяце в Севастополе по невыясненной причине погиб новейший линкор русского флота - «Императрица Мария» (Как погиб флагман Черноморского флота линкор «Императрица Мария»). Кроме того, таинственные взрывы произошли также на нескольких кораблях союзных флотов. Также были отмечены случаи саботажа, пожаров и взрывов на пароходах, перевозивших союзникам военные грузы из США. В Америке германские шпионы работали очень активно. Там даже произошло несколько случаев саботажа на заводах, производивших военную продукцию.


    Эти конспирологические версии - ничем не подкреплены.

    Между тем давно известно, что разложение пороха в артиллерийских погребах, очень часто приводило к подобным взрывам. Как и на линкоре Императрица Мария, так и на других судах.
    Что врыв на броненосце Микаса в базе флота - тоже диверсия? Руских диверсантов :)))

    "...В ночь на 12-е сентября 1905 г. в кормовом погребе «Mikasa», стоявшего на бочке № 11 в военно-морской базе Сасебо, произошёл взрыв пороховых зарядов для 152-мм. орудий. По одним сведениям, погиб 251 человек, по другим 114, получили ранения разных степеней тяжести 343 человека. Корабль сел на грунт на одиннадцатиметровой глубине с незначительным креном на правый борт, спардек броненосца полностью ушёл под воду, но надстройки, мачты и тру­бы остались на поверхности.
    Главными повреждениями корпуса оказалась пробоина длиной около 25 м. в районе кормовой барбетной установки и ещё десять небольших пробоин с обоих бортов в других частях корабля. Следственная комиссия предположила, что, вероятнее всего, корабль погиб от двойного взрыва кормового артиллерийского погреба, вызванного возгоранием боезапаса, и последующей детонации одной из торпед. В ходе разбирательства было установлено, что причиной пожара, воспламенившего заряды в погребе, стала попытка нескольких матросов путём выжигания углеродистых соединений (типа кокса) извлечь из топлива сигнальных ракет спиртосодержащую жидкость! (это точно о японских моряках???) на основе метанола. Процесс осуществлялся в небольшой ванночке, случайно опрокинув которую, матросы вылили горящее топливо на закрытый, но не задраенный люк в погреб."

    http://alternathistory.com/vzryv-na-bronenostse-m
    ikasa

    Взрыв на броненосном крейсере Мэн на Кубе.

    Или взрыв ЭБр Либертэ
    Утром 25 сентября 1911 года граждане Тулона (Франция) проснулись от звуков сильнейших взрывов. Жители, окна которых выходили прямиком на набережную первые увидели, что эскадренный броненосец «Либертэ» окутан черным дымом. На не успевших оправиться от потрясения людей обрушился еще один мощный взрыв буквально через 15-20 минут. Он был настолько сильный, что взрывной волной в близко расположенных зданиях повылетали окна. Вся картина вокруг напоминала месиво: кругом обломки, беспомощные люди, крики…
    Потрясенная Франция немедленно начала расследование, в ходе которого было выявлено 3 возможные причины взрыва броненосца: короткое замыкание в пороховом погребе; неосторожное обращение с огнем, либо же поджог; самовозгорание пороха. Если первую версию отбросили почти сразу, то вторая оставалась под вопросом. Некоторые считали, что диверсия на «Либертэ» была возможна. Но, не смотря на такие предположения, пришли к выводу, что если бы это была диверсия, все бы подстроили так, чтобы поджечь кормовой пороховой погреб, ведь именно он располагался рядом с жилыми помещениями, где находились офицеры. Эксперты плотно взялись за анализ третей версии, она то и оказалась самой вероятной. Было выяснено, что в погребах с порохом температура не редко поднималась свыше 30 градусов. Некоторый порох, который поставляли на «Либертэ» хранился там дольше положенного срока. В погребах судна хранились пороховые заряды среднего и малого калибров, уже один раз введенные в ствол орудия во время стрельб. Заряд, побывавший в разогретом стволе, со временем обретал свойство быстро разлагаться и, попадая обратно в погреб, представлял большую опасность.

    На тот момент, новые сорта бездымного пороха еще слабо были изучены на предмет разложения при температурах выше 30 градусов при хранении.
  8. +3
    27 октября 2016 10:52
    Цитата: Инжeнeр
    потому не хватало патронов даже к одной винтовке на троих. Эта фраза, появилась именно в эту войну, а не в Великую Отечественную

    И ВОВ тоже имели место в 1941 году 1 винтовка на троих - при массовой мобилизации, еще скажите, что оружие из музеев не забирали и опытные экземпляры танков с полигонов (например Т-28 без двигателей как стационарные огневые точки в битве под Москвой) - 2 разгромленных фронта под Киевом, под Витебском - с потерей вооружения -чем его было возмещать?
    1. +2
      27 октября 2016 11:21
      Цитата: DimerVladimer
      И ВОВ тоже имели место в 1941 году 1 винтовка на троих - при массовой мобилизации

      "1 винтовка на троих" была уже в самом начале войны - в некоторых мехкорпусах формирования весны 1941. Один из командиров мехкорпусов прямо отчитался, что от моторизованной дивизии оборону занимает сводный полк, а 2/3 её личного состава находятся в лесу без оружия.

      Ну а после начала мобилизации сначала порезали штаты.
      С это целью пересматривались штаты дивизий, и их табельная потребность в винтовках была сокращена на 2100 шт. (на 20 %), пистолетов-пулеметов - на 1033 шт. (86 %), ручных и станковых пулеметов - на 288 шт. (52 %), противотанковых пушек - на 36 шт. (ликвидирован второй артполк дивизий) или на 54 %. Так искусственно была занижена потребность стрелковой дивизии в вооружении почти вдвое при сокращении численности личного состава лишь на 26 % (штат 04/600 от 29.07.41 в сравнении с штатом 04/400 от 05.04.41). В старых штатах согласно Приказа НКО № 0074 от 20.08.41 сохранились лишь немногие дивизии действующей армии, имевшие малый некомплект вооружения.
      © "Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."
      А затем начали экономить не на фронтовых подразделениях, а тех, которые проводили учёбу + на маршевых частях.
      Кроме уменьшения штатной потребности войск, в первые месяцы войны пришлось прибегнуть и к такой мере, как установление сокращенных норм отпуска табельного вооружения для каждой серии формирований по Постановлениям ГКО. Так, стрелковым дивизиям с удлиненными сроками формирования вооружение выдавалось в две очереди: в начале - минимально необходимое для практики (1500 винтовок, 27 ручных пулеметов, 9 станковых пулеметов, 9 50-мм и 3 82-мм миномета, одна 45-мм и одна 76-мм пушки на каждую дивизию), затем - остальное до положенной нормы.
      © "Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."
      Непосредственно находящиеся на фронте части старались вооружать всё же по штату.
      1. +1
        28 октября 2016 11:25
        Цитата: Alexey RA
        "1 винтовка на троих" была уже в самом начале войны - в некоторых мехкорпусах формирования весны 1941. Один из командиров мехкорпусов прямо отчитался, что от моторизованной дивизии оборону занимает сводный полк, а 2/3 её личного состава находятся в лесу без оружия.


        У меня дед под Смоленском воевал.
        Он попал как раз в 2/3 состава без винтовок - один с винтовкой бежит в атаку впереди, двое бегут за ним, пока его не убьют...
        В лесу без оружия - это только в документах красиво пишется, по рассказам деда, их накрыли немецкие танки на марше, 1/3 вооружена - остальные нет (это еще до Витебской катастрофы). Разгром был полный, все закончилось быстро - дезорганизация - бойцов гоняли по полю танками, оставшихся в живых в плен...
        1. 0
          28 октября 2016 19:44
          Цитата: DimerVladimer
          В лесу без оружия - это только в документах красиво пишется, по рассказам деда, их накрыли немецкие танки на марше, 1/3 вооружена - остальные нет (это еще до Витебской катастрофы).

          Ошибся я - не мотострелки это были, а танкисты.
          27 танковая дивизия:
          К ночи с 24 на 25 июня 1941 года дивизия вышла в район Барановичей. Большая часть дивизии, не имеющая оружия, штаб, тыловые структуры, а также тяжёлое оружие (гаубицы, зенитные установки), к которым не было боеприпасов, были сконцентрированы в лесу в 18 километрах от Барановичей. Вооружённая треть дивизии (до 3 000 бойцов) заняла оборону на западной окраине Барановичей. 26 июня 1941 года занимавшая оборону часть дивизии попала под удар танковых частей вермахта и была рассеяна. Остатки дивизии начали отход в направлении Столбцов, в местечко Мир (18 западнее Столбцов), где находилось командование корпусом. Однако, командования корпусом обнаружено не было, и дивизия, подвергаясь обстрелам, вышла к Узде. К тому времени она уже не представляла собой цельного соединения: даже командный состав дивизии был рассеян (так, командир дивизии с группой бойцов вышел к своим в конце июля 1941 года в Смоленской области). Разрозненные остатки дивизии собирались её комиссаром в Узде и перенаправлялись в Пуховичи, а затем в направлении Борисова.

          1 августа 1941 года дивизия исключена из списков действующей армии.
  9. +1
    27 октября 2016 14:46
    В Москве в районе Кунцево также был взрыв на железной дороге. Был подорван поезд с боеприпасами. Уважаемый Александр, найдите и опубликуйте, пожалуйста, статью о подрыве составов на железных дорогах нашей страны. Честь имею.
  10. kig
    0
    27 октября 2016 16:02
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B7%D1%80%
    D1%8B%D0%B2_%D0%B2_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84
    %D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B5
  11. ZIS
    0
    27 октября 2016 22:18
    Учитывая поражение нацисткой Германии можно предположить, что все ее архивы попали в наши или руки союзников, вряд ли их уничтожали из-за давности, да и других проблем у фашиков хватало, думаю имело место наше российское распиздяйство.