День создания армейской авиации России

16
28 октября – в этот день 68 лет назад в Советском Союзе была сформирована первая эскадрилья, оснащённая вертолётами. Дело было в подмосковном Серпухове. С этого момента, по сути, и началось формирование армейской авиации как отдельного рода войск, на первых этапах которого вертолёты было принято считать исключительно вспомогательной авиационной техникой.

В круг задач вертолётных эскадрилий первого периода входили чаще всего задачи по перевозке грузов. Со временем стали добавляться задачи по осуществлению наблюдения за теми или иными объектами, связи, а также корректировке огня. При этом корректировка огня велась с «прицелом» на то, что висящая в воздухе винтокрылая машина сама являлась мишенью для сил противника, находящегося на земле.



Первая эскадрилья армейской авиации формировалась на основе нескольких вертолётов Г-3 советского авиаконструктора Ивана Братухина, которые несколько позже сменились Ми-1.

День создания армейской авиации России

Фото Г-3


Причём формирование проходило не без шероховатостей. Обращает на себя внимание тот факт, что вертолёты использовались фактически в испытательном режиме. Первый полёт этой лёгкой винтокрылой машины был совершён всего за месяц до начала формирования эскадрильи в Серпухове. И лишь через 4 года в СССР началось его (Ми-1) серийное производство. Этот разрыв (от момента первого полёта до начала серийного производства) объясняется тем, что роль вертолётов в конце 40-х – начале 50-х годов в Советском Союзе, откровенно говоря, недооценивалась. Для перевозки массивных грузов лёгкие Ми-1 подходили плохо, а точнее – не подходили совсем. Для десантирования, учитывая то, что на его борту помимо лётчика могли находиться лишь два человека, Ми-1 тоже подходил с очень большой натяжкой.


Фото Ми-1


Производители начали форсировать события только после доклада Верховному главнокомандующему о том, что американцы прибегли к использованию вертолетов в войне на Корейском полуострове.

За годы своего существования лётчики армейской авиации на различных винтокрылых машинах выполняли широчайший спектр задач в разных уголках страны и за её пределами. И речь идёт не только о военных операциях. Лётчики армейской авиации нередко задействовались в поисково-спасательных операциях, а также в операциях по обеспечению безопасности в зонах природных и техногенных катастроф. В частности, профессиональный опыт экипажей вертолётов ВВС СССР использовался при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Без жертв, обходилось, к сожалению, не всегда.

Страшные кадры падения вертолёта Ми-8 командира экипажа капитана Владимира Воробьёва на достаивавшийся тогда саркофаг энергблока ЧАЭС 2 октября 1986 года и сегодня мало кого может оставить равнодушным. Полный список погибших в тот роковой день: к-н Владимир Воробьёв, ст.л-т Александр Юнгкинд, ст.л-т Леонид Христич и пр-к Николай Ганжук.



Экипаж вертолёта ранее выполнял миссию в Афганистане, и семьи советских лётчиков считали, что страшнее Афгана для их любимых мужчин и для них самих ничего быть не может. Но судьба распорядилась иначе.

Благодаря мужеству и героизму таких людей, которые фактически ежесекундно рисковали своими жизнями, и удалось локализовать ту страшную катастрофу, отголоски которой раздаются и спустя 30 лет после аварии.

В наши дни армейская авиация задействована в ходе выполнения военной операции против международных террористов в Сирийской Арабской Республике. Говоря о выполнении задач, поставленных командованием по оказанию помощи войскам САР, по определению нельзя не вспомнить экипаж вертолёта Ми-25 (экспортный вариант Ми-24). Командир экипажа полковник 51-летний Ряфагать Хабибуллин и 24-летний лейтенант Евгений Долгин совершали облёт сирийского города Пальмира провинции Хомс. Вертолёт нанёс удар по боевикам так называемого «Исламского государства» (запрещено в РФ) и сорвал тем самым их наступление на позиции сирийской армии. По пути на авиабазу вертолёт Ряфагатя Хабибуллина был атакован боевиками с земли и упал в районе, находящемся под контролем сирийских вооружённых сил. Оба лётчика погибли. Именем полковника Р.Хабибуллина названа улица и общеобразовательная школа в родном селе лётчика – Вязовый Гай (Ульяновская область).



Лётчики армейской авиации России участвуют во многочисленных гуманитарных операциях в рамках различных международных миссий, включая миссии ООН в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Центральной Азии.

На вооружении армейской авиации сегодня стоят многочисленные вертолёты различного назначения. Это «рабочая лошадка» армейской авиации Ми-8, крупнейший в мире серийно выпускаемый винтокрылый транспортник Ми-26, ударные Ми-24, Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-50 "Чёрная акула", Ка-52 «Аллигатор».



Кроме того, это многоцелевые вертолёты Ка-226, «Ансат-У», многочисленные модификации того же незаменимого Ми-8, включая Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5. Ежегодно в войска в рамках государственной программы перевооружения армии России поступают десятки вертолётов, пополняющих различные части и соединения.



Развитие армейской авиации полностью отвечает интересам России и продолжается полным ходом.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 октября 2016 06:05
    С Праздником Вас,летчики!Пусть небо над головой всегда будет чистым!
    1. +4
      28 октября 2016 06:08
      Люди развенчавшие миф что "крокодилы" не летают laughing, с праздником!
      1. +3
        28 октября 2016 09:38
        Цитата: Злой543
        Люди развенчавшие миф что "крокодилы" не летают laughing, С Праздником, ребята!

    2. +3
      28 октября 2016 10:21
      С Праздником!

      Всегда вспоминаю, здесь без подробностей, - "Присаживайся связист, в небе ГАИ нет!" и "Как взлетать будем, обычно или по афгански?" - лучше бы не спрашивал - "А это как?" laughing
  2. +9
    28 октября 2016 06:22
    С праздником, авиаторы!

  3. +3
    28 октября 2016 06:25
    В круг задач вертолётных эскадрилий первого периода входили чаще всего задачи по перевозке грузов. Со временем стали добавляться задачи по осуществлению наблюдения за теми или иными объектами, связи, а также корректировке огня. При этом корректировка огня велась с «прицелом» на то, что висящая в воздухе винтокрылая машина сама являлась мишенью для сил противника, находящегося на земле.
    С праздником вас лётчики армейской авиации, честь вам и слав И чистого неба вам и безаварийных полётов.
  4. +3
    28 октября 2016 06:42
    Поздравляю с праздником армейской авиации и желаю успехов в вашем нелегком труде !!!
  5. +8
    28 октября 2016 07:35
    С праздником! love

    В армейской авиации России
    Пилотов подготовят — высший класс.
    Любые им задания по силам —
    Разведка боем, перевозка грузов, связь...

    Машины боевые — мощная армада,
    И вооружение, одно из лучших — есть.
    Но главное сегодня, мы отметить рады,
    Мастерство и мужество, героизм и честь.

    За полвека много сделано работы,
    Но еще немало — только предстоит....
    С праздником ребята, военные пилоты,
    Пусть братство боевое вас хранит!
  6. +5
    28 октября 2016 07:41
    Ребята !!! Всех с ПРАЗДНИКОМ !!! Джелабат , Кабул (82-83 гг) , Пружаны , Кобрин . И всех, всех -всех ВИНТОКРЫЛОВ !!!!!
  7. +4
    28 октября 2016 07:46
    Всех сослуживцев с праздником. fellow
  8. +4
    28 октября 2016 08:38
    Всех сопричастных поздравляю из Торжка! Здоровья , удачи!
    1. +1
      28 октября 2016 18:57
      Да, знакомый пейзаж. 5 лет отдал 344 центру. С праздником, братья!!!
  9. +9
    28 октября 2016 09:40
    Был у меня тогда фотик "Киев-3" да плёнка от САРПП-12... Лето 85, Саланг. Ниточка внизу- серпантин дороги перед тоннелем . Дальняя восьмёрка- экипаж Володьки Господа. Мужики, от ГСВГ до Сахалина, от Лашкарёвки до северного полюса, всех с праздником.
    1. +2
      28 октября 2016 11:38
      Всех "армейцев" с праздником,с наилучшими пожеланиями коллеги! С В.Господом был в командировке,настоящий офицер и классный летчик.
  10. +1
    28 октября 2016 16:27
    Всех армейских авиаторов с Праздником!
  11. 0
    29 октября 2016 03:40
    С праздником, небесная кавалерия! Низкий поклон за Вашу отважную работу!