Верфи России: "великокняжеские" "Бореи", хищные "Ясени" и корабли-невидимки

37
Верфи России: "великокняжеские" "Бореи", хищные "Ясени" и корабли-невидимки


30 октября в России отмечается День судостроителя. Дата праздника выбрана не случайно, именно в этот день в 1696 году было принято решение об основании регулярного морского флота.



К концу 2016 года уровень перевооружения армии и флота достигнет 50%, а к 2020 году доля современной техники в войсках должна составлять не менее 70%. Такую задачу поставил президент РФ.

Как сообщил главком ВМФ адмирал Владимир Королев, "около 100 кораблей сегодня выполняют свои задачи в дальней океанской и морской зоне, продолжая более чем трехвековую славную историю Российского флота".

О современных кораблях и подлодках Военно-морского флота, строящихся на судостроительных заводах Северо-Запада России, – в материале ТАСС.

"Великокняжеские" субмарины



Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 (шифр "Борей") – основа "морского компонента" стратегических ядерных сил страны.

Эти корабли способны нанести внезапный удар по любой цели в любой точке земного шара межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) "Булава". Их тактико-технические характеристики не раскрываются и составляют гостайну.

Всего на борту корабля размещены 16 ракет, способных забросить 96 ядерных зарядов на расстояние свыше 9 тыс. км. Для самообороны от кораблей противника "Бореи" оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.

Эта серия получила "великокняжеские" имена. Возможно, это связано с тем, что закладка головного корабля состоялась в непростое время, в 1996 году, и мэрия Москвы, как вспоминают корабелы, оказала существенную социальную поддержку работникам верфи. Тогда Минобороны РФ решило назвать головной корабль "Юрием Долгоруким" – в честь основателя российской столицы.

В настоящее время на вооружении ВМФ три субмарины:

"Юрий Долгорукий" – головной корабль проекта. На флоте с 2013 года.

"Александр Невский" – построен по модернизированному проекту 09551. На флоте с 2013 года.

"Владимир Мономах" – построен по модернизированному проекту 09551. На флоте с 2014 года.

Всего запланировано построить до 2020 года восемь "Бореев": три из них проекта 955 и пять – модернизированного проекта 955А. "Борей-А" отличается лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

Хищные "Ясени"



"Севмаш" (входит в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация") также ведет строительство подводных лодок четвертого поколения проекта "Ясень".

Эти многоцелевые атомоходы предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, а также для патрулирования Мирового океана, контроля и охраны морских коммуникаций. Если задача "Борея" – максимально незаметно достичь "квадрата" в океане и нести боевую вахту в ожидании команды, то "Ясень", по сути, истребитель. Для борьбы с кораблями они имеют на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды.

Головной подводный крейсер серии "Северодвинск" проекта 885 в июне 2014 года был передан ВМФ России. Корабль был заложен в 1993 году и спущен на воду 15 июня 2010 года.

Еще три – "Казань", "Новосибирск" и "Красноярск" – стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности.

Согласно госпрограмме вооружения, до 2020 года "Севмаш" должен построить восемь атомных подлодок классов "Ясень" и "Ясень-М", вооруженных крылатыми ракетами.

Известно, что обновленный проект с литерой "М" отличается от классического проекта "Ясень" более совершенным радиоэлектронным вооружением.
В отличие от новейших стратегических подводных ракетоносцев четвертого поколения 955-го проекта типа "Борей", у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40%, у будущей подлодки "Казань" проекта "Ясень-М" все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшиеся.

Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Он способен погружаться на 600 и более метров (обычные лодки не более чем на 300 метров – прим. ТАСС), что делает его практически недосягаемым для всех видов современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода – более 30 узлов (60 км/ч).

Субмарины спецназначения



В 2018 году "Севмаш" сдаст ВМФ РФ подводную лодку "Белгород", которая предназначена в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных исследовательских аппаратов.

Сейчас в составе ВМФ России известно об одном атомном носителе подводных станций – БС-136 "Оренбург". Именно он принимал участие в исследовательской арктической экспедиции компании "Севморгео" в 2012 году, помогая ученым собирать пробы грунта для определения границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

В конце июля 2014 года на Севмаше была заложена атомная подводная лодка специального назначения проекта 09851 "Хабаровск". О проекте известно немногое. Предположительно, подлодка спроектирована специально для ведения гидроакустической разведки.
"Хабаровск", способный обнаруживать цели в море и в воздухе на сотни километров от себя, окажет гигантскую услугу своим "партнерам" – "Ясеням" и "Бореям".

Тихие "Лады"


Головной корабль проекта "Лада"

Подводные дизель-электрические лодки серии "Лада" проекта 677 относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Разработаны в конструкторском бюро "Рубин", строятся на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, а также патрулирования, дозора, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники, они обладают непревзойденной скрытностью. Вооружены "Лады" ракетами "Калибр".

Этой серии особо малошумных подводных кораблей присваиваются имена городов морской славы России. Первая подлодка этого проекта – "Санкт-Петербург" – с 2010 года находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Сейчас в Петербурге ведется строительство второй и третьей лодок серии. Как сообщил ранее заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, подлодки проекта "Лада" могут первыми получить воздухонезависимые энергетические установки.

Вторую подлодку этой серии ("Кронштадт") и третью ("Великие Луки") планируется передать российскому флоту в 2019 году. Эти субмарины строятся с учетом замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной "Лады".

"Черные дыры" морей



"Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге построили для Черноморского флота серию из шести субмарин, названных в честь городов воинской славы. Завершающей серию станет подлодка "Колпино". Андреевский флаг на ней планируется поднять 25 ноября.

На форуме "Армия-2016" в начале сентября был подписан контракт на строительство еще одной серии из шести субмарин для Тихоокеанского флота. Ее планируется построить с 2019 по 2021 год.

По сравнению с атомными "Бореями", "Варшавянки" очень малы. Их длина – около 74 метров, ширина – 10 метров, а максимальное водоизмещение не превышает 4 тыс. тонн.

Основное оружие проекта — ракеты "Калибр". В носу у каждой "Варшавянки" находятся шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ".

Впервые боевое применение "Варшавянки" состоялось в декабре 2015 года в ходе военной операции РФ в Сирии. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

Надводные проекты



В рамках гособоронзаказа "Северная верфь" строит для ВМФ РФ:

Корабли проекта 20380/20385/20386

Серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны. Проект разработан в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

В 2018 году флоту передадут сразу три корвета проектов 20380 и 20385. "Гремящий" и "Проворный" относятся к проекту 20385.

"Ретивый" и "Строгий" строятся по проекту 20380, но отличаются от предшественников улучшенным радиотехническим вооружением.

Сейчас в составе ВМФ России находятся четыре корвета проекта 20380. Первый из них, "Стерегущий", вступил в строй в 2008 году. В 2011–2014 годах за ним последовали "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

ВМФ РФ планирует получить больше десяти корветов нового проекта 20386, первый из которых был заложен 28 октября в Петербурге. Планы по строительству этой серии внесены в кораблестроительную программу до 2050 года. Корветы будут многофункциональными и смогут выполнять, в частности, противолодочные задачи.

Фрегаты проекта 22350

Серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны. Проект разработан в первой половине 2000-х годов. Это первый крупный боевой корабль, спроектированный в России после распада Советского Союза.

Головной фрегат проекта "Адмирал Горшков" был заложен в 2006 году. С 2014 года он находится на испытаниях, однако до сих пор не вступил в строй.
На втором фрегате, получившем наименование "Адмирал Касатонов", ведутся достроечные работы и швартовные испытания.

Третий фрегат серии – "Адмирал Головко" – планируется спустить на воду в третьем квартале 2017 года.

Средние разведывательные корабли проекта 18280

Контракт на строительство первого в серии судна типа "Юрий Иванов" подписали в 2013 году. Сдача корабля флоту произошла лишь 16 ноября 2015 года.

Всего планируется построить как минимум четыре таких корабля, вслед за Северным флотом их получат Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты России.

Эсминец нового поколения

Эскадренные миноносцы проекта 23560 (шифр "Лидер") – проект атомных эскадренных миноносцев для ВМФ России.

В 2013 году ВМФ утвердил "предэскизный" проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро "Северное" в Санкт-Петербурге.

Техническое проектирование должно начаться до конца 2016 года.



Судостроительный завод в Калининграде "Янтарь" является одним из поставщиков кораблей для ВМФ. В настоящее время строятся:

Десантные корабли "Иван Грен" и "Петр Моргунов". Головной корабль проекта 11711 "Иван Грен" будет передан флоту в 2017 году после завершения всех испытаний и устранения выявленных замечаний и недоработок.

Океанографические исследовательские судна проекта 22010. Головное судно проекта "Янтарь" было передано в 2015 году. Оно предназначено для исследования толщи Мирового океана и его дна.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М – серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны. Всего по этому проекту планируется построить шесть кораблей, из них в 2016 году флот получит три – "Адмирала Григоровича", "Адмирала Эссена", "Адмирала Макарова" (он будет передан ВМФ в декабре 2016 года). О закладке шестого фрегата серии – "Адмирала Корнилова" – официально не сообщалось. Однако известно, что корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

Корабли проекта 12700 "Александрит"

Строит Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге.

Корабли относятся к новому поколению тральщиков. Выполненный из стеклопластика корпус позволяет существенно снизить массу и продлить срок службы корабля.

Представители этого типа смогут бороться с минами с помощью различных тралов, телеуправляемых и автономных необитаемых подводных аппаратов.
Головной корабль проекта 12700 "Александр Обухов" передан флоту.

Второй корабль "Георгий Курбатов" будет спущен на воду осенью 2017 года.

Малые ракетные корабли проекта 22800 "Каракурт"

Как ожидается, ВМФ России получит 18 таких кораблей.

Головной корабль будет сдан в 2017 году, а новая система ПВО будет с 2018 года.

Корабли проекта планируется вооружать ударным ракетным комплексом "Калибр-НК", артиллерийской установкой калибра 76 либо 100 мм.

Корабли строят на заводе "Пелла" в Ленинградской области и на предприятии "Море" в Феодосии, заказ на пять единиц получил Зеленодольский завод им. Горького в Татарстане.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 ноября 2016 08:18
    Грен еще не сдан,а уже ржавый.Или че это за фигня?
    1. 0
      8 ноября 2016 20:48
      Ты погугли сколько лет он строится, а не задавай тупые вопросы.
      1. 0
        8 ноября 2016 21:52
        А можно ваше мнение по поводу причины появления ржавчины на корабле услышать?
        1. +1
          8 ноября 2016 21:54
          Металл ржавеет. Бинго!
          1. 0
            8 ноября 2016 22:06
            Аффигеть да вы просто КО))))
            А серьезно?
            За какое время в условиях морского воздуха может возникнуть такой слой ржавчины?
            В результате коррозии какой части корабля образовалась ржавчина на фото?
            1. 0
              9 ноября 2016 06:16
              Какой такой? Какая там толщина слоя ржавчины?
              1. 0
                9 ноября 2016 13:29
                Следы ржавчины в виде подтеков поверх окраски и начинающихся на уровне палубы. Не увиливай от ответа не знаешь, что сказать лучше погугли. Фото разных лет "Грена" много чего могут сказать.
                1. +1
                  12 ноября 2016 16:32
                  Ну и что!? Любой металл на открытом воздухе под дождем окрашивается таким цветом, а дождь превращает его в потеки. И недели не нужно чтобы такой вид приобрести)) Это обычное дело.
                  Ты под машину свою загляни )) потом расскажешь нам какое там все бурое и "прогнившее" ))).
                  Специалисты блин, комнатные!))
                  Ну или выйди в реальный мир из своей ракушки и расскажи нам как на керченском мосту вместо свай гнилушки вкручивают, а мы посмеемся.
                  1. 0
                    12 ноября 2016 18:30
                    И че? Я ему это на это и намекал.
                    Там ржавчина от того что вдоль борта наварена уловительная сетка вот и подтеки ржавчины. А если посмотреть на свежие фото "Грена" то он чистенький и блястючий).
  2. +3
    6 ноября 2016 08:30
    Основное оружие проекта — ракеты "Калибр"(это автор пишет про варшавянки), но автор явно заблуждается, так как основным оружием варшавянок является минно-торпедное вооружение
    1. 0
      6 ноября 2016 13:42
      Ну, если по логике, основное оружие-это всегда главный калибр. А учитывая, что "Калибр" может быть и ядерным и стрельнуть на несколько тысяч км., то он явно главный.
      А вообще, конечно круто, что у нас даже самые малые корабли сейчас, стали носителями стратегических вооружений. Своего рода выход для флота, находящегося в сложных условиях.
      1. +2
        6 ноября 2016 14:07
        Калибр для наших неатомный ПЛ близко не главный, это скорее доп функция
        Сформировать залп такого количества ракет, чтобы он стал опасным для АУГ или КУГ они не могут. А пулять по берегу - не их профиль
        1. 0
          7 ноября 2016 12:12
          В моём понимании, то что делает самый большой бабах, причем на самом большом расстоянии, то и является основным оружием. Против АУГ, можно тоже использовать спецбоеприпас. Почему не их профиль, если пуляют и причём успешно? Я вот понимаю, например, что не профиль МиГ-31 работать по земле. Но если на борту есть оружие, есть возможность применить это оружие, есть системы целеуказания и приёма целеуказания от других средств, то как это может быть непрофильным? По ошибке на борт занесли и случайно по калибру с торпедным аппаратом совпало?
  3. +9
    6 ноября 2016 10:01
    С подлодками проектов 955 и 636.3 особых проблем нет, а вот с проектом 885 "Ясень" ситуация плачевная. Одна МАПЛ четвертого поколения в строю ВМФ России, когда у противника их 13 !!! С подлодками "Лада" ситуация еще более печальная, чем с ясенями, ведь только одна лодка построена, да и та все еще находится в опытной эксплуатации. Вся надежда на ремонт и модернизацию относительно новых подлодок 971, 945(А) и 949А. Надводный флот находится вообще в коме. Боеспособных кораблей первого ранга класса крейсер, эсминец и БПК чуть более десяти на 4 флота, все остальные корабли - на ремонте/модернизации или в отстое. Надежды были на восстановление флота за счет массового строительства новых фрегатов и корветов, но и они не оправдались. Отказ иностранцев в поставке некоторых комплектующих заставил заняться импортозамещением, что сместило вправо на несколько лет всю кораблестроительную программу и поставило крест на некоторых проектах совсем. Строительство оставшейся тройки фрегатов 11356 бесперспективно из-за отсутствия маршевых ГТД для них, ведь более современные корабли проекта 22350 используют дизели и форсажные ГТД (CODAG). Хорошо идет лишь строительство МРК "Буян" и других типов малых боевых кораблей. Можно уже сейчас с грустью констатировать, что кораблестроительная программа до 2020 года провалена на 60-70%. Для исправления ситуации с флотом необходимы радикальные вложения в модернизацию судостроительных предприятий, профильных КБ и НИИ, а также места базирования флота и СРЗ.
    1. +3
      6 ноября 2016 10:43
      Цитата: mr.redpartizan
      Можно уже сейчас с грустью констатировать, что кораблестроительная программа до 2020 года провалена на 60-70%.

      да сколько угодно можно повторять мантры про8 Ясеней к 2020, но очевидно, что дай бог 4 получить. По остальным проектам тоже не радужно все. Разве что только по Варшавянкам
      1. 0
        6 ноября 2016 11:13
        Может еще крейсер "Адмирал Нахимов" до 20-го года успеют поставить в строй, но "Петр Великий" сразу уйдет на модернизацию. Подлодки проекта 636.3 на сегодня несколько устарели, хоть и могут решать задачи в закрытой акватории. "Варшавянки" были бы более уместны на Балтике, чем на ТОФе.
        1. +2
          6 ноября 2016 14:20
          Если коротко - Лады вообще никто строить дальше не планирует и если автор статьи даже этого не знает - зачем вообще писать о ВМФ берётся? А вот636.3 как раз более уместны на ТОФ - по проекту это скорее океанская лодка. И потом - не сомневаюсь, что Вы согласитесь с тем, что лучше уж 6 Варшавянок, чем вообще ничего
          1. +1
            6 ноября 2016 15:00
            Лучше эти деньги потратить на модернизацию атомных подлодок проекта 971, находящихся в ремонте. По времени это будет одинаково, ведь строительство одной "Варшавянки" занимает примерно два года.
    2. +1
      6 ноября 2016 12:38
      Подскажите пожалуйста кто в курсе, почему на старых сторожевиках пр 1135 стояли Спускаемые гидроакустическая станция (ГАС), а на новых 11356 ГАС отсутствует ? На 22350 для Северного флота ГАС стоят, даже на корветах 20380 для Балт флота стоят. С чем это связано? На какие новые проекты для ЧФ ляжет задача борьбы с подводными лодками? Что это за сторожевик такой без ГАС?
      Спасибо.
    3. 0
      6 ноября 2016 19:20
      то что 949а пр. относительно молод Вы явно погорячились
  4. +2
    6 ноября 2016 11:19
    Тогда Минобороны РФ решило назвать головной корабль "Юрием Долгоруким" – в честь основателя российской столицы.

    Вообще-то заложен он был под названием "Санкт-Петербург"

    Читал статью и задавал себе вопрос, а зачем она? О новых проектах кораблей мы и так слышим чуть ли не каждый день. А у автора все так хорошо, так радужно. Вспоминаю время, когда только начали писать о "Стерегущем". Было сказано, что до 2010 года флот должен получить порядка 20 таких корветов. На дворе конец 2016. Сколько в строю?
    И так практически обо всех.
  5. +1
    6 ноября 2016 13:47
    У меня два вопроса:а)ПЛ"Лада""....присваивают имена морской славы России:"Санкт Петербург","Кронштадт" и "Великие Луки"(!)город моской славы???
    б)Я не понял автора:какой может быть разговор об фрегатах 11356 без ГТД? Такое ощущение,что автор тупо переписал старую информацию или нас держат за идиотов
  6. 0
    7 ноября 2016 10:14
    Граждане вопиющие к радужности в статье, вы не поняли что ли, что это копипаст с ТАСС, а в этом руппоре власти всегда все хорошо. Как говорится "пипл хавает" и радуется как все в стране круто.
    1. 0
      8 ноября 2016 20:52
      Ты на ТАСС не гони, шник гундявый.
      1. 0
        8 ноября 2016 21:04
        Прювед hi Как там Хилая. жива еще старушка wink
        А не будете ли вы столь любезный сударь уточнить. таки как с вашега албанскага на нормальный русский переводится эта сама "шник"? Как говорится люблю цалую "ПУХХХ" wassat
        1. 0
          8 ноября 2016 21:55
          Сдрысни отсюда клоун.
          1. 0
            8 ноября 2016 22:36
            Фии. изыди ШНИК tongue
  7. +2
    8 ноября 2016 11:24
    Зайду с другого конца, как строитель.Чтобы выполнять программу кораблестроения необходима реконструкция верфей, в СПб на данный момент она практически не начата ( за исключением разработки проектов и некоторой подготовки инженерных сетей города ).А это процесс на несколько лет.
    P.S. Зарплата ведущего инженера-технолога предлагается 40 тыс.руб. http://admship.ru/?page_id=503
    Зарплата водителя на том же сайте верфей 45 тыс.руб.http://admship.ru/?p=546
    Вот и всё.
  8. 0
    8 ноября 2016 15:31
    Когда же уже будет хоть одна новость про корабль 1 го ранга, видимо я уже командующим флотом стану к этому времени), только вот командовуать буду одной байдаркой((((( А если честно хочется написать статью про реальное положение дел на СФ и снять розовые очки многих господ
    1. +1
      8 ноября 2016 20:54
      Сдался тебе 1 ранг. В бюджете дыры, МО вынуждено оптимизировать свои хотелки, а ты как д.у.р.а.ч.о.к. малолетний требуешь больших цацок. Угомонись полоумный.
      1. +1
        8 ноября 2016 21:30
        Цитата: Есть мнение
        Сдался тебе 1 ранг. В бюджете дыры, МО вынуждено оптимизировать свои хотелки, а ты как д.у.р.а.ч.о.к. малолетний требуешь больших цацок. Угомонись полоумный.

        В вашем случае пенсианер вы наш со стажем, клавиатура заменяет мозг.
        В бюджете дыры, согласен!
        МО оптимизирует расходы (в кое веки), согласен.
        Человек мечтает о большем чем торпедный катер 50х годов, что в этом плохого?
        Возможно даже знает как это есть на самом деле так пусть расскажет, что в этом плохого?
        А к вам вопрос, как ваши замечания о дырах и оптимизации согласуются с оптимизмом статьи.
        Бог с ними авианосцами и тяжелыми крейсерами (спорные классы для нашей оборонительной политики), но вот любая АПЛ это нехилый такой удар по бюджету страны, но ведь планы то по ним не снижаются. да и мифические пока атомные эсминцы тоже типа в работе.
        Или вы все таки тролль на ЗП?
        1. +1
          8 ноября 2016 22:00
          Со своих денех пусть покупает хоть звезду смерти, а нагрузку на бюджет нам и так нехило РВСН обеспечивает. Развелось флотоводцев, то Мистрали им подавай, то авики, то эсминцы. Утописты чертовы.
          1. +1
            8 ноября 2016 22:40
            Знаете есть фраза "Мечтать не вредно" только вот почти забыта вторая часть этой фразы "вредно не мечтать".
            Если не метать о лучшем то и стремится не к чему.
            А лучшее у каждого свое кому корабль, кому сабелька, кому машинка а кому и гамбургер))))
            1. +1
              8 ноября 2016 23:05
              Ты мне тут зубы не заговаривай. А то будешь у меня якорную цепь в одно рыло красить, салага.
              1. 0
                9 ноября 2016 13:21
                Слышь! Я покрашу не вопрос! А ты намотаешь ее себе на шею, и пойдешь во главе делегации идущей сам догадайся куда. И да зубы свои с полки не забудь забрать пенсия.
    2. 0
      8 ноября 2016 21:14
      Так напишите. Хотя может не стоит разочаровывать людей.
      Грустно но факт, экономика страны не просела на столько чтобы поверить в эти сказки о мегастроительстве флота.
      Не может пока наша экономика обеспечить не то, что хотелки. а даже потребности Армии без серьезного ущерба остальным расходам.
      Потому и сдержанность у Армии к закупками Армат и ПАК-ФА, вроде машины уже есть, да денег нет.
  9. 0
    6 января 2017 12:34
    Эскадренные миноносцы проекта 23560 (шифр "Лидер") – проект атомных эскадренных миноносцев для ВМФ России.
    На мой кривой военно-морской взгляд, атомным эсминец быть не может - это уже будет крейсер, как ни крути. А вот те же 23560, но с ГТУ и водоизмещением 10 тыс т. вполне соответствуют эсминцам. Поэтому, полагаю, что их надо строить одновременно, т.е. и атомные, и с ГТУ. И с ГТУ должно быть, минимум, раза в 2 больше. Отличие между крейсером и эсминцем - в дополнительном оснащении крейсеров спецсвязью, разведкой, размещением штаба флота во главе в адмиралом. Крейсер - это эсминец с дополнением функций корабля связи. Разведчика и представительскими функциями для размещения первого лица.