Баллистическая ракета средней дальности S-2 (Франция)

4
В середине пятидесятых годов прошлого века Франция приступила к созданию собственных стратегических ядерных сил. В 1962 году было принято решение о создании наземной компоненты «ядерной триады» и соответствующего вооружения. Вскоре были определены основные требования к необходимому оружию и начаты проектные работы. Первым результатом новой программы стало появление баллистической ракеты средней дальности (БРСД) S-2. Появление этого оружия позволило заметно повысить потенциал ядерных сил в деле сдерживания вероятного противника.

Решение о создании ракетных комплексов сухопутного базирования появилось в феврале 1962 года. Его появление было связано с желанием официального Парижа создать все необходимые компоненты ядерных сил и избавиться от имеющейся зависимости от третьих стран. Кроме того, дополнительным стимулом оказалось затягивание работ по тематике баллистических ракет подводных лодок. Согласно плану 1962 года, в начале семидесятых на территории Франции должны были появиться первые военные базы с шахтными пусковыми установками для ракет средней дальности. Количество развернутых ракет, стоящих на дежурстве, должно было превысить полсотни. Сухопутные ракетные войска стратегического назначения должны были подчиняться командованию военно-воздушных сил.



Баллистическая ракета средней дальности S-2 (Франция)
Один из сохранившихся музейных образцов БРСД S-2. Фото Rbase.new-factoria.ru


К началу шестидесятых годов французские ученые и конструкторы успели накопить определенный опыт в деле создания и эксплуатации ракет различных классов. В частности, уже имелись некоторые наработки по тематике баллистических ракет малой и средней дальности. Имеющиеся идеи и решения планировалось использовать при разработке нового проекта. Одновременно с этим требовалось создать и проработать некоторые новые концепции, технологии и т.д. По причине высокой сложности к работам были привлечены ведущие предприятия промышленности. Головным разработчиком назначили компанию Société nationale industrielle aérospatiale (позже Aérospatiale). Также в проекте участвовали Nord Aviation, Sud Aviation и другие организации.

Французская промышленность уже имела некоторый опыт в деле создания ракет, но разработка проекта полноценного боевого комплекса была связана с заметными трудностями. Из-за этого было решено сформировать общий облик ракеты и необходимых для нее систем, а затем проверить эти идеи при помощи прототипов-демонстраторов технологии. Первый вариант опытной ракеты, предназначенной для тех или иных проверок, получил условное обозначение S-112.

Работы по проекту S-112 продолжались до 1966 года. После завершения разработки промышленность изготовила опытный образец такой ракеты. Специально для испытаний нового оружия был построен полигон Бискаросс, оснащенный шахтной пусковой установкой. Примечательно, что эта испытательная площадка в дальнейшем прошла несколько модернизаций, благодаря чему используется до сих пор. В 1966 году на полигоне был проведен первый испытательный запуск изделия S-112. Это был первый пуск французской ракеты из шахтной установки.

S-112 представляла собой реализацию идей, лежавших в основе всей программы создания новой БРСД. Это была двухступенчатая баллистическая ракета с двигателями на твердом топливе. Длина изделия составляла 12,5 м, диаметр – 1,5 м. Стартовая масса достигала 25 т. Использовалась автономная система управления, следящая за сохранением требуемого курса. Опытная ракета запускалась из специальной шахты со стартовым столом. Использовался т.н. газодинамический старт с покиданием пусковой установки за счет тяги маршевого двигателя.


Хвостовая часть первой ступени. Фото Rbase.new-factoria.ru


По результатам испытаний ракеты S-112 французская промышленность представила обновленный проект перспективного оружия. В 1967 году на испытания вышла ракета S-01. По размерам и массе она почти не отличалась от предшественника, однако в ее конструкции использовались более совершенные образцы аппаратуры. Кроме того, присутствовали заметные доработки конструкции, направленные на повышение технических и эксплуатационных характеристик.

Ракета S-01 выгодно отличалась от S-112, однако все еще не могла устроить заказчика. По этой причине проектные работы были продолжены. К концу 1968 года авторы проекта представили новый вариант ракетного комплекса с условным обозначением S-02. В декабре состоялся первый запуск опытной ракеты S-02. В течение нескольких следующих лет было использовано еще 12 ракет-прототипов. По мере проведения испытаний велась доводка конструкции с исправлением выявленных недостатков и повышением основных характеристик. На поздних стадиях испытаний проект S-02 был переименован в S-2. Именно под таким названием ракета была принята на вооружение и поставлена в серийное производство.

Для выполнения предъявленных требований было предложено строить ракету по двухступенчатой схеме и оснащать твердотопливными двигателями. Все это соответствующим образом сказалось на конструкции основных агрегатов изделия. Ракета S-02 / S-2 представляла собой изделие общей длиной 14,8 м с цилиндрическим корпусом большого удлинения. Головной обтекатель ракеты, выполнявший функции корпуса боевой части, получил сложную форму, образованную двумя коническими и одной цилиндрической поверхностью. В хвостовой части первой ступени имелись аэродинамические стабилизаторы.


Схема шахтной пусковой установки. Рисунок Capcomespace.net


Корпуса обеих ступеней, также выполнявшие функции корпусов двигателей, выполнялись из легкого и жаропрочного стального сплава. Толщина стенки менялась от 8 до 18 мм. Снаружи корпус нес дополнительное покрытие, защищающее его от воздействия раскаленных газов при старте. Также это покрытие должно было улучшать защиту от поражающих факторов ядерного оружия противника, используемого против шахтной установки с ракетой S-2.

Первая ступень ракеты, имевшая собственное обозначение SEP 902, представляла собой цилиндрический блок диаметром 1,5 м и длиной 6,9 м. На хвостовой части корпуса находились неподвижные аэродинамические стабилизаторы. Хвостовое днище имело отверстия для установки четырех сопел. Собственная масса конструкции первой ступени составляла 2,7 т. Большая часть внутреннего пространства заполнялась зарядом твердого топлива типа «Изолан 29/9» массой 16 т. Заряд изготавливался литьем и скреплялся с корпусом двигателя. Твердотопливный двигатель P16, являвшийся частью конструкции первой ступени, имел четыре конических сопла, выполненных из жаропрочного сплава. Для управления по крену, тангажу и рысканью сопла могли отклоняться от исходного положения по командам системы наведения. 16-тонный заряд твердого топлива позволял двигателю работать в течение 77 секунд.

Вторая ступень или SP 903 была похожа на изделие SP 902, однако отличалась меньшими размерами и иным составом оборудования, а также наличием приборного отсека. При диаметре 1,5 м вторая ступень имела длину только 5,2 м. Конструкция ступени весила 1 т, на заряд топлива приходилось 10 т. Сопловой аппарат и системы управления второй ступени были аналогичны использованным на первой. Также имелись сопла противотяги, используемые при сбросе боевой части. 10 т топлива обеспечивали 53 с работы двигателя P10. К головной части второй ступени крепился цилиндрический корпус приборного отсека, вмещающего в себя все необходимое оборудование для управления в полете.

Между собой две ступени соединялись при помощи специального переходника, имеющего в своем составе силовые элементы и цилиндрическую обшивку. Разделение ступеней производилось при помощи предварительного наддува межступенчатого отсека и удлиненного пирозаряда. Последний должен был разрушать переходник, а повышенное давление облегчало этот процесс, также упрощая расхождение разделенных ступеней.


Общий вид пускового комплекса. Фото Network54.com


БРСД S-2 получила стандартную для такого оружия своего времени автономную инерциальную систему наведения. Набор гироскопов и специальные датчики, расположенные в приборном отсеке второй ступени, должны были отслеживать изменение положения ракеты, определяя ее траекторию. При удалении от требуемой траектории вычислительное устройство должно было вырабатывать команды для рулевых машинок, управляющих поворотом сопел. Аэродинамические стабилизаторы первой ступени устанавливались жестко и в системе управления не использовались. Также автоматика отвечала за разделение ступеней в заданный момент времени и сброс боевой части. Система управления работала только на активном участке траектории.

Для ракеты S-2 была разработана специальная боевая часть типа MR 31. Она имела ядерный заряд мощностью 120 кт массой 700 кг. Использовалась система подрыва, обеспечивающая срабатывание боезаряда при контакте с землей или на заданной высоте. Боевая часть помещалась в собственном корпусе сложной формы и комплектовалась абляционной защитой от температурных нагрузок. Дополнительный обтекатель, прикрывающий боевой блок, проектом не предусматривался.

Ракета S-2 имела длину 14,8 м и диаметр корпуса 1,5 м. Размах хвостовых стабилизаторов достигал 2,62 м. Стартовый вес равнялся 31,9 т. Твердотопливные двигатели двух ступеней позволяли отправить отделяемую боевую часть на дальность до 3000 км. Круговое вероятное отклонение составляло 1 км. Во время полета ракета поднималась на высоту до 600 км.

Специально для новой ракеты средней дальности была разработана шахтная пусковая установка. Этот комплекс представлял собой сооружение из железобетона высотой около 24 м. На поверхности присутствовали только бетонная площадка оголовка шахты и подвижная крышка толщиной 1,4 м и весом 140 т. Для обслуживания ракеты или пускового комплекса крышка могла открываться гидравликой. При боевом применении для этого использовался пороховой аккумулятор давления. Основным узлом шахтной установки был цилиндрический канал для установки ракеты. Также в составе комплекса присутствовали шахта лифта и некоторые другие блоки. Конструкция пусковой установки давала достаточно высокий уровень защиты от ядерного удара противника.


Головная часть ракеты, находящейся в пусковой установке. Фото Network54.com


В боеготовом положении ракета хвостовым отсеком опиралась на стартовый стол кольцевой формы. На своем месте стол удерживался при помощи системы тросов, блоков и гидравлических домкратов, отвечавших за его перемещение и выравнивание. Центральная часть ракеты дополнительно поддерживалась несколькими кольцевыми агрегатами, также выполнявшими функции площадок для размещения техников при обслуживании. Для доступа к площадкам имелись несколько проходов, соединявших центральный объем пусковой установки с шахтой лифта.

При развертывании серийных ракетных комплексов шахтные пусковые установки строились на расстоянии около 400 м друг от друга и соединялись с командными пунктами. Каждый командный пункт при помощи многократно резервированных средств связи мог управлять девятью пусковыми установками. Для защиты от атаки противника командный пункт находился на большой глубине и имел средства амортизации. Следить за состоянием ракет и управлять их пуском должен был дежурный расчет из двух офицеров.

Хранить ракеты S-2 предлагалось в разобранном виде, причем каждый агрегат находился в отдельном герметичном контейнере. Для хранения контейнеров со ступенями и боевыми блоками следовало строить специальные подземные склады. Перед постановкой ракеты на дежурство контейнеры с двумя ступенями должны были отправляться на сборку. Далее ракета без головной части отправлялась к шахте и загружалась в нее. Только после этого ее можно было оснащать боевым блоком, перевозимым отдельно. Затем крышка шахты закрывалась, и управление переходило дежурным офицерам.

В соответствии с планами 1962 года, на боевом дежурстве одновременно должно было присутствовать до 54 БРСД нового типа. Еще до завершения работ по созданию требуемого оружия было решено сократить количество развернутых ракет вдвое. Причинами сокращения ракет до 27 единиц стали трудности с одновременным выпуском вооружения сухопутного и морского базирования. Кроме того, начали проявляться некоторые экономические затруднения, заставлявшие сокращать планы по производству военной техники и вооружений.


Транспортер ракеты. Фото Capcomespace.net


В 1967 году, еще до начала испытаний ракеты S-02, стартовало строительство инфраструктуры и пусковых установок для нового соединения, которому предстояло эксплуатировать перспективное оружие. Ракетное соединение предлагалось развернуть на плато Альбион. Предполагалось, что в течение нескольких следующих лет будет построено 27 шахтных пусковых установок, объединенных в три группы по девять единиц в каждой. Установки каждой группы должны были управляться с собственного командного пункта. Кроме того, требовалось построить склады для хранения оружия, цех сборки и другие необходимые объекты. Новое соединение развертывалось на основе авиабазы д. Сен-Кристоль. Работать на базе должно было 2000 солдат и офицеров. Соединение обозначалось как бригада 05.200.

В конце 1968 года программа подверглась еще одному сокращению. Было решено отказаться от третьей группы, оставив только две с 18 пусковыми установками. Кроме того, в это же время появилось указание о начале разработки новой ракеты средней дальности, которая в обозримом будущем должна была заменить S-02 / S-2. Параллельно со строительством новых объектов промышленность продолжала испытания и доводку ракеты.

Все необходимые испытания изделия S-02 завершились в 1971 году, после чего оно было принято на вооружение под названием S-2. Также появился заказ на поставку серийных ракет. В августе того же года первые серийные БРСД S-2 были переданы войскам. Вскоре их поставили на дежурство. Первые ракеты второй группы были загружены в пусковые установки примерно через год. В сентябре 1973 года состоялись первые испытания серийной ракеты. Примечательно, что первый учебно-боевой пуск серийной S-2 произвели не на ракетной базе вооруженных сил, а на полигоне Бискаросс.

В течение нескольких следующих лет ракетное соединение, подчиняющееся командованию ВВС, провело еще пять учебных пусков, в ходе которых отрабатывалась работа при получении приказа, а также изучались особенности работы ракет. Кроме того, дежурные расчеты ракетных комплексов каждый день, без выходных и праздников, ожидали приказ о применении своего оружия, обеспечивая безопасность страны.


Транспортер боевой части. Фото Capcomespace.net


До весны 1978 года баллистические ракеты средней дальности S-2 оставались единственным оружием своего класса, состоящим на вооружении сухопутной компоненты стратегических ядерных сил Франции. В апреле 78-го одна из групп бригады 05.200, размещенной на плато Альбион, начала получать новейшие ракеты S-3. Полная замена старых ракет продолжалась до лета 1980 года. После этого в старых шахтных комплексах находились только ракеты нового типа. Эксплуатация S-2 была прекращена по причине морального устаревания.

Общий выпуск ракет S-02 / S-2 не превысил нескольких десятков. Для испытаний было собрано 13 ракет. Еще 18 изделий единовременно могли стоять на дежурстве. Кроме того, имелся некоторый запас ракет и боевых частей, хранившихся отдельно друг от друга. Боевые блоки MR 31 были поставлены в серийное производство в 1970 году и выпускались до 1980-го. В ходе испытаний и учебных пусков было использовано почти два десятка ракет. Большая часть оставшихся изделий позже была утилизирована за ненадобностью. Лишь несколько ракет лишились ядерных боевых частей и твердого топлива, после чего стали музейными экспонатами.

БРСД S-2 стала первым оружием своего класса, созданным во Франции. В течение нескольких лет ракеты этого типа несли дежурство и в любой момент могли быть использованы для нанесения удара по вероятному противнику. Тем не менее, проект S-2 имел некоторые проблемы, что вскоре привело к разработке новой ракеты с улучшенными характеристиками. В итоге с начала восьмидесятых годов сухопутная составляющая французских стратегических ядерных сил полностью перешла на баллистические ракеты средней дальности S-3.


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://capcomespace.net/
http://nuclearweaponarchive.org/
http://astronautix.com/
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 ноября 2016 15:54
    На ВО все темы закончились?
  2. +1
    1 ноября 2016 17:12
    Как я понимаю, имеет место ряд неточностей и неоднозначностей.
    Например, указано:
    Первая ступень ракеты, имевшая собственное обозначение SEP 902...
    Большая часть внутреннего пространства заполнялась зарядом твердого топлива типа «Изолан 29/9» массой 16 т. ...
    Твердотопливный двигатель P16...
    Вторая ступень или SP 903 была похожа на изделие SP 902

    Не ясно: ступени маркировались, как SEP или SP?
    P16 - это "пэ-16" или "эр-16"?
    Если технические наименования пишутся латинскими буквами, то почему топливо называется по-русски? Тем паче, что у французов пишется ну очень по-иному, нежели произносится...
    По поводу изрядной путаницы повествования, как с точки зрения отработки конструкции, так и с точки зрения хронологии, даже особо даже заморачиваться не хочу. А уж ценность наблюдения, что боеголовка состоит из двух конических частей и одной цилиндрической при наличии фотографии из которой это очевидно... ну очень сомнительна.
    Вместе с тем, несмотря на то, что материал представляет собой достаточное сырое и не слишком обдуманное изложение фактов, стремление автора статьи рассмотреть достаточно малоизвестные моменты истории развития военной техники Франции (которая вплоть до 80-х годов всегда отличалась своей уникальностью и своеобразностью) вызывают у меня уважение.
    Имеется пожелание к более основательному обдумыванию публикаций во избежание неточностей, однако автору спасибо.
    1. +1
      2 ноября 2016 00:22
      Цитата: Aqela
      ...истории развития военной техники Франции (которая вплоть до 80-х годов всегда отличалась своей уникальностью и своеобразностью) вызывают у меня уважение.


      Кстати, для запуска спутников Франция использовала российские ракеты "Союз", но в дальнейшем она их использовать, похоже, не будет:
  3. 0
    20 августа 2017 01:39
    А Франция никогда не умела делать качественного оружия