Учебные самолеты Израиля: Конец эпохи Skyhawk

6
Учебные самолеты Израиля: Конец эпохи Skyhawk


Разгоревшийся скандал вокруг обслуживания самолетов привел Израиль к заключению, что Skyhawk, прослужившие более 40 лет и использовавшиеся в последнее время в качестве учебных самолетов, нуждаются в замене. A-4 Skyhawk производства McDonnell Douglas за свою долгую и легендарную карьеру стал самым известным палубным штурмовиком ВМС США. Сенатор Джон Маккейн управлял именно таким самолетом, когда был сбит над Северным Вьетнамом. Skyhawk также сделал себе отличную карьеру самолета наземного базирования в израильских ВВС. Начиная с конца 1967 года, ВВС Израиля использовали этот простой, легкий в управлении самолет в качестве многоцелевого штурмовика с удивительной способностью вести воздушный бой.

Принятие Израилем на вооружение самолета F-16 стало переломной точкой для Skyhawk. Несмотря на снижение его значимости для ВВС, Skyhawk никогда полностью не был выведен из эксплуатации. Некоторые из них находятся на хранении или используются в качестве специальных платформ, в то время как другие были проданы или сданы в аренду частным операторам, а "Летающие тигры" из 102 эскадрильи на базе ВВС Hatzerim по-прежнему используют свои A-4N и 2-х местные TA-4J в качестве учебных самолетов. Итак, что же дальше? А дальше - миллиардный контракт на приобретение передовых учебных самолетов и основные геополитические решения.



На крыльях Skyhawk: Служба в Израиле
Skyhawk является одним из любимых реактивных самолетов в израильских ВВС. На удивление слабая маневренность A-4 сочеталась со столь же удивительной способностью вести бой несмотря на полученные повреждения, что сделало его популярным и надежным выбором на протяжении нескольких войн. В последний раз этот самолет массово использовался в войне Судного дня в 1973 году, когда израильские ВВС понесли тяжелые потери: из 102 потерянных самолетов, 53 составляли Skyhawk.

В одном из боев израильский А-4 Skyhawk оказалась перед тремя МиГ-21. Слабо маневренный Skyhawk сбил два из них и, как сообщается, был на хвосте у третьего Мига, когда израильский Мираж IIIC вмешался в бой и сбил этот Миг. Уровень потерь во время операций в 1973 году составил всего 0,6%. Это более низкий показатель, чем в предыдущей Войне на истощение с Египтом в 1970 года.

Тем не менее, необходимость замены Скайхоков становилась очевидной. С принятием Израилем на вооружение F-16, Skyhawk начал начал играть второстепенные роли. Некоторые Skyhawk принимали участие в Ливанской войне в 1982 году, а один даже записал на свой счет сбитый МиГ-17. Однако к тому времени переоснащение эскадрилий на F-16 уже началось и 33 Skyhawk были проданы Индонезии. К середине 1990-х годов почти все израильские истребительные эскадрильи были перевооружены и 2000-2001 году несколько израильских Skyhawk были проданы корпоративным операторам, таким как BAE и ATSI.

В настоящее время несколько израильских самолетов A-4E/H/N находятся на хранении на авиабазе Овда. Некоторые были использованы в качестве самолетов радиоэлектронной борьбы, другие были проданы или сданы в аренду подрядчикам вроде ATAC и как отмечалось ранее, "Летающие Тигры" из 102 эскадрильи на авиабазе Hatzerim по-прежнему используют свои Скайхоки для повышения квалификации пилотов ВВС.

Использование израильских Skyhawk требует трудоемкого технического обслуживания, которое в настоящее время предоставляется гражданским подрядчиком Kanfei Tahzuka через Израильскую Авиационную Промышленность (IAI). К сожалению, эта идиллия продлилась не долго. Сочетание износа самолетов и технического обслуживания сомнительного качества, привели Израиль к решению о закупке замены Skyhawk.

Кандидаты на замену Skyhawk
Сообщалось, что кандидатами на замену самолетов были переделанные ранние модели F-16B израильских ВВС, используемый ВМС США Boeing T-45TS Goshawk, итальянский Finmeccanica M346 (вариант Як-130) и корейские сверхзвуковые Т-50.



Как сообщалось, из-за трудности первоначального переобучения с реактивного базового учебного самолета Fouga Magister вариант с F-16 рассматривался как наименее перспективный и не попал шорт-лист.

Приобретение T-45 Goshawk могло предотвратить закрытие линии по их производству в корпорации Boeing и для их закупки можно было бы использовать средства из американской военной помощи Израилю. Обратная сторона заключается в том, что этот самолет является сугубо учебным и не способен выполнять вторичные миссии. Этот вариант также не попал в шорт-лист.



С военной точки зрения, благодаря своим своим летным характеристикам наряду со способностью нести вооружение, вероятно делают M346 наиболее подходящим для замены Skyhawk. Для того чтобы победить в конкурсе, Finmeccanica придется преодолеть сомнения Израиля относительно долгосрочной политической стабильности Италии в качестве поставщика и ее долгосрочной экономической стабильности в качестве клиента. Стоит также отметить, что в отличие от своего российского коллеги Як-130, M346 не был построен и испытан в качестве легкого штурмовика. Всё теперь зависит от того, как израильтяне решат смотреть на вещи, которые с одной стороны могут выглядеть как недостатки, с другой как возможность сделать что-либо по их собственному усмотрению.



Семейство южно корейских сверхзвуковых Т-50 предлагает самые высокие аэродинамические характеристики в пределах группы, а также интеграцию существующего вооружения. Это дает ему возможность помимо учебного самолета действовать и как "легкий F-16". Израильские фирмы уже закрепились на на корейском рынке беспилотных летательных аппаратов и РЛС и приобретение ТА-50 может стать следующим шагом в сотрудничестве обеих стран. Соглашение может включать в себя израильское участие в создании более широких боевых возможностей ТА-50. Но даже без этого, приобретение Т-50 даст Израилю самый боеспособный вариант из всех рассматриваемых и решит проблемы с Южной Кореей. Улучшенный учебно-боевой TA будет иметь значительный потенциальный эффект на мировом рынке вооружений и ещё больше сблизит Израиль со своими близкими поставщиком Lockheed Martin. Следует также отметить, что с финансовой точки зрения этот вариант является наименее привлекательным для Израиля.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    20 января 2012 07:27
    Друзья мои! Покупайте наш як-130 и не прогадаете. Получите качественный продукт по преемлемой цене.
  2. 0
    20 января 2012 08:28
    Як 130 Израиль купит только в случае присоединения России к антииранской коалиции))))))))
  3. 755962
    +2
    20 января 2012 08:40
    Дык м346 это и есть Як-130 вернее его базовая модель.Он первоначально разрабатывался совместно с фирмой Як и итальянской L’Alenia Aermacchi. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта (планер), после чего выпустили собственные варианты самолётов.
    1. +1
      21 января 2012 00:05
      Преимущество як 130 в том что он выпускается серийно,в отличии от своего визави!
  4. -2
    16 февраля 2012 22:19
    M346 (тобишь Як-130) выиграл конкурс и будет следующим учебно боевым самолетом ЦАХАЛ.
  5. suharev - 52
    -1
    16 февраля 2012 22:51
    Не исключен вариант, что Израиль может рассмотреть возможность приобретения ЯК-130, если его пролоббирует кто то из наших олигархов (еврейской нации) т будет иметь хороший гешефт с данной поставки. Тогда, и только тогда будут оценены преимущества нашего ЯК-130 и его возможности использования и кроме учебного самолёта.
    1. -2
      16 февраля 2012 23:00
      Вы не поняли, решение уже принято и оно в пользу итальянцев.