Скоростной десантный катер БК-16: новый участник сирийской операции
В первых числах ноября были опубликованы фотографии российского килекторного судна КИЛ-158 (проект 141), шедшего из Черного моря в Средиземное. Судно уже не в первый раз проходило этим маршрутом, однако теперь интерес к нему был связан с грузом, перевозимым на палубе. Частью полезной нагрузки килекторного судна стал катер одной из последних моделей. Изначально появилась версия, согласно которой транспортируемый катер относится к проекту 03610 «Раптор». Тем не менее, вскоре появились иные сообщения. Согласно более поздним сообщениям отечественной прессы, КИЛ-158 перевозило десантный катер проекта 02510 или БК-16. Катера «Раптор» и БК-16 весьма похожи внешне, из-за чего наблюдавшаяся путаница с типами вполне понятна.
Скоростной десантный катер типа БК-16 является одной из последних отечественных разработок своего класса. Подобная техника предназначается для решения транспортных, десантных или боевых задач на реках или в прибрежной морской зоне. Характерными особенностями таких катеров являются возможность перемещения с высокой скоростью, наличие крупного десантного отсека с большим числом сидений, а также возможность подхода непосредственно к берегу с последующей высадкой бойцов. Проектом предусматривается возможность использования различного стрелкового и гранатометного вооружения, состав которого определяется в соответствии с пожеланиями заказчика.
Проект скоростного катера 02510 был разработан в начале текущего десятилетия предприятием «Рыбинская верфь» – одним из структурных подразделений группы компаний «Еврояхтинг». К настоящему времени «Еврояхтинг» и «Рыбинская верфь» вошли в состав концерна «Калашников». При разработке проекта учитывался отечественный и зарубежный опыт в деле создания техники этого класса, что, среди прочего, привело к формированию характерного облика, делающего БК-16 похожим на некоторые другие легкие суда российской и иностранной промышленности. Тем не менее, все работы осуществлялись российскими конструкторами самостоятельно и без помощи зарубежных коллег.
В 2014 году «Рыбинская верфь» построила головной катер нового проекта. Осенью того же года первый БК-16 отправили на Черное море для проведения испытаний. Уже тогда утверждалось, что после завершения всех необходимых проверок катер будет передан одному из специальных подразделений Черноморского флота. В середине 2015 года головной катер проекта 02510 был введен в состав флота. Одновременно с этим предприятие-изготовитель приступило к испытаниям второго катера, постройка которого была завершена к тому времени.
Катер на палубе килекторного судна КИЛ-158. Фото Vg-news.ru
Летом и осенью 2015 года катера нового типа были впервые показаны представителям военного и политического руководства страны, а также широкой публике. Первыми площадками для демонстрации техники типа БК-16 стали Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге и военно-технический форум «Армия-2015». В обоих случаях демонстрировались полноценные катера в полной комплектации, пригодные для использования вооруженными силами.
Катер БК-16 предназначается для решения широкого круга задач, связанных с транспортировкой личного состава или грузов, высадкой бойцов на неподготовленное побережье, использованием стрелкового вооружения и т.д. Подобные требования привели к формированию соответствующего облика техники, а точнее, к использованию уже существующих идей и решений, отработанных в некоторых зарубежных проектах и подтвердивших свой потенциал. Подобный подход привел к успешному завершению разработки катера с требуемыми характеристиками, однако прямым его следствием стал характерный внешний вид, делающий катера БК-16 похожими на некоторые другие образцы аналогичного назначения.
Важной особенностью проекта 02510, прямо связанной с требованиями к ходовым характеристикам, является широкое применение в конструкции алюминиево-магниевого сплава. Это позволяет обеспечить требуемую прочность при сравнительно малой массе. Так, при длине 16,45 м, ширине 4 м и высоте 4,33 м порожнее водоизмещение составляет 13 т. Полное – 19,5 т. Нормальная осадка определяется в 0,87 м.
Форма корпуса катера БК-16 была разработана с целью повышения ходовых характеристик. Компоновка внутренних объемов определена с учетом современных наработок в области скоростных десантных катеров. Носовая часть корпуса отдается под тоннель для высадки десанта на берег. Позади него располагается рубка с рабочими местами экипажа. Наиболее крупным отсеком является центральное десантное отделение, в котором должно устанавливаться целевое оборудование. В корме корпуса помещаются агрегаты силовой установки. Важной особенностью катера проекта 02510 является отсутствие крупных надстроек. В носовой части имеется рубка с остеклением, тогда как крыша десантного отсека выполняет функции палубы.
В конструкции катера предусматривается использование броневых листов, обеспечивающих защиту экипажа и десанта от стрелкового оружия различных типов. В составе остекления используются многослойные пакеты большой толщины, так же защищающие людей.
В кормовом отсеке корпуса размещается силовая установка, построенная на основе двух дизельных двигателей мощностью по 780 л.с. В качестве движителя катер использует набор водометов, помещенных в корме. Силовая установка и движитель позволяют катеру развивать максимальную скорость 42 узла. Экономическая скорость определена на уровне 30 узлов. Дальность плавания по топливу – 400 морских миль.
Управление катером осуществляется из носовой рубки, внутри которой помещены рабочие места двух членов экипажа. Посты управления оснащаются набором всего необходимого оборудования, позволяющим осуществлять контроль за системами катера, навигацию и т.д. От внешних воздействий экипаж защищен рубкой, имеющей остекление. Лобовая часть рубки выполнена наклоненной вперед, борта устанавливаются с завалом внутрь. Доступ в рубку осуществляется как через десантный отсек или носовой проход, так и через собственные люки в крыше.
В базовой десантной конфигурации катер проекта 02510 оснащается крупным десантным отсеком, помещенным в центральной части корпуса. В имеющемся отсеке вдоль бортов устанавливаются 18 кресел для десанта. Доступ в отделение обеспечивается люком в его кормовой части. Также предусмотрен проход, позволяющий попасть в рубку, а оттуда – в носовой тоннель. При высадке на неподготовленное побережье десантники должны использовать тоннель, оснащенный опускаемой носовой аппарелью и двустворчатой верхней крышкой. Такой способ десантирования упрощает высадку, а также позволяет бойцам максимально быстро приступить к выполнению поставленных задач.
Также были разработаны несколько дополнительных проектов оснащения катера. В центральном отсеке корпуса может размещаться аппаратура командного пункта с 9 рабочими местами, медицинские модули и носилки для раненых, а также пожарное или водолазное оборудование. Таким образом, в зависимости от пожеланий заказчика, предприятие-изготовитель может поставить технику в соответствующей комплектации, предназначенную для решения тех или иных задач.
По имеющимся данным, для повышения комфорта работы экипажа и десанта в проекте 02510 предусматриваются некоторые идеи бытового характера. В бортах десантного отсека предусматриваются по два иллюминатора прямоугольной формы. При необходимости люди на борту могут использовать койки и гальюн, что в значительной мере повышает удобство работы, а также позволяет увеличить время автономной работы. В существующем виде скоростной десантный катер имеет автономность в 1 сутки.
Проект БК-16 позволяет оснащать скоростные катера вооружением различных типов с требуемыми характеристиками. К примеру, в ходе прошлогодних выставок демонстрировалось следующее вооружение катера. На крыше рубки экипажа монтировался дистанционно управляемый боевой модуль. Конструкция этого изделия позволяет устанавливать и применять пулеметы винтовочного и крупного калибра, а также 30-мм и 40-мм автоматические гранатометы. В составе модуля имеется блок оптико-электронного оборудования, позволяющего вести наблюдение и находить цели в любое время суток.
В составе бортовых ограждений палубы предусматриваются две вертлюжные установки для пулеметов. Демонстрировавшиеся катера несли на этих устройствах пулеметы ПКМ винтовочного калибра. Дополнительные пулеметы винтовочного калибра предлагается монтировать в кормовой части бортов на аналогичной установке. Боевой модуль и набор пулеметов позволяют экипажу катера вести огонь в любом направлении, без мертвых зон. Кроме того, сектора обстрела некоторых вооружений частично перекрываются, дополнительно повышая огневые возможности катера. При необходимости вместе с гранатометами и пулеметами может использоваться личное оружие десанта, однако амбразуры для его применения в корпусе не устанавливаются.
На палубе катера, позади рубки экипажа, монтируется мачта для размещения некоторого радиоэлектронного оборудования. На ней, равно как и на некоторых других участках корпуса, помещаются те или иные антенные устройства. Кроме того, предусматривается использование малогабаритной радиолокационной станции для навигации и обнаружения надводных целей.
На случай аварий или иных подобных ситуаций катер несет набор спасательного оборудования. На бортах предусматриваются крепления для надувных плотов, размещаемых в цилиндрических контейнерах. Также катер имеет несколько наборов креплений для спасательных кругов. По периметру палубы размещается ограждение, повышающее безопасность экипажа.
К настоящему времени судостроительное предприятие «Рыбинская верфь» успело построить и передать заказчику только два катера БК-16. Согласно опубликованным данным, оба изделия выполнены в конфигурации скоростного десантного катера. Они имеют 19 мест для десантников с оружием или специальным оборудованием, а также несут дистанционно управляемые боевые модули и набор пулеметов разных типов. В таком виде техника может использоваться в качестве транспортного средства для специальных подразделений.
В начале июля этого года пресс-служба концерна «Калашников», структурным подразделением которого не так давно стал завод «Рыбинская верфь», сообщила, что предприятие приступило к серийным поставкам новых транспортно-десантных и штурмовых катеров типов БК-10 и БК-16. Оба катера сведены в т.н. единую боевую группу, применение которой позволяет выполнять различные задачи. Разработка единой боевой группы велась в инициативном порядке при участии специалистов силовых структур. Это позволило учесть в проекте все пожелания и требования потенциального заказчика, тем самым повысив эффективность будущего использования техники.
Согласно сообщениям начала текущего месяца, не так давно один из катеров пр. 02510 / БК-16 на борту килекторного судна КИЛ-158 был доставлен к берегам Сирии. Планы российских вооруженных сил относительно использования этого катера пока официально не объявлялись. При этом известно, что в восточной части Средиземного моря уже присутствуют и используются несколько катеров проекта 03610 «Раптор». Как и в случае с БК-16, подробности использования «Рапторов» не оглашались.
Ввиду отсутствия официальной информации о применении переброшенной в Сирию техники остается только строить прогнозы. В публикациях отечественных и зарубежных средств массовой информации высказываются предположения о возможном использовании катеров БК-16 и «Раптор» в качестве транспортного средства для спецподразделений. Используя такую технику, бойцы спецназа могут быстро прибывать в указанный район, высаживаться на берег и приступать к выполнению поставленных задач. На протяжении последних месяцев неоднократно публиковались неподтвержденные сведения об участии российских спецподразделений в тех или иных операциях. Текущая обстановка в Сирии может способствовать проведению новых подобных операций, в которых средством доставки бойцов на берег станут имеющиеся скоростные катера.
Следует отметить, что катера проектов 02510 и 03610 могут использоваться не только для переброски спецподразделений. Подобная техника может решать многочисленные иные задачи. Так, катера этих типов способны выполнять патрулирование акваторий в прибрежной зоне. Подобные их «функции» можно использовать для охраны объектов, используемых российскими вооруженными силами. Кроме того, к берегам Сирии прибыла корабельная группа ВМФ России, которая тоже может нуждаться в помощи патрульных катеров. Террористы не располагают современной морской техникой, однако флот должен быть готов к ответу на любые угрозы.
Точные цели переброски катера БК-16 в восточную часть Средиземного моря, по понятным причинам, официальными лицами не уточняются. Высказываемые прогнозы могут представлять определенный интерес, однако нет никаких оснований считать, что они полностью соответствуют действительности. Тем не менее, о некоторых особенностях применения новейшей техники можно говорить уверенно. Переброска катеров с целью решения тех или иных задач позволит специалистам военно-морского флота улучшить свои навыки по управлению техникой. Освоение катеров в условиях мирного времени дает заметные результаты, но работа в условиях реального вооруженного конфликта позволит экипажам проверить свои умения, а затем и улучшить их.
С осени прошлого года российские вооруженные силы проводят операцию по борьбе с террористическими организациями, действующими на территории Сирии и представляющими определенную опасность для нашей страны. Основная масса боевой работы легла на Воздушно-космические силы, однако к нанесению ударов по объектам незаконных вооруженных формирований неоднократно привлекался военно-морской флот в лице кораблей и подводных лодок нескольких оперативно-стратегических объединений. Сравнительно недавно было принято решение о привлечении к боевой работе одного из новейших скоростных десантных катеров, который вскоре был доставлен в район боевых действий. Подробности применения такой техники, по-видимому, станут известны только в будущем. Тем не менее, уже сейчас экипажи проверяют свои навыки и осваивают работу в сложных условиях на большом удалении от мест постоянного базирования.
По материалам сайтов:
https://kalashnikov.com/
http://euroyachting.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://vg-news.ru/
http://svpressa.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
Информация