Тяжелый танк Fiat 2000 (Италия)

9
В 1916 году на поле боя впервые вышли танки британской разработки. Несмотря на определенные недостатки, подобная техника быстро смогла показать свой потенциал и заинтересовать военных нескольких стран. Желание получить подобные боевые машины проявил ряд армий, в том числе итальянские вооруженные силы. Уже в конце 1916 года Италия начала разработку нескольких новых проектов бронетехники, лишь один из которых был доведен до строительства готовых машин. Результатом первого итальянского проекта в области танкостроения стала бронемашина Fiat 2000.

Следует отметить, что первыми танками итальянской армии могли стать машины французского производства. Видя затруднения в разработке собственных проектов, Рим решил обратиться за помощью к союзникам. В 1917 году начались переговоры о приобретении французских машин типов Schneider CA1 и Renault FT-17. Тем не менее, армия Франции сама нуждалась в подобной технике, из-за чего заказчик смог получить всего несколько машин двух типов. По этой причине в течение некоторого времени Италии приходилось полагаться только на собственные силы. Отсутствие альтернатив заставило итальянских специалистов ускорить работы, благодаря чему в начале следующего 1918 года на испытания вышел прототип первого отечественного танка собственной разработки.



Тяжелый танк Fiat 2000 (Италия)
Серийный танк Fiat 2000. Фото Armor.kiev.ua


В 1916 году заказ на создание танков с разными параметрами получили несколько организаций, в том числе компания Fiat. По некоторым данным, разработка нового проекта началась даже до получения официального заказа. Специалисты «Фиата» ознакомились с новейшими разработками зарубежных стран, после чего предложили свой вариант машины аналогичного назначения. Первый итальянский проект танка получил обозначение Fiat 2000.

В инициативном проекте было решено применить нестандартный подход, позволявший без особых проблем пережить возможный отказ потенциального заказчика. Сначала следовало создать новое гусеничное шасси с двигателем требуемой мощности и соответствующей трансмиссией. Затем на его базе нужно было разработать танк. При получении официального заказа можно было продолжать работу. В противном случае шасси планировалось доработать и сделать основой для перспективного трактора тяжелого класса. В связи с этим, в частности, первым на испытания в рамках программы вышло шасси с макетом танкового корпуса. Только после завершения проверок ходовой части и силовой установки инженеры фирмы Fiat получили возможность заняться полноценным проектированием прочих агрегатов.


Схема бронемашины. Рисунок Armor.kiev.ua


Изучив известные случаи применения танков и собранный опыт их эксплуатации, авторы проекта Fiat 2000 сформировали общую концепцию, в соответствии с которой должен был строиться новый танк. Перспективная боевая машина рассматривалась в качестве передвижной огневой точки. Она должна была без значительных затруднений перемещаться по пересеченной местности, в том числе покрытой воронками от взрывов, сопровождать пехоту с соответствующей скоростью, а также поражать противника пушечным и пулеметным огнем. Такое боевое применение подразумевало одинаковый уровень защиты от обстрела с любых ракурсов, а также требовало использования большого количества вооружения, способного обеспечить интенсивный одновременный обстрел нескольких целей на разных направлениях.

В то время еще не существовало отработанных и общепризнанных вариантов общей архитектуры танка, из-за чего в проекте Fiat 2000, как и во многих других разработках того времени, были использованы оригинальные идеи. Исходя из имеющихся требований к защите и вооружению, авторы проекта сформировали необычную, по современным меркам, конструкцию машины. В частности, характерными чертами итальянского танка были размещение силовых агрегатов, а также подход к установке вооружения.

Корпус предлагалось собирать на каркасе из броневых листов разной толщины. Борта и экраны ходовой части следовало изготавливать из 20-мм брони. Для крыши и днища предлагались листы толщиной 15 мм. В конструкции танка использовались как прямые, так и изогнутые панели. Лобовая часть корпуса имела сравнительно сложную форму. Внизу помещался вертикальный лобовой лист, выше которого под наклоном крепилась деталь небольшой высоты. Над ней, в центральной части лба, находилась рубка водителя, состоящая из изогнутого лба-крыши и двух вертикальных бортов. По бокам и сверху от рубки находился П-образный вогнутый внутрь лист. В бортовых его частях предусматривались небольшие проемы для установки оружия.


Компоновка танка, изображены члены экипажа. Рисунок Tanks-encyclopedia.com


Нижняя часть корпуса имела ту же ширину, что и нижний лобовой лист. На этих деталях предусматривались крепления для элементов ходовой части. Выше нижней части корпус увеличивал свою ширину, образуя достаточно крупные надгусеничные ниши. Сбоку эти ниши прикрывались наклонными бортовыми листами. Ниже наклонных бортов располагались вертикальные бортовые экраны, защищающие ходовую часть. В корме имелся широкий наклонный верхний лист и вертикальный нижний, отличавшийся меньшей шириной. В последнем находились жалюзи для подачи воздуха к радиатору. Сверху корпус прикрывался горизонтальной крышей.

Первый прототип танка Fiat 2000 получил башню, выполненную в форме шестигранной усеченной пирамиды. Впоследствии от такой конструкции отказались в пользу полусферического агрегата. Вне зависимости от формы, башни двух типов собирались из листов требуемых форм и размеров на основе каркаса.

Интереснейшей особенностью первого итальянского тяжелого танка была компоновка внутренних объемов сравнительно крупного и высокого бронекорпуса. Нижняя часть корпуса отдавалась под моторно-трансмиссионное отделение, помещенное под полом обитаемого отсека. В кормовой части танка, под кожухом соответствующих размеров, располагался двигатель. Сцепление, коробка передач и другие агрегаты проходили под полом боевого отделения и соединялись с устройствами трансмиссии, помещенными в передней части машины. Там осуществлялась передача крутящего момента на ведущие колеса. Подобная компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволила оснастить танк всеми необходимыми агрегатами, а также в определенной мере упростить конструкцию средств управления: рычаги и педали располагались на минимальном расстоянии от управляемых ими устройств.


Прототип с легким корпусом. Фото Aviarmor.net


В кормовой части танка устанавливался авиационный карбюраторный двигатель Fiat A12 мощностью 240 л.с. Двигатель имел жидкостную систему охлаждения с радиатором, помещенным напротив кормовой решетки корпуса. С двигателем соединялась механическая трансмиссия, обеспечивавшая шесть скоростей переднего хода и две заднего. Из-за некоторых особенностей компоновки корпуса, авторам проекта не удалось использовать прямую связь трансмиссии с ведущими колесами. Из-за этого последние приводились в движение при помощи цепной передачи, расположенной за пределами корпуса, но под защитой бортовых экранов. Выходные валы трансмиссии при этом находились примерно на уровне передних опорных катков.

Танк Fiat 2000 получил ходовую часть на основе сдвоенных опорных катков, установленных на тележках. На каждом борту машины устанавливалось по восемь опорных катков на четырех тележках. В подвеске использовались полуэллиптические рессоры. Подвеска отличалась малым ходом катков, что сказывалось на мягкости движения, не позволяя «отрабатывать» все неровности. В кормовой части танка располагались направляющие колеса, в передней – ведущие. Ведущие и направляющие колеса отличались большим диаметром и спицованной конструкцией. Для улучшения проходимости они были подняты над опорной поверхностью. На ступице ведущего колеса предусматривались зубцы для цепной передачи. Между крайними тележками и ведущими/направляющими колесами предусматривались две пары дополнительных роликов, уменьшавших нагрузку на гусеницы при преодолении препятствий. Для поддержания верхней ветви гусеницы использовался металлический желоб.


Прототип с корпусом первой версии. Фото Aviarmor.net


Конструкция гусеницы была типичной для техники того времени. Использовались крупнозвенчатые гусеницы шириной 450 мм, траки которых имели выраженную подушку с грунтозацепом. На внутренней стороне гусеницы присутствовали рельсы для опорных катков. За счет вынесения ведущих и направляющих колес передние и задние части гусениц значительно выступали за пределы корпуса и бортовых экранов, дополнительно улучшая проходимость.

Наиболее мощным оружием танка Fiat 2000 должна была стать горная пушка Cannone da 65/17 modello 13 калибра 65 мм, принятая на вооружение в 1913 году. При помощи этого оружия, имеющего ствол длиной 17 калибров, можно было атаковать цели на дальностях до 6,8 км. Орудие вместе с качающейся частью исходного лафета предлагалось крепить на цапфах танковой башни. В конструкции башни предусматривалась амбразура большой высоты, прикрывавшаяся подвижным броневым щитком-маской. Обеспечивалась стрельба в любом направлении с разными углами возвышения.

Также танк получил развитое пулеметное вооружение. По углам корпуса, а также в центральной части обоих бортов и в кормовом листе, над двигателем, помещались семь пулеметных установок. Вертлюги с подвижными щитками сложной формы позволяли выполнять наведение пулеметов в пределах широких горизонтальных секторов, вплоть до 100°. Также конструкция средств установки оружия давала возможность искать цели и наводить пулеметы с минимальным риском поражения огнем противника. На всех семи установках монтировались 6,5-мм пулеметы Fiat-Revelli M1914. Эти пулеметы, использующие магазины на 50 патронов, показывали скорострельность на уровне 400 выстрелов в минуту. Оружие комплектовалось мешками-гильзосборниками.


Серийный танк демонстрирует проходимость, Рим, 2 апреля 1919 г. Фото Aviarmor.net


Управление танком поручалось экипажу из 10 человек. В передней части корпуса, под рубкой, на собственном сиденье располагался механик-водитель, также выполнявший функции командира. Работой башенной пушки управляли наводчик и заряжающий. Каждый пулемет обслуживался собственным стрелком. Следует отметить, что из-за малых размеров забронированного объема рабочие места экипажа не отличались большим удобством. Более того, сравнительное удобство обеспечивалось только для водителя-командира. Наименее удобным рабочим местом экипажа на танке Fiat 2000 принято считать кормовую пулеметную установку. Тогда как другие пулеметчики имели возможность работать стоя и выпрямившись, кормовой стрелок был вынужден стоять на коленях, что ухудшало удобство и эффективность работы.

Водитель-командир вне боевой обстановки должен был наблюдать за дорогой при помощи крупного люка в своей рубке, крышка этого люка откидывалась вверх. Во избежание поражения огнем противника, в бою командир должен был закрывать люк и использовать перископический смотровой прибор. Интересно, что это был первый в мировой практике успешный случай оснащения танка перископом. Прочие члены экипажа должны были следить за обстановкой при помощи смотровых лючков и щелей, а также используя прицельные приспособления своего оружия. При некоторых проблемах, обеспечивался почти круговой обзор с возможностью обстрела целей в любом направлении, в том числе несколькими пулеметами одновременно. Попадать в танк предлагалось при помощи общей двери на левом борту.


Лобовая часть машины. Фото Daywarphoto.blogspot.ru


Первый итальянский танк получился достаточно крупным и тяжелым. Длина машины достигла 7,4 м, ширина – 3,1 м, высота – 3,4 м. Клиренс равнялся 540 мм. Боевая масса достигла 42 т. Негативной особенностью машины должна была стать малая удельная мощность, способная ухудшить показатели подвижности, – около 5,7 л.с. на тонну.

По имеющимся данным, еще в 1917 году компания Fiat построила опытное танковое шасси, главной задачей которого была демонстрация возможностей перспективной машины. Ходовая часть, силовая установка и трансмиссия прототипа полностью соответствовали разработанному проекту. Одновременно с этим использовался корпус упрощенной конструкции, не имевший верхней части и строившийся из конструкционной стали. В таком виде прототип прошел испытания, по результатам которых в имеющуюся конструкцию были внесены некоторые изменения. Кроме того, завершение испытаний опытного шасси позволило продолжить работы по созданию полноценного танка.

В феврале 1918 года фирмой Fiat был построен и предъявлен на испытания первый полноценный опытный образец тяжелого танка. Он нес башню граненой формы. Кроме того, характерной чертой первого прототипа была двухцветная камуфляжная окраска, похожая на использовавшуюся французской армией. В таком виде бронемашина вышла на полигонные испытания, в ходе которых показала основные характеристики и возможности.


Преодоление препятствий. Фото Daywarphoto.blogspot.ru


Во время испытаний были подтверждены недостаточные характеристики двигателя. 240-сильный мотор не мог обеспечить высокую скорость на пересеченной местности. Максимальная скорость машины не превышала 7 км/ч. Тем не менее, это было достаточно для сопровождения пехоты в наступлении. Авиационный двигатель также не отличался экономичностью: использовав запас топлива в 600 л, танк мог пройти лишь 75 км. В то же время, танк имел неплохую проходимость. Он мог подниматься на склон крутизной 40°, пересекать ров шириной до 3,5 м, а также подниматься на стенку высотой 0,9 м. Водные преграды глубиной до 1 м преодолевались вброд.

В начале 1918 года, почти одновременно с выпуском первого прототипа нового танка, итальянское командование решило заказать строительство серии из 50 подобных машин. К концу года был построен второй экземпляр танка Fiat 2000, доработанный по результатам испытаний. В частности, именно он стал первым носителем новой полусферической башни. 1 апреля 1919 года эту машину впервые показали широкой публике. Вскоре появились еще два или три танка. По разным данным, было построено не более 4-5 танков: один прототип и три или четыре серийные машины. В связи с окончанием Первой мировой войны руководство Италии посчитало нецелесообразным строить новую технику большой серией. Дальнейшая сборка танков типа Fiat 2000 была отменена.


Серийный Fiat 2000, вид на корму. Фото Aviarmor.net


В 1919 году в составе итальянской армии было сформировано подразделение, которому предстояло эксплуатировать все танки новой модели. Подразделение Reparto Speciale di marcia carri d’Assalto официально подчинялось автомобильному управлению Генштаба, однако фактическое управление осуществлялось командованием артиллерийских войск. Тяжелые танки вошли в состав двух взводов, каждому из которых дополнительно дали по одному легкому танку FT-17 французского производства.

Эксплуатация в войсках позволила выявить ранее не замеченные недостатки конструкции. Военные вновь жаловались на неприемлемо высокий расход горючего и чрезмерную тряску при движении. Кроме того, существовал серьезный риск перегрева двигателя, затруднявший длительное движение техники. Также, вне зависимости от режима работы силовой установки, температура воздуха в обитаемом отсеке была высокой, а единственный вентилятор не справлялся с нагрузкой. Большая высота танка и высокое расположение центра тяжести приводили к рискам переворота на некоторых склонах. Тем не менее, несмотря на все недостатки, тяжелые танки Fiat 2000, в целом, считались пригодными для эксплуатации в войсках.


Танк, получивший 37-мм пушки. Фото Daywarphoto.blogspot.ru


В начале 1919 года один из танков новой модели был отправлен в Ливию, где экипажу пришлось бороться с восставшими арабскими племенами. По некоторым данным, в следующем году танковую группировку в Северной Африке усилили остальными имевшимися в наличии танками. Согласно иным источникам, единственный танк так и оставили в Ливии, выведя в состав отдельного артиллерийского взвода. Эксплуатация остальных машин, соответственно, продолжалась исключительно в Италии.

В течение первой половины двадцатых годов все имевшиеся танки Fiat 2000 находились в интенсивной эксплуатации. Позже, по мере строительства и поставок новых танков с более высокими характеристиками, тяжелые бронемашины стали рассматриваться в качестве дополнительного средства усиления войск. К началу тридцатых годов все эти танки стали учебными машинами и находились на различных полигонах, обеспечивая подготовку новых экипажей для строевой техники. Возвращение в строй в качестве полноценных боевых машин уже не планировалось.

Тем не менее, в 1932 году была предпринята попытка обновления танков с применением нового вооружения. Было предложено заменить передние пулеметы двумя 37-мм пушками. Один из танков получил такое оружие, однако дальше испытаний дело не пошло. Прирост огневой мощи был несомненным плюсом, но бронемашины уже успели выработать свой ресурс, из-за чего их модернизацию сочли нецелесообразной. Остальные танки так и остались с 65-мм пушкой и семью пулеметами.


Один из танков в конце своей карьеры. Фото Daywarphoto.blogspot.ru


В 1934 году вышел приказ о снятии танков Fiat 2000 с вооружения. Две машины, остававшиеся в Италии, были отправлены на утилизацию. Примечательно, что до пункта разделки они добрались своим ходом, хотя и не без проблем технического характера. «Ливийский» танк был разобран на месте службы: для экономии его решили не вывозить в Европу. Еще один танк, ранее ставший носителем 37-мм пушек, отправили в 3-й танковый полк, дислоцированный в г. Болонья, где он стал памятником. Машина лишилась части агрегатов, получила макеты оружия и встала на постамент. По имеющимся данным, до наших дней этот памятник не сохранился. Уникальный образец был уничтожен во время Второй мировой войны.

Тяжелый танк Fiat 2000 был первой машиной своего класса, созданной и построенной в Италии. Отсутствие опыта разработки и эксплуатации подобной техники привело к закономерным результатам. Машина не отличалась высокими характеристиками, из-за чего безнадежно устарела всего через несколько лет после принятия на вооружение. Дальнейшие попытки обновить и улучшить танк не дали ощутимых результатов. Однако, не показав значительных практических результатов, проект Fiat 2000 все же занял важное место в истории европейского танкостроения, а также поспособствовал дальнейшему развитию бронетанковой техники Италии.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://armor.kiev.ua/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://militaryfactory.com/
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 ноября 2016 15:17
    Прибалтам стоит присмотреться, тем более, что чертежи итальянцы наверняка сохранили.
  2. +6
    11 ноября 2016 16:00
    В связи с окончанием Первой мировой войны руководство Италии посчитало нецелесообразным строить новую технику большой серией
    ..А название было перспективным Fiat 2000..машина будущего..
    1. avt
      +4
      11 ноября 2016 18:17
      Цитата: parusnik
      .А название было перспективным Fiat 2000..машина будущего..

      Ва-бэнэ! Так вот с чего лепили ,,Навозец" бандерлоги laughing
    2. +5
      11 ноября 2016 19:54
      Вы еше не видили фиат3000.

      Самый перспективный танк 1917 года, но задел......
  3. +1
    11 ноября 2016 16:51
    Танк из разряда "мечта противотанкиста". В такую тихоходную громадину промахнуться просто невозможно lol
  4. +2
    11 ноября 2016 20:30
    42 тонны ! Oxрeнеть и не встать. Тяжелей, чем Т-28.
    1. +2
      12 ноября 2016 00:42
      Цитата: Альф
      42 тонны ! Oxрeнеть и не встать. Тяжелей, чем Т-28.

      А что вы хотели? При такой компоновке и трансмиссии Конечно будет много весить.
  5. +4
    11 ноября 2016 21:13
    Италия... Техническая фантазия подкрепленная тысячелетним опытом виноделия.
    Итальянская конструкторская школа всегда отличалась подвывертом. Впрочем для раннего танкостроения проект очень даже неплох. Башня. пулеметы с большими углами обстрела, в сравнении с конкурентами неплохая подвеска.. Профиль высоковат, но ПТ арта еще была малочисленна. Удивление вызывает факт, что эти монстры на разделку своим ходом доехать смогли, у итальянцев не всегда завод то техника своим ходом покидала, а это просто чудеса надежности какие-то wink
  6. +2
    16 ноября 2016 07:48
    однако наличие башни с высокими углами возвышения - уже передовое решение по тому времени . Несмотря на громоздкость интересная разработка. Спасибо за статью.