В 1968 году американская атомная субмарина отправилась со сверхсекретной миссией в Россию (и не вернулась)

27
В мае 1968 года американская ударная атомная подводная лодка отправилась с секретной миссией шпионить за советским военно-морским флотом. Через семь дней после получения этого приказа, когда семьи членов экипажа ждали у причала возвращения лодки «Скорпион», которая три месяца пробыла на боевой службе в море, командование ВМС поняло, что субмарина пропала. «Скорпион» стал жертвой таинственного инцидента, о характере которого спорят по сей день.

В 1968 году американская атомная субмарина отправилась со сверхсекретной миссией в Россию (и не вернулась)




Атомная подводная лодка ВМС США Scorpion была ударной субмариной типа Skipjack. Она стала одной из первых в Америке подводных лодок с «альбакоровской», или каплевидной формой корпуса, в отличие от более массивных лодок времен Второй мировой войны и послевоенного периода. Лодку заложили в августе 1958 года, а в строй она вошла в июле 1960 года.

Субмарины типа Skipjack были меньше современных атомных подлодок. Они имели водоизмещение 3 075 тонн, длину 77 метров и ширину 9,5 метра. Экипаж насчитывал 99 человек, включая 12 офицеров и 87 матросов и старшин. В лодках этого типа впервые был применен атомный реактор фирмы Westinghouse S5W, который обеспечивал им максимальную надводную скорость 15 узлов, и подводную 33 узла.

Основным вооружением лодок этого типа были самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk-37. Торпеда была оснащена гидролокатором активного самонаведения, имела дальность пуска 9 тысяч метров и скорость 26 узлов. Боевой заряд состоял из бинарных взрывчатых веществ с маркировкой HBX-3 и весом 150 килограммов.

На момент пропажи лодке «Скорпион» было всего восемь лет, и по современным меркам она была довольно новой. Тем не менее экипаж довольно часто жаловался на нее, показывая тем самым, что субмарина уже устаревает. В 1998 году в журнале U.S. Naval Institute Proceedings появилась статья, в которой говорилось о том, что у лодки «Скорпион» на момент последнего похода было 109 невыполненных технических заданий. У нее имелись «хронические проблемы» с гидравликой, не работала система аварийного продувания, а аварийные запорные вентили забортной воды еще не были децентрализованы. В начале последнего похода из боевой рубки субмарины вытекло 5 680 литров масла, когда она вышла из залива Хэмптон Роудс.

За два месяца до исчезновения лодки командир «Скорпиона» капитан третьего ранга Фрэнсис Этвуд Слэттери (Francis Atwood Slattery) подал срочную заявку на ремонт корпуса, отметив в своем рапорте, что он «находится в очень плохом состоянии». Он также выразил обеспокоенность в связи с протечкой вентилей, из-за чего субмарина не могла погружаться глубже 100 метров, хотя ее предельная глубина погружения была в три раза больше. Многие в ВМС называли эту лодку металлоломом.

20 мая командующий подводным флотом США в Атлантике отдал экипажу «Скорпиона» приказ вести наблюдение за соединением советских кораблей вблизи Канарских островов. Это соединение включало в свой состав подводную лодку проекта 675, спасательное судно, два гидрографических судна, эсминец и судно-заправщик. Командование считало, что это соединение осуществляет сейсмоакустические исследования надводных и подводных кораблей НАТО.

21 мая «Скорпион» доложил по радио свое местонахождение, сообщив ориентировочную дату возвращения в Норфолк — 27 мая. В докладе не было ничего необычного.

К 28 мая командование ВМС поняло, что подводная лодка погибла. Предназначенная для обнаружения советских субмарин гидроакустическая противолодочная система SOSUS засекла мощный взрыв под водой. Позднее затонувшую лодку нашли на глубине 3 047 метров при помощи глубоководного батискафа. Обломки корпуса были разбросаны на площади 1 000×600 метров.

Что же случилось со «Скорпионом»? В докладе ВМС США по этому инциденту не было окончательных выводов. Возникло несколько теорий по поводу гибели лодки и 99 членов ее экипажа, причем одна из них была конспирологической. Но все они были неубедительны и не имели твердых доказательств.

Техническая консультативная группа, собранная в ВМС для изучения вещественных доказательств, выдвинула теорию о том, что лодка стала жертвой торпеды, которая случайно пришла в боевое состояние внутри торпедного аппарата. В отличие от других торпед, выбрасываемых газовой струей, эта Mk-37 медленнее и тише выплывала из торпедного аппарата, благодаря чему засечь лодку было невозможно. Эта теория подтверждается рядом сообщений о том, что в момент разрушения субмарина двигалась не в том направлении, которым должна была следовать для того, чтобы пришедшая в боевое состояние торпеда не могла развернуться на 180 градусов и навестись на собственную лодку.

Согласно другой теории, сломался блок утилизации мусора, из-за чего в лодку попала вода и вошла в контакт с 69-тонной электрической батареей, что вызвало взрыв. На «Скорпионе» действительно должны были установить новый запор для системы утилизации мусора, и из-за сбоев в ее работе забортная вода в прошлом уже попадала внутрь корпуса.

И наконец, согласно последней теории, на борту лодки произошел взрыв водорода во время или сразу после зарядки батарей. В момент взрыва субмарина находилась на перископной глубине, и вполне вероятно, что именно в тот момент происходило запирание водонепроницаемых люков. Это был анахронизм из доядерной эпохи, и из-за запирания люков в аккумуляторном отсеке мог накопиться взрывоопасный водород, что случается во время зарядки батарей. Одной-единственной искры достаточно, чтобы вызвать взрыв газа водорода, она и могла привести к детонации батарей. Это соответствует данным с шумопеленгаторов, которые зафиксировали два небольших взрыва с разницей в полсекунды.

Конспирологическая теория состоит в том, что «Скорпион» ввязался в некую драку в манере холодной войны, и что лодку потопило соединение советских кораблей. В 1968 году затонуло необычайно много подводных лодок, в том числе израильская Dakar, французская Minerve и советская K-129. По мнению конспирологов, холодная война в морской пучине время от времени превращалась в войну вполне реальную, из-за чего было потеряно несколько субмарин. К сожалению, доказательств нет, как нет и объяснений того, каким образом советское соединение, в составе которого было всего два боевых корабля, сумело потопить довольно современную лодку «Скорпион».

Убедительного и исчерпывающего объяснения гибели подводной лодки «Скорпион» скорее всего не будет никогда. Это вызывает сожаление, однако после того случая ВМС США не потеряли ни одной субмарины. Гибель «Трешера» и «Скорпиона» с 228 членами экипажа на борту стала тяжелым уроком для ВМС, но они его усвоили. От этого выиграли десятки тысяч подводников, которые благополучно вернулись домой из походов.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 ноября 2016 07:06
    Основным вооружением лодок этого типа были самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk-37. Лодка была оснащена гидролокатором активного самонаведения, имела дальность пуска 9 тысяч метров и скорость 26 узлов. Боевой заряд состоял из бинарных взрывчатых веществ с маркировкой HBX-3 и весом 150 килограммов.
    Н е пойму, что к чему?
    1. +5
      18 ноября 2016 10:21
      Я тоже репу чесал, то ли лодка запускалась на 9000м., то ли торпеда... то ли гидролокатор... :)
      1. +3
        18 ноября 2016 11:23
        Цитата: Sashka
        Я тоже репу чесал, то ли лодка запускалась на 9000м., то ли торпеда... то ли гидролокатор... :)

        Тип «Скипджек»
        Лодки (спуск на воду): «Скипджек» (1958), «Скэмп> (1958), Скорпион (1959), Скалпин (1960), «Шарк» (1960) и «Снук» (1960).
        Водоизмещение: надводное 3075 т.; подводное 3515 т.
        Размерения: длина 76,7 м. (251 фуг 9 дюймов); ширина 9,6 м. (31 фут 6 дюймов); осадка 8,5 м. (27 футов 10 дюймов).
        Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Вестингкаус» S5W, питающий две паровые турбины, передающие вращательный момент мощностью 11 185 кВт (15000 л. с. ) на один вал.
        Скорость: надводного хода 18 уз.; подводного хода 30 уз.
        Глубина погружения: рабочая 300 м. (985 футов) и предельная 500 м. (1640 футов).
        Торпедные аппараты: шесть носовых 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов для 24 универсальных торпед Мк 48 или 48 якорных мин Мк 57.
        Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей, модифицированный ГАК BQS-4, система управления торпедной стрельбой Мк 101 и подводшй телефон.
        Экипаж: 114 человек
        Лодки старые, даже в военной эциклопедии нет полных данных.
  2. +5
    18 ноября 2016 07:38
    Много версий,а истина где-то рядом..
    1. +3
      18 ноября 2016 11:13
      http://submarine.sten.lv/api/w114.shtml
      Цитата: parusnik
      Много версий,а истина где-то рядом.

      Алексей! А как вы относитесь к этим?
      https://ria.ru/society/20070628/67964621.html
      1. +2
        18 ноября 2016 17:47
        Что ж..всё может быть..как и все вышеперечисленное...
        1. +2
          19 ноября 2016 02:03
          Цитата: parusnik
          Что ж..всё может быть..как и все вышеперечисленное.

          Как и тайна гибели К-129 и Курска. Не знаю, смотрели ли вы документальный фильм "Подводная лодка в мутной воде, но этот фильм тоже задаёт слишком много вопросов и даёт слишком мало ответов.
  3. +7
    18 ноября 2016 08:59
    Путин уже давно сказал:"Она утонула" и улыбнулся( это комментарий Е Киселева на НТВ, каж в 2000г)
    А там кто то что то сказал?
  4. +1
    18 ноября 2016 09:17
    Зачем дублировать материал,вышедший на той неделе?
    1. 0
      18 ноября 2016 12:58
      Два раза напечатали и можно американцам "-2" засчитать.
  5. +7
    18 ноября 2016 09:21
    Так и не понял из статьи, какой урок, позволивший тысячам подводников благополучно вернуться домой, усвоили американцы?
    1. +7
      18 ноября 2016 13:37
      Наконец то стали считаться с рапортами командиров об аварийном состоянии судов,а не отмахиваться .как от паникеров.
      От себя добавлю:судя по рассказам писателя -мариниста Покровского,у нас к этому так и не пришли.
  6. +2
    18 ноября 2016 12:49
    С такими "мелочами"как: гидравлика ги,,утечка масла,протечка вентилей и пр.удивительно,что они 8лет еще плавали
  7. +5
    18 ноября 2016 16:17
    Тупая американская писанина.
  8. +1
    18 ноября 2016 20:44
    Америкосовская самореклама. Статье минус.
  9. +1
    18 ноября 2016 21:13
    Так и не понял, о чем статья
    1. +1
      19 ноября 2016 02:16
      Цитата: Старый26
      Так и не понял, о чем статья

      Посмотрите мои ссылки Паруснику. А суть? Скоро 50-т лет гибели Скорпиона, фактов нет, но виноваты русские.
      1. +1
        25 ноября 2016 09:48
        Уже тогда был виноват Путин!!!!!!
  10. +2
    18 ноября 2016 22:25
    Если для американцев гибель подводных лодок стала хорошим уроком, то в СССР и в последствии в современной России как раз никаких выводов из подобных событий не было сделано. И тонули у нас лодки, гибли люди зачастую исходя из меркантильных дел командования флота. Думаю все помнят фразу: "Она утонула!" и улыбка на весь экран... да ее преднамеренно утопили и погубило экипаж свое же командование, при этом раздули историю что американцы виноваты... На самом деле избавились от свидетелей. Ведь бывало если экипаж пытался спастись то он уже все предатель родины... Огромная любимая страна управляется идиотами...
    1. +6
      18 ноября 2016 22:32
      Цитата: derik1970
      ... ее преднамеренно утопили и погубило экипаж свое же командование, при этом раздули историю что американцы виноваты... На самом деле избавились от свидетелей...

      - сильное заявление...
      - доказательств, понятное дело, не будет
      - расскажите, что ли, уже про "яхты олигархов с подводными лодками" и идите бухать праздновать дальше... пьятницу .
    2. AUL
      +3
      18 ноября 2016 22:46
      derik1970
      Вы уж не садитесь за клаву в пятницу вечером, а то в понедельник стыдно будет!
    3. 0
      25 ноября 2016 09:49
      Только на западе учитываются все ошибки и всегда принимаются надлежащие меры, заботяться о людях, нет нищих и бомжей, светит солнце и смеются дети...... Что вы здесь делаете?! Валите на запад и пишите ему дифирамбы!
  11. +1
    19 ноября 2016 15:47
    Ну это не так. Аварии на АПЛ США были и после,в том числе с гибелью субмарин и части личного состава,но таких ,с гибелью корабля и всего экипажа больше не было. Кажется в 2012 году ,прямо в порту ,сгорела и списана ракетная АПЛ США ,,Майами''
  12. 0
    19 ноября 2016 22:17
    Цитата: амурец
    Посмотрите мои ссылки Паруснику. А суть? Скоро 50-т лет гибели Скорпиона, фактов нет, но виноваты русские.

    Да это понятно, Николай. Просто попахивает это конспирологией. К тому же сам факт что лодка-истребитель была потоплена ракетной лодкой - ну не знаю.
    Еще в 70-х годах было известно, что причиной гибели был взрыв. И всегда считалось, что погибла в результате взрыва своей торпеды. А тут как всегда во всем виноваты злобные русские.
    Кстати, спасибо за поздравление
  13. +1
    20 ноября 2016 09:28
    Да приводнили её видимо аккуратно и без шума, так что пикнуть не успели. Шпионить за СССР тогда было более чем опасно.
  14. 0
    15 августа 2017 03:05
    ...В районе Бермудского треугольника , в результате столкновения с подводным камнем, затонула американская субмарина.

    (Командиру "подводного камня" объявлена благодарность.)
  15. 0
    10 апреля 2020 17:50
    Какая же ахинея. Особенно название статьи...