Княжество или республика? Как Албания добивалась независимости

4
28 ноября День независимости отметила Албания — одна из самых обособленных стран Европы. 104 года назад, в ноябре 1912 года, была принята Декларация независимости Албании, которую подписали 83 политических и общественных деятеля страны, входившей тогда в состав Османской империи. После подписания декларации политические деятели Исмаил Кемали и Луидь Гуракучи вывесили с балкона здания в городе Влере, где собрались авторы документа, албанский флаг с орлом. Так перевернулась очередная страница в истории Албании, более четырех столетий до этого входившей в состав Османской империи.

Княжество или республика? Как Албания добивалась независимости




Покорение Албании турками — османами началось еще в конце XIV века и сопровождалось борьбой Османской империи с Венецианской республикой. В конце концов, во второй половине XV века османы установили контроль над большей частью населенной албанцами территории. В империи Албания заняла особое место. Дело в том, что османские султаны рассматривали албанцев как естественный противовес славянскому и греческому населению Балканского полуострова. Тем более, что среди албанцев стал быстро распространяться ислам. Хотя до сих пор в Албании значительная часть населения исповедует христианство — католицизм или православие, именно ислам сыграл важную роль в становлении албанской идентичности и обособлении Албании от остального греко-славянского христианского мира Балкан. Воинственные албанские горцы, или, как их называли османы, арнауты, стали поставщиками воинов для Османской империи. Албанское происхождение имели многие выдающиеся османские военачальники и государственные деятели. В отличие от христиан, славян и греков, албанские мусульмане прекрасно встроились в политическую систему Османской империи. В то же время, в Албании конфессиональная принадлежность никогда не являлась определяющей — по крайней мере, в той форме, как это было в соседней Югославии. Албанцы — мусульмане, католики и православные, в конечном итоге, оставались албанцами. Они обособляли себя от славянского и греческого населения, что не могло не импонировать Стамбулу.

Тем не менее, даже среди албанской элиты к началу ХХ века постепенно стали распространяться идеи автономии, а то и получения государственной независимости. В 1909-1910 гг. вспыхнуло албанское восстание в Косово, которое было жестко подавлено османскими войсками. Затем в 1911 г. началось новое восстание, лидеры которого подняли требование национальной автономии. Еще одно восстание вспыхнуло в марте 1912 года. Наиболее неспокойными были северные районы Албании, где османская власть была наиболее слабой. К середине августа 1912 г. восставшие смогли захватить ряд городов. Важнейшую же роль в провозглашении независимости страны сыграла Первая Балканская война, в результате которой на территорию Албании вошли сербские и греческие войска.

У истоков национального движения Албании стоял Исмаил Кемали (1844-1919) — как понятно из его имени, мусульманин по вероисповеданию, выходец из знатной албанской семьи османских беев. С юных лет он начал карьеру государственного служащего в Османской империи, руководил рядом городов на Балканском полуострове, а самой значительной должностью Исмаила Кемали стал пост губернатора Бейрута. Однако, у Кемали периодически вспыхивали разногласия с другими османскими чиновниками. В конце концов, в 1900 году Исмаил Кемали явился на яхту посла Великобритании и попросил политическое убежище. Его вывезли с территории Османской империи и следующие восемь лет он прожил в эмиграции, за это время превратившись в виднейшего деятеля албанского национального движения. Кемали был сторонником либерализации политической системы в Османской империи и выступал за провозглашение независимости албанского национального государства.

Другим важнейшим деятелем национального движения, стоявшим за принятием Декларации независимости Албании, был Луидь Гуракучи (1879-1925). В отличие от Исмаила Кемали, Луидь Гуракучи (на фото) родился в христианской семье албанцев — католиков и получил образование в иезуитском колледже. Албанцы — католики ориентировались на сотрудничество с Италией, считая итальянцев наиболее близким в культурном отношении народом. Не был исключением и Луидь Гуракучи. В 1909 году он возглавил первый албанский педагогический институт.

Видную роль в провозглашении независимости Албании сыграл и Хасан Приштина (настоящая фамилия — Бериша, 1873-1933) — албанский политик, в молодости изучавший право в Стамбуле, затем избиравшийся депутатом меджлиса Османской империи. В 1912 году именно Хасан Приштина руководил албанским национальным восстанием. В это время он рассматривал возможность создания смешанного албано-славянского государства в Македонии, причем эта идея нашла одобрение у британского руководства, но ей так и не суждено было осуществиться. Еще один османский чиновник, Илиас-бей Вриони (1882-1932), выходец из знатной албанской фамилии, также принимал участие в написании Декларации независимости страны.

После того, как 28 ноября была принята Декларация независимости, в Албании было сформировано Временное правительство, просуществовавшее до 4 декабря 1914 года. Его первым председателем стал Исмаил Кемали, в 1913-1914 гг. также занимавший пост министра иностранных дел. Луидь Гуракучи занял в этом кабинете пост министра образования. Исмаил Кемали рассчитывал мирным путем добиться независимости, сохраняя хорошие отношения и с Османской империей, и со странами Запада. Для этого он привлек к участию в формировании Временного правительства многих старых османских чиновников. Однако, Временному правительству так и не удалось установить контроль над всей Албанией. Это объяснялось особенностями албанского общества, в котором важнейшую роль играли кланы и их лидеры — крупные землевладельцы. Кроме того, мировое сообщество не рассматривало правительство Кемали как единственного представителя албанского народа. Фактически, Кемали пользовался поддержкой лишь Италии и Австро-Венгрии, а Великобритания и Франция стремились всячески отсрочить международное признание албанской независимости. На большие участки территории Албании претендовали Сербия, Греция и Черногория, выигравшие у Османской империи Первую Балканскую войну.

Особую роль в албанской политике играл влиятельный на севере страны феодал генерал Эссад-паша Топтани (1863-1920), служивший в османской армии в должности начальника гарнизона города Скутари. Во время антиосманского восстания 1912 года Эссад-паша, несмотря на то, что он был действующим османским офицером, не оказывал серьезных препятствий восставшим. После провозглашения независимости Албании Эссад-паша предпочел начать собственную политическую игру. Он соперничал за власть с правительством Исмаила Кемали и в этой борьбе заручился поддержкой сербского и черногорского правительств. В 1913 г. Эссад-паша провозгласил создание Республики Центральной Албании, которая не подчинялась Временному правительству Исмаила Кемали.

21 февраля 1914 г., с согласия великих держав, Албания была провозглашена княжеством. На престол князя Албании был возведен немецкий принц Вильгельм Вид (1876-1945) — племянник королевы Елизаветы Румынской. В самой Албании его называли королем — чтобы подчеркнуть равнозначность королю соседней Черногории. Вильгельм Вид (на фото) прибыл в Албанию 7 марта 1914 года, вместе с голландскими офицерами, которые должны были возглавить албанскую жандармерию. Однако уже в сентябре 1914 года, после начала нового восстания под руководством генерала Эссад-паши, князь Вильгельм был вынужден покинуть Албанию. Больше он не приезжал в страну, хотя формально оставался ее главой до 1925 года, когда в Албании провозгласили республику. После отъезда князя Вильгельма Албания не обрела единства — мусульманская часть населения ориентировалась на Османскую империю и выступала за то, чтобы правителем страны стал мусульманин по вероисповеданию. Исламизированные кланы Албании не признавали единого национального правительства. Опасаясь вторжения в Албанию войск Австро-Венгрии, с началом Первой мировой войны союзники ввели войска на территорию Албании. На часть территории Албании претендовала Греция, под эгидой которой существовала Автономная Республика Северного Эпира, созданная еще во время Первой Балканской войны и имевшая значительное греческое население. Лишь в 1921 году область, оккупированная греческими войсками, окончательно отошла к Албании.

Таким образом, несмотря на провозглашенную независимость, единое правительство в Албании отсутствовало. Продолжалась борьба за власть между различными кланами и политическими группировками, свои интересы в Албании преследовали и великие державы, и региональные державы вроде Италии и Австро-Венгрии, и Османская империя, и балканские соседи страны — Сербия, Черногория и Греция. С 1916 г. фактическим руководителем Албании стал Турхан-паша Пермети (1839-1927) — представитель одной из влиятельных аристократических семей Албании, долгое время служивший в Министерстве иностранных дел Османской империи, а затем служивший послом в России. После провозглашения независимости Албании Турхан-паша принял участие в создании национального правительства, поддерживал принца Вильгельма Вида, занимал пост премьер-министра Албании. Однако, несмотря на то, что Турхан-паша возглавлял албанское правительство, существовал и другой центр силы — во главе с Эссад-пашой, который стремился проводить свою политическую линию.

Эссад-паша добивался того, чтобы великие державы признали суверенитет Албании и отказались от планов по ее разделу. Отметим, что во время Первой мировой войны дальнейшее политическое будущее албанского государства оставалось крайне неопределенным. Так, на Албанию давно претендовала Италия, а великие державы, рассчитывая на вступление Италии в войну против Германии и Австро-Венгрии, 26 апреля 1915 г. подписали Лондонский договор. В соответствии с ним, Италия покидала Тройственный союз, за что Антанта обещала Риму следующие территориальные приобретения: Тироль, Триест, Горицу и Градишку, Истрию, часть Внутренней Крайны, Северную Далмацию, острова Додеканес, албанский город Влера и протекторат над Албанией, часть азиатских и африканских владений Германии. С другой стороны, часть албанской территории была обещана Антантой Сербии и Черногории.

Во время войны на территорию Албании вступили итальянские войска, которые не покинули страну и после разгрома Германии, Австро-Венгрии и Османской империи. Италия претендовала на управление городом Влёра — тем самым, где провозглашалась независимость Албании. В свою очередь, албанская сторона не спешила с признанием территориальных претензий Италии. Когда албанские власти в 1920 году потребовали от итальянского командования вывести войска из Влеры, генерал Сеттимо Пьячентини, командовавший итальянской армией, ответил отказом. Во Влере началось антиитальянское восстание под руководством Казима Кочули. Была сформирована народная армия численностью около четырех тысяч человек, которой командовал Ахмед Лепеница. Несмотря на то, что во Влере размещались хорошо обученные и вооруженные итальянские войска численностью в 20 тысяч солдат и офицеров (то есть, в пять раз больше, чем повстанцев), албанские отряды смогли осадить Влеру, загнав в город итальянские части. Перебросить подкрепление итальянское командование не успело. В конечном итоге, 2 августа 1920 года итальянское руководство отказалось от претензий на Влеру и согласилось вывести войска с территории Албании. Фактически, боевые действия во Влере поставили точку в долгой эпопее албанской независимости.

Еще раньше, чем из Влеры были изгнаны итальянские войска, в июне 1920 года в Париже был убит Эссад-паша Топтани. Его застрелил Авни Рустеми (1895-1924) — албанский революционер, участвовавший в организации антиитальянских выступлений во Влере в 1918-1919 гг.

Укрепление суверенной албанской государственности, последовавшее в 1920-е — 1930-е годы, было связано с приходом к власти в стране Ахмеда Зогу (1895-1961), который в 1922 году, в двадцатисемилетнем возрасте, первый раз стал премьер-министром Албании. В 1924 году он занял кресло премьера повторно, а затем, опираясь на помощь отряда русских эмигрантов, совершил военный переворот и захватил власть в стране. Ахмед-бей Мухтар Зоголли, как на самом деле звали Ахмеда Зогу, был выходцем из богатого албанского феодального рода и приходился племянником Эссад-паше Топтани. Именно Ахмед Зогу первым начал реальную модернизацию отсталого албанского общества, стремясь свести к минимуму влияние кланов на политическую жизнь страны. Активную поддержку Ахмеду Зогу в реализации его планов оказывала фашистская Италия, которая ко второй половине 1920-х годов превратилась в важнейшего внешнеполитического и экономического покровителя Албании. Именно из Италии Зогу получал финансовую помощь, направлявшуюся на экономическую модернизацию страны.

В 1928 году Ахмед Зогу короновался как король Албании под именем Зогу I. Так в Албании была возрождена монархия, только во главе государства встал этнический албанец. Правление Зогу продолжалось до 1939 года, когда страна была оккупирована Италией. Сам король Зогу эмигрировал в Грецию, а затем в Великобританию, а албанское правительство, всецело подконтрольное итальянцам, возглавил Шефкет Верладжи — давний политический оппонент Ахмеда Зогу. В полной мере независимость Албании была восстановлена только после окончания Второй мировой войны.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 ноября 2016 08:00
    Спасибо, Илья весьма интересно...Там была, еще забавная история, когда два мошенника захватили власть, один из них представился королем Албании..
  2. +3
    29 ноября 2016 10:22
    В детстве мы смотрели исторический фильм о народном герое Албании Скандербеге, тогда они боролись с турецкими захватчиками. А вот про период второй мировой был фильм под названием "Фортуна", про борьбу с захватчиками, фильм хороший, цветной. Кстати, Албания единственная балканская страна, которая освободилась от оккупантов самостоятельно, без помощи РККА или войск союзников.
  3. +1
    30 ноября 2016 09:21
    Большое спасибо за рассказ о такой малоизвестной для меня стране!Дома есть книга 1950-х годов, большая ---""Албанские сказки "".Очень много картинок,и албанцы на них выглядят по внешнему виду и одежде---как турки (в других книгах ).
    Вот интересно :если Албанцы---не Славяне и не Греки, то кто же они тогда по происхождению?
    Возможно ли узнать :а есть ли генетическая связь между Албанцами,которые на Балканах, и жителями древней Кавказской Албании?
    Сейчас, когда слышу про албанцев---сразу ассоциации с войной в Югославии и в Косове.Также сообщения о том, что в Европе много беженцев ---албанцев???
    С уважением.
    1. +1
      8 ноября 2017 14:01
      Албанцы себе считают прямые наследники автохронного населения западных Болканов - ИЛИРИЙЦАХ. Они были современники древних греков, македонцев и фракийцев. До прихода славянах на Болканов илирийские племена населяли общирную територию обхватывающей нынешних Албания, Словения, Хорватия, БиХ, Западная Сербия и Черна гора. В албанских эпосах, сохранились множество сказания о их "сопротивой против славянских нашественников". В 7 века, илирийские племена под нажима славянских переселенцев отступили в трудно доступных горных районах нынешней Албании. Во время османского нашествия на Болканов, албанцы /шкиптары как сами себе называют/ оказали яростное сопротивление, во главе с своего вождя Скендер-бег /Искендер-Александр/. Османы воевая с этого неболшого тогда народу, получили потери больше, чем на завоевание других Болканских государства.. Албанский язык на слухом похожь на румынского, хоть лингвисты не считают его романский. По мнению тех генетиков, чьи изследования я читал, болканские албанцы не имеют никакая родственная связь с кавказких албанцев. Это просто совпадение в названиях.
      Что до Коссово, если смотрим назад в историю, то етот регион изначально был заселен с иллирийские и фракийские племена. Что до "косовскую" войну в Югославии, ето отделная и весьма обширная тема, к сожалением крайне пристрастно отражаемая в российских инфо-ресурсов. Я был в Албании и Коссово! Мои впечатления - албанцы и "коссовары" во многое разнятся. Это в виду, что долгое время проживали в государства с разные общественные и идеологические системы. В их отношение к России и русских тоже заметна разница. Мне кажется, что в самой Албании к русским относятся нормально, часто даже с симпатии. А в Коссово отношение к России резко негативное, в виду просербская позиция занимаемая ей. Мое мнение конечно субыективное.
  4. 0
    1 декабря 2016 19:52
    албанцы этнически не потомками иллирийцев или эприотов являются?интересно бы узнать