Проект БПЛА «Птеродактиль»: дополнительное средство наблюдения для танков

44
Характерной проблемой танков, до сих пор не решенной в полной мере, является сравнительно плохой обзор окружающей местности. Ранее подобные задачи решались при помощи набора оптических приборов, устанавливаемых на различных частях боевой машины, в том числе в составе командирской башенки. К настоящему времени появились и получили развитие оптико-электронные системы. Тем не менее, в силу разных причин обзор с рабочих мест экипажа бронетанковой техники может оставлять желать лучшего. Не так давно появилось новое предложение, касающееся улучшения обзора. В качестве дополнительного средства изучения обстановки предлагается использовать специальный беспилотный летательный аппарат, входящий в состав бортового оборудования бронемашины.

О новом отечественном проекте, подразумевающим комплектование перспективных танков беспилотником, стало известно несколько дней назад. 18 ноября издание «Известия» опубликовало статью «Армату» вооружат разведывательным дроном», в которой рассказывалось об одной из оригинальных разработок отечественных специалистов. Необычный элемент бортового оборудования танка разрабатывается специалистами Московского авиационного института. Предполагается, что оригинальный беспилотный аппарат позволит улучшить ситуационную осведомленность перспективных танков Т-14, построенных на базе платформы «Армата».



По сообщениям прессы, проект БПЛА под названием «Птеродактиль» был разработан кафедрой «Авиационные робототехнические системы» МАИ. В настоящее время авторы проекта занимаются опытно-конструкторской работой. Уже был сформирован общий облик аппарата и методы его использования. Кроме того, были отработаны и проверены в ходе испытаний некоторые оригинальные идеи. Продолжаются работы по совершенствованию уже созданной конструкции, целью которых является облегчение летательного аппарата и увеличение массы полезной нагрузки. Завершить текущие работы планируется в течение года. После этого опытные образцы «Птеродактиля» и прочего оборудования, необходимого для их использования, будут переданы министерству обороны.


Танк Т-14 - возможный носитель БПЛА "Птеродактиль". Фото Wikimedia Commons


В статье издания «Известия» раскрыты некоторые технические подробности проекта, представляющие большой интерес. БПЛА «Птеродактиль» предлагается строить по схеме конвертоплана. Он должен оснащаться поворотными винтомоторными группами, благодаря чему получит уникальные летные данные. В зависимости от положения воздушных винтов беспилотник сможет зависать на месте или совершать маневры, свойственные вертолетам. Кроме того, будет обеспечен горизонтальный полет «по-самолетному». В зависимости от поставленных задач и особенностей имеющейся обстановки, оператор беспилотного комплекса сможет выбирать наиболее подходящий режим работы летательного аппарата.

С точки зрения практического применения аппарат-конвертоплан представляет интерес благодаря возможности попеременного использования основных режимов полета. Так, вертикальный взлет будет полезным для запуска техники с подвижной платформы в виде танка. Возможность скоростного полета, в свою очередь, позволит сопровождать бронемашину вне зависимости от особенностей ее перемещений. Таким образом, в теории экипаж танка сможет в любое время запустить разведывательный БПЛА, который будет сопровождать сухопутную машину в течение требуемого времени.

В рамках проекта «Птеродактиль» было предложено облегчить конструкцию аппарата и повысить некоторые эксплуатационные характеристики за счет отказа от собственных систем энергоснабжения. В соответствии с задумкой конструкторов из МАИ, на борту беспилотника не будет крупных и тяжелых аккумуляторных батарей. Вместо этого для энергоснабжения электрических моторов будет использоваться кабель, соединяющий БПЛА и танк-носитель. Благодаря этому все системы генерации и передачи электроэнергии будут располагаться на борту сухопутной машины, не имеющей строгих ограничений по массе.

Управлять перспективным беспилотником так же предлагается при помощи кабельной линии связи. Команды с операторского пульта будут поступать на борт аппарата при помощи проводов, соединенных с кабелями питания. Аналогичным образом следует передавать «на землю» видеосигнал и информацию от различных бортовых систем. Проводное управление летательным аппаратом позволяет сократить его полетную массу за счет отсутствия приемника и оборудования обработки радиосигналов. Кроме того, в отличие от традиционного для БПЛА радиоканала, проводная система связи не может быть обнаружена средствами радиотехнической разведки и подавлена при помощи систем радиоэлектронной борьбы.

Согласно последним данным, БПЛА «Птеродактиль» будет нести оптико-электронное оборудование, в том числе тепловизор. Также предлагается использование малогабаритной радиолокационной станции. Утверждается, что аппарат нового типа сможет подниматься на высоту до нескольких десятков метров и удаляться на расстояние до 50-100 м от машины-носителя. Используя оптические приборы и РЛС, беспилотник сможет следить за окружающей местностью и выполнять обнаружение различных целей. Время непрерывной работы в воздухе будет максимально возможным за счет использования подачи электроэнергии с носителя.

Штатные стандартные средства наблюдения современных и перспективных танков располагаются на высоте не более нескольких метров над землей. Это позволяет обходиться без чрезмерно сложных конструктивных решений, однако заметным образом ограничивает дальность наблюдения. Вынесение блока оптико-электронного оборудования и радиолокационной станции на беспилотник, способный подниматься на высоту нескольких десятков метров, соответствующим образом увеличит размеры зоны наблюдения. Особо следует отметить, что новым проектом Московского авиационного института предлагается использование не только средств оптической разведки, но и радиолокационной аппаратуры.

Управление аппаратом «Птеродактиль» должно будет осуществляться с пульта, установленного в обитаемом отсеке базовой бронемашины. Таким образом, управлять беспилотником будет наводчик или командир танка, одной из задач которых является слежение за обстановкой и поиск целей. Экран, выводящий видеосигнал или данные с малогабаритной РЛС беспилотного аппарата, может быть хорошим дополнением к штатным средствам наблюдения.

Представители организации-разработчика утверждают, что к настоящему времени были проведены некоторые испытания отдельных элементов и идей, используемых в перспективном проекте. В частности, в лабораторных условиях была проверена т.н. привязная схема, подразумевающая соединение бронемашины-носителя и беспилотного аппарата гибким кабелем с отдельными проводниками для подачи электроэнергии, команд и сигналов от средств наблюдения. Теперь авторы проекта работают над сокращением массы конструкции и повышением грузоподъемности. Такие доработки позволят повысить определенные характеристики технического и эксплуатационного характера.

На завершение требуемых работ авторам проекта «Птеродактиль» понадобится определенное время. В течение следующего года планируется завершить опытно-конструкторские работы, подготовить необходимую документацию, а также построить и испытать опытную технику. После этого прототипы перспективного БПЛА планируется передать министерству обороны для проведения необходимых испытаний.

Новым проектом, создаваемым в Московском авиационном институте, предлагается практическое применение нескольких оригинальных идей, способных заметно повысить определенные характеристики существующей или перспективной бронетехники. В частности, в качестве основного носителя БПЛА «Птеродактиль» и соответствующего оборудования называется новейший основной танк Т-14. При этом, однако, есть основания полагать, что подобная техника может использоваться и при модернизации уже существующих серийных бронемашин того или иного типа.

Характерные возможности, приобретаемые танками при использовании нового комплекса с беспилотным летательным аппаратом, в теории способны значительно изменить потенциал бронемашин. Работая на открытой местности, танки с «Птеродактилями» смогут вести наблюдение в пределах крупной зоны, вовремя производя обнаружение потенциально опасных объектов. Современные системы связи и управления также позволят танкам обмениваться информацией об обстановке на поле боя, повышая общую эффективность боевой работы соединения.

Также дополнительные средства наблюдения могут быть полезными при ведении боев в условиях городской застройки. При наличии массы зданий и сооружений, ограничивающих свободные пространства, существующие недостатки танков в виде ограниченного обзора проявляются особенно ярко. Дополнение имеющихся оптических и оптико-электронных приборов беспилотным летательным аппаратом в значительной мере улучшит потенциал бронемашины с точки зрения обнаружения целей.

Тем не менее, как и многие другие разработки, новый проект не лишен недостатков. Некоторые из них можно выявить уже на стадии рассмотрения предложенной концепции. Некоторые особенности «привязного» беспилотника могут считаться недостатками, другие же способны стать предметом споров. Тем не менее, все эти особенности проекта являются неотъемлемыми его чертами, а ликвидация подобных недостатков может повлечь за собой серьезную переработку основных идей и решений.

Главным поводом для претензий уже на уровне самой концепции нового проекта может считаться применение проводной связи между носителем и беспилотным летательным аппаратом. При всех своих плюсах, гибкий кабель никак не защищен от пуль и осколков, из-за чего может быть поврежден в любой момент боя. Повреждение одного или нескольких проводников из состава такого кабеля приведет к тому, что беспилотник может потерять возможность дальнейшего использования бортовой аппаратуры либо попросту упасть, оставшись без электроэнергии для основных моторов. Следует отметить, что гибкий кабель, предлагаемый в проекте «Птеродактиль», по определению не может быть защищен от существующих угроз, что приводит к необходимости поиска иных решений.

Повреждение тех или иных проводов должно приводить к остановке двигателей или потере управления. Без тяги и управления БПЛА не сможет решать возложенные задачи или попросту упадет на землю. Защитой от этого может быть резервирование систем управления за счет дополнительных устройств передачи команд по радиоканалу и дополнения силовой установки резервными аккумуляторами. Тем не менее, в случае такой доработки летательный аппарат теряет одно из главных своих преимуществ – сравнительную простоту конструкции.


Робототехнический комплекс "Вихрь", над башней виден разведывательный беспилотник. Фото Defence.ru


С точки зрения живучести в боевой обстановки определенные сомнения вызывает специфическое сочетание предлагаемой конструкции аппарата и методики его применения. Не имея возможности удалиться от танка-носителя на расстояние более нескольких десятков метров и находясь на сравнительно малой высоте, БПЛА оригинального облика может быть удобной мишенью для противника. Отсутствие каких-либо средств защиты позволит вражеским стрелкам обстреливать его с высокой вероятностью уничтожения. Также беспилотник может стать жертвой случайной пули или осколка.

Проблема низкой живучести легкого беспилотного летательного аппарата вряд ли может быть решена путем оснащения техники средствами баллистической защиты. Таким образом, единственным реальным способом сохранения возможности наблюдения за обстановкой при высоких рисках потери техники может быть введение в состав комплекса нескольких беспилотников. В случае потери одного экипаж танка-носителя сможет поднять в воздух другой.

Следует отметить, что проект «Птеродактиль» не является первой отечественной разработкой своего класса. В ходе международного военно-технического форума «Армия-2016», прошедшего в сентябре этого года, Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники министерства обороны впервые показал свою новую разработку, в которой используются схожие идеи. Новый робототехнический комплекс «Вихрь» основывается на боевой машине пехоты БМП-3, однако отличается наличием массы новых устройств и агрегатов.

Для решения некоторых задач операторы комплекса «Вихрь» могут использовать несколько беспилотных аппаратов с разными характеристиками. Так, для разведки предлагается использовать беспилотник с шестью несущими винтами, связанный с машиной-носителем при помощи гибкого кабеля. Заявлена возможность подъема на высоту до 30 м, что в значительной мере повышает возможности наблюдения за местностью. Утверждалось, что к началу выставки «Армия-2016» комплекс «Вихрь» прошел предварительные испытания и хорошо показал себя.

Таким образом, на данный момент известно уже о двух отечественных проектах оснащения бронетехники «привязным» беспилотником, необходимым для ведения наблюдения. В обоих случаях, по имеющимся данным, оригинальная концепция подтвердила свои возможности в рамках тех или иных испытаний. Благодаря этому развитие интересных идей может продолжаться вплоть до завершения опытно-конструкторских работ и освоения новой техники войсками.

Боевой робототехнический комплекс «Вихрь» уже вышел на полноценные испытания, в ходе которых, по-видимому, показал все возможности БПЛА, соединенного с носителем при помощи кабеля. В обозримом будущем на испытания должна будет выйти еще одна похожая разработка. В проекте МАИ под названием «Птеродактиль» предлагается использование ряда интересных идей, которые могут положительным образом сказаться на характеристиках и боевых возможностях как отдельных боевых машин, так и целых подразделений. Справится ли новый проект «Птеродактиль» с поставленными задачами и оправдает ли возлагаемые на него надежды – покажет время. Авторы этой разработки утверждают, что опытная техника будет передана министерству обороны примерно через год.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
https://ria.ru/
http://tass.ru/
https://regnum.ru/
https://defence.ru/
https://mai.ru/
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 ноября 2016 15:13
    Даешь на Русских танках вид от третьего лица.
    А кто за его управление будет отвечать, наверно командир?
    1. +5
      30 ноября 2016 15:38
      Цитата: RASKAT
      А кто за его управление будет отвечать, наверно командир?

      Для КШМ на базе Арматы самое то.
      А самому танку,не плохо телескопический "перископ".
      1. +6
        30 ноября 2016 15:41
        Не знаю как БПЛА покажут себя на танках, но вот разведывательные машины нужно оснастить в обязательном порядке, сама машина в укрытии а БПЛА ведет разведку. Конструктора Молодцы, так держать good
        1. +4
          30 ноября 2016 15:44
          Цитата: RASKAT
          Не знаю как БПЛА покажут себя на танках, но вот разведывательные машины нужно оснастить в обязательном порядке, сама машина в укрытии а БПЛА ведет разведку

          "Лишние глаза" не помешают.
        2. 0
          24 июля 2017 21:00
          А зачем тогда сами разведывательные машины? Если всё время будут щемиться по щелям, а всю работу выполняет беспилотник?
      2. +2
        30 ноября 2016 18:05
        И торпедные аппараты..
    2. +3
      30 ноября 2016 16:21
      Управлять перспективным беспилотником так же предлагается при помощи кабельной линии связи.

      Допустим, танк идёт между/под деревьями или по улицам, где полно столбов с проводами и т.д. и т.п.
      Кто будет периодически отцеплять шланг? lol
      1. +2
        30 ноября 2016 16:31
        Цитата: ГШ-18
        Кто будет периодически отцеплять шланг?

        - никто
        - Птеродаптель должен быть умный, как собака-поводырь, и сам вести слепого танк, чтобы тот в кусты не заехал laughing

        А вообще - задолбал уже этот птродаптелеср@ч. Ни о чем. Вторая статья уже здесь за пару недель, и по-прежнему непонятно - ни что птеродаптель умеет, ни кто им управляет... Ни о чем
        1. 0
          30 ноября 2016 19:11
          Цитата: Cat Man Null
          Вторая статья уже здесь за пару недель, и по-прежнему непонятно - ни что птеродаптель умеет, ни кто им управляет... Ни о чем

          О то-то и оно. Птерохряптель штуковина для Т-14 безусловно очень нужная, но поспешили, как обычно последнее время, объявить о его создании, когда ещё идут НИОКРы request
        2. +1
          30 ноября 2016 19:14
          Цитата: Cat Man Null
          - никто
          - Птеродаптель должен быть умный, как собака-поводырь, и сам вести слепого танк, чтобы тот в кусты не заехал

          А зачем там тады танкисты, раз там есть птеродаптель такой умный? lol
          1. 0
            24 июля 2017 21:03
            А вообще этот кабель - очередной очень показательный признак отсталости России в беспилотниках. Израилю вот или США удаётся создавать ёмкие и лёгкие источники питания, а России - нет. Вот и приходится использовать идеи времён войны. Точно таким же образом немецкая мина Голиаф питалась, по проводу.
  2. +2
    30 ноября 2016 15:30
    Во первых да, кто управляет. Второй важный а если его уронят перебив кабель, и самое главное в вертолете на канате- демаскировка. Увидел вертоль на веревке, ага.. Где то тут русские...
    1. 0
      30 ноября 2016 19:15
      Цитата: ben gun
      Увидел вертоль на веревке, ага.. Где то тут русские...

      Ага, шланги не подойдут... wassat
      1. 0
        24 июля 2017 21:04
        Да и сам вертолёт очень напоминает коптеры из магазина игрушек.
  3. +3
    30 ноября 2016 15:45
    идея-то хорошая, только надо стремиться к миниатюризации, если уж не размеров стрекозы, то хотя бы, мелкой птицы
    1. +1
      30 ноября 2016 19:16
      Цитата: pimen
      идея-то хорошая, только надо стремиться к миниатюризации, если уж не размеров стрекозы, то хотя бы, мелкой птицы

      Тут с размером угадать надо, иначе может ветром сдуть lol
      1. +1
        30 ноября 2016 20:32
        Главное, что бы его, самец стерха не перепутал с самкой. laughing
  4. +4
    30 ноября 2016 15:53
    Идея сама по себе очень хорошая, но... Как по мне, то летать на проводе - полная глупость. Во-первых, его и вправду может перебить осколком или еще чем. Во-вторых, невозможность отлететь далее, чем несколько десятков метров, сразу демаскирует машину. Причем не просто демаскирует. Шнурочек дает даже целеуказание. В-третьих, на шнурке можно будет летать исключительно на открытой местности. То есть, лес исключается. А про город вообще молчу - там будет просто невозможно - везде провода, столбы и прочее.
    Далее. Зачем усложнять конструкцию оборотными винтами? Зачем дрону способность летать со скоростью более 100 км/ч? Та же армата, допустим, может ехать 80 км/ч (или сколько там?), но это максималка, по шоссе! Где, в какой ситуации танку нужно лететь по пересеченке быстре 50 км/ч? Так чтобы не бросок на 100 м при маневрировании, а именно продолжительное время? Не могу такого представить.
    Главное, я не пойму. Уже сегодня можно купить квадрокоптер за 500-800 долларов, который летает на батарейке по 20 минут, развивает скорость за 50 км/ч и оснащен хорошей видеокамерой. Неужели такая проблема сделать что-то подобное? Ведь он нужен для элементарных вещей - поднять на 100 м, оглядеться, сделать круг над местностью, заглянуть за угол здания, за баррикаду или стену... Даже эти функции уже дают экипажу дополнительные глаза в воздухе. Добавьте ночное видение, тепловизор может, еще что-то... Пусть за счет емкости аккумулятора - будет не 20, а 10 минут летать. Вернул его на "базу" и сразу заряжаешь - не проблема.
    1. +1
      30 ноября 2016 16:01
      Цитата: gorgo
      Главное, я не пойму. Уже сегодня можно купить квадрокоптер за 500-800 долларов, который летает на батарейке по 20 минут, развивает скорость за 50 км/ч и оснащен хорошей видеокамерой. Неужели такая проблема сделать что-то подобное?

      В случае применения средств РЭБ,он станет трофеем противника.К стати "приборы" стали очень компактными.
      1. +3
        30 ноября 2016 16:12
        Речь же не идет о массированном налете беспилотников на укрепрайон противника... Это же не стратегический бомбардировщик. Не будет у каждого солдата или расчета под рукой средство РЭБ, типа, "а вдруг дрон полетит". Это дело нескольких минут: подкатил к населенному пункту со стороны леса, поднял дрон, отлетел на 300 м вглубь села, огляделся на предмет активности, наличия бронетехники и живой силы, укрепленных огневых точек, передал видео в реальном времени, вернулся - все. Это дело 3-5 минут, не более. А при атаке танковым клином и прорыве эшелонированной обороны после часовой артподготовки никакие дроны не нужны.
        1. +2
          30 ноября 2016 16:28
          Цитата: gorgo
          Речь же не идет о массированном налете беспилотников на укрепрайон противника...

          Танк против кого создается,против серьезного вероятного противника,у кого средства РЭБ будут на высоком уровне.О ни же пакостники не только сигнал управления и видио изображения будут блокировать,ту же радио связь и систему топографической привязки.Так что на проводах будет работать а с помощью Птеродактеля можно не только осмотреться,не покидая машину но и определиться на местности.
          К стати в пользу птеродактеля я не впервые пишу,первый пост был как первоначальная новость появилась на сайте.Тогда я как автомобилист- охотник,хотел бы такую вещь.
          На работе вспомнили как звонили с сотового телефона,с помощью блютуз гарнитуры и телескопической удочки smile в труднодоступной местности.
    2. +1
      30 ноября 2016 16:27
      Согласен, провод будет больше мешать чем помогать. Я так понимаю что в этом варианте он действен в открытой местности и враг вдали или одиночная охота танка и выискивание одиночных врагов. В ближнем бою дрон можно сбить обычным стрелковым оружием. Конвертоплан - правильно. Вертолёт не во всех метео условиях способен летать. Но если провод то избыточно, провод удержит дрон. Я тоже полагаю что танкистам нужна одноразовая картинка. Вылетел , увидел, передал и вернулся. Это и повысит выживание дрона. Танкисты с полученой картиной уже работают. Это к примеру раз в 15 минут вылет в очень активном бою. Вряд ли за этот промежуток картина изменится фатально. В воздухе пусть дрон держится в экстренных случаях до полчаса. Может это реализуемо с нынешнеми технологиями. Насчет РЭБ - эта угроза будет реже чем физическое уничтожение дрона. А если и бедет то и самому танку придется несладко, не то что дрону. Вот мое скромное мнение
      1. +1
        30 ноября 2016 16:45
        А какие такие метеоусловия должны быть, чтоб обычный квадрокоптер нельзя было поднять? Сильный снег? ... Так винтовой конвертоплан с теми же проблемами столкнется... Налипание на винты и прочее. Не вижу надобности...
        1. 0
          30 ноября 2016 19:18
          Цитата: gorgo
          А какие такие метеоусловия должны быть, чтоб обычный квадрокоптер нельзя было поднять? Сильный снег? ... Так винтовой конвертоплан с теми же проблемами столкнется... Налипание на винты и прочее. Не вижу надобности...

          На таких размерах всё гораздо проще и решаемо yes
          А вещь реально прорывная и реально нужная! Конструкторы "УВЗ" молодцы. Давайте пожелаем им удачи, чтоб запузырили реально классный, надёжный и полезный дрон для Т-14 good
          Чувствуете, как РФ становится законодателем мод в мировом танкостроении?! Гордость за страну берёт!
      2. +1
        2 января 2017 10:31
        По уму надо оснащать БМ несколькими БПЛ цена это позволяет,танк стоит 5-7млн подготовленный экипаж не меньше, и добавка в стоимости 10-25 тыщ в виде БПЛ ну никак не отразится на его целесообразности с экономической точки зрения. БПЛ должен обладать возможностью АВТОМАТИЧЕСКОЙ взлета и посадки,автоматической функцией возвращения на базу , трех штук вполне достаточно, возможность управление по проводу будет неплохим подспорьем при движении в колоне и на блок постах, ничего сверх естественного к оснащению БПЛ не надо, хорошая камера, с ночным режимом в принципе достаточно, было бы неплохо лазерный дальномер... Тепловизор , радар и другое высокотехнологичное оборудование резко подымет стоимость , и будет ли это нужно вопрос..По большому счету данный БПЛ расходник и не должен дорого стоить..
    3. 0
      30 ноября 2016 19:17
      Цитата: gorgo
      Идея сама по себе очень хорошая, но... Как по мне, то летать на проводе - полная глупость. Во-первых, его и вправду может перебить осколком или еще чем. Во-вторых, невозможность отлететь далее, чем несколько десятков метров, сразу демаскирует машину. Причем не просто демаскирует. Шнурочек дает даже целеуказание. В-третьих, на шнурке можно будет летать исключительно на открытой местности. То есть, лес исключается. А про город вообще молчу - там будет просто невозможно - везде провода, столбы и прочее.

      Я сразу сказал: шланг-отстой! yes
      1. 0
        8 декабря 2016 20:43
        а почему или-или? неужели нельзя с проводом для сопровождения боевой машины и беспроводной режим на 20-30 минут если есть необходимость отлететь в сторону?
  5. +5
    30 ноября 2016 17:41
    А по-моему идея здравая. И с кабелем тоже.
    Возражения в статье, конечно логичные, но на них есть вполне практичные решения.
    Перебьют кабель? Конечно, но на борт БПЛА можно поставить аккумулятор малой ёмкости и массы, которого хватит только на то, чтобы посадить аппарат на безопасной вертикальной скорости, и как верно замечено в статье, снабдить танк несколькими БПЛА.
    Движение по лесу сломя голову? Это простите как? Проламываясь сквозь девственную тайгу? Куда? :) Танки всё-таки не лесхоз-комбайны, они передвигаются по дорогам и открытой местности. Ситуации проламывания сквозь препятствия редки. Здесь нужно предусмотреть быструю процедуру принудительного приземления аппарата (за тот же тросс-кабель, не выключая двигатель) и столь же быстрого подъема.
    Кто будет управлять? Никто. Зачем? Аппарат должен просто удерживать заданную высоту, а горизонтальное направление ему задаст танк. Можно физически "тащить" его за тросс-кабель, а можно за счет команды с вычислителя, расположенного в танке. Даже просто подняв обзорную камеру на 10 метров над башней, мы получим 12-15 километров до горизонта и восхитительный ракурс "с верху". Кому-то этого мало? Кому-то, хочется, чтобы дрон летел пред танком и заглядывал за угол? Может, всё-таки будем реалистами?
    Почему схема с тросс-кабелем? Ну, помимо цены, по-моему дело в потребности того бортового комплекса, что будет на дроне. Камера с высоким разрешением, радар, инфравизор, плюс двигатели и система управления... Если не заниматься дурью с дроном который раз в полчаса нужно будет ставить на "док-станцию" для зарядки, а делать простую и надежную схему, которая способна работать и час и два и три и вообще сколько нужно в отрыве от баз снабжения и потребует раз в полгода замены дорогостоящих батарей большой ёмкости, то такая схема напрашивается сама собой. К тому же, по-моему, сама собой напрашивается схема к установкой на дрон системы целеуказания для корректируемых боеприпасов типа "Краснополь". А это мощный лазер.
    Дрон демаскирует танк? Смотра какого размера будет дрон. Если это будет коптер размахом в метр, то его визуально разглятеть будет сложно уже с километра, тем более, если не красить его в оранжевый цвет. И это ещё нужно посмотреть, кто кого раньше разглядит, танк с дроном через оптически и ИК канал или супостат с биноклем. :) Опять же в движении такая демаскировка не слишком и принципиальна, а на статической позиции для дрона можно предусмотреть режим хаотического перемещения, как у мухи, важно только чтобы он мог удерживать заданную точку приборами наблюдения.

    Вообще, я так понимаю, что предложенная схема -- это аналог перископа на подлодке, и для такой цели выбранная схема совсем не провальна. Важно только как именно приборы дрона будут интегрированы в бортовой комплекс Арматы и что будет уметь сам дрон.
    1. +3
      1 декабря 2016 11:32
      Разумный коммент... один из очень немногих к сожалению drinks Сей дрон будет крайне полезен своим функционалом НЕПОСРЕДСТВЕННО перед "дракой", для фиксации местоположения "оппонентов". Во время самой сшибки он уж точно не понадобится, ибо уже добавочную инфу на карты будет лить другой дрон , висящий на некотором удалении от места события. И вообще, такой "глаз бога" просто обязан быть у любой тактической единице, ИБО ЕСЛИ Я ТЕБЯ УВИДЕЛ ПЕРВЫМ В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ, ТО ТЫ ГАРАНТИРОВАННО УЖЕ СДОХ, хотя и не знаешь об этом. Бессмысленная полемика об ОЧЕВИДНОМ .
    2. +1
      1 декабря 2016 11:56
      Да, танк не лезет сквозь тайгу, а едет по дороге. Но вы понимаете, что лесная дорога, как правило, перекрывается ветками деревьев сверху? Вы и 50 метров не проедете по лесной дороге, не зацепив шнурком от дрона ближайшую сосну. Про город, опять-таки, вообще нет речи. Там везде преграды и препятствия. Даже на 10 м, о которых вы говорите, вы не подниметесь.
      Если вы пилотировали квадрокоптер, то знаете, что даже без шнурка лететь на нем в лесу между деревьями практически невозможно, даже просто вдоль лесной дороги. В городских условиях тоже нужна постоянная концентрация и визуальный контроль, т.к. на экране пульта управления не видны провода, линии передач и тому подобное. Сидя в танке в боевых условиях вы такого визуального контроля иметь не будете.
      Летать на шнурке - это просто однозначный бред. Он годится только на открытой местности, без препятствий. Но тогда и обзорность неплоха и без дрона. Дрон нужен прежде всего там, где нет обзора прямого - горы, лес, городская застройка. И шнур в этих условия просто не будет работать. Поднять его прямо над танком на 10 м - и что вы увидите в городе? Панораму прямой улицы?
      1. +2
        1 декабря 2016 17:29
        А разве я где-то сказал, что выше 10 метров дрон не должен подниматься? :) Я сказал, что даже подняв его на 10 метров вы уже получите новое качество танка как систему загоризонтного целеуказания для артиллерии и преимущество в дальности прицеливания в танковом бою.

        По лесным дорогам перемещаться с "поднятым перископом" не удобно. Но и надобности в этом особой нет. Я, честно говоря с трудом представляю, что вообще можно рассмотреть с дрона на лесное дороге, на которую спускаются ветви деревьев. Без разницы, привязной этот дрон или автономный. И да, действительно, между деревьями в лесу провести дрон практически невозможно. Тут я согласен. Хотя тоже не понимаю, что можно разглядеть с дрона в лесу, шныряя между деревьями.

        Про город вы всё верно отметили. Но ведь в задачу дрона и входит полёт на дистанцию 50-100 метров от танка. Для пролёта по прямой вдоль улицы на небольшой высоте (3-5 метров) "до следующего поворота" этого вполне достаточно, а если дрон будет уметь двигаться на "точку" лазерного целеуказателя по команде экипажа, то задача будет вообще тривиальной. Далее вспоминаем, что в городе танки без пехоты ходить не должны. Это по-моему снимает проблему "зацепа за провода", нет?



        А если требуется расширить горизонт или получить вид сверху, то поднимать дрон можно с остановки. В этом случае городская застройка будет выполнять функцию укрытия. Вам же нужно просто поднять дрон выше крыш и провести инструментальную разведку? Разве обязательно делать это на ходу? Дрон, висящий над крышами может подсветить разведанные цели и навести на них артиллерию. Замерить дистанцию до противника и дать данные для наведения миномётов, например.


        Речь то идет по сути дела о перископе, а вы, по-моему, ожидаете от танкового дрона функции самостоятельно и разведки и контроля поля боя онлайн. Так? По-моему это вообще нереально, поскольку никакой член экипажа не сможет одновременно контролировать два потока данных. А выделять для такого дрона оператора -- это перебор. Такой дрон должен просто обеспечить командиру "вид сверху" на его обычном рабочем месте не более это "глаз" а не самостоятельный организм.
        1. +2
          1 декабря 2016 19:17
          И так, и не так. Я имел в виду, что беспроводной дрон можно поднять с лесной дороги там, где нет препятствий, а далее он может лететь выше деревьев за машиной, не опасаясь преград внизу. В то время как проводной дрон так сделать не сможет - шнур не позволит. В городе так же. И отлететь от машины на 100 метров не удастся в большом количестве случаев по той же причине. Просто стать на месте и поднять дрон для обзора - да. Но что, если вдруг надо срочно сниматься с места? Поднял и увидел вражускую САУ за углом, к примеру. Нужно маневрировать, а у вас дрон на веревочке висит... Конечно, им можно пожертвовать в такой ситуации, но если без шнура, то жертвовать не придется.
          Я понимаю, что это не полноценный разведчик должен быть, а именно лишний глаз, который поднимается на 5-10 минут и все. Но если он не привязан у машине, то он и не сковывает ее ни в чем. Он вполне может сам следовать за базой автоматически, так могут даже гражданские дроны-игрушки. Это удобно - поднял выше деревьев, крыш, преград и все, едешь куда надо и оглядываешь окресности... Нажал "вернуться", дрон нагнал машину и все.
          Мне кажется, так намного удобнее.
      2. 0
        3 декабря 2016 20:41
        т.к. на экране пульта управления не видны провода, линии передач и тому подобное.


        откуда шнурок на танке поставить камеру смотрящую вверх, для разведки проводов и т. д
  6. 0
    30 ноября 2016 18:15
    Я вот смотрю наши конструкторы и оборонщики чего то удила закусили,не пойму,чего они хотят из обычного танка сделать ?зачем столько сложностей для боевой машины,которая в сущьности нужна для быстрого прорыва и продвижения вперед,за каким извиняюсь кляпом,делать нашпигованого вмякой премудрой электроникой монстра,если вся эта машинерия разом выйдет из строя при электромагнитном импульсе .ну не будет щас так таковых танковых сражений.Вот пехоте придать средства разные,беспилотники и прочее это да.Так что понавешать всяких птерадактилей и прочего,я думаю вредная затея,тем полее вон он на шнурке летать будет.
    Усилить броню да,увеличить огневую мощь,всегда пожалуйстта,прочие средства для повышения живучести,но зачем делать из танка МиГ 31,тогда че мелочиться поставить туда локатор или ,прожектор здоровенный,чего,видно ж лучше будет.
  7. +2
    30 ноября 2016 19:46
    При наличии кабеля БПЛА однозначно лишается "уникальных лётных данных". И на фига ему тогда поворотные винты? Лучше иметь пару свободнолетающих дронов: один летает, второй на зарядке. А передача данных по лазерному лучу. Правда минус лазера - в дыму и в тумане он работает плохо. Но ведь и расстояния здесь не километровые, вряд ли потребуется расстояния больше 300 - 500 метров. Можно попробовать так же СВЧ-канал управления или комбинацию привязного (основной) и свободнолетающего (доразведик) дронов
  8. +1
    30 ноября 2016 19:50
    Основные принципы применения БПЛА в качестве штатного вооружения танка были изложены в статье "Наземно-воздушные мобильные роботехнические комплексы вооружения в сборнике "Доклады Академии Военных Наук" №4(39) за 2009 год стр.133-136. Патент РФ №105422 приоритет от 22.11.2010 года. Принцип применения БПЛА на кабеле был обоснован в патенте зарегистрированном 38 НИИИ МО РФ. Вообще то этот способ применения БПЛА только один из нескольких есть ещё и система посадки. Про применение комплекса танк-БПЛА слышал ещё 1999 году когда ездил туда на консультацию по диссертации. Где сейчас эта Академия и институты. Сердюков и К постарались на славу. Ну что же- лучше поздно, чем никогда.
  9. +1
    1 декабря 2016 01:50
    Цитата: Автор
    Проект БПЛА «Птеродактиль»: дополнительное средство наблюдения для танков

    Птеродактиль


    Новый интереснейший комплект "Птеродактиль" китайских тактических БПЛА - разведывательного и ударного, информации о котором на русском языке ещё не появлялась

    Зы. я думаю у нас ли будет "птеродактиль"
    1. +2
      1 декабря 2016 02:36
      Цитата: opus
      Зы. я думаю у нас ли будет "птеродактиль"

      ВРЯД ли будет - хотел написать
  10. +1
    1 декабря 2016 05:12
    идея очень интересная , но кабель и малое расстояние - это глупость , в движении и в бою , от кабеля одни проблемы .Мало энергии пусть рассмотрят гибридные варианты - тот же топливный генератор + аккумуляторы. Если кто то боится радио канала - сводите до минимума работу оператора , пусть разработают программно варианты полета и возвращения летательного аппарата в случае потери связи .Да и над каналом связи можно поработать и решения найдутся ..Потом какой смысл вертеться возле танка , одновременно демаскируя его , радиус использования должен быть минимум 10 -20 км и высота несколько км , что бы в горах им то же можно пользоваться и на качестве связи это так же отразиться .Вообще неплохо бы разработать модель для поддержки разной техники , а не только танков . Пора бы уже какую то классификацию придумать - хотя бы с учетом того же радиуса действия и заявленных функций - что бы разобраться что именно и для каких целей нужно . Просто появление в армии в значительном количестве таких летательных аппаратов с функциями обнаружения противника , наведения на цель и связи , увеличит возможности армии на порядок .Штурмовики и истребители ближнего радиуса действия это следующий вопрос - даже если кому то сейчас он и покажется смешным - все равно к этому придут и лучше уж сейчас этим начинать заниматься , а не придумывать свинью на веревочке , иначе следующей разработкой волнующей умы ,будет воздушный шарик для вини пуха ( помните - если б мишки были пчелами ... и чем все закончилось )
    1. +1
      1 декабря 2016 13:41
      Доброго дня, товарищи!
      Будет - не будет!? А кто сказал, что той дорогой идем?
      Задумаемся: Снаряд стоимостью в несколько сот тысяч рублей уже, по-моему никого не удивляет. Так почему не положить в боеукладку того же танка несколько снарядов начиненных микролетательными аппаратами работающими на принципе авторотационного спуска, в начинке которых микровидиокамера и микропроцессор способный установить локальную сеть между аппаратами (7 -14 единиц)? Выстрел снаряда и разброс на заданной высоте в несколько км аппаратов. Они соединяются в локальную сетку и вот уже у подсоединившегося к ней бортового компьютера танка обработанная им картина, транслируемая с постоянно снижающихся аппаратов. Может и фантастично, но вполне достижимо. И что самое главное, никаких проблем с тяжелыми блоками питания. Энергию для микропроцессора даст авторотатор. Да, система одноразовая, но впрочем, как и любой боеприпас.
  11. +3
    1 декабря 2016 12:50
    Идея нормальная. Можно начать с командирских танков.
    Вертолетик запускать не все время, а только на остановках в опасных местах.
    Кабель может быть оптическим, он практически невидим.
    Его можно автоматически разматывать-сматывать на катушку.
  12. +2
    1 декабря 2016 16:05
    На БПЛА лишь вспомогательные приборы. Танк не будет постоянно передвигаться с ним. Надо - выпустил, не надо- свернул. На каждом танке он не нужен (при наличии управляющей системы на танках , обнаруженная цель будет передана на СУО всех машин в группе). Если будет реализован пуск ПТУР с помощью БПЛА , то вообще хорошо...
  13. +2
    1 декабря 2016 23:21
    Идея настолько сильная, что все её плюсы могут проявиться не сразу... Т-14 - сетецентрический элемент, т.е. данные с его датчиков оказываются доступны сети. А РЛС на дроне на высоте 50 м может заглянуть на 40 км в округе, примерно, и зависит от рельефа. Мы получаем обзор для обороны от низколетящих объектов. Соболятник обеспечивает обзор в радиусе 30 км, ну, примерно, такая РЛС, или чуть мощнее, и должна стоять на Птеродактиле. КМК.
  14. 0
    6 декабря 2016 06:57
    Интересная идея........но кто за управление отвечать будет????? или он автомат полностью????