Свой среди чужих. Сэр Харитон Птеродактиль, худший из худших

54


В этом материале речь снова пойдет о творении рук британских авиастроителей. "Хоукер Харрикейн", разработанный фирмой Hawker Aircraft Ltd. в 1934 году. Всего построено более 14 500 экземпляров.



В целом это была переработка биплана «Фьюри», довольно удачного для начала 30-х годов самолета, но устаревшего еще на стадии проектирования. При разработке «Харрикейна» было использовано большое количество узлов и деталей от «Фьюри», что несколько облегчило жизнь производителям.
Новый самолет был монопланом и, в отличие от предшественника, имел убирающееся шасси и винт с изменяемым шагом.

Но к моменту выхода в свет, а произошло это в 1936 году, «Харрикейн» уже не представлял собой что-то новое в авиастроении, даже наоборот, самолет вышел более чем посредственный.

Свой среди чужих. Сэр Харитон Птеродактиль, худший из худших


Силовой каркас был выполнен по той же технологии, что и каркас бипланов, где сварным соединениям предпочитались заклепки. Фюзеляж был ферменный, из стальных труб, к нему крепились лонжероны, обтянутые льняной тканью. Такая конструкция имела довольно высокую прочность и большее сопротивление разрывным снарядам, чем покрытый металлом Supermarine Spitfire. Крыло состояло из двух лонжеронов и также обтягивалось тканью. Только в 1939 году ему на смену разработали цельнометаллическое крыло из дюраля.

Самолет вышел довольно тяжелый и небыстрый, несмотря на новый мотор Rolls-Royce PV-12, который позже войдет в историю как «Мерлин». 510 км/ч на высоте 5 000 метров и 475 ниже — это был не показатель. Плюс откровенно слабое вооружение из восьми крыльевых пулеметов калибра 7,62 мм.

Различные модификации самолёта могли действовать как перехватчики, истребители-бомбардировщики (известные также как «Hurribombers») и штурмовики. Для действия с авианосцев существовала модификация, называемая «Sea Hurricane».

Тем не менее, новым самолетом британцы охотно делились со всем миром. Не безвозмездно, естественно.

Южно-Африканский Союз, Канада, Австралия, Ирландия, Португалия, Франция, Турция, Иран, Румыния, Финляндия, Югославия, список счастливых обладателей этого самолета велик. Англичане вообще щедрые люди, особенно когда речь идет о принципе «отдай другим, боже, что себе негоже».

Не миновала чаша сия и Советский Союз.

Повоевав к началу Великой Отечественной войны во Франции и Африке, «Харрикейн» уже завоевал себе такую славу, что англичанам надо было серьезно задуматься над тем, куда бы сбагрить это чудо, пока за него дают хоть что-то. То, что «Харрикейн» напрочь уступал своему основному противнику «Мессершмитту-109 Е/F, было известно всем.

Но у англичан к тому времени прошел обкатку «Спитфайр», который на три головы превосходил «Харрикейн». Однако списывать или отправлять на разборку — это не в правилах английских джентльменов…

В самом начале Великой Отечественной Сталину выбирать не приходилось совсем. И «щедрое» предложение Черчилля о поставке 200 (а в перспективе больше) «Харрикейнов» было принято. Самолеты были нужны. И в августе 1941 Сталин и Черчилль ударили по рукам. Образно.

28 августа 1941 года первые «Харрикейны» прибыли в Мурманск.



Так "Харрикейн" вошел в историю как первый боевой самолет союзников, прибывший в СССР. Да, американцы отправили свои Р-40 раньше, но пока те морем шли в СССР, «Харрикейны» прилетели своим ходом.

Первые ласточки были из состава 151-го авиакрыла, базировавшегося на авианосце «Аргус». Через некоторое время к ним присоединились еще 15 "Харрикейнов", доставленных грузовыми судами в порт Архангельска. Кроме того, «Харрикейны» поступали к нам и «Южным маршрутом», через Иран.

Всего за 1941-44 годы в СССР приняли 3082 самолета этого типа (в том числе военная авиация получила 2834 машины).

Стоит сказать несколько слов о британских летчиках.

Группа пилотов из 81-й и 134-й эскадрилий под командованием Х. Дж. Рамсботта-Ишервуда прикрывала вместе с советскими летчиками конвои на подходах к Мурманску и даже на сопровождение советских бомбардировщиков.

12 сентября 134-я эскадрилья сбила два Ме-109, сопровождавших корректировщик Hs-126. Англичане потеряли один самолет, погиб сержант Смит. Это была единственная потеря, понесенная англичанами на Карельском фронте.

17 сентября восемь «Харрикейнов», сопровождавших СБ-2, были атакованы восьмеркой «мессеров». Англичане не дали немцам прорваться к бомбардировщикам и даже сбили один Ме-109.

В конце сентября англичане вернулись домой. Перед отъездом командир крыла и трое пилотов, одержавших победы, были представлены к ордену Ленина.

А их «Харрикейны» остались в СССР. Из этих самолетов и был сформирован 78-й ИАП, который возглавил Борис Сафонов.



Тем временем, 22 сентября 1941 года, комиссия НИИ ВВС приняла первый «Харрикейн», доставленный непосредственно для Советского Союза в рамках поставок по ленд-лизу.

Летчики-испытатели НИИ ВВС очень оперативно провели испытания самолета и выдали заключения.

По данным испытаний, по скорости машина занимала промежуточное положение между И-16 и Як-1. Своему основному противнику, Ме-109Е, «Харрикейн» уступал в скорости на малых и средних высотах (на 40-50 км/ч) и в скороподъемности. Лишь на высотах 6500—7000 м их возможности становились примерно равными.

При пикировании и кабрировании "Харрикейн" из-за толстого профиля крыла фактически не разгонялся. Эту уникальность отмечали в своих воспоминаниях многие советские пилоты. Положительной стороной (отчасти) можно было считать небольшой радиус разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло, что позволяло вести бой на горизонталях.

Весьма неудачно с советской точки зрения было сконструировано шасси. Несмотря на достаточно заднюю центровку, капотажный угол был всего 24 градуса с учетом торможения, в то время как наш НИИ ВВС определял минимум в 26,5 град. Градус капотирования становился еще меньше по мере расходования боеприпасов и горючего.

При посадке на неровный грунт полевых аэродромов опасность скапотировать была очень высока. При этом в первую очередь ломались деревянные лопасти винта "Ротол", которые, естественно, ремонту не подлежали.

Скапотировать "Харрикейн" мог вполне свободно и при рулежке. У этого истребителя вообще была неприятная склонность поднимать хвост при работающем моторе (ради справедливости стоит отметить такую же способность и у "Яков"). Чтобы предохранить машину от неприятностей, нередко на заднюю часть фюзеляжа сажали одного-двух механиков. Естественно, были случаи, когда летчики взлетали вместе с механиками на хвосте.

В целом прозвище «Птеродактиль» было заслуженным.

Но самым больным местом были деревянные пропеллеры. По справкам, очень большое количество самолетов простаивало именно из-за повреждения винтов. В начале 1942 г. нашим авиазаводам пришлось наладить выпуск пропеллеров и запасных частей к ним.

Тем не менее, летать и воевать на чем-то надо было. И, как бы это странно ни выглядело, но наши летчики обнаружили у этого истребителя и положительные стороны.



Самолет оказался прост и послушен в пилотировании. Невелика была нагрузка на ручку, эффективны триммеры рулей. "Харрикейн" легко и устойчиво выполнял различные фигуры, особенно в горизонтали. В целом самолет был вполне доступен летчикам средней квалификации, что было немаловажно в условиях военного времени.

Большим плюсом являлась полная радиофикация "Харрикейнов". Не секрет, что на советских истребителях того времени передатчики полагалось ставить на каждый третий самолет, командиру звена. И качество было, скажем так, не подлежащим никакой критике. «Харрикейны» имели радиостанции (и неплохие) все до одного.

Однако и здесь была ложка дегтя. Английские рации работали на отдельных батареях, несмотря на то, что самолет имел аккумулятор. Русская зима, особенно в условиях нашего Севера, показала, что заряда батарей хватало максимум на пару часов работы, с чем не шамань вокруг них.

Но даже с учетом всех найденных плюсов всем стало ясно, что "Харрикейн" значительно уступает истребителям противника. Но, повторюсь, нужно было летать и бить врага.

А потому уже в 1941 году «Харрикейны» начали переделывать по понятиям и возможностям, чтобы если не устранить, то хотя бы смягчить основные недостатки английского истребителя.

Уже осенью 1941 г. в 78-м ИАП по предложению его командира Б.Ф. Сафонова была произведена первая переделка. Вместо четырех "Браунингов" поставили два пулемета УБК калибра 12,7 мм с запасом по 100 патронов на ствол и добавили два держателя под 50-кг бомбы. Огневую мощь усилили также четырьмя реактивными снарядами РС-82.

В январе 1942 г. в 191-м ИАП на самолете Н.Ф. Кузнецова поставили две пушки ШВАК. Подобные работы стали проводиться и в других частях.
Штатные бронеспинки, которые не отличались хорошей защитой, заменяли советскими. Сначала это делали прямо в полках, устанавливая бронеспинки от И-16 и И-153, а затем стали усовершенствовать самолеты в заводских условиях при замене вооружения.

В марте 1942 г. советское командование решило облегчить жизнь авиатехникам и летчикам и прекратить самодеятельность.

Было принято решение провести полную модернизацию вооружения "Харрикейнов", приведя его в соответствие с требованиями времени.

Для сравнения изготовили три варианта модифицированного "Харрикейна":

1. С четырьмя 20-мм пушками ШВАК.

2. С двумя пушками ШВАК и двумя крупнокалиберными пулеметами УБТ.

3. С четырьмя УБТ.

Вариант №3 дал изрядный выигрыш в весе и не ухудшил летных характеристик (возможно, просто ухудшать дальше было уже некуда). Однако как основной был принят вариант №2.

Возможно, это было связано с общим недостатком крупнокалиберных пулеметов весной 1942 г.

Более того, первые партии выпускались вообще с четырьмя ШВАК, по варианту №1. Программой модернизации вооружения "Харрикейна" также предусматривалась установка под крыльями бомбодержателей и шести направляющих под РС-82.



Переделку (модернизацией это сложно назвать) под отечественное оружие осуществляли на московском заводе №81 и в мастерских 6-го ИАК ПВО в Подлипках Московской области.

Там дорабатывались как вновь поступившие от англичан самолеты, так и уже побывавшие на фронте. Бригады с завода №81 производили эту операцию и на подмосковных аэродромах в Кубинке, Химках, Монине и Егорьевске.


Интересная модель: двухместный истребитель-бомбардировщик с пулеметом, защищающим заднюю полусферу. Сделан в Канаде, но около сотни таких машин попали к нам.

Начиная с середины 1942 года "Харрикейн" все чаще стал использоваться как истребитель-бомбардировщик или легкий штурмовик. 4 пушки 20-мм, 2 бомбы по 100 кг и 6-8 реактивных снарядов — весьма впечатляющая ударная мощь.

"Харрикейн" с такой нагрузкой по-прежнему легко управлялся. Отмечались лишь незначительные ухудшения взлетных характеристик, но повторюсь, ухудшать было некуда. И максимальная скорость снизилась на 40-42 км/ч. Но так как скоростью «Харрикейн» не блистал изначально, то для штурмовика 400-450 км/ч сочли достаточной цифрой.

1943 год стал годом окончания фронтовой службы «Харрикейна». На смену ему пришли как отечественные самолеты, так и те же «Аэрокобры». И судя по мемуарам летчиков, командиры полков всеми правдами и неправдами старались избавиться от «Птеродактилей».

Так что основной сферой применения "Харрикейнов" стали части ПВО. Туда "Харрикейны" стали поступать еще с декабря 1941 г., но с конца 1942 г. этот процесс резко ускорился. Этому способствовало прибытие из Англии самолетов модификации II С, которые оказались еще более медленными, чем их предшественники.

Несмотря на весьма вроде бы внушительное вооружение из четырех пушек (ШВАК или «Испано» калибром 20-мм), «Харрикейн» (что IIB, что IIC) показал свою полную непригодность как истребитель. Но для немецких бомбардировщиков еще мог представлять собой некую угрозу.

Хотя тот же «Юнкерс» Ju-88 A-4 уже был труднодоступной целью. И не из-за высотности или стрелкового оборонительного вооружения, а благодаря скорости, большей чем у «Харрикейна».

Поэтому неудивительно, что большинство поставленных в СССР машин типа IIC попало в полки ПВО. Ими располагал, например, 964-й иап, прикрывавший в 1943-44 годах Тихвин и Ладожскую трассу. Если на 1 июля 1943 г. в ПВО было 495 "Харрикейнов", то на 1 июня 1944 г. — уже 711. Они прослужили там всю войну, и не без результатов. Летчики ПВО на «Харитонах» сбили 252 самолета врага.

Разумеется, «Харрикейн» не смог заслужить признания у советских летчиков. Далеко не самый мощный (1030 л.с.) мотор, которому только предстояло стать знаменитым «Мерлином», был рассчитан под бензин с октановым числом 100.

На практике «Харрикейны» часто заправляли отечественным бензином Б-70 или Б-78, в лучшем случае смесью Б-100 и Б-70. Масло также использовалось не лучшего качества. В результате двигатель недобирал мощность и не отличался высокой надежностью.

И летчики, летавшие на «Птеродактилях», не могли похвастаться большим количеством сбитых самолетов врага. Слабое пулеметное вооружение или сильное пушечное, но низкие полетные качества стали основным препятствием для этого.

Наибольшее количество побед на «Харрикейне» одержали летчики Северного флота Герой Советского Союза капитан Петр Згибнев и Герой Советского Союза майор Василий Адонкин — по 15 побед. Дважды Герой Советского Союза Борис Сафронов — 12.

Основная же масса хороших и отличных летчиков до момента пересадки на советские или американские самолеты имели по 5-7 побед.

Подводя итоги, следовало отметить, что зимой 1941/42 года большинство наших авиазаводов было эвакуировано за Урал. Выпуск самолетов упал до минимума, а потери мы несли. В этот момент начали поступать американские и английские самолеты, что было очень кстати.

Да, «Харрикейн» был довольно убогой боевой машиной. Но в то время это было лучше, чем ничего. Обработка «молотком и напильником» в итоге принесла определенные плоды, и в результате наши летчики все-таки могли на нем воевать.

Так что сказать, что 3 тысячи «Харрикейнов» были мертвой обузой, нельзя. Они поступили к нам в самое тяжелое время и внесли свой вклад в нашу победу над врагом.

Но после 1942 года, когда был налажен выпуск наших истребителей, которые превосходили «Харрикейны» по боевым возможностям, «Харитоны» были отправлены в тыл и ПВО.

Закономерный итог.

Источники:
Энциклопедия военной техники. Aerospace Publising.
Хоукер Харрикейн // Крылья. Вып. 9.
CD энциклопедия "Военная авиация". Media, 2000.
Hawker Hurricane // Война в воздухе. №№73-74.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 декабря 2016 06:34
    На ВО была аналогичная статья про "Аэрокобры", наши умельцы напильником и кувалдой подправили малость, а наши асы били немцев за милую душу на этих не самых лучших аэропланах !
    1. +3
      1 декабря 2016 09:12
      Эрзац-самолет... Вот точно сказано: "Возьми у нас, Боже, что на не гоже...". точнее и не сказать...
      1. jjj
        +3
        1 декабря 2016 09:31
        У него большая просторная кабина. Зимой на Севере наш летчик в меховых штанах, полушубке, унтах свободно там размещался
      2. +13
        1 декабря 2016 11:18
        Цитата: смерш24
        Вот точно сказано: "Возьми у нас, Боже, что на не гоже...". точнее и не сказать...

        странный вывод из странной статьи. Наряду с "Возьми у нас, Боже.." тут же об успешных боевых вылетах наших и английских лётчиках на "харитоне". Да, самолёт не шедевр, а что у нас на тот момент было лучше? Про "новые" Яки, ЛАГГи, МиГи не надо, на всех не хватало, да и сложные в пилотировании для слабоподготовленного лётчика(а их было большинство в начале войны) они были. Да и не стоит забывать, что к лету 41-го Великобритания, единственная страна, которая воевала с нацистами на тот момент, была на пределе: казна пуста, войска основательно потрёпаны, промышленность только перестроилась на военные заказы и, тем не менее, помогала СССР.
        1. +3
          25 декабря 2016 13:14
          Цитата: veteran66
          странный вывод из странной статьи

          Обычный вывод из обычной на ВО статьи. Харитона почему то не с И-153 сравниваем, а с будущими, перспективными аппаратами. Давеча была статья про английский двухмоторный моноплан-торпедоносец. Уж такое г, слов нет. При том, что английский торпедоносец, подбивший Бисмарка, был одномоторным бипланом. Нам таких не хватало? Ни секунды не сомневаюсь в низких моральных качествах руководителей соединённого королевства. И танки у них плохие были. Жду статью про плохую Матыльду. Если возможно, в сравнении с Т-26 и БТ-7. А про Харитона... Представляю себе радость немцев от встречи с таким недосамолётом в 1941 году.
      3. +11
        1 декабря 2016 13:37
        У Вас ,"смерш24", такпринято? Топором рубить, без "подумавши"? Поучите историю. Самолёты Hawker Hurricane начали поступать в Британские ВВС в 1937 году. Эти самолёты приняли на себя первый удар немцев в "Битве за Британию". И победили! Не решились немцы на вторжение в Британию.
        Самолёты Hawker Hurricane это не эрзац (эрзац у Вас в голове), это рабочий конь, который помог продержаться!
        1. +5
          1 декабря 2016 15:40
          Самолёты Hawker Hurricane это не эрзац (эрзац у Вас в голове), это рабочий конь, который помог продержаться!

          Прежде чем оскорблять кого-то, обвинять в неграмотности, почитайте о "харитонах". Без переделки их не выпускали в полёт.
  2. +4
    1 декабря 2016 06:37
    Борис Сафонов.
  3. +9
    1 декабря 2016 07:59
    А какой отечественный самолет в 41-42 был не убог по сравнению ме-109?
    В Битве за Британию летчики на"хурях" сбили больше всего вражеских самолетов, особенно бомберов, но конечно же в 41-42 он уже сильно устарел по сравнению с немецкими машинами.
    1. +5
      1 декабря 2016 08:55
      Конструкция всех истребителей Яковлева тоже была совершенно устаревшей.
      А уж технология производства... В свое время был знаком с замечательным человеком. В годы войны он работал на авиационном заводе. Рассказывал,что от клея шары так распухали,что ...
      Нормального двигателя водяного охлаждения не было до конца войны.
      Качество серийных машин было низким,отсюда недобор по скоростным характеристикам.
      1. +3
        1 декабря 2016 10:29
        Цитата: ignoto
        Нормального двигателя водяного охлаждения не было до конца войны.

        А ВК-107?
        Правда он, зараза такая, требовал от механиков невиданного - строгого и неукоснительного соблюдения инструкций - и лишь тогда выдавал штатный ресурс.
        Ресурс ВК-107А 100 часов, причем в 139-ом гвардейском истребительном авиационном полку 303-ей истребительной авиационной дивизии, где проходил войсковые испытания Як-9 универсальный(Як-9У) с инженерной службой был порядок. И ресурс ВК-107А составлял не 100 часов, а 115 часов. Картина маслом.
    2. avt
      +10
      1 декабря 2016 10:04
      Цитата: heruv1me
      А какой отечественный самолет в 41-42 был не убог по сравнению ме-109?

      Всегда уточняйте модификацию, а не за вообче. По воспоминаниям ветеранов , против Е было на чём , но это смотря кому - лётное мастерство никто на отменял. Но ..Эмиль" уже начал сходить со сцены и с F ,,Фридрихом" уже было туговато и на И-16 поздних модификациях , да и на поставляемых под ленд лизу в начале войны.
    3. +4
      2 декабря 2016 13:29
      Миг1, ЛаГГ1, ЯК1 хоть и уступали Эмилю, но превосходили Птеродактеля. Правда воевать им пришлось уже с фридрихами.
      У англичан был чёткий план, пока спитфаеры гоняли мессеров Харикейны крошили бобров. Как только спиты сваливали, Харикейны бросали все и сваливали в след за нимим. Ну и Мессеры действовали на пределе дальности, а это 10 минут боя, а потом пикирование и возвращение домой, иначе горючки не хватит.
  4. +15
    1 декабря 2016 08:28
    Ключевые слова в конце статьи. Что это лучше чем ничего. И обвинять Англичан, что они подсунули г.... вместо самолета не правильно. Дали что могли. Они сами в это время не страдали от избытка вооружений.
    Что до самолета, то да устарел, против мессера не тянул. А кто против него тянул в 41-42 годах? Если с эмилем еще как то тягаться могли, то против фридриха ни мы ни союзники ни чего не имели до конца 42-го года.
    1. +4
      1 декабря 2016 08:44
      Во-во, me-109 F в 42 более менее на равных мог только спит 5 и всё... Вы посмотрите на американцев в 41 - 42, особенно палубники, это такое убожество, даже хуже наших.
    2. +4
      1 декабря 2016 13:50
      Цитата: Yakut
      то против фридриха ни мы ни союзники ни чего не имели до конца 42-го года.

      Конечно не имели, вот только кто этих фридрихов на восточном фронте сбивал то? Инопланетяне? И не надо обобщать. Тот же миг, на высоте, был куда лучше мессера. Як манёвренней по горизонтали. И не надо забывать о лётном мастерстве. Не помню, кто из немецких асов вспоминал, как он около 40 минут вёл бой с ЛаГГом, и так и не смог его сбить, чуть сам не нарвался на очередь.
      1. +2
        1 декабря 2016 16:46
        Ну так в том то и дело что не надо обобщать. Немцев на чем только не сбивали. И наши на чайчах и Ишаках, и англичане наколотили их на тех же Харрикейнах не мало. И что? Кто то скажет что по ТТХ эти самолеты были хотя бы ровня фридриху? В статье ведь не тактика и боевое мастерство пилотов описано, а самолет как таковой. А он очень сильно немцам уступал, как и все наши истребители начала войны. То что наши пилоты, да и англичане умудрялись при этом еще и немцев сбивать говорит не том, что они летали на лучшей технике, а о том, что подготовка была приличной. Потом, бой, бою рознь. При каких то условиях, допустим в прикрытии те же И16 и Харрикейны себя вполне нормально показывали. Но чистый бой истребитель-истребитель наверняка бы остался за немцем. Да так в начале войны и было в большинстве случаев.
      2. 0
        1 декабря 2016 20:48
        Где-то читал, что это были Попков с Графом.
  5. 0
    1 декабря 2016 09:45
    вот всегда не понимал, что может быть проще, чем наддуть карбюраторный мотор? (в основном-то и надо, помимо нагнетателя, только усовершенствованный штатный карбюратор)
    1. +1
      2 декабря 2016 18:00
      Что бы наддуть ,надо иметь нагнетатель!Американцы имели нагнетатель,работавший на энергии выхлопных газов и не отбирающих мощность у мотора,на валу у пропеллера!Больше никто не смог этих нагревателей производить,а Штаты никому не давали!В СССР был самолет П 8!Прекрасный самолет!У него было 5 моторов,из которых, 4 крутили винты,а 1 находился в. Фюзеляже и приводил в действие ТОЛЬКО нагнетатель!Значит 20-25% общей мощности приходилось на привод нагнетателя!О каких карбюраторах Вы говорите,почти все моторы после 41 начала 42 года были с инжекторные впрыском топлива!
      1. +1
        2 декабря 2016 20:51
        ну, не знаю, любой нагнетатель отбирает мощность у мотора, это аксиома, но обычно, оно того стоит. По центральному впрыску: конечно, получится уже не так красиво как с карбюратором, но увеличенное, методом "тыка" давление в рампе тоже должно сработать, на шару
    2. 0
      6 декабря 2016 11:04
      Цитата: pimen
      вот всегда не понимал, что может быть проще, чем наддуть карбюраторный мотор?

      Уважемый, вы никогда не задумывались почему при всей кажущейся "простоте наддува карбюраторных моторов", они, странным образом, не получили большого распространения? Турбины на карбюраторных двигателях нашли применение только в автоспорте, и то в очень малом количестве.
      В авиации, да впрочем и в остальном двигателестроении, турбины, компрессоры, нагнетатели начали массово применяться исключительно после появления впрысковых моторов.
      1. 0
        6 декабря 2016 13:56
        а в самом деле, почему? Я теряюсь в догадках... Производительность бензонасоса? Механическая прочность воздушной заслонки? "Обратный" скачок давления в поплавковую камеру?
        1. 0
          6 декабря 2016 15:14
          о, вспомнил, есть там такой эффект, как обмерзание зева от разрежения, с выпадением бензина в виде конденсата и обеднением смеси... Так что, подогреть нельзя?
  6. +6
    1 декабря 2016 10:19
    Взаимоисключающие параграфы - наше всё! smile
    Англичане вообще щедрые люди, особенно когда речь идет о принципе «отдай другим, боже, что себе негоже».

    В конце сентября англичане вернулись домой. Перед отъездом командир крыла и трое пилотов, одержавших победы, были представлены к ордену Ленина.
    А их «Харрикейны» остались в СССР. Из этих самолетов и был сформирован 78-й ИАП, который возглавил Борис Сафонов.

    Что же до ТТХ "Хурей"... рискну напомнить - на чём встретила войну авиация СФ.
    118-й морской разведывательный авиационный полк— 35 МБР-2 и 7 ГСТ;
    72-й смешанный авиационный полк — 49 истребителей (в том числе: 28 И-15бис, 17 И-153, 4 И-16) и 11 бомбардировщиков СБ;
    49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья — 10 МБР-2;
    24-е отдельное авиационное звено связи (БелВМБ) — 2 МБР-2;
    34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2.

    В связи с недостаточным количеством бомбардировщиков в составе ВВС СФ, НК ВМФ 3 июля 1941 г. приказал Военному Совету Балтийского флота немедленно перебазировать на Север эскадрилью самолётов, в составе 9 СБ, и к 15 июля сформировать из них ещё одну бомбардировочную эскадрилью в составе 72-го САП. В этом же месяце в 72-й САП от промышленности было передано 6 самолётов Пе-2, вошедших в 5-ю бомбардировочную эскадрилью полка. Тогда же на Север прибыло 10 самолётов МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 — из других частей ВВС ВМФ, а в августе — ещё 10 И-153 из ВВС ЧФ.

    29 июля 1941 г. командующий СФ донёс НК ВМФ, что в составе ВВС флота имеется всего 20 современных истребителей, которые неспособны выполнять все поставленные задачи. В свете этого, была высказана просьба в срочном порядке поставить на флот дополнительно истребители любого типа.
  7. 0
    1 декабря 2016 12:12
    Жаль минус поставить нельзя, самолёт ни к черту,а приведенные боевые эпизоды успешны.
  8. 0
    1 декабря 2016 14:26
    Раз уж купили у нагличан 3000 харей, то наверное нашли им применение и научились извлекать пользу. Те же ПВО, в их функцию входило не столько уничтожение вражеских самолетов, сколько недопущение их к цели. Пригодились однако.
    1. +3
      1 декабря 2016 15:36
      НИКТО НИЧЕГО НЕ ПОКУПАЛ!А зачем Англичане,,забыв о поставках нефти ,металлов,продовольствия Гитлеру СССР в то время,когда Англия в одиночку билась с фашистами, ПОМОГАЛИ СССР?ОТВЕТ прост надо было уничтожить Гитлера!
      1. +7
        1 декабря 2016 16:21
        Цитата: вадим dok
        НИКТО НИЧЕГО НЕ ПОКУПАЛ!

        Покупали-покупали. Потому как ленд-лиз на нас распространили не сразу. Да и не всё нам нужное входило в ленд-лизовские списки.
        Золото "Эдинбурга" - это как раз плата за внелендлизовские поставки.
        1. +1
          2 декабря 2016 17:50
          За весь день Лиз заплатили не более 1%!Это факт никем не оспаривается!
    2. 0
      2 декабря 2016 13:34
      В ПВО он очень даже прижился. Легкий в управлении, удобный я бы даже сказал комфортный с просторной и теплой кабиной. Летай себе да разведчиков сбивай время от времени.
  9. +1
    1 декабря 2016 15:55
    Про Харикейны много информации и в вики и в Уголке неба. Но на мой взгляд, самая достоверная информация от тех, кто воевал. Прочтите мемуары Покрышкина. Его мнение про "подачку Черчиля".
  10. +2
    1 декабря 2016 17:48
    Статья откровенно несерьезная, больше похожая на какой-то пасквиль. У автора много желчи, мало понимания о предмете. Никто не говорит что этот истребитель был лучшим в своем классе, самым скоростным, самым маневренным и прочее... просто КАК ОРУЖИЕ он был весьма и весьма хорош. Этот истребитель производили до конца 1942 года, и если бы он не пользовался спросом у главного заказчика, Королевских ВВС Великобритании, его бы сняли с производства уже в первые месяцы войны. Однако почему-то не сняли. Почему? Вот этого автор статьи и не понимает. Причем вообще, от слова совсем.
    1. +2
      2 декабря 2016 13:36
      Если бы Англия могла наладить производство Спитфаеров в нужном количестве то Харрикейны бы сняли с производства. Что собственно она и сделала когда наладились поставки Мустангов Китихоуков и Тандерболтов.
      1. +2
        3 декабря 2016 02:42
        Полностью разделяю мнение Echo и хотелось бы указать на явные заблуждения горе-автора:

        В тексте: Группа пилотов из 81-й и 134-й эскадрилий под командованием Х. Дж. Рамсботта-Ишервуда прикрывала вместе с советскими летчиками конвои на подходах к Мурманску и даже на сопровождение советских бомбардировщиков.

        В действительности: Летчики группы «Бенедикт», как раз не сделали ни одного боевого вылета на прикрытие союзных конвоев. В основном вылетали на прикрытие своего базирования, главной морской базы СФ, наземных войск на линии фронта и лишь однажды на прикрытие боевых кораблей СФ в Мотовском заливе (которые их обстреляли), а также на перехват самолетов противника и сопровождение бомбардировщиков СБ и Пе-2. За пять недель боевых действий в небе Заполярья летчики 151-го Авиакрыла РАФ совершили 425 боевых самолето-вылетов, провели пять воздушных боев и заявили о пятнадцати сбитых самолетов Люфтваффе, потеряв при этом от действий противника всего одного летчика и один свой самолет.

        В тексте: В марте 1942 г. советское командование решило облегчить жизнь авиатехникам и летчикам и прекратить самодеятельность. Было принято решение провести полную модернизацию вооружения "Харрикейнов", приведя его в соответствие с требованиями времени.

        В действительности: 6 февраля 1942 года Нарком ВМФ адмирал Кузнецов непосредственно обратился к Сталину о включении в постановление ГКО, наряду с «Харрикейнами» ВВС Красной Армии, о перевооружении также шестидесяти самолетов «Харрикейн» ВВС Северного флота на отечественное вооружение. 16 февраля это постановление ГКО за № 0129 было подписано и отправлено к исполнению в ведомство НКО Вооружения СССР,

        В тексте: несмотря на весьма вроде бы внушительное вооружение из четырех пушек (ШВАК или «Испано» калибром 20-мм), «Харрикейн» (что IIB, что IIC) показал свою полную непригодность как истребитель. Но для немецких бомбардировщиков еще мог представлять собой некую угрозу.

        В действительности: на «Харрикейнов» в массовом порядке никогда не устанавливалось – четыре 20-мм пушки ШВАК.

        В тексте: Наибольшее количество побед на «Харрикейне» одержали летчики Северного флота Герой Советского Союза капитан Петр Згибнев и Герой Советского Союза майор Василий Адонкин по 15 побед. Дважды Герой Советского Союза Борис Сафронов — 12.

        В действительности: (в числителе общее кол.побед/в знаменателе кол.побед на «Харрикейне»)
        - ГСС гв.майор П.Г.Сгибнев – 19/11;
        - ГСС гв.капитан П.И.Орлов – 12/9;
        - ГСС гв.капитан Курзенков С.Г. - 8/8;
        - гв.капитан Бабий К.К. – 7/7;
        - гв.капитан Дижевский А.Я. – 7/7;
        - капитан Дорошин В.С – 6/6;
        - ст.лейтенант Пилипенко А.М. – 6/6;
        - капитан Амосов Д.Ф. – 8/5;
        - ГСС гв.майор Коваленко А.А. – 14/5;
        - капитан Пронченко В.П. – 5/5;
        - ГСС гв.майор Адонкин В.С – 13/5.
        - дважды ГСС гв.подполковник Сафонов Б.Ф – 20/2.

        В тексте: Да, «Харрикейн» был довольно убогой боевой машиной. Но в то время это было лучше, чем ничего. Обработка «молотком и напильником» в итоге принесла определенные плоды, и в результате наши летчики все-таки могли на нем воевать.

        В действительности: выписки из отчетов эксплуатации матчасти в частях ВВС Карельского фронта за 1942 год.

        Выписка из отчета 435 ИАП:

        «1. Самолет Харрикейн-II устаревший тип истребителя, имеющий большой габаритный размер и недостаточно мощный мотор. Вертикальная и горизонтальная скорости малы. Недостаточная броня, самолет имеет тенденцию к капотированию. Деревянный винт быстро изнашивается, особенно на песчаных аэродромах.
        2. Положительными качествами самолета являются:
        - простота в технике пилотирования;
        - малая посадочная скорость;
        - простое и надежное устройство выпуска и уборки шасси и посадочных щитков;
        - хорошая горизонтальная маневренность и достаточная продолжительность полета;
        - удобная конструкция сбрасывателя фонаря и правого борта в аварийных случаях;
        - отличное устройство гашеток для стрельбы;
        - отличный прицел;
        - удобное размещение и пользование радиостанцией;
        - отличное устройство запуска мотора.
        3. Установленное вооружение: две пушки ШВАК, два пулемета и шесть балок РО, является мощным вооружением, дающим возможность поражать любые воздушные цели. Подходы для осмотра и ремонта вооружения удобны».

        Выписка из отчета ВВС Карельского фронта о самолете Р-40С «Томагаук»:

        «Самолет Томагавк – планер в эксплуатации безотказен, но труден в сборке, осмотре и полевом ремонте, например: замена цилиндра с поршнем уборки и выпуска шасси требует в летнее время 48 чел/часов. Замена бензобаков требует разборки самолета. Отсутствуют смотровые люки, что также создает трудности в осмотре основных узлов и агрегатов самолета и мотора. Снятие и постановка верхнего и нижнего капотов мотора требует 1 час времени, тогда как на Харрикейне для такой работы нужно только 5 минут.
        Отсутствие регулятора наддува затрудняет эксплуатацию мотора в воздухе, особенно в воздушном бою, по этой причине на моторах Аллисон имеет место перенаддув, создающий перегрузку мотора и преждевременный выход моторов из строя (заклинивание, обрыв шатунов). На моторе также имеется большой дефект – это прогар клапанов и отказ свечей в виду их недоброкачественности и освинцовывния.
        Слабым местом на самолете является верхний узел шасси. При резком торможении или незначительном развороте, шасси складываются. Слабы также и задние подкосы в ушках крепления».

        Выписка из отчета 609 ИАП по самолету ЛаГГ-3:
        «Очень плохой подход к обслуживанию приборов. При замене приборов и при регламентной проверке, машина на много часов выходит из строя. Необходимо поставить пилотажно-навигационные приборы в одну группу и эту часть доски сделать съемной, как на самолете Харрикейн».

        Самолет «Харрикейн» достоин того, чтобы и в России ему поставили памятник. В 1940 году в «Битве за Англию» он вышел победителем, в 1942 году – на «своих плоскостях» выдержал самую тяжелую и кровопролитную схватку за господство в небе на германо-советском фронте.
  11. +1
    1 декабря 2016 20:20
    Во время Битвы за Англию многие летчики предпочитали его первым Спитам .Хотя бы за лучшую кучность ,лучший обзор из кабины ,несколько лучший радиус ,более широкую колею .Другое дело ,что резервов у конструкции не было и к 41 году машина отстала навсегда
    1. +2
      1 декабря 2016 21:49
      Битва за Англию - это bf-109e. Великая Отечественная - это уже-109f. А "хариккейн" не изменился. Более того, британцы у нас на них воевали на Севере, где -109f не было. В 1942 нашим пилотам на них пришлось воевать, например, под Воронежем. Выполнение задач по сопровождению вполне получалось. В мемуарах встречалось желание принять участие в свободной охоте у пилотов даже "хариккейнов". Даже есть пример уничтожения на этом самолёте ju-88 разведчика. И поискать ещё, найдётся много подобных примеров. Но неизменным было одно: героизм наших пилотов и радость перехода на другой самолёт с "хариккейна".
      .
  12. +2
    2 декабря 2016 04:59
    И летчики, летавшие на «Птеродактилях», не могли похвастаться большим количеством сбитых самолетов врага. Слабое пулеметное вооружение или сильное пушечное, но низкие полетные качества стали основным препятствием для этого.
    Наибольшее количество побед на «Харрикейне» одержали летчики Северного флота Герой Советского Союза капитан Петр Згибнев и Герой Советского Союза майор Василий Адонкин — по 15 побед. Дважды Герой Советского Союза Борис Сафронов — 12.
    Основная же масса хороших и отличных летчиков до момента пересадки на советские или американские самолеты имели по 5-7 побед
    Это что, мало? А на и-16, миг-3 и як-1 сколько сбивали в среднем? Покрышкин вот кучу немцев сбил, причем сбил на аэрокобре которую только ленивый не ругает, тоже значит, плохой, негодный истребитель, куда уж харрикейнам и прочему буржуазному хламу до наших ишаков которые были основным истребителем в начале войны.
    1. 0
      2 декабря 2016 13:41
      Кому что, Аэрокобры например Американцам не нравились так как требовали квалифицированных пилотов коих в США не было вплоть до 44 года, а более простой в управлении Р40 хоть и сливал по всем параметрам Р39, но очень полюбился Янки.
  13. 0
    2 декабря 2016 17:25
    "Хурь" конечно своеобразный пепелац... как вообще вся британская конструкторская мысль... О недостатках написано масса всего... но дело даже не в них а в том что модернизационный задел у машины отсутствовал как факт...
  14. +2
    2 декабря 2016 22:43
    Цитата: Даос
    "Хурь" конечно своеобразный пепелац... как вообще вся британская конструкторская мысль... О недостатках написано масса всего... но дело даже не в них а в том что модернизационный задел у машины отсутствовал как факт...

    Ну вообще то эта конструкторская школа явила миру такое чуда как мотор Мерлин от Ролс-Ройс. Без которого не было бы ни спита ни мустанга. Ни надо принижать ни противников ни союзников. Немцы вот на примере того же мессера создали очень удачную платформу, которая могла воевать и на западе где бои были на 7-10 км и на востоке где высоты редко выше 5 км. были. Пошлите Як3 на перехват группы крепостей или ланкастеров, у него топливо кончится быстрее чем он 10 тыс наберет. Или поставьте Тандерболт в прикрытие Ил2, еще не известно кто кого прикрывать будет. Тем не менее на своем месте это одни из лучших были. А тот де мессер был не плох и там и там. А в условиях тотальной войны универсальность многое значит.
    1. 0
      4 декабря 2016 22:25
      Я не сказал "плохой" я сказал "своеобразный"... И примеров удачных конструкторских решений у бриттов тоже могу привести достаточно... (можно тот же Москит вспомнить) ... но это не отменяет главного... "Хурь" устарел раньше чем родился и в принципе не мог быть модернизируем... в отличии от того же Спита или 109 го... который таки прошёл весь "алфавит" оставаясь на пике востребованности и в 39м и в 45м...
  15. +2
    3 декабря 2016 02:15
    Свой среди чужих. Сэр Харитон Птеродактиль, худший из худших

    Просто невозможно пройти мимо этого опуса «Свой среди чужих. Сэр Харитон Птеродактиль, худший из худших», подписанный Романом Скомороховым! Постоянно удивляет наглость подобных «авторов», которые в «своих» статьях публикуют давно уже всем известный, наработанный другими, материал и при этом еще умудряются переврать всё, что только можно. Даже фамилию известного североморского аса – Героя Советского Союза Петра Георгиевича Сгибнева не смог написать правильно. Позорище!
    Формат сайта не позволяет перечислить и исправить все измышления, небрежно и предвзято набранные «автором» из разных источников. Подробно остановлюсь лишь на принципиально важном моменте в истории появления «Харрикейнов» на германо-советском фронте.

    Из записи беседы Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Сталина с главами делегаций Великобритании и США на Московской конференции представителей трех держав проходившей с 29 сентября по 1 октября 1941 года. (Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Том 1, МИД, М.1983, стр.133.):
    <…> Бивербрук*: «Перейдем теперь к авиации. Мы будем посылать из Великобритании по 200 истребителей в месяц в течение восьми месяцев и большее количество после этого. Если мы не согласимся внести какие-либо изменения в типы истребителей, мы намерены посылать «Харрикейны», «Спитфайры» или другие типы. Придется посылать их морским путем в Архангельск (воздухом посылать их невозможно), конечно, в разобранном виде».
    <…> Сталин: «Нельзя ли получать самолеты одного типа: либо «Харрикейны», либо «Спитфайры», дабы нашим летчикам легче было освоить».
    Бивербрук: «Я вчера понял Вас в том смысле, что Вы хотите иметь также «Спитфайры», и я сегодня телеграфировал заказ, который я могу, конечно, отменить».
    Сталин: «Я говорил вчера о том, что мы предпочли бы иметь одни «Спитфайры». Если же нельзя, то мы готовы взять одни «Харрикейны».

    Как видим, министр авиационной промышленности Лорд Уильям Максуэлл Бивербрук на переговорах в Москве осенью 1941 года был готов предоставить ВВС Красной Армии наряду с истребителями «Харрикейн», также и «Спитфайры», но волею одного человека – Сталина, истребитель «Харрикейн» в 1942 году стал самым массовым истребителем, поставляемый союзниками. Вполне объяснимо, почему англичане не смогли предоставить СССР лишь одни «Спитфайры», так как после тяжелых потерь во время «Битвы за Англию», когда остро встал вопрос вообще о существовании Истребительного Корпуса в Королевских ВВС, осенью 1941 года у самих англичан еще был большой некомплект современных истребителей. Ко всему прочему, появление осенью 1941 года, то есть накануне Московской конференции, над Ла-Маншем первых серийных «Фокке-Вульфов-190А», встреча с которым выявила его явное превосходство над всеми истребителями Королевских ВВС, включая «Спитфайр-V», в очередной раз поставило англичан в трудное положение.
    Таким образом, Лорд Бивербрук сделал, по сути, компромиссное предложение – предоставить Советскому Союзу два типа английских истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр». Но Сталин, решил по-своему, потребовав один тип истребителя. Поэтому вполне логично, что англичане на просьбу Сталина отправлять лишь один тип истребителя свой выбор сделали в отношении «Харрикейна». И почему мы должны их за это винить?
    1. +2
      25 декабря 2016 13:49
      Цитата: 10101977
      И почему мы должны их за это винить?

      Да, обвиним Сталина. Оно и безопасней, и привычней.
  16. +1
    3 декабря 2016 02:19
    А кто может сказать, насколько бы изменился характер воздушной войны летом 1942 года на германо-советском фронте, если бы вместо «Харриккейнов» поступали бы «Спитфайры»? Бесспорно, «Спитфайр» был достойным соперником для «Мессершмитта» Bf 109F, но надо признать, что и он, как и «Харрикейн», уступал немецкому истребителю в вертикальном маневре (особенно в пикировании). Поэтому вполне предсказуемо, что советские летчики, имевшие налет 20-30 часов, в 1942 году на «Спитфайрах», также как и на «Харрикейнах», применяли бы в основном тактику «активной обороны», то есть при встрече с «Мессешмиттами» образовывали пресловутый «оборонительный круг», который не спасал их от больших и неоправданных потерь.

    Далее – блиц исправление грубых ошибок в статье.

    В тексте: Да, американцы отправили свои Р-40 раньше, но пока те морем шли в СССР, «Харрикейны» прилетели своим ходом.

    В действительности - первые 200 «Томагауков» - самолеты американского производства, также поступили за счет английских поставок и были доставлены на английских транспортах.


    В тексте: Группа пилотов из 81-й и 134-й эскадрилий под командованием Х. Дж. Рамсботта-Ишервуда прикрывала вместе с советскими летчиками конвои на подходах к Мурманску и даже на сопровождение советских бомбардировщиков.

    В действительности: Летчики группы «Бенедикт», как раз не сделали ни одного боевого вылета на прикрытие союзных конвоев. В основном вылетали на прикрытие своего базирования, главной морской базы СФ, наземных войск на линии фронта и лишь однажды на прикрытие боевых кораблей СФ в Мотовском заливе (которые их обстреляли), а также на перехват самолетов противника и сопровождение бомбардировщиков СБ и Пе-2. За пять недель боевых действий в небе Заполярья летчики 151-го Авиакрыла РАФ совершили 425 боевых самолето-вылетов, провели пять воздушных боев и заявили о пятнадцати сбитых самолетов Люфтваффе, потеряв при этом от действий противника всего одного летчика и один свой самолет.



    В тексте: В марте 1942 г. советское командование решило облегчить жизнь авиатехникам и летчикам и прекратить самодеятельность. Было принято решение провести полную модернизацию вооружения "Харрикейнов", приведя его в соответствие с требованиями времени.

    В действительности: 6 февраля 1942 года Нарком ВМФ адмирал Кузнецов непосредственно обратился к Сталину о включении в постановление ГКО, наряду с «Харрикейнами» ВВС Красной Армии, о перевооружении также шестидесяти самолетов «Харрикейн» ВВС Северного флота на отечественное вооружение. 16 февраля это постановление ГКО за № 0129 было подписано и отправлено к исполнению в ведомство НКО Вооружения СССР,
  17. +2
    3 декабря 2016 02:21
    Просто невозможно пройти мимо этого опуса «Свой среди чужих. Сэр Харитон Птеродактиль, худший из худших», подписанный Романом Скомороховым! Постоянно удивляет наглость подобных «авторов», которые в «своих» статьях публикуют давно уже всем известный, наработанный другими, материал и при этом еще умудряются переврать всё, что только можно. Даже фамилию известного североморского аса – Героя Советского Союза Петра Георгиевича Сгибнева не смог написать правильно. Позорище!
    Формат сайта не позволяет перечислить и исправить все измышления, небрежно и предвзято набранные «автором» из разных источников. Подробно остановлюсь лишь на принципиально важном моменте в истории появления «Харрикейнов» на германо-советском фронте.

    Из записи беседы Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Сталина с главами делегаций Великобритании и США на Московской конференции представителей трех держав проходившей с 29 сентября по 1 октября 1941 года. (Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Том 1, МИД, М.1983, стр.133.):
    <…> Бивербрук*: «Перейдем теперь к авиации. Мы будем посылать из Великобритании по 200 истребителей в месяц в течение восьми месяцев и большее количество после этого. Если мы не согласимся внести какие-либо изменения в типы истребителей, мы намерены посылать «Харрикейны», «Спитфайры» или другие типы. Придется посылать их морским путем в Архангельск (воздухом посылать их невозможно), конечно, в разобранном виде».
    <…> Сталин: «Нельзя ли получать самолеты одного типа: либо «Харрикейны», либо «Спитфайры», дабы нашим летчикам легче было освоить».
    Бивербрук: «Я вчера понял Вас в том смысле, что Вы хотите иметь также «Спитфайры», и я сегодня телеграфировал заказ, который я могу, конечно, отменить».
    Сталин: «Я говорил вчера о том, что мы предпочли бы иметь одни «Спитфайры». Если же нельзя, то мы готовы взять одни «Харрикейны».

    Как видим, министр авиационной промышленности Лорд Уильям Максуэлл Бивербрук на переговорах в Москве осенью 1941 года был готов предоставить ВВС Красной Армии наряду с истребителями «Харрикейн», также и «Спитфайры», но волею одного человека – Сталина, истребитель «Харрикейн» в 1942 году стал самым массовым истребителем, поставляемый союзниками. Вполне объяснимо, почему англичане не смогли предоставить СССР лишь одни «Спитфайры», так как после тяжелых потерь во время «Битвы за Англию», когда остро встал вопрос вообще о существовании Истребительного Корпуса в Королевских ВВС, осенью 1941 года у самих англичан еще был большой некомплект современных истребителей. Ко всему прочему, появление осенью 1941 года, то есть накануне Московской конференции, над Ла-Маншем первых серийных «Фокке-Вульфов-190А», встреча с которым выявила его явное превосходство над всеми истребителями Королевских ВВС, включая «Спитфайр-V», в очередной раз поставило англичан в трудное положение.
    Таким образом, Лорд Бивербрук сделал, по сути, компромиссное предложение – предоставить Советскому Союзу два типа английских истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр». Но Сталин, решил по-своему, потребовав один тип истребителя. Поэтому вполне логично, что англичане на просьбу Сталина отправлять лишь один тип истребителя свой выбор сделали в отношении «Харрикейна». И почему мы должны их за это винить?
    А кто может сказать, насколько бы изменился характер воздушной войны летом 1942 года на германо-советском фронте, если бы вместо «Харриккейнов» поступали бы «Спитфайры»? Бесспорно, «Спитфайр» был достойным соперником для «Мессершмитта» Bf 109F, но надо признать, что и он, как и «Харрикейн», уступал немецкому истребителю в вертикальном маневре (особенно в пикировании). Поэтому вполне предсказуемо, что советские летчики, имевшие налет 20-30 часов, в 1942 году на «Спитфайрах», также как и на «Харрикейнах», применяли бы в основном тактику «активной обороны», то есть при встрече с «Мессешмиттами» образовывали пресловутый «оборонительный круг», который не спасал их от больших и неоправданных потерь.

    Далее – блиц исправление грубых ошибок в статье.

    В тексте: Да, американцы отправили свои Р-40 раньше, но пока те морем шли в СССР, «Харрикейны» прилетели своим ходом.

    В действительности - первые 200 «Томагауков» - самолеты американского производства, также поступили за счет английских поставок и были доставлены на английских транспортах.
    1. 0
      19 августа 2017 15:11
      1000 Вам плюсов.
      Автор просто зарабатывает деньги, раньше он был - другим.
  18. +1
    6 декабря 2016 19:46
    Прочитайте воспоминания ветеранов, основной недостаток"птеродактиля" -слабое вооружение и низкая динамика. Разгонялся плохо, и тормозил быстро.Поэтому предпочитали Яки -они за газом ходили.
    Поэтому и дрались на горизонталях от обороны.
  19. +2
    7 декабря 2016 12:10
    Дурею я с комментариев....
    Мессеры зашибись, все остальные хамно, никто ничо не умеет.
    Да сходите на сайт Айрфорс.ру, airforce.ru, да почитайте воспоминания НОРМАЛЬНЫХ, БОЕВЫХ летчиков. Голодовникова, по памяти помню, много других.
    Они на пальцах объясняют - что есть максимальная скорость, а есть БОЕВАЯ скорость. Есть тяговооруженность и динамика. Есть маневренность на горизонталях, на вертикалях на пикировании и кабрировании. Есть БОЕВАЯ задача, которая ставится на боевой вылет. И которую надо выполнить, пусть тебя даже в упор расстреливают.
    А то в общем идет обсуждение...немцы - удальцы, а наши - лохи картонные. без конкретики, без нюансов. В которых, как известно, зарыта истина.
    Сафонов, светлая ему память, на каком истребителе заслужил Дважды Героя? На И-16, удивительно, правда?
    Покрышкин каким самолетом вооружил свою дивизию? Аэрокоброй...которую кто-то тут отстоем считает.
    Кожедуб, на какой машине начал войну, да и закончил заодно Героем.
    Пустой треп...без конкретики.
    А по части "Ураганов", правильно сказали - Битву за Англию вели именно на Харрикейнах. В Африке воевали Харрикейны. Когда убедились, что они лучше в качестве штурмовика их и стали, как штурмовики использовать.
    Отдали в ПВО...так у перехватчиков задача носиться по небу , как ошалелые, что-ли, за Юнкерсами? У них задача -ПЕРЕХВАТ. Не перехватил - до свиданья, друг ситный, иди штурмуй "губу". Поэтому и в перехвате они как-то но проявили себя.И правильно сказали, что "..на безрыбье и рак рыба..". А на этих "раках", наши пилоты все-таки могли драться и побеждать.
    Тоскливо становится...от бездумных комментариев...Эмиль ого-го....а Клаус - угу-гу....
    Люди воюют. ЛЮДИ !
  20. 0
    7 декабря 2016 16:52
    Очень подробно о применении "Харрикейнов" в боях,от маршала авиации Зимина; http://militera.lib.ru/memo/russian/zimin_gv/inde
    x.html .Полк под его командованием стал гвардейским ,летая именно на них.
  21. 0
    22 января 2017 23:59
    Чего Вы хотите: модельный год - 1936. Зато рация, приборное оборудование. Для Ю-87 или Хе-111 после увеличения огневой мощи мог сгодиться.
  22. 0
    29 марта 2017 12:12
    Цитата: Uncle Lee
    На ВО была аналогичная статья про "Аэрокобры", наши умельцы напильником и кувалдой подправили малость, а наши асы били немцев за милую душу на этих не самых лучших аэропланах !

    Аэрокобра даже при наличии некоторых недостатков была во всем лучше большинства наших самолетов . Для восточного фронта это был очень удачный самолет(американцам не пригодился потому что им нужны были дальноходный высотники, типа тандерболта или лайтнинга).. на минуточку, 3 из 4 лучших советских асов летали на Аэрокобрах.
  23. 0
    29 марта 2017 12:18
    Цитата: Echo
    Статья откровенно несерьезная, больше похожая на какой-то пасквиль. У автора много желчи, мало понимания о предмете. Никто не говорит что этот истребитель был лучшим в своем классе, самым скоростным, самым маневренным и прочее... просто КАК ОРУЖИЕ он был весьма и весьма хорош. Этот истребитель производили до конца 1942 года, и если бы он не пользовался спросом у главного заказчика, Королевских ВВС Великобритании, его бы сняли с производства уже в первые месяцы войны. Однако почему-то не сняли. Почему? Вот этого автор статьи и не понимает. Причем вообще, от слова совсем.

    его бы с удовольствием сняли, и загрузили бы все заводы Спитфайрами.. Но Спитфайр был ОЧЕНЬ трудоемок и сложен в производстве и большинство английских заводов его просто не могли производить без перестройки производства
  24. +1
    23 апреля 2017 21:13
    Статья гадкая. Руки хочется вымыть