Баптизм: рационализм Запада плюс мистика Востока

45
«… Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь»
(В.И. Ленин «Социализм и религия» (газета «Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г.)


Религия в обществе занимала важное место всегда. Она регулировала как жизнь отдельного человека, так и социальные отношения между людьми. И всегда были официальные религии и религии, создававшиеся им в противовес, религии недовольных и радикально настроенных. Причем все говорили, что занимаются поисками истины, и эта самая истина открылась только им. И как было это проверить? Ведь всегда было что-то такое, что… было в первый раз.



Баптизм: рационализм Запада плюс мистика Востока

Баптистское крещение в Минусинске в 1907 году. Как видите, присутствует городовой, чтобы «в случае чего» засвидетельствовать вину баптистов в смерти человека.

Рассматривая религиозную ситуацию в современном российском обществе, можно увидеть в нем два направления: одно предполагает возвращение к духовным истокам нашего национального самосознания, которое для русского человека, разумеется, неразрывным образом связано с православной верой, и направление, диаметрально ему противоположное: выйти за существующие пределы исторически сложившегося культурно-исторического бытия и искать иную духовность. И надо сказать, что оба эти направления или тенденции в истории России существовали всегда, а отнюдь не являются признаком только лишь сегодняшних дней. То есть на «пышном дереве» православного христианства в прошлом произрастали далеко не только «православные плоды», там было множество ростков самых различных вероисповеданий.

Причем именно отмена крепостного права Россия создала предпосылки для различных сектантских движений, среди которых баптизм занял в то время доминантное положение. Но интересно, что на баптизм, пришедший в Россию с Запада, очень сильное влияние оказала и самобытная русская культура, и менталитет русского народа, одним словом, на нашей почве баптизм стал развиваться особенным, отличным от западного путем развития.

Ну, а первая баптистская община была основана в Амстердаме в 1609 году. Ее создателем считают Джона Смита (1550 – 1612) – священника англиканской церкви, перешедшего в конгрегационализм. А в Амстердам он бежал, спасаясь от преследователей, принял там обряд водного крещения и стал призвать к тому же и своих последователей. В 1606 – 1607 гг. еще две группы английских конгрегационалистов перебрались в Голландию, где впитали также учение меннонитов и позаимствовали у них обряд «крещения по вере», то есть крещение не младенцев, а взрослых, поскольку новорожденные не могли, по их мнению, «верить сознательно». В доказательство своей правоты они ссылались на Библию, где нет ни единого слова о крещении детей. Более того, в Евангелии было сказано, что апостолам Христос заповедал крестить людей наученных и верующих, но никак не глупых младенцев. Ну, а по-гречески «baptizo» как раз и значит «крещу», «погружаю в воду» – отсюда и возникло название их общины.

В 1612 году последователи Смита возвратились в Англию и образовали первую баптистскую общину в этой стране. Их называли генеральными, или «баптистами свободной воли», так как они считали, что Бог дает возможность спастись всем людям, признавали у человека наличие свободной воли, и крестили людей обливанием.

Но число баптистов в Англии увеличивалось медленно, и особого влияния на религиозную атмосферу британского общества они не оказали. Тут же возникла другая ветвь баптистов в среде пресвитериан, которые в 1616 году решительно отделились от Англиканской Церкви. В 1633 года во главе с проповедником Джоном Спилсбери в Лондоне сформировалась община, члены которой практиковали крещение посредством полного погружения в воду. Члены этой общины отправили в Голландию своего посланника, который в 1640 году в Лейдене окрестился подобным образом у коллегиантов – еще одной небольшой группы верующих оригиналов, заявлявших о том, что они восстанавливают обычаи минувшего апостольского века. Возвратившись на родину, он таким же способом окрестил еще около 50 человек. Так родилась община частных, или партикулярных, баптистов, принявших точку зрения Кальвина о спасении лишь для избранных.

В 1644 году в Англии было уже семь таких общин, которые на общем собрании утвердили «Лондонское исповедание веры», в котором было 50 статей. Это был «документ» в духе теологии кальвинизма, но включавших два важных признака: «крещение по вере» и принцип конгрегации между отдельными общинами баптистов. Еще одной важной особенностью, отличавшей баптистов от других протестантских конфессий, таких как лютеране, реформаты (кальвинисты), англикане (паства епископальной церкви Англии), была идея «миссии», т. е. они занимались активной пропагандой своего учения, которая возводилась в догмат веры. «Благовествовать», то есть распространять свою веру следовало каждому члену общины. Но действовать таким образом в Англии оказалось практически невозможно вследствие жесткого давления со стороны государственной власти. Поэтому многие группы баптистов начали переселяться в североамериканские колонии, где впоследствии баптизм пустил очень глубокие корни. И именно США в итоге стали второй родиной баптизма и тем его центром, откуда он в начале XIX века начал распространяться по Европе и приближаться к границам огромной Российской империи.

Распространяться в Европе баптизм начал с Германии. Там в 1834 году американский проповедник Сирк окрестил семь человек, среди которых был некто Онкен, сыгравший затем видную роль в продвижении баптизма в странах Балтии. К 1851 году в Германии и соседних с ней странах действовала уже 41 община баптистов, в которых насчитывалось 3746 членов. Затем в 1849 году в Гамбурге прошла первая генеральная конференция баптистов Европы, на которой было решено принять баптистское изложение веры, разработанное Онкеном. В 1857 года баптизм появился в Норвегии, в Польше первые баптисты появились в 1858 году, в 1873 году настал черед Венгрии, а к 1905 году их число в этой стране превышало уже 10 тысяч человек.

Отметим, что распространение баптизма происходило в результате активной деятельности американских миссионерских обществ. Именно благодаря их стараниям был создан Союз баптистов Италии в 1884 году. Но католическая церковь активно им сопротивлялась, так что к 1905 году в этой стране было всего лишь 54 баптистские общины, насчитывавшие 1456 членов.

В ходе Крымской войны английский флот занял финский остров Алланд. И вот это обстоятельство и позволило шведу С. Маллерсвард в 1855 году стать первым проповедником баптизма среди шведов, которые жили в Финляндии. Ну, а Финская баптистская национальная конференция была создана в этой стране в 1905 году.

А 11 февраля 1884 года множество людей стали свидетелями интересного зрелища: немецкий пастор А.Р. Шиве занимался тем, что крестил девятерых эстонцев прямо в ледяной воде Балтийского моря. В 1896 году появилась Эстонская баптистская ассоциация, к 1929 году насчитывавшая более шести тысяч членов. Однако еще до этого, а именно в 1861 году восемь латышей ночью на лодке переплыли в немецкий Мемель и там приняли водяное крещение от того же И. Онкена.

Впрочем, не стоит утверждать, что баптизм был первой протестантской религией, которая так или иначе попала в Россию: еще при Екатерине II в России появились меннониты, спасавшиеся от гонений на Западе, причем колонии их были довольно многочисленными. Ну, а к 1867 году, то есть официальной дате появления российского баптизма, их было уже больше 40 тысяч.

Но самое главное заключалось в том, что выступления против русской православной церкви исторически были привычны. Сначала это были язычники, нередко убивавшие официальных православных миссионеров. В XIV веке появились первые «ереси» (стригольники, антитринитарии и др.). Потом в середине XVII века и вовсе произошел раскол, вызванный реформами Никона. Потом появились сектанты. Так что баптизм стал своего рода продолжением антиправославной религиозной традиции и не более.

Но проповеди баптистов упали на «добрую» почву. В России уже были «христовцы» (или «христоверы», или, по их официальному названию «хлысты»), возникшие в XVII веке, главным образом, среди оброчных крестьян. Характерным для «хлыстовщины» было распространенное и ранее представление о Христе не как о сыне божием, а как о простом человеке, который исполнился «духа Божиия», что позволяло, в принципе, каждому верующему получить такой «духовный дар» и… уподобиться самому Спасителю. Христоверы отвергали главный догмат веры о Троице, соответственно и все уставы, и обряды, присущие православной церкви, но внешне с ней они не порывали: ходили на православные богослужения, в быту держали в домах иконы, носили кресты.

Затем «духовное христианство» трансформировалось в две знаменитые секты: это духоборы и молокане. Последователи первых полностью порвали с официальной православной церковью. Они говорили: «Не надобно ходити к церквам молитися... Церковь не в бревнах, но в ребрах». Православные иконы ими отвергались, а поклонялись они образу «живаго» бога в человеке. Радикализм доходил то того, что они не признавали царскую власть, отказывались от службы в армии, и, главное, как и те же последователи священника Утклифа в Англии, провозглашали полное равенство всех сынов Божьих и утверждали, что каждый человек прямо и непосредственно связан с Богом, а посему никакие посредники в лице священников ему не нужны, да и сама церковь тоже! Недаром именно духоборов царское самодержавие особенно рьяно преследовало, и в 1830 году причислило их к «особо вредным сектам».

Одновременно с духоборами появилось и молоканство, составившее им конкуренцию. Эти тоже отрицали православную священническую иерархию, монашество, отказывались от почитания икон, не признавали святых мощей, и самого культа святых, проповедовали идею спасения через совершение «добрых дел». И те, и другие хотели построить «царство Божие» на земле, создавали коммуны, в которых объявлялась общая собственность и практиковалось равное распределение добытых благ. Но молокане в отличие от духоборов догмат Троицы признавали, и, самое главное, считали, что единственным и самым авторитетным источником веры является Библия. Лидеры молокан не отказывались от почитания царя, его властей и законов, установленных государством.

Так что путей к спасению после смерти люди во все времена старались отыскать как можно больше, и чаще всего одним, официальным, не довольствовались. Более того, делали они это, опираясь на одни и те же источники религиозной информации.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    9 декабря 2016 08:37
    Что характерно,период с 1917г. по 1927г., был для баптизма в России золотым десятилетием, это то самое время,когда православную Церковь громили,грабили и пытались уничтожить. Так что баптизм стал своего рода продолжением антиправославной религиозной традиции..... С автором согласен.
    1. +3
      9 декабря 2016 15:07
      Церковь как жена цезаря. Ни торговля алкоголем, ни цензура в СМИ, ни откровенное враньё, ничего не приведёт в разум всяких разных деятелей церкви, тем более их уже приравняли к науке. Ждём когда Гундяев станет академиком, а его приближённые *прохвессорами*. Тем более церковь себе приписала и РУССКУЮ письменность.
    2. +1
      25 февраля 2017 22:23
      Что-то не видно ни одного батиста с золотыми "ролексом" на руке и в "мерседесе" с кортежем. Да и целовать отрубленные куски от вяленого трупа не каждый захочет. Вера принудительной быть не должна.
  2. +3
    9 декабря 2016 08:53
    Небольшое уточнение по статье. Автор афоризма "Религия - опиум для народа" - Карл Маркс,известный сатанист,русофоб, Ленин в своих статьях всегда делал ссылки на авторство Маркса.
    1. 0
      9 декабря 2016 09:26
      Цитата: bober1982
      Ленин в своих статьях всегда делал ссылки на авторство Маркса.

      Кстати, расхожая фраза "учение Маркса всесильно, потому, что оно верно", не от "Лукича"-ли пошлО?
      1. +1
        9 декабря 2016 09:32
        Ленин, "Три источника и три составных части марксизма",на занятиях по марксистско -ленинской подготовке чем занимался,спал? все уши про-жжужали ведь в своё время,двоечником был?
        1. +1
          9 декабря 2016 11:16
          Цитата: bober1982
          ведь в своё время,двоечником был?

          Ни фига! Гордо заявляю, что был марксистом-пофигистом с махновским уклоном!
          1. 0
            9 декабря 2016 11:27
            А я был марксистом-отличником, имел благодарность от члена Военного Совета Воздушной Армии,генерала-замполита.Это была высокая честь,такая вот суровая правда жизни получается,я бы сказал - и есть сермяжная правда жизни.Карл Маркс,хренов.
            1. 0
              9 декабря 2016 12:37
              Цитата: bober1982
              сермяжная правда жизни.Карл Маркс,хренов.

              Спасибо, что Нестора Ивановича не обгадил! lol А к "карлушке" претензии не имею! request
    2. +2
      9 декабря 2016 11:21
      Цитата: bober1982
      Небольшое уточнение по статье. Автор афоризма "Религия - опиум для народа" - Карл Маркс,известный сатанист,русофоб, Ленин в своих статьях всегда делал ссылки на авторство Маркса.

      Более того Маркс исповедовал иудаизм.
      1. 0
        9 декабря 2016 12:34
        Цитата: Velizariy
        Более того Маркс исповедовал иудаизм.

        От вас первого слышу, что Кырла-Мырла был иудаистом... В том что он был сатанистом имеются свидетельства... Но если принять (отождествить по-вашему) иудаизм=сатанизм, то напрашиваются интересные мысли.
        1. +1
          9 декабря 2016 12:42
          Сатанистами не рождаются, обычно, а становятся. Поэтому потомок в несколько поколений равиннов вряд ли был сразу сатанистом, скорее всего был иудеем, а уж потом...
      2. +1
        9 декабря 2016 21:16
        Иудаизм? Это едва ли, он был в до мозга костей материалистом.
        1. +1
          10 декабря 2016 18:55
          А Вы напишите в поисковике ""Родственники Карла Маркса"" ибудет вам щщастье.
  3. +3
    9 декабря 2016 10:14
    Хочешь разбогатеть? Придумай ЕЩЁ ОДНУ Веру!
    1. +3
      9 декабря 2016 10:32
      Цитата: knn54
      Хочешь разбогатеть? Придумай ЕЩЁ ОДНУ Веру!

      Воистину! Взять хотя бы Рона Хаббарда wassat
      1. +1
        9 декабря 2016 10:52
        На следующем занятии с магистрами дам им это задание. Посмотрим, что получится!
        1. 0
          9 декабря 2016 23:57
          А макаронного монстра это, случайно, не вы со студентами придумали? wink
        2. +2
          10 декабря 2016 00:24
          Автору. Напишите еще статью про Christian Science. Наталкивались на название "Christian Science Monitor" - газета? Про основательницу всей этой церкви Мэри Байкер... В Бостоне заходил в их Храм. Роскошный и ...пустой. Тоже в упадке.
        3. 0
          12 декабря 2016 09:41
          Поделитесь потом результатами, пожалуйста. Очень любопытно :)
  4. +1
    9 декабря 2016 11:09
    Знавал свое время баптистов,тихие не заметные люди.Трудолюбивые,в распитии и курении не были замечены.Заработанное на показ не выставляли,может по общине расходилось.Но как возможность в Германию уехать появилась,уехали.
  5. +4
    9 декабря 2016 11:46
    Кто из вас твердо верит в жизнь после смерти, подрисуйте вагон поставьте лайк тьфу ты, пропасть... ну в общем отметьтесь как-нибудь! wassat
    А если серьезно, то изумляют массовые упорные попытки склеить сегодня чашку, разбитую даже не сто лет назад, а гораздо раньше. Это я про возрождение духовности на Руси-матушке через христианство™.
    Еще во времена святого равноапостольного князя Владимира византийские священники в золоте ходили и на золоте ели. Как это коррелируется с учением о верблюде и игольном ушке? По-моему, никак.
    Вспомним, собственно, притчу о том, как князь послал послов туда и сюда, дабы посмотреть, какую веру выбрать. И что сказали послы, вернувшись из Царьграда: там, мол, такое ослепительное сияющее великолепие, что вот! Верный будет выбор. Но кто были те послы? Купцы. Бизнесмены. Челноки, если угодно. А их богом во все времена и при любой официальной риторике всегда были нефтедоллары веселые фунты да что ж такое... шекели, динары, гривны, раковины каури, в общем - деньги. А вовсе не духовные скрепы или как там оно в то время называлось. И князь был себе на уме и не прочь был в золоте ходить и на золоте есть. Ему был нужен бог для унификации земель русских, а вовсе не для филозопии про рай и ад. Он и выбрал бога побогаче. И пошло-поехало огнем и мечом.
    Православие на Руси - это не совсем христианство™. Во всем мире христианство византийского обряда зовется ортодоксальным, и только Русь - православная. Есть мнение, увы, неподтвержденное, что в свое время Сергий Радонежский проделал громадную работу, слив воедино все то правильное, что говорил Иисус Христос, со всем тем правильным, что было в русских ведических традициях, и назвал это Православием. Славить Правь. Сам Сергий, как мы помним, в золоте не ходил. И других не благословлял.
    Потому простой народ так яростно не принимал никонианские реформы (вплоть до самосожжения), что они искажали, умаляли православие обратно до византийского христианства™. Три пальца вместо двух - это так, шелуха. Все было куда серьезнее.
    Ну а дальше - по накатанной. Священство стало фарисеями. Думаю одно - говорю другое - делаю третье. А люди в целом не склонны верить лицемерам. Тут бы и прийти Христу еще раз, пообличать их, выгнать торгующих из храма, ан - бац! Приходить-то... хм... откуда? Небо-то человеки себе забрали. На еропланах летают, на Луну и Марс в трубы смотрят. Ни на Луне, ни на Марсе бога нет. И на облаках нет, клянусь братьями Райт.
    Плохо овцам без пастыря. Очень плохо. Приходят воры и разбойники и расхищают. Но пастырю при нефтедолларах взяться неоткуда. И выход один - надо прекращать быть овцами и становиться, наконец, людьми.
    1. +1
      9 декабря 2016 12:02
      Православие на Руси - это не совсем христианство. Во всем мире христианство византийского обряда зовется ортодоксальным,и только Русь - православная.
      Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия, а рассуждаете очень заумно,как фарисей.
      1. +2
        9 декабря 2016 12:29
        Да это родновер, до фарисея ему как до Китая! Он имеет в виду правь, явь, навь и славь. Правь он славит) Не право (правильно) славит, а правь славит) Фарисею такой бред в голову не забредет, у них более "продвинутые" манипуляции и учения.
        1. 0
          12 декабря 2016 10:08
          К родноверам, честно говоря, не отношусь, хотя в свое время очень, очень симпатичны мне были их посылы. В частности, правь восславить многим из нас не помешало бы laughing
          И, кстати, мне показалось, или вы фарисеев ставите выше родноверов? wassat
      2. +1
        12 декабря 2016 10:05
        Слово "Православие" не есть перевод греческого слова "Ортодоксия", разве что если совсем дословный. Фактически же "ортодоксальный" - синоним слова "консервативный". "Есть мое мнение, и есть неправильное" - вот кредо ортодокса.
        Рассуждаю же я о том, что вера Христова на Руси, ну или в России, начала сходить на нет уже очень давно. Возродить былую духовность проповедями про рай и ад не получится. Это раньше люди смерти боялись, потому и пытались еще здесь устроиться там. А сейчас - зайдите в любой ночной клуб, если, конечно, пустят. Толпы смертников. И всем пофиг. Зайдите в любую травматологию любой больницы, и вы обязательно найдете там переломанного мотоциклизда. Который выпишется, купит себе новый мотоцикл и опять примется гонять.
        Но это все опять-таки пустое. Нужно ли нам бояться того, что там, за гранью? Нужно ли бояться? И только ли на страхе посмертного трындеца должна быть основана высокая духовность живых?
    2. +1
      9 декабря 2016 12:18
      Цитата: kit_bellew
      Кто из вас твердо верит в жизнь после смерти, подрисуйте вагон поставьте лайк тьфу ты, пропасть... ну в общем отметьтесь как-нибудь!

      Попадал пару раз в ситуации,после "разборов полетов" и осмысления,приходил к выводу без высших сил тут не обошлось,можно потом свечку поставить в ближайшем храме,тфу... laughing в моем случае в мечеть зайти. laughing
      1. 0
        12 декабря 2016 10:12
        Всегда думал, если честно, что нет разумно действующих высших сил, а есть непознанные законы бытия. Молнию в свое время тоже считали проявлением гнева какого-нибудь Зевса. А теперь эта самая молния в известном смысле обеспечивает наше с вами общение.
      2. 0
        28 февраля 2017 15:04
        Цитата: болот
        можно потом свечку поставить в ближайшем храме,тфу... в моем случае в мечеть зайти.


        Есть у меня однокашник, дагестанец. Естественно мусульманин. Когда учились в училище, свинину, сало не ел категорически.И вот сидим мы на очередных посиделках, буквально несколько недель назад, в ресторанчике с однокашниками, празднуем мой день рождения.
        Наш однокашник-мусульманин рассказывает историю, как не мог избавиться от одного надоедливого человека, которого мы тоже знаем. И в конце своего рассказа он выдает такую фразу:
        - Когда он уехал, я перекрестился ( натурально крестится) и сказал " Слава Богу"!
        Его тут же поправили:
        - Слава Аллаху!
        Поржали и налили по очередной рюмашке.
        Так что, уважаемый Болот, если что, то заходите в любой православный храм, ставьте свечку, перекреститесь, мусульмане от этого не умирают. Проверено.
  6. +3
    9 декабря 2016 13:46
    Цитата: Velizariy
    Ты пишешь
    Цитата: 1рл141
    но делающих одновременно одни и те же дела?
    Поясняю. Какие одинаковые дела Исы и Христа?

    Зайду с другой стороны. Ветхий завет христианство признает? Позвонил настоятелю православной церкви - ответ да!
    Мусульмане? Погоаорил с мулой - да!
    Иудеи? Убил час но нашел телефон знакомого в Израиле. Тот поискал равина, перезвонил - с о, там у них все сложно, но ответ всеравно -да!
    Выво все три религии имеют одни корни!
    1. +4
      9 декабря 2016 13:56
      Цитата: Котище
      Выво все три религии имеют одни корни!

      По этому называются Авраамической религией.
      На вики подробно можно ознакомиться.
    2. +1
      9 декабря 2016 14:42
      Цитата: Котище
      Цитата: Velizariy
      Ты пишешь
      Цитата: 1рл141
      но делающих одновременно одни и те же дела?
      Поясняю. Какие одинаковые дела Исы и Христа?

      Зайду с другой стороны. Ветхий завет христианство признает? Позвонил настоятелю православной церкви - ответ да!
      Мусульмане? Погоаорил с мулой - да!
      Иудеи? Убил час но нашел телефон знакомого в Израиле. Тот поискал равина, перезвонил - с о, там у них все сложно, но ответ всеравно -да!
      Выво все три религии имеют одни корни!

      Ветхий Завет разве кто то отрицал?
      Кстати у мулы надо было спросить как он видит Ветхий Завет, его видение отлично от иудейского и христианского, и ветхий завет у него отличается от Ветхого Завета настоящего.
      Странно было бы если равинн дал отрицательный ответ, и Завет у иудеев так и не ветхий, он у них единственный!
      Цитата: Котище
      Зайду с другой стороны

      Заблудился короче... Не нашел другую сторону, совсем не туда ушел.
      Вопрос был о делах Исы, о которых написано в Коране, об одинаковости которых с делами Иисуса Христа заявил 1рл141.
    3. +1
      9 декабря 2016 21:18
      Цитата: Котище
      Выво все три религии имеют одни корни!

      А так и есть. Христианство признаёт Моисея как пророка, но считает, что новый пророк Иисус дал новое учение которому нужно следовать. Ислам признает и Моисея и Иисуса, правда отрицает божественную природу второго, но считает, что истинно учение уже третьего пророка - Мухаммеда. Такой вот интересный казус.
      1. +2
        10 декабря 2016 00:15
        Добавлю, для полноты картины, что иудаизм тоже признает Иисуса и Мухаммеда, как пророков, но говорит, что почитать надо только Бога-творца, то-есть "Эль", "Алла" (Аллаха) или "Элоима", по-еврейски. Все друг друга уважают, о чем разборки? fellow
        1. +1
          12 декабря 2016 08:29
          Цитата: voyaka uh
          иудаизм тоже признает Иисуса и Мухаммеда,

          Даааа????
    4. 0
      9 декабря 2016 21:54
      Цитата: Котище
      все три религии имеют одни корни!

      О, какое открытие. Рад познакомиться лично со знаменитым Капитаном Очевидность laughing
  7. +2
    10 декабря 2016 00:06
    В Штатах баптисты - обычная церковь. Крупная - где-то 20 млн. Никого не удивляет. На спаде, насколько я понимаю. В каждом городке там "1-ая баптистская церковь". Я спрашиваю друзей: "почему -первая? а где вторая?" Говорят: "нет второй, да и в первую по воскресеньям с трудом пару десятков придут..."
  8. +1
    10 декабря 2016 00:13
    В середине 80-х учился в московской школе (тогда 35), во дворе которой была действующая церковь баптистов-адвентистов седьмого дня. От школы, которая до революции была женской гимназией, до церкви было меньше 10 метров. По субботам учится в классах, окна которых выходили на церковь, было невозможно - там пел хор. Зимой его не особо было слышно, но в мае-июне окна открывались при теплой погоде. Церковь работала и при Брежневе, и при Андропове, и при Горбачёве.
  9. 0
    10 декабря 2016 13:07
    Не могу согласиться,что была некая привычка к антиправославным выступлениям в России.
    Между крещением,когда действительно несколько миссионеров пострадало,и стригольниками прошло несколько веков.Раскол вообще прошел внутри православной церкви,и между старообрядцами и Московским патриархатом расхождении в вероучении нет,весь вопрос в обрядах.А сектантами в России сначала были иностранцы по большей части.
    Хотелось бы также возразить тов.Ленину(с К.Марксом).Основываясь на их словах,по СССР потом разъезжали толпы атеистических лекторов,и дурили головы неграмотным колхозникам,что де,христианство придумали рабовладельцы,чтобы держать в подчинении рабов.
    Ну вот уже и тех рабовладельцев с рабами нет,и самой Римской империи,а христианство всё существует.С чего бы?
    Если мы посмотрим на то,о чём говорил Христос в Евангелиях,то увидим,что никакой социальной программы у него нет.Вообще не касался этой темы,"Царство Моё не от мира сего"-единственное,что по этой теме есть.
    Хотя мог бы поднять тему оккупации Палестины иностранными римскими войсками,или насчёт того же рабовладельческого строя.
    1. 0
      10 декабря 2016 13:46
      Сейчас понял,что констатация того факта,что у Иисуса не было никакой социальной программы,это скорее возражение современным большевикам,которые говорят,что Иисус был первым социалистом,или даже революционером,борцом за права угнетёных.
      1. +1
        11 декабря 2016 02:49
        Иисус был серьезным философом, намного опередившим свое время. Но народ, разумеется, ничего не понимал, а жаждал видеть в нем вождя, а, значит, царя. Царь Ирод, который правил 30 лет, незадолго до этого умер, был экономический спад, брожения, попытки переворотов... Кого волновала философия? - давай хлеба, отмени налоги...
        1. +1
          12 декабря 2016 11:25
          Философ??? Философы рассуждают о смысле жизни, догадываясь о чем то, но трудно это понимая. Христос этого не делал, Он говорил, что нужно сделать и как жить, что бы получить спасение, не рассуждал, а четко говорил. Поэтому оставь свои иудейские домыслы при себе, говори хотя бы: "Что иудеи говорят, что Он философ". Философ не может воскрешать мертвых и исцелять больных, а это признают и ваши равины, по крайней мере первых веков новой эры.
          Ваш первый галут 70 лет длился, за что не напомнишь? За двоеверие, так ваши равины говорят. А что же вы такого натворили в начале первого века, что 2000 лет места вам не было?
  10. +2
    11 декабря 2016 14:56
    Тема не раскрыта, история баптистов освещена, мягко говоря, не полностью. Не упомянут в частности самый главный источник доходов этой секты с XIX века, а именно небезызвестный дом Рокфеллеров.
  11. 0
    30 июля 2017 19:20
    статья интересная ....
    тема вечная ....
    1. есть так скажем тема личного спасения , или одухотворения, самоосознания, избавления от невежества и заблуждений и обретение счастья и блаженства - раз.
    2. есть объединения и организации верующих , с разной степенью чистоты , в разных организационных укладах , с разной степенью и менеджмента и духовности и благосостояния - это два.
    3. есть просто люди , у которых есть потребности , и одни из них - паства ( важная подкатегория - вновь обращённые, имеют ряд характерных отличий) , приходят в организации в попытках увеличить личное счастье , хапнуть благодати, приобщится к теджасу ( тапасу) , испытать улучшение самочувствия от этого , повысить уровень жизни , устоятся в соблюдении ямы и ниямы...обрести причастность к колективу , женщины как хранители дхармы просто нуждаются в социуме ....
    , и пастыри , часть из которых циники разочоровавшиеся и сознательно эксплоотирующие паству , часть карьеристы и самореализуется через роль религиозного функционера , часть искренние , примеряют на себя роль духовного водителя ( в основном новички в этой роли ).
    часть из них самообманывается и обманывает других, часть только других , часть просто плывёт по течению и втянувшись, особо не задумывается , понимая что уходить особо некуда ,
    части просто нравится быть начальниками и делать карьеру ,
    личное усердие на пути духовного самоосознания приносит и новые открывающиеся возможности , новые искушения , и уровень энергии позволяет быть убедительным лидером и впечатлять последователей , но по мере траты духовного капитала на искушения , способность манипулировать другими утрачивается ..., вплоть до потери роли лидера...
    все эти сугубо внутренние прцессы происходят на фоне внешних перемен , от запрета на религию до полной свободы ,
    религиозные организации пытаются взаимодействовать с лидерами и их структурами управления , а так же со всякими манипуляторами и контролёрами общественных мнений , высокоэфективные общества обладают многими знаниями и методиками взаимодействия с общественными и религиозными организациями , малоэфективные и немогущественные государства тоже пытаются взаимодействовать с религиозными организациями , но у них нет ни методик адекватных, ни грамотных специалистов , лидеры не достаточно квалифицированы что бы получать адекватную помощь в этой высоко интелектуальной сфере .

    простым же людям очень сложно выйти из под зомбирования социумом и угрюмой обыденностью, но даже выйдя так же легко попасть под влияние других мощных потоков , разных эгрегоров и разной степени чистоты деятелей , усердные в аскезах деятели легко могут манипулировать менее могущественными людьми при помощи теджаса , и сидх , а так же заряжать мотивацией ....
    часто просто под влиянием времени духовные устремления увядают в целых сообществах и течениях , есть много стандартных для всех искателей истины ситуаций , а есть и особые спецефические закидоны в каждой из многочисленных сект и религий , которые так же часто враждуют между собой , притом не важно авраимистические ли они , или это двое последователей одной из каких нибудь вычурных сект , нехарактерных для данной местности и социума живущих в одной келье ...
    имеющий гордыню, или ложное эго всегда найдёт причину для недоброжелательства....
    ))))))
  12. 0
    30 июля 2017 19:31
    да и ещё есть очень важная составляющая религий как части управленческой структуры государства , которой плевать на индивидуальный поиск спасения , а есть дело только до организационных начал , и много смешных ситуаций связанных с этим ...
    есть так же расширение миссий и внешняя проповедь и разные степени эфективности этих мероприятий , напрямую зависящих как от уровня духовного могущества индивида в том или ином религиозном направлении , так и от общего состояния всей организации ...
    с разными финансовыми возможностями и разным рвением
    и некоторым дежурным набором методик более менее похожим ...