Оторванные носы Тассафаронги

23
Оторванные носы Тассафаронги


Ровно 74 года назад, в ночь с 30 ноября на 1 декабря 1942 года произошло морское сражение американцев с японцами у мыса Тассафаронга, в котором японцы продемонстрировали удивительную меткость торпедной стрельбы вслепую, а янки - не менее удивительную живучесть своих боевых кораблей.



Восемь эсминцев под командованием контр-адмирала Райдзо Танаки пыталась в темноте прорваться к острову Гуадалканал, чтобы доставить продовольствие и боеприпасы блокированному там японскому гарнизону. Однако американцы перехватили и расшифровали радиограмму с сообщением о выходе группы Танаки, к тому же, у них уже были радары, позволявшие им заблаговременно обнаруживать противника. На подходе к Гуадалканалу японцев поджидала эскадра контр-адмирала Карлтона Райта в составе четырех тяжелых крейсеров, одного легкого крейсера и шести эсминцев.

Примерно В 23.00 30 ноября американцы установили радиолокационный контакт с японской флотилией. Через несколько минут Райт отправил свои эсминцы в атаку, которая оказалась безуспешной. Все 20 выпущенных торпед прошли мимо. Опорожнив торпедные аппараты, эсминцы ушли с линии огня, чтобы не мешать стрельбе крейсеров. В 23.21 крейсер "Миннеаполис" дал первый залп, а вслед за ним открыли огонь остальные. Вскоре американцам удалось накрыть эсминец "Таканами", на котором начался пожар. Ориентируясь на свет пламени, вся крейсерская эскадра сосредоточила стрельбу на поврежденном эсминце.

Другие миноносцы Танаки ответили массированным торпедным залпом, выпустив в направлении противника в общем счете 40 торпед. Вражеских кораблей они не видели, наводить торпедные аппараты пришлось по вспышкам выстрелов, при этом пуски производились с довольно большой дистанции - порядка пяти километров. Тем не менее, четыре торпеды нашли свои цели. Одна из них попала в носовую часть "Миннеаполиса", вызвав взрыв находившихся там цистерн с авиабензином для катапультных самолетов-разведчиков. В результате нос корабля отломился и ушел под воду. Вторая угодила в район котельного отделения, которое оказалось затопленным, а корабль лишился хода.

Еще одна торпеда попала в крейсер "Нью Орлеан", спровоцировав детонацию артиллерийских погребов первой трехорудийной башни главного калибра. Мощный взрыв убил 183 моряков и оторвал всю переднюю часть корабля вместе с башней, однако, водонепроницаемые переборки выдержали напор воды и крейсер остался на плаву. Крейсер "Пенсакола" торпеда ударила в корму, оторвав один из гребных валов, заклинив руль и вызвав пожар цистерн с мазутом. Обездвиженный крейсер ярко запылал, освещая акваторию сражения.

Благодаря этому торпедистам с эсминца "Кавакадзэ" удалось как следует прицелиться и всадить еще две "сигары" в борт крейсера "Нортхэмптон". Ему пришлось хуже всего: торпеды с интервалом в 4 секунды попали почти в одну точку, образовав огромную пробоину размером 96 квадратных метров. При такой площади поражения переборки уже не спасали, вдобавок на корабле вспыхнул пожар. Крейсер начал крениться, поступление воды остановить не удалось и крен непрерывно увеличивался. Через два с половиной часа "Нортхэмптон" лег на борт и затонул. Правда, с него успели снять экипаж, за исключением 50 человек, погибших при взрыве.

Таким образом, американцы потеряли один крейсер и еще три получили тяжелые повреждения, только легкий крейсер "Гонолулу" к концу боя остался невредимым. Японцы лишились расстрелянного корабельной артиллерией эсминца "Таканами". Из 244 членов его команды 185 (по другим данным - 197) человек погибли и 26 попали в плен. Американцев погибло 395 человек, почти половину из них составляли жертвы взрыва боезапаса на "Нью Орлеане".

Несмотря на такие итоги, контр-адмирал Райт доложил о победе, заявив без ложной скромности, что его парни утопили четыре японских эсминца и повредили еще два. За эту "победу" он был награжден "Военно-морским крестом" - высшей наградой флота США. Впрочем, определенный резон в его словах был, так как американцам все же удалось не пропустить флотилию Танаки к Гуадалканалу и сорвать доставку грузов на остров. Однако уже через два дня к Гуадалканалу беспрепятственно подошел новый конвой, доставивший 1500 контейнеров с продовольствием.

Пожар на "Пенсаколе" удалось потушить лишь через 12 часов, когда ее задняя часть полностью выгорела, а кормовая орудийная башня взлетела на воздух от взрыва боекомплекта. В итоге все три поврежденных крейсера, в том числе два - с оторванными носами, смогли добраться до безопасной бухты на острове Тулаги. Там им сделали временный ремонт, закрыв пробоины стенками из бревен. С этими "заплатами" корабли кое-как дошли до Перл-Харбора и встали в доки, а примерно через полгода они вновь вступили в строй.



Схема повреждений крейсера "Миннеаполис". Черной штриховкой выделены зоны сплошных разрушений, а желтым цветом - затопленные отсеки.





Погибший у Тассафаронги тяжелый крейсер "Нортхэмптон".



"Наганами" - флагманский эсминец контр-адмирала Танаки.



"Нью Орлеан" после боя у Тассафаронги.



Носовая часть "Миннеаполиса" после временного ремонта на Тулаги.



Торпедная пробоина в борту "Миннеаполиса".



"Пенсакола" (в центре) и "Нью Орлеан" (справа) после капитального ремонта в Перл-Харборе. Октябрь 1943 года.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 декабря 2016 08:05
    Вскоре американцам удалось накрыть эсминец "Таканами", на котором начался пожар. Ориентируясь на свет пламени, вся крейсерская эскадра сосредоточила стрельбу на поврежденном эсминце.

    Капитан "Таканами" сам виноват в том, что не выполнил маневр ухода после топедного залпа. За что и поплатился свой жизней и экипажа.
    1. +7
      4 декабря 2016 09:56
      Таканами накрыли еще до того, как он выпустил торпеды .янки первыми открыли огонь ,не мог же он мгновенно выпустить торпеды по первой вспышек,японцы вообще не знали,что рядом противник.таканами выпустил торпеды уже подбитый
  2. +2
    4 декабря 2016 08:31
    Интересно,что огонь открыли по данным радаров,а потом на свет стреляли
    1. 0
      4 декабря 2016 09:29
      Вскоре американцам удалось накрыть эсминец "Таканами", на котором начался пожар. Ориентируясь на свет пламени, вся крейсерская эскадра сосредоточила стрельбу на поврежденном эсминце.

      Повторюсь. Капитан японцев "с тупил" не выполнил маневр на 180' после торпедной атаки. Хотя этот маневр отрабатывался японскими эсминцами. По радиолакационным данным получил попадания, из-за чего загорелся и был потоплен американскими крейсерами, которые ориентировались на свет пожара.
      Хотя американцы в этом бою также нарушали плавила светомаскировки, в связи с чем были обнаружены японцами.
      1. +5
        4 декабря 2016 09:43
        чего ж они по остальным эсминцам не лупили ? радары вышли из строя ? дистанция пистолетная - могли бы все корабли утопить
        1. 0
          4 декабря 2016 11:52
          Третий раз повторяюсь! Не подставились остальные эсминцы отстрелялись и ушли.
          1. +5
            4 декабря 2016 15:04
            Не подставились,на дистанции 5—6км? Буагага!при том, что янки их видят,а они нет? Американцы должны были распределить цели и открыть огонь в ночи,расстреляв их ! Все!
      2. 0
        4 декабря 2016 11:48
        где читал, про тот бой. Там объясняли, что японцы знали о превосходстве американцев в радарах и поэтому о преимуществе американцев в обнаружении и нанесении первыми удара. Так японцы разработали тактику корабля-приманки. Он шел на корабли противника тем самым вызывал артиллерийский огонь на себя всех кораблей и по вспышкам орудий японцы определяли местоположение кораблей самим им запрещалось до выпуска торпед стрелять из орудий.
        1. +2
          4 декабря 2016 15:09
          Глупости,знать что американцы видят их на радарах, и бояться открыть огонь,чтоб не увидели визуально? Так и сдохнуть? Хорошая тактика!
          1. +1
            5 декабря 2016 08:24
            Разрешающая способность морских РЛС тех лет была не высока и группу кораблей идущую в плотном строю могли принять за один корабль или два.
            1. 0
              15 декабря 2016 23:57
              Британцы без проблем утопили Фиуму, Зару и Поло. Впрочем их радары на тот момент были лучшими.
      3. 0
        30 июня 2017 18:03
        Янкесы тупили а не командир японского эсминца , Японец дополнительно открыл арт огонь , ну и янкесы начали палить в один в Один корабль . Причем про остальные засветы на радаре как то забыли , трудолюбиво паля в один эсминец . Получили торпедные веера от японцев , но как всегда победили причем всех.
  3. +1
    4 декабря 2016 09:04
    А откуда взялась носовая часть? С башней ГК, которую точно в доке не изготовить? Ладно Молотову отрезали корму с 68 вроде проекта. Да и то, ремонт занял гораздо больше времени.
    1. +2
      4 декабря 2016 09:35
      Цитата: demiurg
      А откуда взялась носовая часть? С башней ГК, которую точно в доке не изготовить? Ладно Молотову отрезали корму с 68 вроде проекта. Да и то, ремонт занял гораздо больше времени.

      На стапелях строились однотипные крессера с них носовые часи и срезали как и винты и части валов и элементы рулевых машин для Пенсаколе. Названия кораблей которые пошли на конструктор-лего не помню надо искать у Стенона.
  4. +3
    4 декабря 2016 09:34
    Цитата: тлауикол
    Интересно,что огонь открыли по данным радаров,а потом на свет стреляли


    А тут как раз нет ничего удивительного: первые ламповые радары, практически всегда, после первых же выстрелов выходили из стоя от сотрясений...
    1. +3
      4 декабря 2016 10:17
      Японцы выпускали торпеды более 10 минут.дистанция малая.радары были на каждом корабле,кроме одного эсминца.оставалось только грамотно распределить цели,открыть огонь и уничтожить их все.так что твердый кол с плюсом за этот бой янки
      1. +2
        4 декабря 2016 11:54
        Они свой "кол" в одно место и получили торпедами! angry
  5. +1
    4 декабря 2016 10:56
    Японцам просто невероятно повезло. Никакого мастерства они не проявили.
    1. +7
      4 декабря 2016 11:14
      Цитата: Kenneth
      Японцам просто невероятно повезло. Никакого мастерства они не проявили.

      Везет дуракам и пьяницам.
      А японцы годами отрабатывали ночные бои.
      1. 0
        5 декабря 2016 14:35
        Это был не бой. Они сбросили торпеды в сторону противника и свалили бросив поврежденного товарища. Даже не досмотрев результаты залпа. А могли добить всю американскую группу
    2. +1
      16 декабря 2016 00:07
      Напрасно вы так думаете. Ночные бои у японцев были отработаны на 5. К тому-же 610-мм лонг- лансы японцев - лучшие на тот момент торпеды. В ночном сражении у о.Саво, японцы отправили на дно четыре крейсера союзников.
  6. +2
    4 декабря 2016 18:05
    Невероятно как крейсера добрели до гавани с оторванными носами. Действительно исключительно надежные корабли строили янки в то время.
  7. +2
    4 декабря 2016 21:15
    Цитата: D-Master

    1
    D-Master Сегодня, 18:05 Новый
    Невероятно как крейсера добрели до гавани с оторванными носами. Действительно исключительно надежные корабли строили янки в то время.

    Янки и после войны надежные корабли строили.
    1. Английский эсминец "Шеффилд" затонул после попадания одной НЕ ВЗОРВАВШЕЙСЯ ПКР "Экзосет".
    Аналогичного водоизмещения американский фрегат получил в Персидском заливе две ПКР "Экзосет"., одна из которых взорвалась, вторая не взорвалась. Фрегат остался на плаву.
    2. Не так давно по всем каналам прошел сюжет, как списанный фрегат из серии "Оливер Х Перри" американцы долбили своими ПКР "Гарпун" (не помню, 3-4 попадания). Фрегат и не думал тонуть. После этого долбанули торпедой. Тонул несколько часов. Сто пудов, что если бы был и экипаж и борьба за живучесть, то остался бы на плаву.