Применение УРВВ Р-73, AIM-9X и «IRIS-T» против наземных целей в экстремальных боевых условиях (часть 1)

9

Перед вами управляемая ракета ближнего воздушного боя Р-73 на авиационном пусковом устройстве типа АПУ-73-1Д. Вокруг кромок сопла РДТТ ракеты видна сложная рамочная конструкция, обеспечивающая передвижение 4-х интерцепторов газодинамической системы отклонения вектора тяги. Именно эта конструкция позволяет ракетам семейства «Лучник» («Archer») выполнять ошеломляющие манёвры сразу после схода с пускового устройства. Также у задней корневой части стабилизаторов видны механизмы разворота сопряжённых элеронов, предназначенных для стабилизации управления Р-73 по крену в момент аэродинамических возмущений, вызванных носовыми аэродинамическими рулями (стандартная конструктивная особенность схемы «утка»)


За более чем половину века использования авиационного управляемого вооружения у большинства любителей авиации и специалистов своего дела сложились стойкие стереотипы того, что существует исключительная грань, которая всегда распределяет по назначению ракеты класса «воздух-земля», «воздух-корабль», «воздух-РЛС» и «воздух-воздух». По большей части эти стереотипы являются верными: каждое средство воздушного нападения выполняет свои собственные боевые задачи, которые были отведены ему уникальным тактико-техническим заданием, а также конструктивными особенностями. Но сегодня, в XXI веке, когда сложнейшая боевая обстановка на сетецентрическом театре военных действий часто требует сверхвозможностей как от бортового радиоэлектронного оборудования тактической авиации и лётного состава, так и от самого ракетно-бомбового вооружения, мы начинаем постепенно наблюдать ломку былых стереотипов, выраженную в наделении вооружения одного класса способностями вооружения иного класса.



НЕМНОГО ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ ПРИМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ РАЗНЫХ КЛАССОВ НЕ ПО ПРЯМОМУ НАЗНАЧЕНИЮ: ИСТОКИ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ МЕЖДУ РАКЕТНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

Самым простым примером расширения многоцелевых качеств ракетного вооружения является наделение противокорабельных ракет морского базирования способностями поражения береговых, а также наземных целей противника, расположенных в нескольких десятках километров от литоральной зоны. Такое качество было продемонстрировано в ходе итоговых мероприятий по проверке боевой подготовки ВМФ России 16 октября 2016 года, когда многоцелевая атомная подводная лодка пр. 949А «Антей» — «Смоленск» уничтожила с помощью тяжёлой ПКР 3М45 (П-700) «Гранит» сложную условную береговую цель на Северном острове архипелага Новая Земля. Подобными качествами обладает также многоцелевая/противокорабельная малозаметная крылатая ракета AGM-158C LRASM, которая должна поступить на вооружение ВВС и ВМС США в 2018-м году. Если достаточно высокая точность П-700 «Гранит», при обстреле наземных целей, реализуется благодаря режиму работы активной радиолокационной ГСН в миллиметровом Ka-диапазоне, а также ИНС, представленной несколькими БЦВМ, то у LRASM для корректировки полёта установлена ещё и оптико-электронная прицельная система наведения с ТВ-каналом визирования рельефа местности и наземных целей.


Пуск зенитной управляемой ракеты В-601М корабельного ЗРК «Волна-Н». Модернизированный в начале 80-х гг. антенный пост с радиолокационными средствами наведения «Ятаган» получил повышенную помехозащищённость, а также возможность захвата надводных целей, благодаря чему ракета В-601М была адаптирована для выполнения противокорабельных функций. Обладая мощным твердотопливным ускорителем с тягой до 30000 кгс, ракета могла набрать максимальную начальную скорость 730 м/с (2628 км/ч). Это делало её достаточно эффективным сверхзвуковым противокорабельным средством своего времени. Время реакции «Волны-Н» по надводным кораблям в (только пределах радиогоризонта) значительно превышало показатели таких ПКРК, как «Москит» или «Малахит»


Вторым, значительно более сложным примером придания ракетам одного назначения дополнительных функций, можно считать реализацию режима «корабль-корабль/РЛС» в системе наведения зенитных управляемых ракетах-перехватчиках корабельных ЗРК. В качестве примеров можно привести: ЗУР 5В55РМ/48Н6Е комплексов С-300Ф/ФМ «Форт/Форт-М», американские дальнобойные ЗУР RIM-174 ERAM комплекса «SM-6», а также ЗУР 9М33 корабельного ЗРК «Оса-М/МА». Первым и наиболее значимым морским противостоянием, где зенитные управляемые ракеты 9М33 активно применялись в качестве противокорабельного ракетного вооружения, без доли сомнений, можно считать военную операцию по принуждению Грузии к миру в 2008-м году. Несмотря на то, что весь взор тогда был обращён к наземному и воздушному театрам военных действий в Южной Осетии и южных частей Грузии, морской ТВД близ грузинских берегов также был весьма горячим. Отличился тогда малый ракетный корабль (МРК) проекта 1234.1, отправленный в район грузино-абхазской береговой линии для поддержания зоны безопасности российской корабельной ударной группировки, представленной большими десантными кораблями «Саратов» и «Цезарь Куников», а также малым противолодочным кораблём (МПК) проекта 1124М «Суздалец».

По информации тележурналиста программы «Специальный корреспондент Аркадия Мамонтова», в тот триумфальный вечер 10 августа 2008 года, в 18 часов 39 минут, благодаря слаженной и оперативной работе радиотехнической и радиоэлектронной разведки РФ (по всей видимости, речь шла об успешном патрулировании западной части акватории Чёрного моря самолётами ДРЛОиУ А-50 и противолодочными машинами Ил-38), на борт флагманского корабля БДК «Цезарь Куников» поступила тактическая информация о приближении групповой загоризонтной цели со стороны грузинского морского города Поти. Цель представляла собой 5 быстроходных катеров, два из которых были ракетными, а три — патрульными. Ракетные катера проектов 206МР «Тбилиси» (бывший Р-15), а также P-17 «Диоскурия» несли на борту 2 ПКР П-15М «Термит» и 4 ПКР ММ-38 «Exocet» соответственно. В содействии с офицерами-инструкторами ВМС США, грузинские военные на скорую руку разработали план по поражению флагмана российской КУГ, но он с треском провалился. Во-первых, экипажи грузинских катеров по каким-то причинам не применяли арсенала ПКР во время противостояния с кораблями нашего флота. Во-вторых, операторский состав ЗРК малого ракетного корабля «Мираж» под командованием капитана 3-го ранга Ивана Дубика показал высочайшее мастерство, поразив 2 быстроходных и маневренных грузинских ракетных катера зенитными управляемыми ракетами 9М33 на дальности от 10 до 15 км. Один катер наши моряки-операторы полностью уничтожили, другой — вывели из строя.

Быстрое время реакции, а также точность наведения ЗРК «Оса-МА» по различным видам маневренных надводных целей обеспечиваются благодаря антенному посту 4К33А. Этот АП, несмотря на всего один целевой канал, представляет собой сложный высокоавтоматизированный модуль обнаружения сопровождения и целеуказания с двумя типами РЛС. Первый — вращающаяся РЛС дальнего обнаружения целей дециметрового диапазона, второй — РЛС сопровождения цели и ракет сантиметрового диапазона. Также имеется антенная решётка для передачи радиокоманд на борт ЗУР 9М33. Сантиметровый диапазон станции наведения позволяет «Осе-МА» без затруднений работать по надводным целям, находящимся на удалении до 12 км. Комплекс даже имеет противокорабельный режим работы и отдельный программный принцип наведения, разработанный для версии «Оса-М» в 70-х годах XX века.


Пуск зенитной управляемой ракеты 9М33 КЗРК («Оса-М/МА») с правой направляющей двухбалочной пусковой установки ЗИФ-122. Время реакции комплекса составляет всего 6-8 с, что в плане выполнения ближней противокорабельной атаки является идеальным показателем. Максимальная скорость ракеты в 2880 км/ч обеспечивает минимальное подлётное время и высокую поражающую способность боевой части и осколков корпуса ракеты при обстреле ближних надводных целей, что было подтверждено в ходе её применения против грузинских катеров


Всё дело в том, что при внезапном появлении надводного противника, либо запоздалой реакции ПКРК «Термит» или «Малахит» с дозвуковыми ПКР П-15М или П-120, единственным спасением являлась именно ЗУР 9М33 комплекса «Оса-М», обладающая максимальной скоростью 800 м/с и малой радиолокационной сигнатурой (ЭПР около 0,1м2). Сбить её, в отличие от крупных дозвуковых «Термита» и «Малахита», комплексами «Тартар» или «SM-1» было невозможно (сверхзвуковые же ПКР Х-41 (3М-80) москит стали поступать на вооружение флота лишь в 1984-м году). Это один из главных примеров придания многоцелевых качеств ракетам, изначально предназначенным для перехвата воздушных целей. Во второй части нашей работы попытаемся подробно рассмотреть важность технологической адаптации ракет класса «воздух-воздух» малой дальности к уничтожению теплоконтрастных наземных и морских целей.

О ПЕРСПЕКТИВАХ АДАПТАЦИИ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» К РАБОТЕ ПО НАДВОДНЫМ И НАЗЕМНЫМ ЦЕЛЯМ

Зачастую во время выполнения ударных операций современные тактические истребители-бомбардировщики и штурмовики используют различные типы ракет класса «воздух-земля/корабль», в числе которых находятся многочисленные модификации ракет семейства AGM-65 «Maverick», AGM-84, AGM-114 «Hellfire», тактические КР/ПКР AGM-158A/B JASSM/-ER и AGM-158C LRASM, а также KEPD-350 «TAURUS»; в ближайшем будущем ожидается поступление перспективной многоцелевой ракеты с трёхканальной ГСН JAGM на вооружение истребителей F/A-18E/F «Super Hornet», разведывательно-ударных и транспортных вертолётов MH-60R, а также БПЛА «Sky Waqrrior» ВМС США. Данные ракеты отличаются минимальным круговым вероятным отклонением, высокой кинетической энергией, а также специализированным моноблочным или кассетным снаряжением БЧ, среди которого встречаются микрокумулятивные элементы, ОФ, а также проникающие и бетонобойные боевые элементы.

Тем не менее, размещение нескольких единиц такого вооружения на подвесках, к примеру, многоцелевого палубного истребителя F/A-18E/F не оставит места достаточному количеству ракет AIM-9X «Сайдвиндер», либо AIM-120D, необходимых для противостояния с удалённым воздушным противником. Аналогичная ситуация складывается и с нашими Су-30СМ, Су-34 и Су-35С, снаряжаемыми в конфигурации «воздух-земля» ракетами Х-29/Т/Л и противорадиолокационными Х-31. Для эскортирования подобных машин необходимо дополнительное звено тех же Су-30СМ, но с ракетами Р-73, РВВ-АЕ, а также Р-27ЭТ/ЭМ на подвесках. А это уже привлечение дополнительных сил, которые могли бы понадобиться на другом участке воздушного пространства, к примеру, для завоевания превосходства в воздухе над авиацией противника или перехвата крылатых ракет противника. Ещё один момент — невозможность ведения ближнего маневренного воздушного боя с тяжёлым типом подвески «воздух-земля». Тяговооружённость истребителя в этот момент составит не более 0,75 — 0,8 кгс/кг. Из всего этого можно сделать простой вывод — тактической авиации необходима универсальная тактическая ракета, которая позволит как эффективно уничтожать воздушного противника, так и наносить значительный ущерб наземным стационарным и движущимся целям. Единственным верным решением является адаптация наиболее распространённых ракет воздушного боя Р-73, AIM-9X «Сайдвиндер», IRIS-T к борьбе с наземными объектами.

Работы подобного характера проводятся ведущими российскими и западными корпорациями и предприятиями аэрокосмической промышленности уже на протяжении более чем 20 лет. Последняя новость, опубликованная на ресурсе «Thai Military and Asian Rregion», 8 декабря 2016 года, касается оптимизации ИКГСН ракеты БВБ «IRIS-T» для уничтожения малоразмерных теплоизлучающих стационарных и движущихся целей. Источник сообщает, что в сентябре этого года F-16AB Королевских ВВС Норвегии выполнил успешный пуск «IRIS-T» по наземной цели.


На подвесках многоцелевого тактического истребителя поколения «4++» Jas-39D «Gripen-D» ВВС Швеции находится самое современное западноевропейское ракетное оружие воздушного боя: дальнобойные ракеты MBDA «Meteor» (до 150 км) на подкрыльевых точках и УРВВ ближнего боя «IRIS-T» на законцовках крыла. На подвесках у корня крыла можете видеть 2 630-килограммовые ПКР RBS-15 Mk3 c дальностью действия 200 км. На пилоне под правым воздухозаборником расположен контейнер с тактическим оптико-электронным комплексом «RecceLite Pod»


Программа разработки данной управляемой ракеты «воздух-воздух» (УРВВ) стартовала во второй половине 1995-го года ввиду недостаточных маневренных возможностей британских ракет AIM-132 ASRAAM и американских AIM-9X «Sidewinder», радиус разворота на 180 градусов у которых значительно больше, чем у наших Р-73 РМД-2. Работу над проектом начала немецкая компания «Diehl BGT Defence», которая получила от Минобороны ФРГ задание по проектирование изделия, которые отвечало бы требованиям современного ближнего высокоманевренного боя. Острота вопроса повышалась также применением в Люфтваффе бундесвера 106 тактических истребителей-бомбардировщиков и самолётов РЭБ «Tornado IDS/ECR», низкая маневренность которых не позволяла на равных с противником вести ближний воздушный бой в случае, если оппонентом «Торнадо» выступит такая машина, как МиГ-29СМТ. Ракеты «IRIS-T» должны были обеспечить достаточную самооборону «тактиков» «Торнадо», что «Сайдвиндеры» сделать не могли. Позднее, в рамках разработанного «Меморандума о понимании», к германской компании присоединились специалисты итальянского подразделения MBDA-IT, итальянские компании LITAL, «Magnaghi» и «Simmel», испанская «Semmer», греческая INTRACOM, шведская «Saab Bofors Dynamics» и многие другие.

Высочайшие лётно-технические и точностные характеристики ракет «IRIS-T» подтвердились к осени 2003-го года, когда, в ходе перехвата учебных воздушных целей, 35% запущенных ракет поразили мишени прямым попаданием (по концепции «hit-to-kill»). Позднее ракеты начали поступать на вооружение истребительной авиации ВВС государств, входящих в меморандум, а ещё позже на его базе был разработан мобильный ЗРК ПВО-ПРО малого радиуса действия «IRIS-T SL». Высочайшая маневренность ракеты «IRIS-T» обусловлена оснащением системой управления вектором тяги, которая находится в хвостовой части ракеты. Отклонение вектора тяги происходит только в период работы мощного двухрежимного малодымного твердотопливного ракетного двигателя от компании «FiatAvio». В этот момент ракета, при выходе на активно маневрирующую цель, способна реализовать перегрузку в 60 — 65 ед., что примерно в 2 раза выше, чем у американской AIM-9X и в 1,5 раза, — чем у Р-73 РМД-2. Когда топливо выгорает, за высокую маневренность «IRIS-T» продолжают отвечать аэродинамические рули большой площади, расположенные в хвостовой части ракеты, а также крестообразное крыло широкохордного типа с большим удлинением и площадью. Около 50% подъёмной силы ракеты формируется непосредственно этим крылом.

Самым главным элементом ракеты «IRIS-T», прямо относящимся к теме нашей сегодняшней статьи, является высокотехнологичная инфракрасная головка самонаведения TELL, спроектированная главным подрядчиком программы — компанией «Diehl BGT Defence». Особенностью данной ИКГСН является использование инфракрасной матрицы на основе антимонида индия (InSb) c разрешающей способностью 128х128 пикселей. В отличие от большинства инфракрасных головок самонаведения, установленных на такие ракеты, как «Маверик», использующих длинноволновой диапазон 8-13 мкм, ИКГСН TELL функционирует в коротковолновом инфракрасном диапазоне 3-5 мкм. Этот диапазон не только отличается достаточно высокой помехозащищённостью, а ещё и более предпочтителен для проведения термографического анализа объектов, обладающих высокими светоотражающей и светопроводящей способностями. Головка самонаведения TELL ракеты «IRIS-T» способна гораздо быстрее и чётче обнаруживать и «захватывать» не только воздушные цели, а и наземные теплоконтрастные объекты, разница температур по отношению к окружающей среде у которых минимальная. К таким объектам относятся бронетанковые машины с работающими или недавно выключенными силовыми установками, транспортируемые и самоходные артиллерийские установки, ведущие огонь, а также другие, контрастирующие на фоне земной поверхности, «тёплые» объекты.


Инфракрасная ГСН УРВВ «IRIS-T» — TELL. Видна часть конструкции двухосевого карданного подвеса, а также шлейфы питания и считывания информации с фотоприёмника ГСН


Примерно такими технологическими преимуществами отличается немецкая коротковолновая инфракрасная ГСН TELL. Кроме того, двухосевой карданный подвес, а также передовая высокопроизводительная процессорная система обработки ИК-информации, довели углы прокачки координатора до ±90 градусов, а предельную угловую скорость сопровождения цели — до 60 град./с. Помимо современной БЦВМ, система управления ракеты также имеет накопитель, в котором загружены эталонные инфракрасные изображения различных целей в разных ракурсах. Это сделано для более точной и быстрой селекции обнаруживаемых объектов. Помимо инфракрасных эталонных изображений истребителей, крылатых ракет и других летательных аппаратов, в накопитель могут быть загружены и эталоны наземных, а также морских целей. Учитывая, что истребитель с форсажным режимом работы силовой установки может быть обнаружен на расстоянии от 18 до 22 км, подвижная цель типа «танк» может быть обнаружена на расстоянии 5-7 км, крупнокалиберная артиллерийская установка в боевом режиме — 8-10 км. УРВВ «IRIS-T» отлично подходит для уничтожения наземных целей.

Теперь рассмотрим все достоинства применения этой ракеты в роли высокоточного авиационного боеприпаса в момент выполнения воздушной операции. В качестве примера представим гипотетический участок воздушного ТВД, где тактический ударный истребитель «Tornado ECR» выполняет операцию, заключающуюся в низковысотном «прорыве» дальнего рубежа ПВО противника. Как известно современные зенитно-ракетные самоходные комплексы отличаются высочайшими сетецентрическими свойствами, достигающимися наличием большого количества цифровых интерфейсов, способных по радиоканалам передачи данных получать тактическую информацию о воздушной обстановке и целеуказание от сторонних РЛС-ДРЛО морского, наземного и воздушного базирования. Всё это происходит с отключенными собственными радиолокационными средствами. «Торнадо», несущий на подвесках контейнера РЭБ типа «Sky Shadow» и BOZ, а также 4 противорадиолокационные ракеты типа «ALARM» способен эффективно противостоять лишь радиоизлучающим целям, поскольку ПРЛР ALARM имеют широкодиапазонную пассивную радиолокационную ГСН, предназначенную для поиска и захвата работающих на излучение РЛС. Получивший целеуказание ЗРСК может совершенно внезапно атаковать «Торнадо», применяя при этом лишь оптико-электронный прицельный комплекс, когда самолёт будет находится в непосредственной близости от него. Применить ALARM оператор боевых систем «Tornado ECR» по такому типу цели не сможет, а 27-мм авиационная пушка «Mauser» с этой машины демонтирована в пользу инфракрасного оптико-электронного обзорно-прицельного комплекса AAD-5. Единственным оружием, способным атаковать ЗРСК противника по целеуказанию бортового инфракрасного визира, станет адаптированная ракета воздушного боя «IRIS-T».


Тактический разведчик и самолёт подавления ПВО/РЭР ВВС Германии «Tornado ECR». Несмотря на существование в разы более продвинутых британских противорадиолокационных ракет ALARM, немецкие машины продолжают использовать американские AGM-88 HARM. На точке подвески под правым крылом находится контейнер с 14 ложными целями BOZ

Другим примером может послужить ситуация, в которой многоцелевой истребитель поколения «4++» «Тайфун», выполняющий задачу по завоеванию превосходства в воздухе, внезапно сталкивается с работой вражеского наземного средства ПВО, находясь при этом непосредственно над целью. Даже в том случае, если на подвесках окажется пара тактических ракет с ИКГСН для поражения наземных целей, поразить цель этого захода уже не получится, поскольку маневренные качества специализированных ракет «воздух-земля» редко позволяют атаковать наземные объекты, имеющие 60-90-градусный угол относительно курсового направления носителя. «IRIS-T», обладающая минимальным радиусом виража (от 150 до 220 м), напротив, сможет ударить по цели даже из 90-градусного ракурса относительно курсового направления истребителя. Для этого потребуется использование нашлемной системы целеуказания HMSS (Htlmet Mounted Symbology System), которая, через СУО «Тайфуна», радиокомандным методом выведет «IRIS-T» на угловую цель с последующим захватом ГСН TELL. Данная методика атаки целей противника (получила название «стрельба через плечо»), вместе с новыми возможностями ракеты «IRIS-T», коренным образом изменит ситуацию с низкими многоцелевыми возможностями тактических истребителей, участвующих в операциях ПВО.

Аналогичная ситуация наблюдается и у тактического авиапарка, на вооружении которого состоят УРВВ ближнего боя семейства AIM-9 «Sidewinder». Как известно, удачно прошедшие лётные испытания в 1953-м году, ракеты ближнего воздушного боя AIM-9A/B поступили на вооружение ВВС США в 1956-м году. Эти версии «Сайдвиндера» стали первым в мире эффективным управляемым ракетным оружием класса «воздух-воздух». Так, уже в 1958-м году, детище компании «Рэйтеон» — AIM-9B, запущенное в крупносерийное производство количеством 80 тыс. ракет, прошло боевое крещение в воздушных баталиях над Тайваньским проливом, где носителями «Сайдвиндеров» стали истребители F-86F «Sabre». Перспективные ракеты дали возможность худшим по ЛТХ «Сейбрам» не только добиться паритета с китайскими МиГ-17, но и основательно превзойти их. Серийное производство этой версии ракет продолжалось до 1962-го года. Известно по меньшей мере о 21-й модификации ракеты AIM-9B «Sidewinder», среди которых есть такие значимые изделия программы, как:

— AIM-9C (версия с ПАРГСН, проект которой остался лишь на чертежах из-за неудачной конструкции и низкой эффективности головки самонаведения, а также поступления на вооружение УРВВ AIM-7 «Sparrow»);

— AIM-9G (первая версия в семействе, оснащённая модулем получения целеуказания от бортовой РЛС типа AN/APG-59 «Westinghouse», и более новых образцов типов AN/AWG-9, AN/APG-65 и AN/APG-63 истребителей F-14A, F-16A и F-15A, серия этих ракет составила 2120 единиц);

— AIM-9R («Сайдвиндер» с оптико-электронной/телевизионной ГСН, которая наводилась непосредственно на силуэт воздушной цели, этот проект был «заморожен» в связи с распадом СССР).

Нас же наиболее заинтересовала версия ракеты AGM-87 «Focus». Этот уникальный для того времени концепт был разработан компанией «Raytheon» во второй половине 60-х гг, и предусматривал поражение наземных целей с помощью более тяжёлой 70-килограммовой боевой части. В списке целей у «Фокуса» были движущиеся автомобили, лёгкая бронетехника, ОБТ, катера и другие юниты с работающей силовой установкой. По причине того, что ракета получила в несколько раз более тяжёлое осколочно-фугасное «снаряжение», её дальность и маневренность были значительно снижены, но это никак не отразилось на высочайшей эффективности одного из первых образцов ракетного высокоточного оружия (ВТО) во время применения на Вьетнамском театре военных действий в конце 60-х годов. Тем не менее, ракета всё же утратила возможность борьбы с высокоманевренными воздушными объектами, и проект был закрыт сразу после окончания войны во Вьетнаме. Производитель «Рэйтеон» совместно с компанией «Hughes» сосредоточил усилия на разработке новых модификаций тактической ракеты «Maverick».

Спустя 36 лет, 4 декабря 2009 года, руководство аэрокосмического гиганта «Raytheon» вновь заявило о разработке ракеты модификации «воздух-земля» на базе перспективной УРВВ AIM-9X «Sidewinder. Как сообщил западный ресурс «Flightglobal», помимо воздушных целей, AIM-9X сможет уничтожать и наземные объекты противника. Так, в испытательном пуске ракеты AIM-9X, произведённом 23 сентября 2009 года, основной истребитель для завоевания превосходства в воздухе ВВС США F-15C «Eagle» поразил быстро движущуюся лодку. Инфракрасная головка самонаведения обнаружила и захватила корпус горячий корпус двигателя плавсредства. Работы по этому проекту начались в 2007-м году. Между тем, точно не сообщался так называемый модификационный «Блок» перспективной ракеты с расширенными возможностями. Подробности прояснились спустя ещё 4 года.

Продолжение следует…
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 декабря 2016 07:36
    Интересная статья....... не задумывался о таком применении. Спасибо.
    1. +3
      21 декабря 2016 09:15
      Цитата: казак волгский
      не задумывался о таком применении

      Да вы чё ? ! request Неужто забыли,как в 90-х азербайджанцы "хвастались" тем,что "пуляли" по армянским танкам ракетами "воздух-воздух" с тепловыми головками самонаведения ? Было-не было,попали-не попали......но теперь кто хочет мусолить эту "тему" должен (как честный человек wink )презентовать шампанское к азербайджанскому столику fellow Кстати,во время "принуждения Вьетнама к миру" американцами "озвучивался" случай,когда "Сайдвиндер" навелась на раскаленный орудийный ствол какого-то корбля (может и линкора...) Может тогда кто-то и "задумался" ....
  2. +3
    21 декабря 2016 13:28
    Как говорится: на безрыбье и синица - мясо!

    Если порвзмышлять, то все же схема применения УРВВ по наземным целям вполне реализуема.
    И вышла она не из исследований "ученых голов", а из-за обычного разгильдяйства и халатности в армиях стран мира.
    Когда во время учебных стрельб (или других причин) из ПЗРК или пусков УРВВ "случайно" попадали по своим БТР, БМП и танкам.
    Видя, что они выводятся из строя на 99% "совсем" - поняли "что то и эти букашки могут".
    С развитием ИК-матриц - захват наземной цели становится гораздо более доступным.
    Легкобронированные цели выводятся из строя. на 100%. Вместе с экипажем.
    Тяжелобронированные. при попадании в лоб или двигатель - выводятся из боя на 100%. Экипаж остается цел, но танка уже на поле боя нет. либо бросать, либо "давать домой".
    так что все вполне реализуемо.
  3. 0
    21 декабря 2016 16:10
    это опять думаю будет компромисс а компромис это когда плохо всем.конечно они будут уступать специализированным но однако в некоторых случаях думаю неслабо выручат
  4. 0
    21 декабря 2016 16:25
    КМК, тогда можно размещать контейнер с ЗУР от Бук-М3 - это будет самый универсальный вариант.
  5. +1
    22 декабря 2016 01:25
    Статья интересная, познавательная. Вопросы использования ЗРК ПВО для поражения наземных и морских надводных целей давно уже решены и у нас, и у «них».Что касается применения ракет «воздух-воздух» для поражения наземных целей в экстремальных боевых условиях, то это выглядит технически, психологически и экономически нереально. Надеюсь, что во второй части автор расскажет не только о возможностях современной ПВО наших «заклятых» друзей, но и состоянии их средств РЭБ на европейском ТВД, тем более, что сегодня даже без использования средств ПВО системы РЭБ успешно «забивает» помехами системы управления ракет, делая их «слепыми и глухими».Стрельба «через плечо» с использованием нашлемного индикатора – это все от авиасимуляторов. В действительности же, как пел Высоцкий: « Нет, ребята, всё не так, все не так, ребята!»
  6. 0
    27 декабря 2016 13:27
    Очень интересная статья!
  7. +1
    28 декабря 2016 20:44
    Как аварийный вариант, когда надо стрелять от слова СРОЧНО, а ничего другого нет, может и можно бить противовоздушными ракетами по наземным целям, но делать это специально и на постоянной основе.. ИМХО, это неэффективно и дорого, летательный аппарат цель весьма своеобразная, для его надёжного поражения нужны довольно своеобразные боевые части, выдающие облако осколков + сама по себе противовоздушная ракета - дорогое удовольствие. По танкам/кораблям лучше (да и дешевле) всё же стрелять специализированными ракетами. Хотя сама по себе опция интересная, пусть будет...
  8. +1
    30 апреля 2017 15:21
    Цена применяемого оружия должна заведомо быть меньше стоимости цены поражаемой цели (за исключением поражения особо важных объектов, ну или личностей). Исходя из этого, применение ракет "воздух-воздух" по земле вполне оправдано во многих случаях. Остаётся только слегка довести эти умные машинки до ума. Опять же, возвращаться с задания, израсходовав боезапас не впустую, наверное, приятней (последнее не относится к "отважным" натовским бомбардировщикам барханов в пустынях Ирака, Сирии, Ливии, Афганистана и Йемена).