Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах

29


Эту историю стоило начать событиями мая 1944 года, но мы отправимся немного назад, в год 1940-й.



К августу 1940 года стало понятно, что дела Британской империи обстоят хуже некуда. Экспедиционный корпус во Франции был разбит, немцы получили в свое распоряжение отличные базы на Атлантическом побережье, чем, естественно, воспользовались.

Еще были целы и невредимы два великих пугала британского флота «Тирпитц» и «Бисмарк», но даже не их наличие угрожало Британии. Надо отметить, что в те времена Британия вела свое снабжение из колоний и доминионов морским путем. И Германия в лице подводных сил Деница смогла основательно перекрыть кислород англичанам.

В августе 1940 американский посол в Англии Джозеф Кеннеди сообщил в Вашингтон, что блокада Британского острова стала «неизбежной». Черчилль не переставал оказывать давление на Рузвельта, напоминая, что в случае падения Англии, британские колониальные владения окажутся в руках противника, который сможет в этом случае представлять для Америки прямую угрозу.

США в то время держали нейтралитет, но Рузвельт умудрился найти лазейку в законах и оказать помощь Британии. В сентябре 1940 года была подписана историческая сделка по обмену британских баз в Атлантике на боевые корабли.

Сделка была чумовая. В обмен на корабли американцы желала получить в бесплатную 99-летнюю аренду воздушные и морские базы, принадлежащие Британии. И получили.

Базы на острове Ньюфаундленд, Антигуа, Багамских Островах, в Британской Гайане, на островах Ямайка, Сент-Люсия и Тринидад перешли к США.

Взамен Штаты передали Великобритании 50 эсминцев. 43 из них пополнили ряды Королевского флота Великобритании, 7 были отданы ВМФ Канады.

Что это были за корабли?

Вполне понятно, что новые и новейшие корабли Британии не светили. Конгресс США согласился с Рузвельтом, что у страны слишком много устаревшего вооружения, с которым можно расстаться. И англичане помимо кораблей стали получать и стрелковое оружие, и боеприпасы. Но вернемся к эсминцам.

Это были корабли трех типов: «Колдуэлл», «Викс» и «Клемсон». Построенные в начале века под условия Первой мировой войны. Да, они все устарели, и эскадренными миноносцами могли называться только в плане поднятия их стоимости.

Вооруженные 102-мм орудиями, одной 76-мм зениткой и торпедными аппаратами, серьезной опасности они для надводных кораблей не представляли. Однако американцы были еще способны развить скорость в 35 узлов, и вполне могли сбрасывать глубинные бомбы.

Англичане «доработали» эти миноносцы, оставив одну 102-миллиметровая пушку, одну 76-миллиметровая и добавив четыре зенитных автомата «Эрликон». В средней части корпуса оставили один трехтрубный торпедный аппарат. А на освободившееся место позади носового орудия устанавливался 24-ствольный противолодочный реактивный бомбомет. Два таких же бомбомета устанавливали ближе к корме, плюс бомбосбрасыватели.
Из бывших эскадренных миноносцев получилось то, что потом назвали «эскортными эсминцами», то есть, универсальные корабли противолодочной обороны.

И эти корабли приняли участие в битве за Атлантику.

Но вернемся в 1943-й год.

После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года Советский Союз, США и Англия договорились о разделе итальянского флота. Но такая дележка — процесс не быстрый, и союзники предложили в счет причитающейся нам доли флота Италии передать во временное пользование несколько американских и английских кораблей.

По договоренности мы получали один линкор, один крейсер, восемь эсминцев и четыре подводные лодки. Американцы передали нам крейсер «Милуоки», а остальные корабли следовало получить от британцев.

Я уже не раз заострял внимание читателей на том, что наши союзники из Британии действовали весьма своеобразно. Так вышло и на этот раз. Да, подводные лодки «Санфиш», «Урсула», «Инброкен» и «Унисон» можно было отнести к современным кораблям, они были 1936-1941 годов постройки. А линкор «Ройял Соверен» был построен в 1916 году.

С эсминцами было еще хуже. К передаче предназначались именно «обменные» американские корабли. Которые к тому же на момент передачи находились в резерве.

И на берега Туманного Альбиона был отправлен полуторатысячный десант советских моряков с целью изучения кораблей и передислокации их в распоряжение Северного флота. И увиденное в английских доках их не сильно обрадовало.

По воспоминаниям Сергея Гордеевича Левченко, флагманского офицера, командующего отрядом кораблей, палубы были в запущенном состоянии, борта, надстройки, торпедные аппараты во многих местах покрыты ржавчиной. Осмотр кораблей показал, что ни один из них не может выйти в море: торпедные аппараты не разворачивались, орудия имели большой расстрел стволов, котлы на четырех эсминцах требовали смены водогрейных трубок, главные машины нуждались в перезаливке подшипников.

Наши моряки трудились по 12 часов и более, вычищая из трюмов грязь, удаляя ржавчину.



Освоение эсминцев двигалось медленно еще и потому, что отсутствовали многие схемы, чертежи и описания. Советские офицеры были вынуждены самостоятельно разбираться в различных узлах. В результате появились схемы паропроводов, электрооборудования, масляной и прочих систем, которые затем сводились в общую схему корабля. Так создавались общекорабельные документы, по которым и проходила учеба личного состава.

Кроме того, на складах адмиралтейства не хватало запасных частей, а принимать корабли без них, учитывая техническое состояние эсминцев, было бы просто преступно. Англичане же ссылались на то, что эсминцы строились в Америке тридцать лет назад, и запчасти к ним не сохранились.

Но наши моряки не были бы настоящими моряками, если бы не смогли придумать достойный выход из ситуации.

Руководителям британского Адмиралтейства было предложено передать в качестве запасных частей целый эсминец, однотипный с принимаемым. Англичане от такого просто обалдели и согласились далеко не сразу. Но согласились.

Моряки отряда так и называли поначалу девятый эсминец — «Запасные части». В очень сжатые сроки его надлежало привести в приличный вид, с тем чтобы своим ходом переправить в Мурманск. Надо полагать, что «сверх нормы» англичане расставались с худшим из возможных кораблей.

Срочно была сформирована авральная команда: с каждого эсминца по восемь моряков — всего 63 человека. Это вдвое меньше штатного расписания эскадренного миноносца данного типа.

Командиром «Запасных частей» был назначен флагманский штурман отряда капитан 2 ранга А. Е. Пастухов, замполитом — работник политотдела капитан 3 ранга Н. В. Матковский. О командире и замполите стоит сказать особо. А. Е. Пастухов. Опытный офицер, отличный штурман, он оказался и хорошим командиром корабля. Под стать ему был и замполит Н. В. Матковский — боевой моряк, с опытом службы на Черноморском флоте, Азовской и Волжской военных флотилиях. Пастухов и Матковский отлично дополнили друг друга, сумели сплотить коллектив. И когда возник вопрос, как назвать эсминец — ведь не вечно же подтрунивать над ним, мол, «Запасные части», — команда единодушно ходатайствовала: «Дружный». Впоследствии это имя и было утверждено.

Свой среди чужих. О старых плавучих чемоданах


Ведомость того времени, хорошо иллюстрирующая проблемы, с которыми столкнулись наши моряки.

И случилось чудо: 6 сентября «Запасные части» своим ходом прошел вдоль восточного побережья Англии в Скапа-Флоу, а затем в бухту Лох-Ю, где формировался очередной союзный конвой. А потом дошел и до Мурманска, вместе с конвоем, хотя англичане просто умоляли не давать ход больше 10 узлов и тем более, не пользоваться бомбометами.

17 августа конвой вышел в море, а 24 августа благополучно встал на якоря на рейде Ваенга.

На Северном флоте корабли получили свои имена. Вся серия эсминцев была названа «тип «Жаркий».

“Дерзкий”, “Деятельный”, “Доблестный”, “Достойный”, “Дружный”, “Жаркий”, “Жгучий”, “Жесткий” и “Живучий”.


"Дерзкий"


"Деятельный"


"Доблестный"


"Дружный"


"Достойный"


"Жгучий" (на снимке он, правда, еще "Твиггс")


"Жаркий"


"Жесткий"


"Живучий"

На долю «старичков» выпала самая изнурительная работа: конвоирование судов в северных морях и борьба с немецкими подводными лодками. И, надо сказать, что несмотря на тяжелое прошлое и уже изрядный срок эксплуатации, американцы в руках советских моряков стали оружием, стали боевыми кораблями, которых нам не хватало на Северном флоте.

Из англо-американцев сформировали два дивизиона:

2 дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга М.Д. Осадчий):
— эскадренный миноносец «Дерзкий»;
— эскадренный миноносец «Доблестный»;
— эскадренный миноносец «Жаркий»;
— эскадренный миноносец «Жгучий»;
— эскадренный миноносец «Жесткий»;
— эскадренный миноносец «Живучий».

3 дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга Е.М. Крашенинников):
— эскадренный миноносец «Деятельный»;
— эскадренный миноносец «Достойный»;
— эскадренный миноносец «Дружный»;

Плюс ровесники-«Новики»:
— Краснознаменный эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев»;
— эскадренный миноносец «Урицкий»;
— эскадренный миноносец «Карл Либкнехт».

Кстати, наши моряки немного «схимичили» и «Дружного» на запчасти не разобрали. Трудно представить, чего им это стоило, но факт: эсминец, на который даже англичане махнули рукой, не пошел «на разбор», а был доведен до того, что стал абсолютно полноценным боевым кораблем.

Ну не было у нас тогда возможности так разбрасываться кораблями на Севере.

Можно только представить удивление британских властей, когда в августе 1952 года эсминец «Запасные части» своим ходом прибыл в Англию…

Были у эсминцев и победы.

«Дерзкий» первым открыл счет, еще на пути в Мурманск потопив (достоверно) немецкую подлодку U-344.

«Живучий» 9 декабря 1944 года артиллерийским огнем, тараном и бомбами отправил на дно (достоверно) подлодку U-387 со всем экипажем.

Действуя в составе Эскадры Северного флота, эсминцы типа "Жаркий" за период с 10 сентября 1944 года по 9 мая 1945 года выполнили 85 боевых заданий.

Корабли совершили 307 выходов в море для поиска германских подводных лодок, 224 выхода для проводки 70 конвоев, отконвоировав при этом 337 транспортов и ледоколов. В период проводки конвоев эскадренные миноносцы имели 74 столкновения с неприятельскими подводными лодками, при этом только одной из них удалось 22 апреля 1945 года потопить транспорт "Онега", шедший в составе конвоя ПК-9.

Цифры, за которыми стоит ежедневная боевая работа в условиях Заполярья. Зачастую эсминцы даже не заходили в порты, получая топливо, боезапас, продукты и воду с барж на промежуточных стоянках.

До 1949 года эсминцы продолжали находиться в составе Северного флота, на них проходила плановая боевая подготовка. Полноценное же использование эсминцев типа «Жаркий» было ограниченным ввиду их плохого технического состояния.

В 1949—1952 годах все эскадренные миноносцы были возвращены ВМС Великобритании, за исключением "Деятельного" (бывший "Черчилль"), который 16 января 1945 года был торпедирован немецкой подводной лодкой "U997" и затонул почти со всем экипажем во главе с командиром корабля капитан-лейтенантом Кравченко Константином Афанасьевичем в районе к северу от губы Рында в Баренцевом море.

После приемки все корабли незамедлительно были списаны и разделаны на металл.

Вот такая судьба. Не нужные в Америке, не нужные резервисты в Великобритании, отданные, как говорится, «на отвали», эти эсминцы стали оружием в прямых руках русских моряков. И с честью выполняли все поставленные им боевые задачи.

Что лишний раз подтверждает постулат, что воюет не техника, воюют люди.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    22 декабря 2016 06:39
    Дарёному коню в зубы не смотрят yes Но с другой стороны - и палка, бывает, стреляет soldier
    Интересно. Плюс hi
  2. +13
    22 декабря 2016 07:02
    Сделка была чумовая. В обмен на корабли американцы желала получить в бесплатную 99-летнюю аренду воздушные и морские базы, принадлежащие Британии. И получили.
    Базы на острове Ньюфаундленд, Антигуа, Багамских Островах, в Британской Гайане, на островах Ямайка, Сент-Люсия и Тринидад перешли к США.
    Взамен Штаты передали Великобритании 50 эсминцев. 43 из них пополнили ряды Королевского флота Великобритании, 7 были отданы ВМФ Канады.


    Очень познавательная статья,лишний раз подтверждает, чего стоит "дружба,жвачка" по американски.
    1. +7
      22 декабря 2016 07:44
      А они Альбиону в вечной верности и не клялись:). Вообще, сделка шикарная - отдать кучу хлама (думается, далеко не все они в идеальном состоянии были) в обмен на базы, да и хлам повоюет на нужной стороне, а причин не выделять деньги на постройку новых эсминцев уже и не найти.
    2. +9
      22 декабря 2016 09:12
      50 эсминцев! Не 5 - 50. Ничего себе! Началась война.
      Британии нужны были боевые корабли, а не базы на Ямайке.
      Сделка выгодная для Англии однозначно.
  3. +3
    22 декабря 2016 07:13
    Хорошая статья. +
  4. +8
    22 декабря 2016 08:32
    У нас посёлке живёт старик,он начинал службу 1946 как раз на "Жарком"и рассказывал,что механикам там действительно было жарко: вечно трубки лопались и паром обжигало всех
  5. +4
    22 декабря 2016 08:46
    В мемуарах адмирала Головко "пароходы" (как называли на СФ переданные союзниками корабли времен ПМВ) упомянуты неоднократно.
  6. +2
    22 декабря 2016 09:14
    плавучий металлолом..."возьми боже чего нам не гоже"...
    1. +4
      22 декабря 2016 12:24
      Цитата: Окорок
      плавучий металлолом..."возьми боже чего нам не гоже"...

      Один из преподавателей в институте говорил, что застал в Севастополе буксир, переживший обе обороны. Пароход жив, пока на нём есть экипаж. А пароход в возрасте 30 лет... У страны сейчас почитай весь торговый флот старше. Прийдя в 1977 году в ВДРП, обнаружил там в списке флота т/х "Свет" 1898 года постройки. В группе непригодных к эксплуатации, но - в наличии!
      1. +9
        22 декабря 2016 19:58
        Цитата: 97110
        Прийдя в 1977 году в ВДРП, обнаружил там в списке флота т/х "Свет" 1898 года постройки.

        Спасательное судно-катамаран "Коммуна" — старейший корабль Черноморского флота России. Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна — спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан". Первоначальное название суда — "Волхов", а название "Коммуна" было получено в 1922 году.
        На настоящий момент спасательное судно "Комунна" несмотря на возраст, активно участвует в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.
    2. +5
      22 декабря 2016 13:19
      Цитата: Окорок
      плавучий металлолом..."возьми боже чего нам не гоже"...

      Вообще-то, лайми передали нам такой же "плавучий металлолом", какой служил у них - из наличия флота.
      И с учётом ситуации в зоне ответственности СФ, эскортные ЭМ для нас были много ценнее даже "семёрок". Ибо основным противником нашего флота были ПЛ (дело дошло даже до того, что в в 1945 наши просили Союзников о помощи в ПЛО в районе рядом с главной базой флота) - а в области ПЛО "флэшдекеры" были вне конкуренции.

      Не лишним будет отметить, что в 1940 г. после передачи Британии эти 50 ЭМ прошли довольно значительную модернизацию (для некоторых она растянулась на 4 месяца), да и в ходе службы на них шли постоянные мелкие улучшения. В результате, к 1944 ЭМЭ были укомплектованы РЛС, аппаратурой РР/РТР и ГАС, а вооружение полнилось обычными бомбомётами и РБУ.
    3. 0
      22 декабря 2016 16:05
      Цитата: Окорок
      "возьми боже чего нам не гоже"

      а мы кому то технику с заводов дарили?
  7. +13
    22 декабря 2016 09:16
    "хлам то конечно хлам",но ...дорога ложка к обеду... Для выполнения роли конвойных и противолодочных кораблей вполне себе хорошо, учитывая, что до передачи британцам эти единички почти всё время были в консервации. В общем " пол царства за коня!"
    А вот СССР учитывая предыдущую конвойную службу , что называется на износ передавали убитые корабли. Вооружение можно достаточно быстро восстановить, котельные трубки поменять или заглушить неисправные(понизив паропроизводительность). Но, восстановить размытые проточные лопатки турбин, заменить пришедшие в негодность паропроводы и маневровые клапаны быстро нельзя.
    Мы взяли эти корабли ибо знали, что ничего хорошего нам не дадут, а воевать надо, кадры готовить тоже надо.
    Утёрли нос "союзникам",и получили ту самую ложку к обеду. Слава и добрая память нашим морякам, а нам пример трудового и боевого подвига,пример выполнения долга и любви к Родине.
  8. +4
    22 декабря 2016 09:18
    Эсминец Северного флота «Валериан Куйбышев»(до 31.03.1925 года «Капитан Керн»,до 12.02.1937 года «Рыков») у причала.
  9. +3
    22 декабря 2016 09:46
    Эскадренный миноносец «Урицкий» (Забияка),в камуфляже на Северном флоте.
  10. +3
    22 декабря 2016 09:51
    «Капитан Белли», с 13 июля 1926 года «Карл Либкнехт»; с 3 апреля 1956 года ППР-63 — эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин».
  11. +23
    22 декабря 2016 10:12
    По поводу "запчастей" вспомнилась история про "беспаспортную аэрокобру":

    "В декабре 1941-го на аэродром привезли ящик, в котором оказался совершенно необычный самолет. Это была разобранная "Аэрокобра". В ящике, как ни странно, не было никаких инструкций по сборке и эксплуатации машины. Англичане, не имевшие дело с этим самолетом, отказались его собирать и вернулись к привычным "Харрикейнам". Тогда за работу взялись наши инженеры и авиамеханики, полагаясь в общем-то на собственные знания авиационной техники и природную смекалку - фронту были нужны самолеты, шла борьба за восстановление каждой машины.

    Собрали "кобру" довольно быстро и даже опробовали двигатель. Всех сильно удивило лишь полное отсутствие стрелково-пушечного вооружения. Однако тогда этому никто не придал особого значения. Главное - хотелось быстрее выпустить новый самолет в воздух. Однако ни английские пилоты, ни наши летчики из истребительного полка не рискнули взлететь на необычной машине с трехстоечным шасси и двигателем, размещенным за кабиной. Пришлось звонить в Москву.

    Вскоре из НИИ ВВС прибыл летчик-испытатель капитан Голофастов. Опробовав мотор на земле, он вырулил на взлетную полосу и начал разбег. Все нетерпеливо ждали отрыва от земли, и никто не предполагал, что "кобра" без пушки и пулеметов имеет предельно заднюю центровку. Даже со стандартным вооружением (особенно после израсходования боекомплекта) машина порой срывалась в штопор. Об этом узнали позднее, а пока Голофастов аккуратно оторвал самолет от земли и начал постепенно набирать высоту. И вдруг на развороте случилась беда - неожиданно сдал двигатель. Ситуация оказалась критической. Однако опытный летчик-испытатель сумел посадить самолет на небольшую заснеженную поляну в лесу в полутора километрах от аэродрома. К счастью, пилот и машина не пострадали. Но история беспаспортной "кобры" на этом не закончилась. Выяснилось, что по договору союзники должны были на каждую партию истребителей Р-39 давать полный комплект запчастей. Ящик со старой, уже списанной "Аэрокоброй", разобранной на запчасти, и следовательно, без вооружения и документации, каким-то образом обогнал основную партию самолетов и пришел к нам первым. Ни техники, ни летчик не предполагали, что перед ними не боевой самолет, а просто комплект запчастей. Для них главным было быстрее восстановить машину и дать ее фронту. То, что они смогли сделать в данной ситуации, лишний раз говорит об их высоком мастерстве и энтузиазме."


    http://airwar.ru/history/av2ww/soviet/p39/p39.htm
    l
  12. +1
    22 декабря 2016 11:07
    Однако, прочитал - это Статья!! Спасибо
    Кто скажет, "Дружный" тоже отдали? Вроде как это запчасти ....... Поищем
    1. +1
      22 декабря 2016 13:09
      Можно только представить удивление британских властей, когда в августе 1952 года эсминец «Запасные части» своим ходом прибыл в Англию…
      Отдали Запчасти англичанам.
  13. +1
    22 декабря 2016 13:09
    ... познавательно. Хорошо, когда толково написано. И тема - интересная. Зачёт, однако ...
  14. +5
    22 декабря 2016 13:14
    Цитата: Spitfire
    По поводу "запчастей" вспомнилась история про "беспаспортную аэрокобру":

    "В декабре 1941-го на аэродром привезли ящик, в котором оказался совершенно необычный самолет. Это была разобранная "Аэрокобра". В ящике, как ни странно, не было никаких инструкций по сборке и эксплуатации машины. Англичане, не имевшие дело с этим самолетом, отказались его собирать и вернулись к привычным "Харрикейнам". Тогда за работу взялись наши инженеры и авиамеханики, полагаясь в общем-то на собственные знания авиационной техники и природную смекалку - фронту были нужны самолеты, шла борьба за восстановление каждой машины.

    Собрали "кобру" довольно быстро и даже опробовали двигатель. Всех сильно удивило лишь полное отсутствие стрелково-пушечного вооружения. Однако тогда этому никто не придал особого значения. Главное - хотелось быстрее выпустить новый самолет в воздух. Однако ни английские пилоты, ни наши летчики из истребительного полка не рискнули взлететь на необычной машине с трехстоечным шасси и двигателем, размещенным за кабиной. Пришлось звонить в Москву.

    Вскоре из НИИ ВВС прибыл летчик-испытатель капитан Голофастов. Опробовав мотор на земле, он вырулил на взлетную полосу и начал разбег. Все нетерпеливо ждали отрыва от земли, и никто не предполагал, что "кобра" без пушки и пулеметов имеет предельно заднюю центровку. Даже со стандартным вооружением (особенно после израсходования боекомплекта) машина порой срывалась в штопор. Об этом узнали позднее, а пока Голофастов аккуратно оторвал самолет от земли и начал постепенно набирать высоту. И вдруг на развороте случилась беда - неожиданно сдал двигатель. Ситуация оказалась критической. Однако опытный летчик-испытатель сумел посадить самолет на небольшую заснеженную поляну в лесу в полутора километрах от аэродрома. К счастью, пилот и машина не пострадали. Но история беспаспортной "кобры" на этом не закончилась. Выяснилось, что по договору союзники должны были на каждую партию истребителей Р-39 давать полный комплект запчастей. Ящик со старой, уже списанной "Аэрокоброй", разобранной на запчасти, и следовательно, без вооружения и документации, каким-то образом обогнал основную партию самолетов и пришел к нам первым. Ни техники, ни летчик не предполагали, что перед ними не боевой самолет, а просто комплект запчастей. Для них главным было быстрее восстановить машину и дать ее фронту. То, что они смогли сделать в данной ситуации, лишний раз говорит об их высоком мастерстве и энтузиазме."


    http://airwar.ru/history/av2ww/soviet/p39/p39.htm
    l

    ... мой дед воевал на Аэрокобрах. По его воспоминаниям это был отличный самолёт. В морской авиации летчики были по-опытнее, чем в армейских частях. А вот Ла -5 ФН, он вспоминал как тяжёлый в эксплуатации, из-за огромной температуры в кабине. Да и горел он в нём - ожоги от горячего масла остались на полтела...
  15. +1
    22 декабря 2016 14:04
    Чтобы объективно оценить вопрос, надо в нем разобраться. Стоит сравнить переданные корабли с имеющимися на тот моментв в составе ВМФ СССР противолодочными кораблями, а были они переданы именно в этом качестве. Сравните МО IV, проет 122 и его модификации, их вооружение и оснащение, скорость, с тем, что было на момент передачи на "американцах". Выводы сделайте сами.
    1. +5
      22 декабря 2016 15:11
      Цитата: Dekabrist
      Сравните МО IV, проет 122 и его модификации, их вооружение и оснащение, скорость, с тем, что было на момент передачи на "американцах".

      Сравнить малый охотник и "гладкопалубник" в варианте ПЛО? Месье знает толк в извращениях... © smile
      Сравнивать надо сравнимое - "американобританцев" и наши "Новики" и "семёрки". Причём по тем характеристикам, которые на 1944-1945 были наиболее востребованы. Что толку в 533-мм ТА и 130-мм орудиях наших "семёрок", если их основной противник - под водой.
      А пр. 122 надо сравнивать со "110-футовыми" большими охотниками типа SC. Наш БО крупнее, лучше вооружён и имеет больший запас ГБ. Но янки зато имеет РГБ и лучшую радиоэлектронику и гидроакустику.
      1. +1
        22 декабря 2016 20:40
        Так и англичанам они были нужны только для эскортной службы! Линкоров и крейсеров им хватало, а вот простых эскортной кораблей оказался большой "дифсит"! Впрочем, как и и у всех остальных! Сколько траулерров и прочих судов переделали в эскортной наверно и не сосчитать!
      2. +1
        22 декабря 2016 21:50
        Я понимаю и разницу между 56 т, 200 т и 1200 т.
        С "новиками" еще можно согласиться,как с ровесниками, но у "новиков" возможности ПЛО, сами понимаете.
        "Семерки" - другое поколение, но с ПЛО тоже не очень.
        А речь шла как об экскортных кораблях.
        1. +1
          24 декабря 2016 13:54
          Цитата: Dekabrist
          А речь шла как об экскортных кораблях.

          Тогда надо сравнивать "гладкопалубники" с нашими СКР - "Ураганами".
          Только и тут сравнение будет не в нашу пользу - ибо будучи формально сторожевым кораблём, фактически "Ураган" проектировался как флотский миноносец для сопровождения ЛК, "полуновик".
  16. +1
    22 декабря 2016 20:35
    Где-то читал, что из-за их 4 дымовых труб им дали прозвище - "МАКАРОННЫЕ ФАБРИКИ"!
  17. 0
    28 февраля 2017 18:00
    Вот такая судьба. Не нужные в Америке, не нужные резервисты в Великобритании, отданные, как говорится, «на отвали», эти эсминцы стали оружием в прямых руках русских моряков. И с честью выполняли все поставленные им боевые задачи.
    Что лишний раз подтверждает постулат, что воюет не техника, воюют люди.

    "Ненужных кораблей" у Британии в 43 году не было. Это был уже конечно не 40й год, но в качестве эскорта в британском флоте плавало еще немалое количество утлого говна, для команд которых получить на замену например корвет типа Flower (который суть был переделанный китобой) или такого вот американца было пределом мечтаний.
  18. 0
    31 января 2021 23:15
    Мой отец - Волков Геннадий Михайлович - участник этих событий с первого дня и до Победы. Он служил на "Жёстком" торпедистом. Был награждён медалью Ушакова за переход из Скапа- Флоу в СССР и орденом Отечественной войны 1 ст. за спасение транспорта типа "Либерти" с военным грузом - "Тбилиси". Довольно подробный рассказ лично о нём и этой эскадре я разместил на сайте "Бессмертного полка". Также имеется в Инете книга написанная командиром зенитной батареи "Живучего" Г. Поляковым о боевом пути эскадры эсминцев " В суровом Баренцевом". Знаю про других участниках этой эпопеи, в частности, поддерживаю связь с внуком вестового командира эсминца "Живучий" Клименко. Им создан сайт об этой эскадре. Имеются уникальные документы и фотографии.