Обновленный "Медведь": компания «Туполев» продолжает работы по модернизации ракетоносцев Ту-95МС

27
Обновленный "Медведь": компания «Туполев» продолжает работы по модернизации ракетоносцев Ту-95МС


В рамках государственного контракта компания «Туполев» модернизирует стратегические ракетоносцы Ту‑95МС. Благодаря этому они смогут оснащаться новыми, более эффективными и перспективными бортовыми системами. Повысится надежность элементов комплекса, а также улучшатся эксплуатационные характеристики обновленного самолета, благодаря чему он сможет еще долго оставаться в строю.



В реалиях современного мира существенно возросла роль дальней авиации как средства немедленного силового реагирования на решение кризисных ситуаций. Это делает необходимым поддержание российских «стратегов» на уровне, не уступающем заокеанским аналогам.

Несмотря на прогресс последних десятилетий, самолеты Ту‑160, Ту‑95МС и Ту‑22М3, разработанные ОКБ А. Н. Туполева, по настоящее время составляют основу дальней стратегической авиации нашей страны. Эти авиационные комплексы, имеющие достаточно большой возраст, обеспечивают для Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации возможность решения целевых задач в любых метеоусловиях, днем и ночью как в глобальных, так и в региональных конфликтах.

Стоит отметить, что разработанные в середине прошлого века конструкции «стратегов» успешно выполняют свою основную задачу ядерного сдерживания. Эти самолеты изначально создавались с большим потенциалом, позволяющим проводить их модернизации для улучшения тактико-технических характеристик. Обновление строевых ракетоносцев и бомбардировщиков позволяет продлить сроки эксплуатации техники, а также обеспечить ее совместимость с современными и перспективными вооружениями.

«Туполевский» подход

Так исторически сложилось, что компания «Туполев» — основной исполнитель, который проводит работы по ремонту, модернизации и сервисному обслуживанию самолетов дальней cтратегической авиации. Программа обновления таких машин, как Ту‑160, Ту‑95МС и Ту22М3 выполняется согласно требованиям Министерства обороны Российской Федерации. Основными задачами модернизации являются замена оборудования на новейшие образцы, соответствующие актуальным требованиям, переоснащение под современное вооружение, а также продление срока службы имеющегося парка планеров. В силу понятных причин, подробности этих работ достаточно закрыты.

Вся основная конструкторская работа выполняется на московской площадке компании «Туполев», собственно обновление и сервисное обслуживание самолетов — в филиалах компании в Казани и Жуковском.

На Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова — филиале компании «Туполев» осуществляется программа поэтапной модернизации самолетов Ту‑160 и Ту‑22М3. В работах принимает участие большое количество молодых специалистов, для которых модернизация «стратегов» стала хорошей школой. Высококвалифицированные работники завода передают им опыт.

Это пригодится молодежи в дальнейших программах производства новой и модернизации эксплуатируемой техники.

Основной базой проведения работ по обновлению ракетоносцев Ту‑95МС стал филиал компании «Туполев» — Жуковская летно-испытательная и доводочная база (ЖЛИ и ДБ).
Недавно компания «Туполев» завершила первый этап работ по ремонту и модернизации очередного стратегического самолета-ракетоносца Ту‑95МС. В единый день приемки военной продукции генеральный директор компании «Туполев» Александр Конюхов доложил об этом министру обороны РФ Сергею Шойгу.

Усовершенствование Ту‑95МС проходит в рамках государственного контракта, согласно которому, программа обновления самолетов этого типа началась с декабря 2009 года. С начала проведения работ по модернизации Министерству обороны Российской Федерации передано тринадцать самолетов, в планах — далее производить ремонт и обновление ракетоносцев.

Долгий век «стратега»



Самолет Ту‑95 — крылатый гигант, который в NATO назвали Bear — «Медведь». Видимо, за его размеры и мощь: максимальная взлетная масса самолета 185 тонн, длина самолета — более 49 метров, площадь крыла — почти 290 квадратных метров.

Впервые рев его моторов раздался в 1950-х годах. При всем том этот «мишка» имел самую высокую среди турбовинтовых самолетов скорость — до 830 километров в час. До сих пор он олицетворяет авиационную военную мощь России.

Параллельно с созданием многорежимного самолета-ракетоносца Ту‑160 — носителя крылатых ракет большой дальности, — в ОКБ А. Н. Туполева подготовили проект нового стратегического авиационного носителя на базе конструкции серийного противолодочного самолета Ту‑142М. В ходе проработки проекта решено было установить в грузоотсек многопозиционную катапультную установку под размещение крылатых ракет большой дальности. В новой конфигурации самолет получил обозначение Ту‑95МС.

Опытный самолет-ракетоносец Ту‑95МС начал проходить испытания в конце 1970-х годов, а с начала 1980-х стартовало серийное производство комплекса и его успешная эксплуатация в частях ВКС.

Очередная модернизация

Главной задачей проводимой модернизации является поддержание боеспособности находящихся в строю ВКС России самолетов Дальней авиации в части оснащения новыми более эффективными и перспективными бортовыми системами, а также повышение надежности элементов комплекса.

«Работы по обновлению ракетоносцев Ту‑95МС разделены на два этапа, а именно, модернизация первой очереди, где осуществляется замена наиболее критичных комплектующих изделий и глубокая модернизация, охватывающая все бортовое радио‑электронное оборудование», — пояснил руководитель программ — главный конструктор самолетов Ту‑95, Ту‑142 и их модификаций в компании «Туполев» Евгений Деянов.

В ходе процесса первого этапа модернизации самолетов данного типа, замене подлежат оборудование навигационного контура, топливно-измерительной системы и специального документирования. «Модернизация Ту‑95МС необходима для повышения его летно-технических характеристик, эффективности целевого применения, а также увеличения назначенного срока службы самолета», — заявил Евгений Деянов.

Обновление стратегических ракетоносцев реализуется на производственных мощностях компании «Туполев». «Производственный процесс модернизации самолетов Ту‑95МС осуществляется специалистами московского комплексного производства и производством летно-испытательной и доводочной базы, которые проводят работы по установке нового оборудования. После завершения монтажных работ специалистами авиационно-технического отделения выполняются отработки и наземные испытания вновь установленных систем и комплексов. Далее ракетоносцы готовят к предъявительским и приемо-сдаточным полетам, которые осуществляются летным составом Жуковской летно-испытательной и доводочной базы и 929‑го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова», — рассказал о порядке выполнения работ первый заместитель директора — ЖЛИ и ДБ, начальник отделения летных испытаний Геннадий Романов.

Характеристики этой техники соответствуют предъявляемым требованиям, что позволяет продолжать ее эксплуатацию. При проявлении необходимости повышения характеристик эксплуатирующие организации запускают очередные проекты по ремонту и модернизации, которые продлевают сроки эксплуатации техники.

Благодаря выполняемым работам по модернизации отечественная дальняя авиация сохранит требуемый потенциал до появления совершенно новой техники.

В русле общемировых тенденций Стоит отметить, что самолеты сравнительно старых моделей остаются на вооружении не только отечественной стратегической авиации. Схожая ситуация наблюдаются и в развитии дальней авиации США. Тенденция к обновлению старых бомбардировщиков и превращению их в ракетоносцы наблюдалась и у заокеанских авиастроителей. Там уже запущена разработка проекта перспективного бомбардировщика, однако до его появления военным придется эксплуатировать существующую технику. Одним из главных самолетов дальней авиации при этом оказывается B‑52.

В результате, самолет B‑52, как и Ту‑95 прошел множество модификаций исходя из встававших перед ним новых задач. Благодаря этим усовершенствованиям B‑52, как и Ту‑95 уже более полувека находятся в строю.

Путем восстановления изношенных агрегатов и установки нового оборудования подобную технику предполагается сохранять в строю, как минимум, до середины XXI века.

Лишь в октябре 2015 года Пентагон подписал контракт c компанией Northrop Grumman, победившей в конкурсе на разработку нового стратегического бомбардировщика США. Он получил обозначение B‑21 Raider (бомбардировщик XXI века). Однако по планам Пентагона, эта машина достигнет уровня начальной оперативной готовности не ранее 2030 года. Еще около 20 лет B‑21 будет эксплуатироваться в комплексе с модернизированными B‑52, B‑1 и B‑2.

Однако, надо заметить, что и в компании «Туполев» параллельно с обновлением и обслуживанием используемой техники разрабатываются новые перспективные комплексы, которые придут на замену существующим, обеспечив эффективность стратегической авиационной группировки в целом.
Тем самым наглядно видно, что развитие самолетов стратегической авиации, служащих в России и США, не только преследует одни и те же цели, но и идет по схожим путям.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    31 декабря 2016 07:29
    Стратег с большой буквы..
  2. +7
    31 декабря 2016 07:54
    лет до ста тебе расти без старости... soldier
  3. +6
    31 декабря 2016 07:54
    Самолет Ту‑95 — крылатый гигант, который в NATO назвали Bear — «Медведь». Видимо, за его размеры и мощь

    Один NATOвец (в личной беседе) ,утверждал, что за его рев! wink
    Всех с Новым годом ! drinks
    1. +14
      31 декабря 2016 09:53
      Этот самолёт как первая любовь. В 80-е годы принимал "роды" в Самаре (тогда ещё Куйбышеве) и вся последующая служба была тесно связана с этими самолётами.
      Доработки и модернизация, конечно, назрели. И не от хорошей жизни. Многие предприятия или прекратили своё существование, или оказались за границей. И ещё при моей службе остро встал вопрос с запасными частями. Так что всё логично - новая элементная база, собственные производители. Да и техника не стоит на месте.
      Цитата: Штык
      Один NATOвец (в личной беседе) ,утверждал, что за его рев!

      А вот мне в 1992 году при нашем визите в Барксдейл (США) один американец, впервые увидевший своими глазами Ту-95МС, задумчиво выдал мысль, что правильнее было назвать этот самолёт "Оса". И в этой мысли есть доля истины. Много изящнее они смотрятся рядом с В-52.
  4. +3
    31 декабря 2016 08:40
    "Медведь" он и над Африкой "Медведь". laughing
    С Новым годом ! drinks
  5. +3
    31 декабря 2016 09:01
    Цитата: кеп
    "Медведь" он и над Африкой "Медведь". laughing
    С Новым годом ! drinks

    Да, в машине чувствуется мощь. Мне довелось в конце 70-х быть на аэродроме в Прибалтике, когда взлетал ТУ-126. Жуть брала....
  6. +4
    31 декабря 2016 09:35
    всю статью можно свести к трем словам: "модернизация повысит потенциал" . Все. Других слов в статье нет!
    1. +1
      31 декабря 2016 10:00
      Конечно всё!
      Или Вы думаете что товарищи из-за большой лужы (которые нам совсем не товарищи) не мониторят медиа-пространство?
      С Уважением, Артур
  7. 0
    31 декабря 2016 10:48
    К сожалению, вся эта модернизация (конкретно Ту 95-ых,) не от хорошей жизни...
  8. 0
    31 декабря 2016 13:57
    Не вижу большого смысла тратить средства на модернизацию летающего раритета, лучше сосредоточить все силы на гораздо более совершенных Ту-160 и Ту-22М3. Свою задачу Ту-95 выполнил еще в 60-е, дав нам время создать арсенал из МБР, поэтому ему пора на покой. Очень надеюсь, что лет через десять мы увидим новое поколение ракетоносцев - ПАК ДА.
    1. 0
      31 декабря 2016 18:18
      Коллега, ТУ-95МС появился в 1979 году! Так что, он не раритет далеко...
      1. 0
        31 декабря 2016 22:30
        Ту-95МС ведет свое начало от противолодочного Ту-142, который, в свою очередь, взял за основу Ту-95 образца 1952 года. Принципиально ничего нового создано не было.
        1. 0
          6 января 2017 02:14
          Можно создать летающие крыло, как Б-2, но у амеров он не выстрелил.

          Если нужна платформа для перевозки ракет, то и МС-21 можно использовать.
  9. 0
    31 декабря 2016 14:36
    Можно сделать замену, на базе гражданского самолета, с гражданскими двигателями (типа ПС-90, ПД-14) и пилотажное оборудование унифицировать, за исключением спец оборудования... и вперед!
    1. +1
      31 декабря 2016 16:01
      Проще сразу построить новый самолет (ПАК ДА), чем переделывать антиквариат.
  10. +1
    31 декабря 2016 16:15
    Цитата: mr.redpartizan
    Не вижу большого смысла тратить средства на модернизацию летающего раритета, лучше сосредоточить все силы на гораздо более совершенных Ту-160 и Ту-22М3. Свою задачу Ту-95 выполнил еще в 60-е, дав нам время создать арсенал из МБР, поэтому ему пора на покой. Очень надеюсь, что лет через десять мы увидим новое поколение ракетоносцев - ПАК ДА.

    Когда увидим ПАК ДА на ВПП, тогда и можно говорить о уходе ТУ-95 на пенсию. Ту-160 только собираются дополнительное количество выпускать, ТУ-22М3 вообще к стратегам не относится. Так что модернизация нужна. По крайней мере теперь и ТУ-95 сможет нести новые КРВБ Х-101/102

    Цитата: mr.redpartizan
    Проще сразу построить новый самолет (ПАК ДА), чем переделывать антиквариат.

    Проще? Так и где он?
    1. 0
      31 декабря 2016 18:48
      РВСН и МСЯС успешно поддерживают ядерный паритет с США. Бомбардировщики - это оружие первого удара, причем оружие достаточно медленное. Для решения боевых задач в нашем полушарии вполне хватит сверхзвукового Ту-22М3. В начале 20-х должно возобновится производство стратега Ту-160, а ближе к 30-м мы увидим ПАК ДА.
      1. 0
        1 января 2017 15:12
        То количество Ту -22М3 и Ту -160 что есть, не совсем отвечает тем боевым задачам. Если б было так, как пишите, не стояла и задача модернизации Ту-95МС .Но по примеру тех же америанцев, если самолет удачный и не теряет актуальности, стоит его модернизировать тем самым оставляя в строю. Все упирается в деньги. Стоимость разработки нового самолета и стоимость модернизации, большая разница.
  11. +2
    31 декабря 2016 17:48
    Тема, конечно, интересная, но язык автора, мягко говоря, суконный. Загружать текст цитатами из отчётов - это не читабельно.
  12. +1
    31 декабря 2016 19:32
    Вроде коммерческие Воинги-747 летают раза в полтора дальше. Смысл модернизировать медведей?
  13. +2
    31 декабря 2016 23:51
    Я в школу ходил под гул 95-ых, под Руслановы Сушки кружили на парах из окна, и МиГи глушили низко . Грех не в спомнить, былую мощь.
    Виват Россия - возрождайся ! А мы тут как нибудь поможем в хохлостане.
  14. 0
    1 января 2017 11:41
    Нужно взять за основу несущую систему Ил-96-400, сделать нужный фюзеляж , и получим высокоресурсный боомбовоз и ракетовоз. Всякие В-2 и Ту-160 нужны для прорыва ПВО и внезапных атак. А "рабочие лошадки" - В-52 и Ту-95 Вот и нужно сделать такую лошадь, которой смогут управлять и гражданские пилоты. Тем более рассматривается Ил-96-400 в виде заправщика, есть обновленный Ил-76-ПС-90 с аналогичными двигателями ...Посмотрите на современную версию Б-52...
  15. 0
    1 января 2017 17:22
    Цитата: Zaurbek
    Нужно взять за основу несущую систему Ил-96-400, сделать нужный фюзеляж , и получим высокоресурсный боомбовоз и ракетовоз.

    Уже более 30 лет существует запрет на использование транспортных и пассажирских самолетов в качестве бомбардировщиков
    1. Комментарий был удален.
      1. +1
        1 января 2017 18:12
        Цитата: Zaurbek
        А вы не в глазки

        Хамите.....
        1. Комментарий был удален.
  16. 0
    6 января 2017 12:37
    В добрый путь,верим нашим конструкторам,и надеемся на долгую службу наших стратегов.
  17. 0
    6 января 2017 19:36
    Многим тут не даёт покоя возраст машины-мол,вместо нового всё совершенствуем старое.Вон америкосы тоже свой В-52,ровесник "медведя" модернизируют и списывать его не собираются.Рекорды по характеристикам "медведя" до сих пор не побиты ,зачем заново изобретать велосипед.
  18. 0
    29 апреля 2017 17:50
    Зря говорят о старости Ту-95МС и ставят в один ряд с В-52. Ту -95 МС этот глубокая модернизация Ту-142. Самые старые были сделаны году в 1982 приблизительно. В-52 самые "молодые" 1964 год.