Зенитный самоходный комплекс Korkut (Турция)

14
В настоящее время подразделения противовоздушной обороны сухопутных войск Турции сталкиваются с серьезными проблемами в области вооружений и техники. Войсковая ПВО имеет в основном артиллерийские системы, подавляющее большинство которых выполнено в буксируемом варианте. На вооружении состоят самоходные комплексы только одного типа, M42A1 Duster американского производства, при этом большая часть такой техники сейчас находится на хранении. Для решения имеющихся проблем несколько лет назад было принято решение о разработке перспективной зенитной самоходной системы, полностью соответствующей современным требованиям. Новый проект получил условное обозначение Korkut.

Разработка перспективной ЗСУ стартовала в начале текущего десятилетия и осуществлялась несколькими турецкими компаниями. Головным разработчиком нового проекта была назначена компания ASELSAN A.Ş. На правах субподрядчиков к работам привлекли фирмы FNSS Savunma Sistemleri A.Ş. и Makina ve Kimya Endüstrisi Kurumu (MKEK), задачей которых является производство и поставка отдельных элементов боевой машины. Новый проект получил название Korkut – турецкое мужское имя, в переводе означающее «твердый» или «решительный». Также авторы названия проекта могли иметь в виду одноименный город, одного из сыновей султана Баязида II или даже героя народного эпоса Деде Коркуда.




Боевая машина Korkut SSA


С целью максимально возможного сокращения затрат на создание и серийный выпуск перспективной боевой техники, авторы проекта «Коркут» решили использовать ряд характерных идей. Они затрагивали облик как отдельных бронемашин, так и всего зенитного комплекса в целом. Ожидается, что примененные решения позволят в значительной мере упростить строительство и эксплуатацию новейших боевых машин. При этом боевые качества комплекса ПВО будут оставаться на сравнительно высоком уровне.

В состав зенитного самоходного комплекса ASELSAN / FNSS Korkut предложено включить самоходные машины двух типов. Осуществлять защиту подразделений сухопутных войск на марше и на позициях должны будут батареи, имеющие в своем составе машины управления KKA (Komuta Kontrol Aracı) и самоходные установки с вооружением SSA (Silah Sistemi Aracı). Согласно имеющимся планам, машина управления будет контролировать четыре пушечные ЗСУ, следя за воздушной обстановкой в сравнительно крупном районе и выдавая целеуказание. Тем не менее, возможно и иное сочетание техники типов KKA и SSA.

Бронемашины Korkut KKA и SSA создавались с учетом максимального упрощения совместной эксплуатации, из-за чего были унифицированы по шасси и ряду других агрегатов. В качестве основы для такой техники было использовано гусеничное шасси FNSS ACV-30, ранее созданное с целью применения в различных новых проектах. Машина ACV-30 представляет собой универсальную платформу, пригодную для использования в качестве основы для техники различных типов. Изначально предлагалось строить на базе такого шасси боевые машины пехоты или иную подобную технику. В дальнейшем появились несколько предложений о разработке специализированных образцов различного назначения, в том числе самоходных зенитных систем.


Техника комплекса вместе


Многоцелевое шасси ACV-30 представляет собой бронемашину с возможностью монтажа различного оборудования. Шасси имеет корпус с характерной заваленной лобовой частью, а также вертикальными бортами и кормой. Компоновка корпуса выбрана с учетом строительства различной техники: передняя его часть отдана под установку двигателя и трансмиссии, тогда как прочие объемы могут вмещать экипаж, вооружение или необходимую аппаратуру. В случае с машинами проекта Korkut центр и корма корпуса используются для установки радиолокационных и артиллерийских систем. По имеющимся данным, корпус бронемашины ACV-30 изготавливается из броневой стали и алюминия. Заявлена баллистическая защита 4 уровня по стандарту STANAG 4569 (обстрел из 14,5-мм оружия) и противоминная 2 уровня (6 кг тротила под ходовой частью).

Шасси оснащается 600-сильным дизельным двигателем, сопряженным с полностью автоматической трансмиссией. Крутящий момент двигателя выводится на ведущие колеса переднего расположения. Используется ходовая часть на основе шести опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Характерной чертой движителя ACV-30 является увеличенный промежуток между третьей и четвертой парами катков. В корме корпуса могут монтироваться водометы для перемещения по воде. По данным компании разработчика, боевая машина на базе подобного шасси может показывать максимальную скорость до 65 км/ч при запасе хода до 500 км. Водные преграды преодолеваются вплавь. Длина машины ACV-30 составляет 7 м, ширина –3,9 м, высота (по крыше корпуса, без учета дополнительной аппаратуры) – 2,2 м. Боевая масса, в зависимости от типа установленного оборудования, не должна значительно превышать 30 т.

В рамках комплекса противовоздушной обороны «Коркут» задачи слежения за воздушной обстановкой и выдачи целеуказания возлагаются на машину управления с условным обозначением KKA. При строительстве такой техники на унифицированном шасси предлагается монтировать набор радиолокационного и оптико-электронного оборудования, а также аппаратуру управления, связи и пульты операторов. Большая часть этого оснащения помещается внутри броневого корпуса. За его пределами размещается поворотная башня с аппаратурой наблюдения.



На крыше корпуса машины Korkut KKA должно устанавливаться поворотное устройство L-образной формы. На его передней части монтируется блок оптико-электронного оборудования с собственными приводами наведения в двух плоскостях. Основная часть поворотного устройства служит опорой для вращающейся антенны радиолокационной станции. При помощи такого оснащения экипаж машины управления может следить за воздушной обстановкой на дальностях до 70 км, определяя параметры целей и выдавая целееуказание для Korkut SSA.

По данным разработчика, машина управления может собирать данные об имеющейся воздушной обстановке и формировать на их основе отчеты в графической форме. Подобные данные могут передаваться командованию или экипажам боевых машин. Схожим образом может осуществляться работа с иными сведениями об обнаруженных воздушных целях. Передача данных, как штабу, так и зенитным самоходкам, осуществляется по радиоканалу Ku-диапазона.

Машина управления KKA не должна непосредственно вступать в столкновение с противником, однако на этот случай несет некоторое оружие. В зависимости от типа имеющейся угрозы, экипаж может уйти от столкновения при помощи дымовых гранатометов или защититься от пехоты либо легкой техники с использованием крупнокалиберного пулемета. Дымовые гранатометы монтируются в передней части крыши, пулемет – над одним из люков экипажа.



Проект самоходной зенитной установки ASELSAN / FNSS Korkut SSA подразумевает применение новой башни, оснащенной оружием и средствами его наведения. Этот агрегат монтируется на крыше унифицированного шасси и обеспечивает горизонтальную наводку для стрельбы в любом направлении. Башня с вооружением имеет броневой корпус характерной многогранной формы, образованной большим числом ровных панелей. Листы корпуса образуют клиновидную лобовую часть и борта схожей конструкции. В лобовом агрегате башни имеется крупная амбразура, в которой располагается кожух орудий. Последний оснащен средствами поддержки стволов, а также имеет отверстия для оптимальной вентиляции.

Самоходка оснащается двумя автоматическими пушками Oerlikon KDC-02 калибра 35 мм. Это оружие было разработано в Швейцарии, но изделия для серийных самоходок планируется выпускать по лицензии на заводе MKEK. Следует отметить, что Турция уже производила подобное оружие: на вооружении имеется 120 буксируемых систем с 35-мм пушками швейцарской разработки. Таким образом, перспективная ЗСУ будет использовать уже применяемые армией боеприпасы, а также сможет обойтись уже выпускаемыми запчастями.

Пушки KDC-02 имеют автоматику на основе газового двигателя и способны показывать скорострельность на уровне 550 выстрелов в минуту (суммарно 1100). С орудиями совместимы выстрелы нескольких типов со снарядами различного назначения. При начальной скорости на уровне 1100-1500 м/с снаряды пушек могут поражать цели на дальностях до 4 км.



Пушки ЗСУ Korkut SSA оснащены автоматическими системами подачи боеприпасов с возможностью смены типа выстрела. Готовый к применению боекомплект состоит из 200 снарядов. Также имеются укладки для транспортировки дополнительного боезапаса в 400 снарядов.

На крыше башни боевой машины располагается собственная аппаратура поиска целей и наведения. На общем основании устанавливаются антенна радиолокационной станции и блок оптико-электронного оборудования. С помощью этого оснащения самоходка должна самостоятельно уточнять параметры цели и осуществлять наведение для стрельбы. От аппаратуры машины управления Korkut KKA оборудование ЗСУ отличается менее высокими характеристиками дальности обнаружения.

Предполагается, что техника двух типов из состава комплекса «Коркут» будет совместно перемещаться вместе с защищаемыми соединениями и осуществлять контроль за воздушным пространством, как самостоятельно, так и при содействии сторонних систем. В качестве плюса нового комплекса ПВО указывается высокая мобильность, дополненная возможностью преодоления водных преград вплавь. Боевая масса машин не более 30-32 т также позволит перебрасывать их при помощи существующих военно-транспортных самолетов.


Машина управления Korkut KKA


Разработка проекта Korkut продолжалась несколько лет, после чего занятые в работах фирмы смогли приступить к строительству опытной техники. Первый опытный образец боевой машины Korkut SSA впервые был продемонстрирован широкой публике в рамках салона IDEF 2013. В дальнейшем обе машины противовоздушной обороны неоднократно становились экспонатами новых выставок. Также публиковались фотографии и видеоматериалы с испытаний опытной техники.

По известным данным, в настоящее время компании ASELSAN, FNSS и другие участники проекта «Коркут» продолжают испытания и доводку перспективного зенитного комплекса для войсковой противовоздушной обороны. При этом подобные работы уже приближаются к своему завершению. Так, в конце октября прошлого года стало известно о передаче первого образца комплекса Korkut сухопутным войскам. По-видимому, технику передали заказчику для проведения войсковых испытаний. После завершения этой стадии проверок следует ожидать появление окончательного решения о дальнейшей судьбе проекта.

Зенитный комплекс пока только готовится к принятию на вооружение, но турецкое командование уже определилось со своими нуждами и сформировало график будущих поставок серийной техники. В самое ближайшее время планируется начать подготовку к серийному строительству техники двух типов. Первые серийные комплексы должны будут поступить в армию в 2018 году. Окончание поставок по будущему контракту запланировано на 2022 год. За это время сухопутные войска должны будут получить 40 машин Korkut SSA и 13 Korkut KKA. Таким образом, каждый год промышленность должна будет выпускать в среднем по 8 самоходки с пушками и 2-3 машины управления.



Строительство и поставки серийных зенитных самоходок позволят частично решить имеющуюся проблему с защитой сухопутных войск от возможных нападений. В то же время, 53 единицы новой техники могут не решить все имеющиеся проблемы. Как следствие, в будущем возможно появление нового контракта на поставку дополнительных партий техники. Тем не менее, пока сведения на этот счет отсутствуют.

Ранее сообщалось о возможном дальнейшем развитии существующего проекта «Коркут». Подобная зенитная система привлекла внимание не только сухопутных войск, но и военно-морского флота. Сейчас компания ASELSAN ведет разработку корабельной версии зенитного комплекса. По последним данным, в течение нескольких следующих месяцев компания-разработчик планирует опубликовать первые материалы по перспективному проекту. Сроки завершения работ и начала производства «морского» комплекса пока не уточнялись. Очевидно, все это является делом отдаленного будущего.

В силу определенных причин сухопутные войска Турции имеют весьма специфический парк техники и вооружений. В частности, «слабым местом» турецкой армии является вооружение войсковой ПВО. Несколько лет назад был дан старт новому проекту, от которого требуется изменить имеющуюся ситуацию и дать войскам новую самоходную технику с повышенными характеристиками. После нескольких лет работы компаниям-подрядчикам удалось создать требуемую технику. В ближайшем будущем она завершит испытания, после чего будет окончательно определена ее дальнейшая судьба. При этом уже были определены сроки и объемы закупок. Очевидно, что появление серийных зенитных систем ASELSAN / FNSS Korkut положительным образом скажется на состоянии турецкой войсковой ПВО. В то же время, известные планы по закупкам такой техники могут быть поводом для некоторых сомнений. Каким будет будущее новой техники и сможет ли она решить поставленные задачи – покажет время.


По материалам сайтов:
http://aselsan.com.tr/
http://fnss.com.tr/
http://savunmaveteknoloji.com/
http://zonwar.ru/
http://defence.pk/
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 января 2017 06:48
    И чем она лучше наших "Шилок" или "Тунгуски"?
    1. +3
      10 января 2017 11:18
      Не лучше - шаг назад.
      "Шилка" устарела, а "Тунгуска" и "Панцирь" гораздо современнее.
      Оба ракетно-пушечные и могут работать полностью самостоятельно как обнаруживать, так и наводить свои пушки и ракеты..
      В общем - турки непонятно что хотят.
      1. +1
        10 января 2017 23:07
        Цитата: Никкола Мак
        могут работать полностью самостоятельно как обнаруживать, так и наводить свои пушки

        1. В статье указано:
        Цитата: Никкола Мак
        На крыше башни боевой машины располагается собственная аппаратура поиска целей и наведения. На общем основании устанавливаются антенна радиолокационной станции и блок оптико-электронного оборудования. С помощью этого оснащения самоходка должна самостоятельно уточнять параметры цели и осуществлять наведение для стрельбы. От аппаратуры машины управления Korkut KKA оборудование ЗСУ отличается менее высокими характеристиками дальности обнаружения.

        У тунгуски так же есть в дивизионе машины целеуказания. (т.е. на ступень выше чем у турков). РЛС 1Л119, РЛС 35Н6.
        https://www.prizyvnik.info/entries/3492-pvo_briga
        dyi_novogo_oblika
        Панцирь вообще не в тему, так это не войсковая ПВО (ну пока не войсковая).
        2. А чья разработка сосна-р напомните? А вообще....
        Бытует мнение, что ракетные и пушечные установки лучше разделять. Это якобы связано со спецификой работы экипажа и наведения. Насколько верно это утверждение спорить не буду. Во всяком случае западный подход именно такой. Да и в СССР даже имея тунгусски в полку всё равно был дивизион стрела-10.
        Цитата: Никкола Мак
        В общем - турки непонятно что хотят.

        Турки вкладывают деньги в свой же ВПК. Конечно продукт на выходе не очень. В первую очередь потому что они не знают как его эксплуатировать в реальных условиях иначе готовый боекомплект был бы явно больше 200, даже более 310 (гепард). И в комплекс входили бы ракетные машины. С другой стороны они пользуются возможностью получить все возможные (что дают) технологии запада.
        1. 0
          11 января 2017 07:21
          Турки вкладывают деньги в свой же ВПК. Конечно продукт на выходе не очень.

          Может проще было бы купить у кого-нибудь лицензию (или заказать доработку), а не изобретать велосипед. Опять же турки весьма смутно представляют, зачем им эта ЗСУ нужна и уж тем более организационно - штатную структуру.
          1. +1
            11 января 2017 13:32
            Цитата: Никкола Мак
            Может проще было бы купить у кого-нибудь лицензию (или заказать доработку)

            А у кого? Кто им продаст серьезные агрегат? Да и у кого он есть? В данном звене разве что "Гепард" который списан у самого производителя. Опять же ходовая леопарда это не дешевая турецкая конфигурация м113.
            А в РФ купить целая проблема т.к. блок НАТО и геополитика.
            Цитата: Никкола Мак
            Опять же турки весьма смутно представляют, зачем им эта ЗСУ нужна

            Как применить скорее всего они представляют прекрасно. Поскольку ЗСУ на ближнем востоке применяются давно и достаточно успешно.
            Цитата: Никкола Мак
            и уж тем более организационно - штатную структуру.

            Ну почему же? Дать отдельную РЛС на батарею это увеличение самостоятельности оной. Если они потихоньку перенимают опыт батальонно-тактических групп это правильное решение, поскольку дивизион пво для указанных избыточно. А вот батарея без собственной рлс недостаточно, в итоге рлс они таки слепили. Конечно 4 ед. именно зрк для батареи маловато, хотя нарастить их производство скорее всего не проблема.
    2. +1
      10 января 2017 11:22
      Да ничем, одно слово - назад в будущее.
      Дальность 4- км с макс. скорострельностью 1100, без ракетного вооружение - курам насмех, ну или петухам турецким.
    3. +2
      10 января 2017 11:56
      Лучше "Шилки" - тем, что орудия более хорошие. Лучше "Тунгуски" - наверное ничем, но у турков-то и того нет, так что шаг логичный.
    4. +1
      10 января 2017 18:39
      Она не лутше , но турки вкладывают в свое производство и создать что лучшее сразу не получается.
  2. +1
    10 января 2017 15:07
    Это очень все бла-ародно, но не проще ли было туркам купить те же "Гепарды"?
    Которые, к слову, разрабатывались немцами для замены... да-да-да, тех же самых М42 Duster. laughing
  3. 0
    12 января 2017 07:27
    Цитата: gallville
    Бытует мнение, что ракетные и пушечные установки лучше разделять. Это якобы связано со спецификой работы экипажа и наведения. Насколько верно это утверждение спорить не буду. Во всяком случае западный подход именно такой. Да и в СССР даже имея тунгусски в полку всё равно был дивизион стрела-10.

    Да, мнение такое есть, и оно вполне обосновано. Конечно, хочется иметь все "в одном флаконе", но при этом показатель эффективность/стоимость системы существенно снижается.
  4. 0
    14 января 2017 18:41
    Немного странный аппарат. Высокий, несуразный - немного напоминает микролитражку Деу "Матиз". И страдает наверное теми же болезнями - на скорости около 130-140 км в час, я в "Матизе" чувствовал себя очень неуютно, появлялись угловые моменты, и было ощущение "зверек" пытается опрокинутся. А у этого вот агрегат, наверняка такое же поведение будет, при длинной очереди с повернутой набок башней.
  5. +1
    15 января 2017 02:57
    Без ракет и с такой скорострельностью я сомневаюсь,что Коркут сможет поражать сверхзвуковые цели,то есть его удел борьба с вертолётами и штурмовиками наподобие СУ-25 или ЯК-130 или А-10,хотя с последним наврядли - всё таки он самолёт НАТО,да и дальность поражения 4 км. это слишком - максимум 2500 м. опять же из-за скорострельности
  6. 0
    15 января 2017 19:31
    какие то старые решения. в нынешних условиях они проблему не решат. ну разви что против укропов
  7. 0
    17 ноября 2020 22:00
    Напоминает нашу "Деривацию" - такая же уродливая...