Бочка на плоту

82


155 лет назад, 30 января 1862 года, был спущен на воду первый в мире башенный броненосец "Монитор" - один из самых оригинальных и наиболее революционных боевых кораблей в истории мирового судостроения. Из-за плохой мореходности и низкой живучести проплавал он менее года, но эффект произвел огромный. Всего через пять лет корабли такого класса начали строить даже в Бразилии.





Подлинный чертеж "Монитора", подписанный его создателем Джоном Эриксоном. Любители пикантных подробностей могут посмотреть его вот тут в увеличенном размере.



Действующая модель паросиловой установки "Монитора" мощностью 300 л.с. Этот двигатель с двумя оппозитными поршнями в одном цилиндре был спроектирован Эриксоном специально для данного броненосца и запатентован. А всего в "Мониторе" нашли воплощение 47 оригинальных новинок.



Слева - команда на палубе "Монитора". Перед башней видны клепаные прямоугольные "шкафы" дымовых труб.
Справа - реставрация поднятой со дна бронебашни затонувшего броненосца.



Слева - офицеры корабля возле башни, на которой видны следы от попаданий ядер бронированной плавбатареи конфедератов "Вирджиния", полученных во время боя на на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года.
Справа - музейная реконструкция интерьера боевого отделения. Зрелищная, но не очень точная, так как в оригинале лафеты орудий были деревянными, а орудийные порты изнутри закрывались качающимися броневыми заслонками. .
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    5 февраля 2017 15:14
    Спасибо! Очень интересно. Описаний "Монитора" и других кораблей построенных на основе этого корабля было много, но вот такие чёткие фотографии вижу впервые. Раньше были только чертежи и фото общего вида.
    1. +9
      5 февраля 2017 16:14
      Цитата: амурец
      Спасибо! Очень интересно. Описаний "Монитора" и других кораблей построенных на основе этого корабля было много, но вот такие чёткие фотографии вижу впервые. Раньше были только чертежи и фото общего вида.


      Я вообще первый раз вижу request
      1. +16
        5 февраля 2017 16:44
        Монитор первый корабль, который утопил кок, до этого они корабли только жгли!!! laughing
        Если серьезно "завидно", что ряд стран вкладывается в историю своего морского флота. А мы свои корабли традиционно в слом или на разбор. Если на глазок прикинуть, что стоит у причалов. На Балтике - Аврора, на севере - К-21, на Черном море - Кутузов и ... все! Возможно я, что-то и забыл, но даже реплика фрегата "Штандарт" и то в наши порты не заплывает. А ведь где-то на Балтийском море мы потеряли броненосную лодку и эскадренный броненосец, несколько "Новиков", японцы тоже не все наши корабли подняли. А ведь это было здорово поднять со дна морского корабль и организовать музей. Подобные начинания были при Петре I.
        1. +10
          5 февраля 2017 17:12
          Сейчас ситуация серьезно улучшилась.

          1. +7
            5 февраля 2017 18:20
            Спасибо за фотографии, но это все суда, а не военные корабли.
          2. +1
            7 февраля 2017 13:41
            На первом пару дней назад был. Музей очень понравился.
        2. +9
          5 февраля 2017 18:59
          Цитата: Котище
          Если на глазок прикинуть, что стоит у причалов. На Балтике - Аврора, на севере - К-21, на Черном море - Кутузов и ... все!

          А что ж Владик с его С-56

          И "Красным вымпелом" позабыли?
          1. +13
            5 февраля 2017 19:55
            Год постройки - 1915 ("Волхов"). До сих пор в строю.
          2. 0
            14 февраля 2017 14:45
            :-)))) А за МКАДом жизни нет
        3. +7
          5 февраля 2017 19:34
          Добрый день! Про "Русалку", погибшую со всем экипажем, Вам ответили, а носовой герб утонувшего в Выборгском заливе "Гангута" был выставлен в Военно-Морском музее в начале осмотра (по крайней мере, до переезда, в новом музее я не был).
          В Кронштадте около Морского завода стоит корпус монитора типа "Ураган", скорее всего, "Стрелец". Год постройки - не позже 1865-го.
          1. +6
            5 февраля 2017 19:47
            в Угольной гавани Петербурга же лежит корпус минного заградителя "Волга" (1903 г. постройки). вот так он выглядел при царе:

            и вот так в 2009-м (сейчас еще хуже). Эксплуатировался как живорыбная база.
          2. +4
            5 февраля 2017 21:13
            Я в 90 -е читал о старых кораблях где-то оставался корпус "Латника" "Адмирала Лазарева" и старый корпус "Авроры"
            1. +2
              5 февраля 2017 22:30
              я тоже слышал про старый корпус "Авроры". Вроде, то ли в Лужской губе, то ли в Копорском заливе.
            2. +4
              5 февраля 2017 22:57
              вот фото подводной части "Авроры". Затоплена в Лужской губе (неподалеку от современного порта Усть-Луга) около поселка Ручьи, изначально из нее пытались сделать волнолом. Не могу сказать, какого года фото (саму подводную часть утопили в 1987-м), подозреваю, сейчас и этот остов еще больше обобран местными.
              1. +2
                6 февраля 2017 18:55
                Года два назад видел этот остов. На тот момент мне казалось, что он находится метрах в 70, как минимум от берега. hi
                1. +1
                  6 февраля 2017 20:11
                  я периодически езжу в Усть-Лугу по работе. Надо бы заскочить, посмотреть по дороге. Вроде, территория открытая, судя по Викимапии. Сколько раз мимо ездил, мозги не доходили посмотреть, каюсь.. recourse
        4. +5
          5 февраля 2017 19:42
          В Питере 2 подводные лодки-музеи есть. Даже в Вытегре подводная лодка - музей есть. Так что Вы не правы про "вкладывание ряда стран".Наша страна в том же ряду.
          1. +4
            5 февраля 2017 21:31
            Всем огромное сбасибо!!!!
            Про Владивосток я не знал!
            Волхов еще плавает, дай бог еще 100 лет отмахать в строю.
            Вопрос, что за ПЛ в Санкт-Петербурге?
            1. +6
              5 февраля 2017 22:39
              Две лодки-музея: Д-2 «Народоволец» в Ленэкспо (на постаменте), С-189 проекта 613 на Неве. Также в Ленэкспо и в Кронштадте установлены торпедные катера - памятники; насколько я понимаю, однотипные, проекта 123 "Комсомолец". Вот кронштадтский катер:
              1. +2
                6 февраля 2017 10:41
                На Сапун-горе, в Севастополе такой же.
            2. +1
              7 февраля 2017 16:46
              Цитата: Котище
              Вопрос, что за ПЛ в Санкт-Петербурге?


              Д-2 на Васильевском и у пирса на набережной Лейтенанта Шмидта С-189. Лодка поднята в Кронштадте и восстановлена на деньги частного лица. Как говорили работники музея, бывшие подводники, он сам из подводников.И оборудование, приборы и прочее собирали по свалкам, складам в частном порядке. И восстанавливали все своими руками.
        5. +3
          6 февраля 2017 18:51
          Есть памятник крейсеру "Киров", который скорее нужно считать памятником безразличию к собственной истории
        6. +2
          6 февраля 2017 18:59
          "Аврора" сохранилась только благодаря тому, что она была символом октябрьской революции, или переворота- кому как нравится.
          1. +1
            6 февраля 2017 20:23
            остальные корабли, к сожалению, у государства в начале 20-х не было сил и средств содержать. Плюс большая часть из них уже была устаревшими к тому моменту. Броненосцы, броненосные крейсера - все было продано немцам на разделку..
      2. +3
        5 февраля 2017 22:24
        столько лет фотографиям и четкость ошаленная, не выгорели,не пожелтели от химикатов-ВЕЩЬ!!!
        1. +5
          5 февраля 2017 23:00
          Цитата: свой1970
          столько лет фотографиям и четкость ошаленная, не выгорели,не пожелтели от химикатов-ВЕЩЬ!!!

          Тогда же на фотоматериалы, а это были пластины, СЕРЕБРО применяли, а не всякие заменители, так что они до сих пор радуют своей четкостью...
      3. +6
        6 февраля 2017 00:26
        Цитата: кеп
        Я вообще первый раз вижу

        Монитор как и Дредноут дал название целому классу кораблей-мониторов. Хорошо описана история русских мониторов в книге Л.И.Амирханова "Артиллерия русских мониторов".
        http://coollib.com/b/266558/read
        http://detectivebooks.ru/book/31799464/
        Цитата: Котище
        Если серьезно "завидно", что ряд стран вкладывается в историю своего морского флота.

        В Благовещенске стоит на постаменте бронекатер проекта 1125 на месте где переправлялись войска в Китай во время августовских боёв с японцами, в 1945году.
      4. +5
        6 февраля 2017 01:30
        Цитата: кеп
        Я вообще первый раз вижу

        Хорошо морские мониторы описаны у Л.И. Амирханова. "Артиллерия русских мониторов.", а история речных мониторов в книге Черникова."Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России."
  2. +7
    5 февраля 2017 15:53
    Очень интересная статья .Этот корабль дал толчок развитию броненосного флота России-от "Колдуна"и "Смерча" до"Ударного"
    1. +4
      5 февраля 2017 18:26
      Верх отечественной эволюции были мониторы типа "Хасан", ранее носил название "Лазо". Кананерки "Ударный" уступали даже старым "Шквалам". Все-таки не корректно сравнивать речные корабли и морской "Монитор", хотя последний и был поминимуму мореходным.
      1. +3
        5 февраля 2017 19:19
        "Хасан" хоть и монитор но очень высокобортный и много артиллерии его бы лучше отнести к канонерским лодкам. А речные мониторы 30 годов ближе по компоновке к первым мониторам:низкий борт,плохая мореходность, 2 или 4 орудия.
        1. +1
          10 февраля 2017 17:59
          Цитата: sergei1975
          "Хасан" хоть и монитор но очень высокобортный и много артиллерии его бы лучше отнести к канонерским лодкам.

          В канлодки "Хасан" по вооружению не лезет. Шесть стотридцаток для КЛ многовато. smile
          Так что он - монитор нижнего течения Амура и Татарского пролива. В дополнение к мониторам среднего течения Амура - семёрке "Шквалов".
    2. +3
      5 февраля 2017 19:05
      Цитата: sergei1975
      Этот корабль дал толчок развитию броненосного флота России-от "Колдуна"и "Смерча" до"Ударного"

      Так же "Русалка", унесшая весь свой экипаж в царство Нептуна....

      1. +6
        5 февраля 2017 19:22
        Такая была "Русалка"Недавно её нашли.
        1. +4
          5 февраля 2017 20:50
          Вот бы ее поднять и восстановить! Эх.
          1. +3
            6 февраля 2017 06:28
            Цитата: Котище
            Вот бы ее поднять и восстановить! Эх.

            "Русалка" затонула 25 км южнее Хельсинки со всем экипажем. По всем канонам считается братской могилой и находится сейчас вот в таком положении:

            Зачем тревожить усопших?
  3. +7
    5 февраля 2017 16:12
    В журналах Моделиста Конструктора я в первые узнал про мониторы.
    В нынешние время ,связи развитием РЛС может станут востребованными.И не подлодка и не корабль.
    1. +4
      5 февраля 2017 17:19
      Вовремя американо -испанской войны американские мониторы не смогли поучаствовать в сражении-слишком долго плыли,война закончилась.Другой неудачный опыт применения монитора был у англичан в 1 мировой войне. Крейсер "Гебен" быстро с ним расправился.
      1. +2
        5 февраля 2017 17:24
        Цитата: sergei1975
        Вовремя американо -испанской войны американские мониторы не смогли поучаствовать в сражении-слишком долго плыли,война закончилась

        За то активно применялись в ходе гражданской войны.Других сражений к своему "стыду "не знаю.
        интересно в современной войне спрос на такие суда будет?как ни как своеобразный СТЕЛС.Тут еще не мало важное наверно будет осадка таких суден.
    2. +4
      5 февраля 2017 17:25
      Цитата: болот
      И не подлодка и не корабль.

      Есть такой анекдот - что общего у морской свинки и женщины-программиста? Ну, морская свинка - она ведь и не свинка, и не морская... (мои глубочайшие извинения всем умницам и красавицам, освоившим программирование)
      1. +4
        5 февраля 2017 17:33
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Есть такой анекдот - что общего у морской свинки и женщины-программиста? Ну, морская свинка - она ведь и не свинка, и не морская... (мои глубочайшие извинения всем умницам и красавицам, освоившим программирование)

        Если ромбовидный профиль командной рубки сделать выше ватрлинии ,может на экранах представляьтся будет в виде рыбацкой лодки или прогулочной яхты.Достаточно перед запуском не много всплыть. smile
        1. +2
          5 февраля 2017 17:57
          Цитата: болот
          Если ромбовидный профиль командной рубки сделать выше ватрлинии ,может на экранах представляьтся будет в виде рыбацкой лодки или прогулочной яхты

          Кому представляться? Радару вражеского корабля? Так в современном бою надводные корабли вообще не должны сходиться на дистанцию прямой видимости. Кроме того, Вам придется смириться с тем, что Ваш полуподводный човен вообще не будет видеть неприятеля - антенна РЛС, захлестываемая волнами - это нонсенс.
          У ПЛ и НК принципиально разные обводы - то, что хорошо под водой отвратительно над водой и наоборот
          Цитата: болот
          Достаточно перед запуском не много всплыть

          Пл всплывать вообще не обязательно.
          1. +2
            5 февраля 2017 18:02
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Кому представляться? Радару вражеского корабля? Так в современном бою надводные корабли вообще не должны сходиться на дистанцию прямой видимости. Кроме того, Вам придется смириться с тем, что Ваш полуподводный човен вообще не будет видеть неприятеля - антенна РЛС, захлестываемая волнами - это нонсенс.

            Ну это я к примеру.Вот в нашей акватории Каспия,смысла не в использовании подлодок,глубины не те.Мониторы в самый раз.Да что бы осадка судна была бы не большой.
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Пл всплывать вообще не обязательно.

            Ну здесь понятно но желание АК-57-76 впихнуть есть.
            1. +2
              5 февраля 2017 19:25
              Болот,Вы правы на Каспии по не нужны,а из надводных там хороши"Буяны“или же "броненсцы"пана Педро"Акерман"
              1. +2
                5 февраля 2017 19:31
                Цитата: Монархист
                Болот,Вы правы на Каспии по не нужны,а из надводных там хороши"Буяны“или же "броненсцы"пана Педро"Акерман"

                Смотрю на милитаризацию Каспия с вашей стороны и подумываю чем ответят страны при Каспийскогго региона могут ответить.Мало того вы еще ракеты пуляете. smile
                Хотя все мирно не ущемляя интересов можно развести.
      2. +4
        5 февраля 2017 19:25
        А полуподводный катер"Кета" в 1905 году не допустил входа японских кораблей в устье Амура.
    3. +4
      5 февраля 2017 17:56
      Типа этого чюда-юда?! wassat

      1. +2
        5 февраля 2017 17:58
        Цитата: kugelblitz
        Типа этого чюда-юда?!

        Ну типо того.Может что по современнее есть. smile
        1. +3
          5 февраля 2017 17:59
          Форма корпуса замечательная, Капцов не даст соврать!

          1. +2
            5 февраля 2017 19:13
            Цитата: kugelblitz
            Форма корпуса замечательная,

            Мда ...Без надстроек - типичная подводная лодка smile
            1. +3
              5 февраля 2017 19:18
              Жаль не было фотографий прототипа от конфедератов, тоже эпично выглядящая вундерваффля, но применили неудачно. Если удалось бы потопить противника, то лихорадка далеко ушла за рамки всяких Полифемусов и Катадинов

      2. +3
        5 февраля 2017 19:37
        Плавающий таран США "Катадин" наш ответ-"Гангут" сейчас лежит на дне Финского залива.
  4. 0
    5 февраля 2017 16:40
    Некрещенная фантазия
  5. +3
    5 февраля 2017 17:02
    По мне Вирджиния более интересна, хоть и была деревянной, да не имела башни. Но сама по себе по тем реалиям была намного ближе к боеготовности. Что в итоге и подтвердилось на практике, потому что мало кто говорит, но Монитору в том бою тоже неплохо досталось.

  6. +2
    5 февраля 2017 17:48
    Я конечно, не претендую на безупречное знание истории мирового флота и Российского в частности, но кажется в России мониторы не строили. По крайней мере ничего о них не слышал и не читал. Считаю мониторы почти уникальным типом кораблей. Хотя и узкоспециализированным.
    1. +7
      5 февраля 2017 17:52
      Строили и у нас мониторы, мода на них стала повальной во всех странах. При том на своих верфях.

    2. +6
      5 февраля 2017 18:12
      Ураган. Российский императорский флот.
      1. +5
        5 февраля 2017 18:14
        Речной монитор "Шквал". Первый военный корабль с дизельным двигателем.
        1. +7
          5 февраля 2017 18:18
          Ну и последние, мониторы СССР класса Хасан. Самый мощный монитор тип река-море.
          1. +3
            5 февраля 2017 18:35
            Откуда информация? Интересно будет узнать что то новое.
            1. +5
              5 февраля 2017 21:04
              Шикарная книга "Энциклопедия речного флота"

              Под редакцией И.Черникова.
    3. +7
      5 февраля 2017 18:39
      А я еще круче плод сумрачного гения адмирала Попова добавлю: круглые шестивальные(sic!) поповки. wassat

      1. +2
        5 февраля 2017 18:48
        Вопрос тот-же что выше. Откуда инфа, пока ничего годного не нашел.
        1. +1
          5 февраля 2017 18:55
          С разных источников, 100% достоверных.
          1. +2
            5 февраля 2017 19:05
            Цитата: kugelblitz
            плод сумрачного гения адмирала Попова

            Упустил зацепку, теперь найду.
      2. +2
        5 февраля 2017 19:21
        Цитата: kugelblitz
        А я еще круче плод сумрачного гения адмирала Попова добавлю: круглые шестивальные(sic!) поповки.

        Типа плавущие острова.
        Цитата: WildOwl
        Вопрос тот-же что выше. Откуда инфа, пока ничего годного не нашел.

        Не ваша ли статья kugelblitz?
        По этому с небольшим сарказмом.как я понял Амурец написал. laughing
        Цитата: амурец
        Спасибо! Очень интересно. Описаний "Монитора" и других кораблей построенных на основе этого корабля было много, но вот такие чёткие фотографии вижу впервые. Раньше были только чертежи и фото общего вида.
        1. +3
          5 февраля 2017 19:26
          Не, не мои, все хочу статейку по одному очень малоизвестному истребителю накатать, источников набрал даже, но все руки не доходят. Я читатель, а не писатель. wassat
          1. +2
            5 февраля 2017 19:35
            Цитата: kugelblitz
            Не, все хочу статейку по одному очень малоизвестному истребителю накатать, источников набрал даже, но все руки не доходят. Я читатель, а не писатель

            Ради интереса про какой?
            Сам из читателей,если что только в устной форме используя не нормативную лексику. laughing
            1. +2
              5 февраля 2017 19:42
              Сначала надо написать! wassat
      3. +2
        5 февраля 2017 19:31
        Я об этих"поповках"слышал,что были такие,но их ТТХ и прочее мне не знакомы. Скажите,где о них почитать
        1. +4
          5 февраля 2017 19:34
          Вот хорошая статья: http://keu-ocr.narod.ru/KO_04/

          ТТХ Новгорода

          Водоизмещение: 2491 тонна

          Длина наибольшая: 30,8 метра

          Длина дна: 23,16 метра

          Ширина наибольшая: 30,8 метра

          Ширина дна: 23,16 метра

          Высота борта: 4,6 метра

          Осадка по корпусу: 4,11 метра

          Силовая установка: 4 паровые машины «Берда» по 120 л. с., 8 котлов

          Скорость хода: полная 6,5 узла

          Дальность плавания: 480 миль при скорости хода 6 узлов

          Автономность: 3 суток

          Вооружение: 2х1 280-мм пушки Круппа в барбете, 1х1 87-мм пушка Круппа

          Экипаж: 151 человек (15 офицеров)
        2. +4
          5 февраля 2017 21:10
          Описание Броненосцев береговой обороны "Новгород" и "Вице адмирал Попов" есть в энциклопедии А.Широкорада "Российский импертоосктй флот с 1868 по 1917". В годах возможно напутал пишу по памяти.
      4. +3
        5 февраля 2017 19:33
        "Поповки" выполнили свою задачу-не пустили турецкий флот в Азовское море .И на них установили крепостные орудия при минимальной осадке.
        1. 0
          6 февраля 2017 23:17
          Цитата: sergei1975
          "Поповки" выполнили свою задачу-не пустили турецкий флот в Азовское море .И на них установили крепостные орудия при минимальной осадке.

          Здесь Вы напутали.
          Единственная попытка использовать поповки в боевых условиях была предпринята в Турецкую войну 1877/78 гг. Оба корабля были направлены в устье Дуная чтобы воспрепятствовать прорыву ткрецкого флота в Дунай, где Гвардейский экипаж наводил и охранял наплавные мосты - переправы.
          Турки не пытались прорываться, война достаточно быстро закончилась, поповки вернулись.
          При этом выяснилось, что даже небольшой шторм для них представляет серьезную опасность. На волне круглый корпус изгибался, как блин на тарелке, клепанные листы не выдерживали. заклепки рвались...
          Чтобы избежать затопления кораблей их разошедшиеся палубы покрывали парусиной для герметизации корпуса.

          После турецкой кампании поповки только один раз в хорошую погоду ходили из Севастополя на Кавказ.
          Удалось вернуться... И то хорошо.

          А в Керченском проливе готовились принять бой простые понтонные плавучие батареи с железными брустверами.
  7. +2
    5 февраля 2017 19:16
    подробностей могут посмотреть его вот тут в увеличенном размере.

    контрал\с-контрал\в-интер
    http://www.marinersmuseum.org/wp-content/uploads/
    2014/04/MS376p47-MonitorPlan-print.jpg
    ссылка на чертеж
  8. +6
    5 февраля 2017 19:22
    А вот Британские мониторы "Террор" и "Эребус" прошедшие две Мировые войны. "Эребус", в 1919 году участвовал на стороне белогвардейцев в обстреле нашего форта "Красная горка", поддерживая армию Юденича. Главный калибр 2х381мм орудия.
    1. +4
      5 февраля 2017 19:25
      Ещё фото, в белоснежной окраске
      1. +6
        5 февраля 2017 19:28
        Главный калибр во всей своей мощи
        1. +5
          5 февраля 2017 19:59
          позвольте добавить hi Английские речные мониторы типа "Хамбер" - "Северн" и "Мерси" в 1915-м году на африканской реке Руфиджи нанесли смертельные повреждения прятавшемуся там немецкому крейсеру "Кенигсберг". На каждом мониторе - 2 орудия 152-мм (правда, установленные не в одной башне) и 2 119-м гаубицы.
  9. +4
    6 февраля 2017 04:17
    История вещь затратная , но беречь ее надо !!!
  10. +5
    6 февраля 2017 09:29
    К разговору об истории...
    Не монитор, конечно, но тем не менее.
    Этот красавец до сих пор ходит по морям и океанам...
  11. 0
    9 февраля 2017 23:18
    Пышму забыли, не знаю почему многие экспонаты упорно называют макетами, хотя макетами они не являются, например корабли настоящие: