Конвой лейтенанта Гредвелла

33


Лейтенант Лео Гредвелл по профессии был адвокатом. Остальные “головорезы” из его команды — рыбаками.



Их корабль был слабейшим в квадрате. Профессиональных военных моряков на нём не было — таким служить на “Айршире”не позволяла гордость. Оружия нет. Скорости нет. Скрытности нет — штиль, лето, полярный день. Зато есть полярные миражи, показывающие, что происходит за горизонтом.

Море кишит подлодками и самолетами Люфтваффе. На траверзе “Айршира” покачиваются трое таких же горемык, с экипажами из моряков торгового флота. Навигационных карт для высоких широт нет. Охранение ушло. Помощи ждать неоткуда.

Лейтенант сцепил зубы и повел свой маленький конвой.

* * *


Вечером 4 июля 1942 года британское Адмиралтейство сняло охранение конвоя PQ-17, предложив транспортам самостоятельно пробиваться в русские порты. Военный флот отошел полным ходом на Запад.

Корвет “Айршир” из непосредственного охранения конвоя остался с транспортами посреди Баренцева моря.

Глядя вслед уходящим эсминцам, командир корвета лейтенант Гредвелл понял, что с 10 узлами ему за военными кораблями не угнаться. Ждать его никто не собирался. Конвой к тому времени уже достиг 30 град. в.д., и возвращаться было слишком поздно. Вооруженным траулерам, тральщикам и корветам было приказано самостоятельно добираться до Архангельска.

На этом связь с командованием прервалась. Некогда мощный конвой постепенно таял на горизонте.

Большинство транспортов шли на северо-восток, надеясь укрыться в бухточках Новой Земли и оттуда дотянуть до Архангельска.

Кто-то повернул на север в надежде отсрочить встречу с немецкими подлодками.

Вооруженная “мелочь” — корвет ПВО “Паломарес”, тральщики “Бритомарт”, “Хэлсион” и “Саламандер” — сбились в кучу и, отстреливаясь, стали пробиваться к Новой Земле. Тяжелогруженые транспорты, желающие присоединиться к отряду, посылались прочь, несмотря на отчаянные просьбы о защите. Решение мотивировалось приказом о необходимости рассеяния конвоя, что, однако, не мешало самим тральщикам держаться сообща.

Конвой лейтенанта Гредвелла

Грозный HMS Ayrshire (FY 225)


Корвет “Айршир” под командованием Гредвелла поступил интереснее. Он двинулся на северо-запад, почти в обратном направлении. Будучи предоставленным сам себе, он вскоре присоединил два транспорта “Айронклайд” и “Трубадур”, и, объявив себя командующим отрядом, направился к границе паковых льдов. Туда, где меньше всего шансов нарваться на неприятности.

По пути их маленький отряд встретил транспорт “Силвер Сод”, который также присоединился к конвою Гредвелла.

Дальнейшее выживание в опасных водах целиком зависело от находчивости бывшего адвоката, который сумел предложить ряд остроумных, но весьма действенных мер по защите судов.

Вооруженный траулер “Айршир” водоизмещением 500 тонн военной ценности не представлял. В случае появления противника он был бы скорее потоплен, чем смог бы сделать выстрел из своей единственной пушки. Стремясь как-то повысить огневую мощь своего соединения, лейтенант Гредвелл предложил использовать бронетехнику на борту транспорта “Трубадур”.

Матросы, вооружившись, инструментов быстро сорвали пломбы.

Лязгая траками по обледеневшей палубе, танки “Шерман” выстроились в оборонительную линию вдоль бортов. Их башни были развернуты в сторону моря, а расчехленные орудия заряжены и приготовлены к стрельбе. Танки поставлялись сразу с комплекте с вооружением, боезапасом и всеми необходимыми принадлежностями, включая электроплитку и обмундирование экипажа.



Теоретически усилия Гредвелла могли иметь шансы на успех. Вылетевший из тумана вражеский эсминец или идущая в надводном положении подлодка могли попасть в неприятное положение. А морская история изобилует примерами, когда всего одно удачное попадание, например в ТА, губило военные корабли.

Достигнув арктического льда, Гредвелл не остановился и продолжил следовать вглубь на 20 миль — до тех пор, пока позволяла ледовая обстановка. Туда, где их могут зажать льды, но точно не достанут немецкие подлодки.

Лавируя среди льдин, суда застопорили ход и погасили котлы, чтобы не выдавать себя дымами. Бежать им было некуда. По плану Гредвелла, они должны были провести в этом районе несколько дней, дожидаясь, пока немецкие подлодки закроют “сезон охоты” и вернутся в базы. Тогда, его отряд, возможно, получит шанс проползти вдоль границы льдов к Новой Земле.

Оставалась последняя проблема. В любой момент стоящие без хода транспорты могли быть обнаружены с воздуха. Беспомощный отряд стал бы отличной мишенью для бомбардировщиков.

Гредвелл приказал собрать в мастерских все белила и выкрасить палубы и борта со стороны открытого моря в ослепительно белый цвет. А там, где не хватало краски — использовать белые простыни.

12 июля немецкие самолёты-разведчики обследовали зону поиска судов конвоя PQ-17, не обнаружив ни одного уцелевшего судна. Немецким командованием было заявлено о полном уничтожении конвоя.

Из хроники боевых действий.

Спустя трое суток шум в радиоэфире начал стихать. Так и не обнаруженные противником суда выбрались из ледового плена и добрались до пролива Маточкин Шар. По пути был ими встречен и включен в состав отряда транспорт “Бенджамин Харрисон”, а “Айршир” подобрал три шлюпки с экипажем потопленного “Фэйрфид Сити”.

Там их и встретили корабли Северного флота и благополучно отконвоировали в Архангельск.

Узнав о конвое лейтенанта Гредвелла, британское командование впало в ступор. С одной стороны, он нарушил приказ. С другой стороны — в той ситуации все действовали как попало, а сам приказ об оставлении конвоя мог быть расценен как преступная ошибка.

Факт есть факт. Три из одиннадцати спасшихся транспортов каравана PQ-17 были личной заслугой лейтенанта Гредвелла. Его наградили Крестом за доблестную службу. А сразу по возвращении перевели на противолодочный корвет HMS Thirlmere — еще более убогий баркас, чем предыдущий “Айршир”.


Сокрушающий все на своем пути HMS Thirlmere (FY 206)


Так герой встретил окончание войны и, сойдя на берег, продолжил заниматься адвокатской практикой. В мирное время столь грамотным и решительным людям на флоте делать нечего.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. TIT
    +10
    2 февраля 2017 06:32
    спасибо Олег ,сам узнал о этом человеке в изложении Кларксона ,хотел переписать фильм в статью ,но писательство не мое ,

    мне всегда нравятся люди которые в войну проявляют свои лучшие качества ,а потом на гражданке остаются простыми тружениками

    фильм
    https://vk.com/video14714557_171718223
    1. +15
      2 февраля 2017 09:29
      Подвиг "Айршира широко известен благодаря знаменитому роману Пикуля "Реквием каравану PQ-17"
    2. TIT
      0
      19 мая 2018 18:52
      Грозный HMS Ayrshire (FY 225)

      Гредвелл приказал собрать в мастерских все белила и выкрасить палубы и борта со стороны открытого моря в ослепительно белый цвет. А там, где не хватало краски — использовать белые простыни

      Yне уж то он ?
  2. +18
    2 февраля 2017 06:33
    Узнав о конвое лейтенанта Грэдвелла британское командование впало в ступор. С одной стороны, он нарушил приказ. С другой стороны - в той ситуации все действовали как попало, а сам приказ об оставлении конвоя мог быть расценен, как приступная ошибка.

    Слов нет, одни выражения адрес адмиралов Английского адмиралтейства.
    Честь и слава морякам "Полярных конвоев," таким как лейтенант Грэдвелл, которые несмотря ни на что помогали СССР уничтожать фашистов.
    1. +4
      3 февраля 2017 09:13
      Те же самые янки топили баржи, доверху зерном заполненные, когда в СССР был голод после войны...
      1. +7
        7 августа 2017 12:37
        "Борьба за живучесть" до сих пор не является сильной стороной западных флотов, главное себя спасти, а не дело сделать. negative тому история Costa Concordia современное подтверждение
  3. +9
    2 февраля 2017 06:44
    Плюс yes hi
    Интересная история с интересным финалом. Герои есть у любой нации soldier
    1. +11
      2 февраля 2017 06:53
      Цитата: рюрикович
      Интересная история с интересным финалом. Герои есть у любой нации

      Да. И на память приходит уже русская поговорка:"Инициатива наказуема". По другому я не могу характеризовать назначение лейтенанта Грэдвелла командиром старой колоши "HMS Thirlmere - еще более баркас, чем предыдущий “Айршир”.
    2. avt
      +10
      2 февраля 2017 10:18
      Цитата: рюрикович
      Плюс

      good Однозначно ! Олег красиво историю подал . Ха-а-а-ароший литературный рассказ на документальной основе !Реально - История . good
      1. +4
        2 февраля 2017 17:56
        Цитата: avt
        Олег красиво историю подал

        Абсолютно согласен,коллега yes Эт он умеет fellow За ПИСАТЕЛЬСКИЕ таланты Капцова drinks
        1. avt
          +1
          2 февраля 2017 18:01
          Цитата: рюрикович
          За ПИСАТЕЛЬСКИЕ таланты Капцова

          drinks Маловат рассказ , но хорош ! Вполне конкретно под рубрику good Я всё жду когда Олег фэнтази засадит про броненосцы , ну Цусиму отрихтует, как раньше уже писал bully Вполне его тема .
          1. +4
            2 февраля 2017 18:18
            Цитата: avt
            Маловат рассказ , но хорош ! Вполне конкретно под рубрику good

            Чует моё сердце, это он для отмазки выбрасывает, дабы притупить бдительность what Народ то требует такого материала, а душа рвётся к тому, что по серьезнее - броня,арта, радары yes
            Так что
            Цитата: avt
            про броненосцы , ну Цусиму отрихтует

            мы не дождёмся no request
            Хотя читать подобное сегодняшнему у Капцова интересно feel
            Не

            конечно,но писательский талант имеется winked
  4. +8
    2 февраля 2017 08:04
    Утер нос "морским волкам"...
    1. +11
      2 февраля 2017 09:06
      Профессионалы строили "Титаник", а Ковчег - любитель !
  5. +15
    2 февраля 2017 09:51
    Статье большой плюс! В той войне адвокаты, бухгалтеры и парикмахеры показывали чудеса храбрости! Советским аналогом “Айршира”, стал СКР "Пассат" (бывший рыболовецкий траулер "Чкалов")

    Одно маленькое дополнение...корвет HMS Thirlmere - это не баркас, а китобой с довольно таки хорошими мореходными качествами, что конечно не делает из него настоящий боевой корабль, но...как говорят на флоте...на безбабье и кулачёк блондинка! Вспомните как 1 октября 1943 года бывшие рыбаки, а на тот момент минзаг "Мурман", ТЩ - 31, ТЩ - 63, ТЩ - 40 и ТЩ - 42 в охранение конвоя "ВА - 18" из 4-х транспортов вступили в неравный бой группой немецких ПЛ "Викинг" (U-302, U - 354, U - 711).
  6. +7
    2 февраля 2017 10:12
    Спасибо, Олег! Этот эпизод войны на Севере описан в книге Дэвида Ирвинга "Разгром конвоя PQ-17", которую рекомендую всем интересующимся флотом к прочтению. Книга очень увлекательна. "Маленькие" неравнодушные люди совершают такие поступки, которые не в состоянии совершить "большие дяди" из Адмиралтейства.
  7. +11
    2 февраля 2017 10:38
    Статья очень понравилась! О караване PQ-17 узнал впервые из книги В.Пикуля, а уже потом прочёл подробную книгу английского автора, мемуарные воспоминания английских и советских моряков, а также-гитлеровских стервятников из "кригсмарине" и "люфтваффе".
    На таких людях, как лейтенант Лео Гредвелл и Земля держится, ведь и наши отцы-деды, победившие гитлеровскую "общеевропу( вкупе с болгарскими "братушками", азартно охотившимися за советскими черноморскими подлодками, которые теперь и лежат вдоль побережья "солнечной Болгарии"!)", в большинстве своём не были кадровыми военными! hi
    П.С. Кроме того, красивый( ну, конечно, не такой красивый, как наши эсминцы 56 проекта, но всё же-всё же smile ) кораблик этот "Айршип", интересный по классической архитектуре. winked По прочтении этой статьи возникла мысль поискать чертёжики, да сделать такую модельку, а по прочтении комментариев-сделать серию моделей наших рыболовецких траулеров на военной службе-когда-то в "Технике-Молодёжи" была "историческая серия" посвящённая им. smile
    Эта статья сделала мне настроение на весь день, Благодарю Авторов и Комментаторов! wink
  8. +8
    2 февраля 2017 11:07
    А сразу по возвращении перевели на противолодочный корвет HMS Thirlmere — еще более баркас, чем предыдущий “Айршир”.

    Что-то мне подсказывает, что он и такой посудине смог бы победить эскадру
    1. 0
      4 февраля 2017 23:35
      Олег без обид! А где броня и большие пушки? Напишите лучше книжку в жанре Альтернативной Истории! Мы все вам поаплодируем!
  9. +1
    2 февраля 2017 12:43
    На " Трубадуре" плавали сплошные отморозки, наверное поэтому им и повезло.
  10. +2
    2 февраля 2017 14:04
    Вот интересно,если бы конвой не был распущен,какие потери бы он понес — Большие или меньшие .я имею в виду транспорты, без охранения
  11. +1
    2 февраля 2017 14:29
    Олег, спасибо! Эпично описал, лёгкость твоего пера чарует! Даже когда пишешь за необходимость Линкоров. lol Статье + drinks
  12. +3
    2 февраля 2017 16:35
    За три дня могли подготовить "Шерманы" к БОЮ!
    Для перевозки морем танки соответствующим образом готовились. Об этом достаточно подробно написал в своих воспоминаниях Д. Ф. Лоза применительно к «Шерману»:
    "Большинство боевой техники, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу; шло в страну морскими караванами, которые разгружались в портах Мурманска или Архангельска, откуда ее по железной дороге перевозили в места назначения. Получаемые нами „Шермана“ были тщательно оклеены плотной темной, пропитанной влагостойким составом бумагой, отсутствовавшей только на люке механика-водителя, — ее уже удалили для доступа в отделение управления, так как от порта до станции погрузки на платформы танки шли своим ходом.

    На очистку „Эмча“ от этой „одежды“ уходило почти два дня. Надо отдать должное американской стороне: машины к дальней морской перевозке готовились превосходно. За время пребывания на фронте мне пришлось пять раз получать новые танки „Шерман“, и всегда, проводя их расконсервацию, внутри не находил и капельки влаги. А ведь морем они шли не день и не два…При расконсервации „Шермана“ много, можно сказать, ювелирного труда требовалось от командира орудия. Пушка и спаренный с пушкой курсовой пулемет были обильно покрыты густой смазкой. Ствол орудия с дульной и казенной части были залиты пушечным салом. Для удаления этих 25–30-сантиметровых пробок требовались немалые усилия.

    „Операция“ по приведению „длинного ствола“ в рабочее состояние начиналась обычно с простой процедуры снятия смазки с его поверхности. Другое дело очистка канала ствола от пушечного сала. Для извлечения торцевой пробки изготавливались деревянные лопатки, а то и просто палкой по частям вынималась дульная заливка. Казенная сальная втулка вышибалась в боевое отделение танка банником, который приходилось толкать двум, а то и трем членам экипажа. Так делали начиная с первого поступления в бригаду „американцев“».

    Можно, конечно, предположить, что до 1943 года американские танки подобным образом не герметизировались, а также и то, что члены экипажей транспортных судов, отстаивавшихся во льдах, имели время для получения элементарных навыков стрельбы из танковых пушек. И уж совсем трудно предположить, что танки перевозились с боекомплектами внутри...."
    ТАНКИ ЛЕНД-ЛИЗА В БОЮ
    Барятинский Михаил Борисович
    1. +3
      2 февраля 2017 17:22
      Цитата: hohol95
      На очистку „Эмча“ от этой „одежды“ уходило почти два дня.

      На "палубных" танках этим можно было пренебречь - нужно было только разгерметизировать люки. Тем более, что с этой "одеждой" танки могли даже передвигаться на близкие расстояния.
      ...от порта до станции погрузки на платформы танки шли своим ходом.

      Так что оставалась только расконсервация орудия. Точнее - канала ствола (смазку на наружной поверхности в тех условиях могли и оставить).
      1. +2
        2 февраля 2017 17:54
        В порядке гипотезы-у моряков ведь была возможность использовать для ускоренной расконсервации танков обдувку паром, нет? hi
      2. +1
        2 февраля 2017 21:13
        А двигались они на парах из топливных баков?
        1. +2
          2 февраля 2017 21:54
          В "Шерманах" была заправка для движения при погрузке-разгрузке и с ними же везли боекомплекты к пушке и пулемётам( один из них зенитный, устанавливался на башне), такчто при умелом подходе огневая мощь транспортного судна существенно возрастала-так с перевозимой боевой техникой поступали не только английские моряки hi
          1. 0
            3 февраля 2017 18:52
            Я знал старика:развода Т34/85,он хвалил двигатель и место механика водителя на Шермане
    2. 0
      11 июля 2017 06:38
      все так..но как известно-жить захочешь-не так раскорячишся...
  13. +2
    2 февраля 2017 19:13
    Английский "Мужик"
  14. 0
    2 февраля 2017 22:36
    заслуженный плюс за статью. но умоляю не пиши более ни про авианосцы ни про броню. лучше о истории
  15. 0
    3 февраля 2017 06:08
    Спасибо за статью. Всегда удивляли люди, которые добивались больших успехов в абсолютно несмежных областях деятельности. Типа как известный композитор Экимян, бывший генерал милиции, опытнейший оперативник.
  16. +2
    5 февраля 2017 11:52
    Судьба PQ-17 - самая "мутная" морская история ВМВ, наши сразу её не приняли ни с какой стороны - и правильно. А Гредвелл - это тот тип англичанина, благодаря которому Великобритания стала "владычицей морей".