«Гусарская баллада»: гусары, ментики и пистолеты – лучшая историческая кинокомедия в истории российского кино!

71
«Гусарская баллада»: гусары, ментики и пистолеты – лучшая историческая кинокомедия в истории российского кино!


Закат рукой незримой
Меня благословит.
И памятная ива
Мне тихо шелестит:
Нет в мире выше доли
Мечтать, любить и петь
И на родном приволье, приволье
Сражаясь, умереть.
(Прелестница младая. Музыка Т. Хренникова, слова А. Гладкова)




Военное кино снимали всегда. Как и фильмы на исторические темы. Снимали его и в СССР, как, впрочем, снимают и сейчас. Причем и тогда были глупые министры, разбиравшиеся во всем на свете, существовали цензура и «телефонное право», были вожди, указывавшие режиссерам, что в фильме хорошо, а что плохо. Однако, несмотря на все это, почему-то именно у нас были сняты такие шедевры мирового военно-исторического кино, как «Александр Невский», «Петр Первый», «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли». Но есть в этом списке и такой замечательный, военный, патриотический, искрометный, задорный кинофильм, как… «Гусарская баллада»!


«…И на родном приволье, приволье/ Сражаясь, умереть». И музыка, и слова… Сделано как надо!

Шурочка Азарова, поручик Ржевский, Кутузов… Для любителей советского кино это были не просто персонажи этого кинофильма, снятого в жанре комедии, за ними стояли реальные образы героев Отечественной войны 1812 года. Блестящая игра актеров, высокопрофессиональная работа режиссера, великолепный сценарий – все вместе вылилось в интереснейший, легкий, но запоминающийся фильм. Хотя судьба этой картины была совсем не проста, и сколько пришлось преодолеть преград Э. Рязанову, режиссеру, знал, наверное, только он один. Но обо всем по порядку…


Слева гвардейский казак, справа Шурочка в полушубке. И – да, именно так и было зимой 1812 года.

Вначале была пьеса. Ее автора, Александра Гладкова, сесть за перо подтолкнули детские воспоминания. Тогда, в далеком детстве, мама за две зимы прочитала вслух маленькому Саше и его брату две весьма серьезные книги – «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Детское воображение настолько ярко рисовало сюжетные картины, что Саше порой казалось, что он и сам участвует в событиях 1812 года, слышит звуки орудийной стрельбы, видит скачущих всадников и ощущает запах порохового дыма. А потому, когда осенью 1940-го года у него возникла идея написать пьесу о войне 1812 года, то странным образом в воображении Гладкова соединились в одно целое давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире». И стало ясно, что должна родиться пьеса, причем непременно веселая.


Выпушки, шитье, пуговицы – все достоверно на все 100%!

Театр Революции, первым взявший пьесу, приступил к постановке лишь в 1943 году в городе Ташкенте. Театральный художник П.В. Вильямс успел еще до эвакуации изготовить великолепные эскизы декораций к спектаклю, но в страшной эвакуационной спешке все материалы к спектаклю были безвозвратно утеряны, и в Ташкенте пришлось обращаться к другому художнику с просьбой помочь с оформлением декораций. Как вспоминал Гладков, он до мелочей помнил все принципы изготовления макетов, но при эвакуации были утеряны все экземпляры пьесы, которые находились на тот момент в этом театре.


Партизаны. Какие типажи и образцы униформы: казак с бородой слева, улан справа, лейб-гвардии гусарский офицер в центре…

А между тем еще в 1941 году в осажденном Ленинграде в день празднования годовщины Октябрьской революции в нетопленом театре был показан этот спектакль. Причем сам автор пьесы узнал об этом несколько дней спустя, прочитав заметку в газете «Правда».


А вот это Александрийский гусарский полк – весь мундир черный с белым шитьем. Но в фуражной шапке, кивер, видно, потерян.

Ну, а ставший кинорежиссером этого произведения – Эльдар Рязанов, впервые увидел эту постановку в 1944 году в Театре Советской армии. А 17 лет спустя молодому режиссеру захотелось его экранизировать. Тем более что приближалась дата – 1962 год, а к датам в СССР относились очень серьезно!


Поручик Ржевский слева «в голубом», то есть он был, судя по униформе, гусаром Мариупольского гусарского полка: желтое шитье, желтый воротник. За ним гусар лейб-гвардии Гусарского полка, что видно по его красному ментику, голубым чакчирам и орлу на кивере. Во всех остальных гусарских полках на кивере была «розетка».

И вот весной 1961 года Рязанов перечитывает пьесу «Давным-давно». Веселая, озорная, она просто просилась на кинопленку. Повод был вполне подходящий: в сентябре 1962 года вся страна должна была праздновать 150 лет со дня Бородинской битвы. Но этот повод стал одновременно и серьезной преградой: большой юбилей великого исторического события и вдруг – кинокомедия?!


Кавалергард Пелымов. Уж как он-то прибился к партизанам?

Для Рязанова «Гусарская баллада» была первой картиной, основанной на историческом материале, и это была первая экранизация пьесы. В то время пьеса «Давным-давно» была известна и театралам, и зрителям, и перед Рязановым стояла очень серьезная задача: сделать картину не хуже оригинала. По замыслу режиссера это должен был быть жанр, который соединит в себе и героическую комедию, и обворожительный водевиль с превращением девицы в корнета, да и любовный сюжет чтоб был в ней не на последнем месте.


Татьяна Шмыга в роли Жермон Луизы: «Меня позови, избранник мой милый, забудем, что было, избранник мой милый!» Вот так она и охмуряла Пелымова, и ведь добилась своего в итоге!

И по сценарию, и в самой пьесе роль народного полководца Михаила Илларионовича Кутузова не главная, но знаковая и важная. На все роли подбирались комедийные актеры, и у Рязанова не было сомнений, что фельдмаршала Кутузова тоже должен играть комик. Но при этом Кутузов не будет смешон, а будет добр и мудр. И Рязанов предложил своему старому другу Игорю Ильинскому сыграть Кутузова, но тот наотрез отказался. Причин несколько: слишком маленькая, почти эпизодическая роль, несерьезная для актера такого масштаба. А еще, по возрасту Ильинский был моложе, чем фельдмаршал в 1812 году. Поэтому играя старика, это могло получиться не очень естественно. Рязанов старался, как мог. Он и уговаривал, и врал, что вся студия только и мечтает, чтобы именно он сыграл эту роль. Наконец уговорил.


«Давыд Васильев – командир партизан». Очевидно, имеется ввиду легендарный гусар-партизан Денис Давыдов. И если это так, то, да, все верно: на нем мундир Ахтырского гусарского полка, в котором тот и служил: коричневый ментик, голубые чакчиры.

Снег в некоторых эпизодах кинофильма был с ароматом… нафталина. Да-да, в кино и не такое бывает. Особенно когда зимнюю пору снимают чуть ли не летом. А по сценарию действие происходит в трескучий мороз! Проблему, а у режиссера это называлось «охотой за снегом», решали так: двор усадьбы, выстроенной из полуразвалившейся церквушки, абсолютно вся съёмочная группа присыпала остатками весеннего снега. Сверху его присыпали опилками, затем слоем мела и… нафталином. Крышу дома, где жила Шурочка Азарова, просто покрасили в белый цвет. Перила обложили ватой, тоже присыпанной нафталином. Труды не прошли даром: иллюзия морозной, снежной зимы была полная. Сложнее было с лошадьми, техникой и пиротехникой. Дрались актеры бутафорскими деревянными саблями и в азарте боя превратили «оружие» в большую дровяную кучу.


«Хотите вам подушку подарю? - Ах, что вы, что вы? Я не достоин милости такой! - Я вышила ее своей рукой, хотя рисунок уж не новый» – вот так тогда дамы флиртовали с кавалерами

Но все искупалось главным – прекрасно состоявшимся дуэтом Шурочки и поручика Ржевского. Кандидатов на эти роли было предостаточно, причем это были уже «звезды кино». Пробовались на роль поручика и Лазарев, и обожаемый Рязановым Тихонов, и Юрский. И всё-таки одержал верх Юрий Яковлев. И все бы ничего, но, когда надо было снимать сцены, где он ездит верхом на лошади… усаживали его в седло по семь человек одновременно. Лошадь понесла с места в карьер, и Яковлеву просто повезло, что она его не сбросила на землю.

На роль Шурочки тоже было несколько претенденток, одна достойнее другой: Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Людмила Гурченко. Но чего-то им всем не хватало. А подходящая актриса оказалась молоденькой студенткой, юной Ларисой Голубкиной. Роль Шурочки Азаровой стала для нее дебютной. Так почему же Лариса Голубкина подошла на роль Шурочки-корнета? Тонкая талия, мальчишеско-девчоночья стать, звонкий голос, и главное… ничего ещё нет – «ни тут, ни там».


«Мундир стрелков наваррских…» И тоже очень идет Голубкиной. А вы представьте себе в нем Алису Френдлих того времени? Один смех, да и только!

Лариса признавалась потом, что она ужасно боялась мышей, а еще прыгать с высоты. Но, набравшись смелости, все-таки спрыгнула со второго этажа, и, к сожалению, после нескольких дублей повредила ногу. Травма давала о себе знать очень долго. Впрочем, оно того стоило! Картина настолько удалась, что многие воспринимали ее как подлинную историю кавалериста-девицы Надежды Дуровой. Хотя общего между этими двумя женщинами было совсем немного, разве что участие в Отечественной войне 1812 года, да личное знакомство с Кутузовым. Мундиры и те были разные. Надежда Дурова служила в уланах. Гусарский мундир был ей не по средствам!

Когда фильм был отснят и его копию отправили в Министерство культуры, студию посетила Екатерина Алексеевна Фурцева – министр культуры СССР. Рязанов вспоминает: «Я пошел толочься в директорском предбаннике в надежде увидеть министра, выяснить, смотрела ли она картину и каково ее мнение». Фурцевой он таки попался на глаза. Екатерина Алексеевна была крайне недовольна и высказалась довольно резко по поводу Ильинского в роли Кутузова. Министр была категорически против актера-комика, сыгравшего в «Карнавальной ночи» Огурцова, а теперь получившего роль великого полководца. Фурцева негодовала. При том, что талант Ильинского ценился министром очень высоко, тем не менее, она считала бестактным то, что ему пришлось играть роль великого Кутузова. А зритель, по ее мнению, непременно будет встречать его появление смехом.


Вот он – Игорь Ильинский в роли Кутузова. И чем плох?

Но дальше случилось так, что в редакции газеты «Известия» незадолго до юбилейной даты состоялся просмотр новой картины. Ничего странного в этом не было. В редакции каждой крупной газеты один день в неделю отводился для просмотра нового фильма, либо проводилась творческая встреча с людьми искусства. Главным редактором газеты в то время был А.И. Аджубей, зять Никиты Хрущева.

Во время сеанса весь редакторский коллектив хохотал без умолку, а после показа горячо аплодировал создателям фильма. Как говорится, премьера прошла с успехом.

Спустя пару дней в еженедельнике «Неделя», приложении к «Известиям», появилась небольшая заметка Нателлы Лордкипанидзе. Она дала фильму довольно высокую оценку, но особые слова предназначались игре Игоря Ильинского. Автор заметки не поскупилась на комплименты в его честь. Министерство культуры отреагировало на заметку аджубеевской «Недели» незамедлительно. Прошел еще один день, и на фасаде кинотеатра «Россия» – на тот момент лучшем в столице – выставили красочные афиши, приглашающие на премьеру «Гусарской баллады». И вот 7 сентября, точно в день годовщины Бородинской битвы, состоялся официальный премьерный показ. На открытие были приглашены фоторепортеры, здесь произносились речи и вручались букеты цветов. На сцене сидели актеры, исполнители главных ролей в фильме. Среди них был и широко улыбающийся «обидчик» Кутузова Игорь Владимирович Ильинский.


«А девкой был бы краше!»

Картина имела оглушительный успех. Лидер проката 1962 года, занявшая в прокате второе место по количеству зрителей, посмотревших фильм – почти 49 млн. зрителей. «Гусарская баллада» получила диплом жюри Международного кинофестиваля комедийных фильмов в Вене в1963 году.


Французов в кинофильме немного, но униформа у них показана хорошо. Слева генерал в мундире с серебряным шитьем, справа – уланский лейтенант!

Ну, а еще этот фильм прямо-таки учебник по военной истории 1812 года, так сказать наглядное ее воплощение. Хотя… и на «Солнце есть пятна». «Мундир у вас, конечно, павлоградский?» – спрашивает Шурочку поручик Ржевский, имея ввиду, что на ней надет мундир Павлоградского гусарского полка? И получает ответ: «Ах нет, то есть да!» И ответ неправильный! На ней прекрасно сшитый мундир Сумского гусарского полка – красные чакчиры, серый ментик и доломан с серыми же выпушками. И почему бы так и не спросить, а ей также и не ответить: «Мундир у вас, конечно, сумский? Ах нет, то есть да!» Но, увы, советское кино тогда дотошностью в исторических «мелочах» не отличалось. Пушки в фильме при выстрелах тоже, разумеется, не откатываются, хотя чего проще? Привязал трос к лафету, пылью присыпал и по команде – р-раз! – солдаты за экраном рывком тянут! Зато в небе очень натурально рвутся шрапнели – создатели фильма в этом проявили себя молодцами!


Вот она, «дуэлянтка» Шурочка с капсюльным пистолетом. Впрочем, ей дали не тот пистолет, что нужно, не просто так. Была причина. «Правильный пистолет» был слишком уж громоздким и тяжелым, совсем не для девичьей руки!


А вот из какого пистолета ей бы следовало стрелять! Это правда, французский пистолет An 9 (French cavalry flintlock pistol model An IX) длиной 350 мм и калибром 17,1-мм, но и наши были примерно такими же! Вес 1,3 кг! Посмотрите, как он смотрится в руке у мужчины ростом 178 см. Для руки Шурочки этот монстр был бы слишком велик.


Калибр ствола. Не маленький, не так ли? Больше, чем у ДШК и ПТРД.


Ну, а это пули к этому пистолету. Попадет в вас такая – мало не покажется!


Ну, а теперь рассмотрим его боковую проекцию.


А вот такой пистолет следовало бы дать Шурочке, когда она оказалась у французов. Ведь русских пистолетов у них не было…

В фильме хорошо видны пистолеты, из которых собираются стреляться Шурочка и Ржевский. Но они… капсюльные, а в 1812 году были кремневые! Но это, пожалуй, и все! А так, безусловно, кинофильм замечательный: патриотизм без нажима, героика без излишней пафосности, люди показаны людьми, а не плакатными манекенами, да и играют красиво. Словом, вот так бы нам и сегодняшнее кино снимать!


А это «народ» в роли обаятельного Николая Крючкова. Ну, как же без него? И важно, что в конце кинофильма именно он поет следующий куплет: «А коли враг в слепой надежде / Русь покорить придет к нам вновь / Его погоним, как и прежде.../ Давным-давно… Давным-давно...

П.С. Французский кремневый пистолет любезно предоставлен для съемки Пензенским музеем Российской армии.

Рис. А.Шепса
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    6 февраля 2017 07:17
    Гусар
    Напрасно думаете вы,

    чтобы гусар, питомец славы,

    Любил лишь только бой кровавый

    И был отступником любви.

    Амур не вечно пастушком

    В свирель без умолка играет:

    Он часто, скучив посошком

    С гусарской саблею гуляет;

    Он часто xрабрости огонь

    Любовным пламенем питает -

    И тем милей бывает он!

    Он часто с грозным барабаном

    Мешает звук любовныx слов;

    Он так и нам под доломаном

    Вселяет зверство и любовь.

    В нас сердце не всегда желает

    Услышать стон, увидеть бой,-

    И в кивере его весной

    Голубка гнездышко свивает...
    Денис Давыдов
    1. +12
      6 февраля 2017 11:27
      Спасибо! Большое спасибо!! Огромное спасибо!!!
      У меня нет слов что-бы выразить восхищение.
      Буду с нетерпением ждать продолжения "разбора" замечательных кинолент прошлых лет!
  2. +15
    6 февраля 2017 07:34
    А так, безусловно, кинофильм замечательный: патриотизм без нажима, героика без излишней пафосности, люди показаны людьми, а не плакатными манекенами, да и играют красиво. Словом, вот так бы нам и сегодняшнее кино снимать!

    Прекрасная история замечательного фильма. И пожелание современным кинематографистам к месту. Спасибо. Было очень интересно читать.
    1. +2
      6 февраля 2017 08:17
      С легкой руки Рязанова все так и думали, что Наполеон отступал зимой по сугробам и Давыдов гонялся за врагом по заснеженным лесам. Это в сентябре то? laughing
      1. +3
        6 февраля 2017 09:33
        Цитата: сибиралт
        С легкой руки Рязанова все так и думали, что Наполеон отступал зимой по сугробам и Давыдов гонялся за врагом по заснеженным лесам. Это в сентябре то?

        Пожалуй что и нет. Сам Рязанов повелся. Но многих картинах, в том числе и современников событий 1812 г., отступление изображено со снегом. Понятно что художник так видит. Но зима в 1812 г была ранняя.
      2. +4
        6 февраля 2017 17:47
        Цитата: сибиралт
        С легкой руки Рязанова все так и думали, что Наполеон отступал зимой по сугробам и Давыдов гонялся за врагом по заснеженным лесам. Это в сентябре то? laughing

        В сентябре - Бородинское сражение, а отступал он из Москвы зимой, подъев запасы, голодный, замёрзший и злой.
        1. +5
          6 февраля 2017 19:23
          Цитата: Игорь В
          Цитата: сибиралт
          С легкой руки Рязанова все так и думали, что Наполеон отступал зимой по сугробам и Давыдов гонялся за врагом по заснеженным лесам. Это в сентябре то? laughing

          В сентябре - Бородинское сражение, а отступал он из Москвы зимой, подъев запасы, голодный, замёрзший и злой.


          7(19) октября французы вышли из Москвы
          12(24) октября Малоярославец
          19(31) октября Вязьма. (Колленкур пишет о первых заморозках)
          2(14) ноября Смоленск
          4-6(16-18)ноября Битва под Красным(-8-10)
          14-17(26-29) ноября сражение на Березине и переправа через неё. (оттепель, по реке плыли редкие льдины)
          "...Существует множество свидетельств того, что во время отступления Великой армии температура не опускалась ниже 10 градусов! Денис Давыдов писал, что неприятельская армия, выступив из Москвы, около двадцати суток «шла хорошею погодою».

          Беспорядочное бегство огромной наполеоновской армии началось сразу после ее поражения под Малоярославцем 24-26 (по старому стилю - 14-16-го октября), когда температура не опускалась ниже 5 градусов тепла. Генерал Сегюр, один из ближайших сподвижников Наполеона, писал об этой битве: «20 лет непрерывных побед рассыпались в прах... Это было 26 октября, когда началось роковое отступательное движение наших войск на Запад». А 1 ноября другой соратник Наполеона, генерал де Коленкур, записал следующее: «Погода была хорошая. Император несколько раз говорил, что «осень в России такая же, как в Фонтенбло»; по сегодняшней погоде он судил о том, какою она будет через 10-15 дней, и говорил князю Невшательскому, что «сказками о русской зиме можно запугать только детей...»

          9 ноября, когда французы уже находились в Смоленске, на три-четыре дня наступило похолодание (до -8С, по воспоминаниям французского генерала Жомини). «Далее, - как пишет Денис Давыдов, - все писатели соглашаются уже в том, что от Смоленска до Орши стужа весьма уменьшилась, и если позволено мне прибегнуть к моей собственной памяти, то смело могу уверить, что тогда морозы простирались от двух до четырех градусов»..."
          1. 0
            6 февраля 2017 20:46
            Значит всё было вполне комфортно. Может я и заблуждаюсь, не изучал. Но остаются некоторые вопросы. Куда делась большая часть наполеоновского войска? Да и пресловутый генерал Мороз откуда взялся?
            1. +3
              6 февраля 2017 21:14
              Цитата: Игорь В
              Куда делась большая часть наполеоновского войска?


              Голод, холод, партизаны... Я как-то ради интереса просуммировал их потери во всех сколько-нибудь значимых сражениях - получилось 170-180 тысяч (из общих потерь в 580 тысяч). Вот что говорит википедия:
              "Наполеон потерял в России около 580 тысяч солдат. Эти потери, согласно подсчётам Т. Ленца, включают в себя 200 тысяч убитых, от 150 до 190 тысяч пленных, около 130 тысяч дезертиров, бежавших на родину (в основном, из числа прусских, австрийских, саксонских и вестфальских войск, но были и примеры среди французских солдат), ещё около 60 тысяч беглецов были укрыты русскими крестьянами, горожанами и дворянами" Кстати, попадалась мне инфа, что кое-какие ушлые помещики давали на лапу чиновникам, чтобы отловленных их крестьянами пленных французов внесли в "ревизские сказки"... и вуаля - вот тебе и бесплатно доставшиеся крепостные! wink )
            2. +6
              6 февраля 2017 21:39
              "...Все знают, что во время отступления Наполеона его армию погубили внезапно грянувшие морозы. Как часто бывает, «все знают» то, чего на самом деле не было. Не было никаких особых холодов!
              «Холод внезапно усилился. В ночь с 15 ноября термометр упал до отметки минус 16 — минус 18 градусов. Все дороги превратились в сплошной лед, лошади кавалерии и артиллерии каждую ночь погибали сотнями и тысячами… Мы вынуждены были оставить и уничтожить большую часть наших пушек и боеприпасов», — вспоминал Наполеон.
              Надо сказать, император довольно часто, повествуя о трудностях войны, несколько сгущал, мягко говоря, краски. Помните письмо брату из Польского похода, в котором он утверждает, что 15 дней не снимал сапог? А на самом деле он тогда проводил время с Марией Валевской — и развлекался отнюдь не в землянке. Видимо, в таких преувеличениях проявлялась его актерская натура.
              Но есть и другие свидетельства. В том числе — и с французской стороны. Вот что говорил очевидец событий, писатель Стендаль:
              «Было бы ошибкой думать, что зима 1812 года наступила рано; напротив, в Москве стояла прекрасная погода. Когда мы выступили оттуда 19 октября, было всего три градуса мороза и солнце ярко светило».
              Против мифа о «страшных русских морозах» яростно протестовал легендарный партизан Денис Давыдов. Ему, конечно, обидно было: мороз убивал французов, а мы, значит, ни при чем?
              Хотя, конечно, в мире все относительно. В сегодняшней Франции и температура минус 10 считается стихийным бедствием. Но во время отступления наполеоновской армии не было даже таких «жутких» холодов. Пока Великая армия драпала из России, температура, в основном, была ВЫШЕ нуля.
              Порой люди, автоматически повторяющие сказку о морозах, даже не понимают, о чем говорят. В самом деле: две недели морозы были под двадцать, а тут пришли к Березине — а она совсем не замерзла. Бормочут что-то о «наступившей оттепели». Но после таких холодов никакая оттепель тихую равнинную реку не вскроет. Это вам не Нева с ее парадоксальной гидрографией и столь же парадоксальным климатом. Случись такие серьезные морозы, о которых принято говорить, солдаты Наполеона просто перешли бы Березину по льду.
              Самая холодная ночь застигла армию уже под Смоленском — тогда ударил мороз в 8 градусов. Что тоже был не сахар, особенно если учесть, что армия, уходя из Москвы, практически не захватила с собой теплых вещей. Но для России это не температура…
              Морозы и в самом деле наступили — но позже, когда армия уже выбралась из России. Просто Наполеону очень уж не хотелось признавать позорное бегство своей непобедимой армии. Вот и придумали версию, что «нас победила русская природа». Хотя, с другой стороны… Ведь знали, куда лезли?
              Но на Западе в сказки о «генерале морозе» поверили. Очень уж невероятно было шокирующее поражение великого полководца. Французам, понимаешь, обидно было. Европейцам — стыдно. Они-то подняли лапки, а русские вот не захотели. Особую заслугу в создание этой сказки внесли живописцы. Уж больно фактура была хороша — погибающая в снегах, заметаемая метелями непобедимая армия..."
              Можно почитать здесь...http://www.e-reading.club/chapter.php/100
              2278/53/Scherbakov_Aleksey_-_Napoleon._Kak_stat_v
              elikim.html
              Там дан и анализ потерь, правда весьма поверхностный...
              1. 0
                6 февраля 2017 22:37
                Спасибо за квалифицированные комментарии.
                Смотрел однажды по ТВ реконструкцию бегства наполеоновской армии, там вовсю хозяйничал Мороз и Лёд. Именно с большой буквы. Значит эти реконструкторы толком ничего не знают. smile
              2. +2
                7 февраля 2017 00:55
                Вы совершенно напрасно так уничижительно пишете о морозах в 8 градусов. Кстати, 18 ноября корпус Нея переходил Днепр по льду, потеряв 3/4 личного состава. А Днепр хоть и не Нева, но так просто не замерзает.
                Так вот о восьми градусах мороза.
                Холодовые травмы обусловлены низкой температурой окружающей среды, временем воздействия холода, скоростью движения воздуха, вынужденным положением тела или конечности, контактом кожных покровов с металлом и водой. При этом речь не идет о каких-то очень низких температурах.
                Для организма холод, в первую очередь, это субъективное ощущение сравнительно низкой температуры воздуха по отношению к более тёплому времени (месту) или к обычным условиям для данного времени (места). Холодовая усталость – явление не в последнюю очередь психологического характера.
                При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение можно получить осенью и весной, при температуре воздуха выше нуля. Изнурительные нагрузки, недоедание, травматизм а тем более ранение являются сопутствующими факторами. А французы явно не переедали при отступлении. Большие суточные перепады тоже усиливают холодовую усталость.
                Так что отступление французов было отнюдь не прогулкой.
                1. +2
                  7 февраля 2017 14:57
                  Хочу поддержать ваш комментарий. Здесь в Западной Белоруссии и мороз в 5 градусов хуже, чем на севере минус 15. Действительно ветер и влажность присутствует всегда, ощущения комфортности отвратительные. Снег здесь может выпасть и в октябре, а потом растаять, превращаясь в жижу под ногами, а что там было на ногах у французов... Поэтому мороз и температурная шкала здесь понятия относительные, местность тут такая, вроде на термометре одно, а по ощущениям всегда хуже.
  3. +6
    6 февраля 2017 07:43
    Лариса признавалась потом, что она ужасно боялась мышей
    ..."Мышей , она всегда боялась..".(хф Гусарская баллада)
  4. +5
    6 февраля 2017 08:42
    Доброе утро, Вячеслав Олегович! Оказывается, в сферу Ваших интересов входит и киноведение.Учитывая, что фильмов на военную тематику в СССР сняли много, поле для творчества широкое.
    А съемки - процесс действительно интересный. Когда служил в СА, повезло участвовать в съемках двух фильмов. Тогда привлекать солдат в массовку было делом обычным.
    1. +5
      6 февраля 2017 08:59
      Поскольку я преподаю культурологию, то без знакомства, хотя бы поверхностного, с киноискусством никак нельзя.
    2. +3
      6 февраля 2017 10:19
      Тогда привлекать солдат в массовку было делом обычным.

      на Мосфильме, кажется, был целый конный полк. А в фильме "Ватерлоо" в заключительных титрах идет благодарность (на английском языке) Советской Армии за "участие в битве". soldier
      1. +5
        6 февраля 2017 10:40
        Сейчас иногда страйкболистов привлекают для съёмок, да и тратиться на форму не надо.
        Прочитала с удовольствием. Замечательный фильм. И про оружие good
        1. +4
          6 февраля 2017 11:11
          да, фильм на цитаты давно разобран. Про привлечение массовки: чем нравятся фильмы 60-80-х - это, несомненно, батальностью. Ляпы в отсутствии отката у пушек есть и у нас и у них (приводить примеры фильмов не буду). Насколько я понимаю, ни один фильм не нанес урона массовым съемкам больше, чем.. "Властелин колец"! Именно там для создания массовки была применена компьютерная графика высокого качества.
          Или, например, фильм "Капитан Алатристе" - масштабная по тем временам битва при Рокруа, вроде, показана и работа пикинеров, и мушкетеров, но как-то "не цепляет", да и батальности нет. Насколько я понимаю, данный фильм снимался с привлечением реконструкторов. В нем есть даже попытка показать тактику рейтаров, но.. на коне-то он скачет, пистолем машет, а - не стреляет! Подозреваю, если бы пальнул, его бы и лошадь скинула.. Бедно как-то, бедно.. request
          1. +7
            6 февраля 2017 11:34
            Да, батальные сцены, массовка, снималось масштабно. В детстве в кинотеатре смотрела "Освобождение" Озерова, сразу как выходили на экран( ещё очередь за билетами была), впечатления от фильма на всю жизнь. Всё таки эти фильмы создавались для кинотеатров, телеэкран многие наши впечатления и эмоции крадёт.
      2. +7
        6 февраля 2017 13:23
        Этот полк был не на "Мосфильме.
        11-й отдельный кавалерийский полк — кавалерийский полк, существовавший в Вооружённых Силах СССР и России для проведения киносъёмок в 1962 - 2002 годах.
        Сокращённое наименование — 11-й окп. Условное наименование — войсковая часть № 55605.
        11-й отдельный кавалерийский полк в Вооружённых Силах СССР был сформирован в 1962 году для участия в киносъёмках по инициативе режиссёра Сергея Бондарчука. Первым фильмом, в которой снялись кавалеристы, была знаменитая киноэпопея «Война и мир» 1967 года.

        В 1978—1980 годах в 11-м окп служил актёр Андрей Ростоцкий. Во второй половине 1980-х в нём же служил Сергей Жигунов.

        До начала 1990-х годов расходы на содержание полка оплачивала киностудия «Мосфильм». Но затем средств на содержание воинской части стало катастрофически не хватать. Полк был сокращён в десять раз, до 457 человек и 124 лошадей. Затраты на его содержание поделили между собой Министерство обороны и Министерство культуры РФ.

        Геннадий Селезнёв, убеждённый в том, что «расформировывать полк было бы преступлением», не раз писал петиции о сохранении «мосфильмовских» лошадей. Обращался к Президенту РФ по данному поводу и Никита Михалков.

        В результате, 2 сентября 2002 года на базе 11-го отдельного кавалерийского полка был образован Кавалерийский почётный эскорт в составе Президентского полка.
        Фильмы, в которых участвовал полк.
        «Война и мир» (1967).
        «Князь Игорь» (1969).
        «Ватерлоо» (1970).
        «Белое солнце пустыни» (1970).
        «Бег» (1970).
        «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).
        «Чёрная стрела» (1984).
        «Битва за Москву» (1985).
        «Багратион» (1985).
        «Первая конная» (1985).
        «Пётр Великий» США, сериал (1985).
        «Сибирский цирюльник» (1997)
        Такая вот отдельная история. У меня там товарищ служил.
        .
        1. +1
          6 февраля 2017 13:52
          еще база техники есть (по крайней мере, была). Вот только к кому приписана?
          1. +5
            6 февраля 2017 14:20
            Военно-техническая кинобаза "Мосфильм" (ВТКБ) существуе и сейчас.
            Состоит из танкового, артиллерийского, автомобильного и стрелкового участков.
            Имеется более 100 единиц танков и самоходных артиллерийских установок:
            танки и бронетранспортеры, "загримированные" под различные образцы иностранной военной техники, различные типы бронетранспортеров, автомобильной техники, радиотелефонной аппаратуры, походных кухонь, в том числе на конной тяге,
            самолеты и макеты самолетов.
            Есть несколько десятков единиц артиллерийского вооружения, в том числе иностранного производства.
            Вся техника в исправном состоянии и готова к съемкам. В настоящее время на базе находится 206 единиц бронетанковой техники разных периодов и 120 единиц колесной техники, чего достаточно для съемок нескольких картин одновременно.
            «Оружейный участок» Киноконцерна «Мосфильм» - самостоятельное структурное подразделение «Мосфильма» - имеет свыше 3300 единиц разнообразного оружия, в том числе:
            современное, историческое стрелковое и холодное оружие;
            оружие времен Гражданской и Великой Отечественной Войн;
            некоторые виды оружия иностранного производства.
            1. +2
              6 февраля 2017 14:47
              да уж. Т-44 воевал только в кино, в роли стилизованных "тигров". Немецкие же БТР изображали послевоенные копии-"чехи", или, как в фильме "Батальоны просят огня" - брутальные БТР-152.
        2. +5
          6 февраля 2017 14:12
          Отличный список, я только добавить хочу фильм,который смотрела с удовольствием "Эскадрон гусар летучих"(1980) с Андреем Ростоцким в главной роли, съёмки были во время его службы.
          1. +3
            6 февраля 2017 14:55
            моя любимая сначала не поверила, что куртка гусара называлась "ментик". У всех первые ассоциации, что это - сотрудник милиции небольшого роста. laughing сам бывший, не обижаюсьdrinks
            1. +2
              6 февраля 2017 15:04
              Для женщин гусары это... wink По моему во все времена. Нашла всё таки отрывок с частью песни на замечательные стихи Дениса Давыдова
            2. +3
              6 февраля 2017 20:43
              Этимология слова теряется где - то во времени. Украинское ме́нта́ "меховой женский полушубок, окаймленный тесьмой", болг. менте́ "плащ без рукавов, жилет, фуфайка", сербохорв. мента, слвц. mentek, mentýk "ментик". Беренкер считал, что от венг. mente "плащ, накидка".
              1. +1
                6 февраля 2017 21:24
                Цитата: Metallurg
                Этимология слова теряется где - то во времени

                От греческого μανδύη — «шерстяной плащ» происходят слова "мантия", "мантилья", "манто" и многие другие
            3. +1
              6 февраля 2017 21:20
              Цитата: Микадо
              У всех первые ассоциации, что это - сотрудник милиции небольшого роста.


              Как и удивительно, есть и такая версия - что это слово пришло в наш жаргон от венгерских цыган (т.к. в Венгрии ментики носили не только гусары, но и представители правоохранительных органов). Для сравнеиня: лет сто назад в России выражение "гороховое пальто" тоже означало "сотрудника".
              Кстати, ментик - не куртка, а короткий плащ: само слово греческого происхождения (μανδύη — «шерстяной плащ»), одного корня с "мантия", "мантилья", "манто".
              1. +1
                6 февраля 2017 21:37
                Как и удивительно, есть и такая версия - что это слово пришло в наш жаргон от венгерских цыган

                мне кажется, эта версия не внушает доверия. А вот за прояснение происхождения названия одежды - спасибо. good
                1. +1
                  7 февраля 2017 01:28
                  Цитата: Микадо
                  мне кажется, эта версия не внушает доверия


                  И почему? Считаете невозможным заимствование в жаргон из цыганского? А как насчет 100%но цыганского слова "лавэ"?
                  1. 0
                    7 февраля 2017 12:03
                    нет, возможно все. Мне кажется, такие слова сначала проникали в криминальный жаргон, а уж потом - в обиход. Например, из уголовного жаргона к нам пришли слова: бушлат, стырить, хам, шестерка и т.д.
      3. +2
        7 февраля 2017 06:47
        Цитата: Микадо

        на Мосфильме, кажется, был целый конный полк. А в фильме "Ватерлоо" в заключительных титрах идет благодарность (на английском языке) Советской Армии за "участие в битве". soldier

        Он не на Мосфильме был, а в МО. 11-й кавалерийский полк. Сейчас на его базе сформирован Конный эскорт в составе Президентского полка.
        Интересно, что Ростоцкий и Жигунов служили именно в нём, в 11-м
  5. +2
    6 февраля 2017 09:00
    «Гусарская баллада»: гусары, ментики и пистолеты – лучшая историческая кинокомедия в истории российского кино!
    забыли добавить- по моему мнению.

    в российском может и лучшая, а в советском.....
  6. +2
    6 февраля 2017 09:23
    С удовольствием всегда смотрю этот фильм.
    А вот комедии про ВОВ, дело очень сложное. Мне нравиться "Дачная поездка сержанта Цибули".
    1. +7
      6 февраля 2017 13:15
      Цитата: igordok
      Мне нравиться "Дачная поездка сержанта Цибули".

      belay Дурней фильма припомнить не могу !
  7. +10
    6 февраля 2017 09:24
    Ну вот почему Рязанов дожил до (и сильно пережил) перестройки и фактически больше ничего хорошего не снял?
    Вот вам в начале 90-хх свобода - делай что хочешь.
    Нет, не получилось. Капитализм и прибыль всем рулит.
    А какие фильмы снимал!!!
    Можно сказать - атрибуты культуры целых поколений.
  8. +5
    6 февраля 2017 10:36
    Вначале была пьеса. Ее автора, Александра Гладкова, сесть за перо подтолкнули детские воспоминания.

    Здесь тёмная история. Эльдар Рязанов был ещё и поэтом, сам дописал многие сцены в сценарии фильма, поскольку Гладков уклонился от этого.
    Что касается пьесы "Давным-давно", то её стихи, я утверждаю, написаны потрясающим поэтом. Потрясающим! Но это был не Гладков.
    https://rg.ru/2009/12/02/ryazanov.html
  9. +4
    6 февраля 2017 11:14
    Ильинский "звездил" роль маленькая для него, а вот Крючков не отказался от роли крестьянина. Вообще замечательный фильм. Хорошо что Рязанова в своё время не поступил в мореходное училище.
    Раньше была по телевизору передача где показывали советские фильмы лидеры проката в тот или иной год, а перед показом кратко рассказывали о создании фильма и его актёрах. Интересная передача.
  10. +2
    6 февраля 2017 11:22
    для полноты ощущений забыли только упомянуть что аристократия общалась между собой на ФРАНЦУЗКОМ языке...
    т.е. все эти блестящие корнеты и кавалергарды между собой разговаривали почти исключительно на французском
    1. +1
      6 февраля 2017 11:44
      А где там аристократия? Обычные армейские офицеры. Ну, пара гвардейцев встречается.
      1. +3
        6 февраля 2017 12:45
        "обычные армейские офицеры"? в гусарском полку? я вас умоляю...
        во первых там служили исключительно "родовитые" дворяне - "обычные армейские офицеры" могли служить в линейных полках но не в гусарских
        во вторых - для дворянства того времени французский был вторым языком - для общения между себе подобными
        вы "Войну и Мир" читали? а Фонвизина где он описывает провинциальных дворянчиков которые по французски говорят лучше чем по русски?
        1. 0
          6 февраля 2017 12:52
          один из вождей декабристов, Бестужев-Рюмин, просил следователя беседовать с ним на французском - дескать, лучше его знает, нежели русский.
          1. 0
            6 февраля 2017 23:40
            ...вы...тыривался. потому что был из достаточно знатного рода и так пошло пытался показать своё превосходство над следователем.
            1. 0
              7 февраля 2017 18:20
              думаю, не выкобенивался. Он ужасно смерти боялся, вроде, свидетельства остались.
        2. +9
          6 февраля 2017 13:19
          Дурова служила в армейском гусарском полку (какое-то время), никакой "родовитой" она не была. Да и зачем фантазировать. Благо есть работы о русских офицерах эпохи 1812 г. Например работа Целорунго Д.Г. "Офицеры русской армии – участники Бородинского сражения (историко-социологическое исследование)", там значится, что французский "знали" 30%. Причем на каком уровне еще вопрос.
          Если говорить конкретно о гусарах, то есть работа А.И. Бегуновой "Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I". Там говорится, например о Мариупольском полку (в котором Ржевский служил, кстати): "Другое заблуждение касается уровня образованности гусарских офицеров, гуманитарное образование с углубленным изучением иностранных языков, истории, географии, литературы было тогда доступно далеко не всем представителям дворянства. В формулярных списках 30 офицеров-мариупольцев значится короткое: "Грамоте российской читать и писать умеет", что соответствует нынешней программе начальной школы. Более обширными знаниями могли похвастаться только выпускники кадетских корпусов. Таковых в Мариупольском полку в 1810 году насчитывалось шесть человек: майор Дымчевич, штабс-ротмистр Горич, поручик Шишка, корнеты Бобылов, Дрентель и Клебек 2-й (сын полкового командира полковника Клебека). "Грамоте российской, французской и немецкой, чистописанию, арифметике, геометрии, тригонометрии, алгебре, артиллерии, фортификации, архитектуре, истории, географии, рисованию, черчению, военным экзерцициям, верховой езды искусству обучался", - написано в формулярном списке Осипа Осиповича Шишки, дворянина из Литовской губернии, который провел в стенах Гродненского кадетского корпуса 10 лет и был выпущен в марте 1810 года в Мариупольский полк сразу поручиком". И про Александрийский полк (на фото в статье чувак в фуражке): "По образовательному цензу александрийцы, пожалуй, уступали мариупольцам. Из кадетских корпусов здесь было всего три человека: упоминавшийся выше корнет Бибиков, который с 1796 по 1802 год обучался в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, ротмистр Иван Павлинович Данилович, албанец по национальности, окончивший в 1792 году Корпус чужестранных единоверцев, где он получил весьма разносторонние знания: "грамоте российской, итальянской и греческой читать и писать умеет, арифметику, геометрию, тригонометрию, географию, историю знает, рисовать и танцевать умеет", - и поручик Павел Иванович Бутович, 26 лет от роду, "из малороссийских дворян, бунчукового товарища сын", из 1-го кадетского корпуса, где он обучался с 1786 по 1795 год и был выпущен в Александрийский гусарский полк корнетом.
          Представители польско-литовской шляхты, которых в полку было 19 человек, как правило, умели читать и писать по-русски и по-польски, а иногда даже и по-немецки и по-французски ... Хорошее образование имел и граф Ламберт. Он читал и писал по-французски и по-немецки и понимал, как сказано в его формулярном списке, по-русски, что было совсем неплохо для офицера-иностранца... Полковой командир полковник Анастасий Антонович Приовский, 46 лет от роду, "из венгерской нации дворян греческого исповедания", кроме русского, также умел писать и читать на двух языках: венгерском и греческом...
          Остальные 48 офицеров-александрийцев в своем образовании за пределы начальной школы не вышли и умели только читать и писать. Впрочем, это не мешало им служить добросовестно и быть на хорошем счету у начальства, так как вовсе не образованность ценили тогда в гусарах, а другие качества и умения. Правда, если офицер был знаком еще и с правилами сложения, вычитания, умножения и деления, то в его формуляре делали пометку: "арифметику знает".
          Т.е. большинство офицеров армейских гусарских полков хорошо если русский нормально знали.
          1. 0
            6 февраля 2017 23:38
            Ну не зря же поручик Ржевский стал туповатым героем множества туповато-пошловатых солдафонских анекдотов.
          2. 0
            7 февраля 2017 07:01
            Всё правильно. Можно добавить "Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812года." http://www.razlib.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn
            _russkogo_oficera_yepohi_1812_goda/p2.php
            Особенно показательна учёба и военная карьера всесильного Аракчеева
        3. 0
          6 февраля 2017 23:50
          Цитата: Окорок
          а Фонвизина где он описывает провинциальных дворянчиков которые по французски говорят лучше чем по русски?


          А "Наше всё"? Татьяна, помнится, "Изъяснялася с трудом на языке своем родном", и Онегину писала на французском, а тот текст письма, что в поэме - якобы пушкинский "неточный, слабый перевод"!
    2. +2
      6 февраля 2017 13:55
      Нет! Не верно! Как раз тогда это только входило в моду! В литературе того времени это хорошо отражено. В самых верхах да, но внизу... ох, все просто было! "Гопник" - все очень хорошо расписал!
      1. +2
        6 февраля 2017 14:26
        "в моду вошло" это ещё при Екатирине! именно тогда Фонвизин написал своего "Недоросля" высмеяв слепое подражание иностранцам в среде мелкопоместных,провинциальных дворян которые в свою очередь тянулись за "высшим обществом"...
        просто после войны 1812 года когда в плен попало огромное количество французов во многих провинциальных дворянских семействах появился свой "мусью"...
        а о поголовной неграмотности офицеров (которых часто записывали "в полк" в младенчестве) писали многие современники...
        и не понятно к чему столько букв
        1. +1
          6 февраля 2017 17:08
          К тому, что герои фильма не разговаривали
          Цитата: Окорок
          между собой почти исключительно на французском
    3. 0
      6 февраля 2017 18:08
      Ну так Шурочка и общается с французами по-французски. Ведь она же... из стрелков наваррских!
      1. +2
        6 февраля 2017 20:57
        Точно. что логично - Шурочка из достаточно богатой семьи и выдает себя за "испанку", а не природного француза, т.е. французский тоже далеко не в совершенстве знает, по крайней мере, не без акцента.
    4. +4
      6 февраля 2017 21:28
      Цитата: Окорок
      все эти блестящие корнеты и кавалергарды между собой разговаривали почти исключительно на французском

      Навеяло...
      Два века назад вся образованная русская молодежь хорошо знала французский... навтыкали Наполеону!
      Три четверти века назад вся образованная русская молодежь хорошо знала немецкий... навтыкали Гитлеру!
      Сейчас вся образованная русская молодежь хорошо знает английский... никогда еще перед нами не было столь широкого выбора! laughing
      1. +1
        7 февраля 2017 07:35
        Да уж... Меня в советской сецшколе вообще учили на военного переводчика - допрашивать, различать звания и мундиры, разбирать автомат на англ.яз. знать вооружение НАТО. Хорошо учили: "англичанка" и военрук на одном уроке!
  11. +3
    6 февраля 2017 14:39
    Большое спасибо за статью! Фильм отличный. Имеет своё почётное место на жёстком диске и периодически пересматривается!
    1. +1
      6 февраля 2017 16:12
      На диске не храню, с сети скачать всегда можно. Но если попадается в программе передач по ТВ, практически всегда смотрю.
  12. +3
    6 февраля 2017 19:57
    Классный фильм! good И ещё мне нравиться "эскадрон гусар летучих".
  13. +3
    6 февраля 2017 21:18
    Насчёт отката орудий. В фильме "Корабли штурмуют бастионы" (1954 год, кажется), орудия вполне себе так откатываются. А в 1962 году про это уже забыли.
  14. +2
    6 февраля 2017 22:33
    Слева гвардейский казак, справа Шурочка в полушубке. И – да, именно так и было зимой 1812 года. - Автор не прав. Казак не гвардейский, обычный, донской офицер. У гвардейцев алый чекмень, шаровары без лампаса, атаманцы- голубой мундир.
  15. +1
    6 февраля 2017 22:35
    Какое замечательное наследство оставило советское искусство в русской цивилизации! Какие фильмы! Эх. Создали бы телевизионный канал "Советское кино", где помимо фильмов были бы и другие передачи - Клуб путешественников, Очевидное-невероятное, В гостях у сказки и т.п.
  16. +2
    6 февраля 2017 23:29
    Всесоюзная премьера «Гусарской баллады» и открытие Бородинисокй панорамы в 1962 году были одновременно, в день Бородина.
    И у фильма и у панорамы успех был грандиозный.
    Патриотический подъём был искренним.
    Родители водили на этот, фильм. С одноклассниками ходили несчитанное число раз. Благо, билеты на дневной сеанс были по 25 коп, на вечерний – 50 коп.
    Трудностей при съёмке было не больше, чем обычно – рядовые моменты войска для массовки выделяли легко и с удовольствием. Разве что не было ещё специального кино-кавалерийского полка, созданного к съёмкам «Войны и мира» , т.е. позднее.
    Что лдо антуража и костюмов. В то время ещё были живы и при памяти достаточно людей, служивших в царской армии.
    Мой любимый школьный учитель истории Сан Саныч Петровский успел окончить юнкерское кавалерийское училище и послужить офицером в Павлоградских гусарах. Он был известным знатоком военной формы, военным историком, автором книг, так что с точки зрении правдоподобия и соответствия оценил фильм высоко, сразу заметив маленький ляп, о котором пишет автор.
    Статья добротна, но нового для себя в ней ничего не обнаружил.
  17. +1
    6 февраля 2017 23:29
    В то время наше кино жило и играло по нашим правилам и поэтому отличалось от зарубежного, если конечно исключить откровенную агитку и ложь. Поэтому наше кино и получало довольно регулярно не только нашу признательность, но и международную. Всё-таки киноискусство присутствовало. Сейчас на первом плане только деньги, зарабатываемые двумя способами: на экране - это подражание тупому и мерзкому американскому Голливуду, а в кинозале - опять подражание американской привычке - это жрать попкорн. Сидит стадо полудебилов и смачно чавкая хрустит попкорном. Вот и всё наше "киноискусство". Вы заметили, что в отчётах о новых фильмах никто не говорит о самом фильме, а только о том, сколько денег было заработано за первый, второй, третий день? Последний русский "голливуд" был состряпан Бондарчуком. Сколько восторженных воплей на предмет истинной "гениальности" "художника" и никто не заметил, что на детях природа отдыхает. Действительно гениальный Бондарчук - старший не один раз перевернулся в гробу. Одна мерзкая пародия на Великую Отечественную войну в виде фильма "Сталинград" чего стоит! Нашим западным "партнёрам" даже на ушаты грязи тратиться не надо было: всю работу за них сделал режиссёр! Ушли корифеи, а на смену им пришли горбатые карлики.
  18. 0
    7 февраля 2017 00:14
    Замечательный фильм! Смотрел его в детстве. Сразу после премьеры. И до сих пор смотрю с большим удовольствием! Спасибо коллегам, знатокам форменной одежды. Много интересного почерпнул в статье и в комментах.
  19. +1
    7 февраля 2017 00:18
    Цитата: valerei
    тупому и мерзкому американскому Голливуду

    Современный Голливуд - унылое гуано. Однако, старый Голливуд я пересматриваю с удовольствием. Годов 60-х. Были тогда великолепные фильмы. "Моя прекрасная леди", например.
  20. 0
    7 февраля 2017 19:28
    Поправте меня,но мне кажется Яковлев великоват для гусара ,ведь в гусары и уланы набирали низкорослых .а тех,кто повыше в кавалергарды и кирасиры .Вот Андрей Ростоцкий идеально подошёл для роли Дениса Давыдова.
  21. 0
    8 февраля 2017 01:49
    Цитата: andrewkor
    Поправте меня,но мне кажется Яковлев великоват для гусара

    Да, никорослым с его 187 сантиметрами его не назовешь
    1. 0
      10 февраля 2017 11:53
      Взял да и перешел, по причине "частных надобностей" в полк квартировавший поближе к имению. Только и всего!
  22. 0
    14 октября 2017 22:04
    В статье маленькая ошибка: герой Крючкова поёт куплет:
    "Пройдут года, но вот из дали
    Минувших дней, минувших дней мелькнёт одно:
    Как наши деды воевали
    Давным давно, давным давно, давным давно!"
    А про врага "в слепой надежде" поёт уже весь отряд....

    А наши деды всегда славно воевали, ибо "стоит Русь - не качается, и века простоит - не шелохнётся!"