Религия воинов цветущей сливы и острого меча (часть 3)

34
Религия воинов цветущей сливы и острого меча (часть 3)


Посреди цветенья
Фудзияма ввысь вознеслась –
В Японии весна!
(Сёу)




Два предыдущих материала, в которых рассказывалось о религиозных верованиях воинов-самураев Японии, вызвали явный интерес читающей аудитории ВО, хотя один странный посетитель и поинтересовался в своем комментарии, кто мне платит за очернение соседей России. Любопытно, не правда ли? На мой взгляд, ни в одном из них не было даже намека на «очернение», но вот человек сумел-таки это увидеть. Сегодня в продолжение темы речь пойдет о некоторых сугубо конкретных верованиях японцев. Например, какова судьба упоминавшегося во втором материале священного меча? Что ж, священный меч в синто обрел мифический персонаж – бог грома Сусаноо, который добыл его из хвоста змея с восемью головами и подарил его своей сестре – прекрасной Аматэрасу – богине солнца. В свою очередь та вручила этот меч, а также восемь кусков нефрита и еще зеркало своему внуку Ниниги-но Микото, когда отправила его на землю властвовать. Ну а постепенно меч стал символом всего самурайского сословия и «душой» воина – буси.


Сегодня мы не будем обращаться к японской живописи, а просто… «возьмем поездим по Японии», так, как это делали мои студентки-волонтеры, проходившие там практику перед написанием дипломных работ по современной рекламе и PR в Японии. И поймем, что это очень красивая страна, вполне позволяющая жить одним днем, без прошлого и без будущего. Вот, например, как вам это завораживающее фото, сделанное из окна гостиницы в 5 часов утра? Так и просится на холст, не так ли? А нарисуешь – никто не поверит, что такое бывает!

И меч, и зеркало, и драгоценность синтоистами рассматриваются как «тело» или же «облик» бога (синтай), который находится в закрытой и самой главной части любого храма синто – хонся. Мечи не только могли служить синтаем, но еще и часто обожествлялись. Причем мечу Сусаноо довелось сыграть в истории Японии еще одну важную роль. По легенде этот меч, полученный от Аматэрасу земными властителями Японии, помог спастись императорскому принцу, отправившемуся на завоевание северных территорий страны. Принц скосил вокруг себя траву этим мечом и поджег ее. Вот пылавший в траве огонь, зажженный его врагами, и не смог причинить ему вреда. После этого он получил новое название – Кусанаги, (Кусанаги – букв. «косящий траву»).


Прежде чем куда-то ехать нужно подкрепиться. Вот типичный завтрак на двоих в сельской гостинице: рис, мидии и миска зеленого лука. А еще чай, без зеленого чая никуда!

Помимо меча, синто освящало и такое оружие самураев, как копье. В его честь проходили разные праздники в одном из районов столицы Эдо Одзи. Поскольку этот город был столицей сегуната, то в нем всегда было много феодальных князей, а, значит, еще их вассалов – самураев. И вот для них-то 13 августа устраивался древний праздник воинов «яримацури». На нем в обязательном порядке должны были присутствовать два самурая в доспехах черного цвета, вооруженных копьями и мечами (причем у каждого из них на поясе должно было висеть по семь мечей длиной больше четырех сяку, а каждый сяку равнялся 30,3 см.). Воины «охраняли», а восемь мальчиков-танцоров плясали и бросали после танцев («сайбара» и «дэнгаку») свои шляпы в толпу, которые участниками праздника рассматривались в качестве талисмана счастья. В этот же день священники синто раскладывали в храмах маленькие игрушечные копья. Интересно, что верующие могли их уносить с собой, однако лишь с условием, что на следующий год они принесут уже не одно, а два столь же миниатюрных копья. Причем служили они амулетами, почему-то защищавшими их обладателя от воровства и… от пожара!


За дополнительную плату можно заказать фирменное блюдо этой гостиницы. Например, вот это – свежая медуза в соевом соусе!

По синто самураи должны были непременно почитать духов своих умерших предков и поклоняться душам воинов, погибшим в боях, военачальников, ну и, конечно, героев и императоров, объявленных богами. То есть не только у египтян умершие фараоны становились богами, отнюдь нет. У японцев тоже! Этим людям, вполне реальным, при жизни строились гробницы, рядом с ними храмы и там совершались богослужения. При этом считалось, что эти их умершие прародители и правители после смерти наделялись сверхъестественной силой, и при этом… еще и оставались в мире среди живых, и могли активно влиять на события, происходящие в этом мире. Ну, а совсем уже рядовые духи-покровители (удзигами) имели такую силу, что, по мнению японцев, могли изменить судьбу человека, повлиять на успех его начинаний или устроить ему в жизни массу неприятностей, а также оказать воздействие на исход сражения и т.д. Все самураи верили в это свято и не дерзали даже в мелочах противопоставить свою волю «воле богов». Накануне каждого военного предприятия они обращались к удзигами и молили их не мстить им, ну, скажем, за несоблюдение благочестия. Положительным моментом этой веры было… особое почитание родины — «священного места, где обитают боги и души предков». Синто не просто учило любви к родине, оно ее требовало, и требовало еще и потому, что Япония являлась «местом рождения» богини Аматэрасу, и только ее император был по-настоящему «божественен». Ведь род императоров ни разу не прерывался – вот в чем для японца заключается подтверждение избранности его народа. Какой другой народ может этим похвастаться? Никакой! Значит… это проявление «божественной воли».


Если вы приехали на горячие источники, то вам сами «ками» велели и начать день, и закончить его погружением в их целебные воды. Халат за счет гостиницы, даже самой дешевой.

Отсюда и развитый культ национальных японских богов и самого императора (тэнно – «посланник неба», «источник всей нации»). Так, нынешний император Хирохито считается 124-м представителем непрерывающейся династии, начавшейся в 660 г. до н. э. правлением мифического тэнно Дзимму, который как раз и был потомком богини Аматэрасу. Отсюда, кстати, и «растут ноги» всех тех несправедливых войн, которые велись самураями либо их потомками под знаменем национальной исключительности великой «японской расы».


Прелесть таких гостиниц в том, что спать вам придется вот на этом…

Важным объектом почитания для самураев, кроме душ предков, воинов-героев и т.д., был синтоистский бог войны Хатиман, прототипом которого является опять-таки обожествленный по синтоистской традиции легендарный японский император Одзин. Впервые он упоминается в качестве «божественного помощника» японцев в 720 г., когда именно он, по преданию, помог им отразить нашествия из Кореи. С этого времени он и стал покровителем воинов! Перед началом военных действий они обращались к Хатиману с молитвой, и просили поддержать их в предстоящем бою, «укрепить руки» и «крепость меча», «привести стрелы прямо цель» и «не дать коню споткнуться». При этом следовало сказать: «юмия-Хатиман» («да увидит Хатиман наши луки и стрелы» – по-японски коротко, по-русски очень длинно или просто – «клянусь Хатиманом» – и этим все было сказано!). Вообще, японский язык – позволим тут сделать маленький экскурс в языкознание, – очень… «не прямой», это язык идиом. Вот как бы вы сказали, что вы спокойны? «Я спокоен» – не так ли? Англичанин сказал бы: «I am calm», что равнозначно, но дословно переводится, как «Я есть в покое». А вот японец сказал бы самым исчерпывающим образом: «Ватакуси ва» – «Я в гармонии!» – «Ваптакуси» – я, «ва» – гармония, что дословно звучит «Я – гармония». Вот такой простой – непростой у них язык!


Вид из окна комнаты в сельской гостинице. Вот так там живут!


А это тоже подсмотренный вид на японскую жизнь. Старикам делать нечего, вот они и играют в «шары»!

Кроме Хатимана самураи считали богами войны еще и мифического тэнно Дзимму, основоположника императорской династии, затем женщину-императрицу Дзингу и еще ее же советника Такэти-но Сакунэ, и принца Ямато-дакэ (Ямато-такэру), который прославился тем, что покорил айнские земли на востоке Японии.


А этот дом весь зарос лесом и диким мхом. С точки зрения японца – нет ничего прекраснее!

В честь этих богов войны в определенные дни устраивали пышные празднества. Например – «гунсинмацури», который отмечали 7 октября на территории большого синтоистского храма в городе Хитати. Ночью в храм приходили мужчины с мечами (дайто), а женщины приходили с алебардами (нагината). На деревьях развешивали бумажные фонарики, которые после праздника сжигали.


Это не жилой дом, это… сельская школа!

Самое интересно, что, хотя синто – это исконная религия японцев, она редко присутствовала в религиозной жизни самураев, так сказать, в чистом виде. Буддизм, попавший в Японию в середине VI в., оказался более «продвинутой» религией, по сравнению с примитивным синтоизмом. Вот почему он сразу был принят правящей верхушкой страны и стал активно использоваться в ее интересах. Но синтоистские священнослужители совсем не хотели отказаться от имевшихся у них привилегий и к тому же опирались на поддержку народных масс, продолжавших исповедовать более привычную им религию. И вот это заставило и буддийское духовенство, и правителей древней Японии пойти по пути компромисса и наладить сотрудничество двух религий вместо того, чтобы начать братоубийственные религиозные войны, что в итоге привело к такому странному на первый взгляд симбиозу двух верований, как к синкретизму синтоизма и буддизма.


В горах, где невозможно растить рис, выращивают чай.

В какие конкретные дела это вылилось? А вот в какие… Теперь японские воины перед решающим сражением или даже просто перед походом одновременно обращались к духам синто и к буддийским божествам! Как результат подобного слияния многие из богов синто начали наделяться свойствами буддийских бодхисаттв, а буддийский пантеон пополнился принятыми в него синтоистскими божествами. Например, культ Хатимана, который изначально был богом синто, пропитался идеями буддизма, о чем говорят многие его изречения, носящие явно буддийский характер. В них он называет сам себя Босацу – то есть бодхисаттвой – термином буддийским, но никак не синтоистским!


Статуя Будды есть во всех буддийских храмах.

Ну а дальше Хатимана буддийское духовенство просто признало бодхисаттвой и дало ему имя Дайдзидзайтэт. С и синтоистской богиней Аматэрасу, «прародительницей» священной императорской семьи они поступили так же: приверженцы буддийской секты «сингон» объявили воплощением… всего лишь верховного космического будды Вайрочана (Дайнити).


И фонарики, огонь в которых зажигают в честь духов умерших. Их целые аллеи, ведь предков очень много!

Мало того, в Японии вместе с буддизмом началось и распространение конфуцианства чжусианского толка. Учение Конфуция, которое Чжу Си несколько переработал, представлялось консервативным, догматическим течением скорее идеологического, нежели религиозного содержания, так как акцентировало внимание, прежде всего, на этических моментах. А дальше оно просто слилось с буддизмом и синто, адаптировав некоторые их положения. Конфуцианство также говорило о «верности долгу», послушание и повиновение господину и императору возводило в ранг высшей добродетели, требовало от человека «работать над собой», то есть морально совершенствоваться посредством строгого соблюдения всех правил и законов семьи, а также общества и, безусловно, государства. Конфуцианство, аналогично синто, требовало от мужчины в обязательном порядке почитать прародителей и отправлять культ предков; дисциплины, повиновения, уважения старших. Естественно, что и конфуцианству, таким образом, была обеспечена поддержка со стороны феодальных правителей Японии и глупцами бы они были, не поддержи они столь выгодной для них философии. Поэтому не удивительно, что конфуцианство стало основой для воспитания среди представителей японского господствующего класса, и, прежде всего, самураев.


Найти такой фонарик можно даже посреди самого дикого леса. Кто его здесь поставил, кто зажигает в нем огонь? Непонятно…

Ну, а главным в конфуцианстве был принцип патриархальности, ставивший сыновнюю почтительность выше всего на свете. Дело в том, что согласно этому учению, в мире есть одна мировая семья, которая состоит из Неба-отца, Земли-матери и человека – их дитя. Соответственно есть и вторая большая семья — это государство во главе с императором. Император в этой семье одновременно и Небо, и Земля (то есть и мать, и отец в одном лице и как же такого не слушать?!), министры – это его старшие дети, а народ, соответственно, – младшие. И последняя семья – это «здоровая ячейка общества». Естественно, что интересы отдельной личности при этом полностью игнорируются. Вернее, игнорируются до тех пор, пока эта личность мужского пола сама не состарится и – вот это важно, сама активно действовать не сможет. Но сможет активно помыкать своими детьми! Отсюда догмат верности младших старшим и беспрекословность подчинения главе семью, каким бы самодуром и идиотом он не был. Феодальный князь с этой точки зрения был тот же отец, ну и, конечно, глава всех самураев – сёгун. Можно сказать, по счастью, люди всегда остаются людьми, а правилам обязаны следовать главным образом младшие и слабые. Сильные (младшие) могли ими пренебрегать и пренебрегали. Хотя обществом такое поведение и осуждалось. Высшие представители клана самураев творили что хотели, и никто даже плохого слова сказать им не мог! Например, в решающей битве при Сэкигахаре предателями оказались такие известные князья, как Хидэаки Кобаякава (получил земельный участок острове Хонсю с доходом в 550 000 коку), Вакидзака Ясухару (получил за это надел в 50000 коку риса!) и Хироуэ Киккава, который тоже без награды не остался. И никто из их самураев в лицо им так и не сказал, что, мол, господин, вы совершили бесчестный поступок, и я вас осуждаю. Но так, как я не могу осуждать господина, то я выбираю смерть позору служить ему! Вы думаете, так хотя бы один сделал? Никто! Хотя, говорят, что сам Кобаякава мучился угрызениями совести до самой смерти, которая, кстати, пришла к нему после этого довольно скоро.


Это бодхисаттвы – в буддизме существа (или люди), обладающие бодхичиттой, то есть они решили стать буддой для блага всех существ. Приехал, купил и поставил у себя в саду.

Конфуцианство указывало, что человека от животного отличают пять добродетелей (или постоянств). Первой считается человеколюбие, суть которого, как и в христианстве – это любовь и его проявление — доброта. Затем идет справедливость – нужно делать все так, чтобы не обращать внимания на собственную пользу. Третьей добродетелью является благонравие и почтение к людям, но особо почтительное отношение к тем «кто выше нас» и одновременно – непрезрительное отношение к тем, кто ниже. То есть, другими словами, и в японском понимании благонравие можно назвать скромностью. Затем идет мудрость. Это четвертая добродетель. Быть мудрым – означает правильно различать добро и зло, правду и неправду, и все понимать. Наконец, последняя, конфуцианская и пятая по счету добродетель – это правдивость.


Ну какой в Японии может быть храм без «сада камней», только разве что самый никудышный!

Если же человек все эти добродетели в себе имеет и умеет противостоять пагубному бремени страстей, то тогда в своей жизни он встречает пять правильных человеческих отношений: отношения между родителями и их детьми; между господином и его слугой; между мужем и его женой; между старшими и, соответственно, младшими братьями; ну и между теми, кого он считает своими друзьями. Эти пять главных видов отношений называются «горин».


Священные ворота «тории». Прошел под ними – очистил карму, чем не больше ворот, тем чище карма! Обратите внимание на стоящие перед входом комаины – пару охранных статуй собак или львов, которых часто можно встретить установленными по обеим сторонам от входа в святилище. Однако если речь идет о святилищах Инари, то вместо собак, и тем более львов, выступают лисы.

Для самурая главными, конечно, были отношения между ним и его господином. Для слуги его служение господину есть первейший долг и его главная обязанность. Они с благодарностью получают от своего господина подачки деньгами или, допустим, земельными угодьями, при этом их воодушевляет мысль о том, что его обязанность и жизненный долг отдать за него жизнь. «Это главный нравственный долг слуги», – говорит конфуцианское учение. Следовать ему – почетно, нарушать его – значит уходить с пути добродетели и подвергаться всеобщему осуждению!


У нас в храме в колокол звонят. В Японии у колокола нет «языка». Поэтому в него бьют!

В бусидо эта идея служения была выдвинута на первый план, а все остальные требования объявлялись второстепенным и большой роли не играли. Вассал в Японии, следуя заповедям бусидо, проявлял свою верность еще и тем, что вместе со своим господином (либо после него) «уходил в Пустоту», то есть совершал «самоубийство вслед», что уже к XIV веке стало распространенной формой долга слуги перед господином. Но с другой стороны не следует и преувеличивать значение данного явления в Японии. Иначе откуда же, например, взялись, по крайней мере, 100000 ронинов, то есть самураев, «потерявших своего господина», нанятых в гарнизон мятежной Осаки в 1613 году? Ведь по идее, все они, соблюдая этот обычай, должны были быть мертвы.


А в синтоистском храме бьют в барабаны!

Так что, религиозные мировоззрение самураев – это сплав догм буддизма, конфуцианства, попавших в Японию из Китая, и также элементов национальной религии – синто, которая сумела войти с ними в тесный симбиоз. Со временем разрозненные элементы всех этих трех религий самым тесным образом переплелись и превратились в одно единое целое. А вот другие мировые религии и многочисленные религиозные течения не оказали на сословие японских воинов заметного влияния.


Омикудзи – листочки, на которых пишутся полученные тобой предсказания. Их можно встретить во многих святилищах и храмах. Это может быть дайкити («огромная удача») и дайкё («огромное несчастье») – что ты вытянул у прорицателя. Повязывая такой листочек вокруг ветки священного дерева или специальной рисовой веревки, можно заставить «хорошее» предсказание сбыться и предотвратить исполнение «плохого».

Впрочем, на долю христианства, распространившегося в Японии после прибытия португальцев в XVI веке, выпал заметный успех. Деятельность на ее земле христианских миссионеров, и в первую очередь иезуитов, очень скоро принесла свои плоды. Например, практически половина армии Тоётоми Хидэёси в его походе против Кореи в 1598 году состояла из христиан. Вот только следует заметить, что христианство в Японии христианством в полном смысле этого слова не являлось. Оно было также весьма своеобразным, и точно также включало в себя ряд элементов буддизма и даже синто. Синкретичность христианства на земле Японии проявлялась, например, в отождествлении богоматери с… Амида-буцу или Каннон-босацу, что с точки зрения ортодоксальных христиан было ересью и страшным грехом.


При храме очищающая вода – обязательно. Ковшик дезинфицируется инфракрасным излучением, так что пейте на здоровье!

К тому же сразу за неожиданным подъемом христианства в стране последовало и столь же, если даже не более быстрое его искоренение, связанное с тем, что сёгуны опасались религии иностранцев и боялись роста их влияния, таившего смертельную опасность для их крайне ограниченного государственного строя.


Священная веревка, чем не толще, тем… «священнее»!


А это она на срез!

Продолжение следует…
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 февраля 2017 07:15
    (С)хотя один странный посетитель и поинтересовался в своем комментарии, кто мне платит за очернение соседей России. Любопытно, не правда ли? На мой взгляд, ни в одном из них не было даже намека на «очернение», но вот человек сумел-таки это увидеть.

    ...японским "шпиёном" он Вас не назвал? lol Вячеслав, времена "ежовых рукавиц" закончились с приходом Л.П.Б. Сейчас даже за государственную измену не расстреливают! А в альтернативном случае поедателей камамбера и пармезана можно было смело записывать во французские и итальянские шпионы... crying
    1. +2
      7 февраля 2017 07:24
      Цитата: V.ic
      ...японским "шпиёном" он Вас не назвал?

      Это я бы как раз понял!
      1. +2
        7 февраля 2017 12:31
        Вы не спрашивали у Ваших студенток, какова на вкус медуза с соевым соусом? lol
        1. +2
          7 февраля 2017 12:44
          Нет не спрашивал. Но они мне сказали, что от обилия съеденного риса у них сузились глаза!
          1. +2
            7 февраля 2017 12:52
            да я утром на сайт залез, сразу глаза упираются в фото тарелок с рисом, мидиями и зеленым луком! И меня от этого зрелища поесть пробило не на шутку! Ну нельзя ж так с людьми, а если вдруг человек неподготовленный - захлебнется ведь! good
        2. +2
          7 февраля 2017 15:07
          Напоминает студень с лёгким привкусом сырого кальмара.На любителя.
          1. +1
            7 февраля 2017 18:15
            да у них половина еды на любителя, подозреваю (нет, я про истинно японов, а не про сеть японских ресторанов в России). Что самураю хорошо, то русскому.. "на любителя" drinks мне вот интересно: ни разу саке не пробовал. Каково оно, многоуважаемый Синоби? hi drinks
            1. +2
              7 февраля 2017 19:44
              Я тоже на эту красоту(медузку) посмотрела и подумала:"Хорошо, что соевого соуса много, ещё бы маринованного имбиря и можно съесть"
              1. +1
                7 февраля 2017 19:45
                как грибочки! drinks под водочку!
                1. +2
                  7 февраля 2017 19:48
                  Не е т, с нашими маринованными и солёными грибочками ни что не сравниться! drinks
            2. +1
              15 октября 2017 18:51
              Цитата: Микадо
              ни разу аке не пробовал. Каково оно, многоуважаемый Синоби?

              Извините, что влезаю в вашу приятную беседу, пробовала я сакэ, привёз из Японии муж моей подруги (он был лётчик). Не произвело впечатление, знаете ли - водка, чуть отдаёт самогоном и всё. Душевно тогда посидели. Это как раз был конец 90-х, ничего не было, а тут нас позвали на сакэ и рис на сковородке, в который замешана морская капуста. И так это было вкусно, так необычно..)))
              1. +2
                16 октября 2017 08:25
                Это как раз был конец 90-х, ничего не было, а тут нас позвали на сакэ и рис на сковородке, в который замешана морская капуста. И так это было вкусно, так необычно..)))

                я помню свои первые впечатления от морского гребешка по-корейски. Вот именно: вкусно и необычно! А я вот - другу в подарок сакэ покупал, а сам.. не пробовал ни разу!
                Извините, что влезаю в вашу приятную беседу

                пожелаю - влезайте почаще love умным и приятным людям всегда рады. hi
  2. +2
    7 февраля 2017 08:09
    Сегодня мы не будем обращаться к японской живописи
    ..Жаль конечно...Но все равно,спасибо, интересно ждем продолжения..
  3. +5
    7 февраля 2017 09:04
    "Вассал в Японии, следуя заповедям бусидо, проявлял свою верность еще и тем, что вместе со своим господином (либо после него) «уходил в Пустоту», то есть совершал «самоубийство вслед», что уже к XIV веке стало распространенной формой долга слуги перед господином. Но с другой стороны не следует и преувеличивать значение данного явления в Японии."
    Обряд харакири - это часть морали самураев и явление, о котором нельзя писать "в двух строках", как и многом в Японии.
    Обряд харакири неразрывно связан и тесно примыкает к бусидо как часть морали сословия воинов. Самураи или другие представители высших слоёв японского общества совершали самоубийство в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, 1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление. Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.
    Если говорить о происхождении, то прежде всего следует обратить внимание на обряд вскрытия живота у айнов, заключавшийся во взрезании брюшной полости (пере’) и близко напоминавший японское харакири. Харакири, так же, как и пере’, часто имело вид пассивного протеста и совершалось не из отчаяния; оно имело скорее оттенок жертвенности. У айнов существовало слово «экоритохпа», которое означает «принести в жертву инау», или в буквальном смысле «изрезать живот».
  4. +2
    7 февраля 2017 10:23
    Вячеслав Олегович, как всегда интересно. Неожиданный ход повествования и современные фотографии, как будто погружаешься и выныриваешь, и не знаешь ,где лучше находиться, здорово!
    А первое фото, если убрать уголок с листьями дерева, с экрана монитора полное ощущение живописи. Спасибо. Всем хорошего и удачного дня love
    1. +1
      7 февраля 2017 10:55
      Цитата: ruskih
      А первое фото, если убрать уголок с листьями дерева, с экрана монитора полное ощущение живописи

      У меня было впечатление, что это в браузере что-то сломалось. Невнятные пятна с различимым градиентом. Как будто кусок большого изображения, выкрученный в увеличении по-максимуму. Поэтому уголок с листьями дерева надо наоборот, сделать побольше. А то вообще непонятно ,что это за штука.
      1. +3
        7 февраля 2017 11:09
        Каждый психологически готов к определённому восприятию, поэтому мы с вами и увидели разное. wink Я бы этот уголок с листьями убрала и наслаждалась бы воздухом, вы бы увеличили листья приближая реальность. Мы смотрим по разному и это хорошо в полном смысле этого слова. Извините, яркий пример видения гуманитария и технаря, кто на что учился, поэтому про "невнятные пятна с различимым градиентом" мне даже в голову не пришло. love
        1. +3
          7 февраля 2017 11:19
          Я могу ошибиться, конечно, но судя по силуэту - это Фудзияма, самая высокая гора Японии. Для японцев священна.
          1. +3
            7 февраля 2017 11:27
            Хочу сказать спасибо Вам за познавательные комментарии, всегда читаю с удовольствием.
    2. +1
      7 февраля 2017 11:27
      все наши здесь! Все доброго дня!
      Я присоединяюсь к Вам love ; Автору - Вячеслав Олегович, замечательная красочная экскурсия. good фото очень хорошее получилось у Ваших девушек.
      Приехал, купил и поставил у себя в саду.

      все люди одинаковы, и всем приятно "прикоснуться к корням". У нас фигурки домовых вешают, в Европе - на лужайку гномиков ставят. Пока читал про симбиоз синтоизма и буддизма, пришел к выводу - на определенном этапе развития любой страны к ней приходит новая (условно, более "продвинутая" и распространенная) религия, но приходит она рука об руку с письменностью (опять же, собственная письменность может уже иметься, но приходит более новая и удобная форма), которая, видимо, сопутствует распространению новой веры.
      "Язык идиом" - может ли словесная форма выражения своих мыслей влиять на мысленный ряд человека? не здесь ли кроются корни различий национального мышления? Я топорно изъясняюсь, но само различие в построении фраз крайне интересно.
      Высокая шапка у священников с барабаном - это эбоси? Ее носили придворные аристократы эпохи Хэйан, даймё, и даже кузнец обязан был ее надевать во время ковки меча. Торжественная одежда, грубо говоря.
  5. +4
    7 февраля 2017 12:27
    Всегда поражала эстетика японцев проявляющаяся и в их садах и архитектуре, а также в оформлении еды, хотя полагаю такое трепетное отношение к ней, было вызвано скудостью пищи и оформляя нехитрую еду они пытались найти какую-то гармонию. Немножко сумбурно выразился, но возможно поймете..)
  6. +1
    7 февраля 2017 12:49
    Цитата: Микадо
    Высокая шапка у священников с барабаном - это эбоси? Ее носили придворные аристократы эпохи Хэйан, даймё, и даже кузнец обязан был ее надевать во время ковки меча. Торжественная одежда, грубо говоря

    Да, только она, так сказать, вздрючена. А самурай под шлем ее приминал и получался подшлемник.
    1. +1
      7 февраля 2017 13:30
      занятный элемент японского национального костюма. У Тернбулла есть фото из музея восковых фигур - свадьба какого-то даймё. Женились мужчины (по крайней мере, аристократия) тоже в этих шапках.
  7. +1
    7 февраля 2017 15:18
    Что мне нравится в Японии,то что она сумела сохранить национальные корни,несмотря на проигрыш в войне и продолжающуюся политическую зависимость от янкесов.Мы этого не смогли,к сожалению.Правда и разрушали нашу культуру ппочти 300 лет.
    1. +1
      7 февраля 2017 16:29
      У них это в крови! Проигравший клан никогда не бился до последнего человека, всегда сдавался! Чтобы сохранить женщин и детей! Есть замечательная поговорка: "То, что сгибается, может и распрямиться!" То есть если вы будете сильнее японца, он вам всегда поддастся... Вот что будет потом...
      1. +5
        7 февраля 2017 16:34
        Потом будет...
        Ёсин-рю. “Победить поддавшись”
        Предание называет основателем Ёсин-рю врача из Нагасаки Сиробея Акияма. С ним также связывают легенду о возникновении принципов дзюдзюцу (джиу-джитсу). Врач по профессии, он заинтересовался прикладными аспектами знания человеческого тела. Акияма отправился совершенствоваться в медицине в Китай, где попутно изучал местные виды борьбы.
        Вернувшись из Китая, Акияма не мог ответить на вопрос — каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою.

        Легенда утверждает, что однажды зимним утром, размышляя над этим, Акияма вышел в сад. Ветви деревьев гнулись под снегом. Неожиданно раздался хруст, и сломалась, не выдержав тяжести снега, ветка ели, а рядом ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась.

        "Сначала поддаться, а потом победить", — этот сформулированный Акаямой принцип использования силы противникка против него самого лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в конце XV века под общим термином дзюдзюцу (в буквальном переводе "искусство мягкости (гибкости)"). На основе этого принципа Акиямой и была основана школа Есин-рю (1632), что в переводе означает "школа сердца ивы" и в которой позже занимался легендарный мастер дзюдзюцу Исо Мутаемон.
        1. +1
          7 февраля 2017 18:16
          Айкидо из той же оперы?))
          1. +3
            7 февраля 2017 19:36
            Вы знаете, если подойти формально, то вопрос вроде простой. Если отвечать серьезно, получится новая большая статья, при этом не факт, что мы, как дилетанты, не запутаемся в фактах. Почему я и говорю все время, что о Японии "в двух строках" не напишешь.
            Сначала все просто.
            С практической точки зрения, айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приёмов самозащиты как против безоружных, так и против вооружённых нападающих.
            Создано Морихэем Уэсибой в первой четверти XX века.
            Техники айкидо акцентируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчивающиеся болевым захватом или броском.
            Но когда начинаешь вникать глубже, вопросы множатся в геометрической прогрессии.
            Ведь айкидо родилось не на пустом месте? Нет. Айкидо создано на основе Дайто-рю Айкидзюцу, которое создано Такэдой Сокаку где-то в конце XIX века. Основой для него, в свою очередь, послужило айки-дзюцу, уходящее корнями в XI век. Автором считается Минамото-но Ёсимицу, потомок Императора Сэйва в шестом поколении.
            Таким образом, мы, вроде, добрались до истоков, но и сейчас я не могу однозначно ответить на Ваш вопрос, так как принцип использования силы противника против него присутствует в обеих боевых искусствах, но философии их разные. Очевидно, это разные боевые искусства.
            А ведь у каждого из перечисленных нами создателей были свои мотивы, последователи.
            Создавались новые школы. Так старший сын Ёсимицу основал новую ветвь семьи - Такэда.
            Новая ветвь Такэда называвшаяся Айдзу Такэда, учила многие последующие поколения последователей из клана Айдзу. В XVII веке в Айдзу насчитывалось 94 школы боевых искусств.
            А жизнь всех этих персонажей, которых мы упомянули - отдельная большая книга.
            А мотивы создания своей школы каждым из них - еще одна.
            То же айкидо Уэсиба считал синтезом боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Сам Уэсиба был последователем религиозного учения оомото. Еще одна книга.
            Как видите, попытка ответить на Ваш вопрос создала много новых, которые потянут за собой еще. Одним словом - Япония.
  8. +2
    8 февраля 2017 13:22
    "Буддизм, попавший в Японию в середине VI в., оказался более «продвинутой» религией,
    по сравнению с примитивным синтоизмом. Вот почему он сразу был принят правящей
    верхушкой страны и стал активно использоваться в ее интересах"///

    Но японцы шустро буддизм "японизировали". Первым делом, выкинули из него ...самого
    Будду. Кто такой? - толстяк какой-то индийский..., придумал толковое учение - спасибо! - а сам отдыхай...
    В общем, их дзен-буддизм от буддистских направлений Индостана (красные шапки, желтые кепки smile )
    отличается капитально. Красивый - эстетика, спокойный good .
  9. +1
    11 февраля 2017 09:40
    Спасибо вам за ваши статьи! Надеюсь что вы и дальше будете радовать нас своими статьями.
  10. 0
    7 марта 2017 03:08
    Статье отдам все плюсы которые можно отдать . Изумительно написанная изумительно легко читаемая ,понятная о непонятном просто нет слов. А студентка на фото вообще красавица.. Еще бы пару фоток .
  11. 0
    7 марта 2017 03:12
    Вот по тому то ,иногда думаешь глядя на персонажей японских мультфильмов Как ?Как такое вообще можно придумать ? Это надо курить ..всегда не вынимая и то не получится. Ну нафиг..
  12. +1
    9 марта 2017 12:36
    Жратва в Японии-гадость редкостная. Нормальные для европейца продукты найти иногда непросто, особенно в маленьких городах. Кроме того достает "милая" особенность присущая всем азиатским странам жратву паковать в непрозрачные упаковки с легкомысленными рисунками (часто анимешного толка) скрывающие содержимое упаковки-поди догадайся, что там на самом деле. Спиртное-дерьмо-что саке, что рисовое или фруктовое вино (водянистые для меня). Естьправда неплохие ликеры и местное "виски"-вполне пригодные для употребления. А вот японское пиво-очент хорошее и его множество видов. Сами же японцы-тайные страдальцы, ограниченные бредовыми самозапретами-они постепенно сходят с ума, двигаясь на сексуальной и прочей почвах. Япошки тяжелы в общении-напрягает их автоматизм в подстройке под собеседника-типа будут нести околесицу, то есть то, что (как они считают) нравится собеседнику, притом не переставая думать о чем-то о своем. Дела с ними вести-врагу не пожелаешь.,
  13. 0
    15 октября 2017 18:53
    Уважаемый Вячеслав Олегович, спасибо Вам за статью! Всегда с удовольствие читаю Ваши материалы и рассматриваю иллюстрации у ним.
    Так интересно всё, так красочно и познавательно, конечно же))
    love