Старик и море

42
Заложенный еще до начала Второй мировой войны в Нидерландах перуанский «Альмиранте Грау» по показателям соответствия боевому предназначению мало в чем уступает новейшим крейсерам России и США.

Строго говоря, сопоставлять с ними устаревший корабль нельзя, он заведомо уступает. Однако сам факт того, что он по-прежнему в составе ВМС, дает основания полагать: даже сегодня старый «Адмирал» отвечает специфике задач перуанских ВМС. Ведь содержание крейсера весьма дорогостоящее дело. Иметь такой корабль в составе флота просто ради престижа нет никакого смысла. Оценка «Альмиранте Грау» интересна также для полноты охвата современного крейсерского флота.



Довоенный – значит надежный

Бывший нидерландский «Де Зевен Провинсиен» был куплен и введен в состав ВМС Перу в 1973 году. Относится к классу легких крейсеров. Всего было построено два корабля этого типа – «Де Зевен Провинсиен» и «Де Рейтер». Оба заложены перед Второй мировой и после ее окончания достроены по сильно измененному проекту. Как и большинство кораблей этого класса того времени, крейсер имел полное водоизмещение – около 11 тысяч тонн. Его энергетическая установка обеспечивала высокую максимальную скорость – 32 узла и достойную дальность плавания – семь тысяч миль экономическим ходом. Вооружение включало восемь 152-мм орудий в четырех двухорудийных башнях. Для задач ПВО корабль располагал восьмью 57-мм автоматическими пушками в четырех двухорудийных башнях и восьмью одноствольными АУ калибра 40 миллиметров. Как предназначенный для ведения артиллерийского боя он имел достаточно мощное бронирование. В ходе длительной службы корабль претерпел ряд модернизаций, существенно повысивших его боевые возможности. Первая состояла в замене двух кормовых АУ главного калибра на американский ЗРК «Террьер». Установка соответствующего радиоэлектронного оборудования, двухбалочной ПУ ЗУР Mk4 и погреба для ракет RIM-2 (боекомплект – 64 единицы) произведена в 1962 году. Наиболее совершенные ракеты этого комплекса – RIM-2F с полуактивной головкой самонаведения имеют скорость полета до 3М и обеспечивают уничтожение аэродинамических целей, в том числе сверхзвуковых, на удалении до 75 километров. Главные недостатки – высокая нижняя граница поражения (300 м) и большая мертвая зона (около 5 км). Были заменены на более совершенные РЛС обзора воздушного пространства, корабль получил подкильную ГАС CWE-610. В таком виде «Де Зевен Провинсиен» прослужил в голландском флоте до 1973 года, когда был передан Перу.

Старик и мореСпустя полтора десятилетия он подвергся глубокой модернизации, проведенной в Нидерландах. Получил современную на тот момент БИУС SEWACO Foresee PE, а также РЛС обнаружения надводных целей DF-08, навигационную РЛС Decca 1226. Боевые возможности орудий главного калибра существенно повысила установка РЛС управления огнем STIR-24. Возможности системы ПВО корабля расширились за счет двух двуствольных 40-мм АУ DARDO с обеспечением централизованным управлением зенитной артиллерией по данным стрельбовой РЛС WM-25. Корабль оснастили современными комплексами РЭР Rapids и РЭБ CME Scimitar. В качестве главного ударного комплекса для борьбы с надводными кораблями крейсер получил восемь ПУ для ПКР «Отомат» итальянского производства, имеющих дальность стрельбы до 180 километров. Таким образом он стал мощнейшим боевым кораблем в составе ВМС стран Южной Америки и до настоящего времени таковым остается.

У него вполне современное для региона радиоэлектронное вооружение. Ударные средства позволяют успешно бороться с надводным противником. ПВО наиболее эффективна против воздушных целей, идущих на средних и больших высотах. Правда, «Альмиранте» не располагает вертолетами, а значит, нуждается во внешнем целеуказании для применения ПКР на предельную дальность или для стрельбы орудиями главного калибра по целям, не наблюдаемым с корабля. Бронирование, а также хорошая конструктивная защита, рассчитанная на противостояние множеству снарядов в артиллерийском бою, дают основания оценить потребное число попаданий ПКР для вывода крейсера из строя в три-четыре.

Может многое

В соответствии с ранее принятой методикой рассмотрим два варианта: в локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника в интересах группировки ВВС и СВ, в конфликте с одной из стран региона.

В первом случае распределение весовых коэффициентов значимости задач останется таким же, как у ранее рассмотренных крейсеров («Цирконовый апгрейд»), за исключением противолодочной: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,15, отражение средств воздушного нападения – 0,3, нанесение ударов по наземным объектам – 0,55.

В войне с высокотехнологичным противником на основе анализа региональных противоречий Перу с другими государствами Южной Америки оценим «вес» задач для «Альмиранте Грау» следующим образом: уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп противника – 0,02, КУГ и КПУГ – 0,53, отражение средств воздушного нападения противника – 0,1, удары по наземным объектам – 0,35.

Задачу борьбы с авианосной группой для этого крейсера надо признать маловероятной. С американской АУГ этот корабль, очевидно, ничего сделать не сможет. Остается бразильский авианосец с его охранением. Война Бразилии и Перу крайне маловероятна, бой конкретных крейсера и авианосца – тем более. Но для чистоты оценок именно этот вариант и рассмотрим. Крейсер «Альмиранте Грау» в случае привлечения его к решению такой задачи будет действовать в составе ударной группы – вероятно, с тремя-четырьмя кораблями класса фрегат и корвет. Бразильский авианосец может иметь в охранении четыре-пять фрегатов типа «Нитерой» и тип 22. Его авиагруппу примем стандартной – 14 штурмовиков А-4UK «Скайхок», шесть противолодочных вертолетов SH-3A,В «Си Кинг», два поисково-спасательных и три транспортных вертолета «Супер Пума», три С-1А «Трейдер» и три самолета ДРЛО собственной разработки на базе С-1А. Итого – 31 летательный аппарат. Ударная группа в составе 14 «Скайхоков» имеет боевой радиус до 400 километров. Из наиболее современного вооружения, пригодного для ударов по надводным целям, могут быть применены только ракеты «Маверик» с дальностью стрельбы около 10 километров и боевой частью весом 65 килограммов. Для вывода из строя или потопления «Альмиранте Грау» потребуется 12–15 попаданий таких КР. Выход крейсера в позицию залпа возможен при условии подавления системы разведки противника в районе боевых действий, иначе авианосец просто не допустит приближения КУГ. Лишь в этом случае корабль имеет шансы применить свое оружие – ПКР «Отомат». Грубая оценка возможностей соблюдения всех этих условий показывает, что вероятность выхода крейсера в позицию залпа составляет 0,2–0,3. При обнаружении КУГ во главе с «Альмиранте Грау» на большом удалении «бразилец» постарается нанести удар силами своего авиакрыла. Вероятность вывода из строя или потопления «перуанца» в результате удара группой из 14 «Скайхоков», применяющих КР «Маверик» и авиабомбы, с учетом противодействия ПВО крейсера и трех-четырех кораблей охранения типа «Лупо» можно оценить в 0,1–0,12. При этом потери атакующих могут составить до трех – пяти машин. Эффективность повторного удара оставшимися штурмовиками не превысит 0,05–0,07 при гибели еще трех-четырех самолетов. Итого –0,15–0,19 и шесть – девять потерянных машин. То есть авиакрыло в значительной мере утратит боевой потенциал. В случае выхода в позицию залпа крейсер применит все восемь ПКР «Отомат». При этом вероятность вывода из строя или потопления бразильского авианосца достигает 0,2–0,3. С учетом возможности выхода в позицию залпа и сохранения боеспособности после ударов палубной авиации рассчитываемый показатель составит 0,03–0,06.

При действиях против КУГ в составе трех-четырех эсминцев и фрегатов УРО залпом из восьми ПКР «Отомат» крейсер способен вывести из строя или потопить до двух кораблей противника. Таким образом эффективность «Альмиранте Грау» в борьбе с КУГ колеблется в пределах 0,25–0,4.

Систему ПВО крейсера, который будет ядром КУГ, целесообразно оценивать по вероятности отражения удара СВН без потери боеспособности. При условии, что поражающий потенциал кораблей охранения по рассматриваемым СВН составляет три единицы (что вполне соответствует варианту охранения из трех-четырех фрегатов или корветов), вероятность сохранения боеспособности крейсера при отражении удара эскадрильи самолетов палубной авиации в составе 12–16 машин можно оценить в 0,8–0,9.

В ударах по наземным объектам «Альмиранте Грау» будет использовать только артиллерию главного калибра, способную подавить при огневом обеспечении высадки десанта до двух опорных ротных пунктов в системе ПДО или других равноценных целей на глубине до 15 километров. При 10–12 объектах обороны в полосе высадки полка (бригады) морской пехоты общая эффективность составит 0,14–0,2.

Проведенный анализ позволяет вывести интегральный показатель соответствия корабля его предназначению. В вооруженном конфликте против слабого в военно-морском отношении противника коэффициент равен 0,32, в войне с высокотехнологичным противником – 0,27. Надо заметить: для корабля, заложенного перед началом Второй мировой, это весьма приличные оценки. Они вполне сопоставимы с теми, что имеют новейшие крейсеры развитых стран.

Перуанцам удалось достаточно точно спрогнозировать характер боевого применения своего крейсера и сформировать адекватную систему вооружения. Стоит отметить, что корабль стареет не от того, что ему много лет, а по причине несоответствия условиям боевого применения. Поэтому часто весьма возрастные корабли в конкретной обстановке могут быть эффективнее нежели их «одноклассники», годящиеся во внуки.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 февраля 2017 15:32
    Старик и море
    переименовали бы тогда в "Хемингуэй"...
    1. avt
      +6
      11 февраля 2017 16:13
      Цитата: андрей юрьевич
      Старик и море

      А причём тут
      Цитата: андрей юрьевич
      переименовали бы тогда в "Хемингуэй"

      request Сивков приревновал выкладываемое на сайте Олегом , вот старик Костя и решил пободаться в литературном изложении с Олегом ! Бедолага .bully Жалкое подобие того как Олег выдаёт.
      1. +4
        11 февраля 2017 19:36
        Цитата: avt
        А причём тут

        Дык скучна. Читал, читал, и заснул...
      2. +3
        12 февраля 2017 14:28
        Цитата: avt
        Сивков приревновал выкладываемое на сайте Олегом , вот старик Костя и решил пободаться в литературном изложении с Олегом ! Бедолага .bully Жалкое подобие того как Олег выдаёт.

        Согласен.
        Но... это и читать скучно, и выводы бессмысленные.... и вообще сейчас не до этого...

        такое впечатление, что автор забыл про канонерские лодки времен русско-японской, - при таком отношении к флоту и реалиям те оказались бы еще эффективнее...
  2. +5
    11 февраля 2017 16:11
    Да это же мечта одного человека. Броня, артиллерия. Всё ,что надо для боевых действей на море в современном мире.
  3. +2
    11 февраля 2017 17:24
    Перуанский флот конфликтует с Чили и Колумбией - их и нужно рассматривать в качестве гипотетического противостояния
  4. +5
    11 февраля 2017 18:10
    Читал уже эту статью на другом ресурсе. Корабль имеющий мертвую зону ПВО в 300 метров по высоте перехвата,по современным меркам не имеет ПВО вообще. Этот крейсер не сможет выдержать боя даже с фрегатом типа ,,Лупо'' У фрегата есть шанс отбить ракетную атаку своими средствами ПВО,а старый крейсер обречен затонуть от первой же атаки противника.
    1. +9
      11 февраля 2017 18:45
      Что и случилось с его одногодком ,получил торпеду и больше нет крейсера у Аргентины. Зато как красиво смотрелся в гипотетических морских боях.
    2. +1
      13 февраля 2017 13:25
      Цитата: Вольный стрелок
      Корабль имеющий мертвую зону ПВО в 300 метров по высоте перехвата,по современным меркам не имеет ПВО вообще.

      Кхм... это что же случилось с "Дардо", что у них такая мёртвая зона образовалась? belay
      Другое дело, что парой ЗАК массированную атаку не отразить - даже с учётом того, что дальность огня "Дардо" позволяет работать не только по БЧ, но и по планеру ракеты.
  5. TIT
    +1
    11 февраля 2017 18:14
    Броня, артиллерия.



    и шпирон вам на нос
  6. +2
    11 февраля 2017 19:12
    Все в кучу накидал,"специалист".Нет на этом корабле ЗРК.
  7. +5
    11 февраля 2017 19:40
    Начинаю привыкать к коэффициентам. Но всё равно, дичь какая то. Нет у него шансов даже обнаружить авианосец. А майверики они разные бывают. Иные летают на 30км, и БЧ побогаче 40кг имеют.
    Кстати, систершипа этого ветерана еще японцы раскатали в ляпишь говяжий.
    1. +2
      11 февраля 2017 23:41
      Цитата: demiurg
      Начинаю привыкать к коэффициентам.

      Не помню где читал или слышал фразу: "Воюют не коэффициенты, а люди." И какой настрой будет у народа, такова и эффективность оружия.
      1. +2
        12 февраля 2017 07:35
        Убивает не оружие а люди. Сэмюэль Кольт.
        1. +1
          12 февраля 2017 08:20
          Цитата: demiurg
          Убивает не оружие а люди. Сэмюэль Кольт

          От этого тоже ни куда не денешься. А фразу про коэффициенты я читал в книге про ВОВ, когда планировали наступление.
    2. +1
      12 февраля 2017 10:57
      Цитата: demiurg
      систершипа этого ветерана еще японцы раскатали

      Вы путаете корабли 36-го и 53-го годов.
      Цитата: амурец
      какой настрой будет у народа, такова и эффективность оружия.

      Ну, в море таких экспериментов после Ямато не помню. А вот на суше бои "энтузиасты на пикапах против абраш" происходят регулярно.
  8. +3
    11 февраля 2017 20:37
    Сомнительная боевая ценность.Уже был неудачный опыт применения аналогичного крейсера в Фолклендской войне.
  9. +8
    11 февраля 2017 21:44
    Поправьте, если ошибаюсь, но: всего в серии "Де зевен провинсен" было 2 корабля. Кормовые башни на Терьеры заменили только на одном (Де зевен провинсен), а на втором (Де рейтер) подобной модернизации не было. Далее оба крейсера голландцы продали в Перу, причем перед продажей Терьер демонтировали, соорудив на его месте ангар и вертолетную площадку. Из 2х проданных крейсеров Де зевен провинсен давно уже списан, и Альмиранте Грау - это именно бывший Де рейтер, на котором отродясь никаких ЗРК не было. Из вооружения на нем только домонтировали 8 Отоматов, и слегка переиграли ЗА. Поэтому отражать гипотетический налет бразильских скайхоков крейсер сможет только 4х2х152 универсальной артиллерией (максимальная дальность 26км, максимальная высота 15км), эффективную дальность стрельбы которой можете оценить сами, ну и 40мм бофорсами. Только смысла подходить настолько близко у штурмовиков не будет: дальность маверика не 10, а от 22 до 30 км, чего вполне достаточно для нанесения удара без входа в зону эффективной работы универсальной артиллерии крейсера. Поэтому, в плане ПВО у Альмиранте Грау надежда только на корабли эскорта.
    1. +1
      12 февраля 2017 07:37
      Упс:(( Ошибся
    2. 0
      13 февраля 2017 13:28
      Цитата: ares1988
      Поэтому отражать гипотетический налет бразильских скайхоков крейсер сможет только 4х2х152 универсальной артиллерией (максимальная дальность 26км, максимальная высота 15км), эффективную дальность стрельбы которой можете оценить сами, ну и 40мм бофорсами.

      На "Альмиранте Грау" не совсем "бофорсы", а итальянские ЗАК со спаркой бофорсовских орудий.
  10. +11
    11 февраля 2017 22:37
    Вот жеж елки, а кто-то меня лечил на предмет адекватности коэффициентов Сивкова... мол в его расчетах - вся мудрость военно-морской науки ВМФ СССР...
    Первое. ПВО крейсера не стоит ничего. НО! Если крейсер следует под прикрытием 4 фрегатов Лупо, то он, конешно, может пережить атаку 14 Скайхоков. Возникает вопрос. А если вместо крейсера под защитой 4 Лупо идет пассажирский лайнер (или... баржа класса "река-море"?), мы им тоже баллы за ПВО начислим? Вообще, что за глупость такая - давать оценку кораблю за возможности его эскорта?
    Второе. Вот ЭТО
    Надо заметить: для корабля, заложенного перед началом Второй мировой, это весьма приличные оценки. Они вполне сопоставимы с теми, что имеют новейшие крейсеры развитых стран
    .
    как понимать?
    Т.е Сивков умудрился приравнять Варяг с его С-300Ф + металлорезки или Петра Великого с его с-300+кинжал+ металлорезки к ушлепищу времен ВОВ с совершенно бесполезным ныне Терьером?!? А "Отомат" у нас встали в один рад с "Вулканом" и "Гранитом"?!!!
    Я что-то не пойму, это "военное обозрение" или "спид инфо"?
    1. +4
      12 февраля 2017 03:48
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Сивков умудрился приравнять

      все почти статьи тов.Сивкова,вызывают чувство собственной ущербности (божекакятуп)...,это человек в высоком воинском звании ! а если такие "мыслители" в генштабе...или РВСН ...? даже думать об этом не хочу...
    2. +2
      12 февраля 2017 07:40
      Если крейсер следует под прикрытием 4 фрегатов Лупо, то он, конешно, может пережить атаку 14 Скайхоков.


      Не переживет. Некоторые Майверики летают на 30км. И БЧ 135кг. Сначала раздербанят эскорт с безопасной дистанции, а потом как Тузик грелку изорвут старикана.
    3. +1
      12 февраля 2017 11:02
      Цитата: Андрей из Челябинска
      ушлепищу времен ВОВ

      Вот уж от кого не ожидал lol
      А как же Жданов с Нимицем в 82-м? angry

      Хотя статья феереческая, конечно. Как и все творчество этого автора, которое мне попадалось.
      1. +1
        12 февраля 2017 11:49
        Ну, на Жданов таки установили Осу, и было 2*2 двухствольных АК-230.
        На нем ПВО было вполне достойное.
      2. 0
        14 февраля 2017 11:18
        Цитата: Осьминог
        А как же Жданов с Нимицем в 82-м?

        Это здесь при чем? Термин "ушлепище" показывает сравнительную разницу между "Грау" и "современным РКР, а не полезность "Грау". Я не спорю с тем, что в определенных условиях "Грау" может оказаться полезным, но... сравнивать его с РКР?!!?
    4. +3
      12 февраля 2017 15:16
      За "Спид-Инфо" - бурные аплодисменты, переходящие в овации. Не в бровь, а в глаз.
    5. +3
      12 февраля 2017 19:24
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Я что-то не пойму, это "военное обозрение" или "спид инфо"?

      Зря началась дискуссия...
      Статья несуразная, на уровне допризывника.
      Нужно добиься возвращения минусов.
      А то вскоре докатимся до уровня блондинок...

      Одно не пойму. Сивков отставник, или "говорящая голова"?
      Ибо написанное может быть объяснено только политической необходимостью...
      Это когда в Сирии что-то притормозилось, когда Гиви убили, когда с Трампом непонятки...
      И получается: одним подкинули надежды на откровенного "дядю Сэма" в образе Трампа, другим возвращение РПЦ Исаакия на погибель мозаик ради нескольких прихожан в день, а нам сюда сравнение "Петра" с "де Рюйтером", видимо, чтоб не расслаблялись...
      Лохотрон какой-то.

      Когда статья появилась, слово дал, что реагировать на этот опус не буду.
      Но из-за Вашей реплики, извините, не сдержался.
      Решил усилить. И намусорил...
    6. +1
      13 февраля 2017 11:54
      Поржали в кают компании над этим господином.
    7. +2
      13 февраля 2017 13:58
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Т.е Сивков умудрился приравнять Варяг с его С-300Ф + металлорезки или Петра Великого с его с-300+кинжал+ металлорезки к ушлепищу времен ВОВ с совершенно бесполезным ныне Терьером?!? А "Отомат" у нас встали в один рад с "Вулканом" и "Гранитом"?!!!

      Можно подумать, это в первый раз. У Сивкова, помницца, "Кузнецов" по эффективности отражения СВН вдвое превосходил "Нимиц". smile
      В ПВО наиболее эффективны «Шарль де Голль» и «Адмирал Кузнецов» с «Ляонином». Превосходство «француза» обусловлено двумя факторами: более многочисленной истребительной авиагруппой и меньшим числом воздушных целей в вероятной зоне его ответственности в сравнении с российским и китайским авианосцами.
      1. 0
        14 февраля 2017 11:21
        Цитата: Alexey RA
        Можно подумать, это в первый раз. У Сивкова, помницца, "Кузнецов" по эффективности отражения СВН вдвое превосходил "Нимиц".

        good wassat
        Слов нет, одни междометия нецензурнейшего характера:))) Нет, ну это ж надо...
  11. +5
    12 февраля 2017 04:59
    Автор оценивает в «весе» задач для «Альмиранте Грау» удары по наземным объектам как 0,35.
    Я категорически не согласен,считаю ,что 0,36,а то и все 0,37! sad
  12. 0
    12 февраля 2017 09:21
    Ух,утомил,однако!!!
  13. +1
    12 февраля 2017 12:05
    Очередная "чебурашка", как бразильский авианосец "Сан-Паулу" - жрёт много, пердит громко, а толку ноль...
  14. +2
    12 февраля 2017 15:34
    Предлагаю автору не останавливаться и открыть рубрику "Военно-морское фэнтези". Материалов - поле непаханное. Например, ставим борт о борт на дистанции один кабельтов парусный линкор "Не тронь меня" и эсминец "Замволт". Может я ошибаюсь, но по моему, у "Замволта нет шансов. Автор, дерзайте.
    1. +3
      13 февраля 2017 13:45
      Цитата: Medium
      Например, ставим борт о борт на дистанции один кабельтов парусный линкор "Не тронь меня" и эсминец "Замволт".

      Неизвестный художник. "Атака и абордаж ЭМ УРО "Замволт" армейским (галерным) флотом Российской Империи." Холст. Масло. 1200х900 см. smile
  15. +2
    12 февраля 2017 21:54
    Цитата: автор
    Заложенный еще до начала Второй мировой войны в Нидерландах перуанский «Альмиранте Грау» по показателям соответствия боевому предназначению мало в чем уступает новейшим крейсерам России и США.

    Строго говоря, сопоставлять с ними устаревший корабль нельзя, он заведомо уступает.

    это как?
    и все же в Латиноамериканский ТВД вы загнали (образно) крейсера США и РФ(отдельная история-что там они забыли) ...
    Хотя Латинская Америка-наиболее темная часть в освещении на ВО...
  16. +1
    13 февраля 2017 13:42
    Бывший нидерландский «Де Зевен Провинсиен» был куплен и введен в состав ВМС Перу в 1973 году.

    В 1978 году. И получил имя BAP Aguirre. Был списан в 1999.
    А в 1973 году был куплен HNLMS De Ruyter. Получивший имя BAP Almirante Grau. И служащий до сих пор.

    Просто перуанцы купили оба голландских крейсера. А потом ещё устроили маленькую путаницу в 1986-1988 г.г.: на время ремонта Almirante Grau они переименовали Aguirre в Almirante Grau (по завершению ремонта имена вернулись обратно).

    На фото Almirante Grau чётко видны две кормовые башни - и никаких ЗРК.
  17. 0
    14 февраля 2017 15:27
    Если автор уже путает корабли и даты, то о каких коэффициентах вообще речь может идти?
  18. 0
    17 февраля 2017 11:13
    Напишите что-нибудь о " белорусском старике и его море".
  19. 0
    18 февраля 2017 13:28
    Качественный анализ, потому что основан на цифрах, которые можно проверить.
  20. +2
    6 августа 2017 16:45
    а что скажет, начальник транспортного цеха??