Беляна: почти готовый авианосец для Волги!

51
Одним из последствий сложных естественно-географических условий на территории обитания россиян явилась их развитая смекалка, ставшая причиной многих наших побед и… разочарований для наших противников. Например, в годы Великой Отечественной войны гитлеровцы стали, не подумав, завозить к себе в Германию на работу наших советских граждан, а делать этого, по идее, было нельзя. Почему нельзя, да потому, что очень скоро на стол к Гиммлеру стали ложиться пачки донесений о вроде бы «верных идеям нацизма» бауэрах и промышленниках, которые в своем кругу (и не только в своем!) «распускали языки» и рассказывали, что русские девушки очень чистоплотны и культурны, вырезают изумительные по красоте снежинки, делают восхитительные елочные игрушки и даже вяжут салфетки! Простые рабочие чинят им сложные станки, с починкой которых не могли справиться дипломированные германские инженеры, их рационализаторские предложения приносят им хорошую прибыль, а ведь им-то говорили, что русские – «это дикие и отсталые люди». Посадить всех этих «болтунов» было просто нереально. Отправить всех русских назад – тоже. Так гитлеровцы стали заложниками тупиковой ситуации, которую по невежеству сами же и создали. Ситуации на всех уровнях, подрывавшие доверие к государственной пропаганде! То есть разрушавшие информационный фундамент общества, а делать этого явно не следовало!


Огромная пятипролетная беляна при полной загрузке: «беляна о пяти городах»!



Это один пример, связанный с влиянием смекалки на пропаганду, а вот другой – уже более конкретный и имеющий непосредственное отношение к технике. Сегодня многие инженеры и экономисты говорят о том, что «вещи надолго» постепенно выходят их обихода и заменяются одноразовыми – это, мол, и выгоднее, и технологически такое сделать проще. Однако ничто не ново под Луной! Именно у нас в России и еще в ХIХ веке по нашей великой Волге уже плавали … одноразовые грузовые суда! При этом их водоизмещение достигало ни много ни мало – 2000 тонн и более! И назывались эти суда беляны, что тоже весьма показательно.


На этом фото хорошо видны габариты беляны и прежде всего размеры ее якоря.

Прежде всего отметим, что смекалка, как правило, работает на лень, она уменьшает энтропию и повышает эффективность. Так, например, было и с названиями волжских речных судов, которых на нашей матушке-Волге было очень много. «Мокшаны» – значит с реки Мохши, «барки сурские», «суряки» – реки Суры (зачем что-то новое придумывать – Сура – «суряк»), «дощаники» – барки из досок…вот ведь сколько их тогда было и как просто и понятно они тогда назывались! В ту пору опознавали их еще издали, как мы сегодня отличаем «Шевроле» от «Марседеса». Но и среди всего этого многообразия беляна стояла особняком. А все потому, что уж очень была она… ну очень большая! Иные беляны были водоизмещением в две и более тысяч тонн, так что неудивительно, что такие суда-исполины спутать с каким-то другим судном было просто невозможно! Есть данные, что по Волге плавали беляны в сто метров длиной, то есть длина их была сопоставима с размерами крейсера «Аврора», а высота борта достигала шести метров. То есть ее запросто можно было поставить рядом с современным двухэтажным домом! Если же мерить в пудах, то небольшие беляны поднимали груз в 100-150 тысяч пудов (пуд –16 кг), а вот у самых крупных грузоподъемность могла достигать 800 тысяч пудов! То есть получается, что это была грузоподъемность пусть и небольшого, но все-таки океанского парохода, хотя сами беляны плавали исключительно с верховьев Волги и до Астрахани.

Известно, что для строительства одной беляны требовалось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Поскольку дно у белян было плоское, настилали его из еловых брусьев, а вот борта – из сосновых досок. Шпангоуты стояли очень часто, так, что расстояние между ними было не больше полуметра, вследствие чего корпуса белян обладали совершенно исключительной прочностью. И как на Руси в прошлом случалось очень даже часто, в самом начале беляны строились без единого железного гвоздя, и только позднее мастера начали применять железные скрепы. Своим видом они напоминали современные скобки для степлера с заостренными концами и загонялись в дерево кувалдами. Прочность такого крепления была очень велика, а к тому же по минованию надобности их можно было без особого труда извлечь и потом использовать повторно.

Беляна: почти готовый авианосец для Волги!

Строительство беляны.

Прочный корпус беляны имел самые простые очертания, то есть заострен был как спереди, так и сзади. А вот управляли беляной на плаву с помощью огромного руля, похожего на сбитые их теса ворота, а поворачивали его при помощи очень длинного бревна, которое поднималось от кормы на верхнюю палубу. Поэтому вниз по реке беляна сплавлялась не носом, а… именно кормой! И плыла она по течению, время от времени пошевеливая этим рулем, словно кит хвостом, самосплавом, и при всей своей внешней неуклюжести обладала отличной маневренностью! Дело в том, что опять-таки наши мастеровые для этой цели придумали… лот – чугунный шар на цепи, катившийся за беляной по дну. Лот притормаживал ее скорость на быстрине и помогал «рулить», а когда мелей не предвиделось и глубина была приличной, лот поднимали. Кроме лота, на беляне был целый набор больших и малых железных якорей весом от 20 до 100 пудов, а также множество самых разных канатов из пеньки и мочала.


Беляна на одной из дореволюционных почтовых карточек.

Но, конечно, самым интересным на беляне был ее груз, ради транспортировки которого она как раз и строилась. И груз этот был – «белый лес», то есть ошкуренные бело-желтые бревна. Принято считать, что именно из-за их цвета беляне и дали такое название, хотя существует точка зрения, что опять же ее название произошло от реки Белой. В любом случае, беляна всегда имела белый цвет и служила всего лишь одну навигацию, а потому никогда и не смолилась – зачем добро переводить?!

При этом и грузили беляны таким образом, как не грузили, да и сейчас не грузят никакое другое судно в мире. Существовала даже такая поговорка, свидетельствовавшая, что дело это было не из простых: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами!» А причина этому была такая: лес в беляну укладывали не просто штабелем – так бы много она не увезла, – а штабелями с несколькими пролетами (проходами) между ними, чтобы иметь свободный доступ к днищу и бортам на случай возможной течи. При этом сам груз с бортами не соприкасался и на них поэтому не давил. Но так как при этом на борта очень сильно давила забортная вода, использовались специальные клинья, которые по мере усыхания древесины на борту беляны все время заменялись новыми, с каждым разом все большими и большими по размеру.


Беляна – гордость реки Ветлуги!

Как только лес несколько превышал уровня борта, бревна укладывали таким образом, что они выступали за габариты корпуса судна и образовывали своего рода «балконы», на которые опять укладывали новый ряд бревен, а затем опять выдвигали очередной ряд бревен за борт и так несколько раз! Получались выступы, которые назывались роспусками или разносами, и которые требовалось расположить так, чтобы равновесие судна не нарушалось и не приводило к крену. И это притом, что роспуски эти иной раз выступали за борт на четыре и более метров (!) в разные стороны, так что ширина беляны по его палубе, как и у современного авианосца, могла быть значительно больше, чем по корпусу. И вот у некоторых белян она достигала 30 метров, то есть на ней можно было вполне танцевать! Но бревенчатая кладь наверху также не была сплошной, а имела отверстия для проветривания. Поэтому в старину о том, какого размера беляна, судили по количеству имевшихся на ней пролетов (клетей). И были беляны о трех, четырех, и более пролетах.


Владелец этой беляны явно не поскупился на материю для флагов!

Однако и сама палуба беляны тоже была грузом, а настилалась она либо из теса (тесаных досок), либо из досок пиленых, и, как уже отмечалось, имела размеры, мало чем отличавшиеся от палубы авианосца периода Второй мировой войны! На ней устанавливали по 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. Ну а ближе к корме, что опять-таки роднит архитектуру беляну с авианосцем, находилось сразу два «острова», расположенных попарно по бортам – две бревенчатые избушки – «казенки», в которых жила команда судна.

Между крышами этих избушек устанавливался высокий поперечный мостик с перилами и резной будкой посредине, в которой было место лоцмана. Будку покрывали прихотливой резьбой, а иной раз еще и красили «под золото». И хотя беляны были судами «одноразовыми» и сугубо функциональными, их, тем не менее, было в обычае богато украшать флагами, причем не только флагом Российской империи и его торговым флагом, но и личными флагами того или иного купца, на которых чаще всего вышивались изображения святых, от которых таким образом рассчитывали получить благословение. Денег на это не жалели, поэтому они иной раз были так велики, что развевались над белянами подобно парусам. С расходами на них не скупились, потому, что чем не больше флаг, тем выше был «имидж» у купца!


Ну, чем не готовый «авианосец»? Устраивай ровную палубу из досок и… «Ньюпоры» на взлет!

Рабочих на средней беляне могло быть от 15 до 35 человек, а на самых больших – от 60 до 80. Много людей должны были работать на помпах, которые откачивали воду из корпуса. Обычно помп было 10-12 штук, так как несмоленый корпус беляны постоянно протекал. Из-за этого грузили беляну с дифферентом на нос. Туда стекала вся вода и вот оттуда-то ее и откачивали.

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине ХIХ века. Многочисленным городам и деревням в степном Поволжье требовались бревна для строительства, а новым для того времени пароходам – дрова. Последние в волжские порты также завозились исключительно на белянах. И только постепенно, в связи с переходом на отопление пароходов нефтью, спрос на дрова на Волге постепенно упал. Но вплоть до конца ХIХ века беляны продолжали строить в количестве до 150 штук в год и, загрузив лесом, сплавляли их с верховьев вниз по реке до самой Астрахани.

Здесь эти уникальные суда разбирались, да так, что от них даже щепок и тех не оставалось. Избы-казенки продавали как, по сути, готовые пятистенки, которые оставалось только лишь собрать, белый лес шел на срубы для других домов и на шпалы, саму беляну рубили на дрова, а пенька, рогожи, канаты, не говоря уже про железных крепеж – все, абсолютно все шло на продажу и приносило доход владельцам белян!

Только самые небольшие беляны нагружались в Астрахани рыбой и шли назад на буксире. Хотя потом их все равно разбирали на дрова, потому как держать беляну на плаву дольше одного сезона для их владельцев было убыточно!

Впрочем, известны случаи, когда беляны за одну навигацию собирались и разбирались по два раза! Так поступали с небольшими белянами в том самом месте, где Волга совсем близко подходила к Дону. Здесь они причаливали к берегу, после чего с них снимали весь груз, а сами они разбирались на части. Все это конной тягой перевозили на Дон, где беляны опять собирали, грузили, и сплавляли в низовья Дона, где их уже окончательно разбирали уже во второй раз!


А вот так беляны разбирали: просто бросали бревна в воду с обоих бортов, а потом их вылавливали и отправляли сушиться на берег.

Вот такие удивительные суда были созданы на Волге гением безвестных русских мастеров ХIХ века. И – посудите сами, насколько наши предки были творческими и находчивыми людьми, сумевшими в столь отдаленное от сегодняшнего время создать столь высокоэффективное безотходное средство на один сезон! Кстати, а знаете, почему кору с бревен снимали на месте и везли их «белыми»? А они хорошо высыхали за время плавания, а из коры прямо на месте гнали смолу, которой смолили все прочие деревянные суда!

Отметим, правда, еще одно обстоятельство – беляны не дожили до 1918 года, потому что если бы дожили, то вполне могли быть – опять же по знаменитой русской смекалке, – использованы в качестве «волжских авианосцев» для колесных «ньюпоров» и «фарманов». Известно, что «авианосцы» на Волге были, вот только создавали их на основе нефтеналивных барж, а действовали с них «летающие лодки» Григоровича. Их спускали на воду по специальным дощатым «сходням» и по ним же поднимали на борт. Размеры же и гладкая палуба белян вполне позволяли их использовать для взлета колесных аэропланов!


Модель беляны в экспозиции Саратовского краеведческого музея.

P.S. Поскольку у нас на TOPWAR встречаются среди посетителей даже писатели-фантасты, пишущие в жанре альтернативной истории, то вот это для них практически готовая основа для очередного захватывающего произведения. Если автор «за красных», то роман может называться «Волжский авианосец красного военлета Степашина», а если «за белых», то с точностью до наоборот. И главная идея – очередной попаданец в прошлое и летчик по профессии выбирает себе сторону красных или белых, строит на базе двух-трех сохранившихся белян эскадру речных авианосцев и с их помощью выигрывает гражданскую войну на Волге и в ее окрестностях. При этом он сильно меняет и последующую историю, так что когда он возвращается назад, тут у нас все тоже изменилось, и он тому главная причина! Красиво, поэтично, а главное – какие приключения в таком романе можно расписать с участием этих белян-авианосцев – ну просто пальчики оближешь!
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    28 февраля 2017 15:11
    Спасибо за статью. Никогда не слышал и не читал про эти "деревянные авианосцы". Писателям-фантастам - пища для новых идей.
    1. 0
      14 марта 2023 09:51
      Очень давно в чьих-то мемуарах читал про то, что жители Саратова страдали от поносов, так как беляна не пришла вовремя, дров не было, и готовить еду и кипятить воду было почти не на чем.
  2. +5
    28 февраля 2017 15:18
    Статья - зер гуд. А вот рацуха - бред!
  3. +6
    28 февраля 2017 16:01
    Спасибо автору, всегда читаю с удовольствием, много интересной информации.
  4. +7
    28 февраля 2017 16:06
    Да! Специфических судов Для специфических грузов на наших реках было много. Про беляны слышал ещё в детстве, точнее читал в книге Л.Кассиля "Вратарь республики". Когда был пацаном, на Амуре тоже были специфические суда, правда китайские, а самые запоминащиеся остались в памяти, так это джонки с парусами из циновок.
    Кстати, на заднем плане, заднеколёсный пароход, с высокой тонкой трубой. Такие пароходы и джонки ходили у китайцев до 60-х годов прошлого века.
    1. +9
      28 февраля 2017 17:26
      Вот еще несколько фотографий.



    2. jjj
      +3
      1 марта 2017 10:33
      Цитата: амурец
      Кстати, на заднем плане, заднеколёсный пароход, с высокой тонкой трубой. Такие пароходы и джонки ходили у китайцев до 60-х годов прошлого века.

      В навигацию 1976 года по Амуру в Районе Хэйхе ходили два таких китайских "колеса истории". Обычно китайский пароход шел с креном к нашему берегу. Пассажиры смотрели: как реально богато живут простые люди в СССР. Позднее у одного из пароходов взорвался котел. Были жертвы
      1. +2
        1 марта 2017 13:48
        Цитата: jjj
        В навигацию 1976 года по Амуру в Районе Хэйхе ходили два таких китайских "колеса истории".

        Было такое. А ходили они по маршруту Хэйхе-Харбин ро Амуру до Ленинского, а там по Сунгари. В 60-е, если память не изменяет, их было три или четыре.
  5. +6
    28 февраля 2017 16:38
    Плюсанул: беляна - непревзойденный инженерно-коммерческий проект.
    1. jjj
      +6
      1 марта 2017 10:40
      Фактически, это штабеля леса, обшитые ниже ватерлинии досками наподобие корпуса. Только непонятно зачем было воду вычерпывать. Бревно, находясь в воде лучше сохраняет свои свойства, например в плотах или при молевом сплаве. А на лесопилку должны идти именно сырые бревна, иначе пилорама пилить не сможет. Это сейчас в ленточных пилах для смазки используют соляру, а тогда смазка осуществлялась только естественной влагой
  6. +8
    28 февраля 2017 16:50
    На одной из фотографий подпись "Беляна - гордость Ветлуги". Есть на Ветлуге городок Красные Баки. На Баковской верфи беляны и строились. Сайт даже есть "Беляна баковская". Если кому интересно: http://www.belyana.com/content/davnost/belyana.ht
    ml.
  7. +3
    28 февраля 2017 17:21
    Не хочу никого обижать, но автор ,жертва пропаганды. Я не совсем понимаю ,почему нельзя написать про реальные досьижения. Почему надо выдумывать всякую херню. Ну почему американцы снимают фильмы "Спасти рядового Райна" ,"Ярость" ,а мы "Сталинград" и "Белый тигр". Когда это кончиться ? Когда мы начнём реально оценивать свойх врагов ? Половина статей на тему Россия родина слонов. Неужели надо в очередной раз наступить на грабли ,чтобы понять : Мы не сверхуникумы . Ну ведь не раз было ,когда противника шапками закидывали.
    1. +15
      28 февраля 2017 18:03
      У Вас очень хороший комментарий, но мне кажется, что к какой-то другой статье. Вот в разделе "Новости" или "Мнения" Ваш комментарий применим к половине статей.
    2. +4
      1 марта 2017 08:50
      Да, что то автор комментария явно промахнулся со страничкой/вкладкой/etc. :)
    3. +6
      1 марта 2017 09:19
      А Вы всерьёз считаете, "Райан" и "Ярость" - фильмы, лучше чем тот же "Белый тигр"?!

      Я бы так не сказал.
      1. 0
        4 марта 2017 19:19
        Ну не надо. "Райн" лучший западный фильм про ВМВ снятый на западе после 1970 года. А вот ярость белый тигр сталинград шпион сволочи это как гоаорили в свое время "АНТИСОВЕТСКАЯ ПОДДЕЛКА".
    4. +1
      1 марта 2017 09:19
      А Вы всерьёз считаете, "Райан" и "Ярость" - фильмы, лучше чем тот же "Белый тигр"?!

      Я бы так не сказал.
    5. +1
      1 марта 2017 09:19
      А Вы всерьёз считаете, "Райан" и "Ярость" - фильмы, лучше чем тот же "Белый тигр"?!

      Я бы так не сказал.
    6. Комментарий был удален.
    7. Комментарий был удален.
    8. Комментарий был удален.
    9. +1
      1 марта 2017 11:07
      Мы не сверхуникумы .

      Следует понимать что мы действительно сверхуникумы , мы круче всех, нам нет равных, - у себя в России и ее окрестностях, поэтому все враги которые к нам вторгались были побеждены, и если нам приходилось за наши границы выходить , то только для того что бы добить побежденного у нас в России, где мы круче всех, врага.
  8. +4
    28 февраля 2017 17:40
    Вячеслав, спасибо за подробный рассказ о белянах, когда-то в художественной литературы упоминалась "беляна",но какая она с чем ее "едят"я не знал. А вообще-то на Волге ходило великое множество различных суденышек и барж.
    К слову , где-то года три-четыри назад читал,что "Бурлаки на Волге"т.с.авторский вымысел:краеведы не находят подтверждения,чтоб такое явление было массовым.
    P. S К авторам альтернативной истории отношусь резко отрицательно: история должна быть "натуральной",а фантастика должна тоже иметь какую-то научную основу,к примеру братья Стругатские,Р Желязны
    1. +6
      28 февраля 2017 17:58
      Здесь на ВО была моя статья как раз про бурлаков - они совсем иначе работали, а Репин изобразил редкий случай "кризисной ситуации" за которую им очень хорошо платили.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        1 марта 2017 08:46
        Цитата: kalibr
        Здесь на ВО была моя статья как раз про бурлаков - они совсем иначе работали

        Не знаю на счёт бурлаков, на Амуре их вроде не не было. Но в начале освоения судоходства на Амуре, мне несколько раз попадалить упоминания в литературе, на баржах-магазинах и баржах перевозивших заключённых на Сахалин, использовался "водяной парус". Вроде как с ним легче управлять, при малочисленном экипаже.
      3. 0
        1 марта 2017 17:29
        Обязательно поищу.
        1. 0
          3 марта 2017 11:23
          Посмотрите еще и книгу Шубина "Волга и волжское судоходство" !927 года издания. Очень интересная вещь и там все очень подробно расписано. Получите большое удовольствие, хотя тема специфическая.
  9. +1
    28 февраля 2017 18:00
    Цитата: mar4047083
    но автор ,жертва пропаганды.

    Специалист по ПР и рекламе с 1995 года однозначно не может быть такой жертвой. Нельзя быть жертвой того, чем ты сам занимаешься-ха-ха!
    1. +1
      28 февраля 2017 19:30
      Мне кажется, что Ваше утверждение не бесспорно. Даже если Вы избежали всех рекламных ловушек потребительского рынка (что маловероятно), неужели Вас, как рекламиста, не волнует участие в процессе формирования сомнительных потребительских ценностей и двойной морали общества всеобщего «благоденствия?"
      1. +1
        28 февраля 2017 20:51
        Волнует, почему не волнует? Но что толку волноваться из-за того, что остановить мне не под силу? Китайцы говорят, "когда небо падает, не поддерживай его!" И потом я сам если и делаю для кого-то рекламу, то это "товар хороший". Если бы Вы могли заглянуть в мой журнал "Танкомастер", то там было много рекламы, но я писал - вот это я держал в руках, вот это хорошо, вот тут не очень. И это проверялась. "Лекарства от всех болезней" я не рекламирую. Кстати, а когда мораль общества не была двойная? Вы лично знаете такое время? Я -нет! Как раз сейчас мораль более честная, чем раньше: у меня есть деньги - я начальник, ты (нехорошее слово). , Нет - я (нехорошее слово), ты начальник. Все честно! Тогда как раньше - и все это знают, думали одно, говорили другое, а делали третье. Это даже не двойная, а тройная выходит мораль.
        1. +1
          28 февраля 2017 21:50
          Если бы Вы пообщались с нынешними политиками, бизнесменами, чиновниками в неофициальной, домашней обстановке, я думаю, что у Вас родилась бы мысль о вводе понятия "мораль в n-й степени" и переводе понятия "честность" в разряд редко употребляемых архаизмов.
          1. 0
            1 марта 2017 11:01
            А Вы думаете я не общаюсь? У меня в друзьях-приятелях кого только нет и на кого я только не работал. Так что имел возможность наблюдать их в разных ситуациях. Такие же люди, только ответственность очень велика. Не только за себя, но и других людей. Конечно, что такое другие, а все же неприятно!
            1. +1
              1 марта 2017 11:36
              Про ответственность Вы ввернули здорово. Как там у Шаова:"твердит с экрана важно некий мутный господин, что за Россию, за наших граждан мы же жизни отдадим". Только не уточняет, чьи жизни готов отдать.
              1. 0
                2 марта 2017 07:40
                И Вы это тоже верно подметили. Люди от природы эгоистичны. Но если без отдачи жизни, то ведь зарплату надо платить каждый день. И пенсии отчислять... и понятно, что они на тебя работают, но в определенном смысле и ты работаешь на них, потому, как если ты уж совсем плохо работаешь, то и люди... и ты будешь получать меньше прибыли, и существенно.
  10. +3
    28 февраля 2017 19:21
    Хороший пример, - для размещения тысяч "Калибров" на внутренних водоемах!
    1. AUL
      0
      2 марта 2017 10:54
      О Боже! И сюда тысячи Калибров приплели! belay
  11. +1
    28 февраля 2017 19:33
    Цитата: VadimSt
    Хороший пример, - для размещения тысяч "Калибров" на внутренних водоемах!

    Ну а что?! В этом что то есть! Имеем же/будет "Баргузин" и т.п. как ЖД платформу для скрытного и трудно-отслеживаемого перемещения ракет, ответного удара!
  12. +2
    28 февраля 2017 19:41
    О "белянах" если не ошибаюсь , Гиляровский писал в своих книгах..
  13. +1
    28 февраля 2017 20:09
    Оно, конечно, хорошо про то, как
    [/quote]Простые рабочие чинят им сложные станки, с починкой которых не могли справиться дипломированные германские инженеры, их рационализаторские предложения приносят им хорошую прибыль[quote]
    , но ведь это прямая работа на нацистов. Понять их можно, кушать хочется, но гордиться этим, как автор?
    1. +5
      28 февраля 2017 20:53
      Это данность, так было. Наверное кушать хотелось сильно, вот кто-то и решил... "помочь". Об этом сообщалось в докладе Гиммлеру... И почему бы и не гордиться нашей сметкой, пусть даже и в таких вот трагических обстоятельствах?! Не каждый может с гранатой гранатой под танк, не говоря уж и о том, что у угнанных в Германию рабочих их не было и надо было в этой неволе просто выживать. Советовать всем стать героями в условиях мира легко...
      1. +1
        28 февраля 2017 21:55
        Уважаемый, Вы бы поняли сначала мой текст: я ведь не об угнанных работягах, а о гордости автора за них. А Вы мне тут о танках, да ещё и какие-то мне советы приписываете...
  14. PPD
    0
    28 февраля 2017 20:36
    "P.S. Поскольку у нас на TOPWAR встречаются среди посетителей даже писатели-фантасты"....
    точно и этот автор Шпаковский.
    О чем статья-о белянах или авианосцах на их основе?
    А автора есть доказательства, что что беляны использовали как авианосцы?
    Если нет ( а так оно и есть) зачем тогда муть писать.Хотите о белянах написать-зачем авианосцы приплетать?
    Вроде не сайт альтернативной истории!
    1. +5
      28 февраля 2017 20:56
      Статья о белянах.В самом последнем абзаце и в P.S. - про авианосцы.Нигде и не написано, что они использовались в таковом качестве. И этот абзац и постскриптум содержанию основному не мешают. Кому, что нравится,да?
      1. +5
        28 февраля 2017 21:44
        По моему, сайт испытывает насколько серьезные проблемы с наполнением, что им уже не до жиру. А тут нормальный интересный, скажем так, краеведческий материал. Просто в разделе "Вооружение" смотрится диковато. Есть же раздел "История".
      2. +11
        1 марта 2017 04:24
        Уважаемый Вячеслав. Большое спасибо за статью. hi Подчерпнул для себя много интересного и нового. Чесно говоря, заинтересовало фото, сначала подумал, речь пойдёт о Ноевом ковчеге и про потоп. А оно вон оно как и не потоп оказывается, а в XIX веке на Волге использовался. lol
  15. +2
    1 марта 2017 00:39
    В большинстве АИ-сюжетов возвращаться назад и охреневать от собственных успехов - вовсе не обязательно. Главное - покорить и ужаснуть всех там, куда всезнающего и все умеющего героя заносит. Струя данной "литературы" - неисчерпаема, и даже иногда довольно занимательна.
  16. +1
    1 марта 2017 01:00
    Куда это намекивает автор?
    А речные колоссы и впрямь оригинальны и внушительны.
  17. +1
    1 марта 2017 06:40
    Ну Вячеслав - спасибо... Удивил - мягко сказано...
  18. 0
    1 марта 2017 08:42
    главное не сделать такую беляну, чтобы она не выдавила реку из берегов.
    не понял при чем здесь смекалка+ВОВ+пленные русские женщины+беляны.
  19. +1
    1 марта 2017 09:25
    Цитата: Авиатор_
    Уважаемый, Вы бы поняли сначала мой текст

    И Вы бы тоже...
  20. +1
    1 марта 2017 09:36
    предшественниками белян были знаменитые волжские и донские будары
    1. +3
      1 марта 2017 10:40
      БУДАРА
      , бударка ж. (будовать) перм. дубок, грузовая лодка, длиной 11-14 арш., шириной 11/2 арш.; подымает 15-25 пудов. | Каз. симб. астрах., долбленая лодка, однодеревка, долбушка, дуб, долбленка, душегубка, дубок, ботник, бат, дубица, каюк в два, в четыре весла. Уралькая казачья бударка отличается легкостью, тонкостью и чистотою отделки; нос и корма острые, водорез нередко окован. | На Дону, по Нарове и Пейпусу ходят большие будары: первые - барки; вторые, с мачтою и палубой - лайбы. |
      Не находите, что это нечто другое.
      1. +1
        1 марта 2017 11:38
        вот только окские будары строились в Нижнем Новгороде каждая брала по 1000 пудов груза и они предназначались для доставки государева жалования донским казакам(жалование выдавалось натурой- свинец, вино ,ткани парусина порох и еще 96 пунктов товаров) опосля доставки жалования будары разбирали на дрова либо на строй материал
        1. 0
          2 марта 2017 09:16
          Есть очень интересная книга Шубина 1927 года - Волга и волжское судоходство. Там обо всем этом подробно...