Секрет, зашифрованный в колоде карт

43
Эту колоду карт можно по праву назвать классической не только потому, что ее видел и держал в руках практически каждый русский человек. Игральные карты или даже карты для пасьянсов с изображением фигур гораздо ближе русскому человеку, чем вы могли бы подумать. Швейцарская, французская или немецкая колода, например, довольно сильно отличается внешне, и сейчас вы скорее встретите обычные рисованные карты. Но эта колода была практически в каждом доме.





Привычные глазу короли, дамы и валеты — это люди, которые существовали на самом деле! Мало того, они действительно были королями и дамами.

На самом деле на картах запечатлены члены царской семьи, которые однажды собрались на костюмированный бал-маскарад. Это был один из последних роскошных балов — вскоре империя пала под натиском революции, однако память о торжестве сохранилась вот таким чудесным образом.



Императорский бал состоялся в 1903 году в Петербурге, а дресс-кодом стала эпоха XVII века. Знатные особы нарядились в роскошные стилизованные костюмы, а фотографы всё это запечатлели. Карточные изображения точно повторяют образы гостей.



Следует отметить, что гостей собралось 390 человек и все они были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской Руси. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а сшили их лучшие портные







Самое интересное, что колоду карт «Русский стиль» отпечатали и выпустили к 300-летию дома Романовых на Александровской мануфактуре. После революции ее закрыли, а чуть позже фабрика снова возобновила работу и продолжила выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже колоду для офсетной печати адаптировал советский художник Юрий Иванов.





Удивительно, что именно эта колода стала в бывшем СССР самой популярной — никакие другие не смогли с ней конкурировать, хотя были и антирелигиозные, антифашистские и многие другие. Кроме прочего, оказывается, все мы знаем, что собою являет «Русский стиль».

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    4 марта 2017 06:13
    Спасибо за статью , очень интересные факты.
    1. +14
      4 марта 2017 06:35
      Еще бы под фотографиями подписали кто есть кто!!! Цены не было бы! Спасибо!
      1. +10
        4 марта 2017 09:04
        Насколько я помню в СССР т.н. Атласные Карты были более распространены. Русский стиль был дороже и реже.
        Цитата: Котище
        Еще бы под фотографиями подписали кто есть кто

        В колоде "Русский стиль" у некоторых карточных фигур были реальные и вполне узнаваемые прототипы. Создатель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович был женат на сестре царя Ксении Александровне - ее фотография в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания червовой дамы.
        Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века, - это не кто иная, как дама треф.
        В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни.
        Бубновый валет - великий князь Андрей Владимирович (сокольничий в праздничном одеянии).
        Трефовый валет - великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века.
        Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Петровна Дурново, урожденная светлейшая княжна Волконская. Очевидно, что в данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал выразительный обобщенный образ. И ему это удалось.
        Неординарна ситуация и с червовым королем. Его костюм - это маскарадное одеяние Николая II. "На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в свое время царь Алексей, - "малиновая и белая с золотой вышивкой", писала императрица"5. Однако король лишь отдаленно напоминает царя Николая: придать большее портретное сходство с императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением верховной власти.
        Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного - достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами, - точь в точь, как на тузах в нашей колоде.
        Прообразом трефового короля стал адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Николаевич Граббе6 в одежде жильца 1647 года. Оттолкнувшись от образа действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Николаевича Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века, неизвестный художник нарисовал бубнового короля.
        А пиковый валет - это штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.
        Одним из прототипов червового валета послужил адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков7 в костюме боярина XVII века. А еще - подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель в наряде сокольничего...
      2. +3
        4 марта 2017 09:34
        Цитата: Котище
        Еще бы под фотографиями подписали кто есть кто!!! Цены не было бы! Спасибо!

        Да ПОЖАЛУЙСТА...

        Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна
        1. +2
          4 марта 2017 09:36

          Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна
          1. +1
            4 марта 2017 09:48


            Валет бубен - Великий князь Андрей Владимирович
            1. +2
              4 марта 2017 09:56


              Великий князь Михаил Александрович
      3. +3
        4 марта 2017 10:28
        Если интересно, http://secondstreet.ru/blog/istoriya_mody/istorij
        a-kolody-kart-russkij-stil.html.
        Там подписано, кто есть кто и описаны костюмы.
    2. 0
      30 апреля 2017 08:47
      Какой буйной фантазией необходимо обладать, чтобы найти сходство между фотографией и рисунками!
  2. +3
    4 марта 2017 06:28
    Статья интересная, понравилась.Хотя и странная тема для ВО.Суббота однако.
    1. +3
      4 марта 2017 09:01
      Цитата: Reptiloid
      Статья интересная, понравилась.Хотя и странная тема для ВО.Суббота однако.
      Дима! Привет. Не всё так просто, как тебе кажется. Карты давно используются как средство шифрования. А вообще Дима посмотри вот эту ссылку. http://surfingbird.ru/surf/fKKq53E61#.WLpW7PLj7Dc и не одну,Вот ещё. https://www.linux.org.ru/forum/security/12316119
      1. +3
        4 марта 2017 10:52
        Доброго дня, Николай! Ну не стал я вспоминать, что подобно мифам, народным сказкам, песням, пословицам и поговоркам , игральные карты несут в себе очень древние архетипические образы. Ссылку обязательно посмотрю, спасибо.У меня много разных колод карт осталось от бабушки-покойницы.Разных размеров, берегу их до сих пор в её шкатулочке уже больше года , но как-то не пришло ещё время ими пользоваться.
        1. jjj
          +8
          4 марта 2017 11:01
          А еще карты - от лукавого и несут антихристианское значение:
          буби - символ шляпок гвоздей, которыми прибывали Иисуса ко Кресту
          крести - собственно сам Крест
          вини - их еще пиками называют - это острие копья, которым стражник проткнул грудь распятого Христа
          черви - губка, пропитанная водой, которой распятому Христу смачивали губы
          Играние в карты - это яшканье с нечистой силой
          1. +2
            13 марта 2017 14:24
            А еще Николай первый владел монополией на производство игральных карт в империи и получал доход от каждой проданной колоды. Источник: монография "История питейного дела на Руси".
    2. +2
      4 марта 2017 09:09
      Под "интересным" обыватель только и увидит маскарад, может даже спросит имена ряженых. А кто-то увидит в маскараде символ крушения Семьи или Империи... Но это уже вопрос к образному мышлению - есть или нет?
    3. +3
      9 марта 2017 20:03
      Цитата: Reptiloid
      странная тема для ВО.Суббота однако.

      Ну, тогда один эпизод из "жизни" менее распространённого конкурента карт — игральных костей. Вариантом знаменитого восклицания Юлия Цезаря у Рубикона является "Кубик брошен!". И по одной из версий он, таки, действительно, бросил кость -- "боевую тессеру". Автор версии опирается на такую логику: если все варианты действий одинаково неопределённы (мало инфы, например), то без разницы что делать, лишь бы начать действовать. И, для того, чтобы решиться, просто кидали кость с надписями "наступай", "отступай", "обороняйся" и так далее.
      Ну, и в некоторых старых вариантах шахмат фигура, которой следует ходить, тоже определялась бросанием кости.
      Как то так. :)
      1. +1
        9 марта 2017 21:59
        В магазине сувениров буквально на днях видел так называемые статуэтки, штучные, выотой 25см, шахматные фигуры. вероятно, постепенно можно все фигуры собрать, в может и заказать. Видимо кто-то и собирает такие крупные комплекты..Вспомнил про ""живые шахматы"", которые бывали в разных странах. МОЖЕТ , в этом и был какой-то ритуальный смысл? Думаю, что и на том балу мог быть какой-то подтекст, наверно долголетие . Однако, ритуал не помог, наступил крах РИ и династии.
  3. +5
    4 марта 2017 06:31
    Да ну на...
    И как это в ЧК не досмотрели?
    1. +4
      4 марта 2017 13:38
      Цитата: ИмПерц
      И как это в ЧК не досмотрели?

      Я удивляюсь как шахматы не запретили или не переиначили,ведь Король и Ферзь это кто по классовой сути,если разобраться===угнетатели трудового народа! bully Однако,до такой глупости не додумались и кроме широкой популярности в СССР этой игры ,мы ещё и абсолютными международными королями ,в своё время, всех в мире "делали".
  4. +9
    4 марта 2017 06:32
    Можно дополнить:
    Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 (26) февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

    11 (24) февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

    13 (26) февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

    « Самым зрелищным развлечением в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в.

    « Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания[

    https://ru.wikipedia.org
  5. +10
    4 марта 2017 07:15
    Как-то довелось побывать в Петропавловской крепости и в одном из залов там проводилась выставка "Русского маскарадного костюма"-там как, раз и было много фотографий и эскизов маскарадных костюмов императорской фамилии так-же как и целые эти костюмы или их сохранившиеся детали. Поразило то, что маскарады и балы-это был оказывается целый, забытый теперь, пласт русской жизни, со своими правилами и "тайным языком", популярный во всех слоях oбщества. Поверите, были даже маскарады и балы для...нищих. Даже в советское время эта традиция оставалась-там были представлены афиши балов-маскарадов "металлистов", "авиаторов". "ткачей" и пр....1918-1921 годов! Интересны и призы разыгрывающиеся в то время, например,- ведро картошки и плакат с личной подписью тов. Троцкого....
  6. +4
    4 марта 2017 07:58
    Я что-то перестал видеть в продаже игральные карты..Неужели нам "компьютер природу заменил"..Давно статья ходит по другим ресурсам..дошла вот и до ВО..
    1. +2
      4 марта 2017 08:53
      Цитата: parusnik
      Я что-то перестал видеть в продаже игральные карты..Неужели нам "компьютер природу заменил"..Давно статья ходит по другим ресурсам..дошла вот и до ВО.

      Почему? Много и разнообразные, я недавно покупал журнал компьтерный, так в ларьке было несколько рановидностей колод и классических, и сувенирных. На предприятиях, где я работал в последние годы, распространены были подкидной и тысяча, но только в обеденный перерыв, в остальное время любая игра жестоко наказывалась и не только карточная.
      1. +3
        4 марта 2017 09:59
        Надо будет присмотреться..режемся в тысячу..карты уже затертые..колоду бы сменитиь..А то старую уже наизусть знаю.. smile
        1. jjj
          +2
          4 марта 2017 11:03
          Вот почему при серьезной игре каждый раз распечатывают новую колоду
          1. +2
            4 марта 2017 11:19
            Цитата: jjj
            Вот почему при серьезной игре каждый раз распечатывают новую колоду

            Правильно. И всё равно плутуют. Вспомните и "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина и "На задворках Великой Империи " Пикуля. Да много писалось о шулерских приёмах и в классической литературе и в "чтиве"
  7. +2
    4 марта 2017 08:23
    Добавить бы про соседей.
    Какие карты у кохлов и белорусов в ходу? с зайцами и казачками в шароварах?
    1. +6
      4 марта 2017 09:20
      Цитата: антивирус
      Добавить бы про соседей.
      Какие карты у кохлов и белорусов в ходу? с зайцами и казачками в шароварах?

      Очень "остроумно"...
      В РБ играют "атласными" картами:

      "англо-американскими":

      У белорусской школоты в "нулевые" были популярны карты с американскими баскетболистами или девочками из "Плейбоя", вторые ценились выше laughing
      1. 0
        4 марта 2017 14:11
        спасибо. это одна из "скреп" бСССР
    2. +4
      4 марта 2017 14:44
      Цитата: антивирус
      у украинцев

      Разными. От "Русского стиля" до атласного. Местный колорит представлен по разному

      Персонажи, изображенные здесь, одеты в одежду времен расцвета казацкого барокко.
      А можно и такими

      производитель "E©E" (Киев). Колода «Украинские», 1992(В 2008 году Одесская фабрика DELUXE выпустила репринт этой колоды). Художник Дарья Марцин
      1. +2
        12 марта 2017 02:09
        Такие "нетемные" статьи просто украшают форум.
        С удовольствием прочитал и статью и комментарии, очень интересно. Особенно, когда прежде не знал.
  8. +5
    4 марта 2017 10:37
    Интересно...к своему стыду,не знал этого,хоть и играл частенько именно с такой колодой.Благодарю.Вот за это я и люблю ВО...а учиться никогда не поздно.
    1. jjj
      +4
      4 марта 2017 11:05
      Кстати, у европейцев на колодах изображены тоже реальные люди из их европейской знати
  9. +3
    4 марта 2017 14:51
    Изобретение этого развлечения, неиссякаемого источника радостей и печалей, приписывается и хитроумным египтянам, и фаталистам-индийцам, и жизнерадостным грекам в лице Паламеда. Однако при раскопках если и находили "инструментарий" азартных игр, то в основном в виде костей-кубов шестигранной формы.
    Принято считать, что первые карты появились позднее, в XII веке в Китае. Мастера по части заполнения своего досуга, придворные аристократы, обнаружили в рисовании маленьких картинок с аллегорическими знаками животных, птиц и растений сначала эстетическую забаву. Потом - удобный способ передачи тайной информации в деле дворцовых и любовных интриг. А позднее - возможность рискованных игр с всесильным Фатумом.
    Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.
    ');
    Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.
    Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.
    В России карты появились в начале XVII столетия. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В. Стасов считал, что карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, что роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Но каким бы путем ни попали игральные карты в Малороссию или Московию, распространились они чрезвычайно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 года. Более века карточные игры преследовались в России законом, а пойманные на горячем игроки подвергались различным наказаниям, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные - азартные и разрешенные - коммерческие.

    Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты ,"...и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.
    Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволявшие для игр коммерческих.(взято из интернета)
    Вообще печатание (монопольное) карт-приносило хороший доход(и налоги). И замечу, что распространение карт(особенно при дворе) очень сильно потеснили шахматы(зело не хватает газарду)
    1. 0
      4 марта 2017 15:33
      Екатерина II Сегодня, 14:51
      Вообще печатание (монопольное) карт-приносило хороший доход(и налоги).

      для увеличения и поощрения производства русских карт, был введен налог на клеймение карт, установленный правительственным указом еще в 1765 г.: 10 копеек с привозимых карт (за дюжину колод) и 5 копеек, т. е. вдвое меньше, с русских карт. Игра в неклейменные карты подвергалась большому штрафу.
      По этому же указу 1765 г., по ходатайству И. И. Бецкого, видного деятеля русского просвещения, инициатора учреждения воспитательных домов „для приносимых детей" или „несчастнорожденных" все деньги, получаемые за клеймение карт, должны были идти в доход Воспитательных домов. Первый из них, московский, был учрежден указом Екатерины II в том же 1765 г., второй в Петербурге, спустя пять лет, в 1770 г.
      http://igralniekarti.ru/?id_page=3&mode=list
    2. +2
      8 марта 2017 19:01
      Есть и такая легенда: бог Гермес (Трисмегист - трижды великий) - египетский аналог - бог Тот был «писцом Богов» - посредником между Богами и людьми. Согласно египетской мифологии, Тот почитался как Бог мудрости, счёта и письма, был автором 36 тысяч книг, посвященных магии, астрологии, алхимии и медицине, важнейшей из которых является знаменитая «Изумрудная скрижаль». Легенда гласит, что «Изумрудная скрижаль» была найдена в IV веке до нашей эры Александром Македонским в могиле Гермеса, похороненного египетскими жрецами в Великой Пирамиде Гизы.

      «Скрижали» были оставлены Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда. По преданию, к этому времени текст «Скрижалей» существовал уже много тысяч лет.
      Как пишет Дореаль, «... Скрижали датированы примерно 36000 годами до нашей эры. Атлантический Жрец - Тот основал колонию в древнем Египте после гибели Атлантиды. На Скрижалях высечены знаки древнего языка Атлантов». Для того, чтобы сокровенные тайны мудрости не достались врагам и вообще кому попало, жрецы поместили их на видное место - на стены египетского храма.

      В преданиях герметических (эзотерических) орденов упоминается о том, что 22 картины Старших Арканов ТАРО были изображены на стенах 22-х комнат египетского храма, в которых ученики магов проходили посвящение в тайные мистерии. Подобные знания дошли до нас в табличках Исиды - системе ТАРО. Считается, что 78 карт ТАРО произошли от 78-и золотых табличек, страниц «Книги Тота», написанной Тотом - Гермесом.
  10. 0
    5 марта 2017 09:08
    Честно говоря не знал этого. Спасибо за инфу. Неожиданно.
  11. +3
    5 марта 2017 17:54
    Очень интересно!
    Это ведь классическая советская карточная колода.
    Какой-то завод штамповал ее лет 30 по всему Союзу.
    И она была почти в каждой семье.
    Помню ею играли в дурака...
  12. 0
    6 марта 2017 08:26
    вообще таких колод было несколько ,в массовую серию пошла не самая (до революции) популярная .,а та к которой сохранились матрицы и гранки
  13. 0
    8 марта 2017 12:25
    В карточной колоде заключен и более важный и интересный эффект. Это математическая модель распределения вариантностей совпадения карт в руках каждого игрока и в их движении. Распределительная математическая модель заложенная в сути самого процесса игры в карты принципиально отличается от математических методов вычислительных методик. . Поэтому моделирование комбинаций в распределении карт можно считать по алгоритмам, что значительно упрощает возможность видеть куда и какие карты движутся и какие и с какой вероятностью могут оставаться и в руках игроков и колоде.
  14. 0
    9 марта 2017 12:13
    обрезанная колода _ обрезанные знания
    _________________________________________________
    ____________


    на вершине _ ШУТ 0 _ ( для тех кто хоть что то *видит )

  15. 0
    14 марта 2017 22:08
    Замечательно! Особенно просьба обратить на женские народные костюмы, вот такие "восточные славяне".... желающие могут ознакомиться с финно - угорскими народными костюмами.
  16. 0
    9 апреля 2017 12:29
    удивительно! даже и не задумывался ни разу: откуда эти картинки в картах..?
    и да - эти рисунки действительно наиболее узнаваемы среди прочих
    автору статьи большое спасибо