Боевые машины… ниндзя!

36
Уже несколько раз мне доводилось публиковать здесь материалы на основе статей японского журнала для моделистов бронетанковой техники «Армор моделлинг». Поскольку я сам в свое время издавал подобный журнал, то мне особенно интересно все то, что относится к подобного рода изданиям на Западе, ну, а в данном случае на Востоке. Что можно сказать? По содержанию относительно советского времени тотального «низзя» мы к ним приблизились. Но по форме… ну разве что журналы «Максим», или «Космополитен», или «Популярная механика» можно с ним сравнить по качеству полиграфии и умению подавать текст. «Моделист-конструктор» – «пещерный уровень», «Техника-молодежи» – то же самое. Немного повыше, даже сильно повыше журнал «Наука и техника», издающийся на Украине и распространяемый у нас, но все равно до «японцев» ему далеко, хотя в «наших изданиях» традиционно хорош текст. Впрочем, есть он и у японцев. Интересно, что в каждом номере обычно публикуются два разворота с очень интересной графикой, а посвящаются эти развороты разным темам, и вот одна из них, о которой я как-то уже упоминал – это пресловутые боевые машины ниндзя – тайных шпионов и убийц из японской истории.

Судьба ниндзя - поистине завидная судьба. Потому что в силу каких-то совершенно нелепых обстоятельств они оказались окружены столь невероятным количеством откровенных выдумок, мифов и всевозможных легенд, что это просто удивительно. К тому же практически во всех японских кинофильмах их постоянно показывают, и даже есть детские пластмассовые «мечи ниндзя». При этом мало кто знает, что 80 процентов информации о них имеет вторичный характер! Еще английский историк Стивен Тёрнбулл, который сам написал много книг о военном деле Японии, обратил на это внимание. Он отмечал, что название «ниндзя» появилось сравнительно недавно – в начале двадцатого века. До этого момента в Японии их называли по-разному: уками, дакко, курохабаки, кёдан, нокидзару. К XIX столетию самым употребляемым названием стало синоби-но-моно, что можно перевести как «тот, кто крадется». Считается, что они совершили очень многие политические убийства, но так ли это на самом деле, проверить нельзя.





Кадр из кинофильма «Месть нандзя»… Ох, и круто, зашкал крутизны!

И вот получилось все так, как об этом сообщает нам теория коммуникации. Спрос на информацию есть, а самой информации нет. Значит – что ее заменяет? Слухи! Вот так и получилось, что в качестве заменителей слухов появились книги по ниндзюцу или искусству ниндзя, где можно прочитать о впечатляющих достижениях этих «людей в черном» по части придумывания всевозможных приспособлений, которыми они якобы пользовались. Тут вам и фонари, и потайные портативные светильники, и «огненные свечи», стрелы в рукаве, факелы, трубки, чтобы дышать под водой и подслушивать через стены, сборно-разборные лодки (причем даже с пушками!), так что имей они все это взаправду, то за ними в походе следовал бы настоящий караван, набитый всем этим снаряжением. Но ведь и этого оказалось недостаточно.

В 1977 году некий Хацуми Масааки выпустил книгу, посвященную ниндзя, в которой описал множество крайне оригинальных видов вооружения, упоминаний о которых ни в одном старинном тексте нет, равно как не упоминаются они и другими исследователями. Если считать, что эта книга была написана для детей, то возможно, что он просто позволил в ней себе пофантазировать. Однако очень многие за пределами Японии восприняли его «труд» самым серьезным образом. Даже Донн Дрэгер – известный в США исследователь японских боевых искусств, и то дал описания некоторых из этих «аппаратов» уже в своей книге, хотя совершенно явно все они изобретение господина Хацуми.

И вот теперь рассказать об этих придуманных боевых машинах решил на своих страницах журнал «Армор моделлинг» и более того он их все тщательно отрисовал. Так что мы их все и рассмотрим хорошенько и… может быть даже отдадим должное безудержной фантазии их автора!


Итак, страница первая рисунок слева вверху. На рисунке судно, действительно построенное в Японии и участвовавшее в осаде крепости Осака. Известно, что судно, прикрытое панцирем («ко»), курсировало по реке, которая текла около замка и обстреливало его из орудий. А вот так, ниже – не было! Не было у ниндзя судна, приводимого в действие четырьмя гребными колесами, которые крутили бы члены его экипажа. Конечно, сам по себе рисунок впечатляющий: внутри каждой головы дракона сидит стрелок с ружьем, через амбразуру высовывается ствол пушки, да еще и таран ко всему, а также руль спереди, руль сзади… Броневые листы по бокам, но… увы, все это не более чем фикция.

Разновидностью этого судна была субмарина, у которой над водой выступал лишь нос, опять же оформленный в виде огромной драконьей головы. Передвигалась она с помощью весел и имела балласт из мешков с обычным песком. Задача субмарины подойти к неприятельскому судну и провести на него атаку: при этом сами ниндзя выходили из нее через особый шлюз и должны были пробуравить отверстия в днище.


На странице 2 некий прообраз танка. Тут все – и щиты татэ асигару, сбитые в ряд, причем через отверстия в них, как вы видите, просунуты копья, и «изба» на колесах с пушкой внутри, причем все это катят на врага находящиеся позади этого сооружения воины. Где, когда и как они бы все это собрали и нашли бы укатанную дорогу, чтобы катить эту тяжесть на врага, да еще при этом палить из пушки?! Видимо, сообразив, что человеческих сил тут не хватит, автор предложил привести в действие эту «бронированную избу» запряженными в нее конями. Вопрос… а где возница-то сидит, и как он этими конями управляет? Ну и как лошади относятся к пушечным выстрелам у себя над головой?

Но самое, наверное, оригинальное это кагю – «огненный бык». Это была туша деревянного быка, поставленная на колеса, из пасти которого под давлением воздуха, сжимаемого находящимися внутри мехами, извергалась горящая нефть. Бык приводился в действие расчетом из двух ниндзя внутри, и двух снаружи, которые толкали его сзади. Вот только где и когда у ниндзя появилась бы возможность: во-первых, это «огнедышащее чудо» соорудить, а во-вторых – его применить? Как они его могли провести по дорогам такого полицейского государства, каким практически всю свою историю являлась Япония? Ведь чтобы задействовать массы самураев и не дать им разлениться, даймё постоянно привлекали их к полицейской службе. Они дежурили на заставах на дорогах и проверяли всех подряд: куда идешь, зачем, что несешь, нет ли оружия (и если находили его у кого не положено, то тут же у обочины голову и рубили). И вот тут ниндзя в черном с этой коровой и появляются!

А еще Хацуми описал огромный камень, подвешенный на стойках-опорах, который должен был отводиться назад при помощи каната, а затем, словно маятник, устремлялся бы вперед. Его сокрушительных ударов не выдержали бы даже очень прочные стены. Но чтобы действие такого тарана имело бы действительно разрушительные последствия, он должен был бы двигаться по дуге большого радиуса и падать с большой высоты. То есть, этой «адской машине» нужно было бы иметь ну просто нереалистично огромные размеры. Хацуми Масааки рассказывает, что ниндзя имели легкие планеры, которые запускались при помощи гибких бамбуковых шестов и противовесов. Планер вместе с пилотом и пассажиром взлетал в воздух и легко перелетал через стену замка. Мало того в полете ниндзя мог еще и бросать бомбы врагам на головы.

Наконец, что это именно ниндзя придумали прообраз танка, о котором Дрэгер, опираясь на книги Хацуми, написал, что ниндзя использовали также «большое колесо» дайсярин – повозку на больших деревянных колесах. Между ними подвешивалась гондола с бойницами, сидя в которой, ниндзя стреляли из ружей или бросали гранаты. Саму повозку просто скатывали вниз со склона, да не одну, а более десятка, и глядя на то, как они несутся вниз с горы, теряли голову даже самые стойкие бойцы. Они просто сметали всех на своем пути, вот только как же столько повозок туда наверх доставлялось? И как они не бились, спускаясь по горному откосу, который совсем не асфальтовое шоссе.


Однако все это меркнет перед последними двумя машинами на стр. 3. Одна, как вы видите, передвигается на гусеницах и похожа на танк Леонардо да Винчи. Но куда ему было до гения неизвестных ниндзя. Приводом повозки являются лошади, бегающие внутри по кругу. По периметру расположены бойницы для стрелков, а на втором этаже находится еще и пушка, стреляющая вперед. Каким образом эта махина изменяет направление движения неясно. Непонятно также на каком заводе ниндзя ее собирали и на чем доставили к месту атаки. Но безусловно… на ровном утрамбованном поле это была бы машина убийственной силы! Если бы только удалось ее сдвинуть с места, конечно.

Наконец, зная о том, что японцам были известны ракеты, было придумано еще и вот это – последний рисунок. Как вариант, это колесо, внутри которого находится человек, который движет его ногами, переступая по расположенным внутри перекладинам. Окошки в ободе для наблюдения, четыре окна по бокам – стрелять! Однако этого мало. На осях колеса закреплены еще и ракеты! Подожгли эти ракеты, ударило во все стороны неистовое пламя и… покатилось себе это колесо на врага.

Тут уж, что ни говори, а больше и ни убавить, ни, разумеется, прибавить, и это, скорее всего, уже и не фантазия вовсе, а… клиника! Узнали бы обо этом сами ниндзя, наверное, бы просто умерли со смеху, не иначе! Но сказка ложь, да в ней намек. Вдруг кто-нибудь из читателей ВО решится написать роман про альтернативную историю Японии и вот там-то все это и будет действовать?
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    15 марта 2017 06:27
    На осях колеса закреплены еще и ракеты! Подожгли эти ракеты, ударило во все стороны неистовое пламя и… покатилось себе это колесо на врага.

    Вот только авторы не учли того что порох в Китае и Японии использовался как зажигательное оружие и как состав для фейерверков, как метательное средство,порох впервые стали использовать арабы. Недавно мы обсуждали этот вопрос здесь же.
    1. +5
      15 марта 2017 07:06
      Очень смахивает на проекты да Винчи - только великий Леонардо изобретал и фантазировал (проектировал), а это - явно "аниме постфактум".
      Автор видимо был вдохновлён гонорарами за "глянцевые издания" - а кто-то как всегда принял за чистую монету (или тоже решил заработать).
      1. +4
        15 марта 2017 09:02
        Касательно боевых кораблей. Еще в Китае был создан закрытый бронированный корабль Черепаха. Так что тут японцы не с оригинальничали.
        1. +5
          15 марта 2017 10:20
          поправлю (с уважением) - в Корее. Адмирал Ли Сун Син неоднократно разбивал японский флот эскадрой кораблей-кобуксонов.
          Узнали бы обо этом сами ниндзя, наверное, бы просто умерли со смеху

          сам чуть не умер со смеху, пока читал. Где-то я уже видел машину, подобную "бронеизбе на колесах" (кони на рисунке похожи на боевых носорогов, японцы даже тут приукрасили).
          1. +1
            15 марта 2017 10:35
            [quote=Микадо]поправлю (с уважением) - в Корее. Адмирал Ли Сун Син неоднократно разбивал японский флот эскадрой кораблей-кобуксонов.
            [quote][/quote]
            Да вы правы
            1. +3
              15 марта 2017 10:44
              hi но в Китае тоже была своя школа кораблестроения. Экспедиция Чжэн Хэ - тому яркий пример. В 15-м веке такого флота не было ни у кого!
    2. +1
      15 марта 2017 14:09
      Цитата: амурец
      Вот только авторы не учли того что порох в Китае и Японии использовался как зажигательное оружие и как состав для фейерверков

      Ну так чем не вариант? Чтобы никто по бокам к этому колесу руки не тянул с целью опрокинуть.
      1. +2
        15 марта 2017 14:46
        Цитата: brn521
        Ну так чем не вариант? Чтобы никто по бокам к этому колесу руки не тянул с целью опрокинуть.

        Согласен.Как средство защиты- хорошо, как двигатель- никуда не годный вариант.
        А книга, которую интересно читать: Джек Келли."Порох. От алхимии до артиллерии". Книга есть в сети.
  2. +4
    15 марта 2017 06:46
    Автор прав в нелепости оценки журнала не за информацию а за красочность картинки. Пусть картинка про красоту полёта пули, как в индийских фильмах, лишь бы красиво и главное красочно.
    Про *нинзей* и их деяния много чего писано и снято кино. Вот только реальность очень далека от писано-снятого. В дикой и неразвитой Японии были просто невозможны чудеса неизвестные в других странах.
    Впрочем всяким *нинзям* и и прочим *ассасинам* очень далеко в душегубном мастерстве и до Римских Пап и до Марии Медичи и до английского *королевского дома*, которые и травили и резали любого кого назначали во *врагов* попросту и без всяких восточных *филосовствований* или стихосложений с любованием на цветущую сакуру.
  3. +6
    15 марта 2017 07:56
    Вероятно первыми космонавтами были ниндзя, летали в космос без техники и скафандров..особый вид тренировки на время полета задерживать дыхание..и проч...
    1. +7
      15 марта 2017 08:58
      А зачем в космосе дыхание задерживать? Там практически вакуум.
      1. +4
        15 марта 2017 11:45
        Весь прикол испортили laughing
  4. +3
    15 марта 2017 10:32
    глядя на последний японский "прожект" под названием "человек-колесо", мне сразу вспоминается прелюбопытнейший случай. В 1915-м году на стол ГАУ легла записка следующего содержания (прошу прощения за цитирование текста из Вики):
    Имею честь препроводить при сём на усмотрение Вашего Высокопревосходительства поступившее на ВЫСОЧАЙШЕЕ имя ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА прошение жителя г. Львова австрийского подданного Ивана Семчишина об оказании ему содействия в осуществлении изобретения просителя, имеющего применение в военном деле.
    ВСЕМИЛОСТЕВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ:
    Прилагая проект на машину до уничтожувания неприятельских крепостей, названну «Обой», осмеливаюсь покорнейше просить — когда ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволит найти проект достойным расследования — о благосклонное повеление дабы я получил дозволение и условия, при какых мог бы соделывать модель.
    Это пишу при артеллерийском гуле и при начатом очищении гор. Львова. Радувало бы меня скорее решение по телеграфу, ибо на случай дальшой эвакуации я, как австрийский подданный не имеющий дозволения ни возможности уехать в Россию, мусел бы остаться на противной стороне боевого фронта.
    За незнание язика прошу извинения.
    ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ
    всепреданнейший Семчишин.

    высота машины должна была составлять 30 м, скорость до 500 км/ч. Своим весом она должна была сметать неприятельские крепости. Проект не рассматривался (в отличие от "Царь-танка Лебеденко", еще одной утопии). Рисунок - Семчишина.
  5. +3
    15 марта 2017 10:35
    Автор ещё удивляется тому, что Американские "Исследователи" могут в свои "научные труды" поместить не проверенную информацию :) Уважаемый, это у них в порядке вещей)
    Естественно все вышеуказанные изобретения это бред сивой кобылы, иначе бы "Ниндзя" не приходилось бы смачивать дверные петли собственной мочой, чтобы они не скрипели или не приходилось быть рыть в земле яму для одного человека и маскировать её, чтобы при отступлении в ней скрыться.
    Японцы надеюсь сами посмеялись над этим )
  6. +5
    15 марта 2017 10:39
    Превосходная статья!!! Прочитал с удовольствием!!! Автору большой плюс за юмор в статье!!! Каму интересно про нинзя найдите книги Окусе Хэйситиро. Один из крупнейших специалистов исследоватилей ниньзюцу
  7. +5
    15 марта 2017 11:02
    Вообще-то юмор в начале дня - это хорошо. Но справедливости ради надо бы отметить несколько моментов. Я конечно могу ошибаться, но вроде журнал «Армор моделлинг» выходит исключительно на японском языке. Поэтому что там японцы написали об этих рисунках - мы не знаем. Может они юморят еще больше, чем мы в своих комментариях.
    Момент второй - "некий Хацуми Масааки". Этот человек совсем не "некий". Хацуми Масааки. 34 патриарх Тогакурэ-рю нинпо, основатель Будзинкан додзё. Неординарная личность, не только мастер боевых искусств, но и оригинальный мыслитель, способный на привычные вещи взглянуть с непривычной стороны, врач-хиропрактик, писатель, художник, каллиграф и светский человек, в круг общения которого входят известные писатели, актеры, литераторы. В 1999 году Масааки Хацуми был награжден Орденом Хризантемы – Высшей императорской наградой Японии за его вклад в культуру страны. Вручал орден член императорской семьи. Человек, признанный «Национальным достоянием Японии».
    Создатель собственного стиля, основанного на учении девяти традиционных рюха будзюцу и ниндзюцу, назвав его «Будзинкан» - «Дворец Божественного Воина» - в честь своего учителя, «Божественного Воина» Тосицугу Такамацу.
    Написал с десяток книг, снял много фильмов. проводил семинары по всему миру.
    Очень хотелось бы добраться до той книги, чтобы узнать, что действительно имел ввиду автор, описывая эти приспособления, но пока не получилось. Но в тех книгах, которые мне удалось почитать, склонности к мифотворчеству не наблюдается.
    1. +4
      15 марта 2017 11:12
      Цитата: Curious
      «Армор моделлинг» выходит исключительно на японском языке.

      Ну перевести сегодня нетрудно, тем более, когда к твоим услугам пензенский центр изучения японского языка "Ниппония". Про Хацуми Масааки Вы хорошо нашли, я в свое время даже искать не стал, настолько меня поразили все эти чудеса. Но... видимо, все мы люди. Мне, например, в свое время очень хотелось написать "научную работу" "Партийное руководство Бабой-Ягой", а затем опубликовать в одном научном издании. Главы: Партия и Баба-Яга. Баба-Яга и ступа. Изнакурнож и Баба-Яга, Баба-Яга как объект партийного строительства... и т.д. Дело в том, что в этом издании даже полученные тексты не проверялись и давали их с грамматическими ошибками в заголовках...
      Добраться до книги - попробуйте, если есть интерес. Вы же понимаете, что с меня довольно и публикаций в Армор Моделлинг, каждый месяц новый журнал + Модел Грэфикс.
      1. +1
        15 марта 2017 14:02
        О том, что перевести не трудно. Масааки Хацуми о перводе его книги.
        С моей точки зрения, японский — мой родной — язык, уникален, потому что сохранился в сфере единой нации и единого общества, несмотря на существовавшие связи с культурой других народов.
        Убежден, что перевод моей книги о ниндзюцу — непростая задача. Знаки японской письменности, особенно кандзи (иероглифы китайского происхождения) имеют много разных значений, и я старался максимально это использовать, чтобы оживить стиль. Это я называю литературным стилем ниндзя, и считаю, что в его использовании проявляется мой талант писателя. Для полноценной передачи произведения переводчик (хон-яку ся по японски) должен быть одновременно и, наравне с автором, ведущим актером (по-японски также хон-яку ся или сю-яку). Г-н Хираи, переводчик моей книги с японского на английский язык, и я — актеры, играющие вместе на одной сцене.
        Г-н Хираи сказал мне: «Я удивлен не толщиной вашей рукописи, но глубиной значений, которые вы вложили в каждое слово. Честно говоря, я часто останавливал работу с программой-переводчиком, переставая стучать по клавиатуре и задумываясь над тем, что Вы хотели выразить. Иногда мне приходилось откладывать слово, чтобы вернуться к нему позже».
        Я ответил: «Я извиняюсь за то, что использовал стиль, столь трудный для перевода на английский язык. Я чувствую себя подобно безответственному родителю, свалившему на других заботу о своем ребенке. Но Вы меня очень хорошо понимаете. Я старался беседовать с Вами как можно чаще, чтобы Вы лучше поняли меня. Да, мы живем в эпоху, когда машина заменяет мозг при переводе с одного языка на другой. Все же я убежден, что качество перевода определяется знанием языка и образованием переводчика».
        Не говоря о знании языка, г-н Хираи — человек глубоко мыслящий и обладающий огромными знаниями и понимаем. В процессе нашего сотрудничества часто возникали беседы такого типа: Г-н Хираи спросил: «Японское слово «ками» обычно переводят как «бог», что неверно. К тому же, в мире существуют самые разные религии. Что именно Вы понимаете под «ками»? И как понимать встречающиеся в Вашей книге слова «синрэй» и «камуродзан»?» Я охотно ответил: «Под «ками» я понимаю выражение вселенской высшей силы. Синрэй — это божественный дух. А камурозан означает «гора, ближайшая к Небожителям».»
        Я старался изо всех сил и телом, и духом, и словами сделать свое ниндзюцу, свой взгляд на боевые искусства и себя самого доступными пониманию людей во всем мире. Однако, как мне кажется, вместо камуродзан на пути многих людей встает гора их желаний: когда бы я ни воззвал, мой голос возвращается эхом, не достигая людских ушей. Но гора камуродзан прозрачна — все же люди могли бы меня услышать через гору, если бы захотели.
        "Вспоминается мысль одного ученого о том, что при разговоре с иностранцем нужно помнить насколько различно выражаются понятия на разных языках, особенно на таких отличных друг от друга, как какой-нибудь европейский язык и японский. Необходимо понимание смысла на языке оригинала и выражение его средствами языка, на который осуществляется перевод".
  8. +1
    15 марта 2017 11:16
    Цитата: Nova3054
    Уважаемый, это у них в порядке вещей


    Это как раз не в порядке вещей. Это как раз очень редко. Если знаете примеры - сообщите, пожалуйста. Это очень интересно и можно использовать.
  9. +1
    15 марта 2017 12:17
    интересное кино вообще.
    Значит. когда японцы сочиняют про свои "достижения" различные побасенки - мы явно видим, что это галиматья. И - реакция соответствующая.
    А когда европейские хронисты-летописцы (или фантазеры-мечтатели-подделыватели) пишут о исключительном римском войске, о катафрактах-парфянах, о сожжении флота при помощи зеркал и еще много всяческой информации - это , значит, истинная правда!
    Планеры-вертолеты-танки Леонардо да Винчи - все дружно соглашаются, что это не более, чем фантазии автора. НО..эти фантазии имеют хоть зримые чертежи.
    А когда читаем Иудейские войны или Историю Тацита - дружно соглашаемся, что это все истинная ПРАВДА.
    Ну, в таком случае и подвиги Геракла правда. А также вакханалии Диониса.
    Странные дела - японцам верить нельзя. А европейцам можно.
    Не вяжется это, как-бэ, с толерантностью. И равными правами.
    И - альтернативная история здесь ни при чем.
    Или соглашаемся, что мы ничего не знаем из истории древнее 16 века. Любой истории.
    Или так и продолжаем развлекать себя сказками. По заказу.
    ...
    А по материалу.
    Вот вы представляете тех, кто крадется, как они разъезжают на фантастических колесницах. В товарных количествах!
    И кто куда крадется, спрашивается? Тайные соглядатаи и шпионы, невидимки - вдруг превращаются в хорошо организованную, технически на грани фантастики - АРМИЮ.
    Это уже не ниндзя. Это уже спецназ. "Смерш" какой-то, по-японски.
    А что же тогда было на вооружении полицейских самураев - системы ПЛО и ПВО? Ракето-торпеды и торпеды типа Шквал? Системы РСЗО?
    Фантастика, да и только.
    1. +2
      15 марта 2017 12:57
      Тайные соглядатаи и шпионы, невидимки - вдруг превращаются в хорошо организованную, технически на грани фантастики - АРМИЮ

      это(армия) имело место в истории. Если не ошибаюсь, Токугава чтобы стать сегуном, использовал именно войско ниндзя, а не только шпионов. Насчет чертежей ничего не скажу - не знаю, но знаю 1 факт - ниндзя активно увлекались мелкой механикой.
      1. +3
        15 марта 2017 13:08
        Тернбулл про войско не говорит, но указывает, что он активно их использовал. Ниндзя использовались при Сэхигахара (непонятно, какую роль играя, наверно, что-то типа спецназа и разведки). Также их использовали как диверсантов во время восстания в Симабара в 1649-м году, засылая на осажденную территорию учинять диверсии. Войско - нет. Кланы ниндзя были достаточно закрытыми и немногочисленными организациями.
        1. +3
          15 марта 2017 13:35
          Как в древнем, так и в средневековом мире осуществление всех "спецопераций" неизменно носило налет импровизации. Если требовалось провести разведку или осуществить диверсию во вражеской крепости, полководец просто отряжал для этой цели людей, которых считал наиболее подходящими. Те же англичане и французы вплоть до 18 века для войны с индейцами нанимали разведчиков и проводников часто из числа индейцев же.
          На Ближнем Востоке разведку и набеги традиционно осуществляла легкая иррегулярная конница.
          На фоне крайне низкого развития военной разведки в странах средневековой Европы несколько выделяется только армия Византии, где скульптаторы и антецессоры (разведчики и рекогносцировщики) были сведены в особые отряды.
          В отличие от стран Запада, в Китае и государствах, находящихся под его культурным влиянием (в том числе в Монголии и Японии), разведке отводилась решающая роль, а шпионаж считался занятием почетным, вполне достойным человека благородного и просвещенного.
          Изучая и творчески переосмысливая китайских теоретиков, средневековые японцы обзавелись весьма сложной и совершенной организацией разведывательных служб. Окрестности собственного лагеря со скрытых постов контролировали «ближние наблюдатели» — тика-мономи. «Дальние наблюдатели» — тоо-мономи — выдвигались к вражеским позициям. Асигару-мономи осуществляли рекогносцировку местности. Синоби-мономи (или ниндзя — «невидимки») проводили разведку и диверсии во вражеском тылу. Снайперы сутэ-камари устраивали засады на командиров противника. Наконец, за настроениями собственных войск тайно присматривали «особисты» — мэцукэ, а контрразведчики мэакаси вылавливали внедрившихся вражеских агентов.
          В 17 веке уцелевшие «невидимки» влились в ряды японской тайной полиции либо занялись «промышленным шпионажем», выведывая у ремесленников их секреты. Зато именно с этого времени закон стал обязывать каждого даймё (удельного князя) содержать на случай войны особые отряды, обученные искусству нин-дзюцу. Другой вопрос, что благодаря наступлению в Японии длительного безвоенного периода этот указ так и остался на бумаге.
          1. +1
            15 марта 2017 13:46
            Зато именно с этого времени закон стал обязывать каждого даймё (удельного князя) содержать на случай войны особые отряды, обученные искусству нин-дзюцу. Другой вопрос, что благодаря наступлению в Японии длительного безвоенного периода этот указ так и остался на бумаге.

            по крайней мере, подавить одно восстание они точно помогли (а не надо было над крестьянами измываться, его бы и не было. Вроде, симабарский дайме позволял себе то, что не позволяли в эпоху воюющих провинций - обряжал провинившихся крестьян в соломенные плащи, поджигал и потешался, глядя на это).
            про остальное не знал! Спасибо!
            1. +3
              15 марта 2017 13:52
              Хосокава Тадатоси.Он изгнал всех христиан из своих владений и участвовал в подавлении крестьянского восстания на полуострове Симабара (1637—1638). Но не он один.
              В 1596 году японское центральное правительство начало массовые репрессии против христиан, которые продолжались до начала 1630-х годов. Особенно жестокий характер они приобрели после основания сёгуната Токугава и прихода к власти сёгуна Токугава Иэмицу, который взял курс на изоляцию Японии от Запада. Репрессиями в Симабаре и Амакусе верховодили ставленники центрального правительства Мацукура Сигэмаса, новый даймё Симабары, и Тэрадзава Кататака, новый даймё княжества Карацу. Пытками (на связанных крестьян надевали соломенный балахон и поджигали солому) и казнями они добились формального отречения от христианства большинства населения своих земель (1633).
              1. +2
                15 марта 2017 14:19
                это только подчеркивает, что деятельность отцов-иезуитов по обращению в христианство была очень успешной. И, возможно, семена были брошены на очень благодатную почву - похоже, не всему населению нравилась система взаимоотношений, выстроенная бакуфу. Хотя.. некоторые даймё принимали христианство ради "вкусняшек" - взять того же Отомо, который благодаря этому первым обзавелся европейской артиллерией!
                1. +5
                  15 марта 2017 14:29
                  Христианство в Японии - отдельная очень обширная тема. Политая обильно кровью.
                  Христианство оказало большое влияние на формирование японской общественно-политической мысли нового времени. В частности, христианские идеи любви, милосердия к ближнему, свободы и равенства способствовали возникновению японского либерализма, а затем — парламентаризма. Усилиями христианских проповедников появилась новейшая японская система образования. Японские христиане были основным двигателем в общественных движениях за запрет пьянства и проституции. Благодаря христианским организациям в Японии были созданы многочисленные благотворительные общества, больницы, центры инвалидов, детские дома и т. д.
                  Христианство в Японии // Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сьогаккан, 1994—1997.
                  Из художественной литературы Сюсако Эндо. "Молчание"
                  1. +1
                    15 марта 2017 14:34
                    как, однако, интересно. Мне казалось, японских христиан после Симабары "извели под корень".. так, на всякий случай, а то мало ли что.. Поэтому то, что написали Вы - это, видимо, "вторая волна христианства" после Мэйдзи?
                    1. +4
                      15 марта 2017 14:46
                      Даже позже. В 1859 году, после заключения Японией Ансэйских договоров, христианские миссионеры вновь получили право посещать страну как иностранные граждане. Однако запрет на исповедание христианства японцами не был снят. Так, в 1865 году в районе Оура города Нагасаки французская католическая миссия построила церковь, которой тайком ведало несколько подпольных христиан. Контакт с верующими был восстановлен, однако местные власти обнаружили их и казнили. Репрессии продолжались даже после реставрации Мэйдзи в 1868 году, когда Япония вступила на путь модернизации и вестернизации. В 1868 и 1870 годах правительство провело показательные казни японских христиан в Нагасаки, что вызвало осуждение европейских государств и США. Только в 1873 году, под давлением извне, японские власти сняли запрет на христианство, позволив свободно проповедовать и исповедовать его
  10. 0
    15 марта 2017 12:18
    Человек это машина , к тому же несовершенная , которая видит только то ,что хочет видеть и слышит только то что способна и хочет слышать . Поэтому истина может быть "на кончике носа" , но он будет отрицать ее . В искусстве древнего Востока самым интересным является методики , которые они используют в самых различных целях и задачах. Искусство НИНДЗЯ в основе представляют собой именно такую методику , когда в противостоянии применяется не эквивалентное оружие , а противник дезорганизуется непонятностью примененных средств вооружения и технологий этого применения. Неожиданность , быстродействие , напор и еще более быстрый отход-все это элементы именно того на чем строится успех операции , а соответственно на этом строится и таинственность и созданные легенды о воинах НИНДЗЯ. .
    Не утратило значимости это искусство и в современном мире построенное уже на новых качественных основах ,но идеологические и интеллектуальные основы остались незыблемыми.
  11. +2
    15 марта 2017 15:25
    Дураков не сеют, не жнут, они сами родятся. Этот японский фантазер сначала пишет, что ниндзя - элитные лазутчики и убийцы, а потом приписывает им эти недоразумения на колесах? Вот эта хрень с конями и пушкой на втором этаже - это чтобы по быстрому и максимально незаметно проникнуть во вражеский замок, кокнуть хозяина и исчезнуть? Забавно. А современный спецназ берет с собой на задание танки, гаубичную артиллерию и пару "Тополей"? Этого анимешника лечить надо. Кстати, кланы ниндзя несколько раз участвовали в войнах даймё, но ни разу не помогли своей стороне одержать победу. Хороший диверсант не равен хорошему солдату.
    1. 0
      15 марта 2017 15:42
      по быстрому и максимально незаметно

      боюсь, вы не понимаете. суть работы ниндзя - выполнение заданий. любых посильных.
      от физического развлечения даймио до шпионажа. Что угодно. Просто услуги ниндзя стоили недешево и на всякую ерунду или обычные задания их не нанимали. Захотите, чтобы ниндзя были танкистами - легко )))
      1. +2
        15 марта 2017 16:27
        от физического развлечения даймио до шпионажа

        "Сколько стоит заказать двух ниндзя в сауну на три часа?" (американский контр-адмирал Брюс Лавлесс, звонок в службу досуга https://topwar.ru/111028-amerikanskiy-admiral-pol
        uchal-vzyatki-v-vide-seks-vecherinok.html) wink
        "Не верю!" (Станиславский) laughing drinks
    2. +1
      15 марта 2017 17:59
      Цитата: Molot1979
      Этот японский фантазер сначала пишет, что ниндзя - элитные лазутчики и убийцы, а потом приписывает им эти недоразумения на колесах?

      Это иллюстрация применения умений ниндзя на практике. Дезинформация окружающих. Чтобы ожидали не тех, не там и не в таком виде. И не опасались обычных на вид садовников с обычным садовым инструментом.
      Цитата: Molot1979
      Хороший диверсант не равен хорошему солдату.

      Разумеется, разница существенна. Диверсант тихо отработает и тихо уйдет. Никаких официальных наград, почестей, шумихи в СМИ, попадания на страницы истории.
  12. 0
    15 марта 2017 17:42
    Попадалось мнение. Японцы любят свою страну и свою историю. Отсюда все эти сказки про ниндзя, самураев и катаны, которые популярны почти во всем мире, в том числе и у нас. Если бы японские историки написали учебник российской истории так, как будто это история их родной страны, он не был бы похож ни на советский, ни на нынешние российские. Получился бы гораздо качественнее и позитивнее, по нему было бы интересно учиться.
    Вообще, интересная тема, как японцы относятся к своей истории, к своей стране, что у них понаписано в учебниках истории, и как часто они эти учебники переписывали.
  13. 0
    17 марта 2017 14:23
    Вспомнился фильм "Хон Гиль Дон" .