Strv m/21: первый танк шведской армии

18
В XX веке Швеция избежала прямого участия в обеих мировых войнах, сохраняя статус нейтральной державы, что не мешало стране содержать достаточно боеспособные вооруженные силы и развивать собственную оборонную промышленность. Мимо шведских генералов не прошли незамеченными и танки, которые впервые вышли на поля сражений Первой мировой войны в 1916 году. После завершения войны шведы решили закупить первые танки в поверженной Германии. Под видом сельскохозяйственной техники первые боевые машины прибыли в Швецию осенью 1921 года. Шведы присвоили им обозначение Strv m/21, эти боевые машины стали первыми танками шведской армии.

История танка Strv m/21 началась в Германии в конце Первой мировой войны. После демонстрации немецким военным макета танка A7V высшее командование предложило конструкторам создать более крупные «сверхтанки». Однако с такой идеей были согласны далеко не все. Так Йозеф Фольмер, являющийся, по сути, основателем германской танковой школы, пришел к выводу, что правильнее будет создавать легкие танки, которые можно будет собирать быстрее и выпускать в гораздо больших количествах. В итоге было спроектировано два танка Leichte Kampfwagen: сначала — LK-I, а затем и LK-II с улучшенным бронированием.





Не принятый к серийному производству легкий танк LK-I послужил хорошей базой для новых модификаций, одной из которых стала LK-II. Работы над этим вариантом боевой машины велись в апреле-мае 1918 года, возглавлял работы Йозеф Фольмер. Спустя чуть более месяца, 13 июня 1918 года, комиссии Военного ведомства были представлены два танка LK-II Фольмера и его конкурент производства компании Krupp. Предпочтение было отдано модели LK-II, так как прототип танка был готов и успешно испытан. При этом немецкое командование подстраховалось, заказав постройку обеих машин. Оба проекта были рекомендованы к производству в варианте с вращающейся башней и пулеметным вооружением. Чуть позже появился и пушечный вариант танка LK-II, который планировалось вооружать 37-мм пушкой Круппа. Танку так и не суждено было стать серийным. К ноябрю 1918 года, когда Первая мировая война завершилась, в Германии успели собрать лишь два легких танка LK-II. Завершение конфликта поставило крест на его производстве, согласно Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь танки и заниматься их разработкой и производством.

Однако история LK-II, который на конец Первой мировой войны представлялся достаточно удачным танком, на этом не закончилась. Данный танк заинтересовал военных Венгрии и Швеции. В итоге первые получили 14 слегка модернизированных танков LK-II, а вторые 10 оригинальных танков. И в Венгрию и в Швецию танки поставлялись в разобранном виде под видом сельскохозяйственной техники — тракторов, что позволило обойти наложенный на Германию запрет на поставку бронетехники в другие страны. В итоге в Венгрии боевые «тракторы» использовались военными вплоть до конца 1930-х годов, а шведские военные использовали данные машины до 1940 года, проведя их небольшую модернизацию.



Технически принятый на вооружение шведской армии под обозначением Strv m/21 танк повторял немецкий LK-II. Стоит отметить Strv это сокращение от шведского Stridsvagn (боевая машина), именно это слово закрепилось в шведском языке за обозначением танков, m/21 — модель 1921 года. Первые 5 танков Швеция получила в сентябре 1921 года. Полной боеготовности все доставленные из Германии боевые машины достигли к 1924 году.

Внешне немецкий LK-II, сменивший гражданство и ставший Strv m/21, очень сильно напоминал британский легкий танк Mk A «Whippet» (Уиппет). Обводы машины по сравнению с танком LK-I незначительно изменились. Так появились наклонные скулы между прямыми бортами и крышей. Позади моторного отделения «скулы» корпуса и возвышение образуют рубку механика-водителя с тремя смотровыми лючками. Мехвод управлял танком при помощи двух стандартных рычагов. Слева от мехвода имелась бойница для установки курсового пулемета.



Неподвижная боевая рубка имела прямые борта и наклонную заднюю стенку, в которой имелась просторная дверь. Шведские танки имели только пулеметное вооружение, 6,5-мм пулемет Kulspruta m/1914 с водяным охлаждением устанавливался во вращающейся башне над боевым отделением. Снаружи он был прикрыт бронекожухом, при этом первоначально кожух на танках отсутствовал. Экипаж танка состоял из четырех человек: помимо механика-водителя и командира имелось еще два пулеметчика. Пулемет, которые они использовали, можно было установить в одну из четырех бойниц внутри корпуса. При этом танк оставался полностью функциональным и с экипажем всего из двух человек, когда командир машины выполнял и функции стрелка.

Башня легкого танка Strv m/21 вращалась вручную с помощью двух поручней. Для наблюдения за местностью танкисты могли использовать узкие смотровые щели. В крыше башни располагался одностворчатый люк с откидной крышкой, который мог служить для вентиляции и улучшения обзора. В прямых бортах, лобовом листе и крыше моторного отделения имелись жалюзи, на наклонных верхних листах располагались люки с откидными крышками, они предназначены для обслуживания силовой установки.



Танк разрабатывался таким образом, чтобы использовать в его конструкции максимальное количество доступных на рынке деталей. В качестве силовой установки использовался 4-цилиндровый рядный двигатель Daimler-Benz 1910 мощностью порядка 55 л.с. Использование данного двигателя позволяло разгонять танк до максимальной скорости 16 км/ч, что для танка периода Первой мировой войны было вполне неплохим показателем. Пуск двигателя мог производиться либо электростартером, либо рукояткой изнутри или снаружи танка. Два бензобака вместимостью 170 литров располагались по бокам от двигателя между ним и бортовыми бронелистами, их дно прикрывалось 8-мм броней.

Подача бензина осуществлялась давлением отработанных газов. Для надежного питания силовой установки при любых наклонах танка была переделана поплавковая камера. Для того чтобы предотвратить заливание двигателя маслом, конструкторы использовали циркуляционную систему смазки с замкнутым масляным баком. Охлаждение радиатора двигателя осуществлялось вентилятором или экструдером. Воздух всасывался непосредственного из боевого отделения, а выбрасывался через отверстия в бортах и крыше моторного отделения, которое располагалось в носовой части перед местом механика-водителя. Выхлопная труба располагалась с левого борта.



Трансмиссия легкого танка включала: дисковое сцепление (главный фрикцион); 4-скоростную коробку переключения переда автомобильного типа; продольный вал, на котором располагались конические шестерни, дисковые или кулачковые сцепления, ленточные или колодочные тормоза; две приводные поперечные полуоси с коническими шестернями на одном конце и цилиндрическими на другом. Для увеличения тяговых характеристик легкого танка и возможности преодолевать крутые подъемы в трансмиссию была включена промежуточная передача, понижавшая скорость хода боевой машины в 2,14-2,16 раза. При выключенной промежуточной передаче максимальная скорость хода танка могла доходить до 16 км/ч, при включенной — до 7,4 км/ч.

Ходовая часть танка оставалась многоколесной и состояла из 24 опорных катков малого диаметра (применительно на каждый борт), переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Поддержка гусеницы осуществлялась при помощи специальных полозьев. Металлическая гусеница включала в себя 74 мелкозвенчатых трака шириной 250 мм и шагом 140 мм. Подвеска была блокированной на винтовых пружинах.



Управлением танком осуществлялось выключением и подтормаживанием гусеницы одного борта. Манипуляции с гусеницей каждого борта можно было производить при помощи качающегося рычага на 3 положения. В заднем положении рычага включалось сцепление соответствующей гусеницы. В среднем — сцепление выключалось, а в переднем положении включался тормоз гусеницы. Благодаря этому механик-водитель танка мог легко регулировать радиус поворота боевой машины. Приводы управления и элементы трансмиссии танка располагались под полом боевого отделения. Компоновка механизмов поворота и трансмиссии вдоль продольного вала вполне соответствовала общей концепции боевой машины, можно было даже говорить об «ужатости» танка.

В корме танка имелся массивный буксировочный крюк и металлическая цепь, представлявшие собой простую систему для вытаскивания танка. Также снаружи задней части башни находился небольшой топливный бак, напоминающий по форме огнетушитель, бак предназначался для системы внутреннего освещения танка, электропроводки в этой боевой машине не было.



В 1928 году было принято решение модернизировать имеющиеся танки. Все шведские машины типа m/21, сменившие свое название на Stridsvagn m/21-29 (или просто Strv m/29) получили новый двигатель. На боевые машины ставился шведский двигатель Scania Vabis 1554, развивавший мощность 85 л.с., а также измененную переднюю часть корпуса. Схема бронирования и вооружение не изменялись. Шведские военные вынашивали планы установки на танк 37-мм орудия, но дальше желания не продвинулись. Установка нового двигателя позволила увеличить максимальную скорость танка до 18 км/ч. Работы по модернизации танков велись вплоть до 1932 года. После доработок данные танки использовались шведской армией вплоть до 1940 года, правда, уже исключительно в качестве учебных.

Тактико-технические характеристики Strv m/21:
Габаритные размеры: длина — 5,7 м., ширина — 2,05 м, высота — 2,52 м.
Боевая масса — 9,7 т.
Бронирование — 4-14 мм.
Вооружение — 6,5-мм пулемет Kulspruta m/1914.
Силовая установка — 4-цилиндровый двигатель Daimler-Benz 1910 мощностью 55 л.с.
Максимальная скорость — 16 км/ч (по шоссе).
Экипаж — 2-4 человека.

Все черно-белые фото: www.ointres.se/strv_m_21.htm.



Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/kaizer/kaizer5.php
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/lk-2.htm
http://aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/stridsvagn_m29.htm
http://www.ointres.se/strv_m_21.htm (фото)
Материалы из открытых источников
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 марта 2017 07:54
    Однако история LK-II, который на конец Первой мировой войны представлялся достаточно удачным танком, на этом не закончилась. Данный танк заинтересовал военных Венгрии и Швеции. В итоге первые получили 14 слегка модернизированных танков LK-II, а вторые 10 оригинальных танков. И в Венгрию и в Швецию танки поставлялись в разобранном виде под видом сельскохозяйственной техники — тракторов, что позволило обойти наложенный на Германию запрет на поставку бронетехники в другие страны

    В дальнейшем это привело к тому, что шведы были тесно фирмами Германии в области танкостроения и даже дальнейшая попытка использовать чешские разработки, ни к чему не привела.
    << В начале 30-х годов, не без участия германского капитала, была образована фирма Landsverk AB, с которой связан целый этап как в шведском, так и в мировом танкостроении. Эта фирма создала целый ряд оригинальных образцов гусеничных и колесно-гусеничных боевых машин. Первыми были гусеничные L-5 и L-10 (несколько таких танков шведы приняли на вооружение под обозначением Strv m/31), за ними последовали колесно-гусеничные танки L-30 и L-80, легкие танки L-100 и L-60. Последний послужил прототипом для венгерского танка Toldi, а затем его запустили в серию и в самой Швеции. В это же время шведы приобрели лицензии на производство танкетки AH-IV-Sv и легкого танка TNH-Sv чехословацкой конструкции. М. Барятинский. " Бронетанковая техника стран Европы. 1939-1945гг.>>
  2. +3
    10 марта 2017 10:32
    Фольмер - выдающийся для своего времени инженер и изобретатель. Данный образец - достойный представитель мирового танкостроения. Спасибо за хорошую, развернутую статью.
    1. +2
      10 марта 2017 10:57
      Цитата: Вождь краснокожих
      Фольмер - выдающийся для своего времени инженер и изобретатель. Д

      Но на создание "своего" танка его "вдохновил" английский "Уипет" !
      1. +2
        10 марта 2017 12:15
        Внешне, может и да. Но изюминка в деталях. "Уипет", если не ошибаюсь, строился на тракторной базе, а немец-швед на автомобильных агрегатах.
        1. +2
          10 марта 2017 13:59
          Цитата: Вождь краснокожих
          Внешне, может и да. Но изюминка в деталях. "Уипет", если не ошибаюсь, строился на тракторной базе, а немец-швед на автомобильных агрегатах.

          Только лишь "внешний облик" ? А компоновка основных агрегатов ? Мотор-он и на тракторе мотор...и на авто....,но "спереди" ли, в середине...или "взади" .
        2. 0
          11 марта 2017 19:17
          по моему это и есть первая меркава
  3. jjj
    +2
    10 марта 2017 10:55
    Из всего перечня с понятием "шведский" мне более всего нравится СТОЛ
  4. +2
    10 марта 2017 11:02
    Хорошая статья ! Мне "уиппетоподобные" танки сразу понравились ,как только появились публикации "про них" в замечательном журнале "Техника-молодёжи " .
    1. +2
      10 марта 2017 11:44
      Цитата: Nikolaevich I
      Хорошая статья ! Мне "уиппетоподобные" танки сразу понравились ,как только появились публикации "про них" в замечательном журнале "Техника-молодёжи " .

      Мне они напоминают бронированные тракторы.
      такие как одесские НИ-1
      1. 0
        10 марта 2017 11:52
        Цитата: амурец

        такие как одесские НИ-1

        Или вот фото "серийных НИ
      2. +2
        10 марта 2017 12:07
        Цитата: амурец
        Мне они напоминают бронированные тракторы.

        Ну,не сразу рождалась бронетанковая "красота" ! Были и "броневагоны" .
        1. +3
          10 марта 2017 12:53
          Цитата: Nikolaevich I
          Ну,не сразу рождалась бронетанковая "красота" ! Были и "броневагоны" .

          Согласен с вами. И чудовища по типу "Сен-Шамона," тоже поиск классики и красоты. Правда классику нашёл Луи Рено в FT-17, а проект Этьена стал тупиком.
          Сен-Шамоны на учениях.
  5. +2
    10 марта 2017 13:31
    Цитата: Автор: Юферев Сергей
    Strv m/21: первый танк шведской армии


    Я вот не удивлюсь, если Юферев Сергей в WORLD OF TANKS поигрывает.
    Номинация экзотической техники прямо коррелируется с обновами WoT!

    Я прав?
    Предлагаю встретится на полях сражений

    wink
    1. +2
      10 марта 2017 13:53
      я качал только советскую ветку и коллекционировал танки. Были в начале и другие ветки но отказался их качать, особенно немецкую. Увы, уже год не имею возможности поиграть. а скрин впечатляет.
    2. +1
      10 марта 2017 14:32
      Цитата: opus
      Предлагаю встретится на полях сражений

      Мы тут продолжение статьи про ракетное топливо ждём, а Антон в танки предлагает поиграть, Ну-ну.
      1. +2
        10 марта 2017 14:51
        Цитата: амурец
        Мы тут продолжение статьи про ракетное топливо ждём,

        good

        "висит" с 6 марта. Чекинг по политическим мотивам? Или опять в "прайм-тайм" засунут (в выходные)
        Впрочем как и остальные, я тута настругал жуть.

        НАДО БЫЛО ПИСАТЬ ПРО внаУкраину.

        Цитата: амурец
        а Антон в танки предлагает поиграть

        периодически жарюсь. Со свояком на пару


        Цитата: ohtandur
        а скрин впечатляет.

        "у нас этого гуталина завались" ( задача,что бы все были с "М", с "В" и с "ОК") -тогда продаю

        ОК не получен- М8-А1не продается
        request
        к стати этот шведский кабысдох (Strv m/21) у меня ни как Мастера получить не может.
        Достал уже: место в гараже занимает, а с 1 уровнем играть не интересно.
        1. 0
          10 марта 2017 18:59
          ОК - что-то не припоминаю этого термина.
          к стати этот шведский кабысдох (Strv m/21) у меня ни как Мастера получить не может.

          а он вам нужен? Продайте и делов. Эхх поиграл бы.. мдя.. но это как минимум через полгода.
  6. +1
    10 марта 2017 13:47
    А мне почему то понравился:))) Ему бы пушечку к пулемету, хотя бы 37мм. И до 40 года был бы вполне приличный танк.