Девяносто лет Днепрогэсу. Строительство грандиозного объекта уложилось в пятилетку

40
15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

Девяносто лет Днепрогэсу. Строительство грандиозного объекта уложилось в пятилетку




Подготовка к строительству мощнейшей электростанции на Днепре началась задолго до символической церемонии водружения флага. Если обратиться к истории гидроэлектростанции на Днепре, то можно установить, что первые проекты использования днепровской воды появились еще в конце XIX — начале ХХ вв. Правда, тогда инженеры в большей степени были озадачены обеспечением свободного судоходства по Днепру, которое было серьезно затруднено наличием порогов. Но к возможности использования «даром текущей» воды они также обращались. Однако, все задумки инженеров так и оставались на стадии благих намерений вплоть до 1920-х годов.

История строительства Днепрогэса напрямую связана с планом электрификации всей страны, предложенным В.И. Лениным практически сразу же после прекращения масштабных сражений Гражданской войны. Уже 21 февраля 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), которая тут же приступила к разработке плана электрификации страны. Такую оперативность в былые времена сложно было представить. Уже в декабре 1920 г. комиссия представила на VIII Всероссийском съезде Советов свой план электрификации, который получил одобрение съезда. Теперь, при наличии нормативно-правовых оснований, оставалось лишь приступить к непосредственной разработке проектов и строительству.

План ГОЭЛРО предусматривал создание крупной гидроэлектростанции на Днепре — вблизи города Александровска (теперь Запорожье). Поэтому станцию называли Александровской, однако вскоре появилось и другое ее название — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС).

Строительство гидроэлектростанции вблизи Александровска было жизненно необходимым, поскольку помогало решить сразу целый комплекс серьезных экономических проблем. Во-первых, благодаря строительным работам по возведению плотины ликвидировались препятствия для судоходства по Днепру. Стокилометровая порожистая часть Днепра становилась пригодной для судоходства, что позволяло крупным морским судам заходить и подниматься по Днепру от Черного моря до Киева. Это становилось серьезнейшим прорывом на пути к развитию транспортной инфраструктуры, особенно — перевозки грузов. Во-вторых, промышленные районы Екатеринославщины, рудники Криворожья, Херсонщина и Николаевщина нуждались в дешевой электроэнергии. Поскольку в самом Александровске собирались построить машиностроительный комплекс, то и здесь было необходимо дешевое электричество. Создание гидроэлектростанции на Днепре сразу же решало перечисленные проблемы. Поэтому подготовка к строительству Днепрогэса началась еще до того, как IX Всероссийский съезд Советов утвердил конкретные сроки реализации плана ГОЭЛРО. Совет народных комиссаров принял решение освободить земли вблизи г. Александровска, которые подлежали затоплению в результате строительства гидроэлектростанции.

Автором и руководителем разработки проекта строительства Днепрогэс был известный экономист, географ и инженер Иван Гаврилович Александров (1875-1936). Выходец из московской интеллигентной семьи (его родители были врачами), Иван Александров окончил Московское инженерное училище путей сообщения и долгое время работал в сфере железнодорожного строительства, занимаясь проектированием железных дорог и железнодорожных мостов. Ему довелось участвовать в проектировании Среднеазиатской железной дороги, Финляндского моста через Неву и Бородинского моста в Москве и т.д. Но, помимо практической деятельности в сфере железнодорожного строительства, с 1912 года Александров очень интересовался и изучением проблем ирригации засушливых земель. Еще тогда он начал проектировать строительство оросительных каналов для среднеазиатских территорий, которые были построены уже в советское время.

В 1920 г. Иван Александров заинтересовался вопросами строительства гидроэлектростанции на Днепре. Именно он предложил вместо создания нескольких электростанций соорудить крупную плотину и построить огромную гидроэлектростанцию с колоссальной по тем временам мощностью. Александров был приглашен к участию в составлении плана ГОЭЛРО, при этом продолжив заниматься другими интересными проектами, включая экономическое районирование страны. В 1921 г. Александрова включили в состав президиума Госплана СССР. 5 марта 1921 г. было выдано задание на проектирование Днепровской гидроэлектростанции. Разработчики проекта анализировали и учитывали передовой опыт того времени — строительства гидроэлектростанций в других странах мира, на крупных реках.

В январе 1921 г. по решению советского руководства была создана проектная организация Днепрострой под руководством Ивана Александрова, в которую включили несколько инженеров. Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий. В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. Затем Иван Александров отправился в США — для консультаций по строительству электростанции. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов.

Однако, непосредственно в 1922 г. экономические и технические возможности еще не позволяли советскому руководству приступить к немедленному строительству гидроэлектростанции на Днепре. Поэтому в начале 1920-х гг. власти ограничились лишь выбором места строительства будущей электростанции — в 5 км от Александровска, в районе колонии Кичкас, а также предварительными изысканиями. В 1923-1926 гг. планировалось построить Александровскую плотину, что становилось первым серьезным этапом на пути к дальнейшему возведению электростанции.



Медленные темпы подготовки к строительству были связаны, в том числе, и с особенностями экономического положения советской страны в начале 1920-х гг. В первые годы после революции страна находилась в международной изоляции, а собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции. Ситуация изменилась ближе к середине 1920-х гг. Американская компания «General Electric» обратилась к советскому руководству с предложением запустить полный цикл строительства гидроэлектростанции, но к этому времени СССР уже справился с задачей разработки плана строительства самостоятельно.

Такой масштабный проект как Днепрогэс обсуждался на самых высших этажах советской партийно-государственной иерархии. Необходимость строительства Днепрогэса признавали все советские руководители, включая и «антиподов» И.В. Сталина и Л.Д. Троцкого. Тем не менее, разногласия все же присутствовали, и прежде всего — по вопросу очередности строительства грандиозных объектов. Ведь кроме Днепрогэса советское руководство в те же годы планировало начать еще несколько масштабных строек, включая, например, не менее важное для советского государства строительство Волго-Донского канала.

«Лоббированием» строительства Днепрогэса занималось руководство УССР, для экономического развития которой гидроэлектростанция имела колоссальное значение. Сторонники первоочередного строительства Днепрогэса объясняли его необходимость потребностью в дальнейшем росте производительности металлургической отрасли Украинской ССР. Однако, «верхи» все не могли прийти к единому знаменателю, и лишь отставка Льва Троцкого с поста председателя комиссии Днепростроя позволила принять окончательное решение о строительстве крупнейшей гидроэлектростанции на Днепре. 31 января 1927 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о начале работ по строительству Днепрогэса.

Главным инженером, а затем и руководителем Днепростроя в 1927 году был назначен Александр Васильевич Винтер (1878-1958) — еще один выдающийся российский и советский инженер, сыгравший одну из ключевых ролей не только в строительстве Днепрогэса, но и других масштабных советских объектов. В отличие от Александрова, Винтер был из простой семьи рабочего, что не умаляло его тяги к знаниям. После окончания начального железнодорожного училища он поступил в Киевский политехнический институт, однако вскоре сблизился с революционерами и принял участие в студенческих волнениях. За это в 1900 году 22-летнего Винтера исключили из института, а затем, после четырехмесячного ареста, выслали в Баку. Именно здесь молодой человек и познакомился на практике с работой электростанций. Он устроился в общество «Электрическая сила» по увеличению мощности электростанций, где прошел путь от простого электромонтера до заведующего станциями «Биби-Эйбат» и «Белый город». В 1905 г. Винтер, которому не было еще и тридцати лет, несмотря на свою принадлежность к социал-демократическому движению, был назначен начальником Белогородской электростанции. Ему удалось поступить заново в вуз — в Петербургский политехнический институт, и в 1912 году его окончить. После окончания института Винтер много работал на инженерных и руководящих должностях российских электростанций, а после Октябрьской революции получил назначение начальником строительства Шатурской районной электростанции. 23 сентября 1925 года районная Шатурская электростанция заработала. Как опытный специалист — практик, Винтер получил назначение в Днепрострой — советское государство решило доверить ему руководство одним из самых масштабных на тот период инженерных проектов.

Винтер внес некоторые коррективы в первоначальный проект Днепрогэса, предложенный Александровым. Так, он предложил строить станцию не в две очереди, а в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с 13 до 9. Вместо турбин мощностью по 30 тыс. кВт Винтер предложить поставить турбины по 60 тыс. кВт. Именно он был и автором идеи использования сварной конструкции в больших агрегатах, которая стала инновацией мирового значения.

Строительство Днепрогэса было масштабным проектом не только в инженерном, но и в социальном плане. Во-первых, для участия в строительных работах было задействовано огромное количество рабочих. Была развернута активная работа по привлечению на строительство Днепрогэса трудящихся — и профессиональных рабочих, и крестьян, и демобилизованных красноармейцев. Такая большая масса людей нуждалась не только в руководстве во время работ, но и в организации быта. Кроме того, учитывая низкий образовательный и квалификационный уровень большинства рабочих, на строительстве Днепрогэса была создана целая разветвленная система вечерних школ, в которых рабочие могли повышать квалификацию и учиться рационализировать свой труд.

Несмотря на то, что первое время после начала строительства рабочие Днепростроя жили в очень скромных условиях, постепенно их быт налаживался, о чем заботилась и советская власть. Были построены более-менее комфортные по тем временам жилые дома, открыты детские сады для детей рабочих, столовые, предприятия бытового обслуживания. Говоря о «творцах» Днепрогэса, нельзя обойти вниманием Виктора Александровича Веснина (1882-1950) — известного русского и советского архитектора, одного из братьев Весниных, стоявшего у истоков советского конструктивизма. Именно он обеспечивал архитектурную сторону проекта Днепрогэса, а также Соцгорода.

В 1930 г. американская компания «General Electric» продала советскому государству пять генераторов для нужд Днепрогэса. Еще одна американская компания «Newport News Shipbuilding and Drydock» поставила Днепрогэсу девять турбин. Кстати, говоря об экономическом сотрудничестве СССР и США в те годы, нельзя забывать о Хью Купере (1865-1937) — главном американском консультанте строительства Днепрогэса. Выдающийся инженер Хью Купер был прагматиком и выступал за всестороннее развитие экономических отношений с СССР, так как считал Советский Союз перспективным рынком для американской продукции с одной стороны, и ценным поставщиком сырья — с другой стороны. Политические интересы, по мнению Купера, в данном случае не должны были превалировать над экономическими — с Советским Союзом, как считал американский инженер, можно и нужно было договариваться. Кстати, шесть американских консультантов, работавших на строительстве Днепрогэса, получили награды от советского правительства — они были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Первый агрегат гидроэлектростанции был запущен 1 мая 1932 года — через пять лет после начала строительства электростанции. 10 октября 1932 года Днепрогэс официально начал свою работу. Строительство крупнейшей гидроэлектростанции с плотиной заняло у советского государства всего пять лет. Это был грандиозный успех, а плодами советского строительства до сих пор пользуется Украина — и от этого наследства Советского Союза в рамках программы «десоветизации» Киев почему-то отказываться не спешит.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    15 марта 2017 06:12
    от этого наследства Советского Союза в рамках программы «десоветизации» Киев почему-то отказываться не спешит.

    Это они зря. Генераторы, раз они штатовские, необходимо оставить, а саму плотину, проклятое наследие тоталитаризма - снести и построить новую, своими руками. Или штаты построят.
    1. +4
      15 марта 2017 13:29
      И будет это стройкой века-в прямом смысле-и за 100 лет не построят.
  2. +6
    15 марта 2017 06:49
    На халяву и уксус сладкий. Вот и вся логика кастрюлек и скакуасов wassat
  3. +5
    15 марта 2017 07:11
    делов-то--- объявить что на месте ГЭС была дамба построенная в 100-м веке до Н.Э.черкасским хлопцем Павло Макагоненко для быстрого доступа к своей коханной Марийке Ткачик из Борков.А потом на все готовое пришли комуняки с американским оборудованием
  4. +5
    15 марта 2017 07:43
    План строительства Днепрогэса был разработан еще при Николае II, планировалась построить комплекс гидроэлектростанций по течению Днепра..Но не сложилось..по одной простой причине, правительство начало выкуп земли в районе затопления, но землевладельцы взвинтили цены на земельные участки..Пошли спекуляции, махинации , в результате проект был закрыт..Проект реализованный при советской власти, значительно отличается от предыдущего проекта, хотя бы по своей мощности...При строительстве Днепрогэса ,бетон месили ногами и в результате чего Днепрогэс до сих пор считается самым водонепроницаемым сооружением в мире...
    1. +6
      15 марта 2017 08:18
      Цитата: parusnik
      План строительства Днепрогэса был разработан еще при Николае II

      - уже хорошо good

      Цитата: parusnik
      Проект реализованный при советской власти, значительно отличается от предыдущего проекта, хотя бы по своей мощности...

      - то есть "при Николае II" был (если был) разработан проект "не совсем Днепрогэс-а"... ла-аадно...

      Цитата: parusnik
      При строительстве Днепрогэса ,бетон месили ногами и в результате чего...

      - крайне феерично
      - Вы, уважаемый, бетон когда-нить "месить" пробовали? Это Вам не виноград давить wink
      - корыто и лопата для этого потребны, как минимум... ногами там ничего не смесишь, щебеночка на дно осядет, и превед...

      Ногами, блин, бетон ему месили... а кладку тогда на яичном желтке клали, не иначе laughing

      Мифотворец, блин...
      1. +2
        15 марта 2017 09:26
        Цитата: Cat Man Null
        Ногами, блин, бетон ему месили...


        Ну кто так...
        1. +3
          15 марта 2017 12:39
          Цитата: insular
          Ну кто так...

          - так бродить мне тоже доводилось, по молодости
          - но трамбовать (а не "месить", кстати) бетон ногами есть разновидность онанизма, извините...
      2. +2
        15 марта 2017 12:18
        Cat Man Null..Вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП(б) на заседании речь о следующем: строить три плотины план Граффито ( он его еще предлагал в царское время) или одну, но предпочтение отдали другому, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио - Иван Александров...Это к тому что то есть "при Николае II" был (если был) разработан проект "не совсем Днепрогэс-а"... ла-аадно...
        1. +2
          15 марта 2017 12:45
          Цитата: parusnik
          Это к тому что то есть "при Николае II" был (если был) разработан проект "не совсем Днепрогэс-а"

          - не понял пафоса
          - проект того, что было реально построено, разрабатывался уже в 20-х годах... все вроде ровно, нет?

          Да, и что там ногами-то месили? Тут одно чудо сморозило, что даже "босыми ногами", прикиньте? belay
          1. +1
            15 марта 2017 13:22
            Вы прочитайте внимательно пафос... hi
      3. +2
        15 марта 2017 13:02
        Немного не точно было сказано. Бетон укладывали ногами, вместо вибраторов, а месили ес-но в бетономешалках. Кадры из кинохроники советских лет это и показывают, хотя и не факт , что "ножная" укладка применялась именно на Днепрогэс.
        1. +1
          15 марта 2017 13:05
          Цитата: Ст.пропорщик
          Бетон укладывали ногами, вместо вибраторов...

          - "толкушку" из бревна религия сделать не позволяла, видимо...
          - а так я, собственно, изначально подозревал, что именно "делали ногами" yes
      4. +1
        16 марта 2017 19:15
        Цитата: Cat Man Null
        Ногами, блин, бетон ему месили... а кладку тогда на яичном желтке клали, не иначе

        это в статье написано так, но даже если и так, в чём я тоже сомневаюсь, водонепроницаемости это ему не добавило, к тому же его ведь в начале войны взорвали, после войны заново строили, тоже ногами?
    2. +3
      15 марта 2017 09:18
      Цитата: parusnik
      ,бетон месили ногами и в результате чего Днепрогэс до сих пор считается самым водонепроницаемым сооружением в мире...

      Это как ногами? Может всё же тщательно пережевывали ртом и выплёвывали?))
      И как нарушение технологии перемешивания фракций может улучшить качество смеси? Как вы вообще додумались одно из другого вывести? laughing
      1. +2
        15 марта 2017 12:01
        В то время не было никаких механизмов по укладке бетона. Уплотнение масс бетона проводилось ногами. Каждую бадью бетона равномерно размещали по котловану и утаптывали. Это был тяжелый труд, занимались им в большинстве женщины.Вероятно месили не то слово ,которое я употребил...
        1. +4
          15 марта 2017 23:28
          Цитата: parusnik
          В то время не было никаких механизмов по укладке бетона.

          Механизм по укладке бетона - есть лопата. Её изобреди за долго до ДнепроГЭСа.
          Механизм подачи/доставки - устройства типа "тачка", с колесом, двумя ручками и отбортованной плоскостью... Данное "транспортное средство" изобрели за долго до ДнепроГЭСа.
          Для смешивание и уплотнение массы бетона используется устройства типа "центрифуга" - простейшее устройство-ёмкось с некоторым углом наклона горловины на раме. С обратного, от горловины, торца, крепится маховик, по средством вращения которого и происходит то самое центрифугирование. Изобретено за долго до ДнепроГЭСа.
          Цитата: parusnik
          Уплотнение масс бетона проводилось ногами.

          Я знаю не мало способов уплотнения бетона, но вот ногами, вы создаёте обратный эффект, так как при поступательных движениях ног, проще говоря утаптывании, в смеси образуются каверны воздуха (да да, и не надо возражать, мысок сапога будет постоянно сосздавать разряжение, при попытке вытащить ногу из достаточно вязкой субстанции) и неоднородности тяжелой фракции (щебня), которые как раз и нужно удалять при уплотнении.
          При утаптывании даже толпой, невозможно добиться однородности смеси ну ни как. Что всё в цлом не допустимо для гидротехнического сооружения.
          1. +5
            16 марта 2017 00:02
            Далее по составу.
            Гидротехнический бетон - это не то, что вы могли видеть у себя на даче при заливке фундамента под свой скворечник.
            В качестве наполнителя такого бетона, используют очень крупные фракции от 150 мм и более (В качестве наполнителя используют песок, щебень, гравий и/или гальку). "Месить" и утрамбовывать такие фракции ногами? Физически и физиологически это невозможно.
            С целью повышения качества бетонной смеси в неё вводят различные добавки (воздухововлекающие, пластифицирующие, уплотняющие и другие). А это очень агрессивная химия.
            неорганические соли металлов – хлорного железа, силиката натрия и калия, нитрат кальция (кальциевая селитра), щелочные соли высших кислот (олеат или стеарат натрия, кальция, цинка и др.). Один умник высказался, что ЭТО "месили" голыми ногами...

            Короче, когда читаете или слушаете лютую антисоветчину, хоть немного думайте...
  5. +1
    15 марта 2017 07:53
    Автор не указал,что при строительстве Днепрогэса использовался рабский труд заключённых,а не только трудящихся и демобилизованных красноармейцев.Сама электростанция построена на костях людей.
    1. +8
      15 марта 2017 08:22
      Цитата: bober1982
      Сама электростанция построена на костях людей

      - ага, вот исключительно "на костях" она и построена fool
      - бобер, выдыхай (с) laughing
      1. +1
        15 марта 2017 08:28
        Да,именно на костях,нас там не было,мы бетон босиком не месили.Хорошо,к примеру,чай прихлёбывать,и читать про великие стройки.
        1. +11
          15 марта 2017 08:45
          Цитата: bober1982
          ... мы бетон босиком не месили...

          - Вы, тащем-та, бетон вживую видели хоть когда-нить?
          - что, по-Вашему, означает "месить бетон"?
          - "босиком", конечно, можно, но очень недолго... кожу съест за полдня (ибо щелочь), а голым мясом много не намесишь...

          Теоретеги, (цензура) negative
          1. 0
            15 марта 2017 08:56
            В пролетарском государстве,где с построением развитого социализма происходило усиление классовой борьбы,месить бетон босиком не было проблемой.Тем более когда и ГПУ курировало,и "труженников" было много.А прежде чем месить,этим самым строителям ещё на плечи мешочки с камешками подкладывали,что бы качественно всё было.
            1. +8
              15 марта 2017 09:00
              Цитата: bober1982
              В пролетарском государстве... месить бетон босиком не было проблемой...

              - понятно.
              - бетон Вы видели только на картинке, да на дорожке.
              - выдыхать, походу, уже бесполезно, конструктива не будет.
              - мой Вам добрый совет - перестаньте позориться уже yes
              1. 0
                15 марта 2017 09:03
                Понятно
                Понятно,и за добрый совет спасибо.
          2. +4
            15 марта 2017 10:16
            Цитата: Cat Man Null
            кожу съест за полдня

            Раствор штукатурный было дело мазал руками - минут через двадцать щипать начало, кожу стер... молодой был ещё, неумный... какие там полдня...
            1. +3
              15 марта 2017 12:22
              Цитата: region58
              какие там полдня...

              - ну, это я, чтоб уж наверняка
              - а бетон голыми ногами трамбовать (это чудо называет это "месить", кстати), это вообще... за гранью... смесь абразива (песок, однако), цемента и щебенки... песня laughing
    2. +6
      15 марта 2017 12:37
      Цитата: bober1982
      использовался рабский труд заключённых,

      Вы полностью, буквально текстуально, повторили слова гражданок Толоконниковой и Алехиной из группы Pussy Riot о использовании рабского труда заключенных в РФ.
      Однако между Вами есть существенная разница,гражданки из Pussy Riot получают за свой антисоветско-русофобский бред приличные деньги,а вот Вы несете свой антисоветско-русофобский бред абсолютно забесплатно.
      Поэтому,уж простите,они умные (хотя и циничные),а вот Вы ,увы, нет.
      1. +1
        15 марта 2017 12:58
        ...... они умные......
        Были бы умными,так не плясали бы в храме и никакие им деньги не помогут и завидовать нечему.
        .......несёте свой антисоветско-русофобский бред.....
        Так антиоветский или русофобский? имею ввиду бред,как вы выразились.
  6. +1
    15 марта 2017 08:16
    С авторством ГОЭЛРО всё значительно сложней. Основа была разработана задолго до революции, авторы убеждали и убедили совершенно темного в технике Ленина, но их отжали от дальнейшего участия до полного небытия.
    1. +2
      15 марта 2017 15:45
      я не знаю про ГОЭЛРО, но кое-что могу добавить. Сам живу в Питере, так у нас есть трамвайный маршрут, который ходит в ближний пригород - Стрельну. По дореволюционному плану его предполагалось продлить и пустить аж до форта "Красная горка" - там теперь город Сосновый Бор с АЭС. То есть, современный аналог пригородной электрички (хотя пригородные поезда тогда ходили по тем же маршрутам, что и сейчас. Кажется, в Одессе трамвай тоже по какому-то длинному маршруту ходит). Для этого трамвая проложили бетонные мосты через овраги в Петергофе, построили подстанцию на юго-западе города. Но.. на этом все и закончилось. А мосты и подстанция сохранились до сих пор. С уважением, hi
      1. +3
        17 марта 2017 00:18
        Цитата: Микадо
        Одессе трамвай тоже по какому-то длинному маршруту

        Одесский Горсовет заявлял амбициозные планы по созданию самого длинного трамвайного маршрута в Одессе и даже в Украине общей протяженностью 68 км. На сегодня самый длинный трамвайный маршрут находится в Харькове, его протяженность 48 км.
        а пока третий маршрут - самый длинный в городе
        хотя есть один трамвай который словно за город через тростник ходит...
        1. 0
          17 марта 2017 09:15
          вот, я помню, что есть где-то такой маршрут! который через , условно говоря, сельскую местность ходит. Насчет трамваев: есть версия, что знаменитая еврейская песня "Семь-сорок" связана именно с одесским паровым трамваем, который вел паровоз, прозванный в народе "Ванькой Головатым"
  7. +6
    15 марта 2017 10:08
    В 2002 для празднования 70-летия пуска Днепрогэса В Запорожье прибыл президент России В.Путин и Кучма.
    Российский президент,несмотря на полувековой день рождения , нашел время для укрепления дружбы между двумя странами.Я был в числе тысяч горожан ,встречающих делегацию гостей.
    Что интересно,сегодняшняя бендеровская хунта отмечает 1932 год как год повального голодомора-геноцида,а не пуск крупнейшей ГЭС в европе.
    1. +1
      17 марта 2017 00:22
      Цитата: СКАД
      Что интересно,сегодняшняя бендеровская хунта отмечает 1932 год как год повального голодомора-геноцида,а не пуск крупнейшей ГЭС в европе.

      смотря кто что ищет(а не жителей Бендер)
      http://inter.ua/ru/video/episode/faces_utro/2017/
      01/31/dneproges
  8. SIT
    +1
    15 марта 2017 17:31
    Автор мог бы углубиться в тему первых пятилеток, если бы написал откуда взялись деньги на генераторы General Electric и турбины Newport News Shipbuilding and Drydоck. Информация к размышлению - тогда действовало золотое эмбарго и от СССР принимали в оплату только зерно и лес, а потом только зерно. Но это было время Великой Депрессии, когда цены на зерно упали ниже плинтуса. Так откуда деньги?
  9. +1
    16 марта 2017 19:03
    Цитата: bober1982
    Понятно
    Понятно,и за добрый совет спасибо.

    ... ваш тон выдаёт вашу профессию - вы строитель. Даудстроитель, Джамшутстроитель и прочая молдаванянская братия...
  10. +1
    16 марта 2017 19:04
    Цитата: bober1982
    ...... они умные......
    Были бы умными,так не плясали бы в храме и никакие им деньги не помогут и завидовать нечему.
    .......несёте свой антисоветско-русофобский бред.....
    Так антиоветский или русофобский? имею ввиду бред,как вы выразились.

    ... от молдаваняннина и не такого антиовеского услышать можно ...
    1. +2
      16 марта 2017 19:31
      А вы, батенька - человеконенавистник,и грамматика страдает,вы среднюю школу хотя бы закончили?
      от молдаваняннина....., на досуге посчитайте- сколько ошибок в одном слове сделали.Удачи.
  11. +3
    17 марта 2017 00:52
    масштабный проект, гигантская стройка
    за статью спасибо за штамп
    Это был грандиозный успех, а плодами советского строительства до сих пор пользуется Украина — и от этого наследства Советского Союза в рамках программы «десоветизации»[b][/b] Киев почему-то отказываться не спешит

    неудовлетворительно
    автор предлагает делить советское еще как то? Совместные стройки в РК, РБ, РФ Украине и прочих по какому то принципу? спасибо--в 1991 уже наделились..
    а так же можно сослаться на
    Национальный состав рабочих на Днепрострое
    год украинцы русские татары остальные
    1930 60,2% 32,1%
    1931 62,3% 30,8% 1,7% 5,2%
    это по Вики
    а по украинским сайтам-информация такая
    ДнепроГЭС начали строить 8 ноября 1927 года. Стоимость проекта вначале оценивали в 50 миллионов долларов, а затем она увеличилось до 100. При этом Соцгород, шлюза и заводов составило дополнительно 300 миллионов долларов.



    Себестоимость киловатт-часа электроэнергии, вырабатывавшейся на Днепровской ГЭС, оказалась самой низкой в мире. Проектная себестоимость кВт⋅ч была установлена в 0,6 копейки, а фактически в 1934 году она составляла 0,44 копейки. С 1932 по 1941 год Днепровская ГЭС дала стране 16 млрд кВт⋅ч электроэнергии
    на этой основе возникло много заводов.
    Американцы помогли не только при строительстве
    Американская компания General Electric поставила в 1946 году новые генераторы для ДнепроГЭСа взамен разрушенных во время войны. Вес генератора составил около 1020 тонн. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. Диаметр генератора - свыше 12 м
    В 1997-2002 проведена первая, а с 2006 начата вторая очередь реконструкции Днепровского каскада ГЭС, включавшая также реконструкцию оборудования ДнепроГЭС
    В 2008 году начата реконструкция машинных залов станции. Харьковское предприятие «Турбоатом» произвело на ДнепроГЭС II замену 6 турбин пропеллерного типа на турбину поворотно-лопастного типа ПЛ 40-В-700 номинальной мощностью 115 МВт и диаметром рабочего колеса 7 м, вес около 500 тонн. Поворотно-лопастная турбина призвана увеличить надёжность гидротурбинной установки, объём вырабатываемой электроэнергии, и может использоваться в более широком диапазоне по напорам и нагрузкам

    все из Вики
    Сегодня Днепрогэс как объект энергетики не воспринимается всерьез. Чего стоит его мощность 650 МВт по сравнению, например, с мощностью 18200 МВт китайской ГЭС под названием "Три ущелья". Да что там современный Китай, даже построенная в США в 1936 году ГЭС под названием "Дамба Гувера" имеет мощность 2074 МВт, причем поглазеть на это индустриальное чудо высотой 221 метр каждый год приезжают около миллиона человек. А вот поехать полюбоваться на памятник первым советским пятилеткам Днепрогэс почти никого не тянет, но нужно учесть как, когда и кем она строилась в разрушенной гражданской войной стране.Это был своего рода подвиг поколения.

    шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени. На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс

    На фото: приглашение на открытие Днепрогэса, агитплакат и толпы народа на демонстрации

    Сегодня