Свой среди чужих. Адмирал Макаров из Нюрнберга

35
Свой среди чужих. Адмирал Макаров из Нюрнберга


Ну конечно, специалисты скажут, что надо было названия писать в кавычках. Но по сути цикла и так ясно почти все, а судьба нашего сегодняшнего героя столь оригинальна, что, думаю, прощаемо.



Герой нашего повествования за свою жизнь сменил три флага. И фактически послужил трем государствам. Причем, государству, воевавшему против страны-создателя, прослужил дольше.

После поражения в Первой мировой войне Германия была вынуждена подписать Версальский договор. Часть ограничений касалась военно-морского флота.

В части, касающейся крейсеров, ограничение было следующим: в составе немецкого флота разрешалось иметь 6 легких крейсеров, водоизмещение которых не должно было превышать 6000 тонн. Замена допускалась только через 20 лет службы.

Первоначально крейсерские силы Рейхсмарине состояли всего из двух крейсеров: “Газелле” и “Берлин”. Союзники в своем желании разоружить побежденных перестарались и оставили корабли, уже подходившие к пороговому 20-летнему возрасту. Немцам была предоставлена возможность улучшить дела, скорее всего, случайно, но которой они воспользовались с максимальной эффективностью. А с приходом к власти Гитлера на Версальский договор все в Германии дружно плюнули.

Пока на верфях строился первый легкий крейсер типа «Кельн II» под названием «Эмден», конструкторы полным ходом вели работы над новым типом крейсеров. Названия всех начинались на букву “К”, и поэтому они получили неофициальное название «Крейсера типа “К”».

Головным стал “Кенигсберг”, а всего в серии было три корабля. И еще три были построены с небольшими отклонениями от проекта. Эти крейсера стали шедеврами своего времени, хотя и менее известными, чем более тяжелые собратья. Конечно, «карманные линкоры» класса «Дойчланд» затмили все работы по созданию крейсеров.

А крейсеры действительно были новаторскими. Так как они должны были быть рейдерами и разведчиками, то их ГЭУ была революционной для того времени. Она состояла из турбины и дизелей экономического хода.

Артиллерийское вооружение. Впервые в мире на легких крейсерах появились трехорудийные башни главного калибра. Интересным было и их расположение, прямо противоположное общепринятому: одна башня в носу и две в корме.

Тактикой предусматривалось следующее поведение крейсера-разведчика: при встрече с противником он должен был уходить, поэтому максимальное количество орудий должно стрелять именно в кормовых секторах.

Корабли в целом получились удачными, немецкие историки дают им следующую оценку:
“новейшие, но легко построенные”. (S. Вгеуег, G. Коор. Von der Emden zur Tirpitz. s. 26).



Наш герой был построен по образу и подобию «Лейпцига», пятого крейсера серии, но отличался увеличенным на 100 тонн водоизмещением, немного большей длиной и шириной.



Крейсер «Нюрнберг».

Стандартное водоизмещение: 7150 т, нормальное 8060 т, полное 9040 т.

Длина корпуса 181,3 м (наибольшая), 170 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,4 м, осадка 4,76 м (при нормальном водоизмещении), 5,79 м (при водоизмещении в полном грузу).

Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов производства Кильского завода "Германия верфь". Пар от них поступал к 2 турбинам производства верфи-строителя, работающим каждая на свой бортовой вал. В каждую турбину входили 1 турбина высокого давления, 2 турбины низкого давления и холодильник. Общая мощность механизмов равнялась 66000 л.с., наибольшая скорость хода 32,2 узла. Запас топлива равнялся 1125 т (нефти).

Для экономического хода имелись 4 дизеля производства завода "MAN" (7 цилиндровые, 2 двухтактные) общей мощностью 12400 л.с., работавшие через зубчатый агрегат на центральный вал. Запас дизельного топлива равнялся 348 т.

Дальность плавания составляла: 3280 миль со скоростью 15 узлов, 2260 при 21 узле, 922 при 30 узлах.

"Нюрнберг" был вооружен 9 орудиями калибром 150-мм.



Универсальная артиллерия состояла из 8 орудий 88-мм модели С-32, в четырех двуствольных установках: две у трубы по бортам на палубе надстройки, две аналогичным образом, но ближе к корме.

Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 8 зенитных автоматов 37-мм в 4-х двуствольных установках, 4 одноствольных автоматов 20-мм. В систему управления их огнем входили переносные дальномеры.



Торпедное вооружение состояло из 4-х трехтрубных аппаратов 533-мм, установленных по два на борт с боекомплектом из 24 торпед. На корабле имелись съемные минные рельсы по бортам и на юте. Максимальное количество мин, принимаемых на борт, составляло 150 шт.

В отличие от предшественников, оснащение которых было ограничено Версальским договором, "Нюрнберг" получил авиационное вооружение сразу же после вступления в строй. На нем базировались 2 гидросамолета. Стартовали они с катапульты, поднимались из воды краном.



Первоначально на крейсере базировались Не-60, но со второй половины 1939 года их заменили на Аг-196.



Радиоэлектронное вооружение было представлено пассивной гидроакустической станцией.

Во время службы численность экипажа постоянно росла. На момент вступления в строй экипаж состоял из 637 человек (из них 25 офицеров). В 1944-1945 годах экипаж крейсера достигал 935 человек (из них 35 офицеров и 300 курсантов).

До и во время Второй мировой войны крейсер претерпел изрядные изменения. Летом 1940 года на "Нюрнберге" смонтировали размагничивающую обмотку (MES-Anlage), в 1941 году сняли два задних торпедных аппарата (позднее их установили на линкоре "Шарнхорст"). Летом 1941 года на крейсере установили радиолокационную станцию FuMO-21.

Во время большого ремонта с февраля по май 1942 года «Нюрнберг» лишился самолетов. Взамен них установили большое количество стволов зенитной артиллерии.

На момент капитуляции малокалиберная зенитная артиллерия состояла из:
40-мм одноствольных автомата – 2;
37-мм двуствольных – 8;
20-мм одноствольных – 10;
20-мм двуствольных – 10;
20-мм счетверенных – 2.
73-мм пусковых установки неуправляемых зенитных ракет (73-RAG "Fohn") – 3.

Радиоэлектронное вооружение в 1945 г. включало станции обнаружения подводных лодок: 1 FuMO-25, 1 FuMO-63 "Хохентвил-К" и станции радиоэлект­ронной разведки FuMB-4 "Суматра" и FuMB-6 "Палау".



Боевой путь «Нюрнберга» был не очень внушительным.

2 ноября 1935 года корабль вошел в состав флота, на нем сначала подняли флаг Веймарской республики, но уже через пять дней, 7 ноября, на нем подняли военно-морской флаг Третьего Рейха.

После завершения испытаний, 9 апреля 1936 г. «Нюрнберг» становится флагманским кораблем Разведывательных сил флота и на нем поднял флаг контр-адмирал Бэм.

В начале Второй мировой войны одной из основных задач немецкого флота стала постановка системы минных заграждений "Вествалл". Весь сентябрь и начало октября "Нюрнберг" в составе соединения ("Лейпциг", минный заградитель "Грилле" и 6-я флотилия миноносцев) занимался постановкой мин и прикрытием эсминцев.

13 декабря 1939 года "Нюрнберг" и "Лейпциг" были торпедированы английской подводной лод­кой "Сэлмон". Первым торпеду получил "Лейпциг", у «Нюрнберга» противоторпедный маневр тоже не получился.

Взрыв прогремел в носовой части, часть носа ниже ватерлинии оторвало, и вода очень быстро затопила носовые отсеки. Потери экипажа оказались незначительны, всего 16 раненых.





Ремонт завершился 29 апреля 1940 года. С 14 по 19 июня "Нюрнберг" вместе с эсминцем "Эрих Штейнбринк" и тральщиками принял участие в операции с кодовым названием "Норд". После этого крейсер фактически стал учебным кораблем.



В конце 1941 года Гитлер объявил Норвегию "Зоной судьбы" и приказал перевести туда основные силы немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в их число и в декабре перешел в Норвегию, на замену уходящего в Германию на капитальный ремонт "Адмирала Шеера". Крейсер не принимал участие в боевых действиях. После "Новогоднего боя" Гитлер приказал вывести из состава флота все тяжелые корабли. Что касается "Нюрнберга", то его вернули в учебные крейсера.

В январе 1945 года прошла очередная операция по постановке оборонительного минного заграждения "Титус-I". В операции принимали участие крейсер "Нюрнберг", минный заградитель "Линц", эсминцы "Теодор Ридель", "Фридрих Инн", миноносцы "Т-19", "Т-20" и 7 катеров-тральщиков из состава 8-й флотилии. Операция была успешной, несмотря на противодействие британской авиации. В немецком соединении потерь не было.



27 января крейсер прибывает в Копенгаген — война для него закончилась. в Германии катастрофически не хватало нефти, и экипажу вполне боеспособного крейсера в качестве зрителей пришлось наблюдать агонию Германии. Последним эпизодом войны стало отражение 5 мая попытки членов датского движения сопротивления уничтожить корабль с использованием катера-мины. Нападение отбили огнем зенитных автоматов. Потери экипажа при этом составили 4 человека.

8 мая Германия капитулировала.

Вскоре "Нюрнберг" и все остальные находящиеся в порту корабли номинально перешли под британский контроль. С крейсера выгрузили боезапас и 24-26 мая его под охранением британских крейсеров "Девоншир" и "Дидо" перевели в Вильгельмсхафен. В Вильгельмсхафене "Нюрнберг" ждал решения своей участи.



Летом 1945 года бывшие союзники делили остатки немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в советскую долю.

5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота. В Кронштадте начато формирование "спецкоманды" для приемки "Нюрнберга". Первым советским командиром был назначен капитан 2 ранга С.С. Ворков, в 1941-1944 годах командовавший гвардейским черноморским эсминцем "Сообразительный".

В декабре 1945 года советские моряки прибыли в Вильгельмсхафен и приступили к приемке крейсера. Официальная церемония передачи была проведена 2 января 1946 года. На "Нюрнберге" подняли флаг вице-адмирала Ю.Ф. Ралля, и переданные корабли ушли в Лиепаю, куда прибыли 5 янва­ря.

На этом история "Нюрнберга" закончилась.

13 февраля крейсер переименовали в "Адмирал Макаров" и 15 февраля 1946 года его зачислили в состав Северо-Балтийского флота с главной базой в Таллине.



Детальное обследование корабля, проведенное специальной комиссией вскоре после прибытия в СССР, показало, что по своему техническому состоянию он требует среднего ремонта, а по состоянию вооружения - капитального. Оценивая корабль по его боевым возможностям на 1946 г., следует заметить, что он уже уступал стоявшим у достроечных стенок заводов в Ленинграде и Николаеве лёгким крейсерам проекта 68 и входившим в состав флота крейсерам проекта 26 и 26-бис. Тем не менее, крейсер представлял собой ещё вполне современный боевой корабль, оснащённый достаточно совершенным оружием и техническими средствами.

Приём корабля нашим экипажем сопровождался решением серьезных проблем, так как он по своей конструкции и типажу технических средств существенно отличался от советских крейсеров.



Однако «Адмирал Макаров» являлся в тот период очень нужным боевым кораблём, и вступление его в строй Балтийского флота позволило заменить надолго вышедший из строя от подрыва 17 октября 1945 г. на минах у Кронштадта «Киров» - единственный крейсер 8 флота.

После того, как экипаж освоил корабль, началась рутинная служба. Каждый год "Адмирал Макаров" приходил в Ленинград на майские и ноябрьские праздники. В это время конструкторы ЦКБ-17 разрабатывали проект модернизации крейсера.

Работы провели в 1949-1951 годах. С крейсера сняли почти все легкое зенитное вооружение. Остались только 2 счетверенных 20-мм автомата. На борту появились 10 двуствольных 37-мм автоматов модели В-11. Немецкое радиоэлектронное вооружение было дополнено советской радиолокационной станцией управления огнем "Редан-2". Позднее все радиолокационные станции заменили отечественными аналогами.



Летом крейсер занимался боевой подготовкой, а зимой становился к заводской стенке. В сентябре 1951 года "Адмирал Макаров" становится "киноактером", он снимался в фильме "Незабываемый 1919", изображая британский крейсер "Диомид".

24 декабря 1955 года корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в состав Кронштадтской военно-морской крепости. К этому времени советский флот пополнили новые корабли.

Обеспечивая практику курсантов, «Адмирал Макаров» совершил несколько дальних походов, побывал на Северном флоте и прошел почти 12 тыс. миль. Однако на этом ресурс главных механизмов корабля был полностью исчерпан, а тратить средства на его восстановление не имело смысла.



20 февраля 1959 года "Адмирал Макаров" исключили из списков флота, передали Отделу Фондового Имущества для разборки на металл. По некоторым данным, разборка крейсера затянулась, и до конца 1960-х годов он использовался в качестве плавказармы в Кронштадте.

«Нюрнберг» последний (и единственный уцелевший в боях) из шести немецких лёгких крейсеров довоенной постройки. Прослужил Германии 11 лет, а во флоте СССР – 14. И сыграл большую роль в подготовке будущих советских моряков.

Можно сказать, что рожденный в Веймарской республике, послуживший Германии, корабль провел большую часть службы под советским флагом.

Согласитесь, не самая плохая судьба для крейсера Кригсмарине. Могло быть и хуже.


Источники:
Трубицын С. Б. Лёгкие крейсера Германии (1921—1945 гг.) Часть II: «Лейпциг» и «Нюрнберг»
Патянин С. В. Дашьян А. В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 апреля 2017 09:52
    Красивый корабль.
    1. +1
      21 апреля 2017 21:59
      Роману спасибо за интересную историю...
  2. +2
    21 апреля 2017 10:58
    Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов
    Знал о существовании водотрубных, огнетрубных котлов, а вот о военно-морских (!) узнал впервые!
    малокалиберная зенитная артиллерия
    Артиллерия бывает мелкокалиберная и крупнокалиберная, но не бывает малокалиберной и многокалиберной!
    1. +2
      21 апреля 2017 11:20
      Мелкий калибр??? Это как?? Малокалиб ерная винтовка- не слышали?
      1. +2
        21 апреля 2017 11:29
        Слышал, по ушам бьёт неграмотностью. Мелко- подразумевает размер, а мало- количество!
  3. +1
    21 апреля 2017 11:12
    Действительно, а что такое военно-морские котлы? Чем они отличаются от военно-сухопутных котлов?
    1. +3
      21 апреля 2017 11:35
      Котлы стандартизированные для ВМФ. Аналоги по названию - котлы" Адмиралтейского типа", в британском флоте."Кампон" - в японском. К конкретному типу котла не привязывается - хотя понятно, что они уже давно(лет 30 на этот момент ) водотрубные. Насколько понимаю котлы "Нюренберга" самые обыкновенные треугольные водотрубные с относительно низкими параметрами в 16 атм.
    2. +3
      21 апреля 2017 11:51
      весом laughing самые легкие - военно-воздушные
    3. BAI
      +1
      21 апреля 2017 12:38
      История давняя. Сначала были "Крейсера типа «Дрезден» спроектированы в 1905-1906 и являлись одной из модификаций крейсера «Бремен» для отработки оптималь­ной силовой установки. На крейсерах типа «Дрезден» устанавливались двенадцать тонкотрубных двухтопочных котлов военно-морского типа, дым из которых выводился в три трубы."
      Что такое военно-морские котлы можно понять отсюда:
      "Период строительства военных кораблей с 1907 г. до первой мировой войны характеризуется значительным увеличением их водоизмещения и скорости, для чего потребовались паровые котлы большой паропроизводительности с существенно меньшей удельной массой. Этим требованиям могли удовлетворять только вертикально-водотрубные котлы, но их совершенствование сдерживало угольное отопление. Каменный уголь - топливо с низкой калорийностью. Ручная подача его в топку требует большого физического труда. Вследствие этого паровые котлы с угольным отоплением не могли обеспечить паропроизводительность более 15 т/ч и к тому же были недостаточно маневренными. Кроме того, несовершенство процесса горения приводило к большой дымности, а, следовательно, демаскировало боевой корабль. Немаловажными факторами являлись значительная трудоемкость погрузочных работ и неудобство хранения каменного угля.

      Для крупных военных кораблей требовались и более мощные паровые двигатели. На смену паровым поршневым машинам пришли паровые турбины, которые имели более высокий КПД и меньшие массогабаритные характеристики. Для применения паровых турбин на кораблях потребовалось выполнить большой объем теоретических и экспериментальных исследований термодинамических процессов преобразования тепловой энергии пара в механическую работу, а также построить опытные машины и испытывать их."
      Т.е. это паровые котлы с повышенным КПД (очевидно в ущерб долговечности и сроку хождения без ремонта) малодымные, на жидком топливе.
  4. 0
    21 апреля 2017 11:55
    Лейпциг - а это не тот крейсер, который сначала строили как торговый для маскировки с корпусом как у эмдена, а потом уже дооснастили?
    1. 0
      21 апреля 2017 12:42
      Это шутка? О чем вы вообще?
  5. +1
    21 апреля 2017 13:15
    Головным стал “Кенигсберг”, а всего в серии было три корабля. И еще три были построены с небольшими отклонениями от проекта. Эти крейсера стали шедеврами своего времени, хотя и менее известными, чем более тяжелые собратья.

    Для шедевров у них был слишком слабый корпус. Не зря же, при всей нехватке кораблей у кригсмарине, на главном морском ТВД для надводных кораблей - северном - КРЛ практически не использовались (кроме как в Везерюбунге - для десанта).
  6. +3
    21 апреля 2017 14:48
    Роман. спасибо! Благодаря вашей статье я , к своему стыду, много нового узнал о Кронштадтской военно-морской крепости
    24 декабря 1955 года корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в состав Кронштадтской военно-морской крепости

    Есть у меня дурная привычка проверять то. о чём написано. Так вот я с удивлением узнал, что башни главного калибра форта "Серая лошадь" когда то были собственностью линкора "Андрей Первозванный", причал в бухте Батарейной был построен для первых в мире серийных и единственных в своём роде подлодок с энергетической установкой "ЕД-ХПИ". В юности я провёл 4 года в Кронштадте, но к сожалению кроме девушек в Доме Культуры, Базовом матросском клубе и общежитии кулинарного техникума ни чего не интересовало wassat
    1. +4
      21 апреля 2017 16:45
      Цитата: Serg65
      Так вот я с удивлением узнал, что башни главного калибра форта "Серая лошадь" когда то были собственностью линкора "Андрей Первозванный"

      А на "Обручеве" и "Тотлебене" прописались башни с "Рюрика".
      Гораздо больше повезло 8" установкам. В 1925-1927 гг. по две башни были установле­ны на фортах «Первомайский» и «Красноармейский» (б. «Обручев»). С учетом опыта мировой войны башни были герметизированы и оснащены системами противохимической защиты, причем для этого использовали вентиляционные установки крейсера «Рю­рик».(3) В начале 30-х гг. установки прошли модернизацию. Угол вертикального наведения был увеличен до 32°, до 127 мм увеличено бронирование крыши, угол заряжания стал фиксированным.
      В новом качестве башенные установки «Рюрика», состоящие на вооружении 11-го (форт «Первомайский») и 12-го (форт «Красноармейский») отдельных артиллерийских дивизионов береговой обороны КБФ, получили боевое крещение во время советско-фин­ской войны 1939-1940 гг.
      (...)
      Вновь вести огонь по врагу им довелось уже в годы Великой Отечественной войны. 7 сентября 1941 г. орудия открыли по финским частям, нажимавшим на Ленинград со сто­роны Карельского перешейка.
      (...)
      Боевая работа 8" орудий продолжалась до самого снятия блокады, причем только в январе 1944 г. во время контрнаступления войск Ленинградского фронта ими бы­ло выпущено по врагу до 1000 снарядов.
      Установки с «Рюрика» состояли на вооружении Кронштадтского укрепрайона до сере­дины 50-х гг., после чего в связи с расформированием фортов были демонтированы и от­правлены на переплавку. Так окончательно завершилась славная история флагманского корабля Балтийского флота.
      1. +1
        22 апреля 2017 16:05
        А у мас в музее 11" мортира с батареи Золотой горы стоит и стволы от Новика в экспазиции! Приветствую! Класс Городов в Германском флоте шедевральные корабли по своему, это не у них случаем орудийные башни на корме со смещением в диаметральной плоскости находились из за (как вы правельно подметели слабых корпусов)
        1. +1
          22 апреля 2017 18:58
          Вот просил я у вас фотку этих орудий когда -то , не дали - жадный вы laughing
          1. +1
            23 апреля 2017 12:27
            Лень в музей сходить!
            Можете виртуально погулять по нему
            http://www.sakhalinmuseum.ru/virtualtour.php
            1. +1
              23 апреля 2017 14:08
              Это пушка 11" образца 87 года - их скорее всего в Артуре не было. Теоретически моглли быть на №8 Тигрового, но реально она вроде не строилась, могли поставить правда на старых китайских фортах . Вот на укреплениях Владивостока они были.
              1. +1
                23 апреля 2017 15:19
                Вообще то это трофейное китайское(Круповское) 280мм орудие в 35 калибров батарея береговой обороны № 20 ,установлено вместо 229мм мортиры летом 1904 года. Если быть уж более точным:)
                1. +1
                  23 апреля 2017 18:25
                  А с чего известно что оно Крупповское. Насколько помню на №20 установили 240мм китайские (Крупповские) они совсем другие, 280мм китайские вот такие
  7. 0
    21 апреля 2017 16:30
    Интересно он в бою один на один уделал бы Кирова? У Кирова больше калибр, но это итальянский проект со всеми вытекающими.
    1. +2
      21 апреля 2017 16:49
      Цитата: Виктор Wolz
      У Кирова больше калибр, но это итальянский проект со всеми вытекающими.

      Кхм... и что Вы имеете в виду под всеми вытекающими?
      У пр.26 и пр.26 бис хотя бы трещины в корпусе во время шторма не образовывались. smile
      1. +1
        21 апреля 2017 21:51
        Я имею ввиду не мореходные качества, а артиллерийские установки гк. 3 в одной люльке, как с точностью? Если итальяшки стреляли в белый свет как в копеечку.
        1. +1
          22 апреля 2017 09:59
          Таблиц стрельбы итальянских установок нет, стреляли ли они так из-за недостатков установок или по другим причинам неизвестно(скорее второе). Таблицы для Б-1-П есть, но нет для МК-3-180.
        2. +1
          24 апреля 2017 10:40
          Цитата: Виктор Wolz
          Я имею ввиду не мореходные качества, а артиллерийские установки гк. 3 в одной люльке, как с точностью?

          Американцы не жаловались - у них строенные АУ (3 ствола в одной люльке) были даже на линкорах - на "Невадах" и "Пенсильваниях". А на КРТ американцы перешли к индивидуальному ВН 8" орудий только начиная с "Уичиты" - до этого общая люлька для стволов ГК была у них нормой. smile
          Цитата: Виктор Wolz
          Если итальяшки стреляли в белый свет как в копеечку.

          Так если забить на весовой контроль снарядов и зарядов и поддержание температурного режима в погребах - и не такого разброса можно достичь. Проблема итальянцев была не в баллистике орудий - на испытаниях они показывали результаты, сравнимые с американскими. Проблема была в том, что серийные снаряды и заряды, в отличие от поданных на испытание, имели довольно существенный разброс по массе - так что предсказать их полёт не могла ни одна СУАО. Плюс к тому, у итальянцев была проблема с поддержанием нужной температуры в погребах - а ведь начальная скорость снаряда зависит в том числе и от температуры заряда.
          В принципе, решение у этой проблемы было: нужно было провести сортировку снарядов/зарядов по массе на несколько групп - и загружать в БК каждого корабля только одну группу, вводя поправки в СУАО на реальную массу (и температуру).
    2. 0
      21 апреля 2017 20:25
      Довольно трудно сказать, "Киров" как не крути, уже сильно боле продвинутый - теоретически он ему не соперник, а на практике разное бывало.
    3. +2
      23 апреля 2017 14:14
      Цитата: Виктор Wolz
      Интересно он в бою один на один уделал бы Кирова?

      Издеваетесь?:)))
      При равной подготовке экипажей "Киров" рвет любой германский КРЛ как тузик грелку
      Цитата: Виктор Wolz
      Я имею ввиду не мореходные качества, а артиллерийские установки гк. 3 в одной люльке, как с точностью?

      Отлично с точностью. Тем же американцам размещение орудий в одной люльке на линкорах (!) почему-то не помешало раскатать линкоры Нисимуры с дальних дистанций в заливе Лейте.
      Цитата: Виктор Wolz
      Если итальяшки стреляли в белый свет как в копеечку.

      Тому виной были не пушки в одной люльке, а очень большие допуски снарядов/зарядов. Когда итальянцы (на учениях) стреляли германскими боеприпасами - все было хорошо
  8. 0
    21 апреля 2017 21:27
    то их ГЭУ была революционной для того времени. Она состояла из турбины и дизелей экономического хода.

    Не самая лучшая идея. При экономическом ходе турбины являлись "мертвым" грузом, при полном-дизели.
    К тому же иметь на борту два вида топлива-для турбина и для дизеля...Ну, что тут можно сказать-сумрачный тевтонский военный гений.
    1. 0
      22 апреля 2017 14:42
      А что сейчас из себя представляют Дизель-турбинные агрегаты?
      1. 0
        22 апреля 2017 16:05
        Цитата: Zaurbek
        А что сейчас из себя представляют Дизель-турбинные агрегаты?

        А на каких кораблях они есть ? Если можно, названия.
        1. +1
          22 апреля 2017 18:56
          Дизель- турбинные без привязки к паровой турбине. "Альбатросы" вроде в стою еще некоторые или ошибаюсь?
          1. 0
            22 апреля 2017 20:19
            Согласен. Но кораблей с ДГТУ по сравнению с количеством кораблей с чисто ГТУ достаточно мало.
  9. 0
    23 апреля 2017 17:51
    Спасибо автору за хорошую статью.
  10. 0
    24 апреля 2017 11:51
    Цитата: Альф
    то их ГЭУ была революционной для того времени. Она состояла из турбины и дизелей экономического хода.

    Не самая лучшая идея. При экономическом ходе турбины являлись "мертвым" грузом, при полном-дизели.
    К тому же иметь на борту два вида топлива-для турбина и для дизеля...Ну, что тут можно сказать-сумрачный тевтонский военный гений.

    Экономичность дизелей в то время была многократно лучше, чем паровых турбин (с низкими параметрами пара). И экономия на топливе перекрывала дополнительный вес дизелей. Этот разрыв снизился после начала использования турбин с высокими параметрами пара - у тех и масса почти вдвое ниже на 1л.с., и экономичность лучше. Но первые немецкие турбины такого типа, поставленные на ТКР и ЭМ, (и на Шарнхорст-Гнейзенау, кажется) оказались ненадёжными, постоянно требовали ремонта. В середине ВМВ немцы планировали даже дизельные эсминцы построить, но не успели.
  11. +1
    27 февраля 2018 17:34
    [quote=УВБ][quote][quote]малокалиберная зенитная артиллерия[/quote]Артиллерия бывает мелкокалиберная и крупнокалиберная, но не бывает малокалиберной и многокалиберной![/quote]

    Мелким бывает бес, а калибр малым. Какую и чью неграмотность-то имеете ввиду, уважаемый? wassat