Перспективный истребитель Qaher F-313 (Иран)

66
Несмотря на известные трудности, иранская оборонная промышленность продолжает заниматься новыми проектами вооружения и военной техники. Несколько дней назад Иран рассказал о своих новых успехах в деле создания перспективных боевых самолетов. После нескольких лет предварительных проверок и доводок на испытания вновь был подан опытный образец перспективного истребителя Qaher F-313. В будущем эта машина должна будет пойти в серию и оказать самое заметное влияние на состояние парка техники военно-воздушных сил.

Создание нового проекта с официальным обозначением Qaher F-313 (также используются альтернативные названия Qaher-313, Q-313 и т.д.) стартовало не позже начала текущего десятилетия. Как и все другие перспективные иранские программы, работы по созданию перспективного самолета до определенного времени осуществлялись с соблюдением секретности. О существовании проекта было объявлено только 1 февраля 2013 года – одновременно с первым публичным показом опытного самолета. В дальнейшем машину, предположительно, передали на испытания, и в течение длительного времени какие-либо достоверные новости о ней не поступали.




Второй прототип истребителя F-313. Фото Tasnimnews.com


В начале марта 2017 года министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан впервые за долгое время огласил новые сведения о перспективном проекте. Согласно официальной информации, по результатам испытаний и доводки предыдущего образца проект готов перейти в новую стадию. В самом ближайшем будущем планировалось начать летные испытания перспективной машины F-313. Итогом всех необходимых работ станет серийное производство легких истребителей, пригодных для решения боевых и учебных задач.

Через несколько недель были опубликованы новые данные. Более того, к очередному пресс-релизу иранские военные приложили видеосъемку с проводящихся испытаний. Как сообщается, 15 апреля опытный образец Qaher F-313 впервые вышел на взлетно-посадочную полосу, где выполнил несколько пробежек с разными скоростями. Очевидно, что в ходе таких испытаний летчик проверял поведение машины на земле, как на рулении, так и при разбеге. Показав приемлемые характеристики, опытный самолет сможет получить разрешение на полноценные полеты.

Перспективный истребитель Qaher F-313 (Иран)
Первый опытный образец в ходе публичной демонстрации 2013 г. Фото Globalsecurity.org


Следует отметить, что незадолго до официальной «премьеры» иранского самолета в зарубежных профильных изданиях появились нечеткие фотографии некоего летательного аппарата, который, как вскоре выяснилось, был подозрительно похож на новый F-313. Кроме того, публиковалось видео схожего плохого качества. Исходя из имеющихся данных, был сделан вывод о строительстве и испытаниях некоторого количества макетных образцов уменьшенных размеров. Именно они летали и показывали жизнеспособность оригинальных идей иранских конструкторов. Полноценные прототипы самолета были построены позже, и, насколько известно, до сих пор ни разу не поднимались в воздух.

Примечательно, что сразу после первой публичной демонстрации перспективный иранский истребитель подвергся резкой критике со стороны зарубежных специалистов и любителей авиации. Ряд специфических черт показанной машины заставлял сомневаться в том, что это был полноценный опытный образец. Недостаточные размеры кабины, специфические элементы внешнего оборудования, малые габариты хвостовой части фюзеляжа и отсутствие сопла могли намекать на то, что иранская промышленность представила лишь макет в сокращенной комплектации. Исходя из этого предположения, делался вывод об отсутствии ряда требуемых агрегатов и, как минимум, временной неспособности Ирана построить желаемый самолет.


Проекции первого прототипа. Рисунок Wikimedia Commons


В апреле 2017 года на испытания был выведен новый опытный образец с иной комплектацией и заметно измененным обликом. Авторы проекта за несколько последних лет заметным образом переработали существующий проект с понятными последствиями. Необходимость и правильность подобных доработок уже была подтверждена наземными испытаниями. В дальнейшем машина должна быть поднята в воздух.

По имеющимся данным, проект перспективного истребителя Qaher F-313 был разработан Иранской организацией авиационной промышленности при самом активном содействии военно-воздушных сил. Задачей проекта было создание легкого многоцелевого истребителя, отличающегося малозаметностью для средств обнаружения противника. Также предполагалось максимально упростить эксплуатацию техники и обеспечить взлет и посадку на короткие полосы. Следовало дать самолету возможность нанесения ударов по наземным целям с выходом в район выполнения боевой задачи на минимальных высотах.

Подобные требования привели к формированию необычного облика машины. Для получения малозаметности для РЛС противника и приемлемых летных данных на всех режимах иранским инженерам пришлось разработать оригинальный планер, благодаря которому F-313 серьезно отличается от других современных малозаметных самолетов. Кроме того, специфическое влияние на машину оказало желание заказчика получить истребитель легкого класса. Для выполнения таких требований самолет пришлось делать компактным, что привело к сокращению полезных объемов внутри планера.


Носовая часть и кабина первого прототипа. Фото Globalsecurity.org


С целью получения требуемых характеристик и возможностей для нового иранского истребителя был создан оригинальный планер, построенный по схеме «утка» с интегральной компоновкой. Интересной особенностью планера является использование большого числа прямолинейных и незначительно изогнутых поверхностей, сопрягаемых под разными углами, что является одним из основных способов снижения заметности за счет отражения электромагнитных волн.

Проектом предлагается использование фюзеляжа с носовым обтекателем малого размера, плавно переходящим в более крупную носовую часть фюзеляжа с кабиной пилота. Верхняя и нижняя поверхности фюзеляжа имеют общую грань, плавно переходящую в кромку переднего горизонтального оперения. Над наплывом оперения размещается воздухозаборник многоугольной формы. Расширенная хвостовая часть фюзеляжа также служит основанием для крыла. Возле хвостового среза фюзеляж сужается и образует обтекатель двух сопел двигателей.


Хвостовая часть фюзеляжа и сопло двигателя. Первый прототип должен был оснащаться только одним двигателем. Фото Globalsecurity.org


Схема «утка» подразумевает нестандартную аэродинамическую компоновку машины. При этом плоскости самолета Qaher F-313 получили несколько интересных особенностей. Со сдвигом к центральной части фюзеляжа, позади кабины и воздухозаборников, находятся плоскости переднего горизонтального оперения. ПГО выполнено в виде треугольного стреловидного стабилизатора с подвижным рулем на задней кромке. Интересной особенностью иранского проекта является применение Л-образной задней кромки руля. По-видимому, такая форма руля позволила получить требуемое рассеивание сигналов РЛС противника.

В хвостовой части самолета находится крыло не менее интересной конструкции. Его корневая часть отличается малым удлинением, большой стреловидностью и ломаной задней кромкой. Предусматривается использование законцовок большой площади, установленных с наклоном вниз. Задняя кромка центроплана оснащается парой элевонов.


Кабина первого прототипа. Фото Globalsecurity.org


На верхней поверхности фюзеляжа, непосредственно рядом с корневой частью крыла располагаются два киля. В очередной раз используется конструкция со стреловидной передней кромкой и задним срезом, образованным двумя прямым линиями. Кили оснащаются рулями направления большой площади.

Первый прототип самолета F-313, представленный несколько лет назад, имел только одно сопло двигателя, помещенное в хвосте фюзеляжа и сбоку прикрытое дополнительными обтекателями. Обновленный вариант проекта получил иную силовую установку с двумя двигателями. Класс и тип двигателей неизвестны. Согласно разным оценкам и предположениям, истребитель может комплектоваться иранскими копиями турбореактивных двигателей американской разработки. Кроме того, пока нельзя исключать возможность применения изделий, созданных в Иране, в том числе на базе зарубежных. Отсутствие точных данных о двигателях, среди прочего, не позволяет оценить летные качества машины.

Реактивные газы от двигателей выводятся через сопла в хвосте фюзеляжа. При этом, судя по виду хвоста, двигатели могут быть сдвинуты внутрь фюзеляжа и оснащены дополнительными трубами, выводящими газы наружу. Естественно, при такой схеме исключается использование поворотных сопел с управлением вектором тяги. В то же время, выход газов через специальные трубы в определенной мере снижает заметность самолета в инфракрасном диапазоне.


Общий вид второго опытного F-313, 15 апреля 2017 г. Фото Tasnimnews.com


Состав бортового оборудования неизвестен. По-видимому, самолет должен получить радиолокационную станцию и полный набор систем, необходимых для пилотирования. Ранее появлялась информация о применении жесткой проводки управления и отсутствия электродистанционной системы. Такой способ контроля рулей используется в связи с высокой устойчивостью истребителя в полете. Важной особенностью второго прототипа F-313, отличающей его от показанной в 2013 году машины, является наличие блока оптико-электронной аппаратуры. Сферический корпус этого устройства помещается на днище фюзеляжа, непосредственно за носовым обтекателем. Вероятно, эта аппаратура должна использоваться при нанесении ударов по наземным объектам.

Самолет имеет трехточечное шасси с носовой стойкой, помещенной под кабиной пилота. Уборка производится внутрь фюзеляжа поворотом вперед. Основные стойки размещены на бортах фюзеляжа, на уровне передней кромки центроплана. Ниши для уборки основных стоек с более крупными колесами находятся в бортах фюзеляжа. Все створки ниш шасси имеют характерные зубчатые кромки, снижающие заметность самолета.


Кабина пилота. Фото Tasnimnews.com


Управлять машиной должен единственный пилот, находящийся в передней кабине. В связи с малыми размерами самолет получил прозрачный фонарь большого размера. Кроме того, из-за специфических габаритов машины рабочее место пилота располагается достаточно высоко и обеспечивает хороший обзор окружающего пространства. Летчика защищает фонарь, состоящий из козырька и беспереплетной крупной основной части. Пилот располагается в катапультном кресле и имеет все необходимые органы управления. Первый прототип имел т.н. стеклянную кабину с максимально возможным использованием жидкокристаллических дисплеев.

Точные данные о возможностях нового иранского самолета с точки зрения транспортировки и применения вооружения пока отсутствуют. Ранее упоминалось, что он сможет поднимать в воздух до 1800 кг полезной нагрузки. В теории это позволяет многоцелевому истребителю нести ракеты и бомбы различных типов. Возможно применение 6-8 ракет «воздух-воздух» малой или средней дальности. Для уничтожения наземных целей могут использоваться бомбы и ракеты различных типов. По-видимому, именно для их применения самолет Qaher F-313 получил оптико-электронное оборудование.


Обновленная конструкция сопел. Фото Tasnimnews.com


Оценки боевых возможностей истребителя пока затруднены. Дело в том, что на имеющихся фотографиях опытная машина не оснащена пилонами для оружия под крылом и фюзеляжем. При этом ее размеры и предполагаемые габариты внутренних агрегатов почти не оставляют места для размещения внутренних грузоотсеков. Некоторые свободные объемы могут находиться под воздухозаборниками, однако их использование в качестве отсеков для оружия может негативно сказаться на запасе топлива.

Основные характеристики перспективного самолета пока не раскрывались. По понятным причинам, Иран никогда не торопится публиковать основные сведения о своих новых разработках. Кроме того, причиной подобного молчания могут быть некоторые специфические особенности проекта. Еще в 2013 году многие специалисты авиационной сферы посчитали представленный прототип обычным макетом, предназначенным только для демонстрации на стоянке. Тогда же был сформирован список претензий, не позволяющих считать показанный F-313 настоящей летной машиной.


Носовая часть крупным планом. Фото Tasnimnews.com


Поводом для сомнений стали малые габариты самолета, а также отсутствие сведений о наличии у Ирана легких и компактных турбореактивных двигателей. Также в контексте размеров техники не без сомнений рассматривалась компоновка носовой части фюзеляжа и кабины. При внимательном рассмотрении оборудования последней было установлено, что прототип получил приборы, используемые на гражданских легких самолетах. Множество споров в свое время вызвал необычный аэродинамический облик истребителя.

Как показывают новые материалы по проекту Qaher F-313, за прошедшие годы Иранская организация авиационной промышленности успела собрать необходимые данные и переработать самолет с целью получения приемлемых характеристик. Самые заметные изменения коснулись силовой установки. Вместо одного двигателя теперь используются два, что повлекло за собой переработку фюзеляжа. Также понадобилось изменить форму воздухозаборников, увеличив их площадь. Появились новые элементы радиоэлектронного оборудования. Вероятно, имели место и различные изменения конструкции планера, связанные с установкой новых агрегатов и совершенствованием машины.

К настоящему времени иранская авиационная промышленность успела построить только два опытных образца перспективного многоцелевого истребителя. Первый, представленный в 2013 году, использовался только для демонстрации публике и, насколько известно, не участвовал в летных испытаниях. Не так давно на аэродром был выведен второй прототип, предназначенный для проведения различных требуемых проверок. 15 апреля эта машина впервые выполнила руление и пробежки по взлетно-посадочной полосе. Как сообщалось ранее, самолет уже готов к летным испытаниям. Этот этап проверок может начаться в самое ближайшее время.


Самолет на рулении. Фото Tasnimnews.com


На данный момент иранский проект Qaher F-313 смотрится неоднозначно. Представленная машина отличается необычным внешним видом и, вероятно, имеет специфические характеристики. Кроме того, остаются актуальными ранее высказанные претензии к габаритам машины, способным негативно сказаться на летных данных и боевых качествах. Вопрос заметности самолета для современных средств обнаружения так же пока не имеет ответа и может быть поводом для длительных споров. К примеру, пока до конца не ясно, смогут ли необычные обводы планера снизить заметность и не ухудшить летные данные машины.

Тем не менее, нельзя не признать, что в последние годы Иранской организации авиационной промышленности удалось получить определенные результаты. Первый прототип (или макет) F-313 мог только присутствовать в статических экспозициях, но вторая машина уже способна, как минимум, самостоятельно перемещаться по аэродрому. По всей видимости, авторам проекта и летчикам-испытателям удастся провести летные испытания и собрать необходимые данные.

Дальнейшее будущее истребителя, как и некоторые аспекты нынешнего состояния проекта, остается тайной. Самолет имеет все шансы пройти стадию испытаний и поступить в серийное производство, после чего начнет заменять технику устаревших типов. При этом с такой же уверенностью можно предполагать, что при проверках будут выявлены серьезные недостатки, из-за которых истребитель F-313 никогда не сможет завершить испытания. Пока обе эти версии имеют право на жизнь, и только практика покажет, какая из них в большей мере соответствует действительности. В то же время, вне зависимости от конечных результатов, нынешний проект наглядно показывает желание Ирана развивать свою военную авиацию, а также подтверждает наличие возможностей к его реализации.


По материалам сайтов:
https://theaviationist.com/
https://defence.ru/
http://aviationanalysis.net/
http://flightglobal.com/
http://i-mash.ru/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
http://nationalinterest.org/
http://defence-blog.com/
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    24 апреля 2017 06:29
    Глядя на поверхности и стыки элементов конструкции возникает непреодолимое ощущение, что это макет из кружка авиамоделистов, крашеный гуашью.
    1. +9
      24 апреля 2017 07:17
      Перспективный истребитель Qaher F-313 (Иран)

      ВО " остановись !!!
      1. +2
        24 апреля 2017 17:52
        У этого мертворождённого первенца, главная проблема в отсутствии перспективного двигателя и главное оригинального интегрированного компьютерного оборудования. Я молчу о отсутствии вооружения на такие размеры. В одни руки, с учётом санкций против Ирана, на сегодня, это вообще проект утопия.
    2. +4
      24 апреля 2017 12:19
      Похож на фейковое изделие. И кого этим надеются обмануть?
      1. 0
        24 апреля 2017 15:33
        Внутри:



        И снаружи:

        1. 0
          28 апреля 2017 21:55
          Перевёрнутый Ф-35 с кабиной Сушки.
  2. +10
    24 апреля 2017 06:57
    постстеснялись бы показывать макеты.
    то ли всех за идиотов держат, толи только себя
    1. +4
      24 апреля 2017 09:02
      Так ведь ваши заокеанские коллеги тоже по выставкам пластмассовый макет F-35 возили, а теперь вы от них очередные три вроде как летающие машины получили. Глядишь - полетит, может быть.
      1. +2
        24 апреля 2017 14:04
        Фейк не стоит распространять ...в Израиле уже 5 самолетов F-35 с израильской электронникой ...
        По информации 2 самолета уже участвовали в уничтожении транспорта иранских ракет Хисболле ...
        1. +2
          24 апреля 2017 14:26
          Цитата: alta
          Фейк не стоит распространять

          В смысле - фейк? Выставочный экземпляр Ф-35 был вполне себе пластиковый, на фото это было прекрасно видно, как и пластмассовые потроха иранского самолета.
          Или Вы про три свежепоставленных Израилю самолета? Так ведь тоже из СМИ информация.
          А о боевом их применении еще ничего толком неизвестно. Освоить надо технику, потом в бой запускать.
        2. 0
          24 апреля 2017 14:55
          5 летающих макетов laughing
    2. +2
      24 апреля 2017 10:30
      Не хотелось бы вас расстраивать, но F-35 выглядит так же нелепо, как и этот F-313. Постеснялись бы восхвалять один нелепый самолёт и высмеивать другой нелепый.
      1. +7
        24 апреля 2017 13:36
        Только один уже давно летает и в общем боеготов,а другой - именно нелепый макет.
        1. +4
          24 апреля 2017 22:17
          Цитата: Rimon
          Только один уже давно летает и в общем боеготов,а другой - именно нелепый макет.

          Но ведь от того, что F-35 летает, он не становится менее нелепым? :) И улыбашка X-32, конкурент F-35, так и не выросший из прототипа, по-прежнему остаётся крайне нелепым, хоть и летал :)

  3. +1
    24 апреля 2017 07:10
    "Он сомнителен" (С)
    Посмотрел на потроха кабины пилота, в том числе на внутреннюю ее обшивку - "я его слепила из того, что было" (С).
    Однако, как мне кажется, выводы делать рано, посмотрим на его дальнейшую судьбу. А вдруг и полетит, да еще и с близкими к заявленным характеристиками? Вот сюрприз для израильских коллег будет...
    1. +4
      24 апреля 2017 08:52
      Невооруженным глазом видно, что это ненастоящий самолет.
    2. +1
      24 апреля 2017 14:54
      inkass_98
      Не надейтесь- не полетит.Сюрпризов не будет. Это ещё Ванга говорила.
      1. +3
        24 апреля 2017 16:35
        Цитата: fider
        Это ещё Ванга говорила.

        А Вы верите Ванге и ее предсказаниям? Я как-то не очень доверяю всяким Нострадамусам и прочим шарлатанам, невзирая на их происхождение.
        Факты гораздо более убедительны, чем прогнозы.
  4. +5
    24 апреля 2017 07:35
    Иранцы, как мне кажется, пошли по единственному приемлемом в их положении пути. Не имея возможности соревноваться с остальными участниками гонки за пятым поколением в части создания эффективных РЛС, они решили, по видимому, невилировать это преимущество противников, перенеся конфликт в ближнюю зону и сведя дуэль истребителей к собачьей драке. В этом свете становится понятен и выбор аэродинамической схемы, и размерности самолета, и небольшой планируемой боевой загрузки. Кроме того, подобная концепция снижает требования и к двигателям машины, т.к. собачьи драки , как правило, проходят на дозвуковых скоростях. Остается загадкой только один вопрос: сумеют ли иранцы реализовать требуемый уровень рл заметности?
    1. +3
      24 апреля 2017 07:56
      Цитата: tchoni
      Остается загадкой только один вопрос: сумеют ли иранцы реализовать требуемый уровень рл заметности?

      Вы поясните только, как они дойдут до собачий драки незамеченными и не сбитыми??))))
      1. +2
        24 апреля 2017 11:57
        Цитата: Uryukc
        Вы поясните только, как они дойдут до собачий драки незамеченными и не сбитыми??))))

        Для этого предусмотрели ряд мер. 1) уменьшение размеров ЛА, что ведет к уменьшению эпр во всех спектрах длинн волн.
        2) использование малоотражающих форм и радиопоглащающих покрытий (кромки и решотки воздухозаборника) . это все в идеале уменьшает эпр самолета, скажем, в 10 раз, что согласно уравнению радиолокации уменьшает дальность обнаружения в 10 раз, соответственно. Т.е. если исходная дальность обнаружения 180 км, то сократив эпр в 10 раз, мы получим дальность обнаружения 18 км. При скорости сближения 600 м/с - двадцать секунд лету. Дог Файт. Плюс есть всяко разные тактические приемы, позволяющие еще более запутать противника. Плюс средства рэб.
        Можете мне возразить, что дм и м диапазонах стелс виден. Но управление оружием в этих диапазонах зело затруднено. И требует больших арертур. А если вы просто будете наводить истребители, то сделаете ровно то, на что рассчитывать иранцы - войдете в ближний воздушный бой.
        1. 0
          24 апреля 2017 15:00
          есть еще один нюанс - наведение многих ракет в лоб затруднено.
        2. +4
          25 апреля 2017 02:52
          Цитата: tchoni
          ) уменьшение размеров ЛА, что ведет к уменьшению эпр во всех спектрах длинн волн.

          1.ЭПР не связана с площадью (ну прямо так)
          s = 4*пи*R0:2*Ss/Si,
          где R0 - расстояние между передатчиком и объектом; Ss - плотность потока энергии рассеянной волны вблизи приемника; Si - плотность потока энергии падающей волны вблизи тела.
          Это свойство тела, рассеивать ЭМВ
          Величина ЭПР зависит от ориентации объекта относительно луча локатора и длины волны электромагнитного излучения.
          Для физиков наилучшая аналогия ЭПР - это дифференциальное сечение рассеяния назад.
          2."Во всех" -это вообще чушь
          Частотная зависимость эффективной поверхности рассеяния металлической сферы
          a - радиус сферы, l - длина волны



          Цитата: tchoni
          в 10 раз, что согласно уравнению радиолокации уменьшает дальность обнаружения в 10 раз, соответственно. Т

          соответственно КОРЕНЬ КВАДРАТНЫЙ из 10

          Ваши
          Цитата: tchoni
          уравнению радиолокации уменьшает дальность обнаружения в 10 раз, соответственно. Т.е. если исходная дальность обнаружения 180 км, то сократив эпр в 10 раз, мы получим дальность обнаружения 18 км

          превратились не в "10" ,а в 3,16
          Т.е. не 18 км, а в 57 км

          Цитата: tchoni
          Можете мне возразить, что дм и м диапазонах стелс виден. Но управление оружием в этих диапазонах зело затруднено. И требует больших арертур.

          Не. Не смогу.
          Не знаю, шо цэ таке:
          Цитата: tchoni
          арертур
          А
          И каким образом затруднено
          Цитата: tchoni
          Но управление оружием в этих диапазонах

          what
    2. 0
      24 апреля 2017 09:12
      Это ударный самолет типа ф-117 но с возможностью ближнего воздушного боя, демаскерующий радар ему не нужен...
      1. +5
        24 апреля 2017 11:49
        и по причине того , что демаскирующий радар ему не нужен то он будет сбит ещё до того как поймёт , что вот он враг рядом)
      2. 0
        29 апреля 2017 15:18
        Цитата: seos
        Это ударный самолет типа ф-117 но с возможностью ближнего воздушного боя, демаскерующий радар ему не нужен...

        То есть воевать он собрался исключительно пулеметами?
  5. +9
    24 апреля 2017 07:39
    Смешной макет. Такая клоунада всегда выглядит нелепо. Лучше бы честно сказали - мы работаем, не все получается, но стараемся, в данный момент можем показать только макет. Это бы нисколько не унизило людей, работающих над созданием реального самолета.
  6. +2
    24 апреля 2017 08:02
    В Итоге примут на вооружение, какого ни будь, китайца 5го поколения...С частью своего БРЭО и вооружения. Разработка даже истребителя 4го поколения (уровня Ф-16 и МиГ-29) для Ирана неподъемная ноша. А стоимость разработки и производства 5го раза в 2-3 дороже.
    1. 0
      24 апреля 2017 15:06
      да посмотрите внимательно. оснащение кабины самолета на уровне миг-23 или современных версий миг-21. большинство Авионики и двигатели - иностранные.
      Все, что они сделали сами - это как-то планер собрали по требованиям стелс, причем не избежали ряда ляпов. Например, сидение пилота торчит впереди и я сомневаюсь, что оно незаметно.
  7. 0
    24 апреля 2017 08:36
    Оборудование кабины какое-то странное... Судя по фотографии-там установлены какие-то дешевые китайские комплектующие, которые продаются в любом крупном автомобильном и компьютерном магазинах.. Эргономика такая, что мне непонятно, как там можно чем-то управлять именно в полете, при маневрировании-больше похоже на компьютерное кресло любителя игрока в авиационные симуляторы.
    ЗЫ: у меня в машине салон более и современнее оборудован...
    1. +4
      24 апреля 2017 08:55
      А размер ЛА Вас не смущает? Он и размером с автомобиль...
  8. +2
    24 апреля 2017 08:57
    Меня сопла смущают, обычные трубы, также обшивка сзади , вся в мятинах, короче это макет, нет там ни какой жесткости
    1. +6
      24 апреля 2017 09:23
      А меня воздухазаборники смущают: сдается мне что для полета на больших углах атаки не предусмотренны. Ну будем поглядеть, может в воздух поднимут winked
  9. +2
    24 апреля 2017 09:23
    Это шо там магнитола что-ли стоит под центральным дисплеем? wassat
    1. +3
      24 апреля 2017 10:03
      Микроволновая кебабница
  10. 0
    24 апреля 2017 09:56
    Очень странный пепелац! Для голивуда вполне подойдёт, а вот на счёт приемлемых характеристик полета сильно сомневаюсь. Ну по прямой летать должен, если разогнать посильнее, а вот с маневрированием походу будут большие проблемы. Про остальное вообще непонятно: скорость, вооружение, радар, незаметность, радиус действия.
  11. +1
    24 апреля 2017 10:01
    Фигня ходовой макет. Иранцы в своём амплуа..... персидские понты дороже американского доллара
  12. 0
    24 апреля 2017 12:40
    Что-то подсказывает, что двигателя там мощностью не блещут. Или решили с японцами поспорить, у кого истребитель меньше будет. В итоге куда ставить РЛС - одному конструктору известно.
  13. +1
    24 апреля 2017 12:45
    Площадь поперечного сечения воздухозаборников говорит о ничтожно маленькой мощности двигателей.Даже на макет не тянет.Учитесь врать, иранцы.
    1. +1
      24 апреля 2017 12:53
      Цитата: fider
      Учитесь врать, иранцы.

      Ну вот не надо считать себя умней других. Они то же кое что умеют...он у них уже летает
      1. +5
        24 апреля 2017 13:38
        Цитата: svp67
        Они то же кое что умеют...он у них уже летает

        То что показали в воздухе, очень похоже на малогабаритную радиоуправляемую модель.
        1. +3
          24 апреля 2017 13:44
          Цитата: Bongo
          То что показали в воздухе, очень похоже на малогабаритную радиоуправляемую модель.

          Ну вот ОБИЖАЕТЕ. Это она и есть... Просто маленький монтаж звука и звучит как настоящий.
      2. +1
        24 апреля 2017 14:00
        /svp67/
        А что, надо себя считать глупее других ?
        онO у них уже летает...
      3. +2
        24 апреля 2017 20:39
        Цитата: svp67
        Ну вот не надо считать себя умней других. Они то же кое что умеют...он у них уже летает


        а видео с пикселями побольше нету?
    2. Комментарий был удален.
  14. +3
    24 апреля 2017 13:38
    Очередное иранское надувание щёк.
    1. +3
      24 апреля 2017 14:45
      Rimon

      Очередное иранское надувание.
  15. Комментарий был удален.
  16. Комментарий был удален.
  17. +1
    24 апреля 2017 14:29

    Профессор как-то утверждал, что фонарь не закроется, закрылся))
    1. +1
      24 апреля 2017 15:02
      это другой самолет - с цельной кабиной laughing
      1. 0
        10 марта 2018 19:35
        Цитата: yehat
        это другой самолет - с цельной кабиной

        Ага, сажают летчика в кресло. Потом, вокруг него, начинают строить самолет )))) Выход не предусмотрен)))))
    2. 0
      24 апреля 2017 18:08
      Цитата: kpotr
      Профессор как-то утверждал, что фонарь не закроется, закрылся))


      Тогда в первом макете сидел человек повыше.

      Сошлись на том что иранцы люди смекалистые.
  18. +1
    24 апреля 2017 15:07
    мне прям жалко безлимитного интернет трафика, потраченного на загрузку информации по данному убожеству.
    Уверен, что если бы даже каким-то чудом ЭТО смогло взлететь, то при малейшем крене планер просто развалился бы.
    п.с. у пилота коленки возле ушей good
  19. 0
    24 апреля 2017 15:52
    в России проходит испытания учебно-боевой СР-10. габариты и функционал схожи,есть ЯК-130 и ничего нормально.Стыки видиш-ли не нравятся. дешовый и массовый вот где страх притаился. СР-10 вовсе на коленке создан.
    1. +2
      24 апреля 2017 17:35
      Цитата: megawolt
      в России проходит испытания учебно-боевой СР-10. габариты и функционал схожи,есть ЯК-130 и ничего нормально.Стыки видиш-ли не нравятся. дешовый и массовый вот где страх притаился. СР-10 вовсе на коленке создан.

      Так ЯК-130, сразу видно - вещь. А это, игрушка с папье-маше. Не могли штоли на 3D принтере что нить смастрячить. Смотрелись бы солиднее.
    2. 0
      24 апреля 2017 20:41
      Цитата: megawolt
      Стыки видиш-ли не нравятся. дешовый и массовый вот где страх притаился.


      ну да, щас закидают нас этими драндулетами.
  20. +1
    24 апреля 2017 18:04
    Цитата: megawolt
    дешовый и массовый вот где страх притаился.



    Стыки силиконовыми герметиками заделали?

    У меня другой вопрос: что модет обозначать числовая комбинация под названием "08" ?

    lol
  21. +1
    24 апреля 2017 18:47
    Дикая "фанера" а-ля Boeing X-36
    http://www.airwar.ru/enc/xplane/x36.html



    Вопрос: зачем эта порнография иранским товарищам? Может проще в России купить МиГ-35?
    1. +4
      24 апреля 2017 19:31
      А у России есть МИГ-35?
      1. 0
        25 апреля 2017 19:07
        А зачем? Нет под него ниши на сухопутье. Так что- сугубо экспортный самолет.
  22. 0
    24 апреля 2017 21:01
    А где фото в полете?
  23. 0
    26 апреля 2017 01:09
    "Примечательно, что сразу после первой публичной демонстрации перспективный иранский истребитель подвергся резкой критике со стороны зарубежных специалистов и любителей авиации"
    Конкретно каких критиков? Американских и Израильских. Они всё иранское критикуют.
  24. 0
    26 апреля 2017 01:24
    Ну что за комментаторы. То на КНДР набросились, теперь вот на Иран. Всё вам не так. Всё вам не нравится. Вы почему такие злые? На злых воду возят.
    Иран для чего свой ВПК укрепляет? А? Для безопасности от всяких там ближневосточных и заокеанских "друзей".
    1. 0
      10 января 2018 10:16
      Для безопасности от "друзей" нынче гораздо безопаснее и дешевле дружить с Россией.
      А в КНДР, действительно, ..опа полная.
  25. 0
    26 апреля 2017 01:28
    "Перспективный истребитель Qaher F-313 (Иран)"
    Для одного ближневосточного "друга" это будет сюрприз.
  26. Комментарий был удален.
  27. 0
    10 января 2018 10:13
    Иран, астанавись! Даже мне, человеку далекому от авиации, смешно смотреть на эти потуги. Странам, с гораздо боольшим экономическим и научным потенциалом, не под силу создать и пустить в серию, даже ЛА 4-го поколения. Уж не смешили бы людей этим недоделанным прототипом пепелаца утюговой формы, в который не знают сколько двигателей поставить 1 или 2, а может все 3? Двигатели сами делать планируете иль покупать у кого, какая суммарная тяга? Какой радар планируете ставить в такой нос? Смешно и несерьезно.
  28. 0
    1 апреля 2018 10:27
    Однако как наши еврейские друзья возбудились.
  29. 0
    22 августа 2018 12:13
    А вдруг получится!!! Вот юмор будет. Случаются иногда нелогичные вещи. Вдруг озарило кого-то нестандартное решение