«Ракета Х-35 — одна из лучших в мире»

19
«Ракета Х-35 — одна из лучших в мире»


Создание и разработка современных боевых ракет — это один из самых больших секретов не только в России, но и в США, Китае и других странах мира. В эксклюзивном интервью «Известиям» главный конструктор ракеты Х-35Э корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николай Васильев рассказал, почему этих ракет боится и хочет их получить Пентагон.



—​​​​​​​ Ракета Х-35Э не имеет такой известности, как крылатые ракеты «Калибр». Но российский флот и многие страны активно закупают эти ракеты как для кораблей, так и для наземных комплексов и самолетов. С чем связан такой интерес?

— Ракета типа Х-35Э — первая российская унифицированная ракета, применение которой возможно с различных типов носителей. До этого классический подход заключался в том, что для носителей разных видов и родов войск (самолетов, вертолетов, кораблей, береговых комплексов) создавался отдельный тип ракеты. Создание таких видов вооружения — удовольствие достаточно дорогое. Поэтому, чтобы оптимизировать расходы, было решено создать унифицированную ракету, которая позволила бы применять ее с самолетов, вертолетов, кораблей, береговых комплексов и при острой необходимости с подводных лодок.

—​​​​​​​ А какие зарубежные ракеты вы могли бы назвать конкурентами Х-35Э?

— В первую очередь это американские ракеты Harpoon и французские Exocet. А вообще любое современное государство, которое занимается поддержанием боеготовности своей армии, должно иметь подобное оружие. Помимо американских и французских ракет, есть разработки у шведов — это ракета RBS-15. У Китая есть подобная ракета С-801. Также Япония и Северная Корея предпринимают попытки создать изделия такого типа.

— Что можно сказать о Х-35Э в сравнении с иностранными аналогами?

— До недавнего времени самой «топовой» ракетой считалась американская Harpoon. Но США поставляли ее только ближайшим союзникам. Поэтому многие страны брали более «бюджетные» модели. В частности, французские Exocet или их китайские аналоги типа С-801. Мне часто приходится бывать на переговорах с зарубежными заказчиками. Они, прежде чем начать с нами разговор, проводят анализ всего ракетного оружия этого класса. И мне как разработчику приятно, честно говоря, слышать, когда заказчики приходят к выводу, что Х-35Э — одна из лучших в своем классе. Я могу со всей ответственностью заявить: Х-35Э и ее модификация Х-35УЭ не только не уступают зарубежным ракетам, но по многим параметрам превосходят их.

— В чем главное преимущество вашей ракеты перед конкурентами?

— Самый большой секрет любой ракеты — это ее помехозащищенность, то есть устойчивость к помехам противника. Помехи бывают активные, когда головку самонаведения (ГСН) ракеты «глушат» мощным радиоэлектронным сигналом. А бывают помехи пассивные. В частности, так называемые дипольные отражатели. Мелко нарезанные кусочки фольги, стекловолокна и т.п. Их выстреливают в воздух, и миниатюрный радиолокатор ГСН получает огромное количество отраженных сигналов и не может среди них найти заданную цель.

Боевая эффективность ракеты определяется двумя факторами. Первый фактор — сама ракета, ее способность поражать цели. К примеру, одной ракеты достаточно для поражения одного ракетного катера водоизмещением от 500 до 1500 т. Но чтобы долететь до этого катера, нужно, например, послать восемь ракет. Семь из них будут или сбиты, или им помешает система радиоэлектронной борьбы противника. И только одна пройдет и поразит цель. Чем выше помехозащищенность, тем меньше нужно ракет. Применение высокозащищенной головки позволит в два раза сократить расход боевых средств: послать не восемь ракет, а четыре.

Второй критерий эффективности ракеты — относительная стоимость поражения. Это отношение количества ракет, необходимых для поражения, к стоимости объекта.

Технические решения, обеспечивающие помехозащищенность ракеты, ­— это государственная тайна. Но я могу сказать: у Х-35Э она значительно выше, чем у зарубежных аналогов, включая Harpoon.

— А действительно США хотели купить ГСН Х-35Э и поставить их на свои ракеты Harpoon?

— Да, действительно в 1990-х была встреча представителей НПП «Радар ММС», которое производит ГСН для Х-35Э, с представителями фирмы Loсkheed. Американцы просили образец головки, чтобы провести испытания на соответствие ее характеристик требованиям минобороны США, в том числе испытания на помехозащищенность. Если испытания подтвердили бы заявленные характеристики, они были готовы ставить ее на ракету «Гарпун». Но такого разрешения мы им не дали.

Спустя некоторое время после переговоров при невыясненных обстоятельствах погиб главный конструктор ГСН Х-35Э. Его убили в поезде Москва — Санкт-Петербург. А потом пропал без вести главный алгоритмист — специалист, который разрабатывал специальное программное обеспечение для цифровой обработки информации в ГСН. Потеря основных идеологов создания современных ГСН отбросила нас года на четыре.

— Чем могут сейчас похвастаться американские разработчики?

— Этот вопрос уместнее адресовать американским специалистам. Нам только известно, что до настоящего времени была модернизация по дальности и по бортовому оборудованию. Ракету пытались научить поражать наземные объекты. Для этого ее оснащали приемниками GPS и оптической системой. А вот об установке новой ГСН нам ничего не известно.

Известно только, что ГСН ракеты Harpoon излучает сигнал очень большой мощности. По нашим данным, больше 6 кВт, когда переходит в активный режим на конечной траектории. Но на современном этапе развития радиолокации повышение мощности считается устаревшим трендом. Мы, наоборот, идем по пути снижения уровня сигналов, одновременно решая задачи повышения скрытности и помехозащищенности.

— А какое будущее у ваших ракет в российском Военно-морском флоте? Говорят, что ваш комплекс поступит на вооружение первого ледокола проекта 23550. Это особый корабль со специфической формой корпуса. Как у кораблестроителей получилось туда поставить ракетные установки?

— Есть современная концепция, которая активно развивается последние три-пять лет. Это построение универсальных платформ. Корабли раньше разрабатывали, исходя из концепции уникальных ударных комплексов. На них мог быть размещен только один комплекс. К примеру, только «Уран-Э» или только комплекс «Яхонт». В результате корабль, выходя в боевой поход, мог решить только одну задачу.

Но в последние годы концепция узкой специализации кораблей — носителей ракетного оружия меняется. Есть понятие «открытая корма». Концепция построения таких кораблей проста. Мы строим корабельную платформу, на ней есть навигационное оборудования для выполнения задач судоходства, оборонительное вооружение. В кормовой части есть свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных модулей. А в каждом из них — любой тип вооружения. К примеру, противолодочное, ударное ракетное, минно-тральное. Корабль может заниматься постановкой мин. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, а в зависимости от обстановки ставить новый боевой модуль.

Электроснабжение и информационное сопряжение боевых модулей с корабельными системами должно быть организовано по принципу «открытой архитектуры» с использованием стандартных соединителей и стандартного цифрового интерфейса.

— А как быть с подготовкой экипажей таких универсальных платформ?

— К сожалению, у моряков мировоззрение такое: БЧ-2 (боевая часть. — «Известия») — это ракетное оружие. Если корабль идет, а ракетного вооружения нет, то зачем там специалисты БЧ-2? Если их на корабле нет, возникает вопрос, а где экипаж БЧ-2? Его нужно иметь в горячем резерве и тренировать постоянно на стендовом оборудовании. Погрузили оружие, приняли на борт и техсостав. Казалось бы, небольшая задачка, но это переворот в мышлении военных руководителей.

Раньше в рубке любого военного корабля можно было увидеть набор различного оборудования, систем управления, навигации, радиолокации и т.д. Современная концепция — единый дизайн. В рубке размещаются одинаковые универсальные многофункциональные приборы. Командир может сесть за любое место и с него может или наблюдать за работой любого оператора, или сам выполнять его работу, или даже применять оружие.

При таком подходе нужен универсальный экипаж, где любой из членов команды мог бы не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и в случае необходимости, применить оружие. Степень автоматизации в нашем комплексе очень высокая. Но нужно преодолевать узкоспециализированное деление в образовании: «я — радист», «я —ракетчик», «я — торпедист».

Сама жизнь нас к этому подводит. Например, громкая связь тоже должна умереть. Весь экипаж, от командира до матроса, должен быть оснащен гарнитурой. На кораблях будет действовать военный Wi-Fi с геолокацией, чтобы при необходимости можно было увидеть, где находится каждый конкретный член экипажа.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 мая 2017 06:06
    "...Спустя некоторое время после переговоров при невыясненных обстоятельствах погиб главный конструктор ГСН Х-35Э. Его убили в поезде Москва — Санкт-Петербург. А потом пропал без вести главный алгоритмист — специалист, который разрабатывал специальное программное обеспечение для цифровой обработки информации в ГСН. Потеря основных идеологов создания современных ГСН отбросила нас года на четыре..."

    Ещё раз получил потверждение, что наглосаксы в 90 х при ЕБНе хозяйничали в РФ, как лиса, забравшаяся в курятник. Уверен, что у главного конструктора Николая Васильева и коллектива корпорации «Тактическое ракетное вооружение» есть горячее желание загнать Х-35Э им в дупу...
    Бог в помощь.
    1. +4
      13 мая 2017 06:27
      Цитата: кедр
      Потеря основных идеологов создания современных ГСН отбросила нас года на четыре..."

      вот почему в СССР,ведущие спецы в "шаражках" света белого не видели годами-слишком велика цена их жизней была.хранили и охраняли.
      1. 0
        13 мая 2017 07:09
        Ракета Х-35Э не имеет такой известности, как крылатые ракеты «Калибр». Но российский флот и многие страны активно закупают эти ракеты как для кораблей, так и для наземных комплексов и самолетов
        .
        Что опять? самое лучшее на продажу?
        1. +2
          13 мая 2017 09:07
          Ну для ВМФ она не нужна, сейчас там калибро-ониксование идет.

          Всего носителей:
          Мудрый - 2х4
          Татарстан - 2х4
          4хбалтийских корвета - 2х4
          1хтихоокеанский корвет - 2х4

          Все.
          В будущем:
          2 молнии8 (это был опцион, завод начал их строить за свои, а заказчик сказал, опцион не активируем, в итоге оба катера зависли и их выкупило МО во время визита на ССЗ наткнувшись на корпуса) - 4х4
          2 новых балтийских корвета - 2х4
          3 новых тихоокеанских корвета - 2х4
          Неустрашимый - возможно после ремонта, таки поставят 2х4
          Шапошников - главный по новому проекту, должны поставить 2х4, так ли? Увидим в 2019.
      2. +3
        13 мая 2017 10:17
        Цитата: андрей юрьевич
        вот почему в СССР,ведущие спецы в "шаражках" света белого не видели годами-слишком велика цена их жизней была.хранили и охраняли.

        Юрич, приветствую! hi
        В шаражках Иосиф держал конструкторов по другой причине, чтобы работали и ничем не отвлекались...как при военном коммунизме -- без личных потребностей, на благо Отечества....
        Но я собственно про другое.
        У этого *технаря* мозги загнуты рогами вовнутрь! Поэтому они колются и не дают спокоя голове (чуть не сказал -- *заднице*!) ....Поэтому столь потрясные перлы летят из-под пера.Как то:
        - "открытая корма" -- хорошо, что не "задница"! А модули под съемные блок-контейнеры могут располагаться где угодно: хоть на шкафуте, хоть на полубаке...
        - умилила фраза: "А где экипаж БЧ-2"? Где-где ? В дупле!!! А происходит такое потому, что этот *технарь* лезет не в свое дело -- подготовку кадров и боевую подготовку! Не верите? -- Жаль! Вот пример: "погрузили оружие, приняли на борт техсостав"...(Хорошо, что ТЕХ, а не ЭТИХ! И хорошо, что СОСТАВ, а не ВАГОН -- а то бы явно не хватило бы!). И нет у дяденьки вопросов сплаванности "шайки" технарей, взаимоотношений в коллективе через месяц пребывания в море, потому как все это ему невдомек...
        Вопрос: А можно ли подготовить экипаж по предложенной схеме? -- Конечно же можно! Но всё упирается в деньги, сроки, интеллектуальную пригодность абитуриентов! зарплаты после их "выпуска" на корабль!
        - о фигуре командира на корабле, где с любого поста можно управлять кораблем, оружием и прочими примочками...
        Боюсь, что очень скоро флотские начальники стали бы разбираться: - "Так все-таки, кто бросил валенок на пульт БИУСА?"
        Короче, легкость в мыслях у автора -- необыкновенная. При этом я ни капли не исключаю его *гениальности* по части изобретательства РО. Но суваться в балет ему (как впрочем и другим) я не советовал бы: там свои законы управления и принятия решений.
        Думаю, флотские и спецы управленцы со мной согласятся.
        1. 0
          17 мая 2017 09:29
          о фигуре командира на корабле, где с любого поста можно управлять кораблем, оружием и прочими примочками... Боюсь, что очень скоро флотские начальники стали бы разбираться: - "Так все-таки, кто бросил валенок на пульт БИУСА?"
          Что мешает создать адекватную систему разграничения прав доступа? Например, по отпечатку пальца?
          А происходит такое потому, что этот *технарь* лезет не в свое дело -- подготовку кадров и боевую подготовку!
          как говаривал один кузнец(мастер по изготовлению исключительных клинков): чтоб сделать меч необходимо и самому умело держать его в руках. Если как вы выразились(в не очень уважительном кстати ключе) "технарь" будет делать что-то для военных "спецов" не разбираясь в сути вопроса, то и использовать это изделие будет прямо скажем не приятно последним. Так что при проектировании изделий этим самым "технарям" приходится изучать предмет зачастую по-лучше некоторых профильных "спецов", а затем и учить их это изделие использовать(разрабатывая методику обучения). Спроектировать некое изделие без учёта специфики его использования и главное обслуживания в период эксплуатации не так сложно как спроектировать оптимизированное изделие под различные условия эксплуатации. Поэтому правильные вещи говорит "технарь" просто некоторым узкоспециализированным "спецам" очень сложно перестроится на новые технологии(как-то "цифровой борт", о котором по-сути и речь). Но без этих новых технологий увы уже никак.
          Короче, легкость в мыслях у автора -- необыкновенная.
          Просто он мыслит шире, чем некоторые узкие "специалисты" по балету возможно. Вы в таком ключе вопрос не рассматривали? Вообще бывшие военные(и многие кадровые, хоть в последнее время благодаря обновлению состава и большей компьютерной грамотности это дело меняется) почему-то считают, что кроме них предмет ну, никто не в состоянии осилить. Был забавный эпизод при проектировании эргономики кабины истребителя, когда конструктора привлекли врачей физиологов дабы те рассчитали эргономику кабины исходя из анатомических особенностей определённой группы людей (диапазон параметров вес/рост/объём грудной клетки и т.д.) Так там строевые лётчики и испытатели(в том числе) чуть ли не с кулаками кидались на врачей презрительно называя их "липилами" типа вот вы вообще не понимаете как это в воздухе происходит и городите тут ... Но вот когда попробовали эту кабину в деле почему-то дружно забыли о своих претензиях. Врачи оказались правы.
      3. 0
        13 мая 2017 11:28
        В шарашках они были только во времена Сталина. После смерти его они работали на "Почтовых Ящиках" под всяческими подписками типа о не выезде, о неразглашении
    2. +1
      14 мая 2017 13:57
      Считаю эту инфу основной в статье,поскольку уже немалое количество российских учёных и ведущих конструкторов оборонпрома,ушло из жизни или пропали при невыясненных обстоятельствах.Хотелось пожелать нашим гэбистам поступать с агентами МИ-6 аналогичным образом,нет тела-нет дела!
  2. 0
    13 мая 2017 08:54
    Статья чисто рекламная.
    Ракета типа Х-35Э — первая российская унифицированная ракета, применение которой возможно с различных типов носителей. До этого классический подход заключался в том, что для носителей разных видов и родов войск (самолетов, вертолетов, кораблей, береговых комплексов) создавался отдельный тип ракеты.

    В результате X-35 не блеснула характеристиками в сравнении с другими советскими/российскими ПКР.
    Но вот на экспорт - самое то.
    1. +2
      13 мая 2017 10:09
      Это относительно малогабаритная ПКР , которая позволяет применяться со всех носителей...У нас такой и не было.
  3. 0
    13 мая 2017 10:04
    А главное дешевая, аналоги стоят минимум на 50% дороже ( это старые образцы), новые дороже раза в три. laughing
  4. +1
    13 мая 2017 10:38
    Цитата: рич
    Что опять? самое лучшее на продажу?

    Пардон, но ГК выдает порой желаемое за действительное. И не всему, что он говорит надо уж верить на все 100, как и к его некоторым высказываниям, типа того, что громкая связь отомрет на кораблях, будет у каждого гарнитура, Wi-Fi и прочие новомодные штучки
    Все эти новомодные штучки хороши в мирное время. А во время войны, когда ЭМИ ядерного взрыва вырубит всю электронику - вся эта гарнитура будет не более чем "украшением".
    Что касается закупок
    Вот то, что можно буквально в минуты "нарыть" на той же Википедии по количеству стран, у которых стоит та или иная ракета, упомянутая в статье
    ГАРПУН. Стоит на вооружении 27 стран (включая США). И поставляются отнюдь не только ближайшим союзникам, как утверждает ГК. Малайзию, Польшу, Бразилию вряд ли можно назвать ближайшими союзниками
    УРАН. Стоит на вооружении 7 стран (сюда входят Россия, Азербайджан)
    С-801. Стоит на вооружении 9 стран
    RBS-15. Стоит на вооружении 7 стран
    ЭКЗОСЕТ. Стоит на вооружении 34 стран
  5. +1
    13 мая 2017 12:37
    "Гарпун" ПКР разработки 70-80-х годов 20 века, сейчас вроде даже снята с вооружения (не утверждаю), а посему сравнивать ракету разработки последних лет с ракетой 30-летней давности - некомильфо! Это как сравнивать любой современный танк с Т-34, шедевром танкостроения, но! Не нашего времени!
    1. AUL
      0
      14 мая 2017 20:07
      А вы когда-нибудь слыхали слова "модернизация", "модификация"? Гарпун 70-х годов и Гарпун теперешний - это несколько разные понятия. Как и Томогавки, и В-52, и многое другое.
  6. +1
    13 мая 2017 17:54
    Цитата: Светлан
    В шарашках они были только во времена Сталина. После смерти его они работали на "Почтовых Ящиках" под всяческими подписками типа о не выезде, о неразглашении

    Шарашка и ящик все же две разные вещи. В "шарашке "конструктор все же находился пусть в легком варианте, но в заключении. В ящике - все же все по другому. Не было никаких ограничений свободы. Были только некоторые неудобства с подписками. Но в большиснтве своем никто тогда и не собирался выезжать отдыхать в Турцию или на Канары. Хватало Рижского взморья и Черноморского побережья. А подписка о неразглашении только дисциплинировала...
    1. +1
      13 мая 2017 20:29
      Цитата:статья
      и Северная Корея предпринимают попытки создать изделия такого типа.

      КНДР уже создало аналог Х-35 или производит его с нашей помощью так как экспорт наступательных вооружений в эту страну запрещен.
      И испытание её прошло ещё в 2014 году с новых ракетных катеров.


      И сейчас они как предполагают на базе этой новой ПКР создали мобильный береговой ПКРК:
  7. +1
    14 мая 2017 09:02
    Цитата: ватник
    КНДР уже создало аналог Х-35 или производит его с нашей помощью так как экспорт наступательных вооружений в эту страну запрещен.
    И испытание её прошло ещё в 2014 году с новых ракетных катеров.

    Кстати, ЕМНИП вы даже писали как она у корейцев называется
  8. +1
    14 мая 2017 17:17
    Идеи хорошие, но перлы раздражают "Но чтобы долететь до этого катера, нужно, например, послать восемь ракет." что бы долететь, надо лететь, а не 8 ракет посылать. Может он имел ввиду уничтожить цель? Или автор статьи ни фига не читает то, что пишет?
  9. 0
    21 мая 2017 14:36
    Самое гадкое выражение, которое не о чем, это :" один (одна) из лучших".

    Есть либо лучшее, либо опосредованно.