Призраки красной авиации

28
В годы холодной войны обе стороны пристально следили за техническими достижениями друг друга, особенно пристальной эта слежка была в авиации и ракетостроении. Самолёт не успевал выйти на испытания, а его снимки уже изучала противоположенная сторона и писала наставления по борьбе с ним. Но была и третья, мирная сторона – западная авиационная пресса. Пытаясь осветить своим читателям и советское самолётостроение, журналисты сталкивались с множеством препятствий. Иногда им везло и военные делились своими материалами, но в других случаях единственное, что авиажурналисты могли предложить – плоды своего воображения.

Именно о таки самолётах мы и поговорим сегодня – вымышленные западной прессой советские самолёты. Мы не будем затрагивать неправильные реконструкции реальных самолётов, так же опустим некоторые наиболее громкие мистификации – они достойны отдельной статьи.



Су-21.

Призраки красной авиации


Этот самолёт появился в испанской энциклопедии оружия в середине 80-ых. В ней он описывался как перспективный советский истребитель в классе F-15/F-18, пришедший в СССР на замену МиГ-23. Самолёт способен развивать скорость в 2 Маха и нести на внешних подвесках до 10 ракет. Неизвестно откуда взяли этот самолёт испанцы. Понятно, что он был создан под воздействием слухов об опытных советских самолётах четвёртого поколения, но реальный Су-27 - последнее, на что он похож. Интересна и логика испанцев в выборе обозначения.

Советский атомный гигант.



В 1956 году во французском журнале «Авион» появилась заметка о том, что в СССР начата постройка атомного бомбардировщика, способного доставить атомную бомбу в любую точку мира. К тексту прилагалась и картинка, на который был изображён гигантский бомбардировщик, выполненный по схеме "утка". Вскоре эту новость подхватили и в других изданиях, часто добавляя своих подробностей.



В 1958 году в итальянском издании «Журнал авиации» снова появляется этот самолёт. Это снова советский атомный бомбардировщик, но в этот раз подробностей про него больше. Скорость самолёта 2 Маха, несёт он 10 водородных бомб, длина - 98 метров. Самолёт уже строится на секретном заводе в Сибири и будет закончен в 1960 году. Заканчивается статья призывом скорее создать аналогичный самолёт в НАТО.


Описывалась и версия самолёта с вертикальным взлётом.



А это источник всего этого безобразия. В начале 50-ых годов в СССР была издана научно-популярная книга «Применение атомных двигателей в авиации», в которой было представлено много разных проектов атомных летательных аппаратов. Среди них был и обычный атомный пассажирский самолёт. Позже часть информации из этой книги попала на запад, где она была неверно расценена журналистами. Так и стал атомный авиалайнер страшным советским атомным бомбардировщиком.

МиГ-Х «Ромб».



В 1954 году в западную прессу попала статья авиаконструктора Микояна о ромбовидных или дельтавидных крыльях. Статья была опубликована в нескольких журналах и вызывала достаточно интересную реакцию. Многие журналисты решили, что СССР уже построил истребитель с подобным крылом. Впервые реконструкция появляется во «Французском журнале авиации» в 1956 году. В нём самолёт назван просто и незатейливо – МиГ. По описанию это сверхзвуковой перехватчик, вооружённый двумя пушками, без каких-либо дополнительных подробностей. С того момента начинается шествие этого самолёта по журналам, и вскоре он получает наименование МиГ-Х.





Менялось и описание самолёта. В итальянском «Журнале авиации» писали, что этот перехватчик уже находится в серийном производстве. В испанском авиационном альманахе уже сообщали о наличии в составе вооружения самолёта управляемых ракет. А во французском журнале "Авион" он неожиданно стал учебно-боевым дозвуковым истребителем. Так в разных образах МиГ-Х всплывал в различных статьях почти до конца 60-ых.



МиГ-18



В январе 1949 года в "Популярной Механике" была опубликована информация о самолёте МиГ-18 со смешанной силовой установкой. Основной двигатель – поршневой мотор с воздушным охлаждением. В хвосте самолёта размещался ракетный двигатель, используемый в качестве бустера. Согласно описанию в статье, самолёт мог достичь скорости в 900 км/ч, и был вооружён четырьмя пушками, и предназначался для завоевания господства в воздухе. Откуда американские журналисты взяли такой самолёт - непонятно.

Як-21.



Самолёт появился в одном номере "Популярной Механики" с МиГ-18. Был описан как советский двухмоторный сверхзвуковой перехватчик, вооружённый тремя 20-мм пушками, разработанный на основе трофейных немецких технологий. Отмечалось, что самолёт может быть использован и как эскортный истребитель. В отличие от своего коллеги по статье, стал достаточно известен в комиксах в начале 50-ых, именно этот Як-21 часто противостоял супергероям, если они сталкивались с авиацией СССР. Но позже о самолёте забыли.



Внутреннее устройство Як-21.

Як-26.



Упомянут в некоторых американских журналах как советская копия U-2, созданная после изучения сбитого самолёта Пауэрса. Впервые самолёт упоминался в Aviation Week в 1963 году, как находящийся в разработке. До середины 70-ых изредка появлялся в европейской прессе как уже находящийся в серийном производстве. Интересно, что в СССР, правда, была предпринята попытка скопировать U-2. Проектированием машины, получившей обозначение С-13, занималось ОКБ Бериева, но работы над ней были прекращены в мае 1962 года.

Реактивный гидросамолёт-истребитель от Яковлева.



Впервые появился в журнале Life от 1953 года в статье о достижениях советской авиации. Дозвуковой истребитель, вооружённый тремя 30-мм пушками. По информации журнала, разработан в КБ Яковлева в качестве ответа на американский Sea Dart, хотя уступает ему по всем параметрам. Возможно базирование самолёта как на обычных кораблях, так и на подводных лодках.

Истребитель-перехватчик вертикального взлёта.

Также впервые появляется в журнале Life, где описывается как перспективная разработка пленных немецких инженеров, для защиты промышленных объектов. По информации журнала, самолёт уже находится в серийном производстве, и, по сообщениям из Кореи, уже встречался пилотам Сейбров.




Интересна посадка самолёта не на двигателях, а при помощи парашютов.

В дальнейшем этот самолёт получил широкое распространение в итальянских авиационных журналах, где он активно появлялся в течение всех 50-ых годов.





Советский космический истребитель.



По сообщению журнала Popular Science, советский ответ на Х-15 и X-20 Dyna-Soar, созданный как космический истребитель-перехватчик. Вооружен блоками неуправляемых ракет.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    14 мая 2017 07:45
    авиация СССР отлично описана. Но этими западными журналами вообще тема бронетанковой подводной гвардейской кавалерии не затронута laughing
  2. +8
    14 мая 2017 07:46
    По поводу Су-21, зачастую цифра 7, похожа на цифру 1. Где то при перепечатке перепутали, а дальше понеслось. По напридумывали.
    В "Технике молодежи" и "Юном Технике" были весьма шикарные проекты.
    1. +1
      14 мая 2017 11:57
      Помню.Сам с интересом читал.
    2. +7
      14 мая 2017 14:23
      Цитата: igordok
      По поводу Су-21


      По поводу Як-26- написана ПОЛНАЯ ЛАПША soldier

      Высотный разведчик (аналог У-2 это был ЯК-25РВ) и назывался он Дальний высотный разведчик.



      Як-26 это...опытный бомбардировщик



      И все эти и дальнейшие семейства Як-27 и 28 это дальнейшее развитие и "модификации" Як-25М



      Вообщем...автор слышал "звон,да не знает...откуда он" wink
      1. +8
        14 мая 2017 15:18
        Цитата: древний
        Вообщем... автор слышал "звон,да не знает...откуда он"

        wink wink wink Да нормальный автор, в отличии от некоторых (которые не могут ссылку дать), автор к каждому упомянутому самолету дает фото из (или самих) журналов, он же не виноват, что так там это все видели... request winked wink
        1. +1
          14 мая 2017 17:11
          Цитата: NIKNN
          Да нормальный автор


          А где я сказал или упомянул,что автор ...."не нормальный"? belay Когда я считаю,что автор "не нормальный"(ну например Даманцев,то я так и пишу..."автор" wassat ).
          Пусть тогда изучит "родословную" на Як-25РВ...это то же..."наш ответ.....на У-2" и он, в отличии от бериевского С-13 летал..."да ещё как"....целая "ЭПОПЕЯ" (самолёт без всякой механизации и маломальских "удобств" летал так,что М-17 и М-55...тихо "стояли" в стороне wink [b][/b] soldier
          Ну а насчёт фото....оно должно соответствовать тексту или конкретизировать,что в тексте ошибка,а настоящее вот...а то молодое поколение скоро самолёт от табуретки не отличит wink
          1. +5
            14 мая 2017 17:47
            wink Не злитесь, на то она и молодежь, я вот сей час в статье об иконах при И-16 ТРЕХМЕСТНЫЙ прочитал, ну посмеялся... wink drinks
          2. 0
            14 мая 2017 22:15
            Автор сразу написал:  "авиажурналисты могли предложить – плоды своего воображения." Про ответ на U-2 ( статья, вообще то, не про это) ничего не написано, написано про копию.
  3. +6
    14 мая 2017 08:41
    Но была и третья, мирная сторона – западная авиационная пресса. Пытаясь осветить своим читателям и советское самолётостроение, журналисты сталкивались с множеством препятствий. Иногда им везло и военные делились своими материалами, но в других случаях единственное, что авиажурналисты могли предложить – плоды своего воображения.

    Сейчас на это смешно смотреть, но, к слову сказать, у нас тоже было туго с информацией. Секретность, дело правильное, но нужно и меру знать. Например, я узнал ТТХ ракетного крейсера "Киров" из гэдээровского "Марине календар" от 1985 г.. Примерно в то же время, увидел реальное изображение МиГ-29 и тоже из немецкой книги об авиации, правда о ВВС ГДР. А с нашим флотом, отдельная история. Я даже выписывал "Морской сборник", чтобы хоть что-то узнавать о флоте Советсского Союза. Если до 50-х информация была, то после... Приходилось "рыть" польские и немецкие книги.
  4. +6
    14 мая 2017 08:51
    Да "техника молодежи" и " юный техник" были вообще клондайком для западных спецслужб и журналистов! Столько информации им слили о нашем секретном оружии!))
    1. +1
      16 мая 2017 15:48
      А "Моделист-конструктор", а "Изобретатель-рационализатор", и ещё "Квант" до кучи! Про "Мурзилку" подобное сказать нельзя, но наверняка в ЦРУ был отдел по изучению "Пионера", "Костра" и "Весёлых картинок" в надежде выудить что-либо секретное.
    2. +1
      5 июня 2017 08:54
      А у меня есть книга "Танки" 1973-го года с подробнейшим описанием Т-54 и мимолетным упоминанием Т-55. При этом ни Т-62, ни Т-72 никакими секретными ни для союзников, ни для западных коллег и потенциальных партнеров по ядерной шахматной партии не были.

      И да, описания западной техники всегда были подробными, и с обязательным упоминанием о том, как западная военщина не жалеет деньги трудового народа на вооружение. Хотя что собственно в этом неправда?
  5. +5
    14 мая 2017 10:50
    Цитата: kvs207
    Сейчас на это смешно смотреть, но, к слову сказать, у нас тоже было туго с информацией. Секретность, дело правильное, но нужно и меру знать. Например, я узнал ТТХ ракетного крейсера "Киров" из гэдээровского "Марине календар" от 1985 г.. Примерно в то же время, увидел реальное изображение МиГ-29 и тоже из немецкой книги об авиации, правда о ВВС ГДР. А с нашим флотом, отдельная история. Я даже выписывал "Морской сборник", чтобы хоть что-то узнавать о флоте Советсского Союза. Если до 50-х информация была, то после... Приходилось "рыть" польские и немецкие книги.

    Совершенно с вами согласен. Польские и ГДРовские издания действительно были отдушинами. Был еще журнал (или книга, уже не помню) ГДРовская "Флотен ташенбух". И ГДРовский ежегодник Флайт Ревью (кажет). Ну а когда начал работать в "ящике" появилась возможность читать швейцаркий журнал "Интеравиа", английский "Спейс флайт" , "джейны" и другие справочники. По сравнением с тем мизером информации, что была у нас - это действительно был Клондайк.
    В частности из "Джейна" я впервые узнал списочный состав нашего флота с делением по классам и обозначение того или иного класса. А секретность порой была настолько глупа - что вредила больше, чем помогала

    Кстати. В статье не упомянуты например такие "фейки", как советский стелс истребитель МИГ-37Б, стелс-вертолет КА-56, вертолет-истребитель КА-34 (или 36, уже не помню), легкий штурмовик СУ (по схеме аналог французского "Миража",
    1. 0
      20 мая 2017 22:27
      В ГДР был "Флигерревю", а в ФРГ - "Флюгревю".
    2. 0
      20 мая 2017 22:32
      В ГДР был "Флигер Ревю", а в ФРГ - "Флюгревю".
      МиГ-37 и Ка-56 по разряду фантазий изготовителей масштабных моделей, а не журналистских фейков. Лёгкий штурмовик Су, "похожий на "Мираж"", скорее всего, существовал в виде макета и предлагался на конкурс учебных самолётов, по которому были построены МиГ-АТ и пошедший в серию Як-130.
  6. +2
    14 мая 2017 11:01
    У нас есть такие приборы! Но мы вам про них не расскажем. Я смотрю, главные фантазеры- макаронники.
    А скорее всего у нас прекрасно работали службы дезинформации. bully
  7. +1
    14 мая 2017 11:23
    Так именно с итальянских СМи начался фейк о десятках советских космонавтах, которые "заблудились" в космосе до и после Гагарина! laughing
  8. 0
    14 мая 2017 12:07
    Шикарная статья. Много нового узнал про родную авиацию)))
  9. +1
    14 мая 2017 14:58
    Прекрасная статья, некоторые модели увидел впервые.

    К сожалению повсеместная секретность - это был бич. Никакого доступа к информации небыло, тут говорят о немецких и польских изданиях - так до начала 1990х годов где было их взять в глубинке России обычному школьнику ?
  10. +2
    14 мая 2017 15:41
    Цитата: Ратник2015
    К сожалению повсеместная секретность - это был бич. Никакого доступа к информации небыло, тут говорят о немецких и польских изданиях - так до начала 1990х годов где было их взять в глубинке России обычному школьнику ?

    Я жил в Новочеркасске с 1973 года. В библиотеке, в отделе иностранной литературы такие журналы были примерно с середины 70-х, некоторые с начала 80-х. Книги обычно были в книжном магазине. Там не в каждом, конечно, но были отделы иностранной литературы. А вот справочники - да, это посложнее. Тот же "Джейн" я мог просматривать только в Москве, в Государственной Публичной научно-технической библиотеке (ГПНТБ).Плюсом в ГП НТБ было то, что можно было заказать фотокопии. Разумеется не всего справочника, но страниц 300 можно было сделать
    А секретность. Доходило до того, что из иностранных журналов соответствующие структуры изымали многие материалы, связанные с советской военной техникой. Не все, но большинство. Доходило до маразма. Иностранцы могли читать материалы о советской военной технике, мы - нет. И самое смешное, что статьи изымали, а из оглавления - нет. Первый такой попавшийся мне изъятый материал, следы которого остались в оглавлении был материал, который назывался "СУ-24 - советский "Торнадо"
    1. +2
      14 мая 2017 16:41
      В 1984 г. нас возили на просмотр фильмов о нашей технике в штаб округа. Самый интересный оказался американский. Вот Вам и секретность.
  11. +4
    14 мая 2017 22:37
    Хорошая статья.Но,Миг-18 ,кажись был в опытном экземпляре.Точнее сказать немогу.
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    15 мая 2017 20:23
    Цитата: древний
    По поводу Як-26

    Видел пару таких Як-25ВР на стоянке иап в Шяуляе в 1970-ых. Возможно, закончили свою жизнь как мишени.
    1. 0
      20 мая 2017 22:30
      До самого недавнего времени Як-25РВ стоял в Монинском музее. РВ, не ВР.
  14. 0
    15 мая 2017 21:08
    Ну развлекуха и рисунки гипотетических советских самолётов. И так стрёмно даже названия на ниши похоже bully
    1. 0
      5 июня 2017 23:39
      Развлекуха... Из журнала " Зарубежное военное обозрение" в году 1984 узнал: танк "Абрамс" первый на западе танк с ГТД. Стало понятно, что у нас уже есть. А в том, что в перестройку страна идеологически проиграла в т.ч. из-за секретности про свою же силу, известную вероятному противнику, но скрываемую от мальчишек и их родителей в своей стране, впав в паранойю и маразм одновременно.
  15. 0
    20 мая 2017 23:41
    Цитата: Quzmi4
    В ГДР был "Флигерревю", а в ФРГ - "Флюгревю".

    Спасибо за поправку. Столько уже лет прошло, что название и не упомнить.

    Цитата: Quzmi4
    В ГДР был "Флигер Ревю", а в ФРГ - "Флюгревю".
    МиГ-37 и Ка-56 по разряду фантазий изготовителей масштабных моделей, а не журналистских фейков. Лёгкий штурмовик Су, "похожий на "Мираж"", скорее всего, существовал в виде макета и предлагался на конкурс учебных самолётов, по которому были построены МиГ-АТ и пошедший в серию Як-130.

    А чем фантазии изготовителей моделей МИГ-37 и КА-56 отличаются от журналистских фейков? Да ничем. И то, и другое - не существующие "изделия". Что-то из журналистских фейков может и существовали на этапе испытаний - ХЗ

    А СУ-хх по схеме "Миража" - нет, он не предлагался в виде макета на тот конкурс. От фирмы Сухого в нем участвовали машины серии С-50...
  16. 0
    24 марта 2018 19:54
    В 1956 году во французском журнале «Авион» появилась заметка о том, что в СССР начата постройка атомного бомбардировщика, способного доставить атомную бомбу в любую точку мира. К тексту прилагалась и картинка, на который был изображён гигантский бомбардировщик, выполненный по схеме "утка".
    Очень впечатляющая картинка! bully
    Помню, в советские времена еще школьником выписывал через отца- офицера " Зарубежное военное обозрение" Приходил адресату журнал в закрытом конверте.
    Так вот в нём тоже появлялись иногда гипотетические образцы вооружения "супостата" smile Нереализовавшиеся...