Як, обогнавший F-35

81
В конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева занялись самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) в 1962-м, и уже через два года первая машина – Як-36 – была готова к испытаниям. Работы по этой программе велись более сорока лет, венцом стал сверхзвуковой истребитель Як-141. В 1991 году шеф-пилот КБ Андрей Синицын установил на нем 12 мировых рекордов. Но в серию машина не пошла. Сегодня он, летчик-испытатель 1-го класса и Герой России, вспоминает драматичную историю отечественных «вертикалок».

– Вертикальные взлет и посадка требуют особых навыков. Классическая подготовка, полученная пилотом, сильно мешает? Трудно переквалифицироваться в «вертикальщики»?



– Сам я как раз не получил классического летного образования. Я окончил МАИ в 1972 году. Пока учился – летал в аэроклубе ДОСААФа. Распределили меня в ЛИИ им. Громова, работал инженером в Школе летчиков-испытателей Минавиапрома и брал крепость изнутри. Как раз тогда на Смоленском авиазаводе запускали в серию Як-18Т, и я попал в число слушателей этой самой школы. По окончании поехал в Смоленск заводским летчиком-испытателем, потом в Тбилиси в том же качестве на серийный завод, но летал уже на МиГ-21УМ. А в 1980 году меня пригласили летчиком-испытателем на фирму Яковлева. К тому моменту Як-38 производился серийно, даже стали появляться первые модификации, соответственно и испытания шли полным ходом. К ним подключился и я, но не сразу – начинал с транспортных полетов. Тогда испытательных баз было много, со всеми поддерживалось сообщение, потому участь всех вновь приходящих была одинаковая – правое кресло в Як-40 и Як-42. Испытательные полеты попутно.

Чтобы включиться в программу Як-38, необходимо было освоить пилотирование вертолета, поскольку в режиме висения алгоритм действий похож. Но есть и принципиально различные моменты. Во-первых, вертолет садится на воздушную подушку, под ним давление выше окружающего. А под самолетом возникает разрежение, его подсасывает. Во-вторых, центр тяжести вертолета находится ниже точки приложения подъемной силы в отличие от самолета, стоящего на газовых струях. Можно сравнить с шариком, в одном случае находящимся в ямке, а в другом – на выпуклости. Само поведение газовых струй и методика управления ими стали предметом многочисленных исследований и диссертаций, картина там очень сложная.

Як, обогнавший F-35


– К моменту вашего прихода в «вертикальщики» уже был опыт предшественников. Всех ли самолет принимал или были те, кто не смог с ним совладать?

– Ведущим летчиком-испытателем самой первой яковлевской «вертикалки» – Як-36, который показывали в том числе и на параде в 1967 году в Домодедове, был Валентин Григорьевич Мухин, Герой Советского Союза. Он же начинал работать и с Як-38. Конечно, машина специфичная в освоении. На мой взгляд, все начинается с корней, с теории. Если человек понимает, как все устроено и работает, если все это пропущено вначале через голову, а потом и через руки, только тогда можно почувствовать самолет. «Вертикалка» летает на трех режимах – классическом самолетном, висении за счет реактивных струй и переходном, сочетающим первые два. И успех зависит от понимания того, что происходит на каждом этапе. Для летчика с большим опытом за плечами весь его предыдущий багаж оказывается зачастую неприменимым. Многим, даже имевшим квалификацию испытателя, переломить себя оказывалось очень сложно. Рассказывают случай, как один очень именитый коллега впервые полетел на вертолете – естественно, в правом кресле. Перед посадкой скорость снижается, что, как правило, связано с аэродинамической тряской. И все самолетные рефлексы человека взбунтовались, он начал искать держки катапульты. Понятно почему – скорость падает, вибрация нарастает, высота минимальная. На самолете это означает, что сейчас произойдет сваливание. Какая нормальная психика такое выдержит? Потому справлялись не все. К испытаниям первой «вертикалки» – Як-36 привлекли большую группу опытнейших летчиков из ЛИИ, но многие так и не смогли работать с этой машиной. Когда я начал летать, все стало проще – автоматика постоянно совершенствовалась и брала на себя многие функции. Это упрощало работу, но не отменяло рефлексы. Мухина на испытаниях Як-38 сменил Михаил Сергеевич Дексбах, впоследствии Герой Советского Союза. Именно он по сути сумел полностью изменить отношение летчиков к машине. Фокус в чем? Считалось, что если в ходе испытаний произойдет отказ силовой установки, то высота до двух метров вроде как безопасная, при падении ни с машиной, ни с летчиком ничего не случится. Потому именно эту высоту выбрали для испытаний на висении. Машину в полусвободном состоянии подвешивали над бетонкой. Но для «вертикалки» высота до двух метров – это реактивная «помойка», где газовые струи, отражаясь от бетона и сталкиваясь, ведут себя самым непредсказуемым образом. Самолет болтает страшно, удержать его на такой высоте практически невозможно. Оптимизма это у летчиков, понятно, не вызывало. И когда Дексбах интуитивно дал газ и поднял машину выше, метров на пять, ситуация волшебным образом изменилась: самолет в режиме висения стал куда более послушным и управляемым. С того момента именно эта высота стала базовой и для испытаний в режиме висения, и для обучения летчиков.

Як-38 был примечателен еще уникальной системой автоматического катапультирования, не просто рассчитанной по тангажу и по крену, но и учитывающей скорость, с которой машина приближалась к граничным значениям. Система эта, включавшаяся при наборе высоты два метра, спасла жизни многих летчиков.

Полученный на испытаниях опыт привел к тому, что набирать «вертикальщиков» в морскую авиацию стали не из тех, кто уже имел солидный налет и наработанные рефлексы, а из выпускников училищ, для которых адаптация к непривычным условиям пилотирования проходила быстрее и проще. Хотя и опыт не всегда помеха, тут дело главным образом в психологии. Набирали «вертикальщиков» и из вертолетчиков, предварительно обучив их пилотированию истребителя. Самолетчиков соответственно учили пилотированию вертолета.

– Как раз ваша ситуация...

– Я на Як-38 сел не сразу, хотя переводился в КБ именно с прицелом на эту машину. Летчиков не хватало, транспортной работы было много, и никто не спешил переводить меня в «вертикальщики». В то время первым заместителем Александра Яковлева, который к моменту моего прихода на фирму уже отходил от дел, был главный конструктор КБ Керим Бекирович Бекирбаев, много сил отдававший вертикальной тематике. Во многом благодаря ему тема вообще развивалась. И именно в его руках была моя судьба. Когда я в конце концов не выдержал, подошел к Бекирбаеву и спросил: «Почему меня не готовят на Як-38?», он ответил неожиданно: «А действительно, почему?». И дал команду составить для меня программу. На вертолете меня учил Николай Бессонов, царство ему небесное – погиб на «восьмерке». Получил я допуски на Ми-4 и Ми-8, параллельно летая в ЛИИ на МиГ-21. А вот «спарки» Як-38 у нас не было, но в Саках, в Центре боевого применения авиации ВМФ имелась. Целая история вышла с согласованием – Минавиапром, Министерство обороны, ВМФ… Отправился я в Саки, когда оставалась какая-то последняя подпись, ее должны были поставить со дня на день. Правда, дожидался я ее в Крыму чуть ли не полгода. Меня в основном возил замкомандира полка по летной подготовке Володя Кучуев, тоже уже ушел из жизни. Парень был замечательный, в 29 лет стал подполковником, на «вертикалке» летал здорово. Но полгода не зря просидел – с утра шел на старт, наблюдал взлеты-посадки, изучал манеру пилотирования, отмечал какие-то ошибки. Анализировал, на разборах полетов внимательно прислушивался, поэтому все у меня пошло достаточно легко и допуск к самостоятельной работе на Як-38 я получил быстро.

– А потом вернулись в КБ с допуском на Як-38 и...

– Работы по этой тематике для меня не было целый год. На следующий расписали испытательную программу. Нас на тот момент было трое на эту машину, два опытных – Михаил Дексбах и Юрий Митиков, я – молодой, да ранний. Естественно, меня везде вписывали дублером. Но так случилось, что один улетел в длительную командировку в Афганистан, другой заболел, и весь объем испытательной работы повис на мне. В тот год я провел очень много программ, влетался в машину, она мне очень нравилась. Потом появилась модификация Як-38М, ведущим по ней был Митиков, я у него дублером.

К тому моменту испытали взлет с коротким разбегом. Оказалось – эффективнейшая вещь. При разбеге весь вал аэродинамического мусора оставался сзади, исчезал эффект подсоса, на компенсацию которого расходовалась изрядная доля мощности и горючего. Но освоение этого режима давалась очень тяжело. В результате отработали схему: запуск двигателей, сопло основного двигателя – от горизонта 30 градусов, чуть поднимаются обороты подъемных двигателей, и в таком состоянии начинается разбег. При достижении скорости 80–100 километров в час автоматика отрабатывает вертикальный взлет и машина пошла. Этот способ взлета увеличил грузоподъемность машины на 1200 килограммов, огромная цифра. Получается либо значительное увеличение бомбовой нагрузки, либо столь же значительное увеличение радиуса действия. Ведь вес был самым критичным параметром у Як-38 и, насколько я знаю, за все изобретения и рацпредложения, работавшие на снижение массы отдельных узлов, в КБ давали хорошие премии. А тут сразу такая прибавка только из-за смены алгоритма взлета! То есть можно смело говорить о том, что машина обладала огромными скрытыми резервами. При этом наука полагала, что подобный взлет для самолетов типа Як-38 невозможен в принципе по причине того, что синхронно управлять тягой трех двигателей в момент отрыва летчик не в состоянии. Было даже официальное заключение, что взлет с коротким разбегом на этой машине невозможен. Бекирбаев долго хранил эту бумагу у себя. Но именно благодаря ему и ученым из ЛИИ, обосновавшим и досконально просчитавшим методику, взлет с укороченным разбегом стал возможен. От КБ по этой программе работали Митиков и Дексбах, от ЛИИ – замечательный летчик Олег Григорьевич Кононенко. Он погиб как раз на этом режиме при испытаниях с корабля на Дальнем Востоке. Видели, что у него «не пошли» сопла при взлете, но конкретную причину катастрофы выяснить не удалось: машину подняли не сразу, она несколько месяцев пролежала в соленой воде. Как и не было выяснено, почему летчик не катапультировался. Сам я на кораблях летал довольно мало, с Як-38 работал на Черном море и потом уже с Як-141 – на Баренцевом.

Но в результате режим ВКР, взлет с коротким разбегом, после того как все было отработано, оказался очень простым и в придачу экономящим огромное количество топлива. На взлетном режиме, насколько помню, 38-я машина съедала пять килограммов керосина в секунду, и получалось, что при чисто вертикальном взлете килограммов 300 расходовалось даже при самой расторопной работе летчика. Аналогичная посадка, она же «посадка с проскальзыванием», осуществляется со скорости 80 километров в час. Ее принцип – машина при снижении уходит из аэродинамической «помойки», о которой мы говорили.

– Мог режим висения на высоте, скажем, 2000 метров использоваться для решения боевых задач?

– Он опробовался, в частности в ходе испытаний в Афганистане. Но там в придачу к высокогорью (а в этих условиях падает тяга) было еще и очень жарко, машина с трудом поднималась, имея всего пару ракет. Поэтому испытания провели, возможность использования «вертикалки» в таких условиях доказали, но убедились, что боевая эффективность классических штурмовиков Су-25 в высокогорье значительно выше.

В чем смысл использования «вертикалки»? Практически не нужна полоса. Дайте огрызок длиной 120–150 метров, и мы взлетим. ВПП во время боевых действий становятся едва ли не основными целями. А мы с любого уцелевшего кусочка бетонки взлетим. Прорабатывались программы взлета прямо из бетонных укрытий, что при нужде позволяло поднять в воздух одновременно все имеющиеся самолеты без ожидания своей очереди на ВПП. Существовал проект, когда Як-38 взлетал с трейлера и садился на него же, причем трансформируемая посадочная площадка одновременно являлась и контейнером, в котором перевозился самолет. Эти испытания успешно провел Олег Кононенко в 1980 году. Для облегчения ориентации создали специальную оптическую систему визуальной посадки, позволявшую летчику видеть пространство под самолетом.

Получается, первое огромное преимущество «вертикалок» – работа вне аэродромов, это на суше. Как следствие – скрытное перемещение в любую точку, взлет с любой площадки. А на море – возможность использовать для базирования и взлета-посадки практически любые суда, проводились испытания старта с контейнеровозов. Эту программу отлично отработали инструкторы из Сакского центра, доказав тем самым, что с самолетами вертикального взлета любую баржу можно превратить в авианосец.

– Як-38 по своим параметрам соответствовал штурмовику, а Як-141 изначально разрабатывался как сверхзвуковой истребитель. Именно вы первым поднимали его в воздух, и кому, как не вам, его оценивать...

– Между 141 и 38-й машинами был еще Як-39. Формально – модернизация Як-38, но по сути совсем другая машина. Этот проект так и не состоялся, хотя, на мой взгляд, был бы очень полезен. А Як-141 разрабатывался очень долго, главным образом из-за проблем с силовой установкой. Поначалу планировался один двигатель, который был бы способен работать «за троих», по схеме английского «Харриера». Потом из-за технических проблем вновь вернулись к трехдвигательной компоновке. Начинались работы где-то в 1979 году, а первый полет я выполнил только в 1987-м.

У «Харриера» перед Як-38 было большое преимущество – один двигатель, а не три. Двигатель двухконтурный, из «холодного» первого контура отбирали мощность два передних сопла, два задних были уже «горячими». У него меньше напор газовых струй, что позволяло работать с грунта. В ЛИИ тоже проводились эксперименты по взлету Як-38 с грунта, с установкой специальных защитных сеток на воздухозаборники. Взлет с коротким разбегом получался, но штатным для машины так и не стал.

Еще одно преимущество двухконтурного двигателя «Харриера» – значительно меньший расход топлива. Нельзя сказать, что наши двигателисты не смогли бы создать подобную силовую установку. Скорее у них не было должной заинтересованности: работа специфическая и трудоемкая, а серийный заказ наверняка окажется небольшим.

– Если говорить об ощущениях летчика, разница между легкой и тяжелой машиной очень заметна?

– Як-141 получился процентов на 60 тяжелее Як-38, и в пилотировании это было очень ощутимо, главным образом из-за увеличившихся моментов инерции. Нужно было очень внимательно контролировать машину, особенно на висении.

Первый полет на Як-141 был выполнен 9 марта 1987 года. Взлетал по-самолетному, тогда контур вертикального взлета еще не был доведен до ума, а с испытаниями торопили. Ресурс двигателя разработчики назначили часов 50, если не меньше: были, насколько я знаю, проблемы с разрушением сопла на стенде, потому двигателисты подстраховались. Первая программа испытаний включала двадцать полетов. После того как я выполнил три из них, вызывает Бекирбаев: «Все, Андрей, на этом программу заканчиваем, двигатель отправляем на доработку». Я попытался возражать: программа есть, летаю вроде нормально, зачем прекращать? А он: пока ты там спокойно летаешь, мы тут все в предынфарктном состоянии. Они знали, что двигатель еще сырой, что отказ может быть в любой момент. А мне-то что – молодой, программа интересная. Только летай! Тогда испытания остановили на два месяца, которые в результате вылились в два года.

Всего было построено четыре Як-141 – одна стендовая, одна на статические испытания и две летные машины. У летных немного отличались системы управления, с большей или меньшей степенью автоматизации. В сентябре-октябре 1991 года оба летных экземпляра доставили для испытаний на Северный флот. Мне довелось первому выполнять посадку Як-141на авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» и взлетать с него. Тот цикл испытаний по сути оказался последним для Як-141. Одна машина потерпела аварию и полностью вышла из строя.

– Что говорит ваш корабельный опыт?

– «Вертикалки» при использовании с кораблей гораздо человечнее по отношению к летчику, чем классические самолеты. При посадке на аэрофинишер пилот испытывает колоссальные продольные перегрузки, что сказывается на здоровье, в частности на глазах и на позвоночнике. Поэтому введено ограничение числа посадок в летную смену у палубных летчиков. Да и сам заход на посадку, когда требуется точнейшее соблюдение глиссады, вызывает сильнейшее напряжение. «Вертикалка» в этом плане очень комфортна. Мы проводили в свое время испытания по приборному заходу при посадке на корабль – машина приходит практически по нулям. И при этом никаких избыточных нагрузок. Как на велосипеде подъехал. Расчет посадки простейший, в сложных метеоусловиях нужно знать лишь два внешних параметра – удаление до площадки и направление на нее. Траекторию можно построить в уме, и эта простота подкупает. И если летчик перешел ту весьма непростую грань, после которой пилотирование «вертикалки» становится удобным и привычным, дальше одни плюсы.

– Наверняка вы общались с летчиками, которые бывали в дальних походах. Что они рассказывали?

– Летчикам тяжело на корабле. Непривычное для них замкнутое пространство – месяцами. Плюс проблемы гигиенического свойства, абсолютно неожиданные для тех, кто не в теме. Летают в МСК – морском спасательном комплекте, а это же по сути резина. Летчик облачен в МСК на протяжении всей летной смены. В костюме есть система вентиляции, подключаемая к внешним источникам – на корабле и в самолете. Надел – вспотел, дошел до комнаты предполетной подготовки, подключил его там к системе вентиляции – тебя продуло. Простудные заболевания становились нормой плюс какие-то кожные раздражения. Конечно, вопросы эти решаемы, но необходимо понимать: мало создать самолет и обучить летчиков. В системе работы корабельной авиации мелочей вообще нет, там куча нюансов, и все нужно учитывать – от этого зависит эффективность корабельной авиации.

– Почему прекратился проект Як-141 и какие машины могли прийти ему на смену?

– У конструкторов идеи были изумительные, предлагались нестандартные и очень перспективные решения. Не буду рассказывать в подробностях, поскольку не являюсь их правообладателем. Но поступательное развитие вертикальной тематики вначале замедлилось, а затем вообще остановилось. Проблема в том, что для реализации любой технической идеи нужен заинтересованный заказчик. И нужны средства на НИОКР, на воплощение идеи в металле. Насильно мил не будешь, и говорить в отсутствие заказчика о каких-то схемах, которые могли бы быть реализованы, бессмысленно. И ведь не только ВМФ может быть заказчиком машин с вертикальным взлетом-посадкой. Те же «Харриеры» во множестве поставлялись не только на флот, но и в сухопутную авиацию. В свое время это направление, насколько мне известно, поддерживал министр обороны Дмитрий Федорович Устинов, именно его стараниями дело двигалось. И резко замедлилось вскоре после его смерти. А сейчас неизвестно даже, есть ли среди тех, кто принимает решения, компетентные люди, толком понимающие, что такое «вертикалка» и каковы ее возможности. Ведь с Як-141 мы опережали Запад в этом направлении лет на десять, а как сейчас оказалось – то и на двадцать. Основная изюминка у нас – трехсекционное поворотное сопло, способное работать при высоких температурах. Полагаю, слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141, основаны как раз на схожести конструкции сопла подъемно-маршевого двигателя. Согласитесь, странно: имея самый мощный авианосный флот, США тем не менее вложились огромными суммами в разработку «вертикалки», а мы, аналогичных авианосцев не имеющие, свою программу свернули. Очень надеюсь, что история отечественных самолетов с вертикальным и укороченным взлетом на Як-141 не остановилась, еще появятся машины следующих поколений.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 мая 2017 06:55
    "вертикалки" интересны,но нужны ли? request в настоящее время,не вижу применения в наших войсках... what
    1. +4
      21 мая 2017 07:03
      Цитата: андрей юрьевич
      "вертикалки" интересны,но нужны ли?

      Соглашусь с вами в том плане, нужны ли они нам? И так ли нужны России авианосцы? Мы часто читаем, что в России то там, то сям изобрели то, чего в мире нет. Например сейчас утверждают, что наши процессоры позволяют... fellow Но пользуемся мы китайскими, корейскими, японскими ...электронными устройствами...Наверно, так нужно...
      1. +2
        21 мая 2017 07:35
        Цитата: yuriy55
        "вертикалки" интересны, но нужны ли?
        Соглашусь с вами в том плане, нужны ли они нам? И так ли нужны России авианосцы?

        Пущай будут! "Запас карман не тянет" - авось пригодятся.
        1. +2
          21 мая 2017 16:31
          – Вертикальные взлет и посадка требуют особых навыков. Классическая подготовка, полученная пилотом, сильно мешает? Трудно переквалифицироваться в «вертикальщики»?
          Цитата: venaya
          – Вертикальные взлет и посадка требуют особых навыков. Классическая подготовка, полученная пилотом, сильно мешает? Трудно переквалифицироваться в «вертикальщики»?

          Говорит не совсем правильно... "Летчик (по приизванию) без труда летает на всем , что летает и прикладывает усилия летать, на том, что априори летать не должно...", но летает... wink
          И все самолетные рефлексы человека взбунтовались, он начал искать держки катапульты. Понятно почему – скорость падает, вибрация нарастает, высота минимальная. На самолете это означает, что сейчас произойдет сваливание. Какая нормальная психика такое выдержит?

          Чего то как репортаж из палаты №6...Не знаю летчиков которые бы инксистивно за ручки хватались.... не тому нас учили и много ребят потеряно именно из за того, что за ручки хвататься их так и не научили... recourse
          1. +2
            21 мая 2017 17:19
            Як-38 по своим параметрам соответствовал штурмовику

            Да ну а грузоподъемность??? ему только только хватало 2е управляемые ракеты ВВ поднять, о каком штурмовике речь\???
            ,
        2. +10
          21 мая 2017 17:48
          Цитата: venaya
          Пущай будут! "Запас карман не тянет" - авось пригодятся.

          Есть такое понятие - "стоимость владения". Представьте себе, что вам подарили майбах. Задаром. Условие - вы его используете, и он должен быть на ходу в любую минуту. Бензин, 3 водителя, ремонт и обслуживание - за ваш счёт. Вопрос: потянет ли вас за карман такой запас? С нетерпением жду ответа.
          1. +1
            21 мая 2017 18:34
            Цитата: Zulu_S
            Вопрос: потянет ли вас за карман такой запас?

            Бензин в бочки, запчасти на склад, водителей - в бессрочный отпуск.
            ПыСы Майбах на колодки.
          2. +1
            21 мая 2017 19:22
            Цитата: Zulu_S
            Есть такое понятие - "стоимость владения"

            Повнимательнее приглядитесь к экономике и её составной частью военной экономике. По вполне объяснимой причине наиболее успешные экономические развитые государства практически всегда обладают развитой армией. Периоды наибольшего развития и нашей страны тоже совпадают с развитием военной техники. Меня всегда удивляет стремление избавиться от целого класса ЛА с возможностями ВВ и П, ведь подобные аппараты хоть и имеют несколько сниженные лётные ТТХ но не требуют для себя длинных ВПП, что особенно важно для театров военных действий на море. Только даже отсутствие необходимости иметь ВПП резко снижает затраты на "стоимость владения". Попробуйте самостоятельно пересчитать суммарную "стоимость владения", учитывая погодные условия в нашей стране где высока стоимость круглогодичного поддержания в надлежащем эксплуатационном состоянии ВВП, катастрофическую нехватку ВПП да даже и простых а/м дорог. В сумме само наличие ЛАВВП только снижает суммарную стоимость поддержания ВКС в достаточном боеспособном состоянии. Неужели так трудно провести столь не затейливые расчёты и увидеть значительную суммарную выгоду владением ЛАВВП ?
            1. +1
              23 мая 2017 00:01
              Цитата: venaya
              значительную суммарную выгоду владением ЛАВВП ?

              Слкдуя вашей логике, давайте ВСЮ нашу авиацию переведём на вертикальный взлёт и посадку. Представляете себе выгоду от Ту-160 с ввп? Не нужно супер-пупер аэродромов и т.д.
              Про гражданскую авиацию я и вовсе не говорю. Аэропорт на Комсомольской площади в Москве - обалдеть! А то, что лайнер будет долетать ровно до Домодедово, ерунда. Главное, карман не тянет.
              Если бы Яки имели достаточный для боевого применения в радиус действия, они имели бы перспективу. А так, "если бы у бабушки было бы кое что, она была бы дедушка". Тут и расчёты не нужны.
              1. +1
                18 июня 2017 06:59
                Следуя Вашей логике, давайте применять КАМАЗы в качестве развозных грузовичков для хлебных киосков! laughing good Лопатой совковой так же можно есть борщ!
                Скажите, сударь, а в Вашу голову не приходила, когда-нибудь, случайно, дерзкая мысль, что инструменты обычно делают оптимальными именно для решения конкретных задач, а универсальные же могут многое, но как-то плоховатенько, в качестве временной замены... request sad Например, гаечным ключом таки-можно забить гвоздик, вот только молотком - сподручней yes Открою Вам страшную тайну! belay К авиационным системам это тоже относится! bully
                1. +1
                  18 июня 2017 20:57
                  "всё хорошо что в меру" - не надо перебарщивать с узко специализацией, глупо делать два бомбардировщика, один под ракеты другой под бомбы.
    2. +8
      21 мая 2017 09:33
      Может немного повнимательней почитаете статью? feel
      В чем смысл использования «вертикалки»? Практически не нужна полоса. Дайте огрызок длиной 120–150 метров, и мы взлетим. ВПП во время боевых действий становятся едва ли не основными целями. А мы с любого уцелевшего кусочка бетонки взлетим. Прорабатывались программы взлета прямо из бетонных укрытий, что при нужде позволяло поднять в воздух одновременно все имеющиеся самолеты без ожидания своей очереди на ВПП. Существовал проект, когда Як-38 взлетал с трейлера и садился на него же, причем трансформируемая посадочная площадка одновременно являлась и контейнером, в котором перевозился самолет. Эти испытания успешно провел Олег Кононенко в 1980 году. Для облегчения ориентации создали специальную оптическую систему визуальной посадки, позволявшую летчику видеть пространство под самолетом.

      Автору спасибо за статью. Весьма познавательна.
      1. +12
        21 мая 2017 10:18
        Цитата: Vladimir73
        Может немного повнимательней почитаете статью?
        Это же хотел посоветовать. Как-то все забыли, что большую часть авиации СССР потерял в первый же день войны, при ударе немцев по аэродромам в июне 1941 года. Как-то люди не хотят понимать, что километровые взлётно-посадочные полосы давно приоритетные цели, и они будут уничтожены вместе со всей инфраструктурой при начале военных действий, тем более, при превентивном ударе баллистическими или крылатыми ракетами. Говоря о флоте, который всегда в деле, и который является одним из главных инструментов "профилактики" от большой войны или её предстартовым состоянием, надо так же понимать. Первое, флот нужен, и нужен полноценный флот, способный выполнять все задачи на море. Все задачи на море невозможно выполнять без морской авиации. Если кто мучается вопросом, нужны ли России авианосцы, для начала надо осознать, что авианосец, в первую очередь, это носитель авиации, её мобильная платформа, морской аэродром, способный перемещаться в любую нужную точку мирового океана. Если авиация для флота нужна, а это так, то и авианосцы, бесспорно, нужны. Для упёртых "экономов" важно знать, что авианосец эффективнее и дешевле, чем ряд наземных баз-аэродромов, особенно за границей. Во-вторых, именно СВВП может использоваться как с практически любых пригодных для их старта и посадки кораблей, так и непосредственно с авианосцев меньшего размера или УДК. Ко всему, СВВП может использовать и традиционный взлёт для экономии топлива или укороченный, если нет необходимости в вертикальном, а самолёты традиционной схемы такого выбора не имеют. Короче, те, кто зарубил наш проект СВВП, либо дураки, либо предатели, третьего не дано. Чем скорее будут возобновлены работы над темой СВВП, тем лучше, отстать здесь можно уже навсегда.
        1. +4
          21 мая 2017 11:16
          Абсолютно согласен!!! Только Саратовский авиационный уже "раздербанили" значит надо новый строить, оборудование новое, спецов и пилотов учить... Разворовать все намного проще а востанавливать сложнее в разы...
        2. +1
          18 июня 2017 07:04
          Согласен. Хочется отметить, что наличие "Хорнетов" и (в былые времена smile ) "Корсаров" не помешало амерам наладить выпуск британских СВВП "Харриеров". Таки заткнули надежды на разработку А-12 глубоко за пазуху и пошли к "островитянам" на поклон...
          ПыСы Ник прикольный. Чеканная латынь, она такая чеканная good
      2. +1
        21 мая 2017 15:15
        Цитата: Vladimir73
        Может немного повнимательней почитаете статью? feel

        стоп! а сейчас то это нахрена? бетонная ВПП ремонтируется за пару часов, можно и быстрее, просто смысла нету, ибо то же время нужно на подготовку самолёта.
        1. +2
          24 мая 2017 19:59
          Цитата: ProkletyiPirat
          бетонная ВПП ремонтируется за пару часов


          Не буду спорить, только ремонт после массированного удара в случае если есть кому ремонтировать и чем ... request
          Самолеты то в капонирах спрятаны.... с техникой и личным составом не уверен что постоянно в укрытиях...
          1. 0
            24 мая 2017 22:55
            всё тоже в капонирах, да ещё и в зелёнке припрятано, там не так уж и много надо то, несколько уборщиков для ВПП да пара канистр с спец раствором, если же использовались более мощные средства например фугасно-ботонобойные когда воронки по несколько метров будут, то там то же не проблема, используют щебень, пару лопат и сверху новую бетонную плиту. Даже если всю технику уничтожат, то из города можно пригнать обычный трактор "белорусь" со сщётками да к нему несколько мешков с щебнем, бетоном и хим-загустителем для адгезии. 21-й век на дворе уже давно всё есть даже для гражданки.

            Это раньше ничего не было и все ВПП были грунтовые, а сейчас этих бетонок пруд пруди, одни аэропорты чего стоят...
            1. +1
              18 июня 2017 07:11
              Ага... Ну, да... А, после подавления ПВО объекта, за эти парочку часов сделают ещё пяток авианалётов и саданут по укрытиям крылатыми ракетами... good От городка, из которого надеялись пригнать трактора, останется радиоактивная полянка или озерцо иприта, присыпанное ви-газом good Короче, не война с массированным методичным перемешиванием личного состава с лопатами и гравием в гомогенную массу, а благорастворение воздусей и облака листовочек либерастического содержания wassat fool Вашими устами да медку бы хряпнуть! laughing
              1. 0
                18 июня 2017 21:04
                не надо преувеличивать, то что вы описали решается запасами зенитных ракет.
                кстати говоря, что лучше? держать 100 аэродромов по 10 ЗРК или 10 аэродромов по 200 ЗРК? второе явно выгоднее
    3. +3
      21 мая 2017 16:16
      Нам и заводы и фабрики не нужны, по мнению батальона Гайдаровцев!! Продадут все и купят!!
    4. +2
      21 мая 2017 18:30
      Цитата: андрей юрьевич
      "вертикалки" интересны,но нужны ли?

      Вертикалки придут на смену вертолетам, так как вертолеты достигли пределов своего совершенства.
    5. +2
      23 мая 2017 11:06
      Рассуждения весьма логичны и это понятно почему. Потому , что возможность достижения вертикального взлета таким комплексом усилий не имеет оправдания. Абсолютное большинство людей выражающих свое мнение по поводу вертикального взлета машины весящей десятки тонн даже не представляют с какими вопросами физического характера это связано . Поэтому на турбинах современной конструкции никогда не будет достигнут ,вообще , эффективный взлет , полет , маневренность и посадка на любой площадке. Особенно ужасающим выглядит проблема расходования топлива в моменты вертикального взлета и посадки. При этом отсутствие значительного запаса опорного потока моментально опрокидывает машину и значит , что должен быть огромный прирост тяги при изменении вектора этого опорного потока. Ни один , ныне существующий ,физический метод и устройства не способны обеспечить такой моментальный прирост скорости вращения и увеличить поток воздуха. Нужны принципиально новые решения.
      1. +1
        18 июня 2017 07:23
        Ага... Ну, да... Вы ещё скажите, что и ЦПУ с частотой 4 гигагерца и двумя лярдами элементов - это так же всё вражеская пропаганда... wassat good
        1. 0
          18 июня 2017 10:43
          Не скажу , что это не является достижением .Однако все должно быть гораздо проще и значит добротнее, а главное на порядки эффективнее. Вот об этих вещах я и говорю. Вы если в здравом уме , то сами себе представьте , что 2 млрд. элементов и каждый со своей функциональной задачей и со своими параметрами , а значит каждый может выйти из рабочего процесса и стать причиной выхода из строя всей системы. К тому же 4 Ггц это не предел
        2. 0
          18 июня 2017 21:05
          ни гигагерцами едиными живёт ЦП laughing
  2. +21
    21 мая 2017 07:08
    Что мне нравится это разноплановость статей на Во .
    В один день можно увидеть
    Ф35 фуфло , малозаметности - нет , ПАК ФА - круче и малозаметней.
    Шатл слизали с бурана . буран - сила . Шатлл - фуфло . почему ? потому . что слетав более 100 раз - ни разу не слетал в автопилоте.
    ф-35 вертикалка -- фуфло . но Як был первым и конечно круче.-- какая разница - что яка нет и практически не было -- он же круче.
    авианосцы - фуфло . корветы лучше , россия конечно может сделать авианосец 9 как сказал вчера Рогозин ) -- но зачем нам крупные корабли 7 ( я цитирую ) . крупный корабль - крупная цель . мы будем изготавливать меньшие , с возможностью больших.
    ИТд итп - всё что есть на западе -- изобретено в России \СССР и западом украдено.
    Полагаю, слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141, основаны как раз на схожести конструкции сопла подъемно-маршевого двигателя.

    гут.
    1. +10
      21 мая 2017 07:41
      smile

      Продолжу вашу логику...
      коммент фуфло...состряпан на западе...

      все фуфло но мы фуфло сделаем лучше.
      smile hi
      1. +13
        21 мая 2017 07:59
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        smile
        Продолжу вашу логику...
        коммент фуфло...состряпан на западе...
        все фуфло но мы фуфло сделаем лучше.
        smile hi

        не продолжая логику -- фуфло изобрели у нас , но запад это у нас украл.
        Их фуфло - фуфло , а наше настоящее wassat
    2. +4
      21 мая 2017 11:09
      Цитата: karish
      ИТд итп - всё что есть на западе -- изобретено в России \СССР и западом украдено.

      Локхид Мартин сами выдают информацию что при создании Ф-35 сотрудничали с КБ Яковлева и купили определенную документацию по Як-141 за 500 тысяч доллоров.
      1. +2
        21 мая 2017 15:55
        Однако у них был эксперементальный самолет намного более похожий на Ф35Б чем Як.
        1. 0
          21 мая 2017 21:11
          Цитата: BlackMokona
          Однако у них был эксперементальный самолет намного более похожий на Ф35Б чем Як.

          Это какой?
          1. +1
            21 мая 2017 23:07
            https://topwar.ru/52542-rossiyskie-konstаrukcii-p
            ovorotnogo-sopla.html


            Convair Model 200
            1. 0
              22 мая 2017 00:58
              Цитата: BlackMokona
              Convair Model 200

              Convair Model 200 всего лишь рисунок дальше они не продвинулись, самолета не было.
              1. 0
                22 мая 2017 11:00
                Тем не менее, идеи и наработки Model 200 не пропали бесследно. В 90-ых годах Lockheed-Martin выкупила у General Dynamics все их авиационные подразделения, в том числе и Convair. Вся информация и результаты, полученные в ходе работ над Model 200, были использованы в последующих проектах, в том числе и в F-35
                1. +1
                  23 мая 2017 23:45
                  Как-то не похож этот рисунок на F-35 от слова совсем, даже в части сопла. Рисовали потом на этом листе бумаги с Convair 200 что-то с другой стороны?
      2. 0
        23 мая 2017 13:45
        А почему так дешево?
    3. +8
      21 мая 2017 17:48
      Цитата: karish
      ИТд итп - всё что есть на западе -- изобретено в России \СССР и западом украдено.

      Ну ваша ирония мне понятна, и опираться как на доказательство, на ошибочное мнение коментирующих не стоит (вы сначала уточните их образование и специализацию то бишь профессию), ни кто не хает авиапром США я уверен, что там мозгов не меньше, да и возможности реализации идей наверное больше.. И ф35 к следующей модернизации исправит множество из своих проблем...ПРОСТО ТУТ ПРИВЫКЛИ ОГУЛЬНО ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ. Так, что это нормально и не вижу поводов для ломания копий, а вижу лишь возможность уважения мнения, как для меня, так Ф35 достойный сперник и мой интерес к нему состоит в изучении и анализе его слабых и сильных сторон, все вроде банально..., НИ ТЕБЕ ВСЕ ПРОПАЛО, НИ ТЕБЕШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ...
      1. +3
        21 мая 2017 18:41
        Цитата: NIKNN
        ПРОСТО ТУТ ПРИВЫКЛИ ОГУЛЬНО ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ

        Наверное это ответ на то, что кто-то под богоизбранным флагом любит ругать все наше? пусть идут на американские форумы - там хвалят все американское.
        1. +3
          21 мая 2017 18:42
          Цитата: KaPToC
          Наверное это ответ на то, что кто-то под богоизбранным флагом любит ругать все наше? пусть идут на американские форумы - там хвалят все американское.

          Да отпустите вы их пусть тешатся..Давайте сами реально на вещи смотреть... wink
  3. +3
    21 мая 2017 07:11
    "Ехидный вопрос": ну и где теперь производственно-технологическая документация по Як-141, кто теперь ею владеет?
    1. +5
      21 мая 2017 08:01
      Цитата: Monster_Fat
      "Ехидный вопрос": ну и где теперь производственно-технологическая документация по Як-141, кто теперь ею владеет?

      ну конечно же на западе - вы себе вообще представляет , какой объем эта документация занимает ?
      А если взять сопутствующие технологические цепочки ?
      1. +5
        21 мая 2017 08:14
        вы себе вообще представляет , какой объем эта документация занимает ?


        "синьки"? "кальки"? "сопроводиловки"? и пр. или..."фото-оцифровка"? В разном случае и объемы будут разными-от нескольких вагонов бумаги до примерно 10 Тб в зависимости от сжатия...

        А если взять сопутствующие технологические цепочки ?


        Вам от добычи полезных ископаемых? Тогда-да-"трудно даже представить...."

        Ну, а если, все же- "по существу вопроса"? "Где....Зин?"
    2. +2
      21 мая 2017 08:51
      Цитата: Monster_Fat
      Ехидный вопрос": ну и где теперь производственно-технологическая документация по Як-141, кто теперь ею владеет?

      Вот здесь.https://topwar.ru/4724-yak-141freestyle-gon
      ki-po-vertikali.html
    3. +1
      21 мая 2017 09:59
      "Ехидный ответ": надо было доки на звезду смерти до кучи отправить. Пущай строят\пилят...
  4. +4
    21 мая 2017 10:56
    обязательно появятся новые разработки лет через 25 на основе эксплуатации ф-35в, может к тому времени накопим денег и на авианосец им соответствующий.
  5. +1
    21 мая 2017 11:11
    Какая разница кто изобрёл?
    Важно кто применил....
    1. 0
      18 июня 2017 07:30
      Точно! К примеру, аппарат для измерения АД:
      Способ регистрации артериального давления с помощью ртутного манометра, лежащий в основе действия тонометра, и первый металлический сфигмоманометр были изобретены в 1881 году австрийским физиологом и патофизиологом Самуэлем Зигфридом Карлом фон Башем. В 1896 году Шипионе Рива-Роччи дополнил аппарат измерительной манжетой. В 1905 году российским хирургом Н. С. Коротковым было предложено использование аускультации при измерении артериального давления и описаны систолический и диастолический тона, сопровождающие сдувание манжеты.
      love
  6. +3
    21 мая 2017 12:04
    Уже писал в соседней ветке, что за летательными аппаратами вертикального взлета и посадки будущее, как военное, так и гражданское! В военной сфере радикально меняется применение авиации при поддержке войск на поле боя, на морском театре боевых действий. Это уход от ВВП, от той самой полосы, которая дорогая и часто закрывается по метеоусловиям. Раньше, были проблемы с управляемостью вертикально взлетающих и садящихся аппаратов из-за ограниченных возможностей летчиков. В 21 веке, при развитии информационных бортовых систем, это стало практически решенной задачей. Посадка 1-й ступени ракетного комплекса Илона Маска чего только стоит!
    1. +4
      21 мая 2017 12:50
      Готовьтесь, сейчас Вам тут посоны объяснят, какой у Маска попил и вообще Фалкон не летает laughing
    2. 0
      8 марта 2018 10:00
      Цитата: Sanny
      Посадка 1-й ступени ракетного комплекса Илона Маска чего только стоит!


      Она стоит $100 миллионов долларов. Тогда как запуск "Союза" целиком стоит всего 48. Это так, на всякий случай.

      Но по сути да - СВВП, экранопланы и многие другие аппараты в первую очередь страдали от отсутствия совершенных электронных автопилотов.
  7. +7
    21 мая 2017 12:43
    Цитата: karish
    Полагаю, слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141, основаны как раз на схожести конструкции сопла подъемно-маршевого двигателя.


    На дерибане СССР Запад и Израйль нажился будь здоров. Скорей всего чемоданы с советскими, военными разработками до сих пор разбираете. Умеете жать, что не сеяли...
  8. 0
    21 мая 2017 13:05
    Интересно, а мой пост куда пропал? неужто опять случайно военную тайну выдал?
  9. 0
    21 мая 2017 13:09
    Ну очень провокационный заголовок)) Если имелось в виду, что ЯК-141 обогнал F-35 по ТТХ, то: просто промоделируйте воздушный бой этих машин, и всё станет понятно. Если имелось в виду, что обогнал по времени, раньше создан - то тут вопросов нет, но с тем же успехом можно сказать, что его ещё и ЯК-38 с Харриером обогнали...
  10. Комментарий был удален.
  11. kig
    +1
    21 мая 2017 13:15
    Заголовок, конечно, громкий, это уже становится традицией. То, что Ф35 летает, а Як был сделан в 4-х экземплярах, ничего не значит. А в итоге только слухи: слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141

    В истории авиации можно найти очень много оригинальных проектов, которые не получили развития и не воплотились в жизнь. Вот и со 141-м это случилось. Наверное, жаль. Но если бы он был такой замечательный, то наверняка был бы запущен в серию.
  12. +2
    21 мая 2017 13:48
    Цитата: Per se.
    Для упёртых "экономов" важно знать, что авианосец эффективнее и дешевле, чем ряд наземных баз-аэродромов, особенно за границей.

    Очень спорный вопрос." Авианосцы в этом случае рассматриваются в составе авианосной ударной группы (АУГ). По подсчетам аналитика, содержание АУГ, имеющей в своем составе один авианосец, пять крейсеров и эсминцев, многоцелевую атомную подводную лодку, порядка 80 единиц авиационной техники и не менее 6700 человек, обходится Пентагону в очень крупную цифру – около шести с половиной миллиона долларов в день. С 1 декабря прошлого 2012 года, когда из состава ВМС исключили авианосец USS Enterprise, Соединенные Штаты располагают десятью такими АУГ. На их содержание и эксплуатацию тратится порядка 65 миллионов ежедневно."А авианосцы по одному как известно не ходят,и где тут экономия?Очень познавательная статья https://vpk.name/news/86870_avianoscyi_i_dengi_mn
    enie_g_hendriksa.html
    А вот еще из архива:http://topwar.ru/military-archive/army/Это для упертых "экономов". hi
    1. 0
      27 мая 2017 23:21
      Цитата: staviator
      располагают десятью такими АУГ. На их содержание и эксплуатацию тратится порядка 65 миллионов ежедневно.


      Не совсем верный подсчет. На оперативном дежурстве и боевых операциях находятся 1-2 группы. Остальные в портах на ремонте или у берегов на учениях в уменьшенной конфигурации группы.
      1. 0
        29 мая 2017 13:53
        Ну в любом случае ,авианосец даже на стоянке дороже стационарного аэродрома в несколько раз,разве не так?Плюс постройка авианосца(4-5 миллиарда зелени) И об экономии даже речи быть не может.Содержать несколько авианосцев может позволить не каждая держава.
        1. 0
          31 мая 2017 17:46
          Цитата: staviator
          Содержать несколько авианосцев может позволить не каждая держава.


          Более того, позволить себе 10 АУГ может только США. Несмотря на весь остальной флот, базы, выплаты военным, и НИОКР новых видов вооружения. Но в соотношении к ВВП США далеко не на первом месте в мире. Денег у них много, так что не парятся. Но конечно авианосец дорогая игрушка, с сомнительной эффективностью.
  13. +4
    21 мая 2017 14:00
    Опять потрясают славным советским прошлым перед проклятым американским настоящим.С небес на землю спускаемся и гордимся только тем что есть в нынешних ВВС,что можно пощупать и бросить в бой,а не музейными экспонатами и тем более чертежами.Достали,честное слово.
  14. +2
    21 мая 2017 14:07
    летательные аппараты с вертикальным взлётом ... это пожалуй будущее истребительной и штурмовой авиации ... и неважно беспилотной или пилотируемой ... выигрыши от боевого применения очевидны ... а пригодных аэродромов в районе ведения боевых действий может и не быть от слова совсем ... например поддержка наземной операции в центральной части США в условиях полного выведения из строя всех ВПП ... авианосец не подмога ... от берега через полконтинента лететь ... НУЖНАЯ И ВАЖНАЯ ТЕМА ТОВАРИЩИ
  15. +4
    21 мая 2017 14:27
    Вообще-то, Як-141 не был "последним предсмертным хрипом" ,,вертикалок,,...был и проект Як-201,который отличался некоторыми техническими решениями от Як-141.Не берусь доказывать аргументировано почему,но почему-то Як-201(хотя и в проекте) мне "нравится" более ,чем Як-141...Очень жаль,что Е.Б.Н.-тый бардак не позволил реализоваться проекту Як-201 в реальное "железо" !
  16. 0
    21 мая 2017 15:40
    Что ещё общего у Ф-35 и ЯК-141,кроме возможности вертикального взлёта?Глупо сравнивать такие машины.
  17. 0
    21 мая 2017 16:40
    як 38 служил в 99 ,пока менял движки на ту 16 в североморске3 упали 2 за 2 недели
    1. 0
      21 мая 2017 21:28
      Цитата: ФАРТ_RU
      як 38 служил в 99 ,пока менял движки на ту 16 в североморске3 упали 2 за 2 недели

      Хариеры падали не меньше Як-38
      1. +1
        21 мая 2017 21:53
        Цитата: saturn.mmm
        Цитата: ФАРТ_RU
        як 38 служил в 99 ,пока менял движки на ту 16 в североморске3 упали 2 за 2 недели

        Хариеры падали не меньше Як-38

        отличный повод для использования як38! fool
        1. +1
          22 мая 2017 01:22
          Цитата: ProkletyiPirat
          отличный повод для использования як38!

          Я про поводы не писал, лишь указал что западные вертикалки были такие же аварийные как и советские, это Вы что то самовозбудились
      2. +1
        22 мая 2017 09:07
        Вообще-то ,меньше .Статистику с ходу не приведу ,но ,если очень хотите -постараюсь найти .Хотя и Харриер тоже падал много и охотно .Более того ,в БД он оказался гораздо более сбиваемым ,чем классические ЛА .Причины вполне очевидны -один двигатель с 4 поворотными соплами в виде буквы Зю . Причем они располагались близко к ЦМ и не экранировались конструкцией
  18. +2
    21 мая 2017 17:15
    Чего то меня не опубликовали...попробуую вторично...– Вертикальные взлет и посадка требуют особых навыков. Классическая подготовка, полученная пилотом, сильно мешает? Трудно переквалифицироваться в «вертикальщики»?
    Цитата: venaya
    – Вертикальные взлет и посадка требуют особых навыков. Классическая подготовка, полученная пилотом, сильно мешает? Трудно переквалифицироваться в «вертикальщики»?
    Говорит не совсем правильно... "Летчик (по приизванию) без труда летает на всем , что летает и прикладывает усилия летать, на том, что априори летать не должно...", но летает... wink
    И все самолетные рефлексы человека взбунтовались, он начал искать держки катапульты. Понятно почему – скорость падает, вибрация нарастает, высота минимальная. На самолете это означает, что сейчас произойдет сваливание. Какая нормальная психика такое выдержит?
    Чего то как репортаж из палаты №6...Не знаю летчиков которые бы инксистивно за ручки хватались.... не тому нас учили и много ребят потеряно именно из за того, что за ручки хвататься их так и не научили... recourse
  19. +1
    21 мая 2017 17:38
    F-35B будут поставляться в Израиль и ЕМНИП бритам. В первую очередь это расширение возможностей при проведении спецопераций.
    F-35 на данный момент внушает уважение, более 90 тыс часов налета без упавшего самолета это не хухры мухры. Пока у нас нет ни одного самолета 5 го поколения, американцы имеют в своем составе уже более 400 машин. На момент когда у нас будет первое звено общее число машин 5 го поколения в США должно быть около 1000.
    1. 0
      21 мая 2017 21:55
      та и толку от этого количества? зенитная ракета всё равно собьёт, что 4-е что 5-е поколение...
      1. +1
        21 мая 2017 22:30
        Чтобы сбить необходимо выполнить целеуказание, а вот с последним есть проблема. Вот в этом то и толк. Имея возможность проникновения в contested areas, имея подавляющее преимущество в борьбе с 4 м поколением, количество имеет очень большое значение.
        1. 0
          23 мая 2017 18:43
          хде логика? аууу! fool
          зачем вам новый самолёт если он точно так же не обнаружит врага? для обнаружения нужны РЛС что на земле что на борту машины что внутри ракеты, тот же самолёт 5-го, 6-го, 100500-го поколения без РЛС нихрена не увидит, а если уже есть РЛС то зачем её ставить на самолёт?
  20. +2
    22 мая 2017 13:37
    СВВП нужны флоту и руководству нашего гос-ва пора вспомнить уже об этих самолётах,ведь американцы же снабжают свои авианосцы подобными самолётами,вот и руководству флота пора напомнить главе гос-ва о Як-41,под предлогом наличия СВВП у американцев и что нашему флоту такие тоже нужны.
  21. 0
    22 мая 2017 16:43
    вертикалки конечно же здорово уступают настоящим истребителям, но с другой стороны имеют свои преимущества, например 2 (две!) дюжины стартовых позиций на Элизабет! А сколько стартовых на Шторме?
  22. 0
    22 мая 2017 17:56
    На самом деле сейчас бы вертикалки типа 41го и крейсера подобные проекту 1143.4 могли быть более чем в тему. Универсальная боевая машина самостоятельно решающая пусть и небольшие по объёму но почти неограниченный круг задач.
    А как переучивали пилотов на вертикалки... Да уж то ещё было зрелище 4 лётные смены в неделю по 6-8 вылетов на борт...
  23. +1
    27 мая 2017 03:58
    Так, немножко "похулюганю" на тему авиации. Когда смотрю, как летают мухи, их возможности взлететь с места в карьер в любом направление, как они могут маневрировать, соотношение энергии ( заправки) к времени и дальности полётов, то приходит мысль, что кто из конструкторов сможет реализовать этот природный феномен в железе или других материалах, сделает революцию во всей авиации.
  24. 0
    9 июня 2017 09:39
    Если перенести воздухозаборники наверх, расположив их над крыльями то подсос воздуха снизу исчезнет, а подъёмная сила возрастёт.
    1. 0
      9 июня 2017 17:56
      да хоть где делай воздухозаборники, остойчивость всё равно не возрастёт...
    2. 0
      8 марта 2018 10:10
      ВЗ ни при чем, там из-за эффекта Бернулли струи двигателей создают по самолетом засасывающий сифон.
  25. +2
    10 августа 2017 20:01
    Нашими либерстами(предателями)при власти в 90-е была продано(про свой карман.конечно,не забыли) ,подарено,проср-но столько технологий и изобретений,что западникам пришлось создавать целый институт чтобы все разгребсти,до сих пор работают в поте лица.И данный самолет в их числе,сэкономивший так обожаемым штатам(хозяевам)млрды,т.б. длительное время они безуспешно бились над этим типом машины,вливая млрды $,получив ее,через несколько лет запустили в серию свое детище.Заодно перетащили к себе и специалистов и инженеров,едва ли можно сейчас найти лабораторию или кб в штатах без наших(уже не наших)людей.Никогда не забуду,как внучок писателя или рыжый,глаголили,что пусть едут хоть все,что они там подучатся,приобретут новые навыки и технологии и вернутся творить и созидать здесь у нас,ну-ну,и где они все обученные,25 лет прошло,пора бы уже и подучиться?Попутно с утечкой мозгов,разрушалась система образования и наука,закрывались и распродавались лаборатории и КБ.В итоге теперь когда заговорили о технологическом прорыве,кем,чем и где?И снова ваучерный рыжий на очередном месте,на острие прогресса,где бабло,с нулевым эффектом для страны,снова там скандалы и разборки,никогда и никакой эффективный менеджер ничего не создаст и не построит,он не способен творить,быть Яковлевым,Туполевым и т.п.Так нам удачи не видать,так и будем надувать щеки,вспоминая былые достижения и подвиги,как те же поляки.живущие временами Речи Посполитой,итальянцы-Римской империей и другие второстепенные малозначащие страны