Безумству храбрых поём мы песню? К 80-летию первого перелёта через Северный полюс

53


Фраза, написанная Максимом Горьким, была довольно распространена в описываемое время. Время титанов. Хоть сегодня многие продолжают стонать о сталинском культе личности, тогда да, был культ личности, но простите, были и личности.



Но безумны ли храбростью своею были те, кто совершил этот подвиг? Атака в стиле «любой ценой», как это выставляют сегодня некоторые организмы, или все-таки трезвый расчет и уверенность в своих силах?

Восемьдесят лет тому назад, 18 июня 1937 года, со Щелковского аэродрома взлетел самолет АНТ-25РД конструктора Туполева. Взлетел, чтобы 20 июня приземлиться на другой стороне земного шара, в Америке.



Не было в 1937 году ни одной уважающей себя газеты, не написавшей об этом перелете. В наше время все намного скромнее. Но 80 лет спустя мы напомним все этапы этого события.

Вообще, идея полета через Северный полюс в Америку принадлежала летчику Сигизмунду Леваневскому. И он был первым, кто пытался ее осуществить. Но в 1935 году его полет был прекращен по техническим причинам. Вообще, Леваневский — это отдельная страница в истории нашей авиации, так что ему стоит уделить внимания чуть позже.

Факт в том, что после неудачного полета Леваневский заявил, что летать на самолетах Туполева он больше не будет. И стал искать себе другое средство исполнения планов.

Но был человек, который не согласился с мнением Леваневского и продолжил прежний курс. Который в итоге привел к покорению полюса и трансполярного маршрута.

Имя ему — Георгий Байдуков.

Имя Байдукова незаслуженно отодвинуто историей на второй план. Ну да, второй пилот в экипаже Чкалова, совершившего первый перелет. На самом же деле — вопрос очень спорный.

Именно Байдуков уговорил Чкалова на участие в экипаже. Год потратил на это, и в итоге Чкалов уступил просьбам друга и совершил пробный полет на АНТ-25. Но сомнения были все равно, как объяснял сам Чкалов, он истребитель и летчик-испытатель. А тут такая бандура…

Но именно Байдуков, который принял участие в испытаниях АНТ-25 и доверял Туполеву и его машине, в отличие от своего бывшего командира Леваневского, «дожал» и Чкалова, и вопрос о перелете на АНТ-25.

Кроме того, Георгий Байдуков по праву считался одним из лучших специалистов по «слепым» полетам и имел кроме летной еще и штурманскую подготовку.

Вообще, вокруг этого полета была куча странностей. По идее, лететь должны были Громов, Юмашев и Данилин. Это был экипаж «экстра», и сомнений в том, что они смогут осуществить такой перелет, да еще и установить мировой рекорд дальности, ни у кого особо не возникало.

Но в дело вступило это пресловутое «любой ценой», с точностью до наоборот.

У Громова возникли проблемы со здоровьем в виде острой язвенной болезни. Экипаж Громова состоял из классных специалистов своего дела, и рисковать ими Алкснис и Сталин не хотели. Поэтому было принято решение, сперва полетит второй экипаж, чтобы изучить саму возможность перелета, а потом в дело вступит Громов сотоварищи и установит рекорд.

Что, собственно, и получилось. Два перелета, один экипаж стал первым, кто осуществил такое дело, второй экипаж установил мировой рекорд дальности в соответствии с мировыми правилами. Впервые в истории, этот рекорд принадлежал СССР.

Все были довольны. Ну, почти все.

Вернемся к экипажу Чкалова. Почему Чкалов?

Безумству храбрых поём мы песню? К 80-летию первого перелёта через Северный полюс


Откровенно говоря, Валерий Чкалов не совсем подходил для рекордного перелета. Точнее, не подходил совсем. Гениальный, пусть временами не очень дисциплинированный летчик-истребитель, затем испытатель.

Вся проблема в том, что Чкалов летал на легких машинах, выясняя их предельные возможности. Для этого ему не нужно было удаляться от аэродромов и уж тем более изучать аэронавигацию и овладевать навыками слепого полета.

Здесь первая разгадка. Думаю, что Байдуков навсегда запомнил неудачный старт с Леваневским, дуло пистолета, упершееся в бок и слова: «Я сказал — поворачивай». Тогда о психологической совместимости экипажей еще не думали, так что, наверное, Байдуков стал тут пионером.

Байдуков и Чкалов были друзьями не один год. И в сложной ситуации Байдуков мог не опасаться повторения истории с Леваневским. Отсутствие подготовки у Чкалова Георгия Филипповича не сильно смущало.

Понимал ли это все Чкалов? Прекрасно понимал. Потому и сопротивлялся. Пришлось Байдукову дать обещание, что в сложных условиях пилотировать машину будет он сам.

И последнее, возможно, самое главное: Сталин хорошо знал и любил Чкалова и мог разрешить ему полет. Байдуков быть командиром экипажа не мог в силу личных проблем: его отец, железнодорожник по профессии, был осужден на длительный срок заключения в связи с крупной катастрофой.

Кстати, после полета в Америку Байдукова-старшего амнистировали.

А в целом все произошло, как и было запланировано. Убежденный в возможностях самолета Чкалов убедил Сталина, и процесс сдвинулся с мертвой точки.

Тем не менее, Сталин решил не рисковать и повременить с Америкой. Для начала он предложил экипажу Чкалова слетать на Дальний Восток. И в качестве проверки, и для политической демонстрации.

Не подумайте, что я хочу выставить Чкалова этаким «политическим пассажиром». Все намного интереснее.

Да, то что Чкалов не мог летать «вслепую», не имел штурманской подготовки, да и длительных полетов не совершал — это только половина апельсина. У него были иные особенности, делавшими Валерия Павловича незаменимым членом экипажа.

Так бы сказали: «звериное чутье». Я скажу — птичье. Чкалов просто чувствовал любую машину, как себя. И то, что мог сделать Чкалов в отношении самолета, смог бы себе позволить далеко не каждый пилот.

Пример. Малоизвестный факт, но водном из тренировочных полетов после взлета шасси АНТ-25 не убрались, а застыли в промежуточном положении. Лопнули тросы… Лететь нельзя, садиться — значит, разбить машину.

С помощью порванного на веревки единственного парашюта и ломика, без страховки, Беляков, Байдуков и инженер КБ Туполева сумели поставить на место одну стойку. Двое тянули стойку шасси, инженер фиксировал ломиком. В открытом люке. Без страховки. Без парашютов.

Три часа Чкалов гонял машину в бесконечном вираже, не позволяя отклониться ей ни на полградуса. Любое изменение — и кто-то из товарищей, работавших в открытом люке мог отправиться в короткий последний полет.

Одну стойку выправили. Вторую заклинило окончательно. Чкалов сажает машину на правую стойку и хвостовое колесо. Без повреждений.

Подъем от ВПП перегруженной машины — не менее тяжелое дело. «Ты, главное, взлети, остальное мы сделаем», — говорил Байдуков другу.

Чкалов взлетел. А потом был многочасовой перелет и посадка на острове Удд. Не на аэродром. Не на грунтовку. На полянку между сопками. Чкалов сел. Мало того, что сел, через несколько дней, когда подвезли горючее и помощников, построив деревянную «взлетку», Валерий Павлович поднял оттуда самолет и полетел дальше.

Не зря, ох, не зря в своих воспоминаниях Байдуков писал, что первая его фраза после посадки в Америке (после того, как Егор Филиппович на протяжении 13 часов без смены вел самолет и посадил его) были «Ну вот, половину долга за посадку на остров Удд я тебе отдал».

Далее считайте сами, каждый кто как может. Байдуков так оценил.

Так что в экипаже Чкалов был на месте. На своем месте.

Самолет. Многие «эксперты» говорят, что АНТ-25 нельзя назвать техническим совершенством своего времени. Хорошо, вот только никто не смог привести примера, который был бы лучше.

Это был замечательный самолет. Одномоторный, с размахом крыльев в 34 метра, АНТ-25 обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен. Двигатель конструкции Александра Микулина мог бесперебойно работать в течение нескольких суток.

Главное — ни у кого в мире таких самолетов на тот момент не было даже близко.

Полетный вес самолета вместе с грузом горючего, снаряжения, продуктов — 11,5 тонны. По тем временам это очень и очень много. Предполагали, что самолет сможет не взлететь, и потому на Щелковском аэродроме построили специальную взлетную горку для ускорения.


Оснащение было скромным. Рация, СУК (солнечный указатель курса), компас. Но не забываем, на дворе все-таки 1937 год. 20 лет, как власть в стране сменилась. Кислородное оборудование. Кислород, которого, несмотря на расчеты, не хватило на всех, и пришлось «скидываться». В конце полета весь кислород отдали Байдукову, а Беляков и Чкалов летели, порой теряя сознание.

Но — долетели. По пути выполнив множество задач, самая главная из которых — проверка самолета и погодных условий, насколько реальная погода соответствует прогнозам. И насколько реально лететь в плотной арктической облачности. Насколько надежен двигатель. И так до бесконечности.

20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил благополучную посадку на военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда.

Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 16 минут.

Это был подвиг, потребовавший титанических усилий от экипажа. Но тогда такое время было, время титанов и в плане силы, и в плане духа.

Замечательнейший факт: президент США Франклин Рузвельт принял и лично поздравил всех участников перелёта в Овальном кабинете Белого дома. СТОЯ. Что для парализованного человека тоже было непростым действием. Но — два дюжих охранника подняли Рузвельта, и, опираясь на них, президент стоя приветствовал советских летчиков.

Больше примеров такого поведения американского президента я пока не нашел. Перед остальными он обычно извинялся и оставался в кресле.

Стоит сказать несколько слов об участниках.



Александр Васильевич Беляков (1897—1982). Штурман, Герой Советского Союза (1936), участник Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенант авиации.

Преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ.

В армии с 1916 года. В 1917 году окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии.

В 1921 году окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930—1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

В 1936—1939 годах — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939—1940 — флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 года — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.

В 1945—1960 годах — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года — в отставке.

Профессор Московского физико-технического института, в 1961—1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.

Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.



Георгий Филиппович Байдуков (1907—1994). лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (22 ордена). Генерал-полковник авиации, один из руководителей создания системы противовоздушной обороны СССР в 1950-х—1970-х годах.


В 1926 добровольцем вступил в РККА. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.

В 1931-1937 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок.

Испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.

С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир 4-го Штурмового Авиационного Корпуса.

После войны на командных должностях в ВВС: начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота, заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике, начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны, научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны.

Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Байдуков и Беляков в августе-сентябре 1941 еще раз побывали в США. Нам были нужны самолеты, а кто лучше мог пообщаться на эту тему с Рузвельтом?

Так что чкаловский экипаж еще раз побывал в Белом доме у президента США. Только вместо Чкалова был Громов… И самолеты начали поступать уже в декабре 1941 года. Но это совсем другая история.



Валерий Павлович Чкалов (1904 — 1938). Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза.

В возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, после учился в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В ноябре 1930 года Чкалов был направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

С января 1933 года Валерий Чкалов переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Что еще можно добавить? Только то, что через 20 лет своего существования страна, которая не вызывала ни у кого серьезных мыслей, смогла осуществить то, что никому не оказалось по силам. Перелет (и не один) через Северный полюс. На полностью отечественных самолетах.

Благодаря работе многих людей, отваге и упорству летчиков, и, что немаловажно, вере в свое оружие. Невооруженный АНТ-25 — не оружие? В военном смысле — да. А в политическом — очень даже.

Да, были люди в те времена, если перефразировать Лермонтова. Богатыри. И не безумству храбрых поем мы песню, нет. Отдаем дань памяти умелым рукам, светлым головам и отважным сердцам тех, кому оказалось по плечу невозможное.

На правах не рекламы, но совета: кому интересна эта тема, в 2016 году был снят 4-серийный фильм "Люди, сделавшие землю круглой". Фильм посвящен перелетам, смотрится на одном дыхании. Рекомендую.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 июня 2017 06:14
    категорически против "безумства храбрых"...это действительно время Титанов,всё передовое было использовано,всё лучшее, никакого "безумства", люди в то время осваивали 5й океан,всё было внове, и каждый поднявшийся на очередную высоту,и "превысивший скорость" был героем.имхо. как и теперь.
    1. +4
      19 июня 2017 14:43
      Соглашусь с Вами,никакого "безумства храбрых" там НИКОГДА и не было,а была долгая работа по подготовке перелётов самыми лучшими профессионалами своего дела.
      Несколько фактов-перед каждым перелётом двигатель АНТ-25 должен был наработать 25 часов и эти часы экипажи нарабатывали и нарабатывали не просто так,в ходе "обкатки" велась сложнейшая инженерная работа,расчёт расхода топлива на разных режимах работы,методика набора высоты полёта,фиксирование высот и температур обледенения,КСТАТИ экспедиция Папанина "Северный Полюс-1" одной из главных своих задач имела метеорологическую и радиоретрансляционную поддержку будущих перелётов,неспроста один из лучших полярных радистов в мире Кренкель сидел на той льдине вместе с Папаниным.Про специалистов я написал не просто так Чкалов.Громов,Юмашев.Байдуков были лётчиками испытателями,а Беляков например преподавал на кафедре аэронавигации а Данилин был автором методичек по штурманскому делу и лучшим штурманом СССР на то время,опять же мало кто упоминает что Громов ещё в 1934 г на АНТ-25 пролетел 13000 км,так что тщательная 3 летняя подготовка к тем перелётам таки имела место.по факту что имеем?
      1-Лучшее КБ страны Туполевское 3 года работало по этой теме
      2-Лучшие в СССР лётчики-испытатели тщательно готовили эти перелёты
      3-Штурманами обеих перелётов были те кто по сути были профессорами штурманского дела
      4-В обеспечении перелёта была проведена высадка на дрейфующие льды (Сев.Полюс-1) лучших полярных спецов СССР того времени-лучший полярный радист Кренкель,профессор Ширшов,лучший полярный метеоролог СССР Фёдоров,про легендарного Папанина с 1923 года радиофицировавшего Арктику вообще речь молчит-легендарный человек в то время
  2. +9
    19 июня 2017 07:13
    Малоизвестный факт, но водном из тренировочных полетов после взлета шасси АНТ-25 не убрались, а застыли в промежуточном положении. Лопнули тросы…

    Наоборот, факт даже очень общеизвестный...Правда не для тех, для кого передачи Малахова и иже с ним являются источником знаний, а для тех кто планомерно читал, читает и будет читать... Очень интересно с подробностями описывает ремонт стоек Байдуков в своей книге...


    А вот о Леваневском (очень самобытная и противоречивая личность в отечественной авиации) по подробнее хотелось бы узнать . Автора "ловлю на слове"...
    1. +2
      19 июня 2017 15:23
      Цитата: moskowit
      А вот о Леваневском (очень самобытная и противоречивая личность в отечественной авиации) по подробнее хотелось бы узнать . Автора "ловлю на слове"...

      В книге Э.Кренкеля "RAEM-мои позывные" есть такие слова о Леваневском: "Наша дружба с Леваневским началась в 1934 году после спасения челюскинцев, и отношения
      сложились на редкость хорошие, хотя мы были совершенно разными людьми. Леваневский
      собран, замкнут, немногословен, серьезен, подтянут. Одним словом, я видел в нем свою полную
      противоположность. Впрочем, может быть, именно это нас и сблизило. Противоположные
      натуры и характеры обычно быстро и хорошо сходятся...
      В трудной и рискованной летной службе, кроме отличных физических данных, знания
      техники, профессиональных навыков, обуславливающих потолок возможностей летчика, есть
      еще один фактор. О нем упоминают даже в солидных сочинениях по авиации и называют его
      элементом счастья. Да, в дополнение к воле, таланту, мастерству надо, чтобы еще чуть-чуть
      повезло, а вот этим-то Леваневский похвастать не мог. Он был невезуч."
    2. +2
      19 июня 2017 16:27

      Поищите такую книгу!
  3. +2
    19 июня 2017 07:24
    Мне эти полеты напоминают гонки колесных пароходов на Миссисипи в изложении Марка Твена.
    1. 0
      23 июня 2017 22:53
      и давно для вас вымысел и правда являются одним и тем же? belay
  4. +1
    19 июня 2017 07:41
    Сталин выбрал экипаж Чкалова,на мой взгляд,не по причине болезни Громова,болезнь не была помехой для полета.
    Два наших великих летчика имели абсолютно разный характер,один - педант,всегда подтянут и опрятен,увлекается музыкой и спортом,с тщательной подготовкой к каждому полету, другой - разгильдяй,рубаха-парень с открытой душой,простой рабоче-крестьянский парень, не любитель кефира.
    Выбор Сталина был сделан в пользу Чкалова,до конца жизни Громов так и не простил Чкалову,что не вылетел первым.
    1. +3
      19 июня 2017 08:13
      bober1982 во всем ищем червоточины, опять у вас взыграла классовая неприязнь! lol
      1. +2
        19 июня 2017 08:22
        дядя Мурзик, о какой классовой неприязни вы толкуете,мерещатся стали монархисты везде и всюду,может и даже в своём гараже ищите.
        Взаимоотношения Громова и Чкалова - можно несколько книг написать, две полные противоположности.
    2. +7
      19 июня 2017 10:25
      Цитата: bober1982
      Выбор Сталина был сделан в пользу Чкалова,до конца жизни Громов так и не простил Чкалову,что не вылетел первым.

      И тем не менее Громов сделал Чкалова, во втором перелете и не будь сложности по пересечению границы Мексики, он посадил бы свой самолет в Мексике...
      А на счет первенства, так не стоит забывать, что именно Чкалов своим полетом и посадкой на острове Удд

      доказал возможность перелета через Северный Полюс и что АНТ-25, конструкторской бригады Павла Сухого, не является "вредительским" самолетом, как это заявлял Леванеский. И что он зря отменил ТОТ перелет, побоявшись выброса масла из переполненного масляного бака.
      1. 0
        19 июня 2017 10:45
        Громов очень грамотно подошел к подготовке перелета,отсюда и такой выдающийся результат,как и вся его необыкновенная жизнь - и воевал,и создавал отечественную школу летчиков-испытателей,и много чего другого.При всём большом уважении к Валерию Павловичу.
        1. +2
          19 июня 2017 10:56
          Цитата: bober1982
          При всём большом уважении к Валерию Павловичу.

          Ну вообще то он был его УЧИТЕЛЕМ.
          1. 0
            19 июня 2017 11:06
            Моём глубоком уважении, а отношения учителя и ученика были,мягко говоря,очень сложными.
            1. +2
              19 июня 2017 11:08
              Цитата: bober1982
              мягко говоря,очень сложными.

              У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ и ссоры ВЕЛИКИЕ...
              1. +1
                19 июня 2017 12:03
                Согласен, у каждого своя правда была.
            2. 0
              19 июня 2017 12:35
              И что, об этом можно прочесть ? Если возможно определите координаты... Об этом слышу от Вас впервые.... Правда, я прожив жизнь, остаюсь наивным человеком....Хотя возможно...Два лётных гения...Один," рубахи рвать", другой "застёгнутый на все пуговицы"....Если поля деятельности перекрывались, то всё может быть.... Будьте добры, только ссылка на серьёзных свидетелей... Слухам не доверяю...
              1. 0
                19 июня 2017 12:53
                Вы меня озадачили конечно,про то,как был установлен чкаловский рекорд написано и рассказано очень много.Кстати лететь собирались одновременно два экипажа,с получасовым перерывом,но у Громова сняли двигатель,и переставили на машину Чкалова.
                Я могу конечно навлечь гнев дяди Мурзика ,но экипаж Громова был "дворянско-купеческим", а Чкалова - "пролетарским"
                В качестве дополнения,про рекорд оговорился,задачу не выполнили,блуждали.
                1. 0
                  19 июня 2017 13:52
                  Уважаемый коллега, Вы вообще то читаете комментарии? Я очень много знаю про полёты наших героических лётчиков... А Вы упомянули о конфронтации между знаменитыми пилотами... Поэтому я и попросил ссылку на то, где можно об этом получить достоверную информацию... Нет документальных свидетельств, нет про это и разговора... Остальное всё несерьёзная болтовня....
                  1. 0
                    19 июня 2017 14:07
                    Цитата: moskowit
                    Остальное всё несерьёзная болтовня....

                    Всё верно,поговорили и хватит.
                    Цитата: moskowit
                    Я очень много знаю про полёты наших героических лётчиков...

                    Тоже всё правильно, летчик должен быть отважным и героическим,а вот настоящий штурман - трусоватым и хитрым,не я придумал и сочинил,источник более чем уважаемый - штурман-генерал (военный,ВКС),поэтому фамилию не сообщаю.
                    1. 0
                      19 июня 2017 14:11
                      Выходит Вы, источник считаете сомнительным? Тем более ВКС, совершенно современное образование и этот человек, вряд ли являлся современником наших героев...
                      1. 0
                        19 июня 2017 14:29
                        Цитата: moskowit
                        Выходит Вы, источник считаете сомнительным?

                        Я начал путаться, в чём источник сомнительный - насчет трусливого,но хитрого штурмана в экипаже? Так это вопрос выживаемости экипажа.
                    2. Комментарий был удален.
                      1. 0
                        19 июня 2017 14:56
                        Цитата: moskowit
                        Звиздеть, не мешки ворочать..

                        Я раскланиваюсь,как говорится, вечер перестаёт быть томным.
                2. +4
                  19 июня 2017 13:54
                  Я могу конечно навлечь гнев дяди Мурзика ,но экипаж Громова был "дворянско-купеческим", а Чкалова - "пролетарским"

                  Давайте - вешайте конспирологические ярлыки!
                  А некому не приходит в голову, что что это был просто полностью оправданный расчёт Советского правительства!!!
                  Первый экипаж - честь покорения Северного полюса со знаменитым Чкаловым во главе.
                  Второй (Громов) ставит рекорд дальности и третий (Леваневский ) должен был поставить рекорд по перевозке коммерческого груза.
                  И, кстати, первым должен был через Северный полюс перелететь Леваневский (получилось неудачно) - и никто не озабачивался его дворянским происхождением. Стране нужны были достижения и герои - и она их получила hi !!!
                  1. +1
                    19 июня 2017 14:09
                    Полностью согласен.
    3. +1
      19 июня 2017 16:32
      При этом в экипаже Громова не было ПАРТИЙНЫХ!
      Громов и Юмашев имели дворянское происхождение, а мать Данилина происходила из богатой купеческой семьи. Экипаж Громова был полностью весь БЕСПАРТИЙНЫМ.
      Это то-же могло сыграть свою роль!
    4. 0
      28 июня 2017 18:32
      Пишете полную чушь-Михаил Громов в 30-е был возможно лучшим лётчиком мира,а Чкалов всегда и везде подчёркивал,что Громов был и навсегда останется его учителем.Далее насчёт Громов простил-не простил,почитайте для начала что пишут о Громове его современники
      1- Громов был человеком очень серьёзным
      2- Громов НИКОГДА плохо о Чкалове не отзывался ИБО был ПРОФЕССИОНАЛОМ высочайшего класса
      3- Вспомните откуда прямо из за штурвала попал Громов в госпиталь где чуть не скончался? Правильно из за штурвала "борта№1" СССР того времени самолёта "Максим Горький".Чкалова туда просто даже не допустили бы до штурвала,так что не думаю что Чкалов как либо "задвигал" Громова даже с этим перелётом,скорее наоборот по итогам перелёта Чкалова Громов сделал кучу изменений в своём перелёте,например выкинул никому не нужный спасательный хлам и пайки(понимал что не пригодится всё это если гробанутся они в полёте) выпилил ещё ведро железа с веса самолёта,заменил систему питания кислородом экипажа (экипажу Чкалова тупо его не хватило) и самое главное поменял сорт бензина,так что думаю что Чкалов как испытатель сделал своё дело и Громов был скорее благодарен ему за его помощь в установлении рекорда.
      Далее самое главное- ПЛОХО о Чкалове не отзывался НИКТО из его современников,да и к регалиям и командованию Чкалов особо не рвался-вспомните эпизод,когда он пригласил Леваневского командиром в свой экипаж на перелёт
  5. +7
    19 июня 2017 08:43
    Слышал легенду, будто когда-то
    Нашу страну населяли гиганты.
    Будто бы жили странной судьбою:
    Были готовы к работе и к бою.

    От недостатка хлеба и мяса
    Бредили Марксом, Победой и Марсом,
    Снежной тайгой, Арктикой хмурой,
    Яркими звездами над Байконуром,
    Пламенем жарким, бездной бездонной…
    Строили шахты, плотины и домны.

    И заблуждались, и побеждали.
    Ждали гостей из немыслимой дали.
    Сквозь канонаду бойни кровавой
    Мчались, чтоб рухнуть в высокие травы,
    В снег почерневший, в воду и в глину…
    Алый свой флаг вознесли над Берлином.
    Шли от колхозной луковой грядки
    К Олимпиаде, Афгану, разрядке.

    Шли сквозь шаблоны и трафареты,
    Шли, за собой увлекая планету,
    Кровью писали добрую сказку.
    Даже ошибки их были гигантски.
    Верили, веру в сердце лелея,
    В непогрешимость речей с Мавзолея,
    Знали, что правы серп их и молот,
    Знали, что мир лишь на время расколот,
    Что не навечно боль и печали…

    Но измельчали. Увы, измельчали…
    Их же потомки прячутся робко
    В затхлой тиши кабинетных коробок,
    Мыслят стандартно, далью не бредят,
    Сводят безжизненно с дебетом кредит,
    Мелко мечтают, думают редко…
    В них ничего не осталось от предков.

    Алексей Гуськов.
  6. +2
    19 июня 2017 09:41
    Это был замечательный самолет. Одномоторный, с размахом крыльев в 34 метра, АНТ-25 обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен.

    Читал, что одномоторная схемы была выбрана из-за снижения вероятности аварийной ситуации в два раза и, как оказалось, что это себя оправдало.
  7. +2
    19 июня 2017 09:57
    Это был замечательный самолет. Одномоторный, с размахом крыльев в 34 метра, АНТ-25 обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен. Двигатель конструкции Александра Микулина мог бесперебойно работать в течение нескольких суток.
    НАРОД И АРМИЯ ЕДИНЫ!
  8. +5
    19 июня 2017 10:27
    Можно спорить о чем угодно, о технике, о политике, о личных взаимоотношениях... Но то, что люди эти были действительно герои, спорить не приходится. Если кто-то сомневается, попробуйте дома в кресле 63 часа просидеть.
    1. BAI
      +4
      19 июня 2017 10:42
      Не просто просидеть, но и без туалета при отрицательной температуре.
  9. BAI
    +2
    19 июня 2017 10:41
    Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

    Если бы не этот несчастный случай, какой бы истребитель имели к 1941 году!
    1. +5
      19 июня 2017 12:00
      Цитата: BAI
      Если бы не этот несчастный случай, какой бы истребитель имели к 1941 году!

      Если бы довели до ума. На И-180 ведь кроме Чкалова погибли ещё и Сузи с Прошаковым.
      1. +2
        19 июня 2017 14:58
        И-180 и КБ Поликарпова погубили и "сожрали" не смерть Чкалова,а околосталинская "придворная возня" в которой участвовали выскочка Яковлев который мечтал обжать под себя почти всё авиастроение и мажорик Микоян фактически укравший проект И-200(МиГ-1) у Поликарпова,Лавочкин в годы войны едва не разделил судьбу Поликарпова из за Яковлева,а Сухого долго загонял в дальний угол Микоян во время и после войны
        1. +7
          19 июня 2017 15:40
          Цитата: Dr.FuManchu
          выскочка Яковлев который мечтал обжать под себя почти всё авиастроение

          Угу... тот самый выскочка Яковлев, который совместно с Поликарповым докладывал о готовности организовать выпуск И-185 на заводе № 51 в Новосибирске.
          Поликарпова сгубила вечная беда нашего авиастроения - моторы.
          Взял М-88 - его сняли с производства и отправили на полгода доработку (на чём, кстати, погорел ещё и Ильюшин с ДБ-3Ф).
          Взял М-82 - его довели только к середине 1942 г. (50-часовые госы - апрель 1942). Кстати, даже в 1943 у мотора ещё оставалась проблема с ресурсом свечей.
          Взял М-71 - а его так и не довели.

          Самое же интересное то, что эталонный И-185-М-82 на испытаниях не смог превзойти ЛаГГ-3 с М-82. А Ла-5ФН, доработанный по рекомендациям ЦАГИ, оказался лучше, чем И-185 М-71.
          1. 0
            28 июня 2017 19:18
            Это со слов самого Яковлева,помнится он завернул в своё время в 1946 г и Ан-2 Антонова,а потом написал как способствовал его выпуску
        2. +2
          20 июня 2017 01:26
          Цитата: Dr.FuManchu
          И-180 и КБ Поликарпова погубили и "сожрали" не смерть Чкалова,а околосталинская "придворная возня" в которой участвовали выскочка Яковлев который мечтал обжать под себя почти всё авиастроение и мажорик Микоян фактически укравший проект И-200(МиГ-1) у Поликарпова,Лавочкин в годы войны едва не разделил судьбу Поликарпова из за Яковлева,а Сухого долго загонял в дальний угол Микоян во время и после войны

          Что ж Вы всякий мусор собираете? Каким это образом Яковлев мечтал обжать? Вы уж факты, пожалуйста. Да и к аварии с Лавочкиным он не имел никакого отношения: не был он механиком, который не проверил масло в двигателе. Всякую чушь пишете!
          1. 0
            21 июня 2017 00:24
            Цитата: Игорь В
            Что ж Вы всякий мусор собираете? Каким это образом Яковлев мечтал обжать? Вы уж факты, пожалуйста. Да и к аварии с Лавочкиным он не имел никакого отношения: не был он механиком, который не проверил масло в двигателе. Всякую чушь пишете!

            Ну так известно где этот мусор собирают. Начитаются разных Солониных , потом "блещут" умом и познанием.
          2. 0
            28 июня 2017 19:03
            Мусор собираю? ОК когда над над ЛаГГ-3 и КБ Лавочкина нависли тучи например Яковлев отжал себе все модернизированные авиамоторы Климова,далее Яковлев фактически провёл рейдерский захват 21-Горьковского авиазавода выживая Лавочкина.Далее Туполев,Бартини,Петляков.Мясищев не без по минимуму скрытой радости Яковлева попали в "шарашку"?
            Кстати насчёт Солонина - это ваша отсебятина,но вот вам другой источник
            Конструктор Л. Кербер вспоминает: «Всех нас мучил вопрос, кто же способствовал аресту Туполева? Этот вопрос и теперь по-прежнему волнует многих авиаработников... Нет сомнений, без санкции Сталина арест произойти не мог, но чтобы её получить, органам было необходимо накопить материалы... Наиболее активным информатором о "сомнительных" сторонах деятельности Туполева был А.С. Яковлев. У него был свой оригинальный метод: доносы щедро рассыпаны по страницам его книг. Дальнейшие факты заимствованы из них. Рассеянные — они не убеждают в злонамерениях Туполева. Сведенные воедино — смотрятся по-иному» (Кербер Л.Л. Туполев. СПб., 1999. С. 171).
        3. 0
          21 июня 2017 00:35
          Цитата: Dr.FuManchu
          И-180 и КБ Поликарпова погубили и "сожрали" не смерть Чкалова,а околосталинская "придворная возня" в которой участвовали выскочка Яковлев который мечтал обжать под себя почти всё авиастроение и мажорик Микоян фактически укравший проект И-200

          Уважаемый. Ненужно пересказывать разных Солониных. Во-первых, КБ Поликарпова "съело" само КБ Поликарпова. Работа в была всего КБ( к слову , крупнейшее на тот момент в стране) была завязана на Поликарпове , а сам Поликарпов физически не мог выполнить тот объем работы, который сам на себя взвалил подобной организацией. КБ Поликарпова, вместе с КБ Туполева являлось на тот момент лидером по срыву правительственных заданий. В связи с чем и подверглось разукрупнизации.
          Цитата: Dr.FuManchu
          Яковлев который мечтал обжать

          Яковлев вообще то выступал активным сторонником запуска И-185 в серию, даже в ограниченном количестве.
          Цитата: Dr.FuManchu
          мажорик Микоян фактически укравший проект И-200(МиГ-1) у Поликарпова,

          Ну а Гуревича почему не упоминаете? Вообще то , МиГ-3 это единственный самолет Поликарпова, который смогли доработать и запустить в серию перед войной.
          Цитата: Dr.FuManchu
          Лавочкин в годы войны едва не разделил судьбу Поликарпова из за Яковлева,

          Лавочкин едва не разделил судьбу ....чью? благодаря тому, что ЛаГГ-3 откровенно к 42 году был хреновым.
          Цитата: Dr.FuManchu
          а Сухого долго загонял в дальний угол Микоян во время и после войны

          А Сухой делал машины , которые промышленность освоить не могла. Он так и говорил, что он делает хорошие самолеты, а то что их промышленность освоить не может, так это не его проблемы. Кстати , Су-27 он тоже долго отказывался делать, ссылаясь на ту же самую причину, что возможности промышленности не соответствуют его замыслам.
          1. 0
            28 июня 2017 19:14
            Почему тогда "Хреновый" ЛаГГ-3" выпускали аж до середины 1944 г и далее он успешно воевал против Японии аж в 1945 г? Вся "хреновость" ЛаГГ-3 основана на том,что на него переучивались привыкшие в боям на горизонтали пилоты И-16,а как известно формула успешного воздушного боя от Покрышкина звучит так- "высота,скорость,манёвр,огонь" в 1942 году эту формулу только вырабатывали.
            Далее насчёт "разукрупнения" Туполева, не Яковлев ли шептал на ушко Сталину ? Вот вам фото от 1935 года например,выглядят прямо как сын с отцом. Кстати насчёт Солонина-вы о чём? почитайте лучше сколько Яковлев в своих книжонках про сапоги и френч и акцент Сталина пишет.Как по мне Яковлев карьерист,сучонок,стукач и жополиз

  10. 0
    19 июня 2017 13:30
    Почерпнул для себя два факта(если они конечно правдивы).1-что байдуков -кавалер наибольшего количества советских орденов.Странно.но будем считать ,что факт.2-неприятный,что Беляков "отметился" в действующей армии лишь в "победный",относительно"безопасный "период.Чем объяснить: честолюбием-герой.генерал и на фронте не был, или меркантильными интересами и статусом"фронтовика.По этому поводу прошу не возмущаться.нет генералов -бессребреников.Самый наглядный пример-Жуков.
    1. +6
      19 июня 2017 14:50
      Беляков вообще то "отметился" в той войне качественной подготовкой тысяч штурманов для бомбардировочной авиации в войну-думаю это было гораздо полезнее для ВВС РККА чем главштурман воздушной армии.Кстати о "птичках" Беляков ещё в 1930 - 1935 г был преподавателем-начальником кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского
    2. +1
      19 июня 2017 16:43
      И чем Вас шокировали ордена Байдукова Г. Ф.? Многие были получены после Великой Отечественной!
      Герой Советского Союза
      два ордена Ленина (24.07.1936; 15.11.1950)
      орден Октябрьской Революции (16.12.1972)
      четыре ордена Красного Знамени (09.08.1937; 07.04.1940; 05.11.1946; 26.10.1955)
      орден Кутузова 1-й степени (29.05.1945)
      два ордена Суворова 2-й степени (10.01.1944; 24.07.1944)
      орден Кутузова 2-й степени (10.04.1945)
      орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)
      орден Отечественной войны 2-й степени (23.11.1942)
      орден Трудового Красного Знамени (25.05.1977)
      орден Дружбы народов (07.04.1994)
      четыре ордена Красной Звезды (03.11.1944; 20.04.1956; 25.07.1958; 25.05.1967)
      орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й степени (25.05.1987)
      орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени (27.12.1978)
      орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975)
      медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
      медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
      юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
      юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
      юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
      медаль «За взятие Кенигсберга»
      медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
      медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
      медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
      медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
      медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»
      медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР»
      медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР»
      медаль «В память 800-летия Москвы»
      Иностранные награды:
      орден Крест Грюнвальда 3-й степени (Польша) (06.04.1946)
      офицер ордена Возрождения Польши (Польша) (06.10.1973)
      серебряный крест ордена «Виртути Милитари» (Польша) (19.12.1968)
      орден «За боевые заслуги» (Монголия) (06.07.1971)
      медаль «50 лет Монгольской Народной Революции» (1971)
      медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (1971)
      медаль «За укрепление дружбы по оружию» 1-й степени (ЧССР) (1970)
      медаль «Братство по оружию» в золоте (ВНР) (1980)
      медаль «Братство по оружию» в золоте (ГДР) (1985)
    3. +1
      19 июня 2017 16:46
      И вы считаете, что Беляков А. В. должен был рвануть 22 июня на фронт, как "Нахалёнок" бросив свой боевой пост - ПОСТ начальника Рязанской высшей школы штурманов ВВС?
      1. +1
        28 июня 2017 19:17
        Ну некоторым людям походу трудно понять ,что каждый ковал Победу на своём месте и что тысячам танков,самолётов и кораблей нужны были подготовленные экипажи,без оторых оные всего лишь куча железа
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    19 июня 2017 15:28
    Так правду и не сказали.... А слухи, что ж... Пустил.. И пошла молва... Потом отмывайся...
  13. +4
    19 июня 2017 16:38
    Цитата: Alexey RA
    Угу... тот самый выскочка Яковлев, который совместно с Поликарповым докладывал о готовности организовать выпуск И-185 на заводе № 51 в Новосибирске.

    И, что интересно, почему-то не только ЯКи выпускались в годы войны. Странно, что и другим самолётам нашлось место в ВВС, как это Яковлев проглядел. Удивляют люди с однобоким мышлением.
    1. +1
      19 июня 2017 18:27
      Цитата: kvs207
      И, что интересно, почему-то не только ЯКи выпускались в годы войны. Странно, что и другим самолётам нашлось место в ВВС, как это Яковлев проглядел.

      Не благодаря, а вопреки! © smile
  14. +1
    20 июня 2017 01:05
    К месту будет добавить, что во время перелётов на Северном полюсе находились ещё четыре титана: дрейфующая станция Северный Полюс - 1. Она давала погоду и была непрерывно на связи. Во многих странах рассматривался вопрос о создании подобной станции, но смог только СССР. О целесообразности станции говорит один факт: только Петя Ширшов (да простят мне фамильярность - он был самым молодым) сделал более 3000 открытий! (по памяти)
  15. +2
    20 июня 2017 19:56
    Здесь---первая серия фильма, всего их 4.Пока---вторую посмотрел.
    В Санкт-Петербурге есть Чкаловский проспект, метро Чкаловская, аллея Поликарпова.Имена лётчиков, конструкторв, запечатлены и в других названиях.
  16. 0
    6 августа 2017 00:08
    Dewoitine D.33 - французский рекордный самолет две штуки разбились на территории СССР при попытке совершить перелет Париж - Токио (за два года примерно до первого полета АНТ-25...)
    D.33 был доставлен в Ле-Бурже, где 12 июля 1931 года самолет совершил полет с Доре, ле Бри и механиком Месмином (Mesmin). В течение 49 часов все шло хорошо, но затем неожиданно уменьшилась мощность двигателя. Доре считал, что произошло обледенение карбюратора, но фактически был отказ распределителя Hispano: шесть цилиндров авиамотора не работали. На земле были сплошные лесные массивы и не оставалось ничего другого кроме как покинуть самолет. Ле Бри и Месмин выпрыгнули с парашютами, в то время как Доре решил остаться на борту в надежде спасти самолет. Trait d'Union коснулся верхушек деревьев, и планер, получив фатальные повреждения, разрушился. Обломки самолета были изучены присланной советским правительством экспертной группы, руководил которой Андрей Туполев. (следующий упал в районе Уральских гор)