Оружие: запах и звук…

36
Пожалуй, никто не осмелится оспорить истину, что человек живет в окружающем мире и познает его исключительно с помощью органов чувств. У нас их, как известно, пять. Вся информация, поступающая от наших органов чувств, поступает в «базу данных» нашего головного мозга, там она обрабатывается, и человек на основе этого делает вывод о том, что за предмет перед ним, какую из него можно извлечь пользу. Или наоборот: собрав все данные об «объекте», прийти к выводу, что сей предмет опасен и совершенно непригоден к использованию. И это все благодаря работе наших органов чувств. И вот наступил XXI век и люди освоили искусство управлять друг другом при помощи звуков и запахов!

Оружие: запах и звук…

Музыка очень хорошо оживляет видеоряд, не так ли?



Мировая наука в наши дни не просто шагает семимильными шагами, она несется вскачь, выдавая практически ежедневно все новые и новые открытия.

Органы чувств человека с давних пор подвергаются всестороннему изучению: прежде всего на предмет лечения различных болезней, которым эти самые органы подвергаются. А потом кому-то первому пришла в голову шальная идея: «а что получится, если с помощью запахов, музыки, картинок заставить мозг работать в нужном направлении?». И ведь получилось…

А получилось вот что. В ходе экспериментов выяснились удивительные вещи: если, к примеру, определенный запах «наложить» на определенный зрительный образ, то мозг выдает команду: «Хочу!». Или наоборот, такая совокупность компонентов может вызвать стойкое отвращение. То же самое можно сказать и о музыке, и о видео. Все эти «хитрости», совершившие прорыв в науке, потом встали на службу в повседневной жизни.

Одной из таких «фишек» стал аромамаркетинг. Основатель его – американский нейролог и психиатр Алан Хирш. Именно Хирш первым выяснил, что практически две трети покупателей оценивают качество товара, его свежесть и даже изысканность именно по запаху.

Аромамаркетинг стремительно ворвался в нашу жизнь. Характерные ароматы присутствуют теперь не только в обеденных залах. Специальные ароматизаторы воздуха стали устанавливать на входах в кофейни, так что, услышав волшебный запах, редкий прохожий не завернет в кафе, дабы насладиться чашечкой этого чудесного горячего напитка. Ароматы ванили помогли в два раза вырасти продажам десертов, а тонкий аромат бренди, ненавязчиво приглашающий гостей заглянуть в бар и вкусить этого волшебного напитка, также сыграл не последнюю роль в продвижении этого продукта на потребительский рынок.

А запахи кожи, которые сплошь и рядом стали применять в салонах обуви и изделий из кожи?.. Такие ароматы призваны завлечь покупателя, убедить его в высоком качестве предлагаемого товара, а в итоге вызвать желание купить товар.

Некоторые известные люди применяют ароматы, а конкретнее – изысканный парфюм, на своих концертах. Безусловно, тонкий аромат дорогого парфюма остается в памяти на долгое время вкупе с воспоминаниями о приятно проведенном на концерте времени. Такой прием неоднократно использовал на своих выступлениях наш земляк Сергей Пенкин, который применял тонкие ароматы, разбрызгивая их в зале, для создания в полном смысле этого слова «приятной атмосферы». И получался этакий симбиоз из звуков и ароматов, услаждающих и слух, и обоняние.

Музыка, а точнее ее разновидность – фоновая, давно и широко стала применяться в магазинах. Ну, а до этого она применялась и успешно на полях сражений. Греческая фаланга шла в бой под звуки флейт, распевая песню: «Вперед, сыны Эллады, героям страх не ведом!» Шотландцы атаковали под гнусный вой волынок, «каппелевцы» из кинофильма «Чапаев» под барабанный бой!


А вот это «психическая» из кинофильма о «Мальчише-Кибальчише», по сути, «калька» с показанной в кинофильме «Александр Пархоменко» атаки немцев в 1918 году. И поскольку фильм сняли в 1942-ом, то некоторая оглупленность как немцев в нем, так и «проклятых буржуинов», понятна. И как только такие вот … «отцов и братьев разбили»? Но для сказки задумано просто отлично. Черный и белый цвета и ритмическая музыка…

Подобранная по особому принципу, она побуждает людей совершать незапланированные покупки. И здесь тоже есть свои хитрости. Ритмичная музыка заставляет людей быстрей двигаться в торговом зале, быстрей выбирать вещи и покупать их на радость торговцам. Ушлые продавцы идут на разные ухищрения, лишь бы покупатель «валом валил» именно в их магазин. На определенный товар подбирается определенный музыкальный стиль. Так в магазинах бытовой техники чаще всего это будет музыка в стиле easypop. Но и тут нужно быть осторожным, иначе покупатель ждет эмоциональная перегрузка еще и образами, которые он видит на телеэкранах и мониторах.

В магазинах готовой одежды музыкальный фон подбирается иной. Музыка должна быть легкой, веселой, ритмичной. Ведь вряд ли покупателю захочется ходить в полной тишине по торговому залу, слыша лишь скрип металлических тележек да звук собственных шагов. Другое дело, когда звучит танцевальная мелодия: время, проведенное в магазине, пролетает незаметно. Довольный приобретением покупатель, вспоминая приятную, ритмичную музыку, под которую он совершил удачную покупку, непременно зайдет в этот маркет еще и еще раз. Слуховые ассоциации будут возвращать его вновь и вновь к тем минутам удовольствия, которые он получил, совершая шопинг именно в этом магазине.

В предновогодние праздники для посетителей подбирается иной звукоряд, и иные ароматы витают в воздухе. Все связано с ожиданием Нового года. А это ароматы хвои, мандаринов, корицы – всего того, что вызывает в нашем сознании приятные воспоминания, а сердце заставляет чаще биться в предвкушении праздника, а значит и приобретать подарки для родных и друзей.


Кстати, обратите внимание на оружие нехороших буржуинов… Интересно, не правда ли?

Поставьте духовой оркестр у нового магазина и заставьте его играть марш «Прощание славянки», и ноги сами понесут на эту мелодию очень многих людей. Проверено. Устоять практически невозможно! А тут тебе предлагают принять участие в бесплатном розыгрыше призов, дают талон, купон, карту… и рано или поздно, но вы купите хотя бы что-то. А «причиной» покупки в итоге окажется музыка.

Музыка нашла свое применение и в телепередачах, например, в программе «Контрольная закупка». Музыка узнаваема (и это тоже один из ходов телевизионщиков!), приятна на слух и ненавязчиво так подталкивает участников программы совершать покупки.

Кроме того, музыка способна лечить душу человека и это хорошо известно многим. Сочетание музыки с показом слайдов или видеороликов оказывает свое благотворное (и лечебное!) воздействие на человека.

Ну а видео плюс музыка – вот вам и рекламный ролик! Задача его все та же: завлечь покупателя, убедить в нужности приобретения того или иного продукта. Еще один интересный момент. Посмотрите, как используют звук и цвет фармацевтические компании. Рекламируя лекарственные препараты, они используют неагрессивную музыку, спокойные сюжеты, все актеры мило улыбаются вам и деликатно так утверждают, что рекламируемый препарат – это именно то, что вам нужно. Что это ваше лекарство, и оно непременно вам поможет.

В точности так проходят и презентации некоторых фирм. Вас приглашают на мероприятие. Тут вам и чай, и кофе (аромамаркетинг!), и музыка (да-да!) – вас просто… обожают! Все для вас. И вот вы уже расслабились и поверили… Ну а дальше все зависит либо от стойкости покупателя, либо от порядочности фирмы…

Хочется вспомнить и еще одних активных «продвигателей» своих услуг с помощью всевозможных образов – это ресторанный сервис.

Наверняка каждый, кто побывал в подобного рода заведениях, знает, насколько сильна конкуренция в этой сфере. А для привлечения посетителей на свою сторону в ход идут любые идеи. Вспомните, какими красочными стали карты вин. А меню, которое сейчас стало больше похоже на портфолио заведения? То-то же! Открываешь этот фотоальбом и понимаешь насколько профессионально стали работать рестораторы. Красочные фотографии блюд, отпечатанные на превосходной бумаге, призваны убедить посетителя в престижности заведения, качестве работы поваров и отменном вкусе блюд, которые нужно непременно попробовать.

Кстати, и здесь широко используется так называемое «музыкальное манипулирование». К примеру, выяснилось, что диско 1970–1980-х гг. прекрасно повышает продажи легкого алкоголя и коктейлей, а под музыкальные «флюиды» французских шансонье охотно покупают сухие вина.

Вот так музыка, цвет и запахи встали на службу не только традиционным наукам, но и деловым людям!
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    27 июня 2017 06:05
    Уважаемые авторы!
    Мне искренне интересно как Вы определяете рубрики статей на ВО. За последний месяц практически каждая 10 статья мимо. Особенно для меня печально, что более всего страдает "История"! Про подборку названий статей, просто промолчу!
    Теперь вернемся к Светлане и ее работе, которая выложена выше! Печалька, из интересного заиысла, кроме пассажа про два фильма и волынки шотландцев, в результате что-то из курса для начинающего рекламщика! Ух сейчас меня Вячеслав Олегович порвет! "До уровня провициальной Пензы, как до луны пехом".
    Даже в формате статьи, где ..... прописные истины, традиции и классика жанра!
    Напоминаю рубрика ВО "История"!
    Теперь по порядку!
    1. Не надо наших предков принижать, в плане наших познаний в области психологии! Для долгого похода всегда была песня. В пешем (и не только) марше пели ...... все. От викингов на веслах, до бедуинов на верблюде! Ритм, ритм, ритм. От сюда барабаны, волынки, горны и флейты. Ритм = скорость. Более позднее развитие в музыке это марш! Кто не вспомнит как чеканил шаг под прощание славянки!
    2. А теперь до чего "современные маркетологи" не до кумекали. Главное не радость в движении, главное способность управлять войсковыми подразделения как в походе так и в бою. Небыло у древних войнов эллады раций с гарнитурой, вот и выкручивались флейтами и флагами! Шотландцы - волынками, Петр I - барабанами! Эвалюции вбивались штуцерами и муштрой так, что даже боевые кони знали, что и когда делать!
    3. Немного о психологии! Обычай древнего Рима, в атаке стучать мечем о край щита. Да они были не первыми и не последними, но не дай бог Вам увидеть, когда на Вас идет подготовленная колонна ОМОНа глубиной в человек шесть и бьет в ритм ПРом о край щита! Не для слабонервных....
    А если это заменить на "кабанчика" тяжелой кавалерии польских гусар! Либо ежика македонской фаланги!
    4. Особником стоит опыт древней "фармакологии" в военном деле. Не секрет, что войны Александра Македонского и бессеркеры викингов не стеснялимь "грибочки" кушать перед боем. Славяне делали отвар из "белены", татары использовали "черемшу". Кое кто и в "дерьме" измазывалмя перед боем. Зачем? В бою все средства хороши. Особенно если до личных дронов еще цать лет.
    Выводы откуда, наши современные открытия в области пиара и маркетинга?
    Парадигма проста убивать человечество умело и умеет куда более эффективно, чем продавать!
    Хотя пройдите по утру мимо пекарни! Если слюнки потекут от запаха горячего хлеба, то!
    Р.s. Светлана не обижайтесь! Но если брать тему, то надо ее прорабатывать от и до, или оставлять надежду читателю на продолжение!
    С уважением Котище!
    1. +8
      27 июня 2017 06:13
      Цитата: Котище
      Р.s. Светлана не обижайтесь!

      А где Светлана? Шпаковского статья, уверен на 99,9.
      1. +4
        27 июня 2017 06:23
        Примочки и школа Вячеслава Олеговича есть! Но не его, статья откровенно слаба.
        1. +6
          27 июня 2017 06:26
          Цитата: Котище
          Но не его, статья откровенно слаба.

          Да лодырничает он, вот и вся недолга. laughing Филонщик. feel
        2. +5
          27 июня 2017 13:47
          Кстати, обратите внимание на оружие нехороших буржуинов… Интересно, не правда ли?

          А что с оружием не так? В руках у людей немецкий МП-43-44!
          1. +3
            27 июня 2017 14:31
            редкий выбор для оружия!
          2. +2
            27 июня 2017 14:54
            Да, но без магазина!
      2. +2
        27 июня 2017 14:55
        Если бы Котище спорил с Вами на деньги, Вы бы проиграли!
    2. +2
      27 июня 2017 09:54
      С уважением Котище!

      а если подвести все вышесказанное, то напрашивается единственный, самый разумный вывод: почему многоуважаемый Владислав "Котище" не написал еще ни одной статьи? good drinks
      1. +3
        27 июня 2017 20:58
        Николай "+", не в бровь, а в глаз!
        1. +1
          27 июня 2017 21:56
          Владислав, полстатьи (критической) Вы уже написали wink Точный, дельный комментарий по теме, прекрасно дополняющий материал good drinks
    3. +4
      27 июня 2017 17:41
      Цитата: Котище
      Да они были не первыми и не последними, но не дай бог Вам увидеть, когда на Вас идет подготовленная колонна ОМОНа глубиной в человек шесть и бьет в ритм ПРом о край щита! Не для слабонервных....

      Дык... построения и тактические экзерсисы ОМОН практически на 100% копируют римские легионы. smile

      Впрочем, имея в качестве защиты доспехи и щит, в качестве оружия - короткий меч-гладиус изделие ПР-1, а в качестве противников - балеарских пращников метателей камней и прочей пакости, сложно придумать что-либо другое. Да и незачем изобретать велосипед - тактика и построение легионов шлифовались столетиями.
      1. +4
        27 июня 2017 18:09
        мне сразу вспомнился фильм "Астерикс на Олимпийских играх", когда Брут потребовал, чтобы "черепаха"-строй был похож на черепаху-животное
      2. 0
        28 июня 2017 20:57
        Цитата: Alexey RA
        в качестве противников - балеарских пращников метателей камней и прочей пакости

        Особенно если учесть, что балеарские пращники использовали свинцовые пули, пробивавшие скутум на раз, а обычным камнем щит ОМОНовца фиг пробьешь!
  2. +2
    27 июня 2017 07:17
    "Какая поразительная однобокость,,," (Велюров, "Покровские ворота")
  3. +3
    27 июня 2017 07:21
    Цитата: Котище
    Парадигма проста убивать человечество умело и умеет куда более эффективно, чем продавать!

    Вот это Вы хорошо сказали!
    1. +1
      27 июня 2017 17:45
      Поэтому нужно помочь продажам...
  4. +5
    27 июня 2017 07:40
    Я не пойму, это статья о маркетинге и рекламе, или об использовании всех этих прибамбасов в военном деле?
    А примеров применения света, звука, эапахов очень много, Сирены на авиабомбах и самолётах Ю-87, о которых писал А.С.Яковлев в своих книгах: "Цель жизни" и "Рассказы авиаконструктора", действующие на нервную систему и вызывающие панику. Прожектора, создающие световые поля, ослепляющие противника или освещающие цели. Примеров много, ярко описал борьбу оптических средств, если можно так выразиться,С.И.КАбанов в своей книге "Поле боя-берег" на полуостровах Рыбачий и Средний. Когда использовали дымы и световые поля при проводке своих транспортов в Варангер-фьорде. Про запахи я уже не говорю. Ещё в древности, при осаде крепостей и укреплённых городов использовали смрадные горшки, разлогающиеся трупы людей и животных. Всё об осаде и штурме крепостей можно найти в книгах фортификатора В.В.Яковлева: "История крепостей", "Эволюция крепостей."
  5. BAI
    +5
    27 июня 2017 10:24
    Запахи женщины используют в своих целях (и не только для продвижения товаров) со времен Клеопатры. Где открытие-то?
    1. +1
      27 июня 2017 10:59
      Ну вот Вы какой... Все Вам открытия подавай. Назовите мне хотя бы пару статей на ВО, текст которых содержал бы некие "открытия". Лично я знаю только одну такую статью - это... моя статья про Фиумский инцидент. Вот там действительно было некое открытие, потом некие новые для советско-российской историографии материалы были приведены в серии статей о винтовке Мосина. Еще можно назвать переводы. Все остальное - лучше или хуже оформленные перепевы где-то ранее чего-то бывшего. Я не беру репортажи, "мнения", "комментарии", там, конечно, все новое. Но вот остальное... На 90% это компиляции, а 10% - что-то от себя. Разница в том, что что-то Вам на глаза попадалось, а что-то нет. Но... что будет, если мы оставим только "открытия"? Тогда обновления сайта будут происходить... раз в полгода в лучшем случае, и Вам он опротивеет тут же. Так что забудьте это слово "открытие" и сосредоточьте свое внимание на том, как то или иное содержание структурировано, выражено вербальными средствами, на сложности восприятия (или, напротив - на доступности текста), его стилистических особенностях. Содержательность тоже важна, кто спорит. Но помните, что если Вы читаете о падении дома Романовых или о том, что "шпиёны продали СССР" - это все откуда-то взято и лишь в той или иной степени переписано авторами с определенным уровнем новизны по системе Антиплагиат. Все как у Экклесиаста - "все уже было ".
      1. +6
        27 июня 2017 12:50
        Вячеслав Олегович! Когда-то в среде военных гражданских, совершенно далеких от военного дела называли штафирками. Термин вроде обидный, но очень информативный. Показывает, что перед Вами человек, которому неведомы специфические элементы военного дела, в том числе и психологии.
        Именно по этой причине сегодняшняя статья получилась для блондинок и подверглась справедливой критике.
        А всего то делов было начать с абзаца типа "В современном учебно-воспитательном процессе высшего военного учебного заведения применяются различные методы воздействия на сознание курсантов с целью привития им необходимых профессиональных, специальных и нравственных личностных качеств. Ну и дальше немного напрячься, чтобы читатель понял, что психоакустика и аромамаркетинг - это мощное средство информационно-психологического воздействия на психику индивида. Этим средством вооружена коммерческая среда, имеется опыт его применения и в военном деле. В этих условиях важнейшей задачей процесса формирования личности будущего офицера, является освоение военно-педагогической теорией и практикой подобных средств и технологий их применения. Решение данной задачи позволит нейтрализовать противоречие между требованиями современного общества к уровню нравственных ценностей и реальными возможностями воспитательных органов в высшем военном образовательном учреждении.
        И пара абзацев о том, что анализ лингвокультурологических особенностей армейской песни позволил идентифицировать ряд стереотипных представлений об военнослужащих не помешали. А так - имеем то, что имеем.
        1. +4
          27 июня 2017 12:54
          Вы сломали мне мозг с первой фразы, а я оценил Ваш юмор good умеете! hi
          1. +2
            27 июня 2017 21:04
            Николай, не притворяйтесь! drinks
          2. +2
            27 июня 2017 21:06
            Николай, не притворяйтесь! drinks
            Кто-кто а Вы подобный выверт, в легкую и во сне!!!
            1. +3
              27 июня 2017 22:02
              ох, как вспомню некоторые учебники, так в дрожь и кидат (у, а Виктор Николаевич сгустил речь так сгустил - но шутка удалась!). С тех пор понял - лучше писать своим языком, и без затей. Заметьте, выстраданные высокопарные фразы, как правило, не находят отклика у окружающих. Это как воспитательная работа - пустые лозунги никогда не принесут успеха. drinks
        2. +3
          27 июня 2017 13:43
          Видите ли, Виктор, Светлана не могла вставить вышеприведенные абзацы поскольку она с этим незнакома. Я - тоже. Мне ее текст показался интересным. А лезть в глубины рекламных технологий позволяющих управлять людьми... Ну что ж, хочется, можно и залезть...
          1. +5
            27 июня 2017 18:13
            В следующий раз, если Светлана соберется писать статью на военную тематику, отрекомендуйте ее Вашим коллегам из ПАИИ для консультации.
            У них есть кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
            Они как раз занимаются формирование у курсантов и слушателей научного мировоззрения, соответствующего современному уровню военно-профессиональных знаний; воспитание будущих офицеров, обладающих высокой морально-психологической устойчивостью, навыками организации и проведения воспитательной работы.
            Три против одного, там должны быть Ваши знакомые.
            1. +2
              27 июня 2017 20:32
              Вы бы проиграли, у меня там сейчас нет знаковых.
              1. +1
                27 июня 2017 22:54
                Неужели отказали бы коллеге в консультации?
                1. +1
                  28 июня 2017 06:52
                  Уважаемый Виктор, Вы вот как думаете, что я совсем на работу не хожу, да и мои коллеги ПАИИ тоже? У всех дела, работа, который порой бывает очень много. распорядок дня. Я, кстати, потому так много и успеваю, что его придерживаюсь. А тут надо к ним идти, торчать в проходной, беспокоить занятых людей... Чего ради? Ты просишь о чем-то, потом попросят тебя. Так что на мой взгляд без крайней надобности лучше никого ни о чем не просить и ни у кого ни в чем не одалживаться.
    2. 0
      28 июня 2017 21:00
      Цитата: BAI
      со времен Клеопатры

      как минимум на 3000 лет раньше Клеопатры! smile
  6. +2
    27 июня 2017 20:46
    Такое ощущение, что идея для статьи украдена из домашнего задания школьника.
  7. +1
    28 июня 2017 00:41
    Вспомнился фильм "Апокалипсис".
  8. 0
    20 августа 2017 09:37
    Статья интересная, в плане пояснения, как это работает в продажах. И всё! Здесь же возникает много "Но". И теперь по порядку:
    1. В магазины люди приходят за покупками, т.е. уже что-то приобрести. Так что сопротивляться предложениям не станут. А все эти арома-терапии, приятные музыки и запахи, просто помогают сделать выбор в чью-то пользу. Тем более, что они действительно доставляют удовольствие, снимают напряжение, а значит и сомнения убирают тоже.
    2. Автор не доработала, т.к. не пояснила о перспективах применения всех этих фишек, при противодействии влияниию. Т. е. просто констатировала факт, что такое есть. И в комментах ей правильно указали, что такое существует давно, в том числе и в военном деле.
    3. Конечно, большое спасибо автору за пояснения о современных тенденциях развода людей на покупки, но это работает с теми, кто пришёл прикупить себе кое-что. Т. е. не знает конкретно что именно он хочет. Когда сталкиваешься с людьми, пришедшими за конкретной вещью, или у которых хорошо развит критический анализ примерно 30% населения), тут подобные "фишки" часто дают сбой.
    4. Всё описанное автором уже существует. Вспомните нашего генниального воспитателя А.С. Макаренко. Всё подобное он описал в своих книгах, ещё 80 лет назад. Только с ориентиром на воспитательную работу малолетней шпаны.
    5. В статье отсутствует чёткий вывод, который мог звучать так: Покупателям создают обстановку удовольствия, за которую они заплатят!
    А в целом, спасибо за информацию!
  9. 0
    1 февраля 2018 14:49
    "На дурака не нужен нож,
    Ему с три короба наврешь
    И делай с ним - что хошь!"

    Лиса-Алиса и Кот-Базилио
    х/ф "Приключения Буратино"
    Вся суть рекламы и рекламных трюков...
  10. 0
    27 марта 2018 23:25
    Цитата: Alexey RA
    изделие ПР-1

    ПР-73?