Без России Ан-148 ждет полное исчезновение

29
Весь понедельник поступали противоречивые сообщения о судьбе Ан-148 – собираемого в Воронеже российско-украинского самолета. Официально заявления о прекращении его производства опровергаются. И тем не менее ряд обстоятельств позволяют делать крайне неутешительные для этой машины прогнозы. Остановка сотрудничества нанесет вред и России, и Украине.

Без России Ан-148 ждет полное исчезновение




Россия прекратит производство ближнемагистрального самолета Ан-148, несмотря на достигнутое Воронежским авиастроительным объединением (ВАСО) импортозамещение, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в авиационной отрасли.

«Большой интерес был к Ан-148, который делался в Воронеже. Интерес проявили как гражданские авиакомпании, так и Министерство обороны. К сожалению, политика оказалась сильнее разума и ранее сложившегося режима взаимоотношений», – отметил источник. По его словам, на ВАСО заканчивается сборка двух последних самолетов, после чего история Ан-148 как типа завершится.
Ан-148 – ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет разработки киевского ОКБ им. Антонова, созданный в начале 2000-х в кооперации с Россией как замена устаревшему Ту-134. Самолеты этого типа эксплуатируют авиакомпании «Россия» и «Ангара», специальный летный отряд «Россия», а также МЧС и Минобороны. Ан-148 – президентский борт президента Украины Петра Порошенко.

Однако на Воронежском заводе хоронить самолет не спешат. Будущее Ан-148 будет зависеть от спроса на эту машину, заявил представитель ВАС газете «Известия». На данный момент завод выполняет действующий контракт с Минобороны РФ: в этом году осталось сдать три Ан-148, в 2018-м – еще два. «Никакого изменения содержания контракта не было», – уверил представитель завода. В Ростехе также опровергли остановку производства самолета в Воронеже, сообщили НСН.

И тем не менее похороны Ан-148 – это лишь вопрос времени, считает главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Просто надо выполнить контракт и доделать недостроенные самолеты, в которые уже вложены огромные средства. Но дальше проект оказывается в тупике. Если не 2017-й, то 2018 год, скорее всего, станет реальным концом истории Ан-148 в России.

«Заказчиком воронежского Ан-148 является только Минобороны РФ, а интерес проявляли лишь другие российские силовые структуры, в частности Росгвардия. Политический фактор не позволит украинским компаниям поставлять комплектующие для производства этих самолетов в Воронеже для таких заказчиков. Если бы, условно, речь шла о поставках на Кубу, то никаких бы проблем не было. Но экспортных контрактов на самолеты воронежского производства не предвидится», – говорит Олег Пантелеев. Да и российские военные не хотели бы зависеть от украинских запчастей.

К тому же Россия заинтересована в продвижении на экспорт SSJ-100, а не его прямого конкурента – Ан-148. Минобороны РФ, кстати, рассматривало вариант замены в своем парке «тушек» на SSJ-100, однако пока отказалось от этой затеи. Потому что SSJ-100 не может работать на неподготовленных грунтовых взлетно-посадочных полосах, с чем с легкостью справляется Ан-148.
Альтернативой для Минобороны станет теперь, скорее всего, турбовинтовой Ил-114. У него чуть меньше вместимость – 64 кресла против 75 у Ан-148, однако это не так страшно. «По дальности полета ильюшинская машина приемлема для военного заказчика, но по скорости, конечно, сильно отстает. Но пока придется летать на Ил-114», – говорит Пантелеев.

«На первое время Ил-114 должен подойти военным, а если его модернизируют, то он вполне может стать новым стандартом для Минобороны», – считает и первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский

Впрочем, пока нельзя сбрасывать со счетов и вариант возобновления производства Ан-148 не из украинских деталей. Только надо просчитать и понять, насколько выгоден такой вариант, говорит Андриевский. По крайней мере, для воронежского авиазавода это был бы неплохой выход. ВАСО не хочет терять важный серийный проект. Сейчас на предприятии есть две производственные программы: штучная сборка Ил-96 и сборка чуть более серийного Ан-148. По Ил-96 сверху дана задача продвигать эту машину, поэтому сборка этого самолета будет продолжена. А вот с Ан-148 так или иначе придется расстаться. По данным ОАК за 2015 год, производство Ан-148 приносило 4,4 млрд рублей от общей выручки ВАСО в 10,3 млрд рублей, то есть почти половину.

«Но в последние годы объем производства и объем выручки от программы производства Ан-148 был настолько незначителен, что можно говорить об ее убыточности. При таком темпе выпуска она лишь обеспечивает занятость на предприятии в Воронеже. С социальной точки зрения хорошо, но с экономической – не очень», – говорит Пантелеев.

В перспективе место Ан-148 на воронежском авиазаводе может занять производство легкого транспортного самолета Ил-112В. «Вероятно, в следующем году самолет благополучно совершит первый полет и в дальнейшем будет развернуто серийное производство в Воронеже. Это позволит заместить один проект другим», – говорит глава «Авиапорта».

Проблема лишь в том, что программа серийного производства Ил-112 начнется фактически только после 2020 года, а до этого времени завод будет обречен на убытки. Зато объемы производства на ВАСО возрастут. Если за пять лет было произведено 15 Ан-148, то с Ил-112 скорость производства будет значительно выше – до 12 машин в год, замечает Андриевский.
Судьба Ан-148 на Украине также не безоблачна. В России этот самолет пусть и в небольших объемах, но производится. На Украине же сборки вообще нет. Хотя украинский «Антонов» ранее сделал громкое заявление, что заменит российские комплектующие (порядка 50%) в этом самолете и начнет его сборку. Но на деле неизвестно, что получится у «Антонова».

«Украинскому АКБ «Антонов» по силам сделать так называемое импортозамещение, точнее, замещение импорта из России на импорт из стран Европы. Но будет ли такое решение экономически оправдано? Потребуется проведение больших опытно-конструкторских работ, последующих испытаний», – говорит Пантелеев. Ведь, по сути, замещение 50% российских комплектующих на западные будет означать создание нового самолета.

На примере транспортного Ан-132Д, который в конце марта совершил первый полет, Украина показала, что в принципе может собрать самолет без России. Ан-132 представляет собой глубокую модернизацию советской машины Ан-32 с установкой американской авионики, турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW150A, а также другого вспомогательного оборудования западного производства.

Но проекту Ан-132Д повезло, так как им заинтересовалась Саудовская Аравия. Саудиты заказали 80 таких машин, собранных у себя на родине (а не на Украине). А вот захочет ли кто-то – кроме России – дать денег Украине на возобновление производства самолета Ан-148? Вероятность этого крайне низка.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    1 июля 2017 06:17
    А вот захочет ли кто-то – кроме России – дать денег Украине на возобновление производства самолета Ан-148?

    А он нам надо, "давать денег на Ан-148?... померла так померла... angry
    1. А у себя в Воронеже?Деньги то мы по сути сами себе и даем, просто в угоду суперджету этот самолет решили дальше не производить.
      1. +1
        1 июля 2017 06:59
        Цитата: Изгоняющий либероидов
        самолет решили дальше не производить.

        МОСКВА, 27 июня. /ТАСС/. Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) опровергло информацию о прекращении выпуска пассажирского самолета Ан-148. У предприятия есть заказ на производство минимум пяти машин, сообщили ТАСС во вторник в пресс-службе завода.
        Семейство "Ан": от "кукурузника" до самого большого самолета в мире
        "У ПАО "ВАСО" есть действующий контракт с Минобороны РФ. По нему в этом году осталось сдать три самолета Ан-148, в следующем - еще два. Никакого изменения содержания контракта не было. Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут ли на самолет данного типа заказчики или нет", - отметили в пресс-службе.
        Ранее в СМИ появилась информация о том, что Россия прекратит производство ближнемагистрального самолета Ан-148. Сообщалось, что на Воронежском авиазаводе завершается сборка последних двух самолетов.
        Ан-148 - ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет разработки украинского ОКБ им. Антонова, созданный в начале 2000-х в кооперации с Россией как замена устаревшему Ту-134.ВАСО производит Ан-148 по лицензии
        .
        Подробнее на ТАСС:
        http://tass.ru/ekonomika/4367721
      2. +9
        1 июля 2017 07:02
        Цитата: Изгоняющий либероидов
        в угоду суперджету этот самолет решили дальше не производить.

        Нет. В угоду здрвому смыслу! Ведь даже в статье написано, что Ан-148 ни кому, кроме МО не нужен. Никто не заказывает! Так зачем строить не нужный и уже морально устаревший самолет(хотя бы относительно того же ссж-100)? А МО взамен будет получать родные Ил114, вместо украинских самолетов. Кому плохо? Я вообще считаю, было большой ошибкой выпускать у себя украинские самолеты, развивая при этом иностранное(а не свое!) самолетостроение.
        1. +2
          1 июля 2017 12:46
          мощности для выпуска ан-148 были заняты изготовлением для МО и МЧС, для "ангары" и "самарских авиалиний" пошли борты разоренного "Полета" и "Аэрофлота", а в опционе у них были еще заказы. По первоначальным планам ВАСО должен был, выпускать до 24 бортов ан-148 в год, теперь обещают ил -112 запустить в серию до 12 машин в год, пришел заказ на 2 ил-96-300, для командных пунктов и планируется выпускать по 2-3 Ил-96 - 400, это все там в перспективе, ВАСО, в свое время выпускал по 15 штук ил-86 в год, не считая мелочи, так что производственные площади позволят и ан-148 делать, а менять на ил - 114, по скорости 114 уступает в 2 раза, грузоподъемности в 1,5, и дальности в 2 раза, плюсь низкоплан, пыль и камешки со взлетки в движок отдельным бонусом.
    2. 0
      1 июля 2017 08:31
      Хреново дело. Не на чем будет летать генералам на совещания в Москву.
    3. +6
      1 июля 2017 11:30
      Цитата: a.s.zzz888
      А он нам надо, "давать денег на Ан-148?... померла так померла... angry

      Туда вложено уже полмиллиарда вечнозеленых, переучено и научено большое количество сотрудников предприятия, сделана колоссальная работа. Так просто с легкостью отказаться от практически нашего самолета ? Сначала нужно прикинуть а может не стоит - может есть смысл выпускать его пусть в небольших количествах. И искать покупателя за рубежом если нет спроса у себя. Хотя бы пока не наступит время Ил-112.
      1. +4
        1 июля 2017 16:54
        Цитата: seti
        И искать покупателя за рубежом если нет спроса у себя. Хотя бы пока не наступит время Ил-112.

        Как себя чувствуете? Предлагаете забыть до "нужного времени" производство Ил-112/114, которыми должны были заменить все самолеты марки Антонова (кроме Ан-124) и пытаться искать покупателей для Ан-148, если они в лучшие годы кроме МО и МЧС РФ не нужен был...
  2. +3
    1 июля 2017 06:25
    «Украинскому АКБ «Антонов» по силам сделать так называемое импортозамещение, точнее, замещение импорта из России на импорт из стран Европы. Но будет ли такое решение экономически оправдано? Потребуется проведение больших опытно-конструкторских работ, последующих испытаний», – говорит Пантелеев.

    При таком темпе выпуска она лишь обеспечивает занятость на предприятии в Воронеже. С социальной точки зрения хорошо, но с экономической – не очень», – говорит Пантелеев.


    Т.е. в итоге: без России и украины АН 148 нерентабелен и в России и на украине.

    Что ж, запомнив горький опыт, надо строить российские ИЛы и ТУшки....
    1. avt
      +2
      1 июля 2017 09:23
      Цитата: Ольгович
      Т.е. в итоге: без России и украины АН 148 нерентабелен и в России и на украине.

      Бред . Машину гоняли до 500 часов в месяц ! Только Ред Вингзы смогли нагонять на Супербюджете 300 часов и слили все аэропланы Якутии .
      Цитата: Горный стрелок
      Всякие замены-модернизации в самолетах обязаны быть подтверждены испытаниями - что долго и дорого.

      Да хренбы то с ними , всё можно и локализовать в России , да и аэроплан выкуплен. Он практически наш . НО ! Если утрировать - любая замена какого нибудь винта , или заклёпки , потребует подтверждение от КБ ,,Антонов", сертификацию типа никто не отменял , а ,,Антонов"- несущая ответственность в отношении конструкторской документации авиационного изделия и постоянного соответствия типовой конструкции авиационного изделия нормам летной годности. Уже с этим столкнулись на 124-м . Хотели переписать на ,,Ильюшин" 148 из ,,России" слили в Поволжье и ничего - летают , только вот одну машину на каннибализм пустили.
      1. +1
        1 июля 2017 09:31
        Цитата: avt
        Бред . Машину гоняли до 500 часов в месяц ! Только Ред Вингзы смогли нагонять на Супербюджете 300 часов и слили все аэропланы Якутии .

        Бред, не имеющий никакого отношения к моему комментарию:
        Цитата: Ольгович
        Т.е. в итоге: без России и украины АН 148 нерентабелен и в России и на украине.
        1. avt
          +1
          1 июля 2017 10:22
          Цитата: Ольгович
          Бред, не имеющий никакого отношения к моему комментарию:

          Машина , которую эксплуатант гонял 500 (ПЯТЬСОТ) летных часов в месяц
          Цитата: Ольгович
          без России и украины АН 148 нерентабелен и в России и на украине.
          по определению нерентабельной быть не мо- жет!
          bully Бред - это диагноз комментария . Поскольку далее симптомы диагноза я уже разъяснил.
          Цитата: avt
          Если утрировать - любая замена какого нибудь винта , или заклёпки , потребует подтверждение от КБ ,,Антонов", сертификацию типа никто не отменял , а ,,Антонов"- несущая ответственность в отношении конструкторской документации авиационного изделия и постоянного соответствия типовой конструкции авиационного изделия нормам летной годности. Уже с этим столкнулись на 124-м .

          То есть по факту без украинского ныне КБ ,,Антонов" машину, даже с админресурсом и импортозамещением разогнать в большую серию не представляется возможным по линии пассажирских перевозок . Так что встаньте с головы на ноги - без РУИНЫ в РОССИИ нормальная эксплуатация невозможна.Если , опять же как указывал , с транспортником 124 ,,Волга -Днепр" как то разошлась краями с ,,Антоновым" , то тут в учётом наличия Супербюджета ,практически шансов у 148-го нет. УВЫ! Машина то вполне достойная , поскольку родословная идёт от ,,Чебурашки".
          1. 0
            1 июля 2017 11:27
            Цитата: avt
            Машина , которую эксплуатант гонял 500 (ПЯТЬСОТ) летных часов в месяц
            по определению нерентабельной быть не мо- жет!
            Что за чушь? belay
            машину можно гонять и тысячу часов, но при этом она останется НЕрентабельной.
            Почитайте, что такое рентабельность.
            1. +2
              1 июля 2017 12:09
              я дурею с вашей квалификации и апломба, г-н Ольгович, взялись комментировать, потрудитесь ознакомиться с предметом. "Аналитеги" с аэрофлота, объявили, что самолет ан - 148 нерентабельный, в связи с тем, что он не обеспечивает налет в 300 часов в месяц, априори считается, что борт, без загрузки в полет не идет, его заменяют на самолет меньшей вместимости, а у ангары и самарских авиалиний, налет обеспечивается свыше 400 часов. Таким образом, ан - 148 стояли не по причине летной несостоятельности, а по причине, административных игрищ.
              1. 0
                1 июля 2017 13:21
                Цитата: nov_tech.vrn
                я дурею с вашей квалификации и апломба, г-н Ольгович,

                По-моему, это произошло и без моего скромного давления на ваш мозг. yes
                Цитата: nov_tech.vrn
                "Аналитеги" с аэрофлота, объявили, что самолет ан - 148 нерентабельный, в связи с тем, что он не обеспечивает налет в 300 часов в месяц, априори считается, что борт, без загрузки в полет не идет, его заменяют на самолет меньшей вместимости, а у ангары и самарских авиалиний, налет обеспечивается свыше 400 часов. Таким образом, ан - 148 стояли не по причине летной несостоятельности, а по причине, административных игрищ.


                СТАТЬЮ (или мой комментарий)-читайте, там приведены причины НЕрентабельности производства (а статья-именно о производстве) и в России и на украине сегодня.
                Оспорьте их! Можете? Нет? Естественно, нет.
                ну так и
                Цитата: nov_tech.vrn
                я дурею
                дальше.
                1. 0
                  1 июля 2017 15:06
                  эта статейка Оли Самофаловой давно уже разобрана по косточкам на других ресурсах, и оставте в покое, специалистов типа Пантеева из "авиапорта" и прочих спецов, подменяющих экономические расчеты на бла-бла-бла, удачи
                  1. 0
                    1 июля 2017 15:38
                    Цитата: nov_tech.vrn
                    та статейка Оли Самофаловой давно уже разобрана по косточкам на других ресурсах, и оставте в покое, специалистов типа Пантеева из "авиапорта" и прочих спецов, подменяющих экономические расчеты на бла-бла-бла,

                    Значит, таки-НЕ можете. Что и требовалось узнать.
                    Удачи!
                    1. +1
                      1 июля 2017 16:36
                      что у вас опровергать? голословные утверждения и ни одного рассчета, болтология
                      1. 0
                        2 июля 2017 07:03
                        Цитата: nov_tech.vrn
                        что у вас опровергать? голословные утверждения и ни одного рассчета, болтология


                        Почитайте свои " lol расчеты lol по рентабельности производства АН 148. yes
                        Не меня, а статью-опровергайте.
  3. Комментарий был удален.
  4. +2
    1 июля 2017 09:02
    Самолёт - машина сложная, и ответственная. Всякие замены-модернизации в самолетах обязаны быть подтверждены испытаниями - что долго и дорого. Отбиваются такие вещи серийным производством. По несколько десятков самолётов в год. При штучном производстве - заменять укропские комплектующие, ИМХО, будет не выгодно.
  5. +1
    1 июля 2017 11:49
    Скорблю, опусы Ольги Самофаловой, анализатора 120 левела, перекочевывают, после обсуждения со "Взгляда", в ВО, зачем? Неужели ВО нуждается в копирастии?
  6. +3
    1 июля 2017 12:41
    Ан-148 – ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет разработки киевского ОКБ им. Антонова, созданный в начале 2000-х в кооперации с Россией как замена устаревшему Ту-134.

    В субботу с утра я могу ошибиться, но ТУ-134 вроде покрупнее будет.
  7. 0
    1 июля 2017 12:57
    Цитата: seti
    Туда вложено уже полмиллиарда вечнозеленых, переучено и научено большое количество сотрудников предприятия, сделана колоссальная работа. Так просто с легкостью отказаться от практически нашего самолета ?

    -------------------------------
    Вот я тоже думаю, что модель освоена, оснастка изготовлена, всё это за один день не делается. Если есть заказы на неё, то надо производить. Тем более такой высокоплан предпочтительнее для наших аэродромов с "условной" ВПП, то бишь на грунтовке.
  8. 0
    1 июля 2017 16:10
    ну да нафига мы будем делать свое? у нас вон на северах уже бомбардье вместо ан-24ых летают,
  9. +1
    1 июля 2017 16:28
    Саудиты заказали 80 таких машин, собранных у себя на родине (а не на Украине).
    Еще не факт, что контракт будет исполнен.
  10. +2
    1 июля 2017 20:20
    В общем старая песня: выстрелю себе в ногу, лишь бы нагадить...
  11. 0
    3 июля 2017 21:59
    Ольгович,
    прям как голубь
  12. 0
    5 июля 2017 20:44
    Нам нужно продвигать масштабное производство Ил-114. Турбовинтовая авиация сильно недооценена. Экономичная, сверхнадежная она имеет очень хорошие перспективы.
    1. 0
      7 июля 2017 11:19
      не вопрос, надо развивать и продвигать отечественное авиастроение, по всем направлениям, ил114, это совсем другая ниша