Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть VI

16
Американские палубные пикирующие бомбардировщики

После сражения у атолла Мидуэй в июне 1942 года (См. статью «Палубная авиация во Второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III» от 1 июня 2016 г.) основными палубными ударными самолётами ВМС США наряду с торпедоносцами «Грумман» TBF/TBM «Авенджер» стали пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD «Доунтлесс».




Пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD-3 «Доунтлесс» в ходе сражения у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 г. (Рис. сайта pinimg.com)

Именно сражение у атолла Мидуэй стало «звёздным часом» пикирующих бомбардировщиков, в результате которого японцы лишились четырёх авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю»), потери самих «Доунтлессов» при этом составили 40 машин из 128. В последующем «Доунтлессы» SBD-3 и «Авенджеры» приняли активное участие в сражении у Восточных Соломоновых островов в августе 1942 года, а в ноябре у островов Санта-Крус, расположенных в юго-западной части Тихого океана.


Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Дуглас» SBD-3 «Доунтлесс» (Рис. сайта wardrawings.be)

Разработка «Доунтлесса» (в переводе с англ. «Бесстрашный») началась в 1936 году. Первый серийный SBD-1 поднялся в воздух весной 1939 года. Двухместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным нескладывающимся крылом имел характерные перфорированные закрылки – воздушные тормоза, а под центропланом специальную отклоняющуюся вперёд-вниз штангу для сброса бомбы за пределами круга вращения винта.


Восстановленный SBD-5 «Доунтлесс» на аэродроме Мериленда наглядно демонстрирует свои перфорированные закрылки, США, май 2010 г. (Фото сайта www.airliners.net)


Пара пикирующих бомбардировщиков SBD-3 «Доунтлесс» с авианосца «Лексингтон» направляется к цели, 1943 г. (Рис. сайта fineartamerica.com)

С марта 1941 по ноябрь 1942 года в серийном производстве находился SBD-3, который в полной мере отвечал заявленным требованиям ВМС при разработке палубного пикирующего бомбардировщика. «Доунтлесс» получил протектированные топливные баки и более мощное оборонительное вооружение в виде спаренной установки 7.62-мм пулемётов у стрелка-радиста (наблюдателя), а количество 12.7-мм синхронных пулемётов вновь было доведено до двух.


Оборонительная турель спаренного 7.62-мм пулемёта «Доунтлесса» (Фото сайта staticflickr.com)

В октябре 1942 года в серию пошла новая модификация «Доунтлесса» SBD-4, имеющая незначительные изменения в бортовой электросети (напряжение увеличили до 24 В). Это позволило установить на пикировщик радар сантиметрового диапазона ASB (как у «Авенджера»), антенны «Yagi» которого монтировались под консолями крыла, экран и основное оборудование размещались в отсеке стрелка-радиста (наблюдателя). Радар ASB устанавливался на всех последующих модификациях «Доунтлесса».


«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» с антенной «Yagi» радара ASB под крылом, 1944 г. (Фото сайта wikimedia.org)

SBD-5 стала самой массовой модификацией пикирующего бомбардировщика «Доунтлесс» (было построено 2964 самолёта из 5936). Производство «Пятёрки» продолжалось с февраля 1943 года по март 1944-го.


Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» (Рис. сайта wardrawings.be)

Пикировщик получил более мощный 1200-сильный двигатель той же фирмы «Райт». Однако максимальная скорость потяжелевшего почти на тонну самолёта возросла незначительно и составляла всего 410 км в час. Заметно увеличилась крейсерская скорость – до 298 км в час (данный показатель оказался наивысшим среди всей линейки модификаций «Доунтлесса»).


SBD-5 с авианосца «Энтерпрайз» (CV-6) с выпущенным гаком заходит на посадку после выполнения боевого задания, 1944 г. (Фото сайта wikimedia.org)

SBD-5 получил более совершенный рефлекторный прицел вместо телескопического. На более мощных подкрыльевых пилонах стало возможным подвешивать бомбы весом до 147.5 кг. Для увеличения дальности полёта под крыльями оборудовали точки подвески двух 219-литровых сбрасываемых топливных баков.


«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» с 219-л ПТБ, Великобритания, 1944 г. (Фото из книги С. Иванова «Война в воздухе-129»)

Актуальную задачу увеличения скорости полёта «Доунтлесса» попытались решить установкой на SBD-6 двигателя мощностью уже 1350 лошадиных сил. Подросшая до 422 км в час «максималка» для 1943 года была явно мала. Флоту была нужна более скоростная машина.


Пикирующий бомбардировщик-разведчик «Дуглас» SBD-6 «Доунтлесс» (Рис. сайта wardrawings.be)

Для повышения живучести самолёта неметаллические самозатягивающиеся топливные баки заменили аналогичными металлическими. Максимальный взлётный вес пикировщика возрос до 4936 кг. У потяжелевшего самолёта заметно упала крейсерская скорость – до 230 км в час.

SBD-6 был построен небольшой серией в 450 самолётов в марте-июле 1944 года. Все пикировщики этой модификации поступили на вооружение береговых подразделений.


Пара пикирующих бомбардировщиков SBD-5 «Доунтлесс» возвращается на авианосец «Йорктаун» после налёта на остров Уэйк, 1943 г. (Фото сайта waralbum.ru)

«Медленный, но смертельно опасный» (такое прозвище получил пикировщик в американском флоте) заслужил добрые отзывы от своих пилотов. Машина считалась достаточно надёжной, лёгкой в пилотировании (в условиях нормального полёта). Благодаря хорошему обзору из кабины пилота, посадка на палубу авианосца не вызывала особых проблем. Опытные пилоты «Доунтлесов», используя хорошую маневренность и достаточно мощное вооружение (пара синхронных 12.7-мм пулемёта), в случае крайней необходимости, вступали в воздушный бой с японскими «Зеро» и добивались успеха.

Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть VI

Пилот SBD-3 с авианосца «Уосп» наносит отметку о сбитом «Зеро», август 1942 г. (Фото из книги С. Иванова «Война в воздухе-129»)

Последней боевой операцией «Доунтлессов» с палуб американских авианосцев стало вторжение на Марианские острова в июне 1944 года. В ходе операции «Форейджер» на авианосце «Лексингтон» 58-го Оперативного Соединения базировались 34 «Доунтлесса».


SBD-5 «Доунтлесс» в боевом полёте, июнь 1944 г. (Фото сайта www.worldwarphotos.info)

С начала 1944 года уже шла активная замена пикирующих бомбардировщиков «Дуглас» SBD-5 в авианосных эскадрильях на более скоростные и мощные SBD2C «Хеллдайверы» фирмы «Кёртис». «Доунтлессы» продолжили свою боевую карьеру уже с береговых аэродромов. Применение их с палуб эскортных авианосцев было признано нецелесообразным из-за отсутствия механизма складывания консолей крыла.


«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» возвращается с боевого задания на острове Палау, март 1944 г. (Фото сайта www.gettyimages.com)

Сравнительные тактико-технические характеристики различных модификации «Доунтлессов» представлены в таблице.


Пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD «Доунтлесс» под обозначением А-24, А-24А и А-24В «Бенши» были приняты на вооружение и американских ВВС. Это были аналоги флотских SBD-3, SBD-4 и SBD-5 соответственно. Количество поставленных ВВС самолётов составило 953 (это 16% от общего выпуска SBD «Доунтлесс»).


В полёте «Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС США (Фото сайта www.regjans.com)

Основное отличие А-24 «Бенши» от «Доунтлессов» заключалось в отсутствии тормозного гака (крюка) и радаров, которые устанавливались на поздних модификациях SBD, а также более крупным задним колесом с пневматиком. При этом сохранялась возможность превращения «сухопутных» «Бенши» в бомбардировщики палубного базирования (были подготовлены специальные наборы для соответствующей переделки).


«Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС США готовится к взлёту с аэродрома острова Моротай (Молуккский архипелаг), январь 1945 г. (Фото сайта photobucket.com)

Небольшое количество «Доунтлессов» во время войны было поставлено в ВВС Новой Зеландии (68 единиц) и Франции (около 80 А-24В и SBD-5). В Великобританию для всесторонних испытаний направили 9 SBD-5, где они получили обозначение «Доунтлесс» Мк.I. Англичане после детального изучения боевых возможностей SBD отказались от их поставок.


Пикирующий бомбардировщик «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» Новозеландских ВВС, 1945 г. (Рис. сайта deviantart.net)


SBD-4 «Доунтлесс» ВВС Новой Зеландии готовят к боевому вылету на аэродроме острова Эспириту-Санта, Коралловое море, 1943 г. (Фото сайта en.wikipedia.org)


Пикирующий бомбардировщик «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» авиации ВМС Франции, 1945 г. (Рис. сайта wardrawings.be)


«Дуглас» А-24В «Бенши» ВВС «Свободной Франции», 1944 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

Наряду с музейными экспонатами некоторое количество пикировщиков «Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» сохранились в лётно-пригодном (восстановленном) состоянии и активно участвуют во всевозможных авиационных шоу.


В полёте восстановленный SBD-5 «Доунтлесс», США, декабрь 2005 г. (Фото сайта www.momentscapture.com)


«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» на авиашоу в Мичигане, США, август 2004 г. (Фото сайта www.airliners.net)


«Дуглас» SBD-5 «Доунтлесс» в полёте с муляжами авиабомб под Нью-Йорком, США, 2011 г. (Фото сайта www.airliners.net)


В демонстрационном полёте SBD-5 N93RW «Доунтлесс», принадлежащий авиамузею Галвестона, штат Техас, США (Фото сайта www.warbirdalley.com)


«Дуглас» А-24 «Бенши» в музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон (Фото сайта www.flugzeuginfo.net)


Этот же пикировщик «Дуглас» А-24 «Бенши» на дорожке у музейного ангара, авиабаза Райт-Паттерсон, США (Фото сайта www.flugzeuginfo.net)

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Фредерик Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – (Военно-историческая библиотека).
6. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
8. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Английские военные самолёты Второй мировой войны/Под ред. Д. Марча; Пер. с англ. М.В. Коновалова/ – М.: АСТ, 2002.
10. Американские самолёты Второй мировой войны (1939-1945 гг.)/Под ред. Д.Дональда; Пер. с англ. С. Виноградова и М. Коновалова – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
11. Иванов С.В. Grumman «Avenger». Война в воздухе (Часть 1-№98, Часть 2 №99) – Белорецк: ООО «АРС», 2003.
12. Иванов С.В. SB2C «Helldiver». Война в воздухе (№121) – Белорецк: ООО «АРС», 2004.
13. Иванов С.В. SBD «Dauntless». Война в воздухе (№129) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
14. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
15. Кравченко В.Я. Бомбардировщик-торпедоносец Фейри «Баракуда» - Харьков: Кооператив «Акустик», 1992.
16. Кондратьев В. Пестроклювая поганка. Пикирующий бомбардировщик «Кертисс» SB2C «Хеллдайвер». Авиамастер 4-2003.
17. Околелов Н., Чечин А. От биплана к моноплану. Палубный разведчик CURTISS SB2C HELLDIVER. Моделист-Конструктор №1 2002.
18. Peter C. Smith. Douglas SBD Dauntless. Printed in Great Britain, 1997.
19. Bert Kinzey. SBD Dauntless in detail & scale. DS48.
20. David Brazelton. The Douglas SBD Dauntless (Aircraft Profile 196) - Profile Publications Ltd, 1967.
21. Robert Stern, Don Greer. SB2C Helldiver in action. Aircraft No.54 – Squadron/signal publications inc., 1982.
22. David Mondey. The Concise Guide to American Aircrafts of World War II. Chancellor Press, 2006.
23. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947 - Putnam, 1979.
24. Barrett Tillman, Tom Tullis. Helldiver Units of World War 2 - Osprey Publishing, 1997.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://deviantart.net ;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.axis-and-allies-paintworks.com;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.


Продолжение следует…
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    7 июля 2017 15:42
    почему не попытались сделать пикировщик с более мощным движком, таким как у Корсара, например? конечно, обзор и все такое, но все же..
    1. +3
      8 июля 2017 17:32
      Цитата: А1845
      почему не попытались сделать пикировщик с более мощным движком, таким как у Корсара, например?

      Вопрос-А где его взять, этот двигун с Корсара ? Американская промышленность была, конечно, самой мощной в мире тогда, но она все же не была резиновой. Также не стоит забывать простую техническую мысль, что более мощный двигатель больше весит, больше потребляет топлива и т.д.
      1. 0
        13 мая 2018 19:43
        Цитата: Альф
        Цитата: А1845
        почему не попытались сделать пикировщик с более мощным движком, таким как у Корсара, например?

        Вопрос-А где его взять, этот двигун с Корсара ? Американская промышленность была, конечно, самой мощной в мире тогда, но она все же не была резиновой. Также не стоит забывать простую техническую мысль, что более мощный двигатель больше весит, больше потребляет топлива и т.д.


        Самолёт с R-2800 будет совсем другим хотя бы потому что этот двигатель раза в полтора больше весит чем родной R-1820. Это даже при наличии необходимого количества этих мощных двигателей будет практически новый самолёт, который еще надо будет довести до ума и не понятно сколькко на это уйдёт времени.
    2. +1
      10 июля 2017 07:41
      Цитата: А1845
      почему не попытались сделать пикировщик с более мощным движком, таким как у Корсара, например? конечно, обзор и все такое, но все же..

      А "Хеллдайвер" это по вашему что такое?
      1. 0
        10 июля 2017 11:28
        Цитата: tomket
        А "Хеллдайвер" это по вашему что такое?

        Это Wright R-2600 Cyclone 14
        А то - Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp
      2. +1
        10 июля 2017 21:48
        Цитата: tomket
        А "Хеллдайвер" это по вашему что такое?

        А Хеллдайвер-это летающий гроб. Сами морские летчики говорили это.
    3. +1
      10 июля 2017 12:31
      Цитата: А1845
      почему не попытались сделать пикировщик с более мощным движком, таким как у Корсара, например? конечно, обзор и все такое, но все же..

      Потому что "Медленный, но смертоносный" - это не чистый пикировщик. Это SBD - Scout Bomber Douglas. То есть, разведчик-пикировщик Дугласа.
      И именно ипостась разведчика для SBD была главной. Ибо по довоенным представлением основной задачей АВ была разведка и уничтожение АВ противника - "ослепление флота противника". При этом первым обнаружить и первым нанести удар было жизненно важно - потому как и теоретически, и по результатам учений собственные истребители АВ были неспособны его защитить. Так что найти и выбить АВ противника первым - означало выжить. Именно поэтому на американских АВ базировалась целая эскадрилья разведчиков.
      А для разведки нужна была дальность и продолжительность полёта. Ставим мощный движок - быстрее расходуем запас топлива - теряем в дальности. Увеличиваем запас топлива - растёт взлётная масса и длина разбега. А палуба - не резиновая. smile
      С другой стороны, сажать на палубу "чистые" разведчики - значит уменьшать ударные возможности авиагруппы. Вот и получился компромисс в виде SBD. В разведварианте он летал с полным запасом топлива и 500-фунтовкой (чтобы при удачном развитии событий атаковать обнаруженную цель - именно так не повезло "Дзуйхо"). В ударном варианте SBD вылетали с 1000-фунтовкой и запасом топлива "по обстановке".
      1. +1
        10 июля 2017 16:24
        Цитата: Alexey RA
        Потому что "Медленный, но смертоносный" - это не чистый пикировщик. Это SBD - Scout Bomber Douglas.
        good логично!
  2. +1
    7 июля 2017 16:03
    Палубная авиация США довольно обширная тема, так что с интересом ждем продолжения.
  3. avt
    +1
    7 июля 2017 17:27
    ,,Доутлесс" конечно шика-а-рный аппарат ! good Держу у себя в 48 от Хасегавы и достоин целой статьи , но как то надо было бы и ,,Виндикейтора " помянуть что ли.
    Цитата: А1845
    почему не попытались сделать пикировщик с более мощным движком, таким как у Корсара, например?

    А почему бы не ждать статьи автора ( за что ему конечно спасибо) , а поисковиком поработать , если тема интересует . Ну посмотреть что и как на палубе у USов развивалось с момента появления авианосцев
    Цитата: А1845
    и все такое
    ???
    Цитата: А1845
    но все же..

    Можно и дальше ждать , когда автор про ,,Хелдайвер" там напишет и,, Буканир" помянет
    1. 0
      7 июля 2017 18:50
      [b][/b]Про SB2U-3 «Виндикейтор» можно прочитать кратко здесь - Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III
      http://topwar.ru/95272-palubnaya-aviaciya-vo-vtor
      oy-mirovoy-voyne-ot-taranto-do-midueya-chast-iii.
      html
      1. avt
        +1
        7 июля 2017 19:44
        Цитата: AlexanderBrv
        ]Про SB2U-3 «Виндикейтор» можно прочитать кратко здесь

        Э-э-э-э-э! Кратко не хочу ! Панимаш. bully Пошёл новый цикл автор делать , давай по полной . А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца.
        1. +1
          10 июля 2017 09:12
          И про японские тоже, были и у них очень интересные машины.
    2. +2
      10 июля 2017 12:45
      Цитата: avt
      Ну посмотреть что и как на палубе у USов развивалось с момента появления авианосцев

      Тут не на технику смотреть надо, а на тактику применения. smile
      Если затачивать свои АВ на разведку и первый удар по АВ противника, то придётся делать универсальный разведчик-"что-то ещё".
      Чистый разведчик флоту не нужен - АВ нужна ударная мощь, чтобы гарантированно вывести из строя АВ противника.
      С торпедоносцем разведчик скрещивать нельзя: разведчик должен иметь возможность нанести удар по обнаруженной цели, но торпеда слишком тяжёлая, а бомбометание с горизонтального полёта эффективно только при работе от эскадрильи и выше (по крайние мере, так считалось). Разведчики же ходят парами.
      Единственный, кто может точно уложить бомбу - это пикировщик. С ним и скрещиваем разведчика, имея в приоритете дальность. smile
  4. 0
    10 июля 2017 17:07
    Весь "великий" америкосовский махач происходил вокруг каких-то мелких Гавайских и Соломоновых островов где-то посреди Тихого океана. А чего это супер-пупер американский флот и армия не могли наехать сразу на Японские острова?
    1. +4
      10 июля 2017 21:51
      Цитата: uskrabut
      Весь "великий" америкосовский махач происходил вокруг каких-то мелких Гавайских и Соломоновых островов где-то посреди Тихого океана. А чего это супер-пупер американский флот и армия не могли наехать сразу на Японские острова?

      Да по той же самой причине, что Красная армия била немцев под Москвой, в Сталинграде, под Курском, а не сразу рванула на Берлин.
  5. Комментарий был удален.