Учебный самолет СР-10 идет на замену чешским L-39

54
Как сообщает интернет-издание «Известия», военное ведомство страны, Смоленский авиационный завод и частная авиастроительная компания «Современные авиационные технологии» завершают подготовку контракта, предусматривающего поставку ВКС новейшего учебно-тренировочного самолета СР-10. Предполагается, что отгрузка первой партии состоится до конца 2018 года.



Его приобретение минобороны откроет новую страницу российской авиации — военные впервые закупают самолет, разработанный частной компанией («Современные авиационные технологии»). Производство планируется наладить на Смоленском авиазаводе (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение»).

СР-10 представляет собой небольшой реактивный самолет, предназначенный для первичной летной подготовки курсантов летных училищ. При весе чуть более 3 т двухместный самолет развивает скорость до 800 км/ч. Машина способна подниматься на высоту 11 тыс. м. Учитывая исключительно учебные задачи, поставленные перед самолетом, он лишен вооружения.

Мы ожидаем, что контракт будет подписан в ближайшие две-три недели. Сложность переговоров в том, что впервые Минобороны ведет работу с частным авиапроизводителем. Это первый случай в истории. Поэтому заключение договора требует дополнительной проработки и времени. Новая машина заменит парк устаревших чешских учебно-тренировочных самолетов L-39.

— пояснил руководитель авиазавода Сергей Никольский.

С его слов, установочная партия должна быть передана ВКС спустя 14 месяцев после подписания контракта.
Ожидается, что на СР-10 будут проходить обучение будущие истребители, штурмовики, разведчики и даже командиры дальних стратегических ракетоносцев Ту-160. Самолет станет промежуточным звеном в программе подготовки между легкомоторным Як-152 и более сложным Як-130.

На Як-152 курсанты получат первые навыки пилотирования. Взлет-посадка и выполнение несложных фигур высшего пилотажа. Но Як-152 турбовинтовой самолет. А летчикам предстоит летать на реактивных. Як-130 — это более сложная машина, на которой курсант учится пилотировать «большие» авиационные комплексы и применять оружие. На «130-м» стоят специальные системы, имитирующие полеты всех типов истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Переходить сразу с турбовинтового на реактивный самолет сложно. Поэтому промежуточным звеном между ними станет СР-10.

— высказал свое мнение военный эксперт Антон Лавров.

С его слов, самолеты данного типа необходимы не только в летных военных училищах, но и в строевых частях и учебных центрах ВКС, так как они позволят пилотам поддерживать летные навыки. На текущий момент в этих целях используются чешские L-39; в ВКС и Морской авиации эксплуатируется свыше 150 машин данного типа.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    24 июля 2017 07:48
    Его приобретение минобороны откроет новую страницу российской авиации — военные впервые закупают самолет, разработанный частной компанией

    Главное что самолет российского производства.Кормить чужого дядю не будем.
    1. +4
      24 июля 2017 08:36
      hi А я , грешным делом , представил себе как пилотажная группа "Белая Русь" пересаживается с Л-39 на СР-10 . Эх , мечты-мечты ... feel
      1. +8
        24 июля 2017 09:43
        Цитата: bouncyhunter
        hi А я , грешным делом , представил себе как пилотажная группа "Белая Русь" пересаживается с Л-39 на СР-10 . Эх , мечты-мечты ... feel

        Кто его знает,может и пересядет "Белая Русь" на СР-10 со временем. drinks hi
        1. +2
          24 июля 2017 09:45
          Дай-то Бог , чтобы так и было ! drinks
    2. +4
      24 июля 2017 09:38
      Легкий, жрет мало топлива, без вооружения - значит относительно дешёвый. Та в добрый путь!
    3. +6
      24 июля 2017 10:12
      Тут что называется на любителя...
      Кабина СР-10


      ЯК-130
      Что называется "почувствуй разницу"...

      1. +8
        24 июля 2017 10:58
        Вы показали кабину не самолёта, а всего лишь лётного прототипа СР-10.
        Приборная панель будет современной.

        Читайте больше и поаккуратней пишите комментарии, а то выглядите как обосратель.
        1. +6
          24 июля 2017 17:04
          Поражает политика военных заказов, действующая в МО, и вообще в России.
          Вместо одного реактивного учебного самолета, типа Л-39 для летных училищ и последующего боевого самолета, ныне целая серия учебных машин, начиная от винтового ЯК-152 с переходом на реактивный СР-10 обратной стреловидности, каких в ВВС среди боевых машин нет, и затем реактивный учебный ЯК-130.
          России, что денег бюджетных некуда девать, дублируя учебную машину в разных вариантах? Хотя, нет с точки зрения "законного" отката с каждой сделки, особенно с частной авиастроительной кампанией, дело правильное, кормить чиновников как-то нужно помимо их окладов.
        2. +1
          24 июля 2017 17:57
          Цитата: Genry
          Вы показали кабину не самолёта, а всего лишь лётного прототипа СР-10.
          Приборная панель будет современной.

          Читайте больше и поаккуратней пишите комментарии, а то выглядите как обосратель.

          Уважаемый, Я показал как оно есть, что будет... "будем посмотреть", что называется Дай БОГ, если Вы правы!!! drinks
      2. +2
        24 июля 2017 16:29
        Цитата: Самаритянин
        Тут что называется на любителя

        Даже если и так, зачем усложнять "летающую парту"? У неё задача, чтобы курсант приобрёл необходимые начальные навыки пилотирования.
        1. 0
          24 июля 2017 23:37
          Цитата: Orionvit
          Цитата: Самаритянин
          Тут что называется на любителя

          Даже если и так, зачем усложнять "летающую парту"? У неё задача, чтобы курсант приобрёл необходимые начальные навыки пилотирования.

          Для этого есть ЯК-152, а это реактивныЙ самолет и 21 век на дворе!
          1. Комментарий был удален.
  2. +5
    24 июля 2017 07:50
    Чего-то я сомневаюсь в рациональности закупок.Управлять машиной с обратной стреловидностью-не думаю,что это лучшее.Такое крыло слишком специфичное.Может спецы меня поправят.Но я-не "ЗА".Хотя,кто меня спрашивает.Для сверзвука оно негоже.Для палубника-возможно.
    1. +7
      24 июля 2017 07:56
      Может быть, я ошибаюсь, но сверхзвук - это > 1230 км/ч. СР-10 столько не выжимает.
      При весе чуть более 3 т двухместный самолет развивает скорость до 800 км/ч
      1. +3
        24 июля 2017 08:00
        Да я про то,что разрабатывается "стреловидник" как боевой истребитель.Про этот учебный-не знаю.Не вижу будущего такого крыла.Опыт есть.Беркут.
        1. +4
          24 июля 2017 08:59
          Как учебный самолёт для дозвука - очень годно (легче управлять с таким крылом), а главное, что свой.
      2. +2
        24 июля 2017 08:41
        Сверхзвук - это 1.0М. Скорость же приборная по высоте различается . Транс звуковой диапазон начинается с 0.85М.
        1. 0
          24 июля 2017 09:00
          Спасибо, кэп.
        2. +2
          24 июля 2017 09:02
          330м/с-скорость звука.Различается по высоте .Чем выше-тем больше.
          1. +3
            24 июля 2017 10:02
            Цитата: ВЕРЕСК
            330м/с-скорость звука.Различается по высоте .Чем выше-тем больше.

            С точностью до наоборот...
            Скорость звука В ВОЗДУХЕ порядка 330м/с - это на высоте 1000м и при температуре 20 градусов Цельсия.
            Чем ниже температура и чем больше высота, тем меньше скорость звука в воздухе.
            На высоте 10000 метров она равна примерно 300 м/сек
          2. Комментарий был удален.
      3. +1
        24 июля 2017 09:22
        сверхзвук - это > 1230 км/ч. СР-10 столько не выжимает.

        Про сверхзвук никто и не говорил. "Альбатрос" тоже дозвуковой, как и Як-130. Учебных сверхзвуковых у нас нет, это американцы использовали варианты Т-5 и Т-20 как учебные сверхзвуковые двухдвигательные самолеты.
        1. 0
          24 июля 2017 09:36
          Цитата: ВЕРЕСК
          Чего-то я сомневаюсь в рациональности закупок.Управлять машиной с обратной стреловидностью-не думаю,что это лучшее.Такое крыло слишком специфичное.Может спецы меня поправят.Но я-не "ЗА".Хотя,кто меня спрашивает.Для сверзвука оно негоже.Для палубника-возможно.

          Проблема с ПСС?
      4. +2
        24 июля 2017 10:02
        Цитата: Flinky
        сверхзвук - это > 1230 км/ч. СР-10 столько не выжимает

        А была ли задача делать сверхзвуковой учебный самолет? L-39 максималка тоже дозвуковая - 760 (до 900 предельная по прочности). Для курсантов летная программа - основы пилотирования, сверхзвук учебному зачем?
        СР-10 позиционируется как переход от поршневого к реактивному, то есть все та же летная программа но на реактивном. Отсеялись на Як-152 -> пощупали реактивный полет на CP-10 -> отточили навыки c эмуляцией строевых самолетов и применением оружие на ЯК-130.
        1. 0
          24 июля 2017 11:27
          Цитата: Flinky
          Цитата: ВЕРЕСК
          Чего-то я сомневаюсь в рациональности закупок.Управлять машиной с обратной стреловидностью-не думаю,что это лучшее.Такое крыло слишком специфичное.Может спецы меня поправят.Но я-не "ЗА".Хотя,кто меня спрашивает.Для сверзвука оно негоже.Для палубника-возможно.

          Проблема с ПСС?

          А тому ли вы пишете это?
      5. +1
        24 июля 2017 14:10
        Цитата: Flinky
        Может быть, я ошибаюсь, но сверхзвук - это > 1230 км/ч. СР-10 столько не выжимает.

        =======
        Ну, если уж быть совсем точным, скорость звука (точнее его (звука) распространения в среде), весьма серьезно зависит от нескольких параметров: плотности среды (применительно к воздуху - атмосферного давления и влажности), температуры среды и т.д. Т.о. не является КОНСТАНТОЙ.... Вот по этому и возникло понятие "число Маха".... Кстати, "сверхзвук" в воздушной среде - может быть и ниже указанной вами скорости - 1230 км/ч. Это просто некий стандарт для "определенной" высоты и "стандартных" атмосферных условий... И не более!!!
        А данный УТС - он действительно "ДОЗВУКОВОЙ", хотя ВОЗМОЖНО, в некоторых условиях (например пикировании) и может превысить 1 Мах... Кто знает??
    2. +3
      24 июля 2017 08:03
      какой сверхзвук? в статье же написано 800км/ч...
    3. +3
      24 июля 2017 08:27
      Цитата: ВЕРЕСК
      Управлять машиной с обратной стреловидностью-не думаю,что это лучшее

      Какая разница, с какой стреловидностью крыло, главное общая компоновка планера. Кстати, машина вышла красивой, значит и летать будет отлично.
      1. +1
        24 июля 2017 11:06
        Как раз навыки пилотирования самолета с обратной стреловидностью отличаются от планера с традиционной схемой, я не понимаю смысла таких экспериментов...
        1. 0
          24 июля 2017 16:46
          Цитата: павлентий
          Как раз навыки пилотирования самолета с обратной стреловидностью отличаются от планера с традиционной схемой, я не понимаю смысла таких экспериментов.

          А вот на сколько я слышал, обратная стреловидность, от обычной, обладает преимуществами на некоторых режимах и скоростях полёта. По вопросу навыков и особенностей пилотирования, так это опять таки зависит от компоновки, даже обычные самолёты в полёте все разные. А по поводу экспериментов, то этот этап давно пройден, и у нас и на западе. Да, подобная схема не отличается простотой в проектировании, но в ЦАГИ, наверное не просто так хлеб едят. Вы же не будете утверждать, что модель не проходила продувки и испытания.
  3. +5
    24 июля 2017 08:03
    Хорошая машина-но не для рядовых лётчиков.
  4. +6
    24 июля 2017 08:12
    военные впервые закупают самолет, разработанный частной компанией

    Хоть компания и частная, зато своя
  5. +5
    24 июля 2017 08:19
    Был единственный, Л-39 в качестве обучения, а сей час сразу три! Як-152, СР-10, Як-130... Но, все равно, радует! Держу кулачки за прекрасную машину СР-10, выполненную полностью из композитов, очень дешевую, и в эксплуатации тоже, по сравнению с Як-130.
    1. +6
      24 июля 2017 08:29
      Раньше в училищах, летать начинали сразу на Л-29, и ничего, не парились. Без всяких промежуточных.
      1. +5
        24 июля 2017 08:45
        У нас пара полков летала на 29-х, а другие - на 39-х. С третьего курса шли все на МиГ-21....СМ, ПФ и Р-ы.
      2. +5
        24 июля 2017 10:07
        Цитата: Orionvit
        Раньше в училищах, летать начинали сразу на Л-29, и ничего, не парились. Без всяких промежуточных.

        Англичане годов с семидесятых исключили из процесса обучения военных летчиков поршневые самолеты первоначальной подготовки и начали сразу обучать на реактивном учебно-тренировочном самолете. По их мнению, это ускоряло процесс обучения и повышало его качество.
        1. 0
          25 июля 2017 07:02
          Так а я о чём.
  6. +1
    24 июля 2017 08:20
    Цитата: ВЕРЕСК
    Чего-то я сомневаюсь в рациональности закупок.Управлять машиной с обратной стреловидностью-не думаю,что это лучшее.Такое крыло слишком специфичное.Может спецы меня поправят.Но я-не "ЗА".Хотя,кто меня спрашивает.Для сверзвука оно негоже.Для палубника-возможно.

    Вот и у меня такие же сомнения. Тот же "Беркут" был в управлении как говорят не самым легким самолетом, а тут самолет с обратной стреловидностью для курсантов, которые только на винтовом освоили "взлет-посадку".
    1. +4
      24 июля 2017 08:54
      Цитата: Старый26
      а тут самолет с обратной стреловидностью для курсантов

      Угол стреловилности очень небольшой, и нет сверхзвука. Мне думается напротив этот самолет очень легок в управлении.
    2. +2
      24 июля 2017 08:57
      Писали, что наоборот дает лучшую управляемость на малых скоростях.
  7. +1
    24 июля 2017 08:22
    Даст бог может и будем летать на своих. Я не спец в авиации, но меня поражает желание наших чиновников все покупать за рубежом.
    1. +3
      24 июля 2017 08:30
      но меня поражает желание наших чиновников все покупать за рубежом. Что именно?
      1. +2
        24 июля 2017 10:13
        Цитата: ВЕРЕСК
        меня поражает желание наших чиновников все покупать за рубежом.

        Л-29 закупали во время Варшавского Договора. В ту пору нам не хватало своих мощностей авиапрома - все заводы были загружены под завязку, а у чехов такие свободные мощности были. Потому им и отдали производство реактивного УТ самолета, а свой готовый Як-32 "положили на полку". А вот поляки, что бы загрузить свой авиапром, от Л-29 отказались и выпускали свой TS-11.
    2. +2
      24 июля 2017 09:01
      Это желание жирных откатов от производителей.
    3. +5
      24 июля 2017 09:56
      Цитата: ротмистр
      Даст бог может и будем летать на своих.

      Давно пора! Вспомните ВМВ. Япы проиграли в том числе и из-за того, что у них быстрее, чем у янкесов кончились подготовленные пилоты. Рашьше, в Союзе, об этом хорошо помнили. Поэтому ДОСААФ пахал на Як-52 и других машинах. Готовили резерв авиаторов. В Штатах -- 40 тыс пилотов легкомоторных самолетов. А у нас? Поэтому, если эту птичку передать в летные школы и сегодняшенние "ОСОАВИАХИМ"-ы, мы хоть что-то будем иметь в загашнике на черный день...
      А то встречаются деятели, вроде бывшего НГШ ВС РФ Н.Макарова, которые кипятком мочились от радости, что у нас "наконец-то покончено с мобилизационной компонентой"...
      Быстро у нас некоторые забывают уроки истории. Однако.
  8. +1
    24 июля 2017 08:33
    Цитата: 79807420129
    Его приобретение минобороны откроет новую страницу российской авиации — военные впервые закупают самолет, разработанный частной компанией

    Главное что самолет российского производства.Кормить чужого дядю не будем.

    Думаю что двигателя на нем импортные Авионика тоже импортная Вот такой у нас самолет собственного производства laughing
    1. +5
      24 июля 2017 09:04
      Цитата: Вздринчер
      Думаю что двигателя на нем импортные

      На первых машинах украинские, а потом обещают наши, рыбинские, которые специально для индусов разработали.
    2. +7
      24 июля 2017 09:07
      На прототипе стоит запорожский АИ-25ТСР (как и на Л-39), в серию идёт с АЛ-55. Авионика ставится под конкретного заказчика. Учите матчасть, и не вздринчайте часто, вредно для здоровья.
  9. +4
    24 июля 2017 10:10
    [quote]Самолет станет промежуточным звеном в программе подготовки между легкомоторным Як-152 и более сложным Як-130. [quote]
    [quote]Переходить сразу с турбовинтового на реактивный самолет сложно. Поэтому промежуточным звеном между ними станет СР-10.

    — высказал свое мнение военный эксперт Антон Лавров.
    [/quote]

    Не слишком сложная цепочка? Явно, что одно звено лишнее. Если первоначально курсант освоил ЯК-152, то проблем нет и на ЯК-130. Так же будет и с РС-10 - первоначально освоил и далее на ЯК-130. Не нужно лишнее звено. Или-или.Лишний самолет в обучении он и есть лишний . Уже проходили : L-29 - УТИ-МиГ-15 - МиГ-21. Убрали из цепочки УТИ и начали обучение на том, на чем предназначалось летать -МиГ-21 ( МиГ-23).Не отвлекалось внимание и время у курсантов на освоение "лишнего звена".
  10. 0
    24 июля 2017 10:33
    Цитата: Flinky
    На прототипе стоит запорожский АИ-25ТСР (как и на Л-39), в серию идёт с АЛ-55. Авионика ставится под конкретного заказчика. Учите матчасть, и не вздринчайте часто, вредно для здоровья.


    Здоровье буду беречь Спасибо! Но в этом самолете российского будет только шильдик Смоленского завода
    1. 0
      24 июля 2017 10:54
      тю, да он с the укараины...
    2. +2
      24 июля 2017 11:36
      Цитата: Вздринчер
      Но в этом самолете российского будет только шильдик Смоленского завода

      Любите врать?
      Потому и жениться не можете...
  11. +1
    24 июля 2017 12:33
    Не понятное решение. Сам в свое время со школьной парты сразу на Л-29 и без всяких переходных .
  12. 0
    24 июля 2017 12:41
    Вангую ему большие перспективы особенно с украинским движком.
  13. +1
    24 июля 2017 13:14
    Что то много учебных самолетов Як-130, теперь СР-10. Якобы Як-130 сложный, так начните учить с Ан-2, пока пилот до боевого самолета доучится - пора на пенсию.
    А Су-25 похоже менять не собираются, печалька ...
    1. 0
      24 июля 2017 17:31
      Чем больше освоит курсант типов самолетов - тем лучше он будет летать и меньше падать. Это же элементарно!
  14. BAI
    0
    25 июля 2017 17:36
    Вызывает сомнения обратная стреловидность крыла. У Сухого в серию такой истребитель не пошел, во всем мире не пошел, а у Смоленска пошел?
  15. 0
    18 октября 2017 16:48
    Раньше "учебные парты" проектировали, исходя из задач летной подготовки. А теперь программу подготовки будем адаптировать под очередной "чудо-самолет"?