«Молот полевой войны» - английская 8-дюймовая гаубица Mk VI – VIII

26
Вряд ли нужно лишний раз напоминать о том, что задача артиллерии – это переброска как можно большего количества взрывчатки неприятелю. Конечно, в танк, скажем, можно и цельнолитую «болванку» «запулить», и это его погубит, но по неприятельским укреплениям лучше всего стрелять чем-то таким, что содержит в себе много взрывчатки и очень сильно взрывается. Чтобы – скажем так, «одним махом семерых побивахом», то есть оставить ему как можно меньше шансов уцелеть. То есть чем не крупнее калибр орудия, тем лучше. Но при этом возрастает и вес. Вот почему 6 и 8 дюймов принято считать наиболее употребимыми калибрами тяжелой полевой артиллерии. Так же считали и в годы Первой мировой войны, однако мало у какой армии были такие орудия. У германской, правда, были 210-мм гаубицы, однако в других странах полевые орудия аналогичных калибров недооценивались.


Mk VIII в камуфляжной окраске в канадском Музее Войны, в Оттаве.



В Великобритании насущные потребности в орудиях калибра 203-мм были удовлетворены разработкой гаубиц Marks I и V (Mk I и V). Нужно отметить оперативность и находчивость англичан, которые для своих первых 8-дюймовых гаубиц использовали стволы морских орудий с расточенными и обрезанными стволами. Лафеты тоже были сделаны наскоро в железнодорожных мастерских, а колеса взяты от паровых тракторов. Они неплохо себя зарекомендовали, после чего военным захотелось иметь еще более эффективное орудие такого калибра. По этой причине в августе 1915 года фирме «Виккерс» было предложено создать новый образец гаубицы калибра восемь дюймов. Первая 8-дюймовая гаубица модели Mk VI сошла с конвейера уже 1 марта 1916 года.


Основные графические проекции гаубицы.

Конструкция орудия допускала наводку ствола на 4° влево и вправо, и угол максимального подъема ствола 50°. Затвор поршневой, и на новом орудии он стал более быстрым и современным. Ствол новой гаубицы был изготовлен из никелевой стали и состоял из внутренней трубы, внешнего кожуха, казенника, переднего и заднего направляющих колец. Кожух надевался на трубу с натягом в горячем состоянии, что делало ствол очень прочным и одновременно достаточно легким для такого крупного калибра. Нарезы в стволе имели постоянную крутизну. Противооткатные устройства располагались в массивной люльке под стволом. Тормоз отката гидравлический, накатник – гидропневматический. Подъемный механизм имел один сектор, прикрепленный к левой цапфе люльки. Кроме того, гаубица была оборудована подъемным механизмом для быстрого приведения ствола к углу заряжания (+7°30') и обратно. Поворотный механизм винтовой. Все это позволило добиться максимальной дальности стрельбы в 9825 метров, при общем весе 8,7 тонн, что было примерно на пять тонн меньше веса предыдущих моделей. По сравнению с более ранними версиями у этого орудия была улучшена система отдачи, однако все еще требовались рампы под колесами, чтобы компенсировать остальную часть ее значительной отдачи.

«Молот полевой войны» - английская 8-дюймовая гаубица Mk VI – VIII

Mk VI застряла в канаве и даже трактор не помог!

Следующим образцом стала появившаяся в июне 1916 года Mk VII, и она была почти идентична своей предшественнице, за исключением того, что длина ее ствола была увеличена до 17,3 калибров. Последовало несколько небольших повторных проектов, в результате которых и получилась гаубица Mark VIII 8 inch. Теперь новое орудие могло бросать снаряды весом в 200 фунтов (90,8 кг) на дальность в 12 300 ярдов (11 240 м).


Гаубицы 54-ой батареи осадной артиллерии ведут огонь по врагу. Западный фронт, 1917 г. Фото Фрэнка Харли.

Гаубицу можно буксировать либо трактором, либо лошадьми. Что, в общем-то, было удобно, поскольку гужевой транспорт в годы Первой мировой войны по-прежнему использовался очень широко. Колеса имели ширину в 30 см и диаметр 170 см. Это была действительно тяжелая гаубица: вес ствола и затвора составлял 2,9 тонны, а только лишь один поршневой его затвор весил 174 кг. Скорость стрельбы составляла всего лишь около 1 выстрела в минуту, отчасти из-за большого веса ствола, что требовало снижения его наклона до нуля при заряжании. В 8-дюймовой гаубице использовались боеприпасы картузного типа: то есть снаряды и картузы с порохом загружались в ствол по отдельности. Было четыре типа зарядов, каждый из которых давал разные диапазоны по дальности стрельбы. Гаубица использовалась англичанами вплоть до самого конца Первой мировой войны, затем состояла на вооружении в 20-30 годы и применялась также в первые годы Второй мировой войны, пока в 1943 году ее не признали окончательно устаревшей.


Снаряды для 8-дюймовой гаубицы. Фото Фрэнка Харли.

Данная гаубица использовалось также французской армией и армией США, где она также и производилось. Всего лишь через восемь дней после американской декларации о начале войны с Германией (принятой Конгрессом 4 апреля 1917 года) компании «Мидвейл Стил и Орднанс Ко», в Никетауне, штат Пенсильвания, было заказано 80 8-дюймовых гаубиц. Выполнить заказ было нетрудно, поскольку эта компания уже выпускала их по заказу Британии. Производство было организовано с такой быстротой, что первое готовое орудие пошло на испытания уже 13 декабря 1917 года. Общий заказ в итоге был увеличен до 195 экземпляров; 146 были завершены и приняты к 14 ноября 1918 года, а 96 из них были затем отправлены за границу.


Фугасные снаряды Mk III. Снаряд имел ввинчивающееся дно, медный направляющий поясок в задней части снаряда, и был он довольно толстостенным, что вызывало при его взрыве дробление на крупные и тяжелые осколки, разлетавшиеся на значительное расстояние. Снаряд обладал также сильным фугасным действием.

Во время Зимней войны 1939 – 1940 гг. Финляндия, отчаянно нуждаясь в современном и мощном оружии, купила 32 8-дюймовых гаубиц в США, но они прибыли слишком поздно для того, чтобы хоть как-то повлиять на исход этой войны. Они дешевы, но требовалось обучить людей с ними работать, так что, когда их расчеты были готовы, война закончилась. Тем не менее их использовали во время войны с СССР в 1941 – 1944 гг. Финнам понравилась эта гаубица, которую они нашли очень надежной. После Второй мировой войны оставшиеся гаубицы сохранялись на случай новой войны до конца 60-х годов. Ну, а одна такая гаубица попала в военный музей в Хельсинки.


BL Mark VIII производства США в музее в Хельсинки. Хорошо видны «тракторные» колеса с рельефными косыми грунтозацепами.

BL Mark VIII оказалась мощным, надежным и транспортабельным орудием. Из недостатков ее отмечался очень уж большой откат ствола. Из-за этого при переходе из походного положения в боевое приходилось подкапывать грунт под лафетом, если предполагалась стрельба при больших углах возвышения. Без этого казенник гаубицы мог удариться о грунт.


Гаубица в Музее артиллерии в Петербурге.

В годы Первой мировой войны эта гаубица поставлялась также в Россию. Они поступали в ТАОН – «Тяжелую артиллерию особого назначения», о деятельности которой, кстати, очень интересно написал автор романа «Порт-Артур» Александр Степанов в его продолжении «Семья Звонаревых». Уж на что хорош «Порт-Артур», а этот его роман еще лучше, но почему-то о нем у нас знают намного меньше. Кстати, когда в конце 1921 года в РККА провели инвентаризацию иностранных пушек, то оказалось, что в ней имеется 59 203-мм гаубиц «иностранных конструкций», большая часть которых относилась к типу Mk VI. Но на 1.08.1923 г. в составе ТАОНа были лишь 203-мм гаубицы Mk VI. Из них пять находились на вооружении, а еще девять составляли неприкосновенный запас ТАОНа, а 15 хранились на складах. Однако уже к 1.11.1936 г. на вооружении в РККА числилось 50 исправных 203-мм гаубиц Mk VI и еще одна такая же учебная гаубица. В дальнейшем гаубицы марки VI находились на вооружении Красной армии по крайней мере до 1943 года.


Mk VIII, 23 апреля 1940 года. Бетюн, Франция.

Что касается британских гаубиц, то перед началом Второй мировой войны их поставили на колеса с пневматическими шинами, что увеличило их проходимость на грунтовых дорогах и скорость перевозки. В таком виде они провоевали всю войну.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. TIT
    +1
    18 августа 2017 07:56
    Гаубицу можно буксировать либо трактором, либо лошадьми. Что, в общем-то, было удобно, поскольку гужевой транспорт в годы Первой мировой войны по-прежнему использовался очень широко.


    лошадками наверное если только по частям ?
  2. 0
    18 августа 2017 08:33
    Уважаемый Вячеслав Олегович - гаубица 8 или 6 дюймовая была?
    На графической проекции стоит цифра - 6...
    1. +2
      18 августа 2017 08:41
      8-ми, конечно. 203-мм. На графическом рисунке 273 написано 8 дюймов. Откуда появилось "6" на проекциях понятия не имею. Значит... 20 лет на это смотрел и не видел!
      1. +1
        18 августа 2017 08:52
        Значит дело в ЭТОМ -
        В Великобритании на основе своей конструкции 6-дм гаубицы фирма "Виккерс" разработала очень похожую на нее по устройству 8-дм гаубицу Mark VI.
        Ее лицензионное производство осуществлялось в США компанией Midvale Steel and Ordnance Со и небольшое количество таких орудий было поставлено в Российскую империю.
        Они служили в Русской императорской армии и позже в РККА под названием "8-дм (203-мм) гаубица Мидваля Мк VI".
        На снимке № 8 - сохранившийся экземпляр системы в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург.
      2. +1
        18 августа 2017 08:55
        В январе 1915 г. фирма "Виккерс" (Vickers Limited) приступила к проектированию новой 6-дм гаубицы, а 30 июля из прототипа произвели первый выстрел. Систему приняли на вооружение как Royal Ordnance Breech Loading 6-inch 26 cwt howitzer и запустили в валовое производство на мощностях сразу нескольких компаний, включая разработчика (26 cwt означает "в 26 центнеров", с учетом "британского центнера"[1 Иначе - хандредвейт (англ, hundredweight).] это составляет 1320,8 кг - видимо, имелась в виду масса качающейся части). К концу того же года в войсках уже насчитывалось несколько сотен новых орудий. Всего построили 3633 BL 6-inch 26 cwt howitzer.
  3. +1
    18 августа 2017 08:35
    Скорость стрельбы составляла всего лишь около 1 выстрела в минуту, отчасти из-за большого веса ствола, что требовало снижения его наклона до нуля при заряжании.

    Заряжание при нулевом угле возвышение проводилось не из-за "большого веса ствола" , а для удобства подачи и досылания тяжелого снаряда и картуза.
  4. +3
    18 августа 2017 08:37
    Техника и вооружения 2016 04 и Техника и вооружения 2016 05

    "На походе британская система являлась более тяжелой, поэтому при конной тяге свежие лошади при равном числе голов в упряжке быстрее уставали везти ее по сравнению со 152-мм гаубицей обр. 1909 г. Неслучайно военные Великобритании в 1916 г. перешли на механическую тягу, а красноармейцы даже в начале 1930-х гг. могли об этом в основном мечтать. Сообщалось об изготовлении в 1928- 1930 гг. в СССР металлических колес к 152-мм гаубице Виккерса. Для буксировки 152-мм гаубицы Виккерса по бездорожью требовался как минимум гусеничный трактор "Коммунар", необходимый в то время в первую очередь для народного хозяйства страны. Впоследствии, по мере появления новых моделей тракторов и специализированных тягачей, ситуация улучшилась, но на случай большой войны в мобилизационные планы пришлось закладывать изъятие автотракторной техники у гражданских организаций-владельцев."
    1. +1
      18 августа 2017 11:34
      Исаев писал, что немцы только в Бельгии, Голландии и Люксембурге реквизировали автотранспорта больше, чем нам предполагалось получить по мобилизации из народного хозяйства. Т.е., моторизация была несопоставима. Встречались, вроде бы, в Вермахте и английские автомобили - трофеи Дюнкерка. Про французский автопром и говорить не стоит.
      1. +2
        18 августа 2017 12:18
        Трофейным автотранспортом было оснащено не менее 92 дивизий Третьего Рейха
        Н. А. Кирсанов - Кто помогал ГИТЛЕРУ?
        По немецким данным использовалось следующее количество трофейной британской техники - мотоциклы – 25778, легковые автомобили - 8834 грузовые автомобили – 32460, санитарные автомобили – 3439, трактора – 2618, прицепы – 1551.
        - Источник: http://dlyakota.ru/58160-britanskie-kolesa-treteg
        o-reyha.html#sthash.PqqsKO67.dpuf
        1. +1
          18 августа 2017 12:23
          это, наверно, за все время войны? Вряд ли они столько захватили в Дюнкерке и Норвегии. Сохранились фото "Bren carrier", используемых немцами.
          1. +1
            18 августа 2017 12:36
            Не могу ответить... Возможно!
            ВИКИПЕДИЯ -
            При эвакуации личного состава английских, французских и бельгийских войск в районе Дюнкерка было брошено практически всё тяжёлое вооружение, техника и снаряжение.
            В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий.
            1. +3
              18 августа 2017 13:00
              на месте немцев я бы тогда вел себя приблизительно так:
        2. +1
          18 августа 2017 13:06
          - Источник: http://dlyakota.ru/58160-britanskie-kolesa-treteg
          o-reyha.html#sthash.PqqsKO67.dpuf

          кстати, ссылка замечательная! рекомендую! drinks хорошие редкие фото.
      2. +5
        18 августа 2017 13:11
        "Исаев писал, что немцы только в Бельгии, Голландии и Люксембурге реквизировали автотранспорта больше, чем нам предполагалось получить по мобилизации из народного хозяйства."
        Плюс еще Франция, Англия, Польша, Дания...
        Жаль, что среди озвучивающих с трепетом и возгласами "кто помогал Германии"эти цифры оказались одни гуманитарии и не нашлось простого капитана зампотеха батальона. Он бы рассказал, как во фронтовых условиях все это обеспечить ремонтом, запчастями, резиной, топливом и т.д. Кроме того, это была, в основном, гражданская техника, не приспособленная к условиям военной эксплуатации. Это был "кошмар для интенданта".
        1. +2
          18 августа 2017 13:16
          да это понятно. Пройдите по ссылке Алексея, посмотрите на кол-во английских моделей, захваченных немцами - там разнобой был тот еще. Французские модели, наверно, проще было снабдить запчастями, но да, кошмар.
        2. +3
          18 августа 2017 13:51
          ФОКУС-МОКУС против Госпожи БЕЛАДОННЫ -
          Позвольте - НЕ ПОЗВОЛЮ, простите - НЕ ПРОЩУ... laughing
          Маленькое отступление -
          Никто не заставлял немецких интендантов всю массу трофейной техники (вплоть до ВЕЛОСИПЕДОВ) использовать в армии! Сами ХАПАНУЛИ - значит проблемы с запасными частями, ГСМ и прочим ЭТО СУГУБО ИХ СОБСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ...
          Михаил Соколов
          АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР -
          По данным германского верховного командования (надо полагать неполным), за период с 22 июня по 31 декабря 1941 года немецкие войска потеряли на Восточном фронте 35 159 грузовиков, 24 849 легковых машин, 2469 тягачей. Только в битве под Москвой за период с середины ноября по 31 декабря 1941 г. Красная Армия захватила у противника 15 049 автомобилей.
          Огромные трофеи достались Красной Армии в результате победы на берегах Волги. Всего в ходе окружения и ликвидации Сталинградской группировки противника войсками Донского фронта было захвачено 80 438 автомобилей и 571 тягач. Корреспондент «Красной звезды», побывавший в районе к западу от Сталинграда, писал в те дни:
          «У немцев там остались тысячи грузовиков, легковых машин, большей частью сваленных в овраги, так как у них уже не было ни времени, ни средств их уничтожить… Около 70 процентов этих грузовиков еще можно отремонтировать и вновь пустить в дело».
          Характерным образцом продукции французской автомобильной промышленности периода Второй мировой войны являлся коммерческий грузовик «Рено» модели «АНN». Двухосный автомобиль имел кабину, расположенную над двигателем, неведущую переднюю ось, двускатные задние колеса и, как следствие этого, – недостаточную проходимость. Грузоподъемность его составляла 3000 кг, а мощность 6–цилиндрового карбюраторного двигателя – 75 л. с. Машина начала сходить с конвейера в 1940 году и находилась в производстве всю войну. По такой же схеме и с весьма похожим оформлением выпускались грузовики модели «АНS» грузоподъемностью 2000 кг и «АНR» грузоподъемностью 5000 кг. Всего завод «Рено» выпустил в 1940–1944 годах 35 000 грузовиков, большинство из которых было поставлено в германскую армию.
          К началу Великой Отечественной войны не менее 88 немецких пехотных дивизий, три моторизованные и одна танковая были оснащены преимущественно французскими грузовыми автомобилями.
          Грузовики строились фирмами «Шкода», «Татра», «Прага» и другими. Все эти автомобили нашли применение в военных перевозках в 1939–1945 годов, в том числе и на Восточном фронте.
          1. +2
            18 августа 2017 13:58
            Никто их не заставлял, их жизнь заставила, так как своих не хватало. Правда непонятно, как в этом процессе беладонна учавствовала, но это дело десятое.
            1. +1
              18 августа 2017 14:10
              Те кто обслуживал технику наверно пытались БУНТОВАТЬ - НО ИХ ТИХО ПОСТАВИЛИ НА МЕСТО!
              Так-же, как и наших военных - НА И ОТВЯЖИСЬ...
              Какой‑либо стандартизации французских армейских грузовиков не существовало вообще, а унификация имела место только в рамках каждого отдельного производителя. На вооружении состояли даже обычные городские автобусы, чаще всего переделанные во вместительные грузовики-фургоны для интендантской службы. - ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА ОККУПАНТОВ...
        3. +2
          18 августа 2017 13:53
          «ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГАВТУ КА НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА ТЫЛА КА О СОБРАНЫХ ЭКСПОНАТАХ ДЛЯ МУЗЕЯ-ВЫСТАВКИ ТРОФЕЙНОЙ ТЕХНИКИ» от 7 июня 1943 года:
          «Во исполнение указаний о сосредоточении экспонатов по трофейным автомобилям и транспортерам для музея-выставки трофейной техники выполнено следующее:
          1. Из частей, находящихся в Москве, музею-выставке были переданы:
          1) Штабной автомобиль «Хорьх»,
          2) Связной автомобиль «Мерседес-Бенц»,
          3) Грузовой автомобиль «Крупп»,
          4) Малый колесно-гусеничный транспортер,
          5) Средний колесно-гусеничный транспортер,
          6) Большой колесно-гусеничный транспортер,
          7) Штабной автомобиль «Прага».
          2. Из Сталинграда отгружен эшелон со следующими машинами для музея-выставки:
          1) Грузовой автомобиль «Пежо»,
          2) Грузовой автомобиль-фургон «Магирус»,
          3) Штабной автобус «Берлие»,
          4) Штабной автомобиль «Штевер»,
          5) Штабной автомобиль «Мерседес-Бенц»,
          6) Грузовой автомобиль-фургон «Крупп»,
          7) Грузовой автомобиль «Бюсинг-Наг»,
          8) Грузовой автомобиль «Шкода»,
          9) Легковой специальный автомобиль «Мерседес-Бенц»,
          10) Грузовик-платформа «Зауер» («Заурер»),
          11) Грузовой автомобиль «Мерседес-Бенц»,
          12) Грузовой автомобиль «Рено»,
          13) Грузовой специальный автомобиль «Бюссинг»,
          14) Грузовой специальный автомобиль «Мерседес-Бенц»,
          15) Грузовой автомобиль «Кросслей»,
          16) Санитарный автомобиль «Ганзо-Ллойд»,
          17) Грузовой автомобиль-фургон для ремонтной мастерской «Мерседес-Бенц»,
          18) Колесно-гусеничный тягач «Краус-Маффей»,
          19) Грузовой автомобиль самосвал «Мерседес-Бенц»,
          20) Автомобиль-вездеход «Татра»,
          21) Специальный автомобиль «Хорьх»,
          22) Грузовой специальный автомобиль «Хорьх»,
          23) Грузовой автомобиль со специальным кузовом «Феномен»,
          24) Бронетранспортер «Бюссинг-Наг»,
          25) Специальный автомобиль «Феномен»,
          26) Автомобиль для радиостанции «Хорьх»,
          27) Колесный тягач «Ганомаг»,
          28) Грузовой автомобиль со специальным кузовом «Фомаг»,
          29) Автомобиль-вездеход «Лафли»,
          30) Специальный автомобиль «Мерседес-Бенц»,
          31) Колесно-гусеничный тягач «Борч-Борч»,
          32) Грузовой автомобиль со специальным кузовом «Самой» («Сомуа»),
          33) Грузовой автомобиль-фургон «Прага»,
          34) Специальный автомобиль «Берлие»,
          35) Специальный автомобиль «Хорьх»,
          36) Специальный автомобиль «Хорьх»,
          37) Специальный грузовой автомобиль-фургон «Геншель» («Хеншель»),
          38) Штабной автомобиль «Хорьх»,
          39) Штабной автомобиль БМВ,
          40) Специальный трехосный автомобиль «Штейер»,
          41) Колесно-гусеничный тягач «Бюссинг-Наг»,
          42) Колесно-гусеничный тягач «МВЦ»,
          43) Колесно-гусеничный тягач «Краус-Маффей»,
          44) Специальный грузовой автомобиль «Рено».
          По имеющимся сведениям, направленный из Сталинграда эшелон с трофейной автотехникой находился утром 31.05.1943 г. на станции Подлипки (640 км от Москвы), утром 3.06.1943 г. эшелон находился на станции Быково.
          Начальник штаба ГАВТУ генерал-майор Новиков»
        4. +1
          18 августа 2017 22:48
          Грузовиков и тягачей в Вермахте было мало. Артиллерия была почти вся на конной тяге.
          Трофеи же гузовиков и тягачей были слишков мазномастны. Из-за отсутствия запчастей их приходилось бросать при первой же поломке.

          "К 1940 г. в вооруженных силах Германии находилась 771 тысяча лошадей и мулов. Войну с СССР Вермахт начал, имея в своих рядах их уже около миллиона. Лошадь стала «главной движущей силой немецких войск». Видимо, поэтому к 1943 г. количество «единиц тягловой силы» в войсках достигло 1380 тысяч."/////
          1. 0
            20 августа 2017 19:12
            неверно - лошади были основной тяговой силой пехотных дивизий, а не вермахта....
  5. +1
    18 августа 2017 16:34
    "Следующим образцом стала появившаяся в июне 1916 года Mk VII, и она была почти идентична своей предшественнице, за исключением того, что длина ее ствола была увеличена до 17,3 калибров."
    Ствол отличался не только длиной, но и конструкцией. В отличие от Mk VI, ствол которой скреплялся циллиндрами, у Mk VII и последующих моделей ствол, по классической английской технологии, скреплялся проволокой.
    Ствол, скрепленный проволокой, состоит из трубы, на которую навито несколько десятков рядов стальной проволоки прямоугольного сечения. Проволока навивается в холодном состоянии с натяжением. Оба конца проволоки надежно крепятся к трубе. Поверх проволоки на трубу надевается кожух.
  6. 0
    18 августа 2017 22:29
    Жаль не нашёл в интернете фотографий этих гаубиц в Советском Союзе.
  7. 0
    18 августа 2017 22:56
    Толстостенность снаряда вовсе не прослеживается. Это всё-таки пушечный снаряд, а не минометная мина. Хотя для гаубицы возможно повышение наполненности взрывчаткой.
    Дробление на осколки будет зависеть от самой взрывчатки и металла из которого состоит снаряд.
    1. 0
      19 августа 2017 02:48
      Точнее будет сказать от типа снаряда!!! Гаубицы как и пушки-гаубицы имели большую номенклатуру БП
    2. +1
      19 августа 2017 08:53
      Толщина стенки фугасной гранаты, с одной стороны, должна иметь достаточную прочность, с другой - обеспечить максимальную фугасность снаряда. Поэтому для фугасной гранаты толщина стенки принимается минимально допустимой по условиям прочности. У осколочной гранаты стенки толще, коэфициент наполнения, соответственно фугасность меньше. У фугасных гранат толщина стенки обычно составляет от 1/6 до 1/15 калибра. У осколочных - от1/4 до 1/6 калибра.
      Даный снаряд как раз и имеет толщину стенки около 1/6 калибра, т.е. максимально толстую для фугасной гранаты. Потому и толстостенный, тут все правильно.