Российские АПЛ станут более незаметными

49
Российские атомные подлодки проектов 995 типа «Борей-А» и 885 «Ясень-М» станут более незаметными для субмарин, противолодочных кораблей и самолетов противника благодаря новейшим бесшумным герметичным насосам отечественного производства, сообщают Известия.

Российские АПЛ станут более незаметными


Ранее советские и российские ПЛ оснащались продукцией молдавского научно-технического центра «Гидротехника».

«В конструкции каждой лодки десятки насосов. Фактически это сердце и кровеносная система АПЛ. Они обеспечивают циркуляцию жидкости в реакторе, всплытие и погружение, наполнение водой торпедных аппаратов перед выстрелом, охлаждение систем и оборудования субмарин. Но шум от их работы – главный демаскирующий признак атомной подводной лодки. Именно его и слышат гидроакустические станции противника», – поясняет газета.

Новые насосы разработаны и серийно выпускаются предприятием «Лопастные гидравлические машины» (ЛГМ).

«Бессальниковые герметичные электронасосы прошли полный цикл испытаний и включены в технические проекты строящихся и перспективных атомных подводных кораблей», – рассказали газете в главкомате ВМФ.

Изделия и производственная линия полностью созданы за счет предприятия. Все насосы отвечают 4-й категории требований к виброгидравлической технике. Это высшая категория продукции. В мире такие вещи производит всего несколько фирм. Их характеристики считаются сверхсекретными, так как именно они определяют физический портрет каждой конкретной подводной лодки. Зная эти параметры, ее можно легко обнаружить на фоне естественных шумов океана,
цитируют «Известия» исполнительного директора ЛГМ Романа Пыхтина.

Насосы ЛГМ – полностью российская продукция. Они имеют простую конструкцию, небольшие габариты и улучшенные показатели по виброшумоизоляции. Работающий на полную мощность насос способен удержать на своей крышке стоящую ребром 5-рублевую монету.

По словам российского эксперта по военно-морским вооружениям Владимира Щербакова, снижение шумности систем и механизмов подлодки – одна из самых серьезных проблем.

На шумность подводной лодки влияет множество факторов. Прежде всего, это работа главной энергетической установки: атомного реактора, насосов, дизелей, валов, винтов или водометов. В случае с винтами и водометами снижение шумности достигается за счет совершенствования их схем. Снизить заметность работающего дизеля или вспомогательных механизмов можно за счет подвесных систем и резиновых матов, на которые они устанавливаются. С работой реактора сложней, его на виброплатформу не поставишь, ковриками не обложишь. Поэтому добиться снижения шумности можно, совершенствуя работу обеспечивающих его насосов. Шум непрерывно циркулирующей жидкости – самый громкий на АПЛ,
рассказал Щербаков.

Сегодня в интересах ВМФ строятся АПЛ «Борей-А» (5 ед.) и «Ясень-М» (6 ед.) по новым проектам. Их особенность – использование только отечественного оборудования. В перспективе будут заложены модульные корабли 5-го поколения типа «Хаски», на которых также должны стоять системы и механизмы исключительно отечественного производства.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    15 августа 2017 09:04
    "Ранее советские и российские ПЛ оснащались продукцией молдавского научно-технического центра «Гидротехника»." - Во, блин новость! Это что, "братья - молдаване" могли нас этими насосами за одно место держать, как в своё время хохлы? Круто! Слава Богу, сами стали делать!
    1. +2
      15 августа 2017 09:06
      Согласен, это прикол!
      1. +4
        15 августа 2017 09:25
        Работающий на полную мощность насос способен удержать на своей крышке стоящую ребром 5-рублевую монету.

        Ну и анекдот....подкинем рубль если упадет орлом -берем водку, если решкой -вино а вот если повиснет в воздухе то пить не будем! wassat
        1. +1
          15 августа 2017 09:46
          Лучше бы освоили водомётный движитель. Американцы ставят их на Вирджинии ещё с восьмидесятых... А у нас по-прежнему громыхающие винты.
          1. +1
            15 августа 2017 10:25
            Проект 995 «Борей»:

            Силовая установка:

            -ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
            -гребной вал
            -водометный движитель
            1. 0
              15 августа 2017 10:35
              Это что-то вроде гибрида? Гребной вал и винт - это одно и то же. Вирджинии ходят чисто на водомётном движителе.
              1. 0
                15 августа 2017 10:50
                Выдержка из статьи:
                "Эксперты отмечают, что именно поэтому такое понятие как «приемлемый уровень шума» для современных подлодок просто перестало существовать - каждое следующее поколение АПЛ, будь то «стратеги» с ядерными ракетами «за спиной» или морские истребители вроде «Ясеня» должны быть неслышимы для гидроакустиков противника. По части уменьшения шумности подводной лодки написаны сотни диссертаций, а профильные НИИ наверняка не первый год бьются над схемами размещения оборудования внутри корпуса. Прорывным решением, как отмечают специалисты, может стать отказ от использования в АПЛ турбин и исключение их как источника шума на борту с попутным переходом на электрические двигатели. «Электрическая» схема, как объясняют эксперты, позволит решить сразу несколько проблем.
                Во-первых, станет возможным снизить уровень шума и фактически сделать огромную подводную лодку неслышимой для современных гидроакустических станций. Во-вторых, можно будет «играть» с пространством внутри самой подлодки и размещать в освободившемся пространстве другие механизмы и устройства. В этом направлении уже активно работают американцы - в частности, версия Block V подводных лодок типа «Вирджиния» прорабатывается именно с электроприводом основного вала, без использования турбин и компрессоров. Однако, как отмечают эксперты, в реализации этой программы есть определенные сложности, преодолеть которые американские инженеры пока не могут."
                https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201608310842
                -f87s.htm
                1. AUL
                  +1
                  15 августа 2017 11:50
                  Прорывным решением, как отмечают специалисты, может стать отказ от использования в АПЛ турбин и исключение их как источника шума на борту с попутным переходом на электрические двигатели. «Электрическая» схема, как объясняют эксперты, позволит решить сразу несколько проблем.
                  Вот тут я не понял. А откуда электричество-то берется? Как я понимаю, реактор греет воду, вырабатывает пар ВД, а он крутит турбину с генератором (или турбину с ТЗА с выходом на вал винта). Куда же без турбины? Ведь пока нет достаточно мощных непосредственных преобразователей тепла в электроэнергию(типа термоэлементов). Прошу растолковать, плиз!
                  1. 0
                    15 августа 2017 14:31
                    Очевидно, собираются обойтись без ТЗА. Электромотор будет использоваться в качестве главного двигателя, а ток для него будет вырабатывать реактор. Да, без турбин не обойтись. Что-то должно будет вращать генератор, иначе неоткуда будет взяться электричеству. Возможно, журналист не совсем корректно понял идею.
              2. 0
                15 августа 2017 17:05
                А что вращает винт водомёта, разве не гребной вал? Водомёты тоже шумят. Я думаю, это кораблестроителям надо такой вопрос задать, почему на наши лодки водомётные установки не ставятся, а только гребные винты. Есть тут, интересно, кораблестроители?
          2. +6
            15 августа 2017 11:08
            Цитата: Басарев
            А у нас по-прежнему громыхающие винты.

            Торпеды у нас уже с водометами. Возможно 955 и 885 второй очереди будут с водометами или ограждающими насадками. Но после этого дольше держится кильваторный след, как демаскирующий признак корабля...
            А "громыхающие винты" остались в вашем комсомольском прошлом. Сейчас они саблевидные, большого диаметра и низкооборотные... Но, насколько мне известно, работы по водометному движетелю ведутся...
            Так что, наши сложные самодвижущиеся инженерные гидротехнические сооружения развиваются в этом направлении... bully
            1. 0
              15 августа 2017 11:13
              Да любой винт сильно шумнее водомёта. Я вообще считаю, что с появлением водомётного движителя все винты разом устарели. Им не место на современных лодках.
              1. 0
                15 августа 2017 14:36
                Даже низкооборотный винт будет более шумным?
                1. 0
                  15 августа 2017 15:03
                  Полагаю, что да. Я довольно слабо разбираюсь в движителях подводных лодок, знаю лишь, что американские крайне сильно превосходят отечественные по малошумности и нашим ни разу не удалось даже приблизиться к американским по этому параметру. Ревущими коровами наши лодки зовутся неспроста.
                  1. +2
                    15 августа 2017 16:46
                    Но вы не будете отрицать, что дизель-электрическая "Варшавянка" - одна из самых малошумных не атомных подводных лодок в мире? И гребной винт там обычный...в том смысле, что он традиционный. Следовательно, не винтом одним определяется уровень шумов? Кстати, у этой лодки главный двигатель - электромотор. У меня ВУС - "Боевое применение противолодочного оружия кораблём проекта 11.24М", так вот нам преподаватель на одной из дисциплин говорил, что на определённом режиме хода уровень шума этой лодки сопоставим с естественным шумом моря и в режиме шумопеленгования обнаружить её будет невозможно, это я о "ревущих коровах". И некоторые исторические факты из недавней истории России говорят о том, что "ревущие коровы", это уже не про нас. Американские лодки тоже шумят, абсолютная бесшумность недоступна даже им. В 90-е годы их неоднократно "слышали" наши противолодочные корабли в заливе Петра Великого под Владивостоком. Другое дело, что это были, в основном, АПЛ типа "Лос-Анжелес". Как обстоят дела сейчас, я не знаю. Неоднократно читал, что наши новые лодки по уровню шума сопоставимы с последними американскими. Хочется в это верить.
                    1. +2
                      15 августа 2017 17:26
                      Цитата: Басарев
                      Да любой винт сильно шумнее водомёта. Я вообще считаю, что с появлением водомётного движителя все винты разом устарели. Им не место на современных лодках.

                      Несколько раз, в том числе и на этом сайте выражалось мнение, что водометы не эффективны на больших глубинах. На тех же "ясенях" водометы используют лишь на мелководье (опять же по слухам, но им я склонен доверять).
                      Основной шум, при вращении винта создается в результате эффекта кавитации (из за перепада давления на задней кромке лопасти возникают пузырьки, которые лопаются, чем и создают шум). Уменьшить данный эффек можно грамотным просчетом конструкции винта и уменьшением его скорости вращения.
                      1. +1
                        15 августа 2017 17:45
                        Насчёт кавитации вы абсолютно правы! Я не кораблестроитель, но читал, что на современных подводных лодках устанавливаются малошумящие, низкооборотные гребные винты.
                      2. +4
                        16 августа 2017 09:20
                        Согласен, но... Палочка имеет два конца: с просчетом конструкции все просто, тут важнее ТЕХНОЛОГИЯ изготовления ГрВ, а вот уменьшение скорости вращения приведет к увеличению диаметра ГрВ. А как его воткнуть в готовый конструктив корабля?
                  2. +4
                    16 августа 2017 09:18
                    Не все. Есть и довольно малошумные корабли. Ведь шум, он же внешний параметр, это физическая величина, которой можно управлять, т.е. нормировать и снижать.
                2. +4
                  16 августа 2017 09:16
                  Чтобы сделать низкооборотный винт необходим редуктор, а это лишние шестерни и зацепления - тот же шум.
              2. +4
                16 августа 2017 09:15
                Воду в водомете тоже чем то двигать надо... Самое приемлемое для этого - осевой (читай лопастной) насос, далее все тоже самое, что было сказано ранее.
          3. +1
            15 августа 2017 17:23
            Да байка это всё про "громыхающие винты". На полном ходу любую подводную лодку будет слышно, и дело тут не только / не столько в гребном винте, сколько в гидродинамическом шуме. Морская вода - не воздух, в ней встречаются "горизонты" разной плотности, которые вызывают преломление звуковых волн, это может ухудшить / улучшить работу корабельных гидроакустических средств; существуют специальные морские карты (секретные), показывающие...в общем, опытный командир подводной лодки сможет с выгодой для себя использовать имеющуюся гидрологическую обстановку. Как впрочем, и командир противолодочного корабля...Так что, по-прежнему имеет место быть игра в "кошки - мышки", где нет однозначного ответа: кто кого? Наличие водомётного движителя не есть гарантия победы. Вам не приходило в голову простая мысль, что если бы водомётный движитель был действительно так "крут", то его устанавливали бы на новые отечественные лодки, и модернизировали старые?
            1. 0
              15 августа 2017 17:42
              Цитата: Brylevsky
              Вам не приходило в голову простая мысль, что если бы водомётный движитель был действительно так "крут", то его устанавливали бы на новые отечественные лодки, и модернизировали старые?

              Я просто думал, что нам он не по зубам. В смысле, технологический уровень не тот. Потому и используем устаревшие решения вроде винтов.
              1. +2
                15 августа 2017 18:09
                Ну что-то вы уж совсем низкого мнения об отечественном кораблестроении laughing ...Честно говоря, я и сам не знаю, способны ли наши корабелы на подобное, или нет. Хочется верить, что способны. Ведь строятся же лодки...Тут автор "Rader" высказался в том смысле, что КПД водомётного движителя уменьшается с глубиной хода лодки. Я склонен считать, что водомёт, как и все технические решения, имеет свои достоинства и недостатки. И тут надо понимать, что конструкторы хотят получить на выходе. У нас лодки были со скоростью подводного хода до 40 узлов! Да, на таком ходу лодка "орала" на всё море; а однажды , на циркуляции, набегающим гидродинамическим потоком сорвало рубочную дверь (не люк, а дверь, ведущую в ограждение рубки), - представляете, с какой силой давила вода? Но! На такой скорости командир лодки мог уклониться от торпеды. Не каждый противолодочный корабль смог бы её догнать, чтобы приблизиться на дистанцию применения оружия...Понимаете, куда я клоню? Думаю, когда наши кораблестроители осознают что водомёт, это то, что нам сейчас нужно, вопрос будет решен в его пользу. Таким образом, дело не в том, "можем, или нет", а в том, целесообразно это, или нет. Я так думаю.
                1. Комментарий был удален.
                  1. +1
                    16 августа 2017 04:07
                    Спасибо вам за информативный ответ. В конечном итоге, все, как всегда, упирается в деньги. Очевидно, американцы имеют достаточно средств, чтобы продолжать опытно-конструкторские разработки по этой теме. А у меня складывается ощущение, что нам дешевле развивать старое, чем разрабатывать новое...
                2. +2
                  15 августа 2017 21:58
                  И тут надо понимать, что конструкторы хотят получить на выходе. У нас лодки были со скоростью подводного хода до 40 узлов! Да, на таком ходу лодка "орала" на всё море...

                  Верное замечание. На скорости в 30 узлов основным демаскирующим фактором является именно шум от взаимодействия корпуса с морем. Поэтому, кстати, у американцев максимальная скорость атомоходов пляшет в районе 28-30 узлов. Во время легендарного скоростного "заплыва золотой рыбки" в центральном посту был зафиксирован шум в 100Дб... Как вы понимаете, при таком уровне шума главное не то, что тебя все слышат (ведь необходимость разгоняться до 40 узлов говорит лишь о том, что подлодку до этого обнаружили и уже пустили торпеды по ней...), главное то, что ты ничего не слышишь, да и торпеды пустить не сможешь...
                  Раньше(Как было отмечено Вами, Brylevsky) была хотя бы возможность за счёт скорости оторваться, збить наведение... Но с совершенствованием систем наведения, появления новых типов вооружения такая возможность свелась на нет. Теперь значительно более эффективным считается красться со скоростью в 16-18 узлов оставаясь незаметными, и самим слышать все в радиусе нескольких сот километров.
                  1. +1
                    16 августа 2017 04:17
                    Я согласен с тем, что главное тактическое преимущество подводной лодки, это ее скрытность. Лодка жизнеспособна до момента ее обнаружения, после чего на неё объявляется охота...Но ведь работы по снижению уровня шума отечественных лодок продолжаются? Не оставляет ли этот факт места для осторожного оптимизма? Хочется верить в то, что наши конструкторы добьются в этом успеха...
    2. +5
      16 августа 2017 09:12
      Могли, но не держали. Они просто перестали выпускать (или поставлять нам) эти насосы. А ремонт того же БЭН-90 сопрягался с большим количеством технических сложностей. Хотя сам по себе - насос просто замечательный!
  2. Комментарий был удален.
  3. +9
    15 августа 2017 09:21
    Поставил на стол ребром пятирублевую монету. С третьего раза. smile Повторил опыт со второго раза.
    Выразил уважение нашим конструкторам. good
    1. Комментарий был удален.
  4. +6
    15 августа 2017 09:23
    Российские атомные подлодки проектов 995 типа «Борей-А» и 885 «Ясень-М» станут более незаметными для субмарин, противолодочных кораблей и самолетов противника благодаря новейшим бесшумным герметичным насосам отечественного производства, сообщают Известия.

    Вопрос-КОГДА? Через 5 лет,10,20? Ясени строим по 10 лет! О чем статья? О том ,что через 20 лет ПЛ будут более малошумными? Это и ежу понятно. Капитаны очевидность.
    Меня поражает ,что Каракурты мы строим по два года(водоизмещением в 800 тонн),а вот за это же время сдаем флоту боевой ледокол водоизмещением в 9000 тонн. При этом не строим эсминцев и крейсеров.
    1. 0
      15 августа 2017 09:41
      Хорошо бы и на существующих лодках заменить эти насосы. Хотя- бы на 667 проекте.
    2. +1
      15 августа 2017 10:10
      Цитата: НЕКСУС
      Меня поражает ,что Каракурты мы строим по два года(водоизмещением в 800 тонн),а вот за это же время сдаем флоту боевой ледокол водоизмещением в 9000 тонн. При этом не строим эсминцев и крейсеров.

      Зато олигархи соревнуются, чья "яхта шире" lol Пока по стране распластался олигархический капитализм, пока рабочие получают подачки, которые и зарплатами назвать стыдно, будут строить именно так. Нету капиталисту выгоды строить суда в северных широтах. Есть более тёплые места...Но вот россияне живут именно здесь...Такая вот неувязочка...
      1. +2
        15 августа 2017 10:14
        Цитата: Esoteric
        будут строить именно так

        В том то и дело...Ледоколы то сдают быстро и с хорошим водоизмещением ,а вот фрегаты и корветы строим по 5-10 лет...мы рядимся эсминец Лидер строить,однако тут же говорим,что пока не готовы,однако ту же Арктику(ледокол),если не изменяет мне склероз за 4 года построили...кстати именно с той самой ЯСУ РИТМ-200,которую собираемся ставить на Лидер.
        1. +1
          15 августа 2017 10:28
          Цитата: НЕКСУС
          а вот фрегаты и корветы строим по 5-10 лет...мы рядимся эсминец Лидер строить,однако тут же говорим,что пока не готовы,

          можно вспомнить еще многострадального "Грена" wassat
          просто такое ощущение, что господам "из под шпица" самим не понятно что же им надо.
    3. +2
      15 августа 2017 10:51
      Цитата: НЕКСУС
      Каракурты мы строим по два года(водоизмещением в 800 тонн),а вот за это же время сдаем флоту боевой ледокол водоизмещением в 9000 тонн. При этом не строим эсминцев и крейсеров.... фрегаты и корветы строим по 5-10 лет...мы рядимся эсминец Лидер строить,однако тут же говорим,что пока не готовы,
      Приветствую, коллега!
      Вы же понимаете, что платформу без оружия мы готовы и за 2 года собрать. Но корабль -- это носитель оружия и всех обеспечивающих его применение систем: АСУ, БИУСы, РЛСы, ГАКи и т.п.
      Другими словами: пирожок без начинки называется пончиком. Так вот, пончики мы можем печь, а на пирожки у нас начинки нет, либо не хватает, либо не "заворачивается в тесто", как то было с "Полимент-Редутом", А-192 и т.п..
      Теперь весь свой праведный гнев прошу направить на субподрядчиков ОСК, дабы не одни корабелы "пыль глотали"!
      Как-то так, однако. hi
      1. +4
        15 августа 2017 13:08
        Цитата: Удав КАА
        Приветствую, коллега!

        Приветствую,коллега! hi
        Аллегория про пирожки и пончики конечно интересна сама по себе....но во первых,я говорил о БОЕВОМ КОРАБЛЕ ЛЕДОКОЛЬНОГО КЛАССА,а не просто ледоколе.Второе:а ПУ под Калибры разве у нас не универсальные?Ониксы и в будущем Цирконы туда встанут как родные.Что до Полимент-Редута,так проект Морфея не двигается,потому и тут не мычим не телимся. Например постройка легких эсминцев до 9000 тонн чем плоха,с оморяченным Триумфом и тд?Но мы их не строим. ГТУ оказалось нет у нас...Ладно.Но вспоминается громкое заявление Рогозина,когда сей поц прокукарекал,что из-за отсутствия отечественного ГТУ мы будем строить фрегаты и эсминцы с ЯСУ. И где это?
        А по поводу -денег нет...так это у нас с вами денег нет,а в стране то они есть,только наше МО с ними никак не встретиться. Ну и воров ,плюнь и попадешь. Космодром Восточный помните?25 млрд выделяли,украли 5 млрд. Четвертую часть выделенных денег! И так повсеместно.
        1. +2
          15 августа 2017 22:26
          Позволю себе замечание Вам сделать. 5 из 25 - это пятая часть, а четвёртая весит несколько больше - 6,25. smile
  5. 0
    15 августа 2017 09:45
    Цитата: НЕКСУС
    Российские атомные подлодки проектов 995 типа «Борей-А» и 885 «Ясень-М» станут более незаметными для субмарин, противолодочных кораблей и самолетов противника благодаря новейшим бесшумным герметичным насосам отечественного производства, сообщают Известия.

    Вопрос-КОГДА? Через 5 лет,10,20? Ясени строим по 10 лет! О чем статья? О том ,что через 20 лет ПЛ будут более малошумными? Это и ежу понятно. Капитаны очевидность.
    Меня поражает ,что Каракурты мы строим по два года(водоизмещением в 800 тонн),а вот за это же время сдаем флоту боевой ледокол водоизмещением в 9000 тонн. При этом не строим эсминцев и крейсеров.

    А ты мил человек видел как строят флот? А зп их видел??За 25-30000 р готов пролезть в отсек швы варить?
    1. +6
      15 августа 2017 10:06
      Цитата: А Вам Зачем
      А ты мил человек видел как строят флот?

      Я мил человек видел...а ты мил человек ,чего сказать то хотел? Что все сложно,но надо верить в светлое будущее?Повторюсь,мы за 2 года боевой корабль в 9000 тонн ледокольного класса строим,и тут же МРК в 800 тонн обязуемся сдать флоту за те же 2 года. Причем ледоколы мы строим шибко бойко и быстро ,в отличие от фрегатов,корветов и МАПЛ...так что пальцы не гни,мил человек.
    2. +1
      15 августа 2017 10:38
      Вся страна видит, как строят флот у нас и как в Китае и США. А насчет зарплаты это вопрос уже к власть имущим
  6. +1
    15 августа 2017 09:51
    Зря они выбалтывают инфу об улучшениях. Языки там у кого-то чешутся.
    Писали бы про регулярную смену обоев в каютах, интенсивную утреннюю гимнастику, да разнообразие компотов в кают-компании. Ну а тем временем, в учебке - всё что нужно и растолковали бы.
  7. +1
    15 августа 2017 10:01
    Более незаметными? По-русски это звучит: менее заметными!
  8. 0
    15 августа 2017 10:41
    Только бы не канули данные изобретения в архив какого нибудь НИИ. Если действительно это изобретение так важно для ПЛ, то просто необходимо в кратчайшие сроки устанавливать эти насосы на субмарины. А молдоване ( в частности «Гидротехника».) уже давно продали секреты по производству насосных установок на наши ПЛ
  9. +1
    15 августа 2017 10:49
    Цитата: НЕКСУС
    Цитата: А Вам Зачем
    А ты мил человек видел как строят флот?

    Я мил человек видел...а ты мил человек ,чего сказать то хотел? Что все сложно,но надо верить в светлое будущее?Повторюсь,мы за 2 года боевой корабль в 9000 тонн ледокольного класса строим,и тут же МРК в 800 тонн обязуемся сдать флоту за те же 2 года. Причем ледоколы мы строим шибко бойко и быстро ,в отличие от фрегатов,корветов и МАПЛ...так что пальцы не гни,мил человек.

    Глообалист,однако.Когда работяга 30000 тр получает ,и хлеб стоит 39р+ квартплата зимой 8-9тр,он так старается,так старается.... Хоть 10 лет будет пароход строить ему от того ни жарко ни холодно, А Голлдно. Космополиты ,блин...
  10. 0
    15 августа 2017 11:26
    Невольно загордился нашими инженерами.
  11. +1
    15 августа 2017 19:54
    Может дело не только в шумности насосов( у всех они стоять и шумят по своему), но и в скорости прокачки воды.А там может влиять и на скорость погружения и заряд торпед . recourse
  12. +1
    16 августа 2017 09:45
    Цитата: Басарев
    Это что-то вроде гибрида? Гребной вал и винт - это одно и то же. Вирджинии ходят чисто на водомётном движителе.

    Не смешите людей )) и ознакомьтесь с устройством водомета - что именно там воду мечет и чем именно LOL
  13. 0
    16 августа 2017 17:12
    Прежде чем спорить о том, что шумнее/эффективнее водомёт или винт, может стОит узнать конструкцию водомета?! Там жидкость проталкивается силой мысли что ли? Водомет - это тот же компрессор на турбореактивном двигателе самолёта (упрощённо). И там так же есть лопасти, они меньше обычного винта, но их больше и они вращаются быстрее. И кавитация на них так же присутствует, если не больше! Так что шума они делают не меньше, разве что он частично экранирован.