Проект тяжелого танка Kupchak Landship (Канада)

6
По опыту первых случаев боевого применения новейших британских танков стало ясно, что подобная техника имеет большой потенциал и потому представляет интерес для всех армий. Прямым следствием понимания этого стало появление большого количества разнообразных проектов разной степени реалистичности. Не остались в стороне от актуальных тенденций и канадские инженеры. Определенную известность получил проект тяжелого танка под названием Kupchak Landship.

Предпосылки к появлению нового проекта были простыми и понятными. Канада принимала участие в Первой мировой войне, однако не могла похвастать техническим развитием армии. По-видимому, авторы новых проектов считали, что их предложения позволят в самом ближайшем будущем перевооружить войска и тем самым повысить их боеспособность, упростив разгром противника. Одним из наиболее удачных и перспективных способов решения подобных задач на тот момент считали создание новых боевых бронированных машин с высокими техническими и боевыми характеристиками.



Очередной проект бронированной техники с артиллерийским вооружением был предложен инженером Стефеном Купчеком в 1918 году. Ранее этот специалист успел принять участие в разработке нескольких других проектов перспективной военной техники, в том числе бронированных машин, и потому имел определенное представление о способах их развития. Вероятно, именно по этой причине его новый танк должен был походить на предыдущие разработки, но в то же время заметным образом отличаться от них.

Проект тяжелого танка Kupchak Landship (Канада)


Оригинальный проект боевой машины получил достаточно простое название Kupchak Landship – «Сухопутный корабль Купчека». В дальнейшем, в случае успешного завершения разработки и последующего принятия на вооружение, машина могла бы получить то или иное официальное армейское обозначение. Тем не менее, этого не произошло, и любопытная разработка сохранила исходное имя.

С учетом имеющегося конструкторского опыта и доступных сведений об эксплуатации бронетехники С. Купчек предложил использовать общий облик танка, основанный на уже известных технических и компоновочных решениях. Кроме того, некоторые узлы и агрегаты с теми или иными изменениями могли заимствоваться у существующей техники невоенного назначения. Подобный подход к формированию технического облика позволял получить требуемые характеристики и возможности, но при этом в некоторой мере упростить конструкцию.

Одновременно с этим предложенный проект подразумевал некоторую универсальность с точки зрения применения тех или иных систем. Конструктор не указывал на конкретные типы основных узлов и агрегатов, что в будущем позволяло переработать существующий проект в соответствии с пожеланиями и нуждами заказчика. Таким образом, армия могла получить бронетехнику с желаемым двигателем или орудием требуемого калибра. В то же время, переработка существующего проекта под нужды заказчика могла занять некоторое время.

Проектом Kupchak Landship предлагалось использование сравнительно крупного коробчатого броневого корпуса. По-видимому, этот агрегат должен был собираться из катаных листов на каркасе с соединением деталей при помощи заклепок или болтов. Параметры предлагавшейся защиты неизвестны. Можно предположить, что точная толщина бронирования нового танка должна была определяться в соответствии с пожеланиями заказчика. При этом она должна была обеспечивать защиту от стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. При дальнейшем увеличении толщины брони можно было рассчитывать и на защиту от артиллерийских снарядов.

Броневой корпус конструкции С. Купчека отличался достаточной простотой форм, однако соответствовал предъявляемым требованиям. Лобовая часть предложенного корпуса должна была иметь выгнутую в плане форму. Предусматривалось использование сравнительно широкого центрального цилиндрического участка, плавно переходившего в скошенные прямоугольные скулы. За таким лбом должны были находиться вертикальные прямоугольные борта, форма и размеры которых не менялись по всей длине корпуса. От атак сзади танк защищался вертикальным прямоугольным бронелистом.

Корпус предлагалось оснащать простой горизонтальной крышей со скошенными гранями передней части. В ее центре предусматривался проем для установки рубки-башенки. Последняя должна была представлять собой невысокое цилиндрическое устройство с большим количеством смотровых щелей по периметру. С помощью последних экипаж должен был следить за обстановкой и искать цели.

Днище корпуса должно было состоять из пары основных элементов. Более крупный лист располагался горизонтально и соединялся с бортами. В его центре предусматривался большой продольный проем для установки выгнутой детали, выступающей вниз. За счет такой конструкции днища С. Купчек планировал получить достаточный объем для монтажа всех необходимых агрегатов силовой установки и трансмиссии.

Сохранившиеся чертежи показывают, что конструктор предлагал разделить внутренние объемы бронекорпуса на несколько отсеков. Между отдельными объемами могли размещаться броневые перегородки-переборки. Передняя часть корпуса отдавалась под боевое отделение с орудийной установкой и местами для хранения боекомплекта. Сразу за ним предусматривалось отделение управления. В следующем отсеке, в его передней части, предлагалось разместить двигатель. Прочие объемы кормового отсека отдавались под баки, стеллажи для имущества, трансмиссию и т.д. Следует отметить, что некоторые особенности сохранившихся изображений могут вызывать определенные вопросы.

На внешней поверхности корпуса предлагалось крепить надгусеничные полки оригинальной конструкции. Непосредственно над ходовой частью С. Купчек поместил горизонтальные детали большой длины и сравнительно малой ширины, на которых спереди и сзади крепились полукруглые крылья. При этом передние крылья имели расширяющуюся переднюю часть, необходимую для соединения с изогнутым лбом корпуса. На уровне днища лобовой части корпуса имелись широкие щитки, соединявшиеся с крылом. Аналогичные детали иного размера были установлены в корме.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть должны были строиться с широким применением узлов и агрегатов американских тракторов марки Holt. Тип двигателя, однако, не уточнялся, и мог определяться заказчиком. Бензиновый мотор с требуемыми параметрами конструктор предложил монтировать в центральной части корпуса. Позади него следовало устанавливать механическую трансмиссию, выдающую крутящий момент на кормовые ведущие колеса. Какие именно двигатель и трансмиссия следовало использовать на «Сухопутном корабле Купчека» – неизвестно. Можно предположить, что высокая масса конструкции привела бы к необходимости применения достаточно мощного двигателя, выдающего не менее 150-200 л.с.

На основе существующих тракторных агрегатов С. Купчек разработал новую ходовую часть. Он предложил использовать крупные ведущие и направляющие колеса, лежащие прямо на грунте. Одновременно с этим в проекте не применялась традиционная для того времени конструкция с большим числом мелких опорных катков, сблокированных при помощи продольных балок. Теперь на борту корпуса предлагалось монтировать продольный силовой элемент с креплениями для пружинной подвески всего трех катков. Сами катки при этом могли иметь малый диаметр. Характерной особенностью проекта Kupchak Landship стала гусеница малой ширины. Ширина траков не превышала и без того не слишком большой поперечный габарит надгусеничной полки.

Основным оружием перспективного танка должна была стать длинноствольная нарезная пушка. Конструктор предусматривал использование системы калибром от 75 до 100 мм. Орудие следовало монтировать на тумбовой установке в носовом отсеке корпуса. За счет имеющейся амбразуры лобового листа, прикрытой подвижной маской, можно было осуществлять наводку пушки в пределах некоторых секторов. Для переноса огня на большие горизонтальные углы мог понадобиться разворот всей машины.

В правой части боевого отделения С. Купчек предлагал разместить объем для хранения боекомплекта. Количество возимых боеприпасов должно было зависеть, в первую очередь, от калибра главного орудия. С учетом «совместимых» калибров можно предположить, что экипажу пришлось бы иметь дело с унитарными выстрелами.

В качестве дополнительного вооружения для борьбы с пехотой противника предлагалось использовать пару пулеметов винтовочного калибра. Это оружие следовало крепить на бортовых установках корпуса. Таким образом, экипаж одновременно мог бы обстреливать цели в передней полусфере из пушки и вести пулеметный огонь в боковых направлениях. Среди прочего, такие возможности могли бы пригодиться при зачистке вражеских окопов.

В экипаж перспективного танка могло входить от 6 до 8 человек. Точный состав экипажа зависел от типа основного орудия, количества дополнительных пулеметов и других факторов. Несколько артиллеристов, обслуживающих основную пушку, должны были находиться в переднем отсеке. Места для водителя и его помощника с постом управления находились в среднем объеме. Стрелки должны были располагаться вблизи пулеметных установок. Наличие верхней надстройки, обеспечивающей хороший обзор окружающей местности, позволяло дополнить экипаж наблюдателем.

Доступ внутрь бронекорпуса обеспечивался единственной дверью на левом борту отделения управления. Помимо верхней башенки-надстройки для наблюдения можно было использовать орудийную и пулеметные установки, а также несколько люков по периметру корпуса. При этом возникают вопросы о наблюдении за дорогой с места водителя. Есть основания полагать, что этому члену экипажа нужно было использовать пару перископов, выведенных на борта корпуса.

По расчетам, перспективный танк Kupchak Landship должен был иметь длину около 7 м без учета орудия. Ширина могла достигать 3 м, высота – порядка 3,5 м. При таких габаритах бронемашина могла отличаться клиренсом около 500 мм. Боевая масса определялась на уровне 30 т, что позволяло относить проект к категории тяжелых танков. В зависимости от тех или иных переработок проекта, в первую очередь связанных с выбором комплектующих, габариты и масса могли изменяться. Так же отсутствовали точные сведения о подвижности, которая должна была напрямую зависеть от типа и мощности двигателя.

Известно, что документация по перспективному тяжелому танку в самом конце 1918 года – едва ли не после окончания боев в Европе – была представлена британскому военному ведомству. Великобритания, в отличие от Канады, выглядела более перспективным заказчиком, поскольку располагала достаточным промышленным потенциалом. Канадская промышленность могла не справиться с предложенным проектом. Кроме того, британские военные уже запустили программу разработки и производства перспективных танков, и проект Kupchak Landship мог получить шанс на реализацию.



Вместе с чертежами и описанием С. Купчек отправил военным просьбу о содействии в деле строительства опытного образца. Вероятно, он полагал, что наличие полноценной опытной машины позволит наглядно показать все положительные особенности подобной техники, и затем приведет к появлению заказа на серийное производство.

Тем не менее, потенциальный заказчик не заинтересовался любопытным предложением. Точные причины такого решения неизвестны, но, располагая современными знаниями и опытом, можно сделать несколько предположений, в той или иной мере претендующих на истинность.

Одним из главных факторов, приведших к отказу, могло стать наличие более удачных альтернатив. К концу 1918 года британская промышленность уже научилась разрабатывать и строить танки разных типов, соответствующих современным требованиям. Была найдена оптимальная архитектура бронетехники, получившая дальнейшее развитие. В таких условиях производство совершенно нового танка, основанного на иных идеях и решениях, выглядело не самым разумным начинанием.

Также на судьбе проекта Kupchak Landship могло негативно сказаться окончание Первой мировой войны. До самого конца конфликта военные Великобритании, Канады и других стран проявляли большой интерес к перспективной боевой технике, однако завершение боев и последующее подписание мирного договора привело к известным последствиям. Финансирование армий уменьшилось, а кроме того, сократилась потребность в новых боевых машинах. Многие проекты разного рода, ранее представлявшие определенный интерес, были закрыты.

Нельзя не отметить, что проект С. Купчека также имел ряд серьезных технических проблем, вполне способных помешать его успешной реализации. Некоторые из недостатков были прямо связаны с предложенным подходом к проектированию и выбранной архитектурой конструкции. Как следствие, их нельзя было бы устранить без самой серьезной переделки проекта. Получившаяся боевая машина, в свою очередь, имела бы лишь ограниченное сходство с изначально предлагавшимся танком.

Прежде всего, следует подвергнуть критике не самую удачную конструкцию корпуса. Проект решал основные задачи, но при этом оставлял достаточно много пустого места, прикрытого достаточно тяжелой броней. Как следствие, конструкция получалась перетяжеленной. Использованная компоновка не смогла бы себя оправдать. Переднее боевое отделение с тумбовой установкой ограничивало углы наведения и по общей эффективности серьезно уступало уже известным орудийным башням. Среднее расположение отделения управления, в свою очередь, серьезно затрудняло работу водителя.

При использовании подходящего двигателя танк Kupchak Landship мог иметь достаточную удельную мощность, но потенциально высокая подвижность исключалась из-за неудачной конструкции ходовой части. Пара колес большого диаметра и три опорных катка с пружинной подвеской на каждом борту вряд ли могли бы иметь прочность, соответствующую массе всей конструкции. Кроме того, такая ходовая часть не смогла бы обеспечить приемлемую мягкость хода. Малая ширина гусеницы привела бы к сокращению удельного давления на грунт с понятными последствиями для проходимости.

Таким образом, в предложенном виде проект тяжелого «сухопутного корабля» за авторством Стефена Купчека имел массу проблем, в том числе принципиально неразрешимых. Уже на стадии анализа технического предложения стало ясно, что необычный проект не имеет никаких реальных перспектив. Конструктору-энтузиасту отказали в поддержке, и оригинальный тяжелый танк остался на бумаге. Одна из первых канадских попыток создания собственного танка не привела к реальным результатам.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://landships.info/
https://thearmoredpatrol.com/
http://ftr-wot.blogspot.fr/
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 августа 2017 18:18
    Канадский "конструкторский гений " широко известен.....и сегодня. Самые рродвинутые канадские компании базируются в США и имеют там производство. Скудоумие конструкторской мысли поражает. Ситуацию не по слухам знаю.
    1. 0
      30 августа 2017 14:01
      Там конструкторская школа держится только на выходцев с Китая и Индии
  2. +2
    28 августа 2017 18:54
    Landship, видимо он что то уже знал про подводную лодку в степях...
  3. 0
    29 августа 2017 09:17
    Люблю такие уродцы зари танкостроения. Ему бы ещё спонсоны. laughing
  4. 0
    30 августа 2017 14:00
    берем калькулятор и получаем только по броне 12 мм вес 10.5 тонн остальное на фарш сего пирога
  5. 0
    30 августа 2017 14:03
    И судя по объему это БМП потому как позволяет разместить не хилый десант