Екатерина Зеленко: погибла, совершая воздушный таран

5
Екатерина Зеленко: погибла, совершая воздушный таран


12 сентября 1941 года старший лейтенант Екатерина Зеленко погибла в воздушном бою. Она стала первой женщиной, совершившей таран



Первый таран в истории авиации был применен во время Первой мировой войны русским летчиком, основоположником высшего пилотажа Петром Нестеровым. Летчик уничтожил самолет противника ценой собственной жизни. Но уже в следующем году, другой русский летчик в марте 1915 года сбил вражеский самолет, сохранив себе жизнь. В отличие от Нестерова он ударил не по корпусу машины, а по хвостовому оперенью, где находился стабилизатор.

Такой таран стал верным способом вывести самолет противника из боя и при этом сохранить собственный самолет и жизнь. В годы Великой Отечественной войны советские летчики неоднократно применяли этот крайне опасный прием. История военной авиации зафиксировала всего один случай, когда на таран пошла женщина – Екатерина Ивановна Зеленко.

Как и многие сверстники, авиацией Катя увлеклась с юных лет, по окончании Воронежского авиатехникума и Воронежского аэроклуба по комсомольской линии была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу.

Службу проходила в 19-й легкой бомбардировочной авиационной бригаде в Харькове, освоила семь типов самолетов. Зеленко была единственной женщиной-пилотом, принимавшей участие в советско-финской войне, за боевые заслуги в ней была награждена Орденом Красного Знамени.

Екатерина пользовалась уважением и авторитетом среди однополчан, прежде всего за свой профессионализм.

Начавшуюся Великую Отечественную войну старший лейтенант Екатерина Зеленко встретила в должности заместителя командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиаполка. Зеленко вылетала на разведку, уничтожала вражеские механизированные колоны, принимала участие в воздушных боях.

Генерал-лейтенант авиации Анатолий Пушкин (тогда он был капитаном) впоследствии вспоминал, как успешно группа советских бомбардировщиков под командованием Зеленко уничтожила большую колонну немецкой бронетехники, автомобилей и до батальона солдат в районе города Пропойска (ныне Славгород в Белоруссии).

За три неполных месяца войны старший лейтенант Зеленко совершила 40 боевых вылетов и приняла участие в 12 боях. 12 сентября она совершил сразу три боевых вылета на легком бомбардировщике Су-2. Во время второго вылета самолет был поврежден, но получив известие о подходе танковой колонны к городу Лохвицы, Зеленко упросила капитана Пушкина допустить ее к полету.

Вместе с лейтенантом Николаем Павлыком Зеленко поднялась в небо, в паре с самолетом Зеленко шел экипаж капитана Лебедева. Возвращаясь с задания советские самолеты столкнулись с группой вражеских истребителей Me-109. Самолет Лебедева получил серьезные повреждения и был вынужден выйти из боя, самолет Зеленко один с семью самолетами противника продолжил бой.

Один из истребителей был подбит и упал на землю, очередь прошила и Су-2, ранение получил Павлык. Командир приказал ему покинуть кабину, а сама продолжила бой.

Очевидцами этой неравной воздушной схватки стали местные жители, с земли они отчетливо видели, как советский летчик пошел на сближение с немцем, боеприпасы были израсходованы и был лишь один достойный выход из боя – таран.

Су-2 ударил Me-109, от столкновения оба самолета стали падать на землю, немецкий упал позже нашего. Один из местных жителей поспешил к месту падения Су-2, но спасти летчика не удалось, обломки самолета горели, лишь по документам установили, что погибший пилот является женщиной.

До своего 25-летия Катя Зеленко не дожила всего два дня. Звание Героя Советского Союза ей было присвоено спустя много лет, лишь в мае 1990 года.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    16 сентября 2017 16:43
    Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.Ей также установлены памятники в Берестовке ,там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет и в Курске.Её именем были названы улицы в Курске, Воронеже, Ромнах, Сумах, школы и пионерские дружины.В честь неё была названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша.В Курске на доме № 23 по улице Горького, где она жила, установлена мемориальная доска.В Анастасьевке и в школе № 10 города Курска, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко.В честь Зеленко было названо сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова.В честь Е. И. Зеленко на родине Героя в Олевском районе Житомирской области проводился ежегодный волейбольный турнир среди школьников.Сейчас наверное не проводится.Другие герои.В 1998 году решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Е. И. Зеленко.По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина:"...это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета! "
    1. +2
      16 сентября 2017 17:06
      Цитата: parusnik
      Она родилась для авиации, как птица для полета! "

      Вечная память героям , погибшим за Родину!
      Память о них нужна нам, она нужна нам не только в благодарность, она нужна нам для будущего наших детей. Недавно прочитал, не дословно, учитель-фронтовик, историк на уроке: " Как только люди перестанут помнить о войне к нам придет новая война."
      P.S.Недавно были жаркие споры о наборе девушек в авиационное училище.
  2. +2
    16 сентября 2017 17:00
    Екатерина Зеленко Герой нашей страны. Преклоняюсь перед ней.
    В "ВО" я написал статью "Таран удел Отважных" , ей я отвел особое место. Русские таранили фашистов на танках, в море и в воздухе. Честь имею.
  3. 0
    17 сентября 2017 12:38
    Году так в 1993 или 94 мой приятель о Екатерине Зеленко узнал из опуса Вовочки Резуна. Я понимаю, героев миллионы были тогда. Но у меня до сих пор, когда о ней попадается информация появляется чувство несправедливости к ней и всем героям той Великой войны.
  4. 0
    17 сентября 2017 13:25
    "Но уже в следующем году, другой русский летчик в марте 1915 года сбил вражеский самолет, сохранив себе жизнь. В отличие от Нестерова он ударил не по корпусу машины, а по хвостовому оперенью, где находился стабилизатор".

    Нестеров тоже бил не по корпусу, а по крылу противника. Он заранее правильно рассчитал, что шасси удар выдержат, а крыло - нет. Не рассчитал он силу или точку удара - шасси не только сломало элероны, но и пробило обшивку и намертво застряло в крыле... Вечная память героям!

    PS Мало кто знает, что идея использования камикадзе у яппов появилась после Халхин-Гола, где наши летчики неоднократно использовали "огненный таран"!