Замки Чехии: замок Глубока (часть вторая)

66
Замок снаружи, замок внутри

Каким был замок Глубока XIII веке, когда у него была башня, окруженная стеной, не знает никто. Только то и известно, что стояла она на месте современной главной башни замка с часами. Потом в XV в. он был перестроен в стиле поздней готики. Обороноспособность его улучшилась постройкой выдвинутого вперед бастиона с собственной кухней, который соединялся с замком с помощью подземного хода.




Замок Глубока. Совсем еще раннее утро и все туристы еще спят…

Во второй половине XVI в. Глубока была еще раз перестроена в форме трехэтажного замка, имеющего три внутренних двора, часовню с росписями, хозяйственные постройки и внешние стены с башнями. Таким его изобразил художник Вилленберг, так что как он выглядел тогда нам хотя бы так, но известно. В течение 30 последующих лет его достраивали и перестраивали, пока он не достался дону Бальтазару де Маррадасу, перестроившему его в стиле позднего ренессанса.


Вид на замок с высоты птичьего полета.

Новый владелец, Ян-Адольф Первый из рода Шварценбергов, с 1665-го года расширил и улучшил замковый парк, запущенный во время Тридцатилетней войны, а над конюшней приказал построить новое жилое крыло. Его сын Фердинанд-Эвсебий провел модернизацию системы отопления замка. Старые средневековые камины, требовавшие огромного количества дров, он приказал сломать, и поставить кафельные печи, которые топились из расположенных позади хозяйских апартаментов служебных комнат или коридоров.

В 1707-1721 гг. князь Адам-Франц Шварценберг приказал перестроить замок в духе позднего барокко. В результате чего получилась великолепная резиденция в стиле барокко с представительским залом, на потолке которого к визиту императора была сделана роспись, прославляющая род Шварценбергов. Однако этот визит императора для рода Шварценбергов закончился трагически: 11 июня 1732 года во время охоты император Карл VI случайно подстрелил Адама-Франца, который от полученной раны в тот же день и скончался. Поэтому перестройку замка заканчивала уже его мать Элеонора-Амалия.

Замки Чехии: замок Глубока (часть вторая)

Главную башню замка подпирают для прочности шесть контрофорсов.

Потомки Адама-Франца продолжили практику достройки и перестройки замка, так что работы в нем, можно сказать, велись непрерывно. Ну, а свой современный вид замок приобрел во времена Яна-Адольфа Второго, который побывал в Англии и был восхищен ее романтическими замками. После возвращения на родину он решил превратить свою резиденцию в такой же замок. После этого с 1841 года в нем стали разбираться полы, окна и двери, причем князь приказал при этом ничего не испортить и все это тщательно сохранить для последующего использования. Окончательный вид фасада был одобрен князем в 1846 году, когда основные работы были уже докончены, а ремесленники занимались отделкой интерьеров. И вот тут из-за неглубокой закладки фундамента произошел обвал большой башни. Но несмотря на это работы вскоре были полностью завершены. Княгиня Элеонора, жена Яна-Адольфа, сама подбирала по английским образцам узоры для будущих паркетных полов и оформление декора облицовки, причем была настолько требовательной, что потребовала ряд готовых комнат переоформить заново. Она же изменила и внешний вид фасада: так готовые башни были украшены рустом, а к задней части замка пристроили двухэтажную железную веранду.


Дверные рукоятки в замке очень необычны. Это деталь семейного герба, связанная с деятельностью Адольфа Шварценберга, о котором будет рассказано в конце этого материала.

Торжественное окончание строительства произошло при участии наследника престола эрцгерцога Рудольфа в июле 1871 года, хотя работы по его отделке продолжались потом еще несколько лет. Все отмечали (и отмечают), что князю Яну-Адольфу и его супруге княгине Элеоноре удалось соединить романтический облик средневекового старинного замка с удобным и современным по тому времени интерьером, причем в замке было оборудовано даже отопление помещений горячим воздухом (восемь котлов установлено было в подвале!) и даже такая новинка, как телеграф.


А вот это полный герб Шварценбергов над главным входом в замок.

Причем, хотя инициатива перестройки замка исходила от мужа, в последующие годы именно его жена княгиня Элеонора главным образом решала все вопросы по оформлению парадных помещений замка, и приказывала переделывать уже вполне готовые залы (например, библиотеку, Курительный салон или Утренний салон), если те казались ей не слишком представительными или роскошными. По всей Европе, включая Швейцарию, скупались, например, витражи из костелов XVI – XVII вв., подлежавших перестройке или сносу. Роскошные люстры для комнат заказывались на стекольной фабрике на острове Мурано в Венеции, где только можно приобреталась дорогостоящая антикварная мебель. Она же приняла решение о строительстве арсенала и приказывала писать копии поврежденных картин вместо того, чтобы их просто отреставрировать. Она же стала инициатором создания прекрасного замкового парка и преобразования окрестных земель в великолепный ландшафтный парк. Кстати, парк вокруг замка действительно заслуживает того, чтобы по нему прогуляться. В нем только в течение одного 1851 года было высажено 11597 тысяч редких пород деревьев и 2180 кустарников.


Так герб Шварценбергов выглядит в цвете.

Ну, а теперь следует рассказать о личных впечатлениях от посещения этого замка, поскольку они тоже по-своему интересны. Во всяком случае я смею на это надеяться. Наш туристический автобус прибыл к замку рано утром, причем гид нас предупредила, что экскурсии в замок рассчитаны буквально по минутам. И опаздывать нельзя. Не вошел со всеми, не войдешь вовсе! Поэтому мы сначала гуляли в парке и вокруг замка, ожидая положенного часа, вернее даже в 10.37 минут (вот точность!), когда нас должны были туда запустить. По одиночке в замок не пускают, только группами. Причем экскурсии проводятся очень оригинально: текст зачитывается магнитофоном на твоем языке, который держит в руках девушка-сопровождающая. В комнату входишь – двери за тобой тут же закрываются, потом открываются в следующую комнату и так далее. Маршрут экскурсии составлен так, что группы не пересекаются и не мешают друг другу. Это – удобно. Плохо то, что фотографировать в замке нельзя. Совсем нельзя! За это сразу выводят из замка. Впрочем, понять его администрацию очень даже можно, особенно после того, как по нему походишь! Там очень много всяких ценностей, и на них не раз покушались, так что «береженого бог бережет». Кто-то фотографирует резьбу, а кто-то… системы сигнализации.


Охотничьи трофеи на стенах замка. Оригинально, не правда ли? Как хорошо, что в то время не было партии зеленых.

Экскурсия по замку начинается с монументальной аркадной лестницы в форме буквы «П», ведущей на второй этаж. Вдоль стен портреты, перила изукрашены восхитительной резьбой, на стенах на подставках красуются рыцарские доспехи XVI – XVII вв. Вот бы их поснимать, потому как доспехи очень интересные, но, увы, видит око, да зуб неймет – не положено.


Вот она эта лестница. На стене прямо перед вами огромные резные двери в библиотеку замка.

Первая комната, куда ты попадаешь – эта спальня княгини Элеоноры. Если вы бывали в замках XV – XVII веков или хотя бы видели их интерьеры в кино, то вы должны, конечно, обратить внимание, что кровати тех времен были весьма высокими и обязательно имели балдахин для полога, так как в зимнее время в замках всегда было очень холодно. То есть кровать старинная, очень старинная и была переделана из старой кровати в стиле барокко в более современную по эскизам княгини Элеоноры. К тому же она короткая, потому что спали в то время, как правило, полулежа-полусидя, чтобы внезапно не умереть во сне! Уже в этой комнате бросаются в глаза просто шикарные потолки. Так, в спальне всю площадь между деревянными ребрами заполняют вставки из позолоченной кожи с богатым цветочным орнаментом работы венского художника Глазера. Фаянсовая печка для отопления устроена таким образом, что отапливается из комнаты прислуги. По сути это… даже не печка, а самый настоящий калорифер!

В следующей комнате Элеоноры – гардеробной комнате, потолок тоже декорирован этим художником. А еще здесь же висит один из двадцати фламандских гобеленов XVII века, которые составляли целую серию по мотивам «Энеиды» – «Эней и Дидона». На ней изображена сцена бегства Энея с сыном Асканио из горящей Трои со своим старым отцом Анхизом на спине. Слева фигура турка, но удивляться этому не приходится, ведь это же произведение искусства, а не пособие по истории Древнего мира.


А это тот самый гобелен с Энеем.

Во многих комнатах имеются камины, причем совершенно роскошные, как и все тут. Однако они представляли собой бутафорию, из-за чего имели даже резную облицовку из липы, поскольку во все парадные комнаты теплый воздух подавался из огромных котлов, находившихся в подвальных помещениях. Температуру при этом можно была даже регулировать, открывая и закрывая специальные заслонки.

В Курительной комнате, предназначенной для курения и настольных игр, бросается в глаза огромный камин из белого мрамора. Его вес 28 тонн, так что можно себе представить прочность перекрытий замка и потолочных опор. В верхней части камина гербы шварценбергов и лихтенштейнов, потому что княгиня Элеонора была урожденная Лихтенштейн. Ниже – панель с девизом Шварценбергов «NILNISIRECTUM» - «Ничто, кроме справедливости».


Большая столовая. На стенах гобелены (восемь штук) «Школа верховой езды», изготовленные по эскизам художника Якоба Йорденса (1647 г.) В центре стоит круглый стол, однако он раздвигается так, что за ним могут поместиться сразу 72 человека. Просто сменные детали до времени хранятся в «подсобке».

Глядя на окружающую тебя роскошь, просто… останавливаешься в немом восхищении и не веришь своим глазам. Кессонные деревянные резные потолки со вставками из золоченой кожи и росписями. Живописные бои и гобелены и опять дерево, дерево, дерево – кругом резное дерево! Качество резьбы превосходное, причем это обыкновенная липа, но… обработанная под ценные породы дерева. И это, не считая картин в богатых рамах, все тех же гобеленов и исключительно красивой мебели, некоторые из образцов которой отделаны латунными украшениями и богато инкрустированы эбеновым деревом и панцирем черепахи. Только над рамой для большого зеркала в читальном зале пять местных резчиков работали целых 17 месяцев. Но и выглядит она как самое настоящее кружево! В общем – роскошь просто неимоверная. Такого я даже в Эрмитаже не видел, тем более, что здесь комнаты достаточно маленькие и все детали интерьера и предметы можно рассмотреть с близкого расстояния.

Как уже отмечалось, рачительный и немного скуповатый хозяин замка Ян-Адольф собирал в замок ценности в самых разных местах. В частности, для библиотеки, в которой разместились 12000 томов (!), он купил шкафы в закрывшемся монастыре в Вюрцбурге. Соединили их в одно целое при помощи резных инкрустированных колонн с коринфскими капителями, а также украсили их 26 резными гербами бывших владельцев замка.


Малая столовая. Обратите внимание на впечатляющие кессонные потолки.

Ну, а всего в замке 140 комнат, так что осмотреть их все за одну экскурсии практически невозможно. Например, в нашу экскурсию не вошел осмотр ванных комнат, а ведь их оборудование ничуть не менее интересно, чем и все остальное. Одна из первых ванных комнат была построена для княгини Элеоноры на первом этаже под кабинетом княгини. В 1872 году началось оборудование новой ванной комнаты в мезонине, потому что «существующие ванные комнаты Её Высочества княгини из-за подвального расположения невозможно в достаточной степени отапливать, дабы там без опасения за здоровье можно было купаться, Её Высочество милостиво приказало перенести их в подходящее помещение в круглой башне прямо под её рабочим кабинетом; основательно позаботиться как об отоплении этого пространства внизу помещённым устройством для отопления горячим воздухом, так и о целесообразной подаче холодной и тёплой воды». Новая ванная была оформлена в «помпейском стиле». К последним строительным переменам в замке относится и постройка ванной комнаты возле апартаментов принцессы Хильды, урожденной из Люксембурга и Нассау, которую приказала для своей невестки построить уже в 30-е годы XX века княгиня Терезия. В ванной были установлены ручные души двух типов, туалет с проточной водой, биде (когда писал об этом вспомнил почему-то кинофильм «Крокодил Данди» и… свое первое знакомство с этой штукой в заштатном отеле на «Золотых песках» в Болгарии в 1968 году), вешалка для полотенец с подогревом. Кстати, об этих полотенцах имеется интересная информация. Для оборудования своей ванной комнаты княгиня Хильда заказала у фирмы «Реусс» в Люксембурге шесть дамасковых купальных простыней, одно махровое полотенце, три тонких полотенца, три более грубых массажных полотенца, два полотенца для рук, 10 больших купальных простыней и один коврик. За эту коллекцию из княжеской кассы было выплачено 3 640 франков, не так уж и дорого, не так ли?

Не попала в нашу экскурсию и хорошо сохранившаяся кухня, наполненная различными техническими новинками. В так называемой большой и теплой кухне во время последней модернизации в начале XX века были установлены две большие плиты с печами для разных температур и большим баком для подогрева воды. В холодной кухне готовили холодные закуски, и здесь же находились холодильники для хранения морепродуктов, нежных фруктов, молочных продуктов и мороженого, которое княжеская семья очень любила. Отдельное помещение занимала кондитерская со специальной печкой с несколькими трубами друг над другом, позволяющими регулировать температуру для разных типов теста. Кухня соединялась с жилой частью специальным кухонным лифтом. Во время сезона осенних охот количество приготовляемых блюд здесь увеличивалось для 120 гостей, а еще здесь же готовилась еда и для обслуживающего персонала.


Библиотека.

К наиболее интересному кухонному оборудованию принадлежит большой камин с автоматическим поворотом вертелов. Горячий воздух, поднимавшийся по трубе камина, приводил в движение специальные лопатки, которые автоматически поворачивали длинные вертела. Одновременно в этом камине могло жариться до шестидесяти цыплят. Здесь же можно увидеть оригинальный механический миксер начала ХХ века и столь же оригинальную ножеточку из Англии. В нее нужно было вставить ножи и крутить рукоятку. Ножи получались заточенными и даже отполированными! Интересно, что практически такая же стоит сейчас и у меня на кухне. Вот только привод у нее электрический. Прогресс!


Библиотека еще раз.

Попался мне в коридоре замка и пылесос под названием «Атом», выпущенный опять-таки в начале ХХ года в чешском городе Руднице. Больше всего он походил на советскую стиральную машину типа «бочка с мотором», только вот привод у этого пылесоса был ручной, от большого колеса, похожего на корабельный штурвал. Внутри находились кожаные меха, создававшие сильное разряжение за счет которого этот пылесос и работал. Причем и шланг, и щетка к нему выглядели вполне современно, и только приглядевшись, можно было сообразить, что им больше 100 лет!


Рондель арсенала.

Естественно, что особый интерес для меня лично представлял замковый арсенал, содержащий одну из крупнейших коллекций оружия и доспехов в Центральной Европе. Когда резиденция князей Шварценбергов перестраивалась, то потребовалось подтвердить военную славу своих предков, поэтому-то в арсенале замка Глубока и были сосредоточены самые ценные экспонаты, до этого хранившиеся в Романской палате в замке Чешский Крумлов, куда их сначала свезли из старинных родовых резиденций в Шварценберге и Мюрау. В него же включили и военные трофеи, добытые при осаде Вены турками в 1683 году, или купленные на аукционах в XIX в. Первоначальные экспозиции романтического арсенала находились только в Ронделе – шестигранной башне слева от главных ворот, но потом экспонатов оказалось так много, что они «выплеснулись» за его пределы. Например, потрясающие максимилиановские доспехи, надетые на «всадника», сидящего на коне, стоят в коридоре у входа в Рондель, и здесь же находятся аналогичные доспехи без коня. У коня оригинальный накрупник с шишечкой с отверстиями для крепления перьев. Впервые такое увидел! И ни тот, ни другой доспех стеклом не закрыты! Находятся на расстоянии протянутой руки и… только бы тут их и снимать, но этим коридором туристов проводят достаточно быстро, так что, увы, правило не снимать тут даже если и захочешь, а не нарушишь чисто физически. Но жаль, конечно, что получить фотографии этих доспехов мне так и не удалось, хотя уже после визита в замок я и обращался к его администрации с просьбой предоставить их для публикации на ВО. Однако, не получилось.


Интерьер часовни.

В башне же арсенала экспонируются и черненые, богато позолоченные и посеребренные полудоспехи, изготовленные в Аугсбурге около 1560 года мастером оружейником Гансом Ринглером, и которые вероятнее всего принадлежали Георгу Людвигу Шварценбергу (1586 – 1646), проявившего свой дипломатический талант на службе при габсбургском дворе. Первым среди представителей своего рода он был награжден орденом «Золотого руна». Вместе с Яном Олдржихом из Эггенберга он представил императору проект постройки большого австрийского торгового и военного флотов и стал успешным командиром войск в войне против турок на неспокойной хорватской границе в Вараждине. Несмотря на это, в истории его упоминают только лишь в связи с его первым браком, когда в 1617 году этот мудрый мужчина по политическим соображениям женился на пятикратной (!) вдове 82-х лет, после смерти которой он унаследовал ее богатое поместье в Штирии.

В Арсенале чего только нет. На потолке выложены пятиугольные «звездочки» из пороховниц, а середина его выложена тоже «звездочками» – «чесноком» против конницы. Очень оригинальным мне, например, показался пехотный расписной щит с изображением кричащего лица с… прикрепленным к его верхней части светильником с полированным зеркалом, который освещал пространство перед щитом, а все позади него оставалось в тени. Такие щиты предназначались для ночного боя и производились в Италии в начале XVI века. А вот маршальский жезл из рога нарвала, подаренный после победы над Наполеоном Карлу Шварценбергу русским императором Александром I, меня не впечатлил. Ну просто белая палка с двумя позолоченными наконечниками и… все. Хотелось чего-то более… впечатляющего. Какой-то он уж очень простой!


Статуя маршала Адольфа Шварценберга.

Здесь же выставлены доспехи и полудоспехи времен Тридцатилетней войны, алебарды, шпаги и сабли, мушкеты и пистолеты, миниатюрные модели пушек – «samples» (образцы, демонстрировавшиеся заказчику вместо реальных пушек) и многое другое. Посредине башни стоит статуя фельдмаршала Адольфа Шварценберга – героя войны с турками, взявшего в 1598 году османскую крепость Рааб (в Венгрии), за что император Рудольф II наградил его титулом имперского графа и позволил включить в свой герб голову турка, которого ворон клюет в глаз! Отвратительный сюжет, встречающийся, кстати, в замке постоянно, но таковы тогда были их нравы!


Ну, а этот гибридный кинжал-пистолет эпохи Тридцатилетней войны я сначала увидел в экспозиции арсенала, а затем в магазинчике сувениров в городке Глубока и просто не мог не купить его на память. Уж очень близко к оригиналу он сделан, и к тому же еще и… «щелкает». Сталь на клинке, конечно, вообще не сталь, да и запальное отверстие на стволе отсутствует, но зато полиция не придерется – сувенир есть сувенир.


В руке эта «штука» лежит, между прочим, очень удобно. Недаром в экспозиции арсенала таких кинжалов несколько. Видимо, оружие это было довольно-таки распространенным. Теперь буду открывать им письма…

Побыть бы в замке подольше, но, увы, экскурсии продолжаются строго по времени, так что на этом она и закончилась, и мы, полные впечатлений от роскоши всешл увиденного, покинули его белые стены…

Продолжение следует...
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 октября 2017 07:11
    Ножи получались заточенными и даже отполированными! Интересно, что практически такая же стоит сейчас и у меня на кухне. Вот только привод у нее электрический. Прогресс!

    Познавательно, красиво, интересно.
    "А вот насчёт ножеточки и других заточных приспособлений, то старые столяры-краснодеревщики и поварв высокого класса предпочитали всё-таки заточные станки с ручным приводом и водяной ванной, чтобы не перегревать лезвие.
    В Японии даже существует такое понятие как "путь режущего ножа" – свод правил по культуре работы поварским ножом.
    По мнению японцев, в ноже заключены сердце и душа повара. Каждый профессиональный повар должен иметь свои собственные ножи, которые при переходе на другую работу он забирает с собой. Иногда он даже носит их из дома на работу в специальном чемоданчике." В Японии даже существует такое понятие как "путь режущего ножа" – свод правил по культуре работы поварским ножом.
    По мнению японцев, в ноже заключены сердце и душа повара. Каждый профессиональный повар должен иметь свои собственные ножи, которые при переходе на другую работу он забирает с собой. Иногда он даже носит их из дома на работу в специальном чемоданчике.
    КУХНЯ

    Нож на кухне

    Автор: Андрей Козловский
    Дата создания: декабрь 2008 г.
    Материал размещен с разрешения автора.
    1. +2
      6 октября 2017 17:52
      Цитата: амурец
      В Японии даже существует такое понятие как "путь режущего ножа"

      Познавательно, спасибо... hi
      1. +1
        6 октября 2017 23:20
        Цитата: NIKNN
        Познавательно, спасибо...

        В Корее, Китае, Японии, кухня и всё что связано с нею, это культ. Готовят всё, что можно приготовить. Вот поэтому и такое уважение к кухонным ножам и их заточке. А если вас заинтересовала эта тема, вот ссылка. https://www.litmir.me/bd/?b=104266
        1. +2
          6 октября 2017 23:32
          Цитата: амурец
          А если вас заинтересовала эта тема, вот ссылка. https://www.litmir.me/bd/?b=104266

          Спасибо! Интересно... hi
  2. +3
    6 октября 2017 07:43
    Побывал в этом замке в марте сего года. Увы, в силу экономии энергии (часть помещений зимой весной не отапливается) провели нас по комнатам замка по другому маршруту. Хотя впечатлений хватило. Изучая гравюры на стенах разобрался с тактикой тогдашней охоты, как говориться, занятие не для современного человека. Как доказательство прикрепляю свое фото примерно с той же точки, что и у автора.
  3. +6
    6 октября 2017 07:47
    Многие бы современные хозяйки, умерли бы от зависти от возможностей княгини по ремонту laughing, это вам не ламинат и подвесные потолки в отдельно взятой трёхкомнатной. Забавно выглядит "турок" на гербе. Уж очень, он похож на предков наших "небратьев" laughing . Казаки, конечно, служили в турецком войске, кого там только не было, но, видимо, их было столько, что у европейцев сложилось мнение, что так и выглядят "турки".
    1. +1
      6 октября 2017 17:10
      Здравствуйте, доктор. А чем, по Вашему турок на меня похож?
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        6 октября 2017 17:18
        Здравствуйте! Очень интересное замечание. Не поясните, связь между вами, живущем в 2017-м, казаками и турками, почившими в 16 веке?
        1. +2
          6 октября 2017 20:39
          Турок на гербе, как Вы говорите, похож на моих предков. Но мы ведь все похожи на своих предков. Следовательно я похож на турка. Вот теперь сижу думаю, что делать.
          1. +2
            6 октября 2017 20:55
            Даже не знаю, что мне делать после прочтения вашей цепочки. С одной стороны, возможно моего предка голову изобразили, а с другой стороны,рязанско-тамбовские угро-финны. Бяда.
            1. +4
              6 октября 2017 22:04
              Буду Вене писать, пусть на гаплогруппах погадает, а то не усну.
              1. +3
                6 октября 2017 23:20
                Ой, stop не будите лихо. lol
          2. +2
            6 октября 2017 20:59
            Задайте вопрос Миллеру, правда, Эрдоган успел раньше. wink
          3. +3
            6 октября 2017 21:34
            Добрый вечер, Виктор Николаевич. Жаль видео не пропускает сюда ютуб. Ну а этот турок what на кого похож?
            1. +4
              6 октября 2017 22:01
              Если ему мою лысину - практически нас не отличишь. Прав был доктор.
        2. +2
          7 октября 2017 05:00
          Цитата: avva2012
          Не поясните, связь между вами, живущем в 2017-м, казаками и турками, почившими в 16 веке?

          Роксалана виновата.
        3. +2
          7 октября 2017 05:18
          Цитата: avva2012
          Здравствуйте! Очень интересное замечание. Не поясните, связь между вами, живущем в 2017-м, казаками и турками, почившими в 16 веке?

          Да самая прямая. Сколько славянского народа угоняли в рабство? Светловолосые, голубоглазые славянки очень ценились на рынках рынках рабов. Мы знаем, примерно, историю Хюррем, она же Роксолана, жены Сулеймана, а если почитать Норман Пензер: "Гарем. История традиции, тайны." Или Шали Казиев: "Повседневная жизнь восточного гарема." Это не "клубничка", а нормальные исследования. Вот что пишется в аннотации к этой книге:"Повседневная жизнь восточного гарема
          Эта книга посвящена одному из самых загадочных явлений человеческой истории, которое всегда вызывало особый интерес. Ее автор воссоздает экзотический мир гаремов, устройство и иерархию этих «академий любви», раскрывает удивительные тайны, интриги, гаремные войны, секреты обольщения, утонченную кулинарию, рассказывает о том, как составлялись коллекции живых драгоценностей.
          Читатель узнает о гаремной магии, развлечениях и пороках одалисок, о том, что на самом деле представляли собой евнухи, а также множество других интересных фактов из жизни сералей, вход в которые был запрещен всем, кроме их владык.
          По богатству и разнообразию материалов книга представляет собой своеобразную энциклопедию восточного гарема.
          Живая история: Повседневная жизнь человечества"
      3. Комментарий был удален.
    2. +3
      6 октября 2017 19:06
      По ламинату у собак лапы разъезжаются, отсюда проблемы с суставами, хромая собака - какая нафиг охота! Именно по этому ламинат не получил широкого распространения в средневековье. wassat
      1. +3
        6 октября 2017 20:44
        Коньки надо точить.
  4. +4
    6 октября 2017 07:55
    По одиночке в замок не пускают, только группами.
    ..Я спросил почему..получил ответ: Что бы туристы ручки не скручивали..
  5. +3
    6 октября 2017 08:52
    Гибрид, конечно, интересный, но работать, думаю, таким было неудобно. Ствол даст столько же толку, как и "пугач", а из кинжала конструкция превращается в финку, да и то, из-за длины достаточно не удобную. Хотя..., может, кто и поправит.
    1. +5
      6 октября 2017 09:58
      думается, скорее, это оружие последнего шанса. what или просто произведение оружейного искусства!
      Турок на гербе.. я могу быть неправ, но те же запорожцы видели и турков, и татар. Думаю, какое-то взаимопроникновение культур там было, от этого и стрижка. hi
      1. +3
        6 октября 2017 13:28
        Турки не всю голову брили, но походило, это на оседлец, не знаю. Елену бы сюда, она, как специалист по турецким историческим сериалам, подсказала бы smile
        1. +2
          6 октября 2017 13:50
          думаю, Вы правы, она просветит love
          мне интересно, откуда вообще оселедец взялся. Я бы подумал, что это тюркское влияние (все-таки, носить его стали на юге), но мешают картины русских художником. Например, в 19 веке Клавдий Лебедев вот так изобразил Святослава (снизу-слева, в лодке), отсылая к тому, что чуб носили еще до Крещения Руси. request с оселедцем же Святослав отлит и в скульптуре.
          1. +1
            6 октября 2017 15:09
            То, что голову брили, понятно, чисто гигиена, борьба со вшами. Не знаю, может длинный оседлец, это дополнительная защита шеи, как и конские волосы на каварейских касках? Кстати, не являются ли "хохлы", признаком конника?
            1. +2
              6 октября 2017 15:34
              Не знаю, может длинный оседлец, это дополнительная защита шеи, как и конские волосы на каварейских касках?

              насколько я понимаю, оселедец имел хождение только в нашей и тюркской культуре. Европейцы этим не занимались. Японцы делали интересную "мужскую стрижку", стягивая волосы хохлом, и выбривая переднюю часть головы, но в связи с чем? what
              В любом случае, тема оселедца сейчас вовсю эксплуатируется некоторыми псевдоучеными. no Ну, из разряда "пирамид", "пидводных човнов" и т.п., а также "хиханек да хаханек". Но мы не должны обращать на это внимание, либо вообще упоминать всуе, на нашей веткеstop
              Виктор Николаевич бы просветил точно, но его нету, а жаль! request hi
              1. +3
                6 октября 2017 15:46
                Оставление клоков волос- это древняя традиция кочевников. Мне, кажется ,смысл её теряется в веках. В 16-18 веках такая причёска встречалась и в Турции.. Чисто выбритая голова была у янычар. Кстати по поводу причёски Святослава и длины его усов имеются разные толкования. Рассказывать легенды… Допустим у Марка Твена в «Простаки за границей или Путь новых паломников» написано:
                «Самое замечательное в мечети Омара — исполин¬ский камень посреди ротонды. …..
                И этот огромный камень висит в воздухе. Он ниче¬го не касается. Так сказал гид. Поразительно! В том месте, где стоял Магомет, в твердом камне остались отпечатки его ступней. Судя по ним, пророк носил башмаки шестидесятого размера. Но вот почему я за¬говорил об этом висящем в воздухе камне: под ним есть плита, которая, как говорят, закрывает отверстие, представляющее необычайный интерес для всех маго¬метан, ибо это отверстие ведет прямо в подземное царство душ, и каждая душа, которая переводится оттуда на небо, должна пройти через него. У отверстия стоит Магомет и вытаскивает всех за волосы. Все магометане бреют головы, но предусмотрительно оставляют клок волос, чтобы пророку было за что ухватиться. По словам нашего гида, правоверный ма¬гометанин счел бы себя обреченным на вечные муки, если бы почему-либо лишился своего клока и почув¬ствовал приближение смерти прежде, чем волосы ус¬пели отрасти. Впрочем, большинство тех магометан, которых я видел, все равно заслужило вечные муки, независимо от того, как их обрили.»
                1. +3
                  6 октября 2017 16:04
                  Огромное спасибо, Елена! love Очень интересно! За волосы в рай, это пять! laughing Мне, видимо, он, не светит crying laughing
                  1. +3
                    6 октября 2017 16:09
                    Так и у казаков та же легенда присутствует. Турки не зря им чубы обрезали, чтобы в рай не попали.
              2. +3
                6 октября 2017 15:49
                оселедец имел хождение только в нашей и тюркской культуре.

                В индийской встречалось тоже yes
              3. +1
                6 октября 2017 15:51
                Норманы, не европейцы? С другой стороны, римляне описывают тех же германцев, мало, что с шевелюрой, но и с косичками. Обмазанные медвежьем дер-ом с ног до головы, заплетённые в узел волосья, возможно, держали и удар меча. Возможно ли защитить шею от удара меча в отличии от сабли, которая, как раз и была более распространена на востоке до поры до времени? В любом случае, в то время, это не просто дань моде.
              4. +1
                6 октября 2017 16:48
                Вообще-то оселедец запорожцев имеет сходство с североамериканскими индейцами. Фиг его знает,что там было на заре веков: кто у кого и что перенял
                1. Комментарий был удален.
                2. +1
                  6 октября 2017 17:04
                  Вроде бы у индейцев, клок волос был для того, чтобы легче скальп снимать было. Таким образом выказывалось презрение к смерти и противнику.
              5. +3
                6 октября 2017 19:41
                Есть мнение, wassat , что обычай снимать скальпы -индоевропейский. А за оселедец и взяться проще, и кружок ножом меньше, после -взял и оторвал, и пошел махаться дальше.
            2. Комментарий был удален.
              1. +2
                6 октября 2017 16:04
                похоже, сбой какой-то был. Текст на месте. request то есть, все-таки, обычай идет с Востока. hi
          2. Комментарий был удален.
            1. +2
              6 октября 2017 16:14
              Вам, как даме, усы не понять! laughing Длинна их, не тема для обсуждения! laughing love
              1. +3
                6 октября 2017 16:16
                laughing Усы для турок все равно что бакенбарды для англичан - показатель принадлежности к определенному классу. По форме усов можно определить не только характер человека, но и узнать о его политических взглядах. wink
                А турецкие фильмы люблю, актёры играют великолепно и сняты очень профессионально. yes
                1. +2
                  6 октября 2017 16:25
                  А в чем принадлежность к определенному классу определялось по форме усов?
                  1. +3
                    6 октября 2017 16:40
                    Это актуально и сейчас, форма и длина. А в восьмидесятые были и гонения на усатых. Заставляли сбривать. Дань моде и подражание лидерам. smile
                2. +3
                  6 октября 2017 20:10
                  Вот-вот! Меня на Кипре как раз по усам все местные принимали за континентального грека! Не верили, что из России.
      2. +1
        6 октября 2017 19:14
        То есть, когда застрелиться не удалось, хоть заколоться , на крайняк?
        1. +2
          6 октября 2017 20:09
          Вне всякого сомнения. 13 см разве Вам мало?
          1. +1
            6 октября 2017 20:29
            Да мне и десяти метров вниз хватит.
    2. +2
      6 октября 2017 14:55
      Длина заостренной части клинка до ствола, дальше, он, понятно, в тело не войдет - 13 см. То есть в принципе и до сердца и до печени достанет. Калибр ствола невелик, так что возможно, что его сначала втыкали, а затем уже стреляли в упор. Выжить после такого двойного проникновения скорее всего было трудно.Калибр для оружия тех лет мал -всего 7.5-мм. Из-за тяжелого клинка баланс оружия странноват. Но поскольку в то время французская школа фехтования только-только стала вытеснять итальянскую, то вполне возможно, что это был кинжал для левой руки. Ствол играл роль ловушки клинка, а удар шпаги противника по спусковому крючку мог вызвать выстрел. Тот обалдевал от неожиданность и... тут-то его и кололи прямым уколом в грудь!
      Ну, в третий раз, Лаэрт, и не шутите;
      Деритесь с полной силой; я боюсь,
      Вы неженкой считаете меня.
      1. +1
        6 октября 2017 15:39
        почему-то Гамлет у меня ассоциируется, прежде всего, с двумя фильмами, и в обоих его играл Смоктуновский. "Свободу Юрию Деточкину!" fellow
        Ствол играл роль ловушки клинка, а удар шпаги противника по спусковому крючку мог вызвать выстрел.

        тогда это очень хитрое оружие (то, что оно дорогое, - и так понятно) "не для всех". Можно сказать, для богатого профессионала. hi
        1. +2
          6 октября 2017 21:53
          Как у нас тут говорится, Гамлет -это тема для отдельной статьи. Вам какой Гамлет больше нравится, шекспировский "эмо", датский "гот", или скандинавский гопник?
      2. +1
        6 октября 2017 15:55
        Использовать такой кинжал вместо даги? Возможно, если совсем выхода нет. Баланс холодного оружия, это очень важная составляющая для контакта. Так что, "странный баланс", будет осложнять бой. В любом случае, интересно. Чего только не придумали люди для того, чтобы отправить себе подобного, на высший суд без очереди.
        1. +1
          6 октября 2017 16:02
          В любом случае, интересно.

          да, интересно, но скорее это - образец искусства, ибо подобные вещи делались только штучно и, наверняка, под конкретный заказ. hi
          1. +2
            6 октября 2017 16:11
            Может в крыс стрелять, а потом кинжалом в тушку и в ведро? wassat Так от нечего делать, как Николай по воронам.
        2. +1
          6 октября 2017 20:08
          Главная часть даги это два "крюка" у рикассо и гарда на кисть. Поэтому баланс смещен к рукоятке. Здесь баланс смещен к клинку и это вызывает неудобство понятно, но тренировка все превозмогает. А уж если клинок шпаги противника попадет между стволом и клинком - заклинит лучше любой даги. Так что это вполне подходящее оружие для какого-нибудь бретера.
          1. +1
            6 октября 2017 20:39
            С этим расположением ствола клинок противника все равно идет "внутрь" тела, откидывая заклинивший клинок, сам открываешься. А если не заклинит?
            1. +1
              6 октября 2017 21:58
              Если, если... молиться надо, что б "если" пронесло!
    3. +2
      6 октября 2017 19:23
      Тут ВикНик приводил как-то фото гибрида фламберга и волыны, из коллекции Эрмитажа, я сразу сказал, что вундервафля. Из собственного опыта, чем универсальней орудие, тем меньше наработка на отказ. Но Вячеслав Олегович утверждает, что подобные химеры были весьма распространены. Возникает диссоннанс.
      1. +2
        6 октября 2017 19:31
        До сих пор неутихают споры о том, как и каким образом работали двуручником. Кто утверждает, что для рубки пик, кто для кавалерии, мол, предназначалось. Вообщем, темны дела твои.... laughing
        1. +2
          6 октября 2017 20:01
          Я не знаю, о чем люди спорят. Есть книги по мечному мастерству того времени. Там показаны все приемы. Указано какой мастер какой мечной гильдии это рекомендует, как это опробовано. Все есть! Надо язык знать, и поднапрячься немного... Я просто физически не могу выложить здесь все доступные сегодня материалы по тому же средневековью. К тому же картинки без текста -кому нужны? А вот с ним проблемы. Ни среднеанглийского, ни среднемецкого я не знаю...
          1. +2
            6 октября 2017 20:38
            В том то и дело, картинки есть, приемы то же, а вот, как работала эта тактическая еденица на поле боя, и вызывает споры. Возможно, вам встречались иные материалы
        2. +2
          6 октября 2017 20:21
          Я только один раз держал эту байду в руках, и мысль была тоже одна: " Дайте мне ломик, с ним сподручней!"
          1. +2
            6 октября 2017 20:42
            Ага. Известны расчетные ведомости ребят способных этой байдой махать. Высокие профессионалы судя по зарплате!
            1. +2
              6 октября 2017 21:58
              Во-во, уважаю людей, тоже самое с "моргенштерном", минут 5 покрутил, и все, рука "отсохла".
            2. +1
              9 октября 2017 08:59
              Ага. Известны расчетные ведомости ребят способных этой байдой махать. Высокие профессионалы судя по зарплате!

              насколько мне помнится, среди ландскнехтов профессионалы, орудующие "цвайхендером", считались воинами на двойном окладе. what
      2. +1
        6 октября 2017 20:03
        Будет статья с фото из оружейной палаты Дрездена...
  6. +19
    6 октября 2017 09:48
    Долгожданное продолжение интересной статьи
    Спасибо hi
    1. +3
      6 октября 2017 14:34
      Будут еще две на эту тему...
  7. +1
    6 октября 2017 11:48

    Окна они закрывают для защиты от ультрафиолета деревянных панелей отделки.
    Когда увидел ручку, вспомнил анекдот финал которого "Клюй, клюй мозгоклюй..."
  8. +1
    6 октября 2017 16:53
    Цитата: kalibr
    Будут еще две на эту тему...

    Будем ждать
  9. +2
    6 октября 2017 18:05
    Замечательная стать, автору огромное спасибо..., получил и познавательное и очень интерестное путешествие... good