Дорога в Русский Китай

17
120 лет назад началось строительство Китайско-Восточной железной дороги — КВЖД. Вокруг неё сформировалось удивительное квазигосударство, по следам которого мне довелось пройти этим летом.

Транссибирская гонка



1 июля 1903 года понимающие люди России могли перевести дух: движение по Транссибу открыто! И сразу, под предлогом проверки пропускной способности, началась переброска войск на Дальний Восток. (Один армейский корпус, 30 000 человек, с вооружением загружал дорогу на месяц.) До этого все разговоры, полунасмешливые салюты Вильгельма «адмиралу восточных морей (Николаю)», всё держалось на честном слове: при нападении Владивосток, Порт-Артур оказались бы на положении Севастополя полувековой давности (Крымской войны): годовой «марш-бросок» подкреплений с «боеприпасами» — теми, что в ранцах да карманах.

Однако на Транссибе в 1903 году оставались два «узких места».

1) Кругобайкалка, сплошные туннели сквозь скалы южнее Байкала — 261 км, схоже с прокладкой метро. Еще два года её пробивали русские, китайские, албанские, даже итальянские (до сих пор на Кругобайкалке туристам показывают итальянскую стенку), сюда на эти годы переехал министр путей сообщения Михаил Хилков. А пока составы перевозились через Байкал на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на байкальский лёд. 3–4 пары поездов в сутки, всего в 2–3 раза ниже общей пропускной способности Транссиба.

В книге «Другие берега» Владимир Набоков вспоминал: «Открытки с паровозом, идущим по льду, воспринимались в Европе как картинки-фэнтези… О Русско-японской войне сказано много горьких слов, но… железнодорожники и байкальский лёд тогда не подвели».

2) В Читинской области, у города Сретенск, Транссиб раздваивался: будущий Приамурский участок, гигантской дугой огибая Маньчжурию, шёл до Владивостока по горам в вечной мерзлоте и требовал постройки самого большого в России моста — через Амур у Хабаровска. Его закончили только в 1916 году.

Другая ветка, прямой стрелой, хордой через Маньчжурию — на 514 вёрст короче, проходившая кроме Большого Хингана по степям, была готова уже в 1901 году.

Недооценённый подвиг, ирония истории — эта «времянка» почти на полвека пережила саму Российскую империю.

Главный в «экономическом блоке» правительства Александра III, министр путей сообщения, затем финансов (до введения в 1905 году премьерского поста, в отсутствие императора на заседаниях правительства традиционно председательствовали министры финансов) Сергей Витте успел. Выигрыш знаменитой «Тарифной войны с Германией», винная монополия, давшая России 24% бюджета (крупнейшая статья доходов), «золотой рубль», Транссиб… — проекты Александра III Витте выполнял уже при Николае II. Русский писатель-классик Валентин Распутин в книге «Сибирь, Сибирь…» (Премия Правительства РФ, 2010) отвечал лжепатриотам, нападающим на Витте: «Даже прокладку КВЖД по китайской земле едва ли можно поставить ему в вину: сквозной путь в грозовой обстановке накануне войны требовался немедленно, а северный, амурский вариант в условиях вечной мерзлоты со всеми ее «цветочками-ягодками», какие никогда, нигде еще не встречались, ускорить было невозможно, с Амурской дорогой впоследствии намучились не меньше, чем с Кругобайкальским участком».
Искажают историю даже и «восхищения» ловкостью Витте, «ловко давшим мандарину Ли Хунчжану взятку в 500 000 рублей (иногда говорят и о 2 млн золотом), на переговорах 1896 года добившись согласия на КВЖД.

Не опровергая столетние пересуды, напомню: что случилось за 40 лет до переговоров с Ли Хунчжаном? Посмотрите карты, которыми порой стращают нашего обывателя: Приамурье и Приморье закрашены жёлтым китайским цветом, «Китай-де уже обозначает своими». Недавно на одной конференции, отвечая профессиональному «запугивателю», давнему борцу против российско-китайского сближения Фёдору Шелову-Коведяеву (экс-замминистра иностранных дел у Андрея Козырева), я показал карту того же периода с «российско-закрашенными» Польшей, Финляндией. Просто учебник истории! Приамурье и Приморье действительно были китайскими, пока Айгунским договором 1858 года и Пекинским 1860-го он не передал их России.

Вот он — действительный «мировой рекорд дипотношений»: столь огромные территории переданы без войны, вообще вне какого-либо конфликта. Тоже взятка? Николая Муравьёва-Амурского? Уже самому Богдыхану?

Причина: Англия и Франция, эдакие «НАТО XIX века», ведут «опиумные войны», громят Китай, врываясь в Янцзы, Хуанхэ, захватывая столицы. Проводят в современных натовских терминах операцию «Чай в обмен на опиум». «Сажают на опиум» целую нацию, вывозя чай, шёлк, фарфор (многие сокровища их музеев — того происхождения). Потому Богдыхан и рад явлению России (до этого наш выход к Тихому океану держался на единственной вьючной тропе Якутск — Охотск, 1261 км, через хребет Джугджур, по которой не перетащить и пушки). И расчёты конфуцианских мудрецов оправдались. Россия, даже проиграв Русско-японскую, даже учинив у себя Гражданскую, остаётся на Дальнем Востоке, успевая прийти на помощь…

3 сентября 2015 года министр Сергей Шойгу и президент Владимир Путин на параде в Пекине вручили товарищу Си Цзиньпину книгу (мне выпала честь быть соавтором) о роли Советско-японской войны. Одна из цитат: «Красная Армия пришла помочь китайскому народу изгнать агрессоров. Такого примера еще не было в истории Китая. Влияние этого события неоценимо» (Мао Цзэдун, август 1945 года). А в следующем, 2018-м, 70-летие «Китайского Сталинграда» — Ухани, спасённой в 1938 году с помощью советской авиации.

Так что феномен КВЖД нельзя вырвать из истории, к которой и возвращаемся.

Обратный отсчёт

Октябрь 1901 года. Николай II говорит принцу Генриху Прусскому: «Я не хочу брать себе Корею, но не могу допустить, чтобы японцы там прочно обосновались. Это casus belli. Столкновение неизбежно; надеюсь, что оно произойдёт не ранее, чем через четыре года — тогда у нас будет преобладание на море. Это наш основной интерес. Сибирская железная дорога будет закончена через 5–6 лет».

Вот главное уравнение, определившее судьбу империи. Отложите на оси времени от точки «октябрь 1901-го» даты:

— октябрь 1905-го (начало Японской войны по расчётам Николая II),

— октябрь 1906-го (готовность Транссиба по его расчётам).

Вышло: Витте пустил дорогу («со спрямлением» КВЖД) на 32 месяца раньше… Но и войну «безобразовская клика», Вячеслав Плеве («нужна маленькая победоносная…»), Николай спровоцировали на 21 месяц раньше планируемого «преобладания на море».

— 12 августа 1903 года, увы, полузабытая точка: Япония представила России новый проект договора с «признанием их интересов в Корее и интересов России в Маньчжурии»: смягчение грозной до этого позиции Японии, через месяц после пуска Транссиба! Японцы учли: Россия из «класса беспозвоночных» (если уж сравнивали Транссиб с позвоночником) перешла в следующий класс. Причём то было начальное, первое слово японцев: КВЖД они уже «проглотили», а по Корее заложены «люфты», уступки на предполагаемых переговорах.

Из царских «расчётов» сбылось лишь: Корея действительно стала casus belli.

Запущенная туда безобразовская команда коррупционеров не содеяла ничего, но, разворовывая государственные и личные царские деньги «чисто для прикрытия», подняла такой шум, что действительно напугала Японию.

Дорога в Русский Китай«Желтороссия»

А КВЖД дала жизнь целой новой стране. Витте на портсмутских переговорах отстоял её даже и после проигранной войны. С получением Россией в 1898 году Квантунского полуострова КВЖД приросла веткой Харбин — Далянь. Именно Обществу КВЖД было поручено устройство морского пароходства (!) на Тихом океане, основание в Даляньской бухте коммерческого порта Дальний, управление им (ещё пример перехода от ж.д. к квазигосударству). КВЖД имела свой флаг, свою полицию (особый Заамурский округ пограничной стражи), суд, почту, флотилию в 20 пароходов, телеграф, школы, больницы, библиотеки, угольные и лесные концессии. Земля вдоль дороги принадлежала КВЖД, у которой и брали в аренду.

Русские путейцы справились с таким набором задач, смогли стать «государством» ещё и благодаря взлёту образовательного уровня. Специально в виду начавшегося строительства Транссиба КВЖД в 1896 году в Москве открылось знаменитое Императорское московское инженерное училище (впоследствии МИИТ).

В «Восстании боксёров» (1900 год) из 1300 вёрст путей уцелело 400. Однако дорогу быстро восстановили. Линия Харбин — Дальний — Порт-Артур с ветвью на Инкоу составила 957 вёрст. Экспресс из Дальнего до Москвы (8288 вёрст) доходил за 13 дней, пассажирский — 16,5 суток. Самый дорогой билет 1-го класса в экспрессе стоил 272 рубля, 3-го класса в пассажирском — 64 рубля. Прибывшие экспрессом в Дальний в тот же день могли пересесть на пароходы-экспрессы (принадлежащие КВЖД) до Шанхая, Нагасаки. В 1903 году КВЖД перевезла 2 014 000 пассажиров, валовой доход составил 15 921 000 рублей.

Понять значение Транссиба, КВЖД поможет пример, приводимый Владиславой Абрамовой. Менеджер и дизайнер крупной мебельной фирмы во Владивостоке, она собирает выразительные биографии первых жителей Приморья. Фридольф Гек и Отто Линдгольм приехали из Российской Финляндии. Единственные российские китобои на сотни американских, британских, французских… Потом они заводили первые пристани, лесопилки, мельницы, конезаводы, фермы… И, когда по делам Линдгольму нужно было в Петербург, он срочности ради (!) шёл пароходом через Тихий океан до Сан-Франциско, потом по железной дороге пересекал США, в Нью-Йорке — на другой пароход до Петербурга. Посмотрите на глобус — убийственный пример! Три четверти мировой «кругосветки» проходились быстрее, чем четверть через Сибирь.

Новую страну вдоль дороги тогдашние газеты называли «Желтороссией» — иронически по созвучию с Новороссией. Хотя большая историческая ирония: та «Желтороссия» пережила и саму царскую Россию.

Харбин в 1920-х — самый большой НЕсоветский русский город. 26 православных храмов. 200 000 белоэмигрантов принял Харбин. По данным советского консула в Харбине, в 1927 году «советская колония» в Маньчжурии насчитывала 25 000 человек, к 1931 году — 150 000 человек. То был не «демографический бум»: по новому соглашению на КВЖД могли работать лишь советские или китайские граждане. Нам трудно представить их муки выбора: оставаться апатридами, принимать китайское гражданство? Советское? Восстанавливая связь с Родиной, стать врагами соседей — «белых»? Китайская сторона разрывалась бессчётными мятежными генералами, губернаторами… Якобы для борьбы с ними японцы создали марионеточную Маньчжоу-го.

КВЖД в 1935 году вынуждено продали японцам за 140 млн иен, но в 1945-м она вернулась и вновь находилась в советско-китайском управлении до 1952 года, когда по Договору о дружбе была безвозмездно передана вместе с Порт-Артуром, Дальним Китаю…

Только в китайскую «культурную революцию» 1960-х исчезли последние «русские харбинцы», следы русской эпохи остались, кажется, лишь в архитектуре…

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    7 октября 2017 07:38
    Вышло: Витте пустил дорогу («со спрямлением» КВЖД) на 32 месяца раньше… Но и войну «безобразовская клика», Вячеслав Плеве («нужна маленькая победоносная…»), Николай спровоцировали на 21 месяц раньше планируемого «преобладания на море».


    Интересно, получается в Русско-Японской войне виноваты все кроме Витте С. Ю., а как тогда относится к его заявлению...
    «господства над всем международным коммерческим движением в тихоокеанских водах», провозглашенный Витте С. Ю.
    Такие заявления обычно и вызывают конфликты.
  2. +4
    7 октября 2017 07:49
    Так что феномен КВЖД нельзя вырвать из истории
    ,
    ...Верно автор заметил...
  3. +5
    7 октября 2017 08:17
    Очень интересный материал. Спасибо Автору. Требует более подробного и глубокого изучения... Надо "посмотреть"...
    Особенно этот факт, упомянутый "вскользь"
    В «Восстании боксёров» (1900 год) из 1300 вёрст путей уцелело 400.

    Известно, что Русская Армия принимала участие, наравне с рядом европейских стран, в подавлении этого восстания в Китае...
    Была учреждена медаль "За поход в Китай"...
    1. 0
      7 октября 2017 11:25
      Ну правильно поход по просьбе легитимного правительства , как и в Сирии сегодня . И где так же участвует западная коалиция правда самостоятельно как и сто лет назад в Китае. laughing В Китае получили Порт Артур в Сирии Тартус .
    2. +1
      8 октября 2017 13:23
      Цитата: moskowit
      Очень интересный материал. Спасибо Автору. Требует более подробного и глубокого изучения... Надо "посмотреть"...

      Я вам дам пару цитат и ссылок по истории строительства Амурской ЖД и тогда будет понятно почему начали строить КВЖД.
      "А вначале была Сковородинская метеостанция, первые упоминания о которой относятся к концу 1910 года. Задачей метеостанции было изучать природно-климатические условия и их влияние на строящиеся объекты, главный из которых - железная дорога и ее сооружения. К этому времени уже возникли первые серьезные затруднения, связанные с вечной мерзлотой, - при строительстве Забайкальской железной дороги. Большинство строителей понятия не имели о том, что такое вечная мерзлота и как на ней строить. Поэтому строительство терпело серьезные убытки, часто происходили аварии: вечная мерзлота буквально рвала полотно уже уложенной дороги, обрушивались стены сооруженных домов. Печальный опыт не был учтен и в дальнейшем, при строительстве Амурской железной дороги в 1912-1916 годах в районах с вечной мерзлотой...."
      "К примеру, научным сотрудником из числа заключенных был Павел Флоренский - известный физик, математик, философ и богослов. В короткий период своей работы в Сковородино Флоренский изучал явления, связанные с мерзлотой в Забайкальско-Амурском регионе, пытался теоретически обосновать вопросы прочности мерзлых грунтов."
      Это о Сковородинской мерзлотной станции.
      Особая группа НКВД https://www.litmir.me/bd/?b=187795
      Книга Сергея Богатко — это правдивый рассказ о становлении Байкало-Амурской магистрали, судьбах ее первопроходцев, о рискованной работе разведчиков путей сообщения — пилотов, штурманов, радистов механиков особой авиагруппы НКВД — на изысканиях трассы и на тайных маршрутах воины. Снабженная большим количеством архивных материалов, повесть по праву может считаться подлинной хроникой того тяжелого и грозного времени.
      Ну и напоследок: О " Боксёрском восстании" или то что происходило на Амуре в 1900году.
      "Обpазование Hиколаевского станичного окpуга Амуpского казачьего войска было связано с осадой Благовещенска в июле 1900 года в пеpиод pусско-китайского конфликта 1900-1901 гг. Hа pоссийском беpегу Амуpа, юго-восточнее Благовещенска, pасполагалась на пpотяжении 80 веpст вдоль Амуpа и до 30 веpст в глубину теppитоpия так называемого Зазейского pайона, заселенная китайско-маньчжуpским населением, оставшимся согласно Айгуньскому договоpу 1858 г. в подданстве Китая. Здесь, по pазличным данным, насчитывалось до 65 населенных пунктов с 20-35 тысячами жителей. Таким обpазом, на pоссийской теppитоpии существовал естественный плацдаpм для нападения в случае военных действий в непосpедственной близости от Благовещенска, центpа Амуpской области и основного опоpного пункта Российского госудаpства на Веpхнем и Сpеднем Амуpе. В ходе pусско-китайского конфликта, обстpела и осады Благовещенска в июле 1900 года китайские вооpуженные фоpмиpования, пеpепpавившись чеpез Амуp, пытались использовать Зазейский pайон для нападения на гоpод с юго-востока, но были уничтожены частями Амуpского казачьего войска, pегуляpной аpмии и кpестьянами-ополченцами." http://рустрана.рф/article.php?nid=18560
      И о "Маньжурском клине"
  4. +16
    7 октября 2017 08:38
    Целое государство - КВЖД и зона отчуждения
    Интересно...
    1. +1
      8 октября 2017 02:25
      Да, во время Гражданской войны это был форпост Белого движения во главе с генералом Хорватом. Почитайте воспоминания генерала Будберга, военного министра Колчака о жизни этого странного образования, очень интересно и заставляет задуматься о причинах краха Белого Движения.
    2. 0
      16 января 2018 11:45
      очередная Целина-- бросили ср Россию и Поволжье в нищете.
      зато в балете (Матильда) мы впереди планеты всей..
  5. +1
    7 октября 2017 11:15
    Кажется Хрущёв отдал китайцам и КВЖД и Порт-Артур. Была бы там база нашего флота.
  6. +4
    7 октября 2017 13:03
    Ну как подобную статью можно публиковать без карты?

  7. +1
    7 октября 2017 14:38
    Цитата: 27091965i
    Вышло: Витте пустил дорогу («со спрямлением» КВЖД) на 32 месяца раньше… Но и войну «безобразовская клика», Вячеслав Плеве («нужна маленькая победоносная…»), Николай спровоцировали на 21 месяц раньше планируемого «преобладания на море».


    Интересно, получается в Русско-Японской войне виноваты все кроме Витте С. Ю., а как тогда относится к его заявлению...
    «господства над всем международным коммерческим движением в тихоокеанских водах», провозглашенный Витте С. Ю.
    Такие заявления обычно и вызывают конфликты.

    Слава те Господи,нашли виновника русско- японской войны- Витте.А японцы остались белыми и пушистыми
  8. +4
    7 октября 2017 15:10
    Камрад Moskwit прав:"очень интересный материал.",я например не заметил как"схавал".
    КВЖД как не крути,а имела положительное значение и для Китая и для России:"... признание интересов России в Манжурии"япсы стали учитывать интересы России.
    Это сейчас мы понимаем, что наше партруководство частенько ради химер"чудило":"безвозмездно" передали ЖД и Порт Артур и Дальний Китаю, полуостров Ханко отдали Финляндии,а недавние прошлое: построили шикарную базу Кямран и продали ее за 1 рубль Вьетнаму, как бы эти базы пригодились бы России. Побей меня сатана лопатой если эти базы не играли роль"намордника" для США. Должен признать,что "красный нос" с Лурдосом тоже мягко выражаясь,не блистал
    1. 0
      8 октября 2017 13:49
      Цитата: Монархист
      КВЖД как не крути,а имела положительное значение и для Китая и для России:"... признание интересов России в Манжурии"япсы стали учитывать интересы России.

      А особенно свои.Участок от Харбина до Порт-Артура в 1906 году получил название Южно-Маньчжурская железная дорога

      "Южно-Маньчжурская железная дорога
      Русский подвижной состав был вывезен перед отступлением Куропаткина в 1905 г. Японцы заменили пути с колеей в пять футов (1,5 м) на пути со своей, 1067, узкой колеей и устремились по железной дороге от корейской границы к Мукдену. В соответствии с седьмой статьей Портсмутского договора Япония получила арендные права на рельсовый путь длиной 700 миль (1127 км) южнее Чанчуня." Ну а полностью по ссылке: https://history.wikireading.ru/221168
  9. +2
    8 октября 2017 02:20
    Во время службы в ЗабВО, на этой самой Маньжурке, обратил внимание на запасные рельсы, лежащие возле путей для ремонта, возле станций от Безречная до Отпор, на них клейма императорских заводов и годы от 1904 до 1916-го!!! Выглядели как новенькие! Возразить, что строительство Транссиба и КВЖД есть подвиг и строителей, и руководителей, невозможно. И Витте - один из них. Кстати, он один из тех, кто предостерегал Николая от втягивания в мировую войну. Но вот насчет очень уж дружественного Китая, сомневаюсь. Все зависит от того как будет разворачиваться внутенне положение в КНР и кто будет во главе КПК. Закрашенные желтым карты - не фикция, сам такие наблюдал. нестабильность внутри КНР, падение уровня жизни в результате внешне или внутреннеполитических просчетов или действий, приход к власти в КПК не таких людей как нынешнее руководство, а стойких наследников Мао ( а таких на самом деле полно) и ... мягкое подбрюшье России под смертельной угрозой. Ей сегодня просто нечего противопоставить КНР равноценного тому, что имелось в годы СССР. Впрочем, первой жертвой такого развития событий скорее всего падут все же бывшие советские республики Средней Азии. Китай - это Китай, со своим менталитетом. Уже попели "Москва-Пекин!" ... чем все закончилось? Так что особенно умиляться и расслабляться не стоит.
    1. 0
      9 октября 2017 14:23
      Цитата: LeonidL
      Ей сегодня просто нечего противопоставить КНР равноценного тому, что имелось в годы СССР.


      Напомню - концепция ограниченной ядерной войны:
      Крупные города, становятся заложниками возможных ядерных ударов, боевые действия на суше против крупных военных соединений противника, ведутся при помощи тактического ЯО. В этом случае количественное превосходство вооруженных сил, нивелируется количеством тактического ЯО. Россия обладает достаточно крупным арсеналом тактического ЯО, что бы справиться с многочисленным противником.
  10. +2
    10 декабря 2017 11:20
    Обращаю внимание уважаемые комментирующие.5 февраля (9 марта) 1891 года Александр III подписал именной высочайший указ, о строительстве Транссибирской железной дороги.Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 года, а спустя год, 16 (29) октября 1905 года Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию, и поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана. ЗА 14 ЛЕТ, на лошадях.
    После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, а значит и над восточной частью Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.Конец строительства исключительно по территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года с пуском Хабаровского моста через Амур. За 25 лет построили русские инженеры, купцы и самое главное; русские мужики на телегах. Не на КАМазах, МАЗах, а на телегах. Без комсомольцев, зеков и желдорбатов.
    Для понимания подвига русских строителей Танссиба. БАМ начали строить в 1928г. В 1941г году остановили, в 1947 начали вновь и в 2003 сдали в полную эксплуатацию Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.
    БАМ почти на 500 км короче Транссиба на участке от Тайшета до морского порта Ванино.
    И Транссиб построила "лапотная", "беграмотная" Россия. Товарищи краснофлажковые и либералы, а дорогу Питер -Мурманск построили за 2 года, без зеков, комсомольских отрядов и опять на лошадях. Строили во время 1 мировой войны. И опять "лапотная", "безграмотная", "забитая" Россия.
  11. +1
    20 января 2018 07:02
    развитие транспортной инфраструктуры восточно-сибирского края и сейчас остаётся трудной задачей за 33 года "ЖЕЛЗКА" дошла до Якутска но до строительства моста через Лену руки так и не дошли